24.02.2025
МНС о применении многодетными родителями с 1 января 2025 г. имущественного налогового вычета
Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими на практике вопросами, связанными с получением с 1 января 2025 г. имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), многодетными родителями, разъясняет следующее.
С 1 января 2025 г. часть пятнадцатая подпункта 1.1 пункта 1 статьи 211 НК дополнена нормой, в соответствии с которой ограничение об однократном применении имущественного налогового вычета, предоставляемого физическим лицам по фактически произведенным расходам на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, не распространяется на родителей (усыновителей, удочерителей) – членов многодетной семьи, осуществляющих строительство или приобретение одноквартирного жилого дома (далее – жилого дома) либо квартиры с привлечением льготного кредита или одноразовой субсидии на строительство либо приобретение жилых помещений, полученных в порядке, установленном законодательством.
Справочно: под многодетной семьей понимаются родители (усыновители, удочерители), на воспитании и иждивении которых находятся трое и более детей в возрасте до восемнадцати лет (абзац 9 части второй статьи 195 НК).
Вышеприведенная норма на основании пункта 7 статьи 3 НК вступила в силу с 1 января 2025 г. и распространяет свое действие на расходы на строительство либо приобретение жилья на территории Республики Беларусь, фактически понесенные многодетными родителями с 1 января 2025 г.
Порядок предоставления гражданам, в том числе многодетным семьям, льготных кредитов, одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений определены:
-
Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13);
-
Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (далее – Указ № 240);
-
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2012 № 366 «О некоторых вопросах предоставления гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»;
-
постановлением Совета Министров Республик Беларусь от 30.04.2002 № 555 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений».
Таким образом, с 1 января 2025 года право на повторное получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 НК, имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий родители (усыновители, удочерители), если:
а) на дату заключения договоров строительства либо купли-продажи жилых помещений у них на воспитании и иждивении находится трое и более детей в возрасте до восемнадцати лет, и
б) строительство или приобретение этих жилых помещений осуществляется ими с привлечением льготного кредита или одноразовой субсидии.
При этом имущественный налоговый вычет предоставляется многодетным родителям в отношении расходов на строительство или приобретение жилых помещений, фактически понесенных ими с 1 января 2025 года, независимо от:
-
даты заключения договоров строительства либо купли-продажи этих жилых помещений (до или после 1 января 2025 г.);
-
полного или частичного применения до 1 января 2025 г. имущественного налогового вычета в отношении других жилых домов (квартир).
Рассмотрим порядок применения вычета на отдельных ситуациях.
Ситуация 1. Многодетная семья состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 2023 года осуществляет строительство двух квартир с привлечением одноразовой субсидии, полученной в соответствии с Указом № 240, кредита банка и собственных денежных средств. По состоянию на 1 января 2025 г. строительство квартир не завершено.
Многодетная мать не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком. Расходы на строительство осуществляет отец – член многодетной семьи, до 1 января 2025 г. получал имущественный налоговый вычет по расходам, понесенным в 2023–2024 гг. на строительство только одной квартиры.
С учетом внесенных изменений в НК многодетный отец с 1 января 2025 г. вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по 3 расходам на строительство двух квартир, а также на погашение кредита банка, фактически понесенным им за счет собственных денежных средств с 1 января 2025 г.
Обращаем внимание, что по суммам расходов на погашение основного долга, уплату процентов по кредиту, выданному банком на строительство жилых помещений, фактически произведенным физическим лицом за счет субсидии, полученной в соответствии с Указом № 240, имущественный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 НК, не предоставляется, так как финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам таких субсидий, осуществляется не за счет собственных средств, а из средств республиканского бюджета и является мерой государственной поддержки граждан при строительстве жилых помещений.
Ситуация 2. Гражданка, состоящая на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2015 году приобрела квартиру. По расходам на ее приобретение получала имущественный налоговый вычет в течение 2015–2020 гг.
В 2019 году вышла замуж, стала многодетной матерью, с 2022 года вместе с супругом и детьми состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2024 года на основании договоров долевого строительства осуществляет строительство двух квартир с привлечением льготного кредита.
До 1 января 2025 г. указанная гражданка права на получение имущественного налогового вычета по расходам, направленным в 2024 году на строительство ни одной из квартир не имела, так как применяла такой вычет ранее в отношении квартиры, приобретенной до брака.
Супруг гражданки – многодетный отец до 1 января 2025 г. вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по расходам на строительство только одной из квартир - при условии, что ранее такой вычет не получал (полностью/частично) в отношении иной квартиры или иного жилого дома.
С текущего календарного года право на получение имущественного налогового вычета по расходам на строительство двух квартир, произведенным с 1 января 2025 г., имеют оба многодетных родителя.
Ситуация 3. Многодетная семья в составе двух родителей и троих детей состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может воспользоваться государственной поддержкой по Указу № 13 в виде льготного кредита на строительство жилых помещений. На дату заключения договоров на строительство двух квартир старшему ребенку исполнилось 19 лет.
В рассматриваемой ситуации член многодетной семьи (родитель) не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по 4 расходам на строительство двух квартир, фактически понесенным с 1 января 2025 г., так как на дату заключения договоров на строительство этих квартир он являлся родителем, на воспитании и иждивении которого находилось только двое детей в возрасте до восемнадцати лет, т.е. его семья не соответствовала понятию многодетной, для целей подпункта 1.1 пункта 1 статьи 211 НК.
Соответственно, в данной ситуации как до 1 января 2025 г., так и после этой даты родитель вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по расходам, направленным на строительство только одной квартиры.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МНС о правовом регулировании вопросов, связанных с обращением электронных счетов-фактур
В связи с принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15» (постановление № 7) сообщаем следующее.
Постановлением № 7 внесены изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (Инструкция), в целях приведения положений в соответствие с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), а также в целях обеспечения решения вопросов, связанных с обращением на территории Республики Беларусь электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) с учетом результатов их практического применения в 2024 г. с использованием Портала электронных счетов-фактур (www.vat.gov.by) (Портал), являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам, в частности:
1. исключается выставление ЭСЧФ на Портал по сделкам со взаимозависимыми лицами при начислении процентов по кредиту (займу) (п. 3, подп. 31.3 п. 21, подп. 22.1 п. 22, подп. 23.1 п. 23, подп. 26.1, 26.2.2, 26.6, 26.11 п. 26, пп. 64, 65 Инструкции);
2. определяется порядок заполнения адреса места нахождения выступающих поставщиками представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, возможность открытия которых предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2024 г. № 846 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» с учетом статьи 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь (подп. 22.10 п. 22, подп. 23.10 п. 23 Инструкции);
3. определяется порядок проставления в ЭСЧФ признака «Вычет в полном объеме» (п. 67 Инструкции).
Справочно. В соответствии с подпунктом 27.9 пункта 27 статьи 133 НК по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь, вычет сумм налога на добавленную стоимость (НДС) производится в полном объеме;
4. в связи с исключением пункта 9 статьи 1411 НК упраздняются положения о создании ЭСЧФ при приобретении товаров плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в связи с осуществлением электронной дистанционной продажи (абз. 20 ч. 1 подп. 26.11 п. 26, п. 66 Инструкции);
5. приводится в соответствие с технически реализованными в системе порядком:
5.1. определения отчетного периода в отношении оборота по реализации, указанного в дополнительном ЭСЧФ с признаком «Возврат товара».
Справочно. Часть третья подпункта 26.11 пункта 26 Инструкции дополнена правилом, согласно которому по ЭСЧФ, который подписан электронной цифровой подписью покупателя и в котором в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» указан признак «Возврат товара», Порталом автоматически определяется отчетный период, в котором у продавца уменьшается оборот по реализации и исчисленная от него сумма НДС в зависимости от даты подписания ЭСЧФ покупателем;
5.2. проставления в ЭСЧФ признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23 и подп. 24.61 п. 24 Инструкции).
