/ / Аналитика
03.04.2025

Ольга Чуприс об актуальных вопросах реновации законодательства Республики Беларусь

За годы существования независимого государства в Республике Беларусь сформировался значительный правовой массив, который поддается подсчету благодаря Национальному реестру правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН». Так, в НРПА в настоящее время зарегистрировано более 170 тысяч нормативных правовых актов разного уровня, имеющих статус действующих.

Отмеченное явление расширяющегося нормативного правового регулирования не является особенностью настоящего времени. Например, на конференции 1969 года «Проблемы совершенствования советского законодательства и деятельности государственных органов» отмечалась та же проблематика: «За годы Советской власти накоплен огромный правовой материал. В последние годы юридической наукой и практикой предпринимается немало усилий для приведения в систему советского законодательства» [Дробязко, С. Г. О классификации и систематизации советского законодательства // Избр. тр. / С. Г. Дробязко. – Минск : ЮрСпектр, 2022. – С. 524–527; с. 524].

Так же, как и ранее, в настоящее время многие ученые-юристы обращают внимание на общие негативные стороны правовой системы, обозначая ее чрезмерную зарегулированность и коллизионность, в рамках проводимых ими отраслевых исследований указывают на несовершенство отдельных отраслевых, межотраслевых институтов и норм.

Совокупность негативных тенденций, подлежащих устранению, обозначена в Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196. К ним относятся избыточность правового регулирования, множественность актов законодательства по одному вопросу, запрос на чрезмерную детализацию нормативных предписаний и др. [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 26.2 п. 26]. При обсуждении положений Концепции правовой политики Республики Беларусь отмечалось, что сложившаяся практика воплощения в нормативных правовых актах возрастающих практических потребностей способствовала чрезмерной детализации законодательства и, как следствие, все большей разбалансированности и противоречивости, и в конечном итоге привела к противоположной желаемой цели – не упрощению правоприменения, а усложнению практической реализации нормативных положений.

На необходимость последовательного обеспечения системности и качества законодательства, перехода к взвешенной законотворческой политике обращает внимание и Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 14 марта 2023 г. № Р-1304/2023 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь».

Пристальное внимание вопросам оптимальности законодательства уделяет Президент Республики Беларусь. Он неоднократно обращал внимание на недостаточность правового регулирования жизненных ситуаций, связанных с реализацией отдельных прав граждан или актуальных вопросов экономической повестки, в ряде случаев – на непоследовательность в регулировании экономических и социальных отношений, большое количество отсылочных норм и нечеткость в их изложении, что приводит к двусмысленности правоприменения, а также на неоправданное делегированное нормотворчество и размывание нормотворческой компетенции.

Поставленная Главой государства 18 июля 2024 г. на встрече с судьями Конституционного Суда Республики Беларусь задача масштабной ревизии законодательства направлена на его реновацию, то есть модернизацию, без коренной ломки его системных основ, но со значительными содержательными и технико-юридическими результатами, а также нестандартным нормотворчеством.

Обозначим несколько направлений работы по осуществлению данной реновации.

В части содержательных результатов в первую очередь следует отметить необходимость облегчения нормативного материала, то есть сокращение его количества. Одним из способов решения указанной задачи является выявление фактически устаревших актов или актов, формально-юридически утративших силу. Например, уже очевидно, что часть актов или их структурных элементов, формирующих огромный массив правового материала, не подлежит применению по причине принятия по вопросам их регулирования иных актов (принятие их в новых редакциях, включение новых членов в коллегиальные образования (комиссии, коллегии, советы и т.п.), возложение полномочий на других лиц и др.). Однако предыдущие правовые решения не признаны утратившими силу, потому что по существующим правилам не приложены к новому акту в виде списка как утратившие силу. Поэтому актуальной задачей является формализация известного всем юристам правила о том, что с принятием нового нормативного правового акта, хоть и не содержащего нормы об отмене действия предыдущего, но по-новому регулирующего те же общественные отношения, предыдущий акт или акты утрачивают юридическую силу. Речь идет о выработке вариантов универсальных формулировок.

В качестве примера формулировки, уже используемой в актах Президента Республики Беларусь, распространяющихся на индивидуально-определенный круг лиц, можно привести п. 2 распоряжения от 19 июля 2024 г. № 131рп «Об уполномоченных представителях Главы государства»: «Признать утратившими силу принятые до издания настоящего распоряжения акты Президента Республики Беларусь (их структурные элементы) по вопросам назначения и освобождения уполномоченных представителей Главы государства в областях, г. Минске». При этом конкретные распоряжения не перечислялись, а Национальный центр законодательства и правовой информации их вычленял самостоятельно и отмечал как утратившие силу.

Второе направление касается проведения серьезной аналитической работы по выявлению несоответствий подзаконных актов Конституции, законам и указам Главы государства, противоречащих либо дублирующих норм. Первичный анализ показал, что более двух сотен нормативных решений не соответствует законам и актам Президента Республики Беларусь, приблизительно такое же количество содержит дублирующие нормы или противоречащие друг другу положения, более трех сотен регулирует сходные положения, а значит, есть возможность их объединения в рамках одного документа, использовав простую консолидацию. При необходимости возможно осовременивание их положений для целей исключения разбалансированности и несогласованности норм.

Одна из задач мониторинга – реализация конституционных положений. Несмотря на то, что планы по приведению законодательства в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме, реализованы, необходимо выявить возможные упущения.

Мониторинг позволяет также подступиться к системной реализации части третьей ст. 142 Конституции, касающейся декретов Президента Республики Беларусь. В настоящее время действующими являются 33 декрета (без учета декретов, вносящих изменения и дополнения в них). На основании проведенного анализа установлено, какие из норм декретов предполагаются к имплементации в законы или указы Главы государства, какие из декретов могут преобразоваться в новые законы или указы, какие из них могут быть признаны утратившими силу по другим причинам, а какие все еще останутся действующими.

В связи с принятием законов, охватывающих положения декретов, прекратят свое действие декреты Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 3 «О некоторых вопросах залога имущества» и от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Ведется разработка двух законопроектов, в которые предполагается имплементировать нормы декретов Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест». Порядка 10 декретов могут быть признаны утратившими силу в целом при имплементации их положений в разрабатываемые законопроекты. Среди декретов имеются такие, которые носили временный характер и фактически утратили юридическую силу. К ним, в частности, относятся декреты о членах Центральной избирательной комиссии, об образовании местных целевых фондов на год или о сокращении расходов на содержание государственных органов в конкретном году.

Одно из системно-правовых направлений касается последовательной кодификации законодательства, которая небезосновательно признается полезным, необходимым, но непростым инструментом качественного улучшения законодательства. Даже при осуществлении предварительного прогноза отраслей и институтов, которые могут быть охвачены кодифицированным законом, не всегда просматривается такая возможность или целесообразность, поскольку кодифицированными нормами должны охватываться наиболее стабильные общественные отношения, а при проведении данной работы, по верному замечанию С.Н.Братуся и И.С.Самощенко, следует предварительно уяснять закономерности развития объективно складывающейся системы права и анализировать существующие общественные отношения и особенности их правовой регламентации [Теория систематизации законодательства : избр. тр. Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации : в 2 т. / А. С. Соминский [и др.] ; под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. – М. : ИЗиСП : Юриспруденция, 2023. – Т. 1. – 576 с.; с. 241]. Поэтому, на наш взгляд, например, в условиях нестабильного рынка торговый кодекс является нежизнеспособным. В то же время высока вероятность принятия кодексов о здравоохранении и об охране окружающей среды (экологического кодекса). Ряд других кодификационных проектов предусмотрен в Концепции правовой политики Республики Беларусь [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 45.7 п. 45].

Результатом мониторинга для целей реновации законодательства могут стать и предложения, основанные на оригинальных идеях ученых или аргументированных предложениях государственных органов. В научных публикациях встречаются предложения о разработке управленческого [Василевич, С. Г. Административный (Управленческий) кодекс как средство повышения эффективности государственного управления / С. Г. Василевич // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2017. – № 4. – С. 176–180; с. 177] и иных кодексов.

Важнейшим направлением обновления законодательства является выявление технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), не являющихся по содержанию таковыми. Сквозной анализ всех видов ТНПА по сферам регулирования показал, что принимается большое количество ТНПА в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры. Из включенных в НРПА 12 тысяч почти 9 тысяч разработаны в сферах образования и здравоохранения. К числу ТНПА относятся клинические протоколы лечения в здравоохранении, программы-минимумы кандидатских экзаменов и учебные программы образования, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей в культуре. В то же время отмеченные акты по содержанию не могут быть техническими нормативными, так как не содержат норм права и технических требований, а определяют методологию осуществления или содержание основной деятельности организаций, находящихся в зоне ответственности республиканских органов государственного управления (обучение, лечение и т.п.). Вместе с тем не следует отрицать их обязательность для широкого круга участников отношений независимо от подчиненности и формы собственности.

Однако данные документы, по сути, не содержащие норм права, по форме закреплены как ТНПА. Указанное противоречие необходимо преодолеть, как скорректировав перечень ТНПА, так и определившись после этого с видом документов, исключенных из перечня, а также с учетом установленного несоответствия содержания и формы следует разрешить вопрос о способе придания данным документам обязательной юридической силы. В качестве возможного варианта следует рассматривать закрепление легитимности грифа уполномоченного министра (председателя государственного комитета) «утверждаю». Могут быть и иные решения.

Технико-юридические предложения должны служить делу упрощения как нормативных правовых актов, так и нормотворчества. Для этого необходимо выявление перегруженных излишними требованиями документов, норм, не имеющих смыслового и практического значения, актов, подвергающихся частым корректировкам, а значит, возможных к изложению в новой редакции. Просматривается около 50 актов, которые подвергаются чрезмерно частым корректировкам. Так, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» за трехлетний период его действия изменялось более 90 раз. Значит, признавая все внесенные в него изменения утратившими силу, одним решением сокращается количество актов на 90 неактуальных единиц. Технико-юридические варианты такого признания необходимо закрепить в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах».

Технико-юридические изменения также должны способствовать комплексности правового регулирования и недопустимости бессмысленного увеличения числа принятых правовых актов. Например, в один день, 19 апреля 2024 г., было принято четыре постановления Правительства № 291–293 и 299 по вопросам осуществления административных процедур с внесением соответствующих изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548. Аналогичная ситуация имела место 8 июля 2024 г., когда также было издано четыре постановления Правительства № 481, 482, 484 и 485, изменивших указанное постановление. Данные примеры отражают факт технического оформления инициатив органов государственного управления без их консолидации.

Во избежание подобных случаев в дальнейшем целесообразно закрепить в Законе «О нормативных правовых актах» более жесткие требования к комплексности правового регулирования и уменьшению числа корректировок законодательства. В настоящее время они сформулированы в данном Законе в ст. 6 в качестве принципов.

Говоря о требованиях юридической техники, следует отметить, что они должны служить удобству восприятия содержания акта, а соответственно, если изменения затрагивают в значительной мере его содержание не только по причине объема корректировок, но и трудно воспринимаются вне основного текста акта, то следует задуматься об изложении данного акта в новой редакции. Подобные новации потребуют нового взгляда на юридическую технику, определение пределов допустимых отклонений от обязательных технико-юридических требований, что, возможно, затронет и Закон «О нормативных правовых актах», который не должен быть догматичным, допуская при этом вариативность изложения правового материала. Правовая доктрина, определяя взаимозависимость содержания акта и техники его изложения, все же содержанию акта отдает приоритет, поскольку именно оно определяет его практическую ценность.

Реновация законодательства также связывается с повышением степени его адекватности государственной и общественной потребности, что достигается путем участия в проведении мониторинга не только государственных органов всех ветвей власти и всех уровней, но и всех групп гражданского общества. Подобная задача прямо ставится Главой государства. В общей сложности Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовой информации Республики Беларусь направлено более 60 писем в различные инстанции. Проведен сбор предложений от граждан. Аккумулировано более 1200 предложений, которые в большинстве касаются содержания правовых актов.

Широкое привлечение на системной основе указанных субъектов к решению правотворческих задач свидетельствует о росте значения правообразования, основанного на двух основных принципах: демократизме и целесообразности [Общая теория права : пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / В. А. Абрамович [и др.] ; под общ. ред. С. Г. Дробязко, С. А. Калинина. – Минск : БГУ : Четыре четверти, 2014. – 416 с.; с. 316].

В заключение следует отметить, что в настоящей публикации обозначены наиболее актуальные направления работы по реновации законодательства Республики Беларусь. В то же время выполнение поставленных задач в конкретный период времени, пусть даже с весьма существенными результатами, не следует связывать с ожиданиями достижения хотя бы на время практически идеального состояния законодательства, свободного от критики и возможных изменений. Цель – наличие эффективного законодательства – определяет и необходимость его постоянного совершенствования в количественном и качественном измерениях.

Чуприс О.И.,
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь

Актуальность и корректность цитирования (использования) нормативных правовых актов Республики Беларусь проверены автором посредством ИПС «ЭТАЛОН» (ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE») на дату поступления статьи в редакцию 16.10.2024.

Библиографическая ссылка:

Чуприс, О. И. Актуальные вопросы реновации законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Право.by. – 2024. – № 6 (92). – С. 5–10.