Разъяснение МАРТ по изменениям в постановление № 713 «О системе регулирования цен»
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713(6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (постановление №713(6)), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
Вопрос: можно ли субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю (далее – субъект торговли), после окончания акции, проводимой на потребительские товары в период с 14 апреля 2025 г. и позднее, вернуться к регулярной цене, установленной до начала проведения акции (до 14 апреля 2025 г.)?
Ответ: в соответствии с пунктом 2 постановления № 713 (6) остатки потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 14 апреля 2025 г., реализуются:
- до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на 14 апреля 2025 г.;
- при новом поступлении таких же товаров после 14 апреля 2025 г. – по ценам не выше сформированных в соответствии с постановлением № 713 на вновь поступившие потребительские товары.
Соответственно при отсутствии нового поступления таких же товаров субъекту торговли (в любой их объектов юридического лица и индивидуального предпринимателя) обязанность приведения цен на остатки товаров в соответствии с нормами постановления № 713 (6) не возникает.
При этом, если субъектом торговли по состоянию на 14 апреля 2025 г. проводились акционные мероприятия в отношении потребительских товаров, указанных в приложении 1 к постановлению №713, то по окончанию мероприятий (после 15 апреля 2025 г.) при отсутствии нового поступления таких же товаров субъект торговли вправе вернуться к розничным ценам, действовавшим до начала их проведения.
Справочно
В соответствии с частью первой пункта 35 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55, розничные цены устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем. При установлении розничных цен должен быть составлен документ, обосновывающий расчет розничных цен, с указанием размера применяемой торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене производителя, импортера, заготовительной организации, хранителя товаров из стабилизационных фондов, расходов по доставке и расходов по фасовке, включенных в цену товара, размер применяемой ставки НДС.
При новом поступлении товаров после 15 апреля 2025 г. в любой из объектов субъекта торговли цены на остатки таких же товаров должны быть приведены в соответствии с требованиями пункта 2 постановления №713(6).
Вопрос: необходимо ли составлять экономическое обоснования цен на остатки потребительских товаров после приведения цен на них в соответствие с нормами постановления № 713(6) (не выше сформированных цен на такие же товары, вновь поступившие после 15 апреля 2025 года)?
Ответ: составление экономического обоснования отпускных цен импортеру, документа, обосновывающего розничную цену субъекту торговли, осуществляющего розничную торговлю, не требуется.
Вопрос: можно ли повышать отпускные цены в одном периоде, применяя разные уровни рентабельности для разных наименований товаров одной группы (фактический уровень рентабельности 20 процентов, при этом на один товар установить рентабельность 16 процентов, а на другой товар – 20 процентов)?
Ответ: допускается установление отпускных цен с различным уровнем рентабельности в разрезе наименований товаров, относящихся к одному виду товаров, но не более максимального годового значения фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в 2021–2024 годах по соответствующему виду потребительского товара, за исключением случая, предусмотренного в части второй подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713.
Вопрос: что понимается под видом потребительского товара?
Ответ: вид товаров – совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (абзац второй пункта 2 Положения о порядке разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703).
Например, в группе товаров «Молоко и молочные продукты» можно выделить такие виды потребительских товаров, как молоко коровье пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное; кефир (биокефир), ряженка из коровьего молока; сметана (биосметана) из коровьего молока и др.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

27 марта 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 февраля 2025 № 42 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего специального образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Определено, что отметка по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента, которая вносится в приложение к диплому о среднем специальном образовании (диплому о среднем специальном образовании с отличием), определяется как среднее арифметическое отметок за семестры и отметки (отметок), полученной (полученных) на итоговых испытаниях.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок без уважительных причин, или получившему по результатам итоговых испытаний неудовлетворительную отметку, руководителем учреждения образования устанавливается срок их ликвидации после завершения экзаменационной сессии, но не позднее месяца после начала следующего семестра.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического занятия по практике выставляется отметка «1».
Урегулирован порядок проведения практического этапа итоговой аттестации по отдельным разделам.
С учетом специфики содержания образовательных программ среднего специального образования по специальностям, по которым присваивается квалификация, предусматривающая выполнение трудовых функций по разным должностям и сферам деятельности, в Правила аттестации введена такая форма проведения итоговой аттестации по специальности как «государственный экзамен по специальности и защита дипломного проекта (дипломной работы)».
