/ / Аналитика
18.04.2025

Получение комплексного природоохранного разрешения. Комментарий НЦЗПИ

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, только при наличии комплексного природоохранного разрешения.

Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Под объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически и (или) технологически, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (пункт 21 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).

Перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, установлен приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях». К ним относятся:

1) объекты по выращиванию и откорму молочного крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более;

2) объекты по выращиванию и откорму прочего крупного рогатого скота проектной мощностью 8 тыс. голов и более;

3) объекты по выращиванию и откорму свиней проектной мощностью 40 тыс. голов и более;

4) объекты по выращиванию сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 25 млн. голов и более;

5) объекты по производству продуктов питания (за исключением объектов, осуществляющих отведение производственных сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации):

  • по обработке и переработке продуктов животного происхождения (кроме молока) проектной мощностью 75 тонн в сутки и более;
  • по обработке и переработке молока проектной мощностью 200 тонн в сутки и более;
  • по обработке и переработке продуктов растительного происхождения проектной мощностью 300 тонн в сутки и более;

6) объекты текстильного производства, на которых осуществляется промывка, отбеливание, мерсеризация или окрашивание волокна или текстиля, проектной мощностью 10 тонн в сутки и более;

7) объекты по производству целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тыс. тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;

8) объекты по производству нефтепродуктов и кокса, из них:

  • нефтеперерабатывающие заводы проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
  • установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;

9) объекты серийного производства химических продуктов:

  • простых кислородосодержащих сернистых, азотных, фосфоросодержащих, галогенизированных углеводородов;
  • основных пластических материалов (полимеров, синтетических волокон и волокон на базе целлюлозы);
  • поверхностно-активных веществ;
  • красок, пигментов, лаков, растворителей всех видов для различного применения;
  • газов (аммиака, хлора, фтора, оксидов углерода, соединений серы, оксидов азота, водорода, диоксида серы, хлорокиси углерода);
  • неорганических химических веществ (кислот, щелочей, солей, оксидов);
  • основных продуктов для растениеводства и биоцидов (включая производство фосфорных, азотных или калийных минеральных удобрений);

10) объекты по производству фармацевтических субстанций, используемых для производства лекарственных средств;

11) объекты по производству неметаллических минеральных продуктов, из них объекты по:

  • производству асбестосодержащих продуктов проектной мощностью 10 тыс. тонн в год и более;
  • переработке фрикционных материалов проектной мощностью 25 тыс. тонн в год и более;
  • производству стекла, включая стекловолокно, проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
  • производству цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
  • производству извести во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;

12) объекты металлургического производства, из них:

  • объекты по производству передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, проектной мощностью 2,5 тонны в час и более;
  • станы горячей прокатки черных металлов проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
  • объекты для литья черных металлов проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
  • объекты по выплавке, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), проектной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;

13) объекты снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой, из них:

  • тепловые электрические станции и другие установки по получению электроэнергии, пара и горячей воды проектной суммарной (тепловой и электрической) установленной мощностью 100 МВт и более;
  • атомные электростанции и другие ядерные установки;

14) объекты по очистке сточных вод, из них:

  • производственных сточных вод проектной мощностью 5 тыс. куб. метров в сутки и более;
  • хозяйственно-бытовых или их смеси с производственными сточными водами и (или) поверхностными сточными водами, сбрасываемых в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов (городских сточных вод), проектной мощностью 50 тыс. куб. метров в сутки и более;

15) объекты по обезвреживанию, использованию отходов производства 1–3 классов опасности проектной мощностью свыше 1 тыс. тонн в год.

При этом перечисленные объекты не относятся к объектам, оказывающим комплексное воздействие на окружающую среду, в следующих случаях:

  • если объем добычи (изъятия) вод составляет менее 5 куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений;
  • если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 тонны в год и менее или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 килограммов в год и менее;
  • если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный приложением 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.

В этих случаях требуется получать отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, но не перечисленных выше, вправе получать комплексные природоохранные разрешения.

В случае эксплуатации иных объектов (вместе с объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться за выдачей единого комплексного природоохранного разрешения.

Для получения комплексного природоохранного разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели подают в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, следующие документы:

1) заявление на получение комплексного природоохранного разрешения.

Справочно
Форма заявления установлена приложением к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.27.1 «Получение комплексного природоохранного разрешения», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17.
Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случая уплаты государственной пошлины посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве).

Справочно
Государственная пошлина за получение комплексного природоохранного разрешения составляет 20 базовых величин (пункт 125 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);

3) при приемке в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, – раздел «Охрана окружающей среды» (включая копию экологического паспорта проекта) утвержденной проектной документации по объекту (с возвратом при представлении в письменной форме).

Справочно
Разработка, согласование и утверждение проектной документации осуществляются с учетом требований, установленных пунктами 24–47 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476;

4) при эксплуатации действующего объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду:

4.1) проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

4.2) акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Справочно
Форма проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением к Положению о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
Форма акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением 2 к Положению о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33;

4.3) расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты).

Справочно
Требования к расчету нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод установлены в ЭкоНиП 17.06.02-002-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила расчета нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 сентября 2021 г. № 8-Т;

4.4) утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования (в случае необходимости их разработки).

Справочно
Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются при отсутствии отраслевых технологических нормативов водопользования или в целях уточнения объемов водопотребления, водоотведения для конкретного производства. Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции, использование сырья, материалов в процессе производства, связанного с водопотреблением и водоотведением, за исключением случаев, когда водопользование (водопотребление и водоотведение) осуществляется только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (пункт 4 статьи 24 Водного кодекса Республики Беларусь, подпункт 5.14 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»);

4.5) расчет годового количества образования отходов производства;

4.6) акт инвентаризации отходов производства (для юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов).

Справочно
Расчет годового количества образующихся отходов производства и составление акта инвентаризации отходов производства осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;

4.7) копия (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т).

Для получения комплексного природоохранного разрешения заявитель или его представитель подают документы одним из следующих способов:

  • в письменной форме:
  • в ходе приема заявителя или его представителя,
  • нарочным (курьером),
  • посредством почтовой связи;
  • в электронной форме.

В электронной форме документы представляются при оплате государственной пошлины за получение комплексного природоохранного разрешения посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве.

В электронной форме документы представляются в виде электронной копии документа на бумажном носителе.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и выдачи комплексных природоохранных разрешений.

В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет представленное заявление и общественное уведомление. В течение 10 календарных дней с даты размещения указанных документов заинтересованные лица вправе представить свои предложения и (или) замечания по ним. По результатам их рассмотрения областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит сводку отзывов, включающую поступившие предложения и (или) замечания и результаты их рассмотрения, которая хранится вместе с документами, представленными заявителем для получения комплексного природоохранного разрешения.

В течение 45 дней со дня регистрации поступивших от заявителя документов областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривает представленные документы и (или) сведения, проводит проверку их соответствия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в случае необходимости осуществляет выезд к месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, и принимает решение о выдаче комплексного природоохранного разрешения или об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения.

Решение об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения принимается в следующих случаях:

1) наличия аргументированных и обоснованных предложений и (или) замечаний, препятствующих выдаче комплексного природоохранного разрешения;

2) отсутствия у заявителя лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

Справочно
Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, предусматривается лицензирование двух видов работ и (или) услуг:
1) операции с озоноразрушающими веществами;
2) использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов;

3) установления фактов ошибочного определения (расчета) величин нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

4) невыполнения условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, условий специального водопользования, условий хранения и (или) захоронения отходов производства, установленных в ранее выданном разрешении, при их наличии и возможности выполнения;

5) в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, когда законодательными актами предусмотрен переход прав и обязанностей индивидуального предпринимателя к коммерческой организации);

6) если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;

7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

При принятии решения о выдаче комплексного природоохранного разрешения установлен следующий срок его действия – 10 лет, за исключением следующих случаев:

  • при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, комплексное природоохранное разрешение выдается на срок проведения таких работ, указанный в заявлении;
  • при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I категории (в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664), комплексное природоохранное разрешение выдается на 5 лет.

Получение нового комплексного природоохранного разрешения требуется в следующих случаях:

  • реорганизации юридического лица в форме слияния, выделения, разделения, присоединения к нему другого юридического лица – в течение шести месяцев со дня государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица;
  • перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, предоставления в аренду или на ином законном основании эксплуатируемых заявителем объектов, переоформления документации на гидротехнические сооружения и устройства для осуществления специального водопользования – в течение шести месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;
  • изменения места нахождения объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, – до начала их эксплуатации;
  • необходимости увеличения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – со дня возникновения таких обстоятельств;
  • необходимости дополнения разрешения нормативами допустимого воздействия на окружающую среду для веществ и (или) источников, ранее в нем не указанных, – до начала эксплуатации источников;
  • появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения в другом органе выдачи разрешений, – со дня возникновения таких обстоятельств.

Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»