31.01.2025
ГТК о корректировке постановлений по вопросам утилизации транспортных средств
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь в отношении транспортных средств подлежит уплате утилизационный сбор по ставкам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь. Указанные ставки установлены:
-
в отношении легковых и грузовых автомобилей, а также прицепов к ним – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437);
-
в отношении самоходных машин и прицепов к ним – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним» (далее – постановление № 951).
С 10 февраля 2025 г. вступают в силу изменения в вышеуказанные постановления, предусматривающие повышение размера ставок утилизационного сбора.
Справочно. Контроль за уплатой утилизационного сбора осуществляется:
- налоговыми органами – в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь;
таможенными органами в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 – 1.5 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 - 1.5 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь, применяются ставки утилизационного сбора, действующие на дату представления в таможню документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора.
Изменения постановления № 437.
В отношении транспортных средств, указанных в приложении 2 к постановлению № 437, ставки утилизационного сбора в среднем увеличены в два раза.
В соответствии с внесенными изменениями в отношении транспортных средств категории Ml, оснащенных электродвигателями с различными типами гибридных силовых установок, исключается возможность применения «пониженной ставки» утилизационного сбора.
Необходимо отметить, что ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств категории Ml, указанные в подпунктах 1.1 – 1.6 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 437, применяются при ввозе транспортных средств субъектами хозяйствования как с территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), так и с территории третьих стран.
Справочно. Из приложения 2 постановления № 437 исключена отдельная категория транспортных средств, ввозимых (ввезенных) с территорий государств – членов ЕАЭС.
Транспортные средства категории Ml, ввозимые физическими лицами для личного пользования, в том числе оснащенные электродвигателями, облагаются утилизационным сбором по ставкам, предусмотренным в подпункте 1.7 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 437.
При этом в отношении транспортных средств категории Ml, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, ставка утилизационного сбора не изменилась и составляет 544,5 белорусских рублей.
В отношении транспортных средств категории Ml, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ставка утилизационного сбора увеличилась немного более, чем на 30 процентов, и составляет 1089 белорусских рублей.
Сравнение ставок по транспортным средствам категории Ml приведены в приложении 1.
Виды и категории транспортных средств
|
Действующие (ПСМ от 01.07.2019 № 437) ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
|
«Новые» ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
|
до трех лет включительно
|
более трех лет
|
до трех лет включительно
|
более трех лет
|
Транспортные средства, категории M1 :
|
|
|
|
|
1. ввозимые юридическими лицами,
|
|
|
|
|
с электродвигателями
|
544,5
|
816,7
|
1 148,86
|
2 757,36
|
с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. сантиметров
|
3 145,69
|
8 026,93
|
6 365,57
|
16 249,5
|
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
|
11 645,24
|
20 485,71
|
23 575,91
|
41 471,55
|
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
|
32 727,55
|
49 548,46
|
66 248,51
|
100 301,81
|
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
|
37 577,8
|
57 528,9
|
76 068,86
|
116 459,46
|
свыше 3500 куб. сантиметров
|
47 851,65
|
62 906,01
|
96 868,22
|
127 339,56
|
2. ввозимые физическими лицами для личного пользования:
|
|
|
|
|
с электродвигателями
|
544,5
|
816,7
|
544,5
|
1 089,0
|
с рабочим объемом двигателя не более: 1000 куб. сантиметров
|
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
|
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
|
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
|
свыше 3500 куб. сантиметров
|
Дополнительно постановление № 437 выделены такие виды транспортных средств как автосамосвалы и автофургоны, в отношении которых установлены соответствующие ставки утилизационного сбора в зависимости от их характеристик.
Помимо этого, скорректированы положения, регулирующие применение «пониженных ставок» в отношении седельных тягачей.
С 10 февраля 2025 г. применяются «пониженные ставки» в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов не только 6, но и 5 (подпункты 2.8 и 2.13 пункта 2 приложения 2 к постановлению № 437). Особенности применения таких «пониженных ставок» утилизационного сбора определяются пунктом 33 постановление № 437 (с учетом вносимых изменений), а именно «пониженные ставки» применяются в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов 5 и 6:
-
в пределах количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Министерством транспорта и коммуникаций в порядке, им установленном;
-
свыше пределов количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики.
Также изменениями в постановление № 437 предусмотрена особенность применения ставок в отношении автобусов (транспортные средства категорий M2 и M3). «Пониженные ставки» утилизационного сбора, указанные в подпунктах 4.5 и 4.7 пункта 4 приложения 2 к постановлению № 437, применяются при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики.
Изменения постановления № 951.
Размеры ставок утилизационного сбора указанные в приложении 2 к постановлению № 951 изменены, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в основном в пределах 10 процентов.
Также в приложении 2 к постановлению № 951 выделены такие виды самоходных машин как мотовездеходы, снегоболотоходы, снегоходы.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь

Минтруда о постановлении Правительства по вопросам содействия в трудоустройстве
В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О занятости населения» принято постановление Правительства от 9 июня 2025 г. № 312, вносящее изменения в четыре постановления Совета Министров. Нововведения направлены на расширение возможностей трудоустройства, поддержку безработных и молодежи.
1. Временная трудовая занятость молодежи
Изменения в постановлении от 23 июня 2010 г. № 958 предусматривают:
-
расширение перечня организаций, которые могут привлекать молодежь к временной работе с государственной поддержкой – теперь это любые организации, независимо от формы собственности (ранее только бюджетные и имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности);
-
сокращение в 2 раза сроков рассмотрения документов нанимателей, организующих временную занятость молодежи, органами по труду, занятости и соцзащите (с 21 до 10 рабочих дней).
2. Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности
Новая редакция Положения о содействии безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности включает:
-
предоставление субсидий безработным для организации индивидуальной предпринимательской деятельности в виде:
-
регистрации в качестве ИП;
-
деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленничества или самостоятельной профессиональной деятельности;
-
сокращение срока рассмотрения заявок на субсидию – до 10 дней.
-
увеличение периода осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности с 6 до 9 месяцев, после истечения которого утрачивается обязанность по возврату субсидии.
Размеры субсидий остаются прежними: от 5 000 до 9 200 рублей (11–20-кратный БПМ).
3. Оплачиваемые временные работы для безработных
Оплачиваемые временные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной материальной поддержки безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Обновленное Положение о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ предусматривает:
-
расширение круга организаций, которые могут организовывать временные работы с господдержкой (включая все организационно-правовые формы);
-
актуализацию перечня видов работ.
-
финансирование из бюджета:
-
оплата труда безработных, принятых нанимателями для выполнения оплачиваемых временных работ;
-
транспортные расходы (проезд к месту работы и обратно).
4. Внесены изменения в Положение об организации обучения и трудоустройства по направлению службы занятости
Ключевые изменения:
-
впервые введена возможность обучения на водительские категории (включая сельхозтехнику), что создаст стимулы для повышения заинтересованности у безработных в трудоустройстве, в том числе для работы в сельскохозяйственных организациях, а нанимателю – в решении кадрового вопроса;
-
появилась возможность дистанционного обучения безработных;
-
предусмотрена компенсация расходов на аренду жилья, если обучение проходит в другом городе, а в общежитии нет мест.
Определен порядок взаимодействия службы занятости с нанимателями по вопросам трудоустройства безработных после окончания обучения.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Комментарий к постановлению МНС об исчислении и уплате налогов с физических лиц
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
-
справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
-
реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
-
извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
-
извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
-
извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
-
извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
-
уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
-
уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
-
деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
-
деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
-
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
-
реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
-
реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
-
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
-
работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
-
разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
-
фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
-
чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
-
услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
-
ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
-
деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
-
предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МНС об отдельных аспектах применения инвестиционного вычета
Министерство по налогам и сборам по отдельным вопросам, связанным с применением инвестиционного вычета с 2025 года, разъясняет следующее.
С 1 января 2025 г. частью второй подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) установлено, что инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений можно применить только в случае, если они являются зданиями и сооружениями производственного назначения.
Помимо этого, в соответствии с частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК инвестиционный вычет, среди прочего, не может быть применен к административным зданиям, к сооружениям, используемым в административных целях, к зданиям, сооружениям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере торговли, общественного питания. При этом к зданиям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере общественного питания, не относятся здания производственного назначения, в которых размещены столовые и иные объекты общественного питания.
При отнесении здания, сооружения к зданию, сооружению производственного назначения считаем возможным использовать информацию, содержащуюся в документах на их регистрацию, в отношении назначения здания, сооружения (например, в техническом паспорте, свидетельстве о государственной регистрации).
Полагаем, что в случае отсутствия у организации документального подтверждения того, что это или иное здание, сооружение относится к зданию, сооружению производственного назначения, у организации отсутствуют основания для применения инвестиционного вычета по такому зданию, сооружению.
Назначение объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества (приложение к постановлению Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 № 33) и указывается исходя из назначения расположенных в них помещений, занимающих большую площадь. Если какое-либо помещение имеет назначение, не соответствующее основному назначению здания или сооружения, то при определении их назначения кроме основного назначения здания или сооружения дополнительно используется назначение такого помещения (помещений) (примечание <**> к единой классификации назначения объектов недвижимого имущества).
Инвестиционный вычет, как и ранее, не может быть применен к части объекта основных средств.
Исходя из правовых предписаний указанных выше норм с 1 января 2025 года организации вправе применить инвестиционный вычет исключительно в отношении зданий и сооружений, которые исходя из их документального оформления фактически используются (предназначены для использования) в производстве продукции, и не вправе применить инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений, используемых (предназначенных для использования) при оказании услуг, выполнении работ.
С учетом изложенного инвестиционный вычет может быть применен, например:
-
по зданию специализированному для производства транспортных средств и (или) оборудования, которое отнесено к используемому в предпринимательской деятельности (в том числе в случае, если в нем расположены буфет, тренажерные залы, гараж, столовая);
-
по зданию специализированному для производства текстильных, швейных, меховых и (или) кожаных изделий, в котором кроме цехов, используемых для производства продукции, находятся помещения, используемые для администрации организации (директора, бухгалтера).
Инвестиционный вычет не может быть применен в отношении, например:
-
здания специализированного для ремонта и (или) технического обслуживания автомобилей (в том числе автомобильные заправочные, зарядные и газонаполнительные станции);
-
здания специализированного финансового назначения;
-
здания специализированного для оказания ветеринарных услуг;
-
по отдельно стоящему зданию торговли;
-
по зданию специализированному иного назначения.
При этом в отношении передаточных устройств, используемых в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет применяется независимо от их назначения.
Также с 1 января 2025 года инвестиционный вычет не применяется к основным средствам, нормативный срок службы которых, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, составляет менее 5 лет, и стоимости вложений в их реконструкцию.
Нормативный срок службы объектов основных средств, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, в целях применения инвестиционного вычета определяется исключительно по сроку, указанному в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
Соответственно организации вправе применить инвестиционный вычет в отношении основных средств, нормативный срок службы которых согласно приложению к вышеуказанному постановлению № 161 составляет 5 и более лет.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МНС о правовом регулировании налогового учета курсовых разниц
Министерство по налогам и сборам по вопросу включения в состав внереализационных расходов курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и (или) получением займов, разъясняет следующее.
С 1 января 2025 года в соответствии с подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) не включаются в состав внереализационных расходов курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и (или) получением займов.
К таким активам и обязательствам относятся активы и обязательства по договорам займа, в которых предусмотрено погашение задолженности белорусскими рублями в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.
Ограничения, установленные подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175 НК, распространяются также на любые такие займы, в том числе предоставленные, полученные до 1 января 2025 года и применяются в отношении курсовых разниц, возникших в бухгалтерском учете при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и (или) получением займов (в том числе и остатков накопленных в бухгалтерском учете на начало 2025 года таких курсовых разниц, за исключением возникших в 2020 году), и списываемых начиная с 1 января 2025 года в бухгалтерском учете и отчетности в состав расходов по финансовой деятельности (у бюджетных организаций – на уменьшение источников финансирования по внебюджетной деятельности).
Вышеуказанные ограничения по учету при налогообложении прибыли курсовых разниц применяются исключительно в отношении курсовых разниц, которые возникают при пересчете активов и обязательств по таким предоставленным или полученным займам в части основного долга и не применяются по курсовым разницам, возникающим при пересчете процентов по таким займам.
Эмитентам и владельцам облигаций необходимо учитывать следующее.
Пунктом 4 статьи 179 НК установлено, что для целей главы 16 НК операции эмитентов с облигациями собственной эмиссии признаются операциями по привлечению или возврату займов. Для владельца облигаций аналогичной нормы не установлено.
Справочно. Согласно статье 768 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) к отношениям займа, оформленного, в частности, облигацией, применяются правила главы 42 ГК постольку, поскольку это не противоречит законодательству об эмиссии и обращении облигаций.
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг установлена в Законе Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг» и не предполагает заключения отдельных договоров займа или аналогичных ему договоров. В случае предоставления займа, оформленного облигацией, отношения сторон оформляются соответствующим договором (договором купли-продажи облигаций).
Следовательно, у эмитента облигаций курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости обязательств по погашению облигаций, не включаются в состав внереализационных расходов. Курсовые разницы, возникающие у эмитента облигаций при пересчете выраженных в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, обязательств по выплате процентного дохода, включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.26 пункта 3 статьи 175 НК.
У владельца облигаций курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости облигаций, процентного дохода подлежат включению в состав внереализационных расходов.
Обращаем внимание, что курсовые разницы, возникающие по гражданско-правовым договорам, связанным с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услугам, заключенным в белорусских рублях с привязкой к эквиваленту в иностранной валюте, условиями которых предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа учитываются при налогообложении прибыли без учета ограничений, установленных подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175 НК.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Профессионально-техническое образование. Изменения в аттестации учащихся, курсантов
25 апреля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 февраля 2025 г. № 39 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (специальностям) (далее – учебный план), итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Правила аттестации дополнены формой контроля учебной деятельности – протоколом итоговых испытаний.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического задания по производственному обучению выставляется отметка «1».
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!