21.10.2024
Минэкономики о правовом регулировании отдельных вопросов реализации товаров
В соответствии с положениями статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), с 1 октября 2024 г. при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности граждане вправе осуществлять виды деятельности в соответствии с перечнями, определенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности» (далее – постановление № 457).
Вопросы реализации (продажи) товаров, произведенных (изготовленных) в рамках осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, регулируются положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З), Закона Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365-З), Указа Президента Республики Беларусь от 21 августа 2024 г. № 328 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее – Указ № 328).
Регулятором в сфере торговли является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
При наличии вопросов об ограничениях, установленных при торговле отдельными товарами, о местах, где торговля запрещена, по вопросам реализации товаров в сети Интернет следует обращаться по компетенции в названное министерство.
1. О реализации товаров индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 128-З:
-
оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подпункт 1.14);
-
розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подпункт 1.21);
-
субъект торговли – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю (подпункт 1.28);
-
товары – предназначенное для продажи имущество (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество) (подпункт 1.29);
-
торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32).
Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (приложение 1 к постановлению № 457, далее – перечень ИП), видов деятельности, в рамках которых возможно осуществление оптовой торговли, не содержит.
Таким образом, целенаправленная деятельность субъекта торговли, связанная с приобретением и продажей товаров для их использования иными лицами в предпринимательской деятельности и (или) в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в том числе из имеющегося у этого субъекта торговли торгового объекта, с предоставлением товарной накладной, товарного чека, кассового чека, является оптовой торговлей и запрещается к осуществлению вне деятельности зарегистрированного юридического лица.
|
ВАЖНО!
Согласно части первой статьи 12 Закона № 365-З физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 октября 2024 г., вправе продолжить осуществление видов деятельности, не включенных в перечень ИП, в том числе оптовую торговлю, по 31 декабря 2025 г.
|
Осуществление предпринимательской деятельности по оптовой торговле товарами следует отличать от реализации (продажи) товаров собственного производства на основании заключенных индивидуальным предпринимателем – производителем таких товаров в установленном порядке соответствующих гражданско-правовых договоров (например, поставки, контрактации).
Каких-либо запретов или ограничений на совершение таких сделок индивидуальными предпринимателями нормами Закона № 365-З не установлено.
2. О реализации товаров, произведенных в рамках осуществления самостоятельной профессиональной деятельности.
Виды деятельности, включенные в перечень самостоятельной профессиональной деятельности (далее – перечень СПД), конкретизированы и интерпретируются исключительно в закрепленных в перечне СПД формулировках.
Виды деятельности, поименованные в пунктах 5 – 15, 18, 23, 26 – 34, 39, 43, 44, 46, 48, 56 – 58, 65 – 66, 68, 74, 78, 81 перечня СПД, подразумевают реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) исключительно потребителям.
Для целей перечня СПД под потребителем понимается физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно части первой пункта 2 статьи 13 Закона № 365-З физические лица, осуществляющие самостоятельную профессиональную деятельность, вправе реализовывать произведенные в рамках такой деятельности товары потребителям на торговых местах, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах; на арендуемых площадях в торговых объектах, торговых центрах, в иных объектах; с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
3. О реализации товаров, изготовленных в рамках осуществления ремесленной деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Положения об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности, утвержденного Указом № 328, физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, вправе:
-
реализовывать изготовленные ими товары физическим лицам на торговых местах, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, на арендуемых площадях в торговых объектах, торговых центрах, иных объектах, в помещениях, используемых для изготовления товаров, путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным), доставки по указанному потребителем адресу (в том числе любым видом транспорта), с применением рекламы, размещенной (распространенной) в глобальной компьютерной сети Интернет;
-
передавать изготовленные ими товары юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для реализации по договорам комиссии, поручения или иным аналогичным гражданско-правовым договорам, а также реализовывать их по договорам купли-продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям независимо от цели приобретения такими лицами реализуемых товаров.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь

МАРТ – о реализации товаров посредством интернет-площадок
В целях недопущения нарушения требований законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, при продаже товаров посредством интернет-площадок необходимо учитывать следующую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания»:
- оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (подпункт 1.14);
- розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.21);
- торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32).
Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, является оптовой торговлей.
Таким образом, если при реализации товаров посредством интернет-площадки возникают отношения, при которых:
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки товаров, производителем которых он не является, – такая реализация для этого продавца будет являться оптовой торговлей;
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки производимых товаров – такая реализация для этого продавца не является торговлей;
- продавец осуществляет реализацию производимых или закупаемых товаров конечному покупателю-физическому лицу для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, – такая реализация для этого продавца будет являться розничной торговлей.
Справочно
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31:
-
владелец интернет-площадки – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-площадкой, обеспечивающие ее функционирование и оказывающие продавцам и покупателям услуги по доступу к интернет-площадке, иные услуги, связанные с продажей товаров посредством интернет-площадки (абзац второй);
-
интернет-площадка – сайт в сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к сети Интернет), предоставляющий возможность осуществления дистанционной торговли одновременно двум и более продавцам, в том числе обеспечивающий возможность размещения информации о товарах и продавцах, сравнения и отбора товаров, заключения договоров розничной купли-продажи и оплаты товаров, выбора способа и организации доставки товаров (абзац четвертый).
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Утверждены Правила оказания услуг почтовой связи общего пользования
Советом Министров Республики Беларусь 22 октября 2025 г. принято постановление № 575 «О реализации Закона Республики Беларусь от 29 мая 2025 г. № 79-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», которым утверждены Правила оказания услуг почтовой связи общего пользования и Положение о порядке функционирования единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении регистрируемых почтовых отправлений.
Новые Правила оказания услуг почтовой связи общего пользования (далее – Правила) направлены на повышение качества обслуживания пользователей и совершенствование правового регулирования порядка оказания услуг почтовой связи общего пользования с учетом их цифровой трансформации.
Правилами определены перечень универсальных услуг почтовой связи, порядок и сроки их предоставления.
С целью повышения качества и удобства услуг адресату предоставляется возможность осмотреть внешний вид вложения почтового отправления до его вручения, отказаться от части вложения почтового отравления с наложенным платежом с описью вложения (при наличии соответствующего соглашения между отправителем и оператором почтовой связи), а также получить информацию о поступлении почтового отправления посредством сервиса мгновенного обмена сообщениями (мессенджера).
Оптимизирован процесс вручения регистрируемых почтовых отправлений. Теперь при получении таких отправлений пользователь будет проставлять на документе оператора почтовой связи только дату получения и свою подпись.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется право определить порядок доставки почтовых отправлений и печатных средств массовой информации (далее – СМИ) на основании заявления, поданного посредством цифровых сервисов или мобильного приложения оператора почтовой связи.
Кроме того, до двух базовых величин включительно увеличен порог суммы ценности почтовых отправлений с объявленной ценностью и почтовых денежных переводов (кроме почтовых денежных переводов пенсий и пособий), которые могут выдаваться без доверенности адресата совершеннолетнему члену его семьи.
Согласно новым Правилам операторы почтовой связи смогут принимать с оплаченной доставкой почтовые отправления, адресованные в общежития, по месту работы или учебы адресата, и отправления ускоренной почты в адрес лечебно-оздоровительных учреждений, а также устанавливать более длительный срок бесплатного хранения регистрируемых почтовых отправлений, чем предусмотренный Правилами (7 календарных дней).
Пользователям предоставляется возможность получать печатные СМИ, доставляемые «До востребования», при предъявлении удостоверения инвалида, пенсионного удостоверения либо абонемента на прием подписки на печатные СМИ.
Также в целях соблюдения валютного законодательства Правилами определяется, что пересылка почтовых денежных переводов от отправителя (резидента) до получателя (нерезидента) осуществляется по валютным договорам, не подлежащим регистрации в соответствии с валютным законодательством. При этом в случае отправки такого перевода, отправитель (резидент) на бланке почтового денежного перевода подтверждает распиской пересылку почтового денежного перевода по валютному договору, не подлежащему регистрации.
Положением о порядке функционирования единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении регистрируемых почтовых отправлений определяются порядок и принципы функционирования единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении регистрируемых почтовых отправлений (далее – система), устанавливаются перечень информации о регистрируемых почтовых отправлениях, передаваемой в систему операторами почтовой связи, осуществляющими пересылку регистрируемых почтовых отправлений, и подлежащей учету и хранению в этой системе, а также срок хранения указанной информации.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь от 29 мая 2025 г. № 79-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи» вступает в силу после его официального опубликования.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь

Информация о кодах маркировки в электронных накладных. Изменения законодательства
Национальной академией наук Беларуси, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерством связи и информатизации Республики Беларусь 22 сентября 2025 г. принято постановление № 8/91/45/27 «Об изменении постановления Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 декабря 2023 г. № 9/75/35/26» (далее – постановление № 8/91/45/27).
Постановление № 8/91/45/27 принято в целях упрощения работы субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот пищевых продуктов, подлежащих маркировке, и предоставления адаптационного периода для решения технических вопросов, связанных с внесением информации о кодах маркировки в электронные накладные, в том числе по товарам, импортированным из Российской Федерации.
Так, постановлением № 8/91/45/27 предусматривается:
изложение в новой редакции пояснения № 1 к подразделам электронных накладных и электронных актов приемки «Информация о средствах идентификации, нанесенных на подлежащие маркировке средствами идентификации товарные единицы, отнесенные к данной товарной позиции», предусматривающее, что информация о средствах идентификации указывается в следующих случаях:
1) в случаях, установленных пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» (далее – Положение).
Справочно
В соответствии с пунктом 3 Положения субъекты хозяйствования, осуществляющие оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты, обязаны использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов, в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации;
2) при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, и в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
Справочно
В настоящее время такими товарами являются шины и покрышки пневматические резиновые новые;
3) в отношении пищевых продуктов при наличии у субъектов хозяйствования необходимых программных и технических средств для указания кодов маркировки. При отсутствии у субъектов хозяйствования необходимых программных и технических средств для указания кодов маркировки в реквизите «Примечание, дополнительные сведения о товаре, формат поля an..512» (номер поля в формуляре-образце «28», статус «С») указывается информация «Товар маркирован средствами идентификации».
Кроме того, постановлением № 8/91/45/27 уточняется порядок заполнения полей электронной накладной, содержащих информацию о должностях, в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» и Трудового кодекса Республики Беларусь.
Справочно
С учетом внесенных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 25 августа 2025 г. № 73 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» изменений в формы товарно-транспортной накладной и товарной накладной, слово «должность» заменяется словами «должность служащего (профессия рабочего)».
С учетом внесенных изменений субъектам хозяйствования предоставлено право указывать в электронных накладных в отношении пищевых продуктов информацию о нанесенных средствах идентификации при наличии для этого необходимых программных и технических средств.
Принятие постановления № 8/91/45/27 будет способствовать обеспечению в полной мере реализации маркированных незащищенными средствами идентификации пищевых продуктов, в том числе импортированных из Российской Федерации, с наименьшими затратами для субъектов хозяйствования.
Постановление № 8/91/45/27 вступило в силу 1 октября 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Минэкономики – о мерах по повышению эффективности работы антикризисных управляющих
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 августа 2025 г. № 433 изложено в новой редакции Положение о порядке аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2023 г. № 551 (далее – Положение). О новациях рассказали в Министерстве экономики.
Целью подготовки обновленного Положения являлось повышение эффективности работы антикризисных управляющих, качества их взаимодействия с государственными органами, в том числе судами, уровня ответственности аттестованных лиц, допуск на рынок только квалифицированных специалистов с положительным отношением к государственным и общественным институтам, конституционному строю.
Положением предусматриваются следующие новации.
1. Изменена форма проведения аттестации «собеседование» на «квалификационный экзамен». Данное изменение предполагает углубленную оценку знаниям претендента на получение аттестата управляющего (п. 2 Положения).
2. Изменено требование к списочному составу аттестационной комиссии (с 1/2 на 2/3) при котором ее решение является легитимным (п. 15 Положения) и увеличен срок принятия решения о прекращении действия аттестата управляющего или его аннулировании с 10 до 30 рабочих дней со дня получения информации или выявления фактов, подтверждающих основания для прекращения действия аттестата управляющего, установленных в части первой пункта 5 Положения или части первой пункта 6 Положения (п. 38 и п.39 Положения). Это предоставляет аттестующему органу больше времени для всестороннего изучения обстоятельств перед принятием решения.
3. Исключена возможность подачи документов для прохождения аттестации через представителя или по почте. Представление документов осуществляется лично претендентом (п. 22 Положения), что обеспечивает их актуальность и полноту.
4. Введен новый вид ходатайства для прохождения аттестации и получения аттестата управляющего. Нормами Положения установлена возможность прохождения аттестации руководителю действующего предприятия с долей государства в уставном фонде, не соответствующего общим требованиям к претенденту на получение аттестата управляющего, но обладающего необходимыми компетенциями.
Такая возможность представляется при необходимости назначения такого предприятия управляющим-юридическим лицом в интересах отрасли или региона.
5. Уточнены и дополнены требований к претендентам на получение аттестата управляющего и аттестованным лицам. К аттестации допускаются дееспособные физические лица:
-
имеющие биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина, биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства (п.п 19.1 п.19 Положения);
-
не имеющие фактов совершения действий против порядка управления и общественной безопасности, антигосударственных проявлений на рабочем месте и т.д. (п.п19.4 п.19 Положения).
Данное дополнение призвано учесть переход к электронной регистрации неграждан, а также обеспечить формирование корпуса управляющих квалифицированными специалистами с положительным отношением к государственным и общественным институтам, конституционному строю.
6. Повышено требование к количеству (с шести до семи) правильных ответов, данных претендентом для получения аттестата управляющего категории «B» или «C» (п. 24 Положения). Данное нововведение призвано обеспечить повышенные требования к положительной сдаче квалификационного экзамена.
7. Установлен дифференцированный подход к сроку действия аттестата управляющего (п. 30 Положения):
-
категорий «А» и «В» – 3 года (продление на аналогичный срок);
-
категории «С» – 5 лет (продление на аналогичный срок).
Данный подход обеспечит регулярный анализ практических результатов работы управляющих, повышение уровня их квалификации.
8. Расширен и уточнен перечень оснований для прекращения действия аттестата управляющего, непосредственно затрагивающих их правовой статус, психическое здоровье и репутацию:
-
прекращение гражданства Республики Беларусь, аннулирование разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь аттестованного лица;
-
наличие у аттестованного лица непогашенной или неснятой судимости;
-
нахождение аттестованного лица на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
-
наличие факта привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных в статьях 19.10, 19.11, 19.13 <*>, 24.1–24.4, 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
-
поступление в Департамент от органов государственной безопасности информации о совершении аттестованным лицом деяния, создающего угрозу национальной безопасности (п. 5 Положения).
Данное нововведение призвано обеспечить оперативное исключение их корпуса управляющих лиц, не отвечающих высоким квалификационным требованиям.
9. Корректировка и введение дополнительных оснований для аннулирования аттестата, а также дополнение перечня документов, их подтверждающих:
-
наличие факта взыскания с управляющего имущественного вреда, причиненного должнику, кредиторам по вине управляющего при осуществлении им полномочий в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве;
-
неоднократное признание судом решений управляющего недействительными, действий (бездействия) управляющего незаконными (два раза и более в течение одного года со дня вступления в силу первого судебного постановления об удовлетворении жалобы) по результатам рассмотрения жалоб лиц, участвующих в деле о несостоятельности или банкротстве, за исключением признания судом решений управляющего, связанных с ведением реестра требований кредиторов, недействительными частично (п. 6 Положения).
Указанные основания направлены на усиление ответственности управляющих за принимаемые ими решения, призваны снизить количество жалоб и обращений в суд на действия управляющих, не допустить нарушений прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, противоправными действиями управляющих.
10. Обновлены требования к лицам, претендующим на получение аттестата высшей категории «С»:
-
опыт работы управляющим – индивидуальным предпринимателем, руководителем управляющего – юридического лица, аттестованным работником управляющего – юридического лица пять лет и более при наличии не менее одного завершенного таким управляющим дела о несостоятельности или банкротстве должника,
-
критерий измеримой экономической эффективности (наличие не менее одного завершенного управляющим дела о несостоятельности или банкротстве должника, совокупный объем удовлетворенных требований кредиторов в котором (которых) составил не менее 25 000 базовых величин (п. 20 Положения).
Данная новация должна обеспечить назначение в дела о несостоятельности или банкротстве с крупными активами и трудовыми коллективами управляющих, обладающих надлежащей компетенцией.
11. Уточнены условия продления и переаттестации.
Пункт 36 Положения устанавливает, что при решении вопроса о продлении аттестата учитываются нарушения, выявленные в течение одного года (ранее 6 месяцев) до переаттестации.
Также управляющий должен иметь не менее двух лет практики работы в делах о несостоятельности ли банкротстве и не менее двух завершенных дел о банкротстве с момента последней выдачи/продления аттестата (п. 33 Положения).
Для претендентов с недостаточным опытом устанавливается возможность продления аттестата без автоматического лишения статуса управляющего путем направления на переаттестацию. Это предусматривает возможность подтвердить свою квалификацию на экзамене и продлить срок действия аттестата.
12. Дополнены права Департамента при продлении срока действия аттестата управляющего категории «B» или «C».
Департамент вправе запросить у государственных органов, согласовавших планы санации должников, а в отношении должников, не являющихся государственными организациями (с долей государства), производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) которых возбуждены до вступления в силу Закона Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности», – у местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения таких организаций (далее – исполкомы) письма, содержащие оценку деятельности аттестованного лица. Данное требование Положения, распространяется только на лиц, осуществляющих деятельность на санируемых предприятиях.
По итогам рассмотрения запроса государственные органы, согласовавшие планы санации должников, исполкомы направляют в адрес Департамента письмо за подписью руководителя (уполномоченного им заместителя руководителя), содержащее оценку деятельности аттестованного лица, в течение десяти рабочих дней с даты поступления запроса в такой государственный орган, исполком.
В случае представления в адрес Департамента письма государственного органа, согласовавшего план санации должника, исполкома, содержащего неудовлетворительную оценку деятельности аттестованного лица, аттестационной комиссией принимается решение об отказе в продлении срока действия аттестата управляющего.
Данное требование призвано повысить уровень ответственности управляющих, которым доверено управление крупными предприятиями и трудовыми коллективами.
13. Расширен круг организаций, по ходатайству которых осуществляется упрощенный допуск к аттестации:
-
прежняя редакция Положения предусматривала допуск лица к прохождению аттестации в особом порядке по ходатайству только министерств, концернов или облисполкомов (Минского горисполкома);
-
новая редакция учитывает, что в круг ходатайствующих государственных органов могут входить и иные государственные органы, подчиненные Президенту Республики Беларусь (п. 28 Положения).
Определены случаи необходимости такого ходатайства:
-
представления кандидатуры управляющего в производство по делу о несостоятельности или банкротстве должника, организация деятельности которого требует наличия специальных знаний и связана с обеспечением функционирования отрасли экономики (экономики региона);
-
осуществления государственной организацией деятельности управляющего, руководителем которой является такое лицо.
Информация предоставлена Министерством экономики для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Минстройархитектуры – об использовании семейного капитала на улучшение жилищных условий
Вопросы использования семейного капитала на улучшение жилищных условий регулируются Положением о предоставлении семейного капитала, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 «О семейном капитале» (далее – Положение № 345), Положением о порядке и условиях назначения, финансирования (перечисления), распоряжения и использования средств семейного капитала, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2015 г. № 128 «О порядке и условиях назначения, финансирования (перечисления), распоряжения и использования средств семейного капитала» (далее – Положение № 128) и Инструкцией об использовании семейного капитала на улучшение жилищных условий, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19 мая 2025 г. № 66 «Об использовании семейного капитала на улучшение жилищных условий» (далее – Инструкция № 66).
Использовать семейный капитал можно как досрочно, до исполнения ребенку, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого он назначен, так и после исполнения ему 18 лет. Семейный капитал предоставляется семьям для использования в Республике Беларусь в полном объеме либо по частям в безналичной форме по одному или нескольким направлениям в порядке, определенном Положением № 345. Использовать семейный капитал можно только на строго определенные цели, в частности на улучшение жилищных условий.
Согласно абзацу второму части третьей пункта 9 Положения № 345 досрочно (независимо от времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала) на улучшение жилищных условий семейный капитал может быть использован на возведение, реконструкцию, приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах (далее, если не установлено иное, – жилое помещение), приобретение доли (долей) в праве собственности на них, возврат (погашение) кредитов, займов организаций, предоставленных на указанные цели (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по таким кредитам, о рефинансировании таких кредитов), и уплату процентов за пользование этими кредитами, займами членом (членами) семьи.
Для целей Положения № 345 семейный капитал может быть направлен на возведение:
-
квартиры в многоквартирном жилом доме – в составе организации застройщиков, на основании договора создания объекта долевого строительства;
-
одноквартирного жилого дома или квартиры в блокированном жилом доме – в составе организации застройщиков, на основании договора создания объекта долевого строительства, подрядным либо хозяйственным способом.
Также семейный капитал может быть направлен на реконструкцию жилого помещения. Под реконструкцией понимается совокупность строительно-монтажных, пусконаладочных работ и организационно-технических мероприятий, направленных на использование объекта по новому назначению и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров (подпункт 1.63 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
По направлениям, указанным в абзаце втором части третьей пункта 9 Положения № 345, средства семейного капитала могут быть использованы досрочно при соблюдении следующих условий:
-
средства семейного капитала направляются на улучшение жилищных условий члена (членов) семьи;
-
член (члены) семьи, в отношении которого (которых) направляются средства семейного капитала, состоит (состоят) лично либо в составе семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и у него (них), включая всех членов семьи, учитываемых в составе семьи при определении права на досрочное распоряжение средствами семейного капитала, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь, общая площадь которых составляет 15 кв. метров (в г. Минске – 10 кв. метров) и более на одного человека (за исключением общей площади жилых помещений, признанных не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям).
Для определения возможности досрочного использования средств семейного капитала на возврат (погашение) кредитов, займов организаций, предоставленных на возведение, реконструкцию, приобретение жилых помещений, приобретение доли (долей) в праве собственности на них (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по таким кредитам, о рефинансировании таких кредитов), и уплату процентов за пользование этими кредитами, займами указанные в абзаце третьем части первой настоящего пункта условия рассматриваются на дату заключения кредитного договора, договора займа по предоставлению кредита, займа на возведение, реконструкцию, приобретение жилых помещений, приобретение доли (долей) в праве собственности на них.
На возврат (погашение) кредитов, займов организаций, предоставленных на возведение, реконструкцию, приобретение жилых помещений, приобретение доли (долей) в праве собственности на них (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по таким кредитам, о рефинансировании таких кредитов), и уплату процентов за пользование ими средства семейного капитала могут быть использованы досрочно независимо от вида кредита (включая льготный) и даты заключения кредитного договора, договора займа (в том числе ранее 2015 года).
Дополнительными условиями для досрочного использования средств семейного капитала по направлениям, указанным в абзаце втором части третьей пункта 9 Положения № 345, являются:
-
на возведение, реконструкцию, приобретение жилых помещений, приобретение доли (долей) в праве собственности на них в любом населенном пункте независимо от общей площади жилого помещения, размера приобретаемой доли (долей) в праве собственности на него – добровольное волеизъявление граждан и членов их семей на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий после государственной регистрации права собственности на жилое помещение, долю (доли) в праве собственности на него;
-
на реконструкцию жилого помещения, а также на возврат (погашение) кредитов, займов организаций, предоставленных на указанные цели (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по таким кредитам, о рефинансировании таких кредитов), и уплату процентов за пользование этими кредитами, займами – увеличение общей площади жилого помещения в результате такой реконструкции;
-
на приобретение:
-
жилого помещения, доли (долей) в праве собственности на него – использование средств семейного капитала в пределах стоимости жилого помещения, доли (долей) в праве собственности на него (включая стоимость земельного участка, находящегося в частной собственности, хозяйственных построек, элементов благоустройства придомовой территории, если приобретаются одноквартирный жилой дом, квартира в блокированном жилом доме, доля (доли) в праве собственности на них), которая определяется по результатам независимой оценки с использованием рыночных методов, проведенной согласно законодательству об оценочной деятельности, а также соответствие жилого помещения (части жилого помещения) установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
-
одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, доли (долей) в праве собственности на них – отсутствие таких жилых домов, квартир в государственном информационном ресурсе «Единый реестр пустующих домов»;
-
доли (долей) в праве собственности на жилое помещение, а также на возврат (погашение) кредитов, займов организаций, предоставленных на указанные цели (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по таким кредитам, о рефинансировании таких кредитов), и уплату процентов за пользование этими кредитами, займами – после приобретения указанной доли (долей) гражданин становится единственным собственником всего жилого помещения либо этот гражданин и другие члены семьи совместно становятся собственниками всего жилого помещения (за исключением приобретения жилого помещения, возведение которого осуществлялось по государственному заказу).
В целях оформления досрочного использования семейного капитала гражданину необходимо в районный, городской (городов областного и районного подчинения) исполнительный комитет, местную администрацию района в городе по месту назначения семейного капитала или в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) предоставить документы, в соответствии с пунктом 2.47 Перечня административных процедур по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200. В исполкоме гражданин пишет заявление по установленной форме и прикладывает к нему подготовленные документы.
Исполком рассматривает заявление гражданина и в течение месяца принимает решение о досрочном распоряжении семейным капиталом или отказе в распоряжении. В пятидневный срок исполком должен уведомить гражданина о принятом решении.
Далее, требуется подготовить документы для перечисления семейного капитала.
Для досрочного использования семейного капитала гражданин обращается в подразделение открытого акционерного общества ОАО «АСБ Беларусбанк», осуществляющее операции по счетам по учету банковских вкладов (депозитов) «Семейный капитал» физических лиц, с заявлением о досрочном использовании семейного капитала по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 66.
При использовании семейного капитала после истечения 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого назначен семейный капитал, гражданин обращается в подразделение ОАО «АСБ Беларусбанк» с заявлением об использовании семейного капитала после истечения 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением (усыновлением, удочерением) которого назначен семейный капитал, по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 66.
С заявлениями, указанными в пункте 2 Инструкции № 66, гражданином представляется документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий полномочия представителя, – в случае обращения гражданина с заявлением через своего представителя, копия решения (выписка из решения) районного, городского (городов областного и районного подчинения) исполнительного комитета, местной администрации района в городе о распоряжении средствами семейного капитала (в том числе досрочном) (сельского, поселкового, районного, городского (городов областного и районного подчинения) исполнительного комитета, местной администрации района в городе – если решение о досрочном распоряжении средствами семейного капитала принято до 9 сентября 2022 г. включительно), а также следующие документы:
1) при возведении или реконструкции одноквартирного жилого дома, квартиры в многоквартирном или блокированном жилом доме (далее – жилое помещение) на основании договора создания объекта долевого строительства:
-
копия договора создания объекта долевого строительства с предъявлением оригинала этого договора;
-
справка о стоимости строительства (реконструкции) жилого помещения в текущих ценах, определенной на основании сметной документации, выдаваемая застройщиком;
2) при возведении или реконструкции жилого помещения в составе организации застройщиков:
-
копия договора строительства (реконструкции) жилого помещения в составе организаций застройщиков с предъявлением оригинала этого договора;
-
справка о стоимости строительства (реконструкции) жилого помещения в текущих ценах, определенной на основании сметной документации, выдаваемая организацией застройщиков;
3) при возведении или реконструкции одноквартирного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме хозяйственным, подрядным либо смешанным (хозяйственным и подрядным) способом:
-
копия договора строительного подряда (в случае возведения или реконструкции хозяйственным способом) с предъявлением оригинала этого договора (при его наличии) и (или) договоры (счета-фактуры) на приобретение строительных материалов и изделий или копия гражданско-правового договора (при осуществлении строительных работ индивидуальными предпринимателями или гражданами, осуществляющими самостоятельную профессиональную деятельность) с предъявлением оригинала этого договора;
-
справка о стоимости возведения, реконструкции одноквартирного жилого дома или квартиры в блокированном жилом доме в текущих ценах, определенной на основании сметной документации (сметы), и стоимости выполненных работ, закупленных материалов и изделий;
4) при приобретении жилого помещения, доли (долей) в праве собственности на него, в том числе жилого помещения, возведение которого осуществлялось по государственному заказу, – копия зарегистрированного в установленном порядке договора на приобретение жилого помещения, доли (долей) в праве собственности на него с предъявлением оригинала этого договора;
5) при возврате (погашении) кредита, в том числе льготного, предоставленного на возведение, реконструкцию, приобретение жилого помещения, приобретение доли (долей) в праве собственности на него (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по таким кредитам, о рефинансировании таких кредитов), и уплату процентов за пользование им:
-
копия кредитного договора (договора о переводе долга, о приеме задолженности по кредиту) с предъявлением оригинала этого договора;
-
справка об остатке задолженности по кредиту, включая сумму основного долга и процентов за пользование кредитом, – из банка, предоставившего кредит;
6) при капитальном ремонте и реконструкции жилого помещения, строительстве инженерных сетей, возведении хозяйственных помещений и построек (далее, если не указано иное, – капитальный ремонт жилого помещения):
-
копия договора строительного подряда с предъявлением оригинала этого договора и (или) договоры (счета-фактуры) на приобретение строительных материалов и изделий;
-
копия сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта жилого помещения с предъявлением оригинала этого сводного сметного расчета;
7) при возврате (погашении) кредита, в том числе льготного, предоставленного на капитальный ремонт жилого помещения, и уплате процентов за пользование им:
-
копия кредитного договора с предъявлением оригинала этого договора;
-
справка об остатке задолженности по кредиту, включая сумму основного долга и процентов за пользование кредитом, – из банка, предоставившего кредит;
8) при возврате (погашении) займа, предоставленного организацией на возведение, реконструкцию, приобретение жилого помещения, приобретение доли (долей) в праве собственности на него, и уплату процентов за пользование им:
-
копия договора займа с предъявлением оригинала этого договора;
-
справка об остатке задолженности по займу, включая сумму основного долга и процентов за пользование займом, – из организации, предоставившей заем.
К заявлениям, указанным в пункте 2 Инструкции № 66, прилагаются справки, перечисленные в абзаце третьем подпунктов 3.1, 3.2, 3.5, 3.7 и 3.8 пункта 3 Инструкции № 66, выданные не ранее 30 дней до даты подачи заявлений. Справка, предусмотренная в абзаце третьем подпункта 3.3 пункта 3 Инструкции № 66, предоставляется при первоначальном обращении с заявлением.
Возврат неиспользованных средств семейного капитала, перечисленных ОАО «АСБ Беларусбанк» на счета юридических или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в соответствии с пунктом 39 Положения о порядке и условиях назначения, финансирования (перечисления), распоряжения и использования средств семейного капитала, производится не позднее трех месяцев с даты расторжения договора и (или) одностороннего отказа от исполнения договора, изменения его условий, с даты прекращения членства в организации застройщиков, наступления иного обстоятельства, если иной срок не установлен законодательством.
Информация предоставлена Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!