Правила аттестации дополнены следующими формами контроля учебной деятельности: протокол итоговых испытаний, экзаменационная ведомость заседания квалификационной комиссии, протокол заседания квалификационной комиссии.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
При проведении практического этапа (разделов практического этапа) и теоретического этапа в различные дни отметки, полученные на первом этапе, а также при проведении практического этапа по разделам, вносятся в экзаменационную ведомость по форме согласно приложению 122 к Правилам аттестации.
Заседание государственной квалификационной комиссии при проведении итоговой аттестации в форме государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта (дипломной работы) оформляется протоколом заседания государственной квалификационной комиссии по форме согласно приложению 19 к Правилам аттестации.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.
Правомерно ли установление в приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки за счет собственных средств в качестве требования к составу участников процедуры закупки требования о том, что в процедуре закупки за счет собственных средств не могут принимать участие юридические лица или индивидуальные предприниматели, находящиеся (неисключенные) в списке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также находящиеся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), реорганизации (в отношении индивидуального предпринимателя – находящийся в стадии прекращения деятельности), или признанные в установленном законодательными актами порядке банкротами?
Ответ: Ч. 2 подп. 2.5 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» установлено, что участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в ч. 7 подп. 2.5 п. 2, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).
Таким образом, запрет на участие в процедурах закупок за счет собственных средств установлен для субъектов, включенных только в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, ознакомиться с которым можно в ИС «Тендеры». Наличие юридического лица или индивидуального предпринимателя в списке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не препятствует участию такого юридического лица или индивидуального предпринимателя в закупках за счет собственных средств. Соответственно, установление такого требования к составу участников конкурентной процедуры закупки за счет собственных средств в приглашении к участию в любом виде конкурентной процедуры закупки полагаем неправомерным.
В свою очередь п. 10 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (ред. от 18.04.2019), допускает совершение юридическими лицами, находящимися в ликвидации, или индивидуальным предпринимателем, находящимся в стадии прекращения его деятельности, сделок, только связанных с ликвидацией (прекращением деятельности). Совершение сделок в иных целях, а также осуществление операций по банковским счетам, не связанным с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещено. Поскольку участие в процедуре закупки за счет собственных средств в конечном итоге предполагает заключение договора на закупку, что является гражданско-правовой сделкой, полагаем установление требования к составу участников, что участник не должен находиться в процессе ликвидации (прекращения деятельности), (в отношении индивидуального предпринимателя – находиться в стадии прекращения деятельности), правомерным.
Применительно к реорганизации необходимо отметить следующее. Прямого запрета на совершение сделок, не связанных с реорганизацией, для юридического лица, находящегося в процессе реорганизации, законодательство не содержит.
Но при реорганизации в форме присоединения присоединяемое юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 2 п. 4 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При слиянии нескольких юридических лиц с даты внесения в ЕГР записи о государственной регистрации вновь созданного юридического лица данные юридические лица считаются прекратившими свою деятельность (п. 1 ст. 54 ГК Республики Беларусь, п. 20 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 марта 2009 г. № 25). Аналогичный принцип установлен при разделении юридических лиц.
Согласно п. 4 ст. 54 ГК Республики Беларусь при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому их них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы означает переход прав и обязанностей по передаточному акту, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать такому юридическому лицу.
Таким образом, при нахождении юридического лица в процессе реорганизации допустима ситуация, что на момент рассмотрения предложения участника, выбора его победителем или заключения с ним договора такой участник будет считаться прекратившим свою деятельность в результате состоявшейся реорганизации.
Помимо этого, ГК Республики Беларусь содержит гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Так, на основании ч. 1 п. 2 ст. 56 ГК Республики Беларусь кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного исполнения обязательств, возникших до начала процедуры реорганизации, а если досрочное исполнение обязательств невозможно, то тогда кредиторы вправе потребовать прекращения таких обязательств и возмещения причиненных в связи с этим убытков.
На основании вышеизложенного, полагаем, что в силу потенциальной возможности прекращения деятельности участника в результате его реорганизации в ходе проведения процедуры закупки за счет собственных средств, необходимости заключения договора по результатам проведения процедуры закупки с участником-победителем, а не с его правопреемником, установление требования о том, что в процедуре закупки за счет собственных средств не могут принимать участие юридические лица, находящиеся в процессе реорганизации, является правомерным.
Что касается запрета на участие в процедуре субъектов, признанных в установленном законодательными актами порядке банкротами, то действующий Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» содержит определение банкротства. Под ним понимается неплатежеспособность должника, признанная решением суда, рассматривающего экономические дела, о признании должника – юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, о признании должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства (п. 1 ст. 1). В свою очередь, в ликвидационном производстве должником совершаются сделки и (или) иные действия, только если такие сделки и (или) иные действия связаны с его ликвидацией либо прекращением деятельности (п. 8 ст. 38 названного Закона).
Таким образом, поскольку заключение договора на закупку вследствие проведенной процедуры закупки не относится к сделкам, связанным с ликвидацией юридического лица либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, то заключение договора на закупку и предваряющее его заключение участие в процедуре закупки невозможно.
Бакиновская О.А.,
кандидат юридических наук, доцент
Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 февраля 2025 г. № 43 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184» внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (далее – правила аттестации учащихся), Инструкцию по организации и проведению централизованного экзамена (далее – Инструкция).
Правила аттестации учащихся
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2024 г. № 22-З «Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» вносятся изменения в части переименования специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений в специальные воспитательные учреждения.
В соответствии с практикой применения откорректированы нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык» в части количества исправлений при выполнении контрольных и тематических самостоятельных работ. Данные изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 г.
По учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык» всегда контроль и оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляются при проведении письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ учащихся учитываются ошибки орфографические (допущенные в написании слов), пунктуационные (допущенные при постановке знаков препинания), грамматические (допущенные при образовании различных слов, их форм; построении словосочетаний и предложений). При проверке и оценке письменных работ учащихся учитываются виды орфографических ошибок: грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные. Также учитывались и допущенные учащимся исправления.
Так, до внесения изменений в постановление № 184 учащиеся III–IV классов в соответствии с нормами оценки словарного диктанта имели возможность получить 10 баллов только при условии 0 ошибок и без исправлений, 9 баллов – 0 ошибок и 1 исправление на месте негрубой ошибки, 8 баллов – 1 исправление на месте грубой ошибки или 2 исправления на месте негрубой ошибки.
Или, например, учащиеся V–XI классов в соответствии с нормами оценки словарного диктанта за 3–4 исправления на месте орфограммы и не допустили ни одной ошибки получали отметку 7 баллов.
При оценке текстового диктанта, творческих работ (изложение, сочинение) также учащиеся не имели возможности получить 10, 9, 8 баллов, допустив исправления в работах.
С 1 сентября 2025 г. при оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Беларуская мова», «Русский язык» в контрольных и тематических самостоятельных работах три и более исправлений считаются за одну ошибку. Данная мера направлена не на снижении требований к объективности оценки работы учащихся, а на создании условий, в которых дети смогут чувствовать себя увереннее и не бояться ошибаться.
Правила проведения аттестации учащихся предусматривают условия и порядок допуска учащихся к централизованному экзамену по завершении обучения и воспитания на III ступенях общего среднего образования.
В постановлении предусмотрено, что учащимся, не явившимся на централизованный экзамен, учащимся с неудовлетворительными результатами централизованного экзамена предоставляется право на прохождение итоговой аттестации в иные сроки.
Правила проведения аттестации дополнены изменениями, которыми предусмотрена возможность освобождения от итоговых испытаний по завершению обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся, имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения. В настоящее время по медицинским показаниям от итоговых испытаний освобождаются учащиеся по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования.
Учащиеся, содержащиеся под стражей в следственном изоляторе, под стражей в исправительном учреждении и осваивающие содержание образовательной программы среднего образования, учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел, экстерны, содержащиеся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, итоговые испытания по завершении обучения и воспитании на III ступени общего среднего образования проходят только в виде выпускного экзамена. В настоящее время проведение итоговых испытаний для данных категорий учащихся возможно в виде выпускного экзамена или централизованного экзамена
Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена
В соответствии со статьей 161 Кодекса об образовании в Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена (далее – ЦЭ) введено понятие «репетиция централизованного экзамена».
Для порядка заполнения бланка ответов, на котором участники централизованного экзамена фиксируют свои ответы на задания экзаменационной (тестовой) работы в Инструкцию внесено дополнение, что отмене подлежат все случайные метки (прочерки, точки), внесено. Область ответов бланка ответов состоит из двух частей: часть А – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов, часть В – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
Дополнение касается внесения меток в часть А области ответов. Образец метки приводится в бланке ответов. При заполнении бланка ответов зачастую участники экзамена оставляют случайные пометки (точки, случайные штрихи, прочерки). Система оптического машинного распознавания при переводе информации с бланка ответов в электронный формат считывает любую метку, в том числе перечисленные случайные пометки. Данное дополнение акцентирует внимание участников экзамена на необходимость обязательной отмены всех случайных пометок.
Внесенное в Инструкцию дополнение «сверяя соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы» обязывает педагогических работников, работающих в аудитории во время централизованного экзамена, по истечении времени на выполнение экзаменационной работы в момент, когда они принимают от участников экзамена использованные экзаменационные материалы (бланки ответов и бланки экзаменационных (тестовых) работ обязательно еще раз сверить соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Это связано с необходимостью дополнительного контроля со стороны организаторов экзамена в аудитории возможной случайной ошибки в момент раздачи экзаменационных материалов (номер варианта бланка ответов должен соответствовать номеру варианта экзаменационной работы), а также в целях усилением мер информационной безопасности (исключения возможности попытки преднамеренного обмена бланками ответов или бланками экзаменационных работ).
Внесена в Инструкцию позиция, которой запрещено использование средств связи, средств аудио-, видео-, фотофиксации не только в аудитории проведения ЦЭ, но и в пункте проведения ЦЭ.
В связи с поступающими обращениями из числа педагогических работников, находящихся в аудитории проведения ЦЭ, исключен педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ.
В соответствии со статьей 129 Кодекса об образовании Инструкция дополнена главой 9, в которой определены особенности организации репетиции централизованного экзамена.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, только при наличии комплексного природоохранного разрешения.
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Под объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически и (или) технологически, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (пункт 21 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, установлен приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях». К ним относятся:
1) объекты по выращиванию и откорму молочного крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более;
2) объекты по выращиванию и откорму прочего крупного рогатого скота проектной мощностью 8 тыс. голов и более;
3) объекты по выращиванию и откорму свиней проектной мощностью 40 тыс. голов и более;
4) объекты по выращиванию сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 25 млн. голов и более;
5) объекты по производству продуктов питания (за исключением объектов, осуществляющих отведение производственных сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации):
- по обработке и переработке продуктов животного происхождения (кроме молока) проектной мощностью 75 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке молока проектной мощностью 200 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке продуктов растительного происхождения проектной мощностью 300 тонн в сутки и более;
6) объекты текстильного производства, на которых осуществляется промывка, отбеливание, мерсеризация или окрашивание волокна или текстиля, проектной мощностью 10 тонн в сутки и более;
7) объекты по производству целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тыс. тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
8) объекты по производству нефтепродуктов и кокса, из них:
- нефтеперерабатывающие заводы проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
- установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
9) объекты серийного производства химических продуктов:
- простых кислородосодержащих сернистых, азотных, фосфоросодержащих, галогенизированных углеводородов;
- основных пластических материалов (полимеров, синтетических волокон и волокон на базе целлюлозы);
- поверхностно-активных веществ;
- красок, пигментов, лаков, растворителей всех видов для различного применения;
- газов (аммиака, хлора, фтора, оксидов углерода, соединений серы, оксидов азота, водорода, диоксида серы, хлорокиси углерода);
- неорганических химических веществ (кислот, щелочей, солей, оксидов);
- основных продуктов для растениеводства и биоцидов (включая производство фосфорных, азотных или калийных минеральных удобрений);
10) объекты по производству фармацевтических субстанций, используемых для производства лекарственных средств;
11) объекты по производству неметаллических минеральных продуктов, из них объекты по:
- производству асбестосодержащих продуктов проектной мощностью 10 тыс. тонн в год и более;
- переработке фрикционных материалов проектной мощностью 25 тыс. тонн в год и более;
- производству стекла, включая стекловолокно, проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- производству цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
- производству извести во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
12) объекты металлургического производства, из них:
- объекты по производству передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, проектной мощностью 2,5 тонны в час и более;
- станы горячей прокатки черных металлов проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
- объекты для литья черных металлов проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- объекты по выплавке, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), проектной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
13) объекты снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой, из них:
- тепловые электрические станции и другие установки по получению электроэнергии, пара и горячей воды проектной суммарной (тепловой и электрической) установленной мощностью 100 МВт и более;
- атомные электростанции и другие ядерные установки;
14) объекты по очистке сточных вод, из них:
- производственных сточных вод проектной мощностью 5 тыс. куб. метров в сутки и более;
- хозяйственно-бытовых или их смеси с производственными сточными водами и (или) поверхностными сточными водами, сбрасываемых в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов (городских сточных вод), проектной мощностью 50 тыс. куб. метров в сутки и более;
15) объекты по обезвреживанию, использованию отходов производства 1–3 классов опасности проектной мощностью свыше 1 тыс. тонн в год.
При этом перечисленные объекты не относятся к объектам, оказывающим комплексное воздействие на окружающую среду, в следующих случаях:
- если объем добычи (изъятия) вод составляет менее 5 куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений;
- если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 тонны в год и менее или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 килограммов в год и менее;
- если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный приложением 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
В этих случаях требуется получать отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, но не перечисленных выше, вправе получать комплексные природоохранные разрешения.
В случае эксплуатации иных объектов (вместе с объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться за выдачей единого комплексного природоохранного разрешения.
Для получения комплексного природоохранного разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели подают в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, следующие документы:
1) заявление на получение комплексного природоохранного разрешения.
Справочно
Форма заявления установлена приложением к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.27.1 «Получение комплексного природоохранного разрешения», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17.
Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случая уплаты государственной пошлины посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве).
Справочно
Государственная пошлина за получение комплексного природоохранного разрешения составляет 20 базовых величин (пункт 125 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);
3) при приемке в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, – раздел «Охрана окружающей среды» (включая копию экологического паспорта проекта) утвержденной проектной документации по объекту (с возвратом при представлении в письменной форме).
Справочно
Разработка, согласование и утверждение проектной документации осуществляются с учетом требований, установленных пунктами 24–47 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476;
4) при эксплуатации действующего объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду:
4.1) проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
4.2) акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Справочно
Форма проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением к Положению о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
Форма акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением 2 к Положению о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33;
4.3) расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты).
Справочно
Требования к расчету нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод установлены в ЭкоНиП 17.06.02-002-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила расчета нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 сентября 2021 г. № 8-Т;
4.4) утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования (в случае необходимости их разработки).
Справочно
Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются при отсутствии отраслевых технологических нормативов водопользования или в целях уточнения объемов водопотребления, водоотведения для конкретного производства. Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции, использование сырья, материалов в процессе производства, связанного с водопотреблением и водоотведением, за исключением случаев, когда водопользование (водопотребление и водоотведение) осуществляется только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (пункт 4 статьи 24 Водного кодекса Республики Беларусь, подпункт 5.14 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»);
4.5) расчет годового количества образования отходов производства;
4.6) акт инвентаризации отходов производства (для юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов).
Справочно
Расчет годового количества образующихся отходов производства и составление акта инвентаризации отходов производства осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
4.7) копия (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т).
Для получения комплексного природоохранного разрешения заявитель или его представитель подают документы одним из следующих способов:
- в письменной форме:
- в ходе приема заявителя или его представителя,
- нарочным (курьером),
- посредством почтовой связи;
- в электронной форме.
В электронной форме документы представляются при оплате государственной пошлины за получение комплексного природоохранного разрешения посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве.
В электронной форме документы представляются в виде электронной копии документа на бумажном носителе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и выдачи комплексных природоохранных разрешений.
В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет представленное заявление и общественное уведомление. В течение 10 календарных дней с даты размещения указанных документов заинтересованные лица вправе представить свои предложения и (или) замечания по ним. По результатам их рассмотрения областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит сводку отзывов, включающую поступившие предложения и (или) замечания и результаты их рассмотрения, которая хранится вместе с документами, представленными заявителем для получения комплексного природоохранного разрешения.
В течение 45 дней со дня регистрации поступивших от заявителя документов областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривает представленные документы и (или) сведения, проводит проверку их соответствия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в случае необходимости осуществляет выезд к месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, и принимает решение о выдаче комплексного природоохранного разрешения или об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения.
Решение об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения принимается в следующих случаях:
1) наличия аргументированных и обоснованных предложений и (или) замечаний, препятствующих выдаче комплексного природоохранного разрешения;
2) отсутствия у заявителя лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Справочно
Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, предусматривается лицензирование двух видов работ и (или) услуг:
1) операции с озоноразрушающими веществами;
2) использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов;
3) установления фактов ошибочного определения (расчета) величин нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
4) невыполнения условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, условий специального водопользования, условий хранения и (или) захоронения отходов производства, установленных в ранее выданном разрешении, при их наличии и возможности выполнения;
5) в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, когда законодательными актами предусмотрен переход прав и обязанностей индивидуального предпринимателя к коммерческой организации);
6) если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
При принятии решения о выдаче комплексного природоохранного разрешения установлен следующий срок его действия – 10 лет, за исключением следующих случаев:
- при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, комплексное природоохранное разрешение выдается на срок проведения таких работ, указанный в заявлении;
- при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I категории (в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664), комплексное природоохранное разрешение выдается на 5 лет.
Получение нового комплексного природоохранного разрешения требуется в следующих случаях:
- реорганизации юридического лица в форме слияния, выделения, разделения, присоединения к нему другого юридического лица – в течение шести месяцев со дня государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица;
- перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, предоставления в аренду или на ином законном основании эксплуатируемых заявителем объектов, переоформления документации на гидротехнические сооружения и устройства для осуществления специального водопользования – в течение шести месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;
- изменения места нахождения объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, – до начала их эксплуатации;
- необходимости увеличения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – со дня возникновения таких обстоятельств;
- необходимости дополнения разрешения нормативами допустимого воздействия на окружающую среду для веществ и (или) источников, ранее в нем не указанных, – до начала эксплуатации источников;
- появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения в другом органе выдачи разрешений, – со дня возникновения таких обстоятельств.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 января 2025 г. № 5 внесены изменения в Правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 67 (далее – Правила).
В частности, предусматривается в ходе технического освидетельствования, технического диагностирования аттракциона разборка критичных (критических) компонентов, узлов и механизмов аттракциона в случаях недоступности или затруднения их осмотра и контроля. Также определяется порядок выполнения данных работ и требования к специализированной организации, которая вправе проводить разборку/сборку узлов и механизмов аттракциона.
Правила дополнены требованием к программе технического диагностирования аттракциона следующего содержания:
программа технического диагностирования аттракциона с целью продления срока службы должна предусматривать два этапа:
1 этап – проведение работ по оценке технического состояния аттракциона с целью выявления дефектов и составления ведомости дефектов;
2 этап – после устранения выявленных дефектов с выдачей заключения к отчету о техническом диагностировании аттракциона.
В Республике Беларусь эксплуатация аттракционов происходит в условиях, когда более 70 % из них отработали назначенный изготовителем срок службы.
При этом, большая часть аттракционов отработала два и более назначенных сроков службы, который, как правило, составляет 7–10 лет.
Для минимизации рисков аварий и инцидентов при эксплуатации таких аттракционов устанавливается норма, согласно которой продление дальнейшей эксплуатации аттракционов по результатам их технического диагностирования осуществлять на срок не более 12 месяцев. При этом, изменения в Правила предусматривают не допускать продление срока службы аттракционов, отработавших три и более назначенных изготовителем сроков службы. Такие аттракционы должны быть выведены из эксплуатации и утилизированы.
Также устанавливается, что проводить техническое освидетельствование аттракционов, отработавших назначенный срок службы (назначенный ресурс), и стационарных аттракционов, размещенных на новом месте эксплуатации, будут только эксперты в области промышленной безопасности Госпромнадзора.
В целях закрепления необходимости проведения идентификации аттракционов в ходе их технического освидетельствования и предоставления соответствующей информации в территориальный орган Госпромнадзора по месту регистрации аттракциона, в том числе в целях сличения такой информации с его регистрационными данными, в Правилах установлены требования по оформлению акта технического освидетельствования аттракциона и его форма.
Формой этого акта предусмотрено указание идентификационных данных аттракциона (наименование аттракциона, сведения о регистрации в Госпромнадзоре, заводской номер, дата изготовления, наименование изготовителя аттракциона, основные технические характеристики), которые указываются в соответствии с эксплуатационными документами и сверяются с представленным аттракционом.
Также устанавливается, что лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию аттракционов, должно быть назначено из числа работников, имеющих квалификацию не ниже специалиста (техника) в области техники, технологии, архитектуры и строительства.
Устанавливаются требования к разработке мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов, несчастных случаев на аттракционе, плана действий при их возникновении.
При этом план по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов, несчастных случаев на аттракционе может быть разработан как на отдельный аттракцион, так и на группу аттракционов одного эксплуатанта (владельца) и должен определять конкретные технические средства и действия работников субъекта по локализации и ликвидации аварии, инцидента, несчастного случая и их последствий, а также по защите работающих и населения от последствий аварии и инцидента.
Принятые изменения направлены на повышение уровня безопасности при эксплуатации аттракционов.
Постановление вступило в силу с 20 марта 2025 г.
Информация предоставлена Министерствлм по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!