Новеллы Закона о занятости населения Республики Беларусь
11 октября 2024 г. принят Закон Республики Беларусь № 36-З «Об изменении законов по вопросам занятости населения», которым вносятся изменения в 10 законов, а также предусматривается изложение Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (Закон о занятости) в новой редакции.
Закон о занятости в новой редакции предусматривает существенные содержательные и структурные изменения. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Терминологические изменения
1. Статья 1 Закона о занятости дополнена новыми терминами «гражданин, обратившийся по вопросам трудоустройства», «квота для приема на работу инвалидов», «субсидированное рабочее место».
2. Закреплено определение термина «работники, находящиеся под угрозой увольнения», к которым отнесены работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, либо работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, либо находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, либо не работающие в связи с простоем не по вине работника.
3. В целях разграничения понятий «общественные работы» как вида административного взыскания и «оплачиваемые общественные работы», которые выполняются гражданами по срочным трудовым договорам либо гражданско-правовым договорам и организуются в качестве дополнительной материальной поддержки безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, термин «оплачиваемые общественные работы» заменен на «оплачиваемые временные работы».
Внесение вышеуказанных изменений направлено на обеспечение единства и однозначности терминологии Закона о занятости.
Изменение подходов к определению категории «занятые граждане», порядку и условиям регистрации безработными. Закрепление условий для регистрации в качестве граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства
1. Пересмотрены категории граждан, которые признаются занятыми. Так, граждане, обучающиеся в дневной форме получения образования в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, которые ранее считались занятыми, в новой редакции Закона о занятости не будут относится к таковым. Указанной категории граждан содействие в трудоустройстве будет оказываться в случае их регистрации в качестве граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Также при обращении за содействием в трудоустройстве в органы по труду, занятости и социальной защите граждан, признающихся занятыми, они будут учитываться в качестве граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Соответствующий перечень категорий граждан, считающихся занятыми, определяется в статье 5 новой редакции Закона о занятости.
2. Вводится возможность регистрации гражданина безработным не только по месту жительства, но и по месту пребывания.
3. В статье 6 новой редакции Закона о занятости закрепляются условия, при которых граждане не могут быть зарегистрированы безработными и (или) в качестве граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Так, например, в целях постановки в равные условия граждан, которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия, устанавливается также запрет на регистрацию безработными гражданам, которым назначена социальная пенсия при достижении возраста 60 лет женщинами, 65 лет мужчинами.
Кроме того, определяется, что не могут быть зарегистрированы безработными, а также гражданами, обратившимися по вопросам трудоустройства, граждане, признанные по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными.
4. Определены новые основания снятия безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства с учета. Так, например, вводится такое основание как неявка без уважительных причин на переговоры к двум нанимателям по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней с даты выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу.
5. Установлен срок нахождения на учете безработного, а также гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, который не может превышать 12 календарных месяцев со дня регистрации соответственно безработным, гражданином, обратившимся по вопросам трудоустройства. При этом в указанный срок не засчитывается период обучения в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых в дневной форме получения образования по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
6. Определяется возможность повторной регистрации граждан, которые были сняты с учета безработных по установленным в Законе о занятости основаниям (например, в случае подачи письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите, неявки без уважительных причин более двух месяцев с даты последней явки в данный орган по его приглашению), только по истечении 12 месяцев с даты снятия их с учета. Вместе с этим, содействие в трудоустройстве таким гражданам будет осуществляться при их регистрации в качестве граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Внесены изменения, касающиеся порядка назначения, выплаты пособия по безработице, а также категорий граждан, которым предлагается назначать пособие по безработице
1. Предусматривается, что выплата пособия по безработице осуществляется безработным в течение 13 календарных недель с даты их регистрации. При этом безработным, проживающим на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда, а также безработным за пять лет до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста пособие по безработице будет выплачиваться в течение 26 календарных недель.
2. Размер пособия по безработице будет определяться в фиксированном размере, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
3. Основными условиями назначения гражданам пособия по безработице определяются:
- регистрация в органе по труду, занятости и социальной защите в течение одного месяца с даты увольнения, окончания срока действия или расторжения гражданско-правового договора, прекращения образовательных отношений (отчисления) в связи с получением образования;
- нахождение не менее пяти лет до регистрации безработными в трудовых отношениях;
- увольнение с последнего места работы (с военной службы, службы в военизированной организации, со срочной военной службы, альтернативной службы) по основаниям, определенным Законом о занятости;
- а также в случае, если безработные являются выпускниками учреждений образования, получившими профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование.
4. Независимо от установленных выше условий, пособие по безработице также назначается безработным из числа граждан:
- зарегистрировавшихся в органе по труду, занятости и социальной защите в течение одного месяца с даты прекращения ухода за ребенком (в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека), инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- в возрасте до 21 года, впервые ищущих работу.
Обучение безработных
1. Устанавливается приоритет обучения на основании заказа нанимателя (в рамках трехстороннего договора).
2. Расширены возможности по бесплатному обучению по направлению органа по труду, занятости и социальной защите для граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, из числа:
- осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет (мать (мачеха), отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун), за исключением находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
- получающих пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека.
3. За безработным, направленным органом по труду, занятости и социальной защите на обучение, сохраняется право на пособие по безработице.
Изменения, касающиеся обязанностей граждан в области содействия занятости населения
1. В целях обеспечения индивидуального подхода к каждому безработному при оказании им содействия в трудоустройстве исключена норма, обязывающая безработных не реже одного раза в месяц в установленный день являться в орган по труду, занятости и социальной защите.
2. Определены случаи, при наступлении которых, граждане обязаны возместить фактические затраты органам по труду, занятости и социальной защите, связанные с организацией их обучения, в том числе за отказ от трудоустройства к нанимателю, с которым заключен трехсторонний договор об обучении и трудоустройстве между органом по труду, занятости и социальной защите, гражданином и нанимателем.
Законом о занятости определяются новые категории безработных, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости
Так, расширяется перечень категорий безработных, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости.
К гражданам, которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, при трудоустройстве которым требуется дополнительная помощь со стороны государства также отнесены:
- лица, прекратившие нахождение в лечебно-трудовых профилакториях;
- лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией и прошедшие медицинскую реабилитацию, в отношении которых разработаны индивидуальные программы социальной реабилитации по форме, установленной Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты, Министерством внутренних дел.
Отдельно обращаем внимание, что новой редакцией Закона о занятости сохранена действующая норма, предоставляющая право безработному, уволенному в связи с ликвидацией организации и невозможностью его трудоустройства по предложению органов по труду, занятости и социальной защите выйти на пенсию по возрасту досрочно. При этом, такие безработные смогут выйти на досрочную пенсию по возрасту за год до общеустановленного пенсионного возраста. В действующей редакции такой срок составлял два года.
Также в новой редакции Закона о занятости определяются правовые основы содействия занятости и трудоустройства лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Квоты для приема на работу инвалидов
В целях обеспечения трудоустройства и занятости инвалидов Закон о занятости дополнен статьей, устанавливающей для нанимателей квоты для приема на работу инвалидов.
При этом определяется, что квоты для приема на работу инвалидов не устанавливаются:
- общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям;
- некоммерческим организациям, бюджетным организациям и иным организациям, получающим субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Информационный портал государственной службы занятости
Закон о занятости дополнен новой статьей об информационном портале государственной службы занятости (статья 24), определяющей его функциональное назначение.
Так, на информационном портале государственной службы занятости будет размещаться Общереспубликанский банк вакансий, содержащий сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий).
В контексте указанного:
- вводится обязанность нанимателей подавать вакансии в Общереспубликанский банк вакансий в электронном виде (для нанимателей со списочной численностью работников не более пяти человек предоставлено право представлять сведения в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободного рабочего места (вакансии) в письменном виде);
- также устанавливается запрет на размещение сведений о наличии вакансий, которые не опубликованы в Общереспубликанском банке вакансий, на иных информационных ресурсах. Размещение сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) на иных информационных ресурсах возможно только при условии ссылки на Общереспубликанский банк вакансий на информационном портале государственной службы занятости.
Изменения, касающиеся агентств по трудоустройству
В целях регулирования деятельности агентств по трудоустройству за ними закрепляется обязанность предоставления на ежегодной основе информации об оказываемых услугах за предыдущий год. В случае непредставления данной информации агентства по трудоустройству будут исключаться из Реестра агентств по трудоустройству по решению Министерства труда и социальной защиты.
Государственное регулирование и управление в области содействия занятости населения
Закон о занятости дополнен главой «Государственное регулирование и управление в области содействия занятости населения», в которой закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, местных исполнительных и распорядительных органов в области содействия занятости населения.
Также предусматривается изменение источника финансирования мероприятий по содействию занятости населения, которое согласно новой редакции Закона о занятости будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерству труда и социальной защиты на указанные цели.
Анастасия Апенок, главный советник управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»