Дополнение указанного признака повлекло изменение формы ЭСЧФ:
раздела 3 ЭСЧФ «Реквизиты получателя»;
раздела 4 ЭСЧФ «Реквизиты грузополучателя»;
5.3. проставления при реализации (ввозе) товаров (продукции), облагаемых по ставке НДС в размере десять (10) процентов в соответствии с пунктом 2 статьи 122 НК в ЭСЧФ признаков дополнительных данных (ч. 1 подп. 26.11 п. 26 Инструкции):
«Продукция растениеводства, пчеловодства, животноводства, рыбоводства, дикорастущей продукции»;
«Продовольственные товары и товары для детей»;
«Лекарственные средства и медицинские изделия»;
5.4. указания в разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» ЭСЧФ в отдельном блоке «Сумма уплаченных акцизов» формы ЭСЧФ суммы акцизов, уплаченной таможенным органам при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров (подп. 26.121 п. 26 Инструкции), что повлекло изменение формы ЭСЧФ;
5.5. заполнения ЭСЧФ при реализации комитентом (доверителем) на основании договоров комиссии (поручения) или иных аналогичных гражданско-правовых договоров через комиссионера (поверенного) – резидента Республики Беларусь товаров покупателю – физическому лицу (п. 452 Инструкции).
Справочно. В связи с изменением технического решения слово «физлицо» не используется. Реализована возможность проставления признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23, подп. 24.61
п. 24, п. 64 Инструкции).
Постановление № 7 вступает в силу с 12 марта 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

О правовом регулировании ведения дифференцированного учета данных при реализации товаров
Министерство по налогам и сборам по вопросам ведения дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, в том числе подлежащих маркировке сообщает следующее.
Что такое дифференцированный учет данных о товарах?
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16) дифференцированный учет – автоматизированный учет, предусматривающий наличие у субъекта хозяйствования информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товаров в торговых объектах.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны использовать кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, а также формирование в платежном документе наименования товара:
-
при продаже товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, и магазинов беспошлинной торговли;
-
при реализации товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации и (или) унифицированными контрольными знаками.
Как понять субъекту хозяйствования, должен ли он обеспечивать дифференцированный учет?
1. Определиться с торговой площадью торгового объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания»:
-
торговая площадь – площадь торгового зала (торговых залов) магазина, павильона (подпункт 1.30);
-
торговый зал – часть магазина, павильона, предназначенная для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания и прохода покупателей, проведения денежных расчетов с ними (подпункт 1.34).
Так, например, к торговой площади магазина относятся следующие перечисленные площади:
-
площадь примерочных кабин (для демонстрации товаров и обслуживания покупателей);
-
площадь, занятая рабочим местом кассира, и площадь, на которой размещено кассовое оборудование (для проведения денежных расчетов с покупателями);
-
площади, расположенные внутри магазина, но используемые в качестве выставочного зала, в котором размещены манекены с образцами товаров (для демонстрации товаров).
Не относятся к торговой площади магазина:
-
площадь, используемая в качестве склада для товара (складские помещения);
-
площадь, используемая как бытовое помещение для работников (для хранения одежды, личных вещей) либо для отдыха работников.
Площадь, используемая для хранения вещей покупателей (то есть площадь, занимаемая кабинами для хранения вещей, ящиков для хранения вещей, столами, где покупатели могут оставить свои вещи), может находиться как в торговом зале магазина, так и в иных местах в зависимости от планировки торгового зала магазина (к примеру, камеры хранения вещей могут располагаться как в торговом зале, так и в тамбуре или за линией, где размещено кассовое оборудование.
2. Определиться, реализуются ли в торговом объекте товары, подлежащие маркировке средствами идентификации и (или) унифицированными контрольными знаками.
Перечни товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации или унифицированными контрольными знаками, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2021 № 1030 «О подлежащих маркировке товарах».
Что субъекту хозяйствования необходимо сделать для обеспечения дифференцированного учета?
1. Приобрести и использовать кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах.
Справочно. Актуальная информация о перечнях моделей кассового оборудования, соответствующих новым требованиям, а также сферы их применения размещена на официальном сайте МНС и доступна для ознакомления по
ссылке.
Дифференцированный учет данных о реализации товаров может быть обеспечен в кассовом оборудовании 2 способами:
- 1 способ – с использованием внутренней базы товаров (хранящейся в памяти кассового аппарата, программном обеспечении программной кассы или внешних носителях информации);
- 2 способ – взаимодействием с внешней базой товаров (в составе кассовой компьютерной системы (в отношении кассовых аппаратов) либо взаимодействующее с товарно-учетной системой субъекта торговли (в отношении программных касс).
Для реализации 1 способа субъекту хозяйствования для реализации ведения дифференцированного учета данных о товарах необходимо на кассовом оборудовании (памяти кассового аппарата, программном обеспечении программной кассы или других внешних носителях информации) создать базу товаров и включить в нее следующие сведения:
-
количество предлагаемых к реализации товаров;
-
наименование товара; стоимость (цена) товара;
-
международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN) (по товарам, подлежащим товарной нумерации и штриховому кодированию).
При втором способе кассовое оборудование обеспечивает дифференцированный учет в составе кассовой компьютерной системы (в отношении кассовых аппаратов) либо взаимодействует с товарно-учетной системой субъекта торговли (в отношении программных касс) и должно обеспечивать передачу в такие системы следующий сведений:
-
о проданных и возвращенных (в том числе при аннулировании) товарах;
-
количество реализованных (возвращенных) товаров;
-
наименование реализованного (возвращенного) товара;
-
стоимость (цена) реализованного (возвращенного) товара;
-
международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN) реализованного (возвращенного) товары (по товарам, подлежащим товарной нумерации и штриховому кодированию).
Для реализации 2 способа субъект хозяйствования должен обеспечить загрузку вышеуказанной информации в свою учетную систему (вешнюю базу данных о товарах). Так, загрузка может быть осуществлена, как и вручную, так и автоматизированным способом, в том числе путем информационного обмена с другими информационными системами.
Обращаем внимание, что в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь» (далее - Положение№ 748) определен перечень товаров, которые могут не маркироваться штриховыми идентификационными кодами (далее-перечень). В этом случае дифференцированный учет данных о товарах может обеспечиваться без наличия информации о GTIN товара.
Справочно
В перечень включены следующие товары:
- изделия народных художественных ремесел и авторские работы;
-
товары (продукция), изготовленные по индивидуальным заказам;
-
товары (продукция), для которых техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации не предусмотрено наличие потребительской тары, этикетки, ярлыка и на которые технически невозможно нанесение штрихового идентификационного кода;
-
товары (продукция), которые реализуются через розничную торговую сеть непосредственно покупателю путем фасования или другого отмеривания;
-
товары, масса брутто которых превышает 25 кг;
-
товары, являющиеся составной частью комплекта;
-
единичные образцы товаров (продукции);
-
товары (продукция), которые не реализуются оптом и (или) через розничную торговую сеть, общественное питание, а поставляются или изготавливаются для собственного производства (потребления);
-
товары (продукция), которые не предназначены для реализации непосредственно потребителям;
-
ювелирные изделия;
-
мебель;
-
электронно-вычислительные машины;
-
продукция военного назначения.
2. В случае приобретения товаров без нанесенных на товар GTIN, либо информация о которых отсутствует в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее – ePASS), субъектам торговли необходимо самостоятельно обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для получения и нанесения на реализуемые товары GTIN, а также для их описания в ePASS (за исключением товаров, поименованных в пункте 23 Положения № 748).
Обращаем внимание субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю товарами, что в целях упрощения ведения дифференцированного учета данных о товарах, (в том числе маркированных средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками) следует заключать с оптовыми поставщиками договоры купли-продажи (поставки) и предусматривать в таких договорах поставку товаров с нанесенными GTIN, информация о которых присутствует в ePASS.
Справочно. Информационные материалы об использовании GTIN, порядке их получения и нанесения, а также контакты Ассоциации автоматической идентификации ГС1 Беларуси размещены на
сайте.
3. При реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации обеспечивать считывание GTIN, кода маркировки, либо двумерного штрихового кода DataMatrix, впечатанного в унифицированный контрольный знак.
По состоянию на 13.02.2025 16 моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов, соответствующих новым требованиям, и 20 моделей программных касс, соответствующих новым требованиям, обеспечивают ведение дифференцированного учета данных о реализуемых товарах в том числе для товаров, маркированных средством идентификации или унифицированными контрольными знаками при считывании кода маркировки. Информацию о наличии такой функции необходимо уточнять у поставщиков кассовых суммирующих аппаратов и операторов программных касс (информация об операторах программных касс размещена на
сайте РУП «Информационно издательский центр по налогам и сборам».
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МНС о выплатах за наставничество
В связи с поступающими вопросами о реализации наставничества Министерство труда и социальной защиты и Министерство по налогам и сборам в соответствии с компетенцией разъясняют.
На основании статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) для работников устанавливаются обязанности в части добросовестного выполнения трудовых обязанностей, а также иных обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора.
Трудовой договор в качестве обязательных условий должен содержать трудовую функцию работника (пункт 3 части второй статьи 19 ТК). Трудовая функция – работа по одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, должностной (рабочей) инструкцией, технологическими картами и другими документами (статья 1 ТК).
Поскольку должностная (рабочая) инструкция является локальным правовым актом, то решение об установлении конкретной трудовой функции работника наниматель принимает самостоятельно.
Наниматель вправе закрепить в должностной (рабочей) инструкции высококвалифицированного работника трудовые функции по обучению и формированию профессиональных навыков обучаемого работника в период производственного обучения, оказанию помощи ему в освоении профессии и овладении практическими навыками, подготовке его к самостоятельной работе, передаче наставником личного опыта и т.д.
Организация наставничества может быть обеспечена на основании принятого в организации локального правового акта. Соответствующее разъяснение содержится в письме Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерации профсоюзов Беларуси от 11.02.2022 № 4-1-12/684/01-09/23.
В соответствии с частью первой статьи 61 ТК оплата труда работников – определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с ТК, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором.
Системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со статьями 62, 67, 69 и 70 ТК и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора (часть первая статьи 63 ТК).
Работнику, выполняющему обязанности по наставничеству, на основании локальных правовых актов может устанавливаться соответствующая стимулирующая выплата.
Пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) установлено, что затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Подпунктом 2.9 пункта 2 статьи 170 НК установлено, что в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые относятся к затратам, учитываемым при налогообложении, включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде, за исключением расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 171, подпункте 1.3 пункта 1 статьи 173 НК.
Справочно
Подпункт 2.1 пункта 2 статьи 171 НК не регулирует учет при налогообложении прибыли выплат за наставничество.
Подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 173 НК установлены ограничения по включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении, выплат физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам.
Следовательно, выплаты работникам за выполнение обязанностей по наставничеству, связанных с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, производимые на основании локальных правовых актов, трудовых договоров, включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170 НК.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

ГКНТ о новациях налогового законодательства в части освобождения от уплаты патентных пошлин
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) информирует, что с 1 января 2025 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).
В рамках выполнения мероприятий по реализации Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2021 г. № 672 (Стратегия), и в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348 (ГПИР), ГКНТ совместно с Национальным центром интеллектуальной собственности (НЦИС) предприняты меры по экономическому стимулированию научной и научно-технической деятельности.
Определены (расширены) юридически значимые действия и виды их плательщиков, которые освобождены от уплаты патентных пошлин.
Так, по аналогии с патентами на изобретения теперь освобождаются от патентных пошлин плательщики за поддержание в силе в течение первых пяти лет действия патента на полезную модель, промышленный образец, сорт растения, являющиеся результатом научной и научно-технической деятельности и созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.
Справочно
Также, как и ранее было установлено в отношении изобретений, рассматриваемое освобождение от патентной пошлины за поддержание патента в силе не распространяется на плательщиков, которым исключительное право на полезную модель, промышленный образец, сорт растения перешло по договору.
Порядок получения указанной льготы (освобождения от патентной пошлины) установлен в части второй подпункта 2.3 пункта 2 статьи 296 НК.
Также освобождаются от патентных пошлин плательщики, обращающиеся за совершением ряда юридически значимых действий, связанных с правовой охраной объектов права промышленной собственности, являющихся результатами научной и научно-технической деятельности и созданных полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов.
К таким юридически значимым действиям, в частности, относятся подача и проведение экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений и топологии интегральных микросхем, регистрация указанных объектов в соответствующих государственных реестрах, продление и восстановление срока действия патентов, и другие.
Ознакомиться с полным перечнем юридически-значимых действий, а также с порядком получения соответствующей льготы (освобождения от патентной пошлины) можно в подпункте 2.4 пункта 2 статьи 296 НК.
Введение указанных льгот призвано простимулировать обладателей результатов научной и научно-технической деятельности активно пользоваться институтом правовой охраны объектов права промышленной собственности (получения патентов, свидетельств и поддержания их в силе в последующие периоды).
Кроме того, освобождаются от уплаты патентных пошлин или уплачивают их не в полном размере отдельные категории плательщиков за совершение юридически значимых действий, связанных с правовой охраной географических указаний.
Ознакомиться с полным перечнем юридически-значимых действий в отношении географических указаний, а также с видами плательщиков, имеющими право на получение указанных льгот (освобождения от патентной пошлины или уплата ее не в полном размере), можно в подпунктах 2.5 и 2.6 пункта 2 статьи 296 и пункт 31 статьи 297 НК.
Дополнительно сообщаем, что ГКНТ совместно с НЦИС обеспечена возможность обращения за осуществлением ряда административных процедур, в том числе по которым введены вышеуказанные льготы по патентным пошлинам, в электронном виде посредством:
1. Единого портала электронных услуг;
2. автоматизированной информационной системы «Интернет-портал для электронной подачи заявок на объекты промышленной собственности».
Дополнительную информацию можно получить по
ссылке.
Также отмечаем, что в ГПИР одним из основных направлений государственной инновационной политики является организация разработки и реализации комплексных проектов, прежде всего на основе коммерциализации отечественных разработок. Инструментом реализации указанного направления может выступать проект «Биржа интеллектуальной собственности» (Биржа).
Биржа функционирует в рамках реализации Стратегии и ГПИР.
Биржа предоставляет возможность всем заинтересованным ознакомиться с коммерческими предложениями правообладателей о принадлежащих им правах на объекты интеллектуальной.
Услуги на Бирже оказываются бесплатно.
Номенклатура коммерческих предложений на Бирже постоянно расширяется. По состоянию на январь 2025 года на Бирже можно разместить и ознакомиться с:
-
предложениями о передаче прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, сорта растений, охраняемые в соответствии с национальными процедурами регистрации Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийской патентной конвенцией;
-
предложениями о передаче прав использовать объекты авторского права, в частности компьютерные программы;
-
предложениями о передаче прав использовать секреты производства (ноу-хау);
-
предложениями о передаче прав использовать результаты научной и научно-технической деятельности;
-
предложениями по заключению договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);
-
заявками (заказами) на создание и (или) использование объектов интеллектуальной собственности.
Более подробно ознакомиться с проектом «Биржа» можно на
официальном сайте НЦИС.
Информация предоставлена Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

ГТК о корректировке постановлений по вопросам утилизации транспортных средств
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь в отношении транспортных средств подлежит уплате утилизационный сбор по ставкам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь. Указанные ставки установлены:
-
в отношении легковых и грузовых автомобилей, а также прицепов к ним – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее – постановление № 437);
-
в отношении самоходных машин и прицепов к ним – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 951 «Об утилизации самоходных машин и (или) прицепов к ним» (далее – постановление № 951).
С 10 февраля 2025 г. вступают в силу изменения в вышеуказанные постановления, предусматривающие повышение размера ставок утилизационного сбора.
Справочно. Контроль за уплатой утилизационного сбора осуществляется:
- налоговыми органами – в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь;
таможенными органами в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 – 1.5 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 - 1.5 пункта 1 статьи 301 Налогового кодекса Республики Беларусь, применяются ставки утилизационного сбора, действующие на дату представления в таможню документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора.
Изменения постановления № 437.
В отношении транспортных средств, указанных в приложении 2 к постановлению № 437, ставки утилизационного сбора в среднем увеличены в два раза.
В соответствии с внесенными изменениями в отношении транспортных средств категории Ml, оснащенных электродвигателями с различными типами гибридных силовых установок, исключается возможность применения «пониженной ставки» утилизационного сбора.
Необходимо отметить, что ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств категории Ml, указанные в подпунктах 1.1 – 1.6 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 437, применяются при ввозе транспортных средств субъектами хозяйствования как с территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), так и с территории третьих стран.
Справочно. Из приложения 2 постановления № 437 исключена отдельная категория транспортных средств, ввозимых (ввезенных) с территорий государств – членов ЕАЭС.
Транспортные средства категории Ml, ввозимые физическими лицами для личного пользования, в том числе оснащенные электродвигателями, облагаются утилизационным сбором по ставкам, предусмотренным в подпункте 1.7 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 437.
При этом в отношении транспортных средств категории Ml, с даты выпуска которых прошло до трех лет включительно, ставка утилизационного сбора не изменилась и составляет 544,5 белорусских рублей.
В отношении транспортных средств категории Ml, с даты выпуска которых прошло более трех лет, ставка утилизационного сбора увеличилась немного более, чем на 30 процентов, и составляет 1089 белорусских рублей.
Сравнение ставок по транспортным средствам категории Ml приведены в приложении 1.
Виды и категории транспортных средств
|
Действующие (ПСМ от 01.07.2019 № 437) ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
|
«Новые» ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:
|
до трех лет включительно
|
более трех лет
|
до трех лет включительно
|
более трех лет
|
Транспортные средства, категории M1 :
|
|
|
|
|
1. ввозимые юридическими лицами,
|
|
|
|
|
с электродвигателями
|
544,5
|
816,7
|
1 148,86
|
2 757,36
|
с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. сантиметров
|
3 145,69
|
8 026,93
|
6 365,57
|
16 249,5
|
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
|
11 645,24
|
20 485,71
|
23 575,91
|
41 471,55
|
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
|
32 727,55
|
49 548,46
|
66 248,51
|
100 301,81
|
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
|
37 577,8
|
57 528,9
|
76 068,86
|
116 459,46
|
свыше 3500 куб. сантиметров
|
47 851,65
|
62 906,01
|
96 868,22
|
127 339,56
|
2. ввозимые физическими лицами для личного пользования:
|
|
|
|
|
с электродвигателями
|
544,5
|
816,7
|
544,5
|
1 089,0
|
с рабочим объемом двигателя не более: 1000 куб. сантиметров
|
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров
|
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров
|
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров
|
свыше 3500 куб. сантиметров
|
Дополнительно постановление № 437 выделены такие виды транспортных средств как автосамосвалы и автофургоны, в отношении которых установлены соответствующие ставки утилизационного сбора в зависимости от их характеристик.
Помимо этого, скорректированы положения, регулирующие применение «пониженных ставок» в отношении седельных тягачей.
С 10 февраля 2025 г. применяются «пониженные ставки» в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов не только 6, но и 5 (подпункты 2.8 и 2.13 пункта 2 приложения 2 к постановлению № 437). Особенности применения таких «пониженных ставок» утилизационного сбора определяются пунктом 33 постановление № 437 (с учетом вносимых изменений), а именно «пониженные ставки» применяются в отношении ввозимых седельных тягачей экологических классов 5 и 6:
-
в пределах количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Министерством транспорта и коммуникаций в порядке, им установленном;
-
свыше пределов количества, определяемого в 2025 и 2026 годах Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством промышленности, при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики.
Также изменениями в постановление № 437 предусмотрена особенность применения ставок в отношении автобусов (транспортные средства категорий M2 и M3). «Пониженные ставки» утилизационного сбора, указанные в подпунктах 4.5 и 4.7 пункта 4 приложения 2 к постановлению № 437, применяются при условии согласования приобретения ввозимых транспортных средств Комиссией по вопросам промышленной политики.
Изменения постановления № 951.
Размеры ставок утилизационного сбора указанные в приложении 2 к постановлению № 951 изменены, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в основном в пределах 10 процентов.
Также в приложении 2 к постановлению № 951 выделены такие виды самоходных машин как мотовездеходы, снегоболотоходы, снегоходы.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь