/ / Аналитика
25.02.2025

Новое в уголовном законодательстве

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 февраля 2025 г.

Основные положения Закона Республики Беларусь от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» разработаны во исполнение поручения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по итогам совещания 11 января прошлого года специально созданной межведомственной рабочей группой.

Главная цель подготовки законопроекта была определена Главой государства: сделать Уголовный кодекс более справедливым, позволяющим максимально обеспечить индивидуальный подход при назначении наказания.

3 марта текущего года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (Закон). Основу Закона составляют изменения трех кодексов: Уголовного (УК), Уголовно-процессуального (УПК) и Уголовно-исполнительного (УИК). Взаимосвязанные корректировки внесены в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Наиболее существенные изменения связаны, в первую очередь, с системным пересмотром санкционного обеспечения уголовного закона. Цель пересмотра – устранение дисбаланса в системе наказаний.

Одно из проявлений дисбаланса – наличие безальтернативных санкций, предусматривающих наказание исключительно в виде лишения свободы, что в ряде случаев не позволяет определить соразмерное и справедливое наказание, в полной мере учитывающее характер и степень общественной опасности деяния, а также личность лица, совершившего преступление.

В этой связи Закон дополняет альтернативными лишению свободы наказаниями санкции более 20 составов преступлений (часть 3 статьи 156, часть 2 статьи 161, часть 1 статьи 171, части 1 и 2 статьи 1711 , часть 2 статьи 173, часть 3 статьи 178, часть 1 статьи 1811, часть 1 статьи 183, часть 2 статьи 184, части 1 и 2 статьи 187 УК и ряд других).

Санкции с резкими переходами от наиболее мягких к наиболее строгим мерам ответственности дополнены промежуточными по степени строгости наказаниями. Более широкая альтернатива в выборе наказаний будет способствовать дифференциации уголовной ответственности. При этом в подавляющем большинстве санкции дополняются наказанием в виде ограничения свободы, назначение которого возможно с направлением либо без направления в исправительное учреждение открытого типа (часть 3 статьи 233, части 2 и 3 статьи 2951 УК и другие). В ряде статей санкции дополнены альтернативными лишению свободы штрафом, арестом и иными видами наказаний (статья 138, часть 2 статьи 2031 УК и другие).

Для обеспечения соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления предусматривается смягчение наказания за отдельные преступления. Например, из санкции статьи 251 УК исключены наказания в виде ареста и ограничения свободы (остаются штраф и исправительные работы). В санкции статьи 341 УК снижен срок ограничения свободы и лишения свободы (с 3 до 2 лет), что также позволило изменить категорию преступления на не представляющее большой общественной опасности.

В ряд санкций включены дополнительные наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (часть 2 статьи 149, часть 2 статьи 229 УК и другие). В санкциях отдельных статей исключено указание об обязательном назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (части 3 и 4 статьи 211, часть 1 статьи 235 УК и другие).

В свою очередь, в некоторых случаях ответственность обоснованно усилена: например, в санкции части 2 статьи 3391 УК увеличен срок ограничения свободы и лишения свободы с 3 до 4 лет; из санкции части 1 статьи 435 УК исключено основное наказание в виде штрафа, поскольку объектом охраны данной нормы являются общественные отношения в сфере призыва на воинскую службу.

Всего же в целях обеспечения дифференциации ответственности и индивидуализации наказания Закон корректирует около 100 санкций.

Значительное количество новелл отражает последовательную государственную политику в направлении гуманизации уголовной ответственности.

Так, в статье 126 УПК установлено ограничение для применения меры пресечения в виде заключения под стражу, а в статьях 57 и 115 УК для назначения лишения свободы отдельным категориям граждан, совершившим не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления. В частности, заключение под стражу не будет применяться к несовершеннолетним, женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов. Указанным лицам, а также инвалидам первой группы, совершившим такие преступления впервые, не будет назначаться наказание в виде лишения свободы.

Исключение составят случаи совершения названными лицами преступления экстремистской направленности, а равно преступления, сопряженного с применением (угрозой применения) насилия или повлекшего по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения.

В соответствии с новой редакцией статьи 187 УИК осужденным предоставляется право непосредственного обращения в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Ранее такое право было только у администраций исправительных учреждений, за которыми оно также сохранится.

Законом совершенствуются подходы к назначению наказания за так называемые наркопреступления.

Так, за незаконные изготовление, приобретение, хранение наркотических средств без цели сбыта (часть 1 статьи 328 УК) можно будет применять арест. Ранее – только ограничение или лишение свободы на срок до пяти лет.

За те же действия, но совершенные с целью сбыта, или сам сбыт наркотических средств (часть 2 статьи 328 УК) без отягчающих обстоятельств вводится возможность назначить ограничение свободы на срок до пяти лет. Ранее – только лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом или без.

В санкции части 4 статьи 328 УК, предусматривающей ответственность за незаконный оборот наркотических средств в составе организованной группы, нижний предел наказания в виде лишения свободы снижен с 10 до 8 лет. При этом верхний предел лишения свободы – до 20 лет – остается без изменения.

Введены новые основания для освобождения от уголовной ответственности за преступления, направленные на уклонение от исполнения воинской обязанности (примечание к главе 36 УК). Лицо, совершившее деяния, предусмотренные статьями 434–437 УК, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило органу, ведущему уголовный процесс, о своей готовности исполнить воинскую обязанность и встало на воинский учет, прошло мероприятия по призыву на воинскую службу, явилось на сборы (занятия).

Ввиду достаточности гражданско-правовых средств защиты права собственности декриминализируются деяния, которые на сегодняшний день фактически не обладают общественной опасностью, присущей преступлению. В частности, исключается уголовная ответственность за незаконное безвозмездное отчуждение в значительном размере чужого имущества, вверенного виновному, при отсутствии корыстной цели (статья 217 УК).

Переводятся в дела частно-публичного обвинения, то есть будут возбуждаться только по заявлению потерпевшего, дела о нарушениях правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, а также правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов, повлекших причинение тяжкого телесного повреждения, совершенных близкими лица, пострадавшего от преступления (часть 2 статьи 316 УК, часть 2 статьи 317 УК).

К делам частно-публичного обвинения отнесено и не представляющее большой общественной опасности преступление о поставлении в опасность заражения ВИЧ (часть 1 статьи 157 УК).

С учетом снижения общественной опасности частично декриминализированы деяния, связанные с заражением венерическим заболеванием. Согласно новой редакции статьи 158 УК уголовная ответственность будет наступать только в случае заражения таким заболеванием несовершеннолетнего либо двух или более лиц.

Изменениями, внесенными в часть 1 статьи 86 УК и часть 1 статьи 88 УК, устанавливается возможность освобождения от уголовной ответственности при соблюдении определенных условий всех лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, а не только совершивших их впервые.

Расширяются гарантии соблюдения прав несовершеннолетних участников уголовного процесса. Для этого в УПК закрепляется обязательное участие педагога или психолога не только при проведении допроса, но и очной ставки, проверки показаний на месте с участием несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого (часть 1 статьи 435), а также потерпевшего и свидетеля, не достигших возраста четырнадцати лет (часть 11 статьи 222 и часть 12 статьи 225).

Закон содержит ряд положений, обусловленных необходимостью повышения уровня уголовно-правовой защиты общественных отношений в современных условиях.

Расширяется круг преступлений, за которые белорусские граждане будут нести ответственность при их совершении за пределами страны. Речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества (статьи 130–1302 УК), связанных с терроризмом (статьи 289–2905 УК), дискредитацией страны (статья 3691 УК), и ряде других.

Устанавливается уголовная ответственность за несанкционированное распространение информации о перемещении военной техники в период чрезвычайного, военного положения и контртеррористической операции (статья 3753 УК).

Закрепляется новое обстоятельство, отягчающее ответственность, – это совершение преступления в условиях военного времени или военного положения (пункт 15 части 1 статьи 64 УК).

В развитие положений обновленных Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» Закон устанавливает дополнительные меры защиты чести и достоинства Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, и членов его семьи.

В этой части УК дополнен статьей 3661 «Насилие либо угроза в отношении Президента Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, прекратившего исполнение своих полномочий», а также внесены соответствующие изменения в статью 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь» и статью 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь».

Законом предусмотрена реализация дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям. В частности, в статье 132 УПК регламентировано право органа уголовного преследования налагать арест на денежные средства, находящиеся на счетах или во вкладах (депозитах) в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях, электронные деньги, находящиеся в электронных кошельках, криптовалюту независимо от права собственности, если они являются предметом преступления (например, похищены с использованием средств удаленного доступа). Это позволит органу уголовного преследования оперативно возвращать такие средства потерпевшему лицу.

Для устранения причин и условий совершения преступлений с использованием сети Интернет частью 2 статьи 199 УПК Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета, Председатель Комитета государственной безопасности и Министр внутренних дел (уполномоченные ими должностные лица) наделяются правом направления организациям и индивидуальным предпринимателям специальных представлений о применении мер ограничительного характера. В числе таких мер – прекращение либо приостановление оказания услуг электросвязи, интернет-услуг, ограничение доступа к интернет-ресурсу.

Дифференцируется ответственность за незаконный оборот платежных инструментов (статья 222 УК и статья 12.35 КоАП). К примеру, за распространение чужих (находящихся в незаконном владении) реквизитов банковских платежных карточек сохраняется уголовная ответственность. Такие же действия в отношении собственных (находящихся в законном владении) реквизитов банковских платежных карточек будут влечь административную ответственность.

Ряд нововведений направлен на повышение профилактической составляющей уголовного закона.

Так, с учетом практики применения законодательства в части 1 статьи 81 УК корректируется перечень лиц, подпадающих под профилактическое наблюдение. К таким лицам теперь отнесены осужденные за тяжкое или особо тяжкое преступление, два или более раза за любые умышленные преступления, за умышленное преступление к наказанию в виде лишения свободы, осужденные в порядке, предусмотренном статьями 77–79 или 117 УК, а также лица, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания и освобожденные от наказания условно на основании акта помилования или амнистии.

Для лиц, находящихся под профилактическим наблюдением, вводится судебный порядок установления новых дополнительных обязанностей, например, поступить на работу или учебу, пройти принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании (часть 3 статьи 81 УК).

Одновременно предусматривается административная ответственность находящихся под профилактическим наблюдением лиц за неисполнение вышеназванных обязанностей (часть 2 статьи 25.11 КоАП).

В статье 95 УК получила дополнительную регламентацию так называемая условная амнистия. По новому правилу, освобождая осужденного на основании акта амнистии от наказания условно, суд может возложить на него выполнение в течение неотбытой части наказания ряда обязанностей, например, поступить на работу или учебу или заниматься иной деятельностью, при осуществлении которой лицо считается занятым в соответствии с законодательством о занятости населения. В случае противоправного поведения освобожденного лица, несоблюдения им возложенных при освобождении от наказания обязанностей суд вправе отменить условное освобождение.

Изменениями, внесенными в пункт 6 части 5 статьи 55 УК, вводится возможность назначать ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа лицам, к которым применены принудительные меры лечения в связи с хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. Данный подход позволит привлекать таких лиц к труду в процессе отбывания названного вида наказания.

Вышеуказанным Законом подверглись корректировке и иные нормы уголовного и административного законодательства. Его текст доступен для ознакомления на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Гайдучёнок В.А.,
заместитель директора Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»