МНС о представлении сведений о доходах физлиц при создании ИП коммерческой организации
Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими на практике вопросами о представлении сведений о доходах физических лиц при создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации в порядке, определенном Положением о создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (приложение к Закону Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З « Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности», далее – Положение), разъясняет следующее.
Порядок и сроки представления налоговыми агентами, в том числе индивидуальными предпринимателями, сведений о доходах физических лиц определены пунктом 7 приложения к Положению о представлении сведений о доходах физических лиц, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 201 (далее – пункт 7 приложения).
В пункте 7 приложения установлен срок представления сведений о доходах при прекращении индивидуальным предпринимателем деятельности.
Так, при прекращении деятельности индивидуальный предприниматель – налоговый агент обязан представить сведения о доходах не позднее чем за 10 рабочих дней до дня представления в регистрирующий орган уведомления о завершении процесса прекращения деятельности.
Порядок создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (далее – коммерческая организация), а также отдельные правоотношения, связанные с ее созданием, регулируются Положением.
Согласно пункту 7 Положения государственная регистрация индивидуальным предпринимателем коммерческой организации является основанием для исключения такого индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Единый регистр). То есть, Положением закреплен отдельный порядок перехода от предпринимательской деятельности к деятельности в качестве субъекта хозяйствования, который не соответствует общепринятому порядку прекращения предпринимательской деятельности.
Запись об исключении индивидуального предпринимателя из Единого регистра вносится регистрирующим органом в этот регистр датой государственной регистрации коммерческой организации.
В соответствии с частью первой пункта 10 Положения права и обязанности индивидуального предпринимателя, возникшие в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (включая связанные с исполнением налоговых обязательств, уплатой процентов, пеней, исполнением обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательств перед бюджетом государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь), в том числе предоставленные на основании решений государственных органов в рамках осуществления административных процедур, а также возникшие из трудовых, гражданско-правовых и иных отношений, переходят к созданной им коммерческой организации с учетом организационно-правовой формы такой организации с даты ее государственной регистрации в полном объеме на тех же условиях.
Таким образом, поскольку пунктом 7 приложения сроки представления сведений о доходах физических лиц для налоговых агентов – индивидуальных предпринимателей, исключенных из Единого регистра в связи с созданием коммерческой организации в порядке, определенном Положением, не установлены, то, учитывая нормы пункта 10 Положения, в таком случае, представить сведения о доходах физических лиц за текущий календарный год в сроки, установленные пунктом 7 приложения, обязана коммерческая организация, созданная индивидуальным предпринимателем и к которой переходят в полном объеме обязанности индивидуального предпринимателя – налогового агента.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Индивидуальный предприниматель при создании коммерческой организации в порядке, установленном Положением о создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (приложение к Закону Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности», далее – Положение), обязан не позднее даты, предшествующей дате государственной регистрации этой коммерческой организации, представить в установленном порядке налоговые декларации (расчеты) по налогам, плательщиком которых он является. Такие декларации представляются за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день их представления. На титульном листе в строке «В связи с созданием индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом» проставляется знак «X».
Налоговое обязательство исполняется коммерческой организацией не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором такая коммерческая организация зарегистрирована в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).
1. Индивидуальные предприниматели – плательщики подоходного налога с физических лиц представляют налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро) (далее – декларация по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя) за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день ее представления.
Например, в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации:
- 15 июля 2025 г. - налоговые декларации по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя представляются им за 2 квартал 2025 г. (за период с 1 апреля 2025 г. по 30 июня 2025 г.) и за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 июля 2025 г.)) с указанием сроков уплаты – не позднее 22 октября 2025 г.;
- 15 августа 2025 г. – налоговая декларация по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя представляется им за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 августа 2025 г.)) с указанием срока уплаты – не позднее 22 октября 2025 г.
При представлении налоговой декларации (расчета) индивидуальные предприниматели вправе воспользоваться налоговыми вычетами, определенными в статьях 210 и 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) (социальный налоговый вычет и имущественный налоговый вычет), при соблюдении условий их применения.
2. Индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) налоговые декларации (расчеты) по единому налогу представляют с учетом следующих особенностей.
Например, индивидуальным предпринимателем создана коммерческая организация и он исключен из ЕГР 15 августа 2025 г.
При этом 1 июля 2025 г. индивидуальным предпринимателем представлена налоговая декларация по единому налогу за 3 квартал 2025 г., исчислен к уплате налог по срокам: 1 июля, 1 августа и 1 сентября 2025 г.
В рассматриваемой ситуации индивидуальному предпринимателю необходимо не позднее 14 августа 2025 г. представить налоговую декларацию по единому налогу с изменениями и дополнениями, указав в ней период осуществления (неосуществления) деятельности в первом (31 день), втором (14 дней) и третьем (деятельность не осуществляется) месяцах 3 квартала. При превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за 2 квартал 2025 года и (или) 3 квартал 2025 года – исчислить доплату единого налога.
Таким образом, налоговое обязательство за июль по сроку уплаты 1 июля 2025 г. не пересчитывается, за август и за сентябрь – пересчитывается путем определения в порядке, установленном пунктом 2 статьи 344 Кодекса, суммы единого налога, подлежащей зачету или возврату. При наличии суммы к доплате единого налога за 2 квартал 2025 г. и (или) 3 квартал 2025 г. указывается срок – не позднее 22 октября 2025 г.
3. Индивидуальным предпринимателям, являющимся налоговыми агентами по подоходному налогу с доходов, выплаченных работающим у них физическим лицам, необходимо учитывать следующее.
Сроки исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению сумм подоходного налога с физических лиц должны соответствовать требованиям статьи 216 Кодекса.
Индивидуальный предприниматель обязан представить не позднее дня, предшествующего дню регистрации коммерческой организации, налоговые декларации налогового агента по подоходному налогу за истекший отчетный период и (или) за период с начала текущего по дату представления декларации.
Например, в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации:
- 15 июля 2025 г. – налоговые декларации налогового агента по подоходному налогу представляются им за 2 квартал 2025 г. (за период с 1 апреля 2025 г. по 30 июня 2025 г.) и за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 июля 2025 г.));
- 15 августа 2025 г. – налоговая декларация налогового агента по подоходному налогу представляется им за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 августа 2025 г.)).
При обнаружении в налоговой декларации неполноты сведений или ошибок плательщик обязан внести изменения и (или) дополнения в декларацию и представить ее по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения (далее – уточненные декларации).
При возникновении обстоятельств, с которыми связано представление уточненной декларации за период деятельности индивидуального предпринимателя, исключенного из ЕГР, такая декларация представляется созданной этим индивидуальным предпринимателем коммерческой организацией в порядке, установленном пунктом 6 статьи 40 Кодекса. При этом декларация должна быть удостоверена ключом электронной цифровой подписи законного или уполномоченного представителя этой коммерческой организации.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 23.04.2025 № 166 « О налогообложении доходов, полученных от осуществления операций с цифровыми знаками (токенами)» и постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.06.2025 № 32 «Об установлении коэффициента доходности от операций с цифровыми знаками (токенами)».
Деятельность физических лиц по осуществлению операций с цифровыми знаками (токенами) (далее – токен) регулируется нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» и Указа Президента Республики Беларусь от 17.09.2024 № 376 «Об обращении цифровых знаков (токенов)».
Указанными законодательными актами установлены разрешенные для осуществления операции, а также определены признаки деятельности с токенами, которая является незаконной и (или) запрещается.
Законодательством установлена ответственность физических лиц за осуществление незаконной предпринимательской деятельности, включая незаконную деятельность с токенами, в виде штрафа с конфискацией до ста процентов дохода, полученного в результате такой деятельности, либо без конфискации.
Вместе с тем доходы от данной деятельности, в отношении которых не применена конфискация, не освобождаются от налогообложения.
В целях обеспечения системного регулирования вопроса налогообложения доходов по операциям с токенами при осуществлении деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается, принят Указ Президента Республики Беларусь от 23.04.2025 № 166 «О налогообложении доходов, полученных от осуществления операций с цифровыми знаками (токенами)», согласно которому определение подлежащего налогообложению дохода от незаконных операций с токенами производится с учетом коэффициента доходности от операций с токенами, ежегодно определяемого Министерством по налогам и сборам.
Непосредственно налоговая база подоходного налога с физических лиц по доходам, полученным по операциям с токенами при осуществлении деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается, определяется как произведение установленного в рамках ведения административного процесса и отраженного в постановлении о привлечении к административной ответственности дохода и установленного коэффициента доходности.
Согласно постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.06.2025 № 32, опубликованному на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь 26.06.2025 и вступившему в силу с 27.06.2025, коэффициент доходности от операций с цифровыми токенами на 2025 год установлен в размере 0,0570.
Указанный коэффициент применяется при определении после вступления в силу Указа № 166 (26.04.2025) налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям с токенами при осуществлении в 2025 году и предшествующих налоговых периодах деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается.
Кроме того, Указ № 166 также предусматривает возможность применения коэффициента доходности при рассмотрении в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь вопроса о предоставлении льгот по подоходному налогу с физических лиц, исчисленному до его вступления в силу.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Президентом Республики Беларусь 6 июня 2025 г. издан Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее – Указ), направленный на совершенствование порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Указом предусмотрены меры, направленные на совершенствование условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса, защиту интересов белорусских организаторов азартных игр и граждан, а именно:
- предоставляется возможность использования криптовалюты для приема ставок и выплаты выигрыша при условии совершения соответствующих операций исключительно посредством резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или оператора обмена криптовалют, что позволит расширить способы оплаты в сфере игорного бизнеса;
- в целях исключения излишнего регулирования деятельности организаторов азартных игр отменяется согласование правил организации и проведения азартных игр Министерством по налогам и сборам. Одновременно для обеспечения контроля вводится обязанность для организаторов азартных игр размещать утвержденные ими правила организации и проведения азартных игр в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС);
- закладывается правовая основа для совершенствования механизма ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее – Государственный реестр), что позволит эксплуатировать игровые автоматы более 10 лет;
- устанавливается запрет для банков осуществлять перевод платежей физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр, что позволит сократить отток денежных средств из страны для участия в онлайн – азартных играх на зарубежных интернет-площадках. В свою очередь, спрос граждан на участие в азартных играх будет удовлетворен посредством развитой онлайн – игорной индустрии, созданной в Республике Беларусь;
- вводится учет денежных средств, вносимых каждым участником азартной игры в казино, залах игровых автоматов, тотализаторах, букмекерских конторах. Такой учет будет обеспечиваться организаторами азартных игр в СККС при предъявлении игроками документов, удостоверяющих личность в кассе игорных заведений.
- увеличивается с 30 до 60 суток срок хранения записей систем видеонаблюдения в игорных заведениях, а также устанавливается запрет для посетителей вести кино-, фото- и видеосъемку в игорном заведении.
Для выстраивания в игорных заведениях и виртуальных игорных заведениях эффективной системы внутреннего контроля, предотвращающей вовлечение организаторов азартных игр и граждан в схемы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Указом:
1) предусмотрен ряд запретов для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений, а именно:
- предъявлять при посещении игорного заведения, регистрации в качестве участника азартной игры, последующем доступе к виртуальному игорному заведению, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им персональные и иные данные, документы, удостоверяющие личность;
- использовать при совершении ставок, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им банковские платежные карточки, электронные кошельки;
- совершать ставки за счет денежных средств, перечисленных со счетов, открытых в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
- указывать в заявлении о выплате выигрыша, возврате несыгравших ставок счета, открытые в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
- принимать участие в азартной игре в соответствии с указаниями третьих лиц;
- иметь более одного игрового аккаунта.
Организаторам азартных игр предоставляется право проверять действительность документа, удостоверяющего личность, а также принадлежность игроку платежного инструмента (электронные кошельки, банковские платежные карточки, счета) в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
2) с учетом международных тенденций развития сферы онлайн – игорного бизнеса и его дальнейшего цивилизованного развития совершенствуются механизмы идентификации, верификации, аутентификации участников онлайн – азартных игр. В частности, предусмотрено проведение с игроком видеосеанса посредством сети Интернет или посещение игроком игорного заведения, многофакторной аутентификации, получение фотоизображения игрока в момент его участия в онлайн – азартной игре.
Указом предусмотрено совершенствование порядка подтверждения соответствия виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, испытания виртуального игорного заведения на соответствие таким требованиям будут проводиться ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» с возможностью привлечения на договорной основе экспертов и (или) специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессиональной оценки технической составляющей виртуального игорного заведения.
Поскольку для практической реализации вышеуказанных норм Указа потребуется время, необходимое для доработки организаторами азартных игр платформ виртуальных игорных заведений и проведения их испытаний, пунктом 3 Указа предусмотрен переходный период до 1 июля 2027 г.
Так, при доработке виртуального игорного заведения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию виртуального игорного заведения в соответствии с требованиями Указа наличие протокола испытаний о соответствии виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь, будет обеспечиваться юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, с 1 июля 2027 г. При отсутствии такого протокола испытаний после 1 июля 2027 г. осуществление указанной деятельности будет являться незаконным и запрещаться (абз. 2 п. 4 Указа).
Основные положения Указа вступят в силу через 9 месяцев после официального опубликования Указа (с 11 марта 2026 г.), за исключением положений, касающихся использования криптовалюты для осуществления расчетов в сфере игорного бизнеса, которые вступили в силу после официального опубликования Указа, с 11 июня 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
- налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
- налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
- справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
- реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
- извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
- извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
- извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
- извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
- уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
- уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
- деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
- деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
- музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
- реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
- реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
- производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
- работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
- разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
- фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
- чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
- услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
- ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
- деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
- предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам по отдельным вопросам, связанным с применением инвестиционного вычета с 2025 года, разъясняет следующее.
С 1 января 2025 г. частью второй подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) установлено, что инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений можно применить только в случае, если они являются зданиями и сооружениями производственного назначения.
Помимо этого, в соответствии с частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК инвестиционный вычет, среди прочего, не может быть применен к административным зданиям, к сооружениям, используемым в административных целях, к зданиям, сооружениям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере торговли, общественного питания. При этом к зданиям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере общественного питания, не относятся здания производственного назначения, в которых размещены столовые и иные объекты общественного питания.
При отнесении здания, сооружения к зданию, сооружению производственного назначения считаем возможным использовать информацию, содержащуюся в документах на их регистрацию, в отношении назначения здания, сооружения (например, в техническом паспорте, свидетельстве о государственной регистрации).
Полагаем, что в случае отсутствия у организации документального подтверждения того, что это или иное здание, сооружение относится к зданию, сооружению производственного назначения, у организации отсутствуют основания для применения инвестиционного вычета по такому зданию, сооружению.
Назначение объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества (приложение к постановлению Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 № 33) и указывается исходя из назначения расположенных в них помещений, занимающих большую площадь. Если какое-либо помещение имеет назначение, не соответствующее основному назначению здания или сооружения, то при определении их назначения кроме основного назначения здания или сооружения дополнительно используется назначение такого помещения (помещений) (примечание <**> к единой классификации назначения объектов недвижимого имущества).
Инвестиционный вычет, как и ранее, не может быть применен к части объекта основных средств.
Исходя из правовых предписаний указанных выше норм с 1 января 2025 года организации вправе применить инвестиционный вычет исключительно в отношении зданий и сооружений, которые исходя из их документального оформления фактически используются (предназначены для использования) в производстве продукции, и не вправе применить инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений, используемых (предназначенных для использования) при оказании услуг, выполнении работ.
С учетом изложенного инвестиционный вычет может быть применен, например:
- по зданию специализированному для производства транспортных средств и (или) оборудования, которое отнесено к используемому в предпринимательской деятельности (в том числе в случае, если в нем расположены буфет, тренажерные залы, гараж, столовая);
- по зданию специализированному для производства текстильных, швейных, меховых и (или) кожаных изделий, в котором кроме цехов, используемых для производства продукции, находятся помещения, используемые для администрации организации (директора, бухгалтера).
Инвестиционный вычет не может быть применен в отношении, например:
- здания специализированного для ремонта и (или) технического обслуживания автомобилей (в том числе автомобильные заправочные, зарядные и газонаполнительные станции);
- здания специализированного финансового назначения;
- здания специализированного для оказания ветеринарных услуг;
- по отдельно стоящему зданию торговли;
- по зданию специализированному иного назначения.
При этом в отношении передаточных устройств, используемых в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет применяется независимо от их назначения.
Также с 1 января 2025 года инвестиционный вычет не применяется к основным средствам, нормативный срок службы которых, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, составляет менее 5 лет, и стоимости вложений в их реконструкцию.
Нормативный срок службы объектов основных средств, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, в целях применения инвестиционного вычета определяется исключительно по сроку, указанному в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
Соответственно организации вправе применить инвестиционный вычет в отношении основных средств, нормативный срок службы которых согласно приложению к вышеуказанному постановлению № 161 составляет 5 и более лет.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь