/ / Аналитика
24.04.2025

Закупки за счет собственных средств. Разъяснение отдельных требований к составу участников

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.

Правомерно ли установление в приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки за счет собственных средств в качестве требования к составу участников процедуры закупки требования о том, что в процедуре закупки за счет собственных средств не могут принимать участие юридические лица или индивидуальные предприниматели, находящиеся (неисключенные) в списке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также находящиеся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), реорганизации (в отношении индивидуального предпринимателя – находящийся в стадии прекращения деятельности), или признанные в установленном законодательными актами порядке банкротами?

Ответ: Ч. 2 подп. 2.5 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» установлено, что участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в ч. 7 подп. 2.5 п. 2, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).

Таким образом, запрет на участие в процедурах закупок за счет собственных средств установлен для субъектов, включенных только в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, ознакомиться с которым можно в ИС «Тендеры». Наличие юридического лица или индивидуального предпринимателя в списке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не препятствует участию такого юридического лица или индивидуального предпринимателя в закупках за счет собственных средств. Соответственно, установление такого требования к составу участников конкурентной процедуры закупки за счет собственных средств в приглашении к участию в любом виде конкурентной процедуры закупки полагаем неправомерным.

В свою очередь п. 10 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (ред. от 18.04.2019), допускает совершение юридическими лицами, находящимися в ликвидации, или индивидуальным предпринимателем, находящимся в стадии прекращения его деятельности, сделок, только связанных с ликвидацией (прекращением деятельности). Совершение сделок в иных целях, а также осуществление операций по банковским счетам, не связанным с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещено. Поскольку участие в процедуре закупки за счет собственных средств в конечном итоге предполагает заключение договора на закупку, что является гражданско-правовой сделкой, полагаем установление требования к составу участников, что участник не должен находиться в процессе ликвидации (прекращения деятельности), (в отношении индивидуального предпринимателя – находиться в стадии прекращения деятельности), правомерным.

Применительно к реорганизации необходимо отметить следующее. Прямого запрета на совершение сделок, не связанных с реорганизацией, для юридического лица, находящегося в процессе реорганизации, законодательство не содержит.

Но при реорганизации в форме присоединения присоединяемое юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 2 п. 4 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При слиянии нескольких юридических лиц с даты внесения в ЕГР записи о государственной регистрации вновь созданного юридического лица данные юридические лица считаются прекратившими свою деятельность (п. 1 ст. 54 ГК Республики Беларусь, п. 20 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 марта 2009 г. № 25). Аналогичный принцип установлен при разделении юридических лиц.

Согласно п. 4 ст. 54 ГК Республики Беларусь при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому их них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы означает переход прав и обязанностей по передаточному акту, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать такому юридическому лицу.

Таким образом, при нахождении юридического лица в процессе реорганизации допустима ситуация, что на момент рассмотрения предложения участника, выбора его победителем или заключения с ним договора такой участник будет считаться прекратившим свою деятельность в результате состоявшейся реорганизации.

Помимо этого, ГК Республики Беларусь содержит гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Так, на основании ч. 1 п. 2 ст. 56 ГК Республики Беларусь кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного исполнения обязательств, возникших до начала процедуры реорганизации, а если досрочное исполнение обязательств невозможно, то тогда кредиторы вправе потребовать прекращения таких обязательств и возмещения причиненных в связи с этим убытков.

На основании вышеизложенного, полагаем, что в силу потенциальной возможности прекращения деятельности участника в результате его реорганизации в ходе проведения процедуры закупки за счет собственных средств, необходимости заключения договора по результатам проведения процедуры закупки с участником-победителем, а не с его правопреемником, установление требования о том, что в процедуре закупки за счет собственных средств не могут принимать участие юридические лица, находящиеся в процессе реорганизации, является правомерным.

Что касается запрета на участие в процедуре субъектов, признанных в установленном законодательными актами порядке банкротами, то действующий Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» содержит определение банкротства. Под ним понимается неплатежеспособность должника, признанная решением суда, рассматривающего экономические дела, о признании должника – юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, о признании должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства (п. 1 ст. 1). В свою очередь, в ликвидационном производстве должником совершаются сделки и (или) иные действия, только если такие сделки и (или) иные действия связаны с его ликвидацией либо прекращением деятельности (п. 8 ст. 38 названного Закона).

Таким образом, поскольку заключение договора на закупку вследствие проведенной процедуры закупки не относится к сделкам, связанным с ликвидацией юридического лица либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, то заключение договора на закупку и предваряющее его заключение участие в процедуре закупки невозможно.

Бакиновская О.А.,
кандидат юридических наук, доцент
Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»