/ / Аналитика
03.04.2025

Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 21 марта 2025 г.

В настоящее время в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, предусматривается лицензирование двух видов работ и (или) услуг:

1) операции с озоноразрушающими веществами;

2) использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы лицензирования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, является Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (последние изменения внесены Законом Республики Беларусь от 29 ноября 2024 г. № 39-З), а именно, глава 22 данного Закона (далее – Закон о лицензировании).

К операциям с озоноразрушающими веществами, подлежащим лицензированию, относятся: покупка, продажа, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклинг), обезвреживание озоноразрушающих веществ, применение озоноразрушающих веществ при техническом обслуживании, ремонте оборудования и технических устройств, для которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озоноразрушающие вещества, а также в качестве пенообразователей, чистящих растворителей, стерилизаторов, для лабораторных исследований, обеззараживания и очистки подкарантинных объектов, в том числе подкарантинной продукции, пожаротушения. Не требуется получение лицензии для осуществления операций с озоноразрушающими веществами в течение не более 10 дней при проведении пусконаладочных работ в рамках приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию, а также для осуществления операций с гидрофторуглеродами.

Справочно
Под гидрофторуглеродами понимаются озоноразрушающие вещества, фторированные производные насыщенных ациклических углеводородов, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь, а также их смеси, обращение с которыми подлежит регулированию в соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года (абзац третий статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя»).

В отношении деятельности по обращению с отходами Закон о лицензировании, как уже было обозначено выше, предусматривает необходимость получения лицензии только на некоторые виды обращения с ними, а именно:

  • использование отходов 1–3 классов опасности, т.е. применение отходов для производства продукции (переработка отходов), производства (выработки) электрической и (или) тепловой энергии, выполнения работ (оказания услуг). Класс опасности тех или иных отходов указывается в Классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т. В случае, если класс опасности отходов производства не указан в Классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, производители отходов обеспечивают его установление на основании определения опасных свойств отходов, указанных в перечне, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29 ноября 2019 г. № 41/108/65. Определение опасных свойств отходов осуществляется на основании гражданско-правового договора с испытательными лабораториями. По результатам определения показателей опасных свойств отходов оформляется и выдается заключение о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства;
  • обезвреживание отходов (уничтожение отходов (в том числе сжигание отходов, не связанное с их использованием) и (или) действия, совершаемые с отходами, приводящие к снижению или ликвидации их опасных свойств);
  • захоронение отходов (изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье людей, имущество, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования, обезвреживания).

Не требуется получение лицензии для:

  • использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ;
  • использования отходов 1–3 классов опасности юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этих юридического лица, иностранной организации, индивидуального предпринимателя;
  • обезвреживания отходов при проведении лабораторных работ и исследований;
  • обезвреживания медицинских отходов химическим, физическим, комбинированным и другими методами, направленного на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибов) и выполняемого в соответствии с санитарными нормами и правилами, общими и специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, за исключением сжигания;
  • обезвреживания жидких отходов путем разбавления водой до показателей, установленных техническими нормативными правовыми актами, с последующим сливом в канализацию при наличии договора, заключенного между юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем и организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства;
  • захоронения, обезвреживания и (или) использования трупов животных, продуктов животного происхождения, обращение с которыми осуществляется в соответствии с законодательством в области ветеринарной деятельности;
  • использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания отходов в течение не более 10 дней при проведении пусконаладочных работ в рамках приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию.

В отношении лицензирования деятельности по обращению с радиоактивными отходами нормы Закона о лицензировании не применяются. Эти вопросы урегулированы Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2021 г. № 137.

Соискателями лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, могут выступать:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Статьей 149 Закона о лицензировании установлены долицензионные требования, которым должен соответствовать соискатель лицензии для принятия в отношении него решения о предоставлении лицензии. В отношении операций с озоноразрушающими веществами долицензионными требованиями являются:

  • наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • обоснование целей и объемов применения озоноразрушающих веществ.

В отношении использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов соискатель лицензии должен соответствовать следующим долицензионным требованиям:

  • наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и инструментов, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, в том числе оборудования, обеспечивающего снижение вредного воздействия на окружающую среду, предусмотренных проектной документацией (если разработка таковой требуется), по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»), и введенных в установленном законодательством порядке в эксплуатацию;
  • соответствие определенной технологическим регламентом технологии использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также законодательства о техническом нормировании и стандартизации.

В случае соответствия указанным выше долицензионным требованиям соискатель лицензии подает в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии. Форма такого заявления установлена приложением 1 к Положению о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154. В данной форме требуется в том числе указать:

  • для операций с озоноразрушающими веществами – перечень планируемых операций и перечень планируемых к использованию озоноразрушающих веществ, цели и объемы (кг/год) их применения;
  • для использования отходов 1–3 классов опасности – перечень таких отходов;
  • для обезвреживания отходов – перечень таких отходов;

2) в случае, когда соискателем лицензии является иностранная организация – выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально засвидетельствованную копию таких документов, с переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально). Выписка должна быть датирована не позднее шести месяцев до дня подачи заявления о предоставлении лицензии;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении о предоставлении лицензии сведений об этом с указанием учетного номера операции (транзакции).

Справочно
Государственная пошлина за получение лицензии составляет 10 базовых величин (пункт 57 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).
Вместе с тем для определенных субъектов хозяйствования предусмотрено освобождение от уплаты данной государственной пошлины, а именно, для коммерческих организаций Республики Беларусь (за исключением коммерческих организаций, созданных после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческих организаций, реорганизованных после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь), индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющих на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации (согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»);

4) копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;

5) для операций с озоноразрушающими веществами:

  • обоснование целей и объемов применения озоноразрушающих веществ (в произвольной форме, подписанное руководителем соискателя лицензии или его уполномоченным представителем);
  • сведения об оборудовании и инструментах, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности (по форме согласно приложению к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 4);

6) для использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов:

  • сведения об оборудовании и инструментах, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности (по форме согласно приложению к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 4);
  • копию технологического регламента использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов, определяющего соответствующую технологию, в том числе с приложением копии зарегистрированных в установленном порядке технических условий (при их наличии) на продукцию, получаемую из отходов 1–3 классов опасности, по проектам которых получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»).

Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми к нему документами может быть подано в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь соискателем лицензии одним из следующих способов:

  • лично;
  • посредством почтовой связи;
  • в электронной форме в виде электронного документа через единый портал электронных услуг. Электронный документ должен быть подписан электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь рассматривает полученные от соискателя документы в течение 25 рабочих дней и по результатам их рассмотрения принимает одно из следующих решений:

1) о предоставлении лицензии ее соискателю;

2) об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю;

3) об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и о предоставлении лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее предоставлении.

Два последних варианта решения могут быть приняты в случае:

1) наличия в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;

2) отсутствия у соискателя лицензии права на получение лицензии (если соискателю лицензии не было отказано в приеме заявления о предоставлении лицензии) (например, в случае подачи заявления иностранным индивидуальным предпринимателем);

3) включения соискателя лицензии в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;

4) несоответствия представленных документов и (или) сведений требованиям, обозначенным выше к предоставляемым документам;

5) наличия заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, составленного по результатам проведенной оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям;

6) отказа в письменной форме либо уклонения соискателя лицензии от прохождения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям (под уклонением понимается непредставление лицензирующему органу информации, необходимой для проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, в сроки, определенные для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии);

7) нахождения соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

О принятом решении Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь уведомляет соискателя лицензии.

В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь включает сведения о лицензиате и лицензируемом виде деятельности в Единый реестр лицензий.

С момента получения лицензии субъект хозяйствования приобретает статус «лицензиата» и обязан соблюдать установленные для него статьей 150 Закона о лицензировании лицензионные требования.

При операциях с озоноразрушающими веществами лицензионными требованиями являются:

1) наличие на праве собственности или ином законном основании и использование оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ и (или) оказание услуг, связанных с операциями с озоноразрушающими веществами;

2) наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с операциями с озоноразрушающими веществами (это требование не распространяется на лицензиата, осуществляющего деятельность, связанную с покупкой, продажей, хранением озоноразрушающих веществ);

3) ведение учета озоноразрушающих веществ и осуществление ведомственной отчетности о результатах такого учета.

Справочно
Инструкция о порядке ведения учета озоноразрушающих веществ утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 42.
Формы ведомственной отчетности ежегодно утверждаются постановлениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

4) соблюдение указанных в Едином реестре лицензий:

  • мероприятий по сокращению использования озоноразрушающих веществ;
  • перечня разрешенных операций с озоноразрушающими веществами;
  • перечня разрешенных озоноразрушающих веществ, целей и объемов их применения.

При использовании отходов 1–3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов лицензионными требованиями являются:

1) наличие на праве собственности или ином законном основании и использование введенных в установленном законодательством порядке в эксплуатацию оборудования и инструментов, обеспечивающих выполнение работ по использованию отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе оборудования, обеспечивающего снижение вредного воздействия на окружающую среду, предусмотренных проектной документацией (если разработка таковой требуется), по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»), а также весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;

2) наличие специальной профессиональной подготовки у работников, допущенных к работам, связанным с использованием отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанием, захоронением отходов;

3) наличие регистрации объектов по использованию отходов 1–3 классов опасности в реестре объектов по использованию отходов, учета объектов обезвреживания, захоронения отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов.

Справочно
Положение о порядке регистрации принятых (введенных) в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета принятых (введенных) в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 818;

4) проведение локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.

Справочно
Порядок проведения локального мониторинга окружающей среды установлен Положением о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды и использования его данных, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2004 г. № 482, а также Инструкцией о технологии работ по организации и проведению локального мониторинга окружающей среды, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9;

5) наличие сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, для объектов захоронения коммунальных отходов;

6) соблюдение указанных в Едином реестре лицензий:

  • перечня разрешенных к использованию отходов 1–3 классов опасности;
  • перечня обезвреживаемых отходов;
  • технологии использования отходов 1–3 классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов.

Статья 153 Закона о лицензировании устанавливает перечень нарушений со стороны лицензиата, относящихся к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, при выявлении которых Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь вправе приостановить лицензию до устранения такого нарушения (не более чем на шесть месяцев).

Так, грубыми нарушениями законодательства о лицензировании при операциях с озоноразрушающими веществами являются:

1) невыполнение мероприятий по сокращению использования озоноразрушающих веществ;

2) применение озоноразрушающих веществ, не включенных в перечень разрешенных озоноразрушающих веществ;

3) превышение установленных объемов применения озоноразрушающих веществ.

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании при использовании отходов 1–3 классов опасности, обезвреживании, захоронении отходов являются:

1) использование отходов 1–3 классов опасности, не включенных в перечень разрешенных к использованию отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание отходов, не включенных в перечень обезвреживаемых отходов;

2) отсутствие на праве собственности или ином законном основании либо неиспользование оборудования и инструментов, необходимых для выполнения работ по использованию отходов 1–3 классов опасности, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе оборудования, обеспечивающего снижение вредного воздействия на окружающую среду, предусмотренных проектной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также весового оборудования при осуществлении захоронения отходов;

3) непроведение локального мониторинга окружающей среды при выполнении работ по обезвреживанию, захоронению отходов.

Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»