Аттестация учащихся, курсантов учреждений среднего специального образования. Изменения
27 марта 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 февраля 2025 № 42 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего специального образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Определено, что отметка по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента, которая вносится в приложение к диплому о среднем специальном образовании (диплому о среднем специальном образовании с отличием), определяется как среднее арифметическое отметок за семестры и отметки (отметок), полученной (полученных) на итоговых испытаниях.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок без уважительных причин, или получившему по результатам итоговых испытаний неудовлетворительную отметку, руководителем учреждения образования устанавливается срок их ликвидации после завершения экзаменационной сессии, но не позднее месяца после начала следующего семестра.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического занятия по практике выставляется отметка «1».
Урегулирован порядок проведения практического этапа итоговой аттестации по отдельным разделам.
С учетом специфики содержания образовательных программ среднего специального образования по специальностям, по которым присваивается квалификация, предусматривающая выполнение трудовых функций по разным должностям и сферам деятельности, в Правила аттестации введена такая форма проведения итоговой аттестации по специальности как «государственный экзамен по специальности и защита дипломного проекта (дипломной работы)».
Правила аттестации дополнены следующими формами контроля учебной деятельности: протокол итоговых испытаний, экзаменационная ведомость заседания квалификационной комиссии, протокол заседания квалификационной комиссии.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
При проведении практического этапа (разделов практического этапа) и теоретического этапа в различные дни отметки, полученные на первом этапе, а также при проведении практического этапа по разделам, вносятся в экзаменационную ведомость по форме согласно приложению 122 к Правилам аттестации.
Заседание государственной квалификационной комиссии при проведении итоговой аттестации в форме государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта (дипломной работы) оформляется протоколом заседания государственной квалификационной комиссии по форме согласно приложению 19 к Правилам аттестации.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

15 мая 2025 г. опубликован Закон Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности».
Нормы Закона направлены на комплексное регулирование данной сферы, ее дальнейшее развитие, решение существующих в сфере риэлтерской деятельности проблем, установление дополнительных механизмов и инструментов, обеспечивающих надлежащее качество оказания риэлтерских услуг.
Среди ключевых новаций Закона можно выделить следующие.
Прежде всего, закрепляются принципы риэлтерской деятельности, как основа работы риэлтеров. Это принципы: законности, добросовестности, профессионализма, приоритета интересов потребителя, соблюдения правил профессиональной этики риэлтера, соразмерности стоимости риэлтерских услуг их объему, сложности и качеству.
Новшеством является введение органа самоуправления риэлтеров – Палаты риэлтеров. Названная структура призвана стать консолидирующим органом и наделяется определенными функциями по упорядочению риэлтерской деятельности профессионального сообщества: методическое руководство деятельностью риэлтеров; разработка и реализация программ развития деятельности риэлтеров; организация повышения квалификации риэлтеров; принятие мер по соблюдению риэлтерами законодательства.
Скорректирован субъектный состав лиц, которые смогут оказывать риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации: закрепляется, что данным правом обладают только риэлтеры. Институт агента по операциям с недвижимостью упраздняется.
При этом Закон содержит нормы, позволяющие агентам и далее осуществлять деятельность в сфере недвижимости, перейдя в статус риэлтера. Для этого агентам нужно будет сдать аттестационный экзамен и получить свидетельство об аттестации.
Отменяется требование о наличии у претендента на получение свидетельства об аттестации риэлтера профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц.
Согласно нормам Закона риэлтером сможет стать лицо с любым высшим образованием. В то же время, поскольку оказание риэлтерских услуг требует соответствующих знаний, то сохраняется требование к прохождению претендентом обучения в сфере недвижимости.
Законом также предусмотрена возможность получения свидетельства об аттестации риэлтера лицами, имеющими среднее специальное образование, стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью и работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона.
В целях повышения персональной ответственности риэлтеров за качество выполняемой работы Закон предусматривает обязанность прохождения ими аттестации для подтверждения своей квалификации.
Основные положения Закона вступят в силу с 16 мая 2026 г. Нормы, касающиеся требований к лицам, претендующим на получение свидетельства об аттестации риэлтера, – с 16 июня текущего года.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

25 апреля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 февраля 2025 г. № 39 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (специальностям) (далее – учебный план), итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Правила аттестации дополнены формой контроля учебной деятельности – протоколом итоговых испытаний.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического задания по производственному обучению выставляется отметка «1».
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г. № 28 (постановление) внесены изменения в постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 7 июня 2022 г. № 57 «О подготовке, переподготовке, повышении квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими». Правовым актом предусмотрено изложение в новой редакции единых программ подготовки и переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин.
Внесение изменений обусловлено Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, увеличена максимально допустимая мощность двигателя колесных тракторов, самоходных машин категории «С» (с 80 до 110,3 кВт) и соответственно увеличена минимальная мощность двигателей категорий «D», «E» и «F» («свыше 80» изменено на «свыше 110,3 кВт»). Следовательно, в категорию «C» из категории «D» перешли колесные тракторы с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «E» – самоходные машины с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «F» – самоходные машины сельскохозяйственного назначения с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт.
Изменение допустимой мощности двигателя колесных тракторов, самоходных машин повлекло за собой внесение изменений в единые программы подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин, что, в свою очередь, предоставило возможность подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, имеющих право на управление более расширенным перечнем единиц сельскохозяйственной техники категории «С», не увеличив при этом сроки подготовки. Кроме того, изменения в единых программах подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин позволили уменьшить сроки обучения по всем остальным категориям.
Сравнительный анализ учебных планов подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин приведен в таблице:
|
Единые программы в редакции 2022 г., часов |
Действующие единые программы, часов |
Подготовка «С» |
470 |
470 |
Подготовка «С, D» |
664 |
638 |
Подготовка «С, F» |
720 |
666 |
Подготовка «С, Е» |
792 |
676 |
Подготовка «С, D, F» |
888 |
812 |
Подготовка «С, D, Е» |
878 |
842 |
Подготовка «С, D, Е, F» |
1098 |
1012 |
Переподготовка «С» на «D» |
222 |
196 |
Переподготовка «С» на «Е» |
226 |
224 |
Переподготовка «С» на «F» |
282 |
230 |
Переподготовка «С» на «D, F» |
456 |
378 |
Переподготовка «С, D» на «F» |
260 |
208 |
Переподготовка «С, D» на «Е» |
216 |
214 |
Переподготовка «С, D» на «Е, F» |
428 |
374 |
Переподготовка «С» на «D, Е, F» |
602 |
524 |
Уменьшение сроков обучения на подготовку, переподготовку водителей колесных тракторов, самоходных машин произведено за счет уменьшения количества учебных часов по учебным предметам «Устройство агрегатируемой техники и оборудования», «Устройство самоходных машин», «Техническое обслуживание и ремонт колесных тракторов, самоходных машин, агрегатируемой техники и оборудования» в соответствии с получаемыми категориями.
Также постановлением внесены изменения в инструкцию о формах текущей, промежуточной и итоговой аттестации слушателей, порядке ее проведения при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин. Так, согласно документу, практический экзамен на право управления колесным трактором, самоходной машиной при переподготовке водителей колесного трактора, самоходной машины принимается на автодроме в один этап. Практический экзамен может приниматься на колесном тракторе или на самоходной машине категорий «D», «Е», «F».
Постановление вступило в силу с 16 апреля 2025 г. одновременно с Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Информация предоставлена Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 18 апреля 2025 г.
Согласно статье 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) основной обязанностью плательщиков является обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать установленные законодательством налоги.
НК различает два способа погашения задолженности по налогам (исполнения налогового обязательства). Налоговое обязательство может быть исполнено добровольно плательщиком либо принудительно налоговым органом. Добровольное исполнение налогового обязательства представляет собой самостоятельную уплату причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Исполнение налогового обязательства является непосредственной обязанностью самого плательщика. Так, плательщик самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, исчисляет в белорусских рублях сумму налога, подлежащую уплате за отчетный, налоговый период (статья 36 НК). Исключение составляют случаи, когда исчисление и уплата налога производятся не плательщиком, а налоговым агентом (подоходный налог, налог на доходы).
Налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, и прекращается его исполнением либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство и (или) таможенное законодательство связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу (пункт 3 статьи 41 НК). Таким образом, не исполненное своевременно налоговое обязательство становится налоговой задолженностью. Налоговое обязательство подлежит исполнению вне зависимости от привлечения плательщика к ответственности.
Возникновение налоговой задолженности возлагает на плательщика также ряд дополнительных обязанностей. Во-первых, это обязанность не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности представить перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком. Во-вторых, плательщик обязан обеспечить зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов на свои текущие (расчетные) банковские счета в банке в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством. Указанный порядок зачисления выручки должен быть обеспечен не только при наличии задолженности по налогам, но и задолженности по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения до полного ее погашения.
Не следует также забывать, что ежемесячно на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь размещается перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих на 1-е число месяца, следующего за отчетным, задолженность по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, пеням.
Условно можно выделить следующие способы погашения налоговой задолженности:
1. самостоятельно плательщиком;
2. уплата налога третьим лицом;
3. взыскание налога налоговым органом.
Самостоятельная уплата налогов
Согласно статье 38 НК уплата налога производится как в безналичном, так и в наличном порядке. Налог должен быть уплачен в белорусских рублях. Однако может быть установлено иное. Так, государственная пошлина согласно пункту 7 статьи 287 НК может уплачиваться в иностранной валюте, если плательщик не является налоговым резидентом Республики Беларусь и находится за пределами Республики Беларусь. Статьей 45 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» также определено, что вывозные таможенные пошлины могут уплачиваться не только в белорусских рублях, но и в валюте в случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Это значит, что сроки уплаты налога следует искать в Особенной части НК.
Общие положения НК регулируют вопрос, какой день будет считаться днем уплаты налога. В силу статьи 38 НК днем уплаты налога признается:
1. день исполнения банком платежной инструкции (поставщиком платежных услуг – платежного указания) на перечисление налога (при наличии на счете, в электронном кошельке средств, достаточных для исполнения такой платежной инструкции (платежного указания)) либо день исполнения такой платежной инструкции посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО) – при отсутствии денежных средств на счетах в банках, электронных денег в электронных кошельках, достаточных для исполнения платежной инструкции на уплату налога.
Налоговое обязательство при безналичных расчетах не будет считаться исполненным, если плательщиком произведен отзыв или банком (поставщиком платежных услуг) осуществлен возврат платежной инструкции (платежного указания) на перечисление суммы налога, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежной инструкции (поставщику платежных услуг – платежного указания) на уплату налога этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований (пункт 5 статьи 42 НК);
2. день внесения наличных денежных средств в банк или иную уполномоченную организацию;
3. день осуществления платежа с использованием банковской платежной карточки либо ее реквизитов.
Согласно статье 45 Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» банковская платежная карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к счету субъекта платежных правоотношений для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством. Операции с банковскими платежными карточками осуществляются в соответствии с Инструкцией об осуществлении операций с банковскими платежными карточками и платежными инструментами, обеспечивающими их использование, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 378;
4. день исполнения банком платежных инструкций на уплату сумм налога со счетов Министерства финансов, главных управлений Министерства финансов по областям и городу Минску – в случае исполнения налоговых обязательств плательщика за счет средств бюджета.
Исполнение налоговых обязательств плательщика за счет средств бюджета осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 63. Касается это расходов по финансированию из бюджетов бюджетных организаций;
5. день зачисления в соответствующий бюджет денежных средств в белорусских рублях – при уплате налога с покупкой банком иностранной валюты, а также при перечислении плательщиком причитающихся к уплате сумм налога, пеней в иностранной валюте из-за пределов Республики Беларусь. Указанный пункт применяется, например, при уплате налога на добавленную стоимость иностранными организациями, иностранными индивидуальными предпринимателями при оказании услуг в электронной форме либо при электронной дистанционной продаже товаров в соответствии со статьями 141 и 1411 НК;
6. день, когда денежные средства приняты платежным агентом посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве (далее – ЕРИП).
В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь» платежный агент – это юридическое лицо, определяемое Нацбанком совместно с Совмином, предоставляющее информацию, необходимую для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет, оказывающее услуги физическим лицам по приему указанных платежей, а индивидуальным предпринимателям – услуги по приему платежей в бюджет посредством АИС «Расчет» и заключившее договор с расчетным агентом. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2014 г. № 306/3 «О некоторых вопросах развития единого расчетного и информационного пространства в Республике Беларусь» РУП «Белпочта» является платежным агентом ЕРИП.
Следовательно, день приема денежных средств РУП «Белпочта» будет являться днем уплаты налога;
7. день исполнения банком платежных инструкций на уплату сумм налога, сбора (пошлины), пеней посредством системы мгновенных платежей.
Согласно пункту 4 Правил системы мгновенных платежей, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 354, система мгновенных платежей является платежной системой, обеспечивающей посредством своих программно-технических и телекоммуникационных средств осуществление мгновенного платежа в белорусских рублях в режиме 24/7/365 внутри Республики Беларусь и взаимодействующей с иностранными системами мгновенных (быстрых) платежей;
8. день зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, в счет погашения задолженности или исполнения обязательства по налогу.
Согласно статье 66 НК зачет производится налоговым органом не позднее пяти лет со дня уплаты суммы налога путем вынесения решения. Зачет может быть произведен как по инициативе налогового органа, так и по инициативе плательщика.
По заявлению плательщика зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налога может производиться в счет:
- исполнения налоговых обязательств по другим налогам, уплаты пеней, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов;
- исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. Такое заявление может быть подано только при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней и штрафов.
Неисполнение плательщиком налогового обязательства влечет применение к плательщику мер административной ответственности. Статья 14.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 2 и 10 базовых величин соответственно. Указанная ответственность не применяется в случае, если плательщиком, иным обязанным лицом платежная инструкция на перечисление причитающейся суммы налога своевременно направлена банку (без последующего отзыва), но не исполнена банком по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме. Для того чтобы воспользоваться указанным освобождением, учитывая механизм исполнения денежных обязательств посредством АИС ИДО, плательщик должен своевременно направить в банк платежное поручение (поручения) к одному или нескольким счетам – при наличии на них денежных средств, достаточных для исполнения налогового обязательства в полном объеме, а в случае недостаточности на его счетах денежных средств для исполнения налогового обязательства в полном объеме – к одному из счетов.
При наличии же денежных средств на счете плательщика в достаточном размере и своевременном представлении в банк платежной инструкции на уплату налогов ответственность за несвоевременное перечисление в бюджет сумм налога со счета плательщика будут нести только банк и его должностные лица (статья 14.8 КоАП).
Уплата налога иным лицом
Как было указано выше, уплата налога может осуществляться как плательщиком, так и иным лицом. Что касается последних, то их можно разделить на две категории:
1. иные обязанные лица.
Это лица, которые не являются плательщиками, но обязаны исполнить налоговое обязательство плательщика в случаях, прямо установленных налоговым или таможенным законодательством. С данной категорией все более-менее понятно.
Согласно подпункту 2.11 пункта 2 статьи 13 НК иное обязанное лицо – это лицо, на которое в соответствии с НК и иными актами налогового законодательства возложено исполнение налогового обязательства плательщика либо которое в соответствии с таможенным законодательством несет с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей. К таким лицам относятся:
- филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь (в том числе организационная структура профессионального союза (объединения профсоюзов), политической партии, иного общественного объединения, республиканского государственно-общественного объединения, не наделенная правами юридического лица), которые в соответствии с учетной политикой этого юридического лица осуществляют ведение бухгалтерского учета с определением финансового результата по их деятельности и которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этого юридического лица в части своей деятельности (пункт 3 статьи 14 НК);
- участник простого товарищества (договора о совместной деятельности), на которого в соответствии с договором простого товарищества (договора о совместной деятельности) возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества (пункт 4 статьи 14 НК);
- налоговые агенты (статья 23 НК);
- ликвидационная комиссия (ликвидатор), которая исполняет налоговое обязательство и причитающиеся к уплате пени ликвидируемой организации (пункт 2 статьи 44 НК);
- правопреемник реорганизованного юридического лица (пункты 1 и 2 статьи 45 НК);
- доверительный управляющий в случаях, установленных НК, в отношении имущества, переданного в доверительное управление, а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом (статья 46 НК);
- наследник индивидуального предпринимателя в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве (пункт 1 статьи 47 НК);
2. иные лица.
Кодекс не определяет, кто может быть отнесен к иным лицам. Следовательно, не ограничивает перечень лиц, которые могут исполнить налоговое обязательство за плательщика. Таким лицом может быть представитель плательщика, собственник его имущества, учредитель организации, любое иное лицо. Например, уплата налога за плательщика может быть произведена его контрагентом по какой-либо сделке.
НК устанавливает единственное условие в отношении такой уплаты: если налог уплачен, то лицо, его уплатившее, не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченной суммы.
Взыскание налога налоговым органом
Взысканием налога, сбора (пошлины), пеней согласно пункту 1 статьи 61 НК признаются исполнение налогового обязательства, уплата пеней в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства и (или) другое имущество плательщика и (или) его дебиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.
Взыскание налогов можно разделить по способу исполнения или по субъектному составу. В зависимости от способа взыскание налога может осуществляться в бесспорном порядке, включая право взыскания посредством исполнительного производства, либо в судебном порядке. Также порядок взыскания налога различается в зависимости от категории плательщика (юридическое либо физическое лицо). Следует отметить, что для целей взыскания налога индивидуальные предприниматели не рассматриваются в качестве физических лиц.
1. Взыскание налогов с физических лиц.
Взыскание налогов с физических лиц может осуществляться:
- в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (пункт 1 статьи 61 НК);
- в судебном порядке (пункт 1 статьи 65 НК).
В первом случае взыскание осуществляется на основании решения налогового органа, которому статьей 107 НК предоставлено право принимать такие решения в целях их направления на исполнение в органы принудительного исполнения (далее – ОПИ). Форма решения налогового органа о взыскании налогов установлена в постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 97 «Об установлении форм документов» (далее – постановление № 97). Налоговое законодательство не устанавливает, в какой срок с момента образования задолженности может быть вынесено решение налогового органа о взыскании налогов. Также НК не предусматривает обязанности налогового органа направить указанное решение плательщику. Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З) решение налогового органа о взыскании налогов является исполнительным документом. Поэтому налоговый орган, вынося решение о взыскании налога, становится взыскателем и получает в рамках исполнительного производства весь объем полномочий последнего. Статья 41 Закона № 439-З предоставляет право налоговому органу до предъявления исполнительного документа к исполнению в ОПИ направить решение о взыскании налога по известному месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов с заявлением о проведении удержания и перечислении удержанных денежных средств. Как и исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений, решение налогового органа о взыскании налогов может быть предъявлено в ОПИ в течение трех лет со дня его вынесения.
Во втором случае взыскание налога может осуществляться за счет имущества плательщика в судебном порядке. Обращению налогового органа в суд, как правило, предшествует принятие решения о наложении ареста на имущество плательщика. Арест имущества заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости – в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества (статья 57 НК). Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства. Статья 57 НК предусматривает, что арест имущества физического лица должен производиться с обязательным присутствием самого лица или его представителя. Если такое присутствие невозможно обеспечить, арест имущества производится в присутствии двух понятых. Арест имущества физического лица, которое находится в жилом помещении, ином законном владении, помимо или против его воли производится с санкции прокурора.
2. Взыскание налогов с индивидуальных предпринимателей и организаций.
Взыскание налогов с индивидуальных предпринимателей и организаций производится налоговым органом одним из следующих способов:
- в бесспорном порядке;
- в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве;
- в судебном порядке.
Основное, что следует помнить о принудительном взыскании налогов с субъектов хозяйствования, – это то, что взыскание не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты. Исключение из указанного предписания составляют два случая:
1. если взыскание производится по результатам проверки, проведенной в соответствии с НК или иными законодательными актами. Как правило, проверка назначается за пять лет и дополнительно включает период текущего года, прошедший до назначения проверки. Пунктом 16 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», пунктом 1 статьи 73 и пунктом 4 статьи 74 НК предусмотрено, что проведение внеплановых, выборочных, выездных и камеральных проверок может осуществляться за период, превышающий пять календарных лет;
2. если взыскание производится по результатам представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями или налоговой декларации (расчета), если в установленный срок она не представлялась.
Применение бесспорного порядка
В бесспорном порядке налоговые органы имеют право взыскать налог, сбор (пошлину), пени за счет денежных средств плательщика, находящихся на его счету, электронных денег в электронном кошельке либо его наличных денежных средств, а также за счет денежных средств, электронных денег дебитора – организации или индивидуального предпринимателя. Взыскание налога со счетов, открытых в иностранной валюте, производится с продажей в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату взыскания.
Взыскание производится на основании соответствующих решений (постановлений) налогового органа, формы которых установлены постановлением № 97.
Пункт 2 статьи 62 НК и пункт 4 статьи 64 НК предусматривают, что решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней с банковских счетов не принимается в отношении:
- корреспондентских счетов;
- благотворительных счетов, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
- специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами;
- счетов по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям;
- счетов, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Наряду с указанными ограничениями статья 2104 Банковского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что не допускается также обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счете-эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара. Пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (далее – Указ № 414) установлено, что взыскание в бесспорном порядке денежных средств (электронных денег) осуществляется взыскателями со счетов в банках (из электронных кошельков), с которых такое взыскание предусмотрено законодательными актами.
Таким образом, решение налогового органа о взыскании денежных средств с банковских счетов плательщика либо банковских счетов дебитора не может быть предъявлено к указанным выше счетам.
Так как налоговые органы в соответствии с Указом № 414 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 432/11 «Об автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств» (далее – постановление № 432/11) являются прямыми участниками АИС ИДО, платежное требование предъявляется не к конкретному счету плательщика, а направляется непосредственно в указанную систему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 62 и пунктом 7 статьи 64 НК, пунктом 8 Указа № 414 платежное требование налогового органа, оформленное на основании решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней, направляется налоговым органом для исполнения непосредственно в АИС ИДО.
Согласно постановлению № 432/11 списание денежных средств со счета (погашение электронных денег, числящихся в электронном кошельке) в банке посредством АИС ИДО осуществляется на основании принятых к исполнению платежных требований взыскателей. Очередность исполнения принятых АИС ИДО платежных требований налоговых органов определяется с учетом установленной законодательными актами очередности платежей, а в пределах одной очереди – с учетом даты и времени поступления платежных требований в АИС ИДО.
Очередность проведения платежей со счетов (из электронных кошельков) установлена пунктом 2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов со счетов (из электронных кошельков) на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2021 г. № 462 «Об особенностях осуществления расчетов», согласно которому очередность представлена следующим образом:
1. вне очереди осуществляются:
- возврат денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки;
- расчеты за закупаемые у физических лиц молоко и скот;
- платежи в счет неотложных нужд в размере, не превышающем 20 процентов денежных средств, поступивших на текущие (расчетные) банковские счета экономических субъектов (за исключением сумм кредитов, а также сумм денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки) за предыдущий месяц;
- платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы и среднего заработка за время трудового отпуска;
- платежи в счет выплат, причитающихся работнику при увольнении;
- платежи в счет выплаты страховых взносов на суммы, указанные в абзацах пятом и шестом настоящей части, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в бюджет фонда;
- платежи в счет выплаты выходных пособий;
- платежи в счет выплаты алиментов и платежей по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
- платежи в счет выплаты пособий по государственному социальному страхованию;
- платежи в счет уплаты подоходного налога с физических лиц, исчисленного из сумм доходов, подлежащих налогообложению, указанных выше;
- платежи в счет возврата (погашения) кредитов, предоставленных на погашение задолженности по определенным платежам;
2. в первоочередном порядке осуществляются:
- платежи в бюджет;
- иные платежи.
Платежное требование налогового органа из АИС ИДО должно быть отозвано не позднее одного рабочего дня, если:
- получены сведения об исполнении налогового обязательства;
- применены такие способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, как залог имущества, поручительство, банковская гарантия;
- судебным исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы.
Посредством АИС ИДО производится взыскание со счетов самого плательщика либо со счетов его дебиторов.
Для того чтобы произвести взыскание задолженности плательщика за счет средств со счетов его дебитора, налоговый орган выносит решение. Основаниями для принятия налоговым органом решения могут выступать два повода:
1. заявление плательщика об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора;
2. справка о наличии дебиторской задолженности у плательщика, оформленная по установленной форме на основании:
- документов, представленных плательщиком. Согласно подпункту 1.5 пункта 1 статьи 22 НК плательщик обязан вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком, в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Документами, подтверждающими факт наличия дебиторской задолженности, могут являться договор, товарные и (или) товарно-транспортные накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, регистры бухгалтерского учета с расшифровкой дебиторской задолженности и иные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у его дебитора, по которой не истек срок исковой давности;
- документов, представленных органом государственного контроля;
- результатов проведенных в соответствии со статьей 84 НК мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов. Такие мероприятия могут проводиться в случаях, когда плательщиком не исполняется обязанность представления в установленный срок перечня дебиторов;
- результатов проверки, проведенной налоговым органом.
Подлежащая взысканию с дебитора сумма не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику. Взыскание налога за счет дебиторской задолженности может производиться, только если срок исполнения обязательств дебитора перед плательщиком наступил и при этом в отношении таких обязательств не истек срок исковой давности.
Также бесспорно могут взыскиваться с плательщика имеющиеся у него наличные денежные средства (статья 63 НК). Например, наличные белорусские рубли в счет погашения задолженности по налогам могут быть изъяты налоговым органом из кассы организации. Такие наличные денежные средства в день их взыскания подлежат сдаче в банк для их перечисления в соответствующий бюджет. До сдачи денежных средств в банк налоговый орган несет ответственность за сохранность изъятых денежных средств.
Взыскание налогов в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве
Взыскание налогов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, производится на основании решения налогового органа о взыскании налогов. С целью исключения одновременного взыскания задолженности налоговыми органами и ОПИ налоговые органы не имеют права самостоятельно осуществлять взыскание в период, когда решение налогового органа будет исполняться в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (пункт 1 статьи 61, пункт 5 статьи 62, пункт 7 статьи 64 НК).
Срок вынесения решения налогового органа о взыскании налогов НК не регламентирован, поэтому такое решение может быть принято в любой момент в течение периода, который установлен для предъявления требования об уплате налогов субъектом хозяйствования. Решение налогового органа о взыскании налогов вступает в силу со дня его вынесения.
Нормами НК не предусмотрено направление плательщику вынесенного налоговым органом решения о взыскании налогов. Вынесенное налоговым органом решение является исполнительным документом и в течение 3 лет со дня его вынесения (часть 5 пункта 1 статьи 61 НК) может быть предъявлено в ОПИ для принудительного исполнения. НК не устанавливает, при каких обстоятельствах налоговый орган откажется от права бесспорного взыскания задолженности с субъектов хозяйствования и воспользуется правом обращения в ОПИ. Представляется, что такими обстоятельствами могут быть случаи, когда, например, меры обеспечения исполнения налогового обязательства, установленные НК, по мнению налогового органа, будут недостаточными для взыскания задолженности в порядке, предусмотренном НК (так, если необходимо временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь), либо имеются сведения о том, что на имущество плательщика уже наложен арест ОПИ.
Статья 41 Закона № 439-З позволяет налоговому органу направить решение о взыскании налогов с индивидуального предпринимателя до предъявления в ОПИ по известному месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов с заявлением о проведении удержания и перечислении удержанных денежных средств в бюджет.
Судебный порядок взыскания налогов с субъектов хозяйствования
Пункт 1 статьи 65 НК устанавливает, что взыскание налогов за счет иного имущества (помимо денежных средств) производится на основании судебного постановления. До обращения в суд налоговый орган вправе принять решение о наложении ареста на имущество плательщика (залогодателя, поручителя). Заявление налогового органа о взыскании налога путем обращения взыскания на имущество плательщика может рассматриваться в порядке приказного производства.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2019 г. № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений» разъяснено, что налоговый орган, несмотря на право самостоятельно налагать арест на имущество, может обратиться в экономический суд с ходатайством о принятии такой меры по обеспечению иска, которое подлежит разрешению в порядке, предусмотренном главой 9 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 НК взыскание налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
- имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- иного имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
При взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет арестованного налоговым органом имущества экономический суд проверяет соблюдение указанной последовательности взыскания.
Судебное постановление о взыскании налога за счет имущества исполняется в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства». Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика (залогодателя, поручителя) производится путем зачисления в соответствующий бюджет денежных средств от его реализации.
Нестерова О.В.,
главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовой информации
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713 (6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 713(6)), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
Порядок формирования отпускных цен импортерами на остатки потребительских товаров при новом поступлении таких товаров, составление экономического обоснования, информация о надбавке импортера, которую нужно с 15 апреля 2025 г. указывать в товарно-транспортных или товарных накладных (далее – ТТН (ТН)).
С 15 апреля 2025 г. в том числе у импортеров возникает обязанность устанавливать цены на потребительские товары в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713 (6)) на вновь поступившие потребительские товары.
Согласно части второй пункта 9 постановления № 713 импортеры при формировании отпускных цен на потребительские товары составляют экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен, с расшифровкой статей затрат, указанных в части второй пункта 5 указанного постановления. Также в экономическом расчете указывается размер примененной при формировании цены надбавки импортера.
В соответствии с требованиями абзацев первого и второго части первой пункта 12 постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) дополнительно к сведениям, указываемым в ТТН (ТН) в соответствии с законодательством, импортерами указываются следующие сведения, связанные с установлением регулируемых цен на потребительские товары: отпускная цена импортера (в случае применения скидки с отпускной цены указывается с учетом скидки с отпускной цены, в случае применения оптовой скидки указывается без учета оптовой скидки), вид скидки (с отпускной цены, оптовая), размер оптовой скидки (в процентах), размер примененной надбавки импортера (в процентах), условия доставки товара (цена(ы) на товар(ы) сформирована(ы) с учетом расходов по доставке или без учета расходов по доставке).
Таким образом, с 15 апреля 2025 г. у импортеров возникает обязанность по указанию в товаросопроводительных документах процента надбавки импортера, в том числе и на остатки потребительских товаров, сложившиеся у импортеров на 14 апреля 2025 г. При этом в ТТН (ТН) указывается размер примененной надбавки импортера (в процентах) в соответствии с расчетом цены на каждую партию товара (как на остатки потребительских товаров по состоянию на 14 апреля 2025 г., так и поступившие после указанной даты потребительские товары).
Дополнительно обращаем внимание, что с учетом положений пункта 2 постановления № 713(6) при реализации остатков потребительских товаров, сложившихся у импортеров на 14 апреля 2025 г., цены на такие остатки не должны превышать уровень цен на вновь поступившие после 14 апреля 2025 г. такие же товары.
Рассмотрим на примерах формирование отпускных цен на остатки потребительского товара «Зубная паста» после первого поступления такого же товара.
1.1. В случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) цена на вновь поступивший товар выше цены на остатки.
Справочно
Необходимость приведения в соответствие цен на остатки отсутствует.
7,91 руб. – отпускная цена импортера, сформированная на остатки потребительского товара до 15 апреля 2025 г., исходя из следующих данных:
5,30 руб. – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 руб. – расходы по импорту;
40 % – надбавка импортера.
15 апреля 2025 г. импортеру вновь поступил такой же товар (новое поступление) и на него он сформировал отпускную цену 8,28 руб. (в соответствии с требованиями постановления № 713 – предельная максимальная надбавка 30 %, из которых импортер применил 10 %).
7,18 руб. – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 – расходы по импорту;
10 % – надбавка импортера.
Таким образом у импортера сформированы разные отпускные цены на разные партии товара, с учетом того, что отпускная цена на вновь поступивший потребительский товар, выше отпускной цены, установленной на остатки.
Импортер вправе осуществлять реализацию потребительских товаров по установленным в отношении каждой партии отпускным ценам 7,91 руб. и 8,28 руб.
В таком случае при реализации потребительского товара по указанной цене у импортера отсутствует необходимость составления повторного экономического обоснования сформированной отпускной цены 7,91 руб. на остатки товаров, так как ранее на этот потребительский товар уже составлено экономическое обоснование. При этом в ТТН (ТН) указывается надбавка импортера 40 %.
В случае же, если импортер уменьшает размер надбавки на остатки потребительского товара, т.е. формирует новую отпускную цену, составление экономического обоснования является обязательным.
1.2. В случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) цена на вновь поступивший товар ниже цены на остатки.
Справочно
Производится уменьшение цен на остатки до уровня цены, сформированной на вновь поступивший такой же товар.
15 апреля 2025 г. импортер получил новый товар и сформировал отпускную цену 6,31 руб. (в соответствии с требованиями постановления № 713 – предельная максимальная надбавка 30 %, из которой импортер применил 10 %);
5,39 – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 – расходы по импорту;
10 % – надбавка импортера.
Таким образом у импортера сформированы разные отпускные цены на разные партии товара, с учетом того, что отпускная цена на вновь поступивший потребительский товар, ниже цены на остатки.
Импортер обязан осуществлять реализацию потребительского товара по отпускной цене не выше 6,31 руб. как на новое поступление, так и на остатки товара.
При этом на остатки товара составляется новое экономическое обоснование, где контрактная цена (5,30 руб.) и расходы по импорту (0,35 руб.) остаются неизменными, а надбавка импортера уменьшается с 40 % до 11,7 %.
6,31 руб. – отпускная цена на остатки потребительского товара, сформированная после первого нового поступления такого товара.
В таком случае в ТТН (ТН) указывается отпускная цена импортера 6,31 руб. и, в зависимости от партии, надбавка импортера 10 или 11,7 %.
При этом следует отметить, что в случае, если цена на остатки товара в экономическом обосновании рассчитана с отрицательной надбавкой импортера в ТТН (ТН) указывается надбавка «0».
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь