МНС о принятии сведений о доходах физических лиц
Министерство по налогам и сборам (МНС) с учетом поступающих вопросов от налоговых агентов по работе с ошибками, возникающими при представлении ими сведений о доходах физических лиц (далее – сведения), сообщает следующее.
Вопрос 1. Порядок заполнения сведений при отсутствии данных об идентификационном номере физического лица.
Для граждан Республики Беларусь, иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства (подданства), имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, личность которых удостоверяется паспортом гражданина Республики Беларусь, свидетельством о рождении или видом на жительство, заполнение в сведениях о доходах физических лиц идентификационного номера является обязательным.
При отсутствии идентификационного номера у детей в возрасте до 14 лет, не имеющих паспорта гражданина Республики Беларусь, в свидетельстве о рождении которых также отсутствует идентификационный номер, сведения не представляются.
Справочно У детей, родившихся и зарегистрированных в период с 2009 года по 25.07.2013, не достигших 14-летнего возраста и не имеющих паспорта, отсутствует идентификационный номер. Идентификационный номер появился в форме свидетельства о рождении с 26.07.2013 (с момента начала работы Регистра населения и внесения изменений в форму свидетельства о рождении ребенка (постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2011 № 14, вступившее в силу с 26.07.2013). Идентификационный номер (при его отсутствии) также присваивается ребенку при получении паспорта (выдача паспорта производится при достижении ребенком возраста четырнадцати лет или несовершеннолетнему, не достигшему четырнадцатилетнего возраста, по заявлению одного из его законных представителей (Указ Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294). Следовательно, часть детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, не имеющих паспортов, могут не иметь идентификационного номера. |
Отсутствие у налогового агента сведений об идентификационном номере также, может быть, по причине отсутствия у такого налогового агента актуальных паспортных данных физического лица. Например, при наличии только данных паспорта гражданина СССР образца 1974 года или паспорта гражданина Республики Беларусь образца 1993 года.
Обращаем внимание, что согласно пункту 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2022 г. № 1492 «Об ограничении срока действия паспорта гражданина СССР образца 1974 года и паспорта гражданина Республики Беларусь образца 1993 года» имеющиеся у граждан Республики Беларусь паспорта граждан СССР образца 1974 года и паспорта граждан Республики Беларусь образца 1993 года являлись действительными до 1 июля 2004 г. в качестве документов, удостоверяющих личность владельца паспорта.
С 1 июля 2004 г. паспорта гражданина СССР образца 1974 года или паспорта гражданина Республики Беларусь образца 1993 года являются недействительными.
Следовательно, для представления сведений о доходах таких лиц налоговому агенту необходимо актуализировать их паспортные данные.
Вопрос 2. Порядок и статус отработки сведений.
После отправки налоговым агентом сведений на портал МНС отправленному файлу присваивается статус «Отправлен», и данный файл становится в очередь на обработку.
Справочно В связи с большим количеством подаваемых сведений файл в статусе «Отправлен» может находиться несколько дней. |
Когда подходит очередь и файл принимается в обработку, его статус меняется на «Принято в обработку».
Справочно Если в файле есть сведения о физических лицах, которые умерли, или в отношении правильно указанного идентификационного номера физического лица в Регистре населения отсутствует адрес регистрации физического лица, то данные файлы остаются в статусе «Принято в обработку». При этом, записям, которые прошли обработку и приписаны в карточки физических лиц, присваивается статус 400, а необработанным записям присваивается иной статус (в зависимости от ошибки обработки). При возникновении у налогового агента вопросов о таком статусе файла («Принято в обработку») налоговому агенту сообщается, что сведения им предоставлены, корректные записи загружены в учетную систему налоговых органов, а оставшиеся сведения будут окончательно обработаны после доработки программного обеспечения (ориентировочно после 01.04.2024). Конкретный алгоритм действий в отношении необработанных записей будет доведен дополнительно. |
Если по результатам обработки файл не содержит ошибок, то его статус меняется на «Принято порталом без ошибок».
Если по результатам обработки файла устанавливаются ошибки, то его статус меняется на «Принято порталом с ошибками».
При выявлении ошибок информационной системой формируется протокол ошибок, который загружается в Личный кабинет плательщика (при представлении сведений через Личный кабинет плательщика), в АРМ Плательщика (при представлении сведений через АРМ Плательщик), в АИС УДФЛ (при представлении сведений на USB-флеш накопителе).
Обращаем внимание, что в протоколе ошибок кратко описывается в отношении какого физического лица допущена ошибка с указанием фамилии, имени, отчества, идентификационного номера, а также краткое описание сути ошибки с указанием конкретной строки сведений, в которых имеет место ошибка.
Например. При неправильном отражении идентификационного номера в Личном кабинете плательщика или АРМ Плательщика стоит запрет на сохранение такой записи с указанием наличия ошибки в идентификационном номере. При отправке сведений с несуществующим идентификационным номером (файл прошел контроль на правильность отражения идентификационного номера) в протоколе ошибок будет отражена ошибка «20152 Введен неправильный идентификационный номер (411122078А029РВ5 (идентификационный номер), Иванов Иван Иванович (ФИО), 411122078А029РВ5 (идентификационный номер). |
При этом статус пачки, в которой имеются ошибки, принимает значение «Принято порталом с ошибками».
В связи с вопросами налоговых агентов в части понимания сути ошибок, отраженных в сформированном протоколе ошибок, направляем в ваш адрес перечень и описание ошибок, для организации работы подведомственных инспекций по разъяснению налоговым агентам сути данных ошибок и порядка их исправления.
Обращаем внимание, что контакт-центр налоговых органов не дает разъяснения по ошибкам, содержащимся в протоколе ошибок. Такие разъяснения представляют налоговым агентам должностные лица, занимающиеся приемом сведений, в том числе по телефонам, размещенным на сайте МНС в разделе Представление налоговым агентом сведений о доходах физических лиц за 2023 год / Контакты по обращениям плательщиков по вопросам представления сведений / Телефоны инспекций МНС по месту постановки на учет налогового агента.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
(фото – Pravo.by)

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 красавіка 2025 г. № 72 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 верасня 2022 г. № 322» (далей – Пастанова) падрыхтавана з мэтай прывядзення актаў заканадаўства ў адпаведнасць з Законам Рэспублікі Беларусь ад 5 снежня 2024 г. № 46-3 «Аб змене кодэксаў па пытаннях адукацыі» (далей – Закон) і з улікам практыкі яго прымянення.
Пастановай унесены змяненні ў Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі (далей – Палажэнне).
З мэтай выканання Пратакола даручэнняў Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь Лукашэнкі А.Р., якія дадзены 24 жніўня 2021 г. на Рэспубліканскай педагагічнай нарадзе, Міністэрствам адукацыі быў падрыхтаваны школьны стандарт, адобраны рашэннем калегіі Міністэрства адукацыі ад 10.05.2022 № 4.11. Для надання школьнаму стандарту статусу нарматыўнага прававога акта распрацавана яго форма, якая з’яўляецца дадаткам да Палажэння. У мэтах недапушчэння дубліравання асобных норм, якія вызначаны Палажэннем і школьным стандартам, з Палажэння выключаецца пункт 3, главы 3, 4 выкладаюцца ў новай рэдакцыі.
У адпаведнасці з артыкуламі 19, 30, 31, 33, 34, 52, 53 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі іншыя правы і абавязкі ўстаноў адукацыі, навучэнцаў, законных прадстаўнікоў непаўналетніх навучэнцаў, педагагічных работнікаў уключаны ў форму школьнага стандарту.
Законам прадугледжана, што агульныя патрабаванні да дзелавога стылю ў адзенні навучэнцаў устанаўліваюцца Міністэрствам адукацыі. У Главе 3 Палажэння канкрэтызавана паняцце «дзелавы стыль адзення» для навучэнцаў і вызначаны патрабаванні да камплекта адзення для юнакоў і дзяўчынак.
Пункт 51 Палажэння дапоўнены нормай, якая ўстаноўлена пунктам 62 Закона. Пры гэтым напаўняльнасць падтрымліваючых і стымулючых заняткаў, устаноўленая Палажэннем, распаўсюджваецца толькі на заняткі, якія праводзяцца ў рамках вучэбных гадзін, што прадугледжаны вучэбным планам установы адукацыі.
У адпаведнасці з часткай другой пункта 5 артыкула 150 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі парадак падзелу класаў на групы вызначаецца Палажэннем аб установе агульнай сярэдняй адукацыі або яго відзе. Прапануецца пры правядзенні вучэбных заняткаў па вучэбным прадмеце «Замежная мова» падзяляць клас на дзве групы пры яго напаўняльнасці не менш за 20 вучняў (змены ўнесены ў абзац чацверты пункта 41 Палажэння). Дадзеная мера выключае магчымасць падзелу класа на тры групы.
З мэтай удасканалення прадметных кампетэнцый вучняў X класаў па вучэбным прадмеце «Дапрызыўная і медыцынская падрыхтоўка», адпрацоўкі практычных навыкаў, атрыманых у працэсе навучання, удасканалення ваенна-патрыятычнага выхавання вучняў ажыццяўляецца паэтапнае павелічэнне працягласці вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі. Адпаведныя змены ўнесены ў Палажэнне ў 2024 годзе ў частцы працягласці вучэбна-палявога збору для вучняў Х класаў кадэцкіх вучылішчаў і спецыялізаваных ліцэяў. У 2026 годзе (2025/2026 навучальны год) плануецца павелічэнне працягласці да 10 дзён вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах іншых відаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі. З мэтай забеспячэння аператыўнай карэкціроўкі працягласці гэтых заняткаў з улікам патрабаванняў да патрыятычнага выхавання вучняў, з Палажэння выключана нарміраванне па колькасці дзён і гадзін на іх правядзенне, захаваўшы гэтыя нормы ў тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі (змены ўнесены ў абзац трэцці пункта 64 Палажэння).
Улічваючы, што Законам прадугледжана магчымасць рэалізоўваць установамі агульнай сярэдняй адукацыі адукацыйную праграму падрыхтоўкі вадзіцеляў механічных транспартных сродкаў, самаходных машын, адпаведныя змены ўнесены ў абзац чатырнаццаты пункта 65 Палажэння.
Акрамя таго, прадугледжваецца:
- правядзенне вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, што размешчаны на тэрыторыі радыяцыйнага забруджвання. Адпаведныя запыты паступалі ў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад законных прадстаўнікоў вучняў, якія пражываюць на гэтых тэрыторыях;
- правядзенне з вучнямі V–VIII класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, якія не маюць вучэбна-вопытныя гаспадаркі, пасля завяршэння вучэбных заняткаў, грамадска-карыснай працы, што накіравана на працоўнае выхаванне вучняў;
- пералік вучэбных прадметаў у Асабовай картцы вучня дапоўнены вучэбным прадметам «Гісторыя Беларусі ў кантэксце сусветнай гісторыі».
Інфармацыя прадастаўлена Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь для Нацыянальнага прававога Iнтэрнэт-партала Рэспублікі Беларусь
Пры выкарыстанні матэрыялу спасылка на крыніцу абавязковая!

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 30 мая 2025 г.
8 мая 2025 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь № 71-З «О риэлтерской деятельности» (далее – Закон о риэлтерской деятельности), который вступит в силу с 16 мая 2026 г. (за исключением отдельных положений). Закон определяет правовые, организационные основы и принципы риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, а также регулирует отношения в сфере риэлтерской деятельности.
Подготовка соответствующего законопроекта осуществлялась на основании пункта 9 плана подготовки проектов законодательных актов на 2024 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2023 г. № 380. Вопрос о целесообразности разработки закона, комплексно регулирующего отношения, связанные с осуществлением риэлтерской деятельности в республике, обсуждался заинтересованными государственными органами, в том числе с привлечением представителей риэлтерского сообщества, на протяжении длительного времени. Общеизвестно, что для каждого гражданина защита его прав и законных интересов при совершении сделок с недвижимостью является актуальной и важной, поскольку напрямую затрагивает его материальное благополучие. Основное назначение Закона о риэлтерской деятельности – защитить интересы потребителя, обеспечить цивилизованные отношения между покупателем, продавцом и посредником в лице риэлтера. Качественное оказание риэлтерских услуг, в том числе обусловленное полным и системным правовым регулированием данного вопроса, будет способствовать повышению уровня доверия граждан к данной сфере, а также в целом повысит престиж профессии риэлтера.
В настоящее время риэлтерская деятельность в республике регулируется Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (глава 39) (далее – Закон о лицензировании), Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 15), а также принятыми в соответствии с ними постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и Министерства юстиции.
В Закон о риэлтерской деятельности имплементированы актуальные положения Указа № 15, ряд положений подзаконных актов, что позволило в одном документе закрепить нормативные предписания по широкому кругу вопросов, связанных с оказанием риэлтерских услуг в республике. При этом Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом о риэлтерской деятельности (пункт 2 статьи 6).
Закон о риэлтерской деятельности содержит ряд новаций, в том числе существенно изменяющих действующее правовое регулирование данной сферы. В Законе также нашли отражение нормы, определяющие решение проблемных вопросов, выявленных в ходе изучения практики применения законодательства о риэлтерской деятельности, а также направленные на предупреждение совершения нарушений в сфере оказания риэлтерских услуг.
Рассмотрим основные положения Закона о риэлтерской деятельности.
1. Понятие риэлтерской деятельности и риэлтерских услуг. Лица, имеющие право оказывать риэлтерские услуги. Потребители риэлтерских услуг.
В статье 1 Закона о риэлтерской деятельности даны определения ключевым терминам, используемым в Законе, в частности, риэлтерская деятельность, риэлтерские услуги, риэлтерская организация, риэлтер и потребитель.
Риэлтерская деятельность представляет собой деятельность, направленную на содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство, сделок с объектами недвижимого имущества, правами на них. Указанная деятельность может осуществляться риэлтерской организацией либо территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Риэлтерская деятельность основывается на принципах законности, добросовестности, профессионализма, приоритета интересов потребителя, соблюдения Правил профессиональной этики риэлтера работниками риэлтерской организации, конфиденциальности информации, соразмерности стоимости риэлтерских услуг их объему, сложности и качеству (статья 4 Закона о риэлтерской деятельности).
Риэлтерскую деятельность составляют риэлтерские услуги, в том числе:
- консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимого имущества;
- представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимого имущества;
- подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества;
- организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;
- помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества, государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
- содействие в оформлении документов по созданию, изменению, прекращению существования объектов недвижимого имущества (перепланировка, консервация и т.п.);
- содействие в продаже объекта недвижимого имущества.
Как и прежде, риэлтерские организации вправе, помимо оказания риэлтерских услуг, дополнительно осуществлять рекламную и издательскую деятельность в сфере недвижимости, а также деятельность по оценке стоимости предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, земельных участков. Государственные организации, осуществляющие риэлтерскую деятельность, также вправе производить оценку стоимости иных объектов гражданских прав (пункты 2 и 3 статьи 16 Закона о риэлтерской деятельности).
Риэлтерской организацией является коммерческая организация, осуществляющая риэлтерскую деятельность при наличии лицензии на осуществление риэлтерской деятельности. Требования, предъявляемые к риэлтерской организации, предусмотрены статьей 17 Закона о риэлтерской деятельности.
В соответствии с абзацем пятым статьи 1 Закона о риэлтерской деятельности риэлтером признается физическое лицо, имеющее свидетельство об аттестации риэлтера, являющееся работником риэлтерской организации либо территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, оказывающее от имени этих организаций риэлтерские услуги и отвечающее иным требованиям актов законодательства о риэлтерской деятельности.
В настоящее время в соответствии с Указом № 15 от имени риэлтерской организации риэлтерские услуги в полном объеме вправе оказывать риэлтер. Отдельные риэлтерские услуги, перечень которых определен в Правилах осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом № 15 (далее – Правила осуществления риэлтерской деятельности), также могут оказываться агентами по операциям с недвижимостью (работники риэлтерской организации, не имеющие свидетельства об аттестации риэлтера). В отношении риэлтеров и агентов по операциям с недвижимостью применяется общее понятие «специалист по риэлтерской деятельности».
Существенным нововведением Закона о риэлтерской деятельности является упразднение института агентов по операциям с недвижимостью. Оказывать от имени риэлтерской организации риэлтерские услуги будут вправе только риэлтеры – работники, имеющие свидетельство об аттестации риэлтера.
Данное изменение обусловлено выявлением случаев нарушения со стороны агентов по операциям с недвижимостью законодательства о риэлтерской деятельности. Так, Министерством юстиции, как органом, осуществляющим контроль в сфере риэлтерской деятельности, на постоянной основе анализируются и обобщаются типичные нарушения риэлтерских организаций. В числе таких нарушений называется превышение агентами по операциям с недвижимостью своих полномочий, т.е. оказание ими тех видов риэлтерских услуг, которые не содержатся в пункте 8 Правил осуществления риэлтерской деятельности и, соответственно, оказывать которые вправе только риэлтеры.
Законом о риэлтерской деятельности (пункт 2 статьи 33) предусмотрена возможность для лиц, работающих в риэлтерской организации в качестве агентов по операциям с недвижимостью, имеющих среднее специальное образование и стаж работы не менее трех лет на дату официального опубликования данного Закона (т.е. на 15 мая 2025 г.), сдать аттестационный экзамен для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера и, в случае успешной сдачи данного экзамена, получить свидетельство об аттестации риэлтера, тем самым пополнив ряды действующих риэлтеров. Следует обратить внимание, что данным правом работающие агенты по операциям с недвижимостью могут воспользоваться в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу пункта 2 статьи 33 Закона о риэлтерской деятельности, т.е. с 16 июня 2025 г. по 16 ноября 2026 г.
В Законе о риэлтерской деятельности претерпело изменение определение термина «потребитель» (абзац шестой статьи 1 Закона о риэлтерской деятельности). Так, если ранее к ним относились также физические и юридические лица, которые имеют намерение обратиться за оказанием риэлтерских услуг, то в новом определении фигурируют только лица, которым риэлтерская организация оказывает риэлтерские услуги на основании соответствующего договора. Права и обязанности потребителя закреплены в статье 28 Закона о риэлтерской деятельности.
2. Система органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере риэлтерской деятельности.
На сегодняшний день в Беларуси законодательно закреплено регулирование риэлтерской деятельности со стороны государства. Статьей 5 Закона о риэлтерской деятельности предусмотрено, что государственное регулирование в сфере риэлтерской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством юстиции.
Основным органом – регулятором отношений в сфере риэлтерской деятельности является Министерство юстиции. В соответствии со статьей 8 Закона о риэлтерской деятельности за Министерством юстиции сохраняется функция лицензирующего органа, осуществляющего контроль в сфере риэлтерской деятельности. Министерство юстиции проводит аттестационный экзамен для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера, и выдает свидетельство об аттестации риэлтера, формирует и ведет Реестр риэлтеров Республики Беларусь, принимает нормативные правовые акты по вопросам риэлтерской деятельности, осуществляет иные функции.
3. Лицензирование риэлтерской деятельности.
Порядок лицензирования риэлтерской деятельности не претерпел существенных изменений. Лицензируемый вид деятельности осуществляется юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями.
При этом в главу 39 Закона о лицензировании внесены корректировки уточняющего характера в целях согласования с Законом о риэлтерской деятельности. В частности, уточнено определение термина «риэлтерская деятельность», а также дополнен перечень риэлтерских услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, такими услугами, как содействие в оформлении документов по созданию, изменению, прекращению существования объектов недвижимого имущества и содействие в продаже объекта недвижимого имущества (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 279 Закона о лицензировании).
С учетом исключения агентов по операциям с недвижимостью из субъектов риэлтерской деятельности соответственно исключен термин «специалист по риэлтерской деятельности», включавший риэлтеров и агентов по операциям с недвижимостью. В новой редакции подпункта 1.3 пункта 1 статьи 279 Закона о лицензировании речь идет только о риэлтерах.
В статье 280 Закона о лицензировании закреплено право территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществлять риэлтерскую деятельность одновременно с деятельностью по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним без лицензии в порядке, установленном Законом о риэлтерской деятельности.
С учетом нововведений Закона о риэлтерской деятельности изменены долицензионные требования для соискателя лицензии (статья 282 Закона о лицензировании). В частности, скорректированы требования к штату риэлтерской организации, а также в части наличия у руководителя и заместителя руководителя риэлтерской организации свидетельства об аттестации риэлтера. До вступления в силу указанной корректировки статьи 282 Закона о лицензировании составляющей долицензионных требований для риэлтерской организации является наличие у руководителя и заместителя руководителя соискателя лицензии либо свидетельства об аттестации риэлтера либо высшего образования и стажа работы не менее трех лет в качестве руководителя риэлтерской организации, ее структурного подразделения или специалиста по риэлтерской деятельности.
Изменения в Закон о лицензировании вступят в силу с 16 мая 2026 г.
4. Создание Палаты риэлтеров.
Одной из главных новаций Закона о риэлтерской деятельности является введение органа самоуправления риэлтеров – Палаты риэлтеров. Саморегулирование риэлтерской деятельности является одним из важных аспектов осуществления такой деятельности, который обеспечивает гарантию качества оказываемых услуг.
В соответствии со статьей 9 Закона о риэлтерской деятельности Палата риэлтеров является некоммерческой организацией, действует на основании устава, который утверждается учредительным собранием. Имущество Палаты риэлтеров формируется за счет членских взносов риэлтеров, безвозмездно переданного имущества, поступлений от использования своего имущества, иных источников, не запрещенных законодательством, и находится в собственности Палаты риэлтеров. Ликвидация Палаты риэлтеров может быть осуществлена только на основании законодательного акта.
К компетенции Палаты риэлтеров отнесено методическое руководство деятельностью риэлтеров, представление и защита интересов членов Палаты риэлтеров, организация повышения квалификации риэлтеров, обеспечение функционирования информационных ресурсов в деятельности риэлтеров, осуществление взаимодействия риэлтеров с государственными органами, в том числе посредством заключения соглашений о порядке предоставления информации из таких ресурсов и другие полномочия (статья 10 Закона о риэлтерской деятельности).
Решения Палаты риэлтеров являются обязательными для всех членов Палаты риэлтеров (часть первая пункта 7 статьи 9 Закона о риэлтерской деятельности). При этом Министерство юстиции имеет право приостанавливать решения Палаты риэлтеров и вносить в ее органы предписания об отмене таких решений либо о принятии мер по устранению выявленных нарушений (недостатков). Палата риэлтеров обязана ежегодно предоставлять в Министерство юстиции информацию о своей деятельности.
Законом о риэлтерской деятельности закреплены правовые основы создания и деятельности Палаты риэлтеров: государственная регистрация Палаты риэлтеров (статья 15), требования к ее уставу (статья 9), структура и полномочия органов (статьи 11–14).
В соответствии со статьей 11 Закона о риэлтерской деятельности органами Палаты риэлтеров являются общее собрание (собрание уполномоченных), правление, председатель и ревизионная комиссия.
Высший орган Палаты риэлтеров – общее собрание (собрание уполномоченных). К исключительным полномочиям общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров отнесены:
- внесение изменений в устав Палаты риэлтеров;
- избрание членов правления и членов комиссий Палаты риэлтеров;
- принятие решений о создании комиссий Палаты риэлтеров и утверждении положений о них;
- утверждение годовых смет доходов и расходов Палаты риэлтеров;
- осуществление иных полномочий, связанных с деятельностью Палаты риэлтеров, отнесенных к исключительным полномочиям общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров (пункт 1 статьи 12 Закона о риэлтерской деятельности).
Общее собрание (собрание уполномоченных) Палаты риэлтеров проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Коллегиальным исполнительным органом Палаты риэлтеров является правление. Правление избирается общим собранием (собранием уполномоченных) Палаты риэлтеров из числа ее членов, кандидатуры которых согласованы Министерством юстиции, сроком на четыре года.
К основным полномочиям правления Палаты риэлтеров относятся:
- принятие мер по соблюдению риэлтерами законодательства, в том числе Правил профессиональной этики риэлтера, исполнению решений Палаты риэлтеров;
- организация повышения квалификации риэлтеров, лиц, обеспечивающих деятельность риэлтеров, работников Палаты риэлтеров;
- определение порядка распределения и расходования денежных средств, поступивших в Палату риэлтеров, в том числе членских взносов риэлтеров;
- определение условий оказания финансовой помощи членам (бывшим членам) Палаты риэлтеров;
- созыв очередного или внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров, формирование повестки дня;
- осуществление иных полномочий (статья 13 Закона о риэлтерской деятельности).
Заседания правления Палаты риэлтеров созываются председателем Палаты риэлтеров и проводятся не реже одного раза в месяц.
Председатель Палаты риэлтеров избирается правлением Палаты риэлтеров из кандидатур, входящих в состав правления, сроком на четыре года. Кандидатуры на должности председателя и его заместителей должны быть согласованы с Министерством юстиции.
Председатель Палаты риэлтеров (в его отсутствие – заместитель председателя):
- представляет Палату риэлтеров во взаимоотношениях с государственными органами, иными организациями и гражданами;
- действует от имени Палаты риэлтеров без доверенности;
- совершает сделки от имени Палаты риэлтеров;
- распоряжается имуществом Палаты риэлтеров в соответствии с годовой сметой расходов и доходов и назначением имущества;
- осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников Палаты риэлтеров;
- созывает заседания правления Палаты риэлтеров;
- обеспечивает исполнение решений общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров, правления и иных органов Палаты риэлтеров;
- осуществляет иные полномочия (пункт 2 статьи 14 Закона о риэлтерской деятельности).
Председатель и его заместители при осуществлении своих полномочий обязаны не допускать возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением риэлтерской деятельности, и должны принимать меры по его предотвращению.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в Палате риэлтеров избирается ревизионная комиссия в составе не менее трех членов Палаты риэлтеров сроком на четыре года. Решения ревизионной комиссии Палаты риэлтеров обязательны для исполнения всеми членами Палаты риэлтеров.
Законом о риэлтерской деятельности регламентированы вопросы членства в Палате риэлтеров.
Прежде всего, отметим, что членство риэлтеров в Палате риэлтеров является обязательным (пункт 1 статьи 9 Закона о риэлтерской деятельности). Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о риэлтерской деятельности риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации вправе оказывать только риэлтеры, являющиеся членами Палаты риэлтеров.
Порядок приобретения и прекращения членства в Палате риэлтеров регулируется уставом Палаты риэлтеров. Риэлтеру не может быть отказано в приобретении членства в Палате риэлтеров.
Прием в члены Палаты риэлтеров и прекращение членства будет осуществляться правлением Палаты риэлтеров. Членство в Палате риэлтеров подтверждается включением в список членов Палаты риэлтеров, который будет размещаться на официальном сайте Палаты риэлтеров в глобальной компьютерной сети Интернет.
Члены Палаты риэлтеров обязаны уплачивать членские взносы, размер которых определяется правлением по согласованию с Министерством юстиции, исходя из затрат, необходимых для содержания Палаты риэлтеров и выполнения возложенных на нее задач и функций. Утверждение размера членских взносов является исключительной компетенцией общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров. Правлением определяется порядок распределения и расходования поступивших членских взносов риэлтеров.
Прекращение членства в Палате риэлтеров может быть связано только с прекращением действия, аннулированием свидетельства об аттестации риэлтера или систематической (два и более раза в течение двенадцати месяцев подряд) неуплатой членских взносов риэлтеров в Палату риэлтеров без уважительных причин (временная нетрудоспособность и др.). Отдельно стоит отметить, что прекращение трудовых отношений риэлтера, являющегося председателем Палаты риэлтеров, с риэлтерской организацией не является основанием для прекращения его членства в Палате риэлтеров до истечения срока полномочий председателя Палаты риэлтеров.
Положения о Палате риэлтеров вступят в силу с 16 апреля 2026 г.
5. Требования к штатному расписанию риэлтерской организации.
В настоящее время в Указе № 15 содержится требование о минимальном количестве риэлтеров (от двух до пяти) в зависимости от штатной численности риэлтерской организации.
Законом о риэлтерской деятельности (статья 18) уточняются требования к штатному расписанию риэлтерской организации. Предусмотрено, что в штате риэлтерской организации должно состоять не менее двух риэлтеров; в штате обособленного подразделения риэлтерской организации – как минимум один риэлтер.
Работа риэлтером в риэлтерской организации должна являться его основным местом работы. При этом руководитель (заместитель руководителя), риэлтеры риэлтерской организации не вправе работать на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров в других риэлтерских организациях.
Отметим, что данные нормы применяются также к территориальным организациям по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, осуществляющим риэлтерскую деятельность одновременно с деятельностью по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
6. Требования к претендентам на получение свидетельства об аттестации риэлтера.
Законом о риэлтерской деятельности скорректированы требования, предъявляемые к претендентам на получение свидетельства об аттестации риэлтера. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о риэлтерской деятельности свидетельство об аттестации риэлтера выдается физическому лицу, имеющему высшее образование, освоившему содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и сдавшему аттестационный экзамен для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера. Наличие стажа работы не требуется.
Справочно
По действующему законодательству о риэлтерской деятельности свидетельство об аттестации риэлтера выдается лицу, имеющему высшее, как правило, юридическое, экономическое образование или образование по профилю образования «Архитектура и строительство»; стаж работы не менее одного года по специальности, соответствующей образованию, либо в качестве агента по операциям с недвижимостью; сдавшему аттестационный экзамен.
Учитывая вышеназванные изменения, претендентами на получение свидетельства об аттестации риэлтера, т.е. лицами, допущенными к аттестационному экзамену, станут лица, имеющие любое высшее образование. Принятие решения об отмене профильного образования для претендентов на получение свидетельства об аттестации риэлтера направлено на возможность реализовать себя в сфере оказания риэлтерских услуг большему количеству людей. Нельзя не учитывать тот факт, что помимо профильного образования для успешной карьеры в этой области, безусловно, важны навыки коммуникации, умение взаимодействовать с потребителями риэлтерских услуг, уполномоченными государственными органами и коллегами, а также аналитические способности. С другой стороны, работа в сфере оказания риэлтерских услуг требует соответствующих знаний, в связи с чем предусмотренная Законом о риэлтерской деятельности обязанность пройти претенденту на получение свидетельства об аттестации риэлтера обучающие курсы вполне оправданна.
7. Проведение аттестации риэлтеров.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о риэлтерской деятельности для работы риэлтером в риэлтерской организации физическое лицо должно иметь свидетельство об аттестации риэлтера, которое выдается физическому лицу, сдавшему аттестационный экзамен. Как и ранее, срок действия свидетельства будет составлять пять лет.
Справочно
В настоящее время порядок выдачи свидетельства об аттестации риэлтера определен постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 декабря 2022 г. № 154 «О проведении аттестационного экзамена и выдаче свидетельства об аттестации риэлтера» (далее – постановление № 154).
Действующий порядок предусматривает возможность неоднократного продления срока действия свидетельства на пять лет. Для продления обладателю свидетельства необходимо обратиться в Министерство юстиции не позднее чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до истечения срока действия свидетельства. При этом устанавливается требование о прохождении обладателем свидетельства повышения квалификации не ранее чем за один год до истечения срока действия свидетельства либо не позднее шести месяцев после принятия решения о продлении срока действия свидетельства (пункт 26 Инструкции о порядке проведения аттестационного экзамена, выдачи свидетельства об аттестации риэлтера, внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утвержденной постановлением № 154).
Новеллой Закона о риэлтерской деятельности является введение пунктом 4 статьи 19 для риэлтеров обязанности прохождения аттестации. Аттестация будет проводиться комиссией по вопросам лицензирования риэлтерской деятельности в порядке, определенном Министерством юстиции. Риэлтеры, не осуществляющие риэлтерскую деятельность ввиду уважительных причин (временная нетрудоспособность и др.), проходят аттестацию после отпадения причин, которые явились основанием для неосуществления риэлтерской деятельности, о чем они уведомляют Министерство юстиции. От прохождения аттестации освобождаются только беременные женщины.
В случае выявления фактов, свидетельствующих о недостаточной квалификации риэлтеров или ненадлежащем исполнении ими профессиональных обязанностей при оказании риэлтерских услуг, возможна также внеочередная аттестации риэлтеров для определения уровня их профессиональной подготовки по представлению Министерства юстиции, а также правления либо председателя Палаты риэлтеров.
Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 33 Закона о риэлтерской деятельности лица, имеющие свидетельство об аттестации риэлтера, за исключением лиц, получивших такое свидетельство в соответствии с пунктом 2 данной статьи (т.е. лиц, получивших свидетельство после 16 июня 2025 г., а также «бывших» агентов по операциям с недвижимостью), обязаны до 16 мая 2027 г. пройти аттестацию. В случае несоблюдения указанной обязанности свидетельство об аттестации риэлтера будет аннулировано по решению Министерства юстиции.
8. Реклама объекта недвижимого имущества.
Риэлтерская организация вправе рекламировать объект недвижимого имущества только с согласия потребителя после заключения договора оказания риэлтерских услуг, в целях оказания которых осуществляется рекламирование объекта недвижимого имущества. Требования к содержанию такой рекламы содержатся в пункте 2 статьи 22 Закона о риэлтерской деятельности.
После подбора варианта сделки с объектом недвижимого имущества и (или) подписания договора о намерении заключения сделки (предварительного договора) риэлтерская организация обязана прекратить размещение (распространение) рекламы данного объекта и не предпринимать действий, направленных на его приобретение другими потребителями.
В целях исключения необоснованного взимания риэлтерской организацией с покупателя оплаты стоимости риэлтерской услуги по подбору вариантов сделки в случае, когда непосредственно покупателем без помощи риэлтера найден интересующий его объект недвижимости, в Законе о риэлтерской деятельности раскрывается содержание понятия «подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества». Так, к подбору вариантов сделки с объектом недвижимого имущества относятся сбор и анализ информации об объектах недвижимого имущества с характеристиками, предусмотренными договором оказания риэлтерских услуг, выяснение условий совершения сделки, организация осмотра объекта (объектов) недвижимого имущества, на основании изучения полученной информации в ее совокупности предложение потребителю в целях последующего совершения сделки с объектом недвижимого имущества варианта, соответствующего пожеланиям данного потребителя, в том числе в отношении стоимости объекта, сроков совершения сделки, порядка расчетов между сторонами сделки, передачи объекта, а также иным условиям заключенного с потребителем договора оказания риэлтерских услуг, с указанием подобранного варианта в акте осмотра объекта (объектов) недвижимого имущества (пункт 3 статьи 22 Закона о риэлтерской деятельности).
9. Получение риэлтерскими организациями информации, необходимой для оказания риэлтерских услуг.
Одной из обязанностей риэлтерской организации является проведение проверки объекта недвижимого имущества, в отношении которого оказываются риэлтерские услуги в целях его приобретения (отчуждения). Такая проверка осуществляется путем изучения информации, которая может иметь значение для последующего совершения сделки с объектом недвижимого имущества.
Законом о риэлтерской деятельности расширены полномочия риэлтерской организации по получению необходимой для оказания риэлтерских услуг информации (статья 27). Предусмотрено, что в целях обеспечения соответствия законодательству оформления прав на объекты недвижимого имущества, защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц риэлтерские организации вправе получать информацию:
- о существующих в момент представления информации правах и ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества, в отношении которого заключен договор оказания риэлтерских услуг;
- о юридических и физических лицах – сторонах сделки, в отношении которой осуществляется риэлтерская деятельность, а также о лицах, ранее проживавших в жилых помещениях, в отношении которых оказываются риэлтерские услуги, за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую тайну, государственные секреты.
Такая информация может быть предоставлена риэлтеру при представлении договора оказания риэлтерских услуг и идентификационной пластиковой карточки.
Риэлтерская организация вправе запрашивать и получать информацию из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; организаций, осуществляющих учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением; от нотариальных контор и нотариальных бюро; Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел; отделов ЗАГС; органов опеки и попечительства и др.
Справочно
В настоящее время порядок представления информации риэлтерским организациям определен Положением о порядке представления коммерческим организациям, осуществляющим риэлтерскую деятельность, информации государственными органами и иными организациями об объектах недвижимости, о правах на них, юридических и физических лицах – сторонах сделки, в отношении которой осуществляется риэлтерская деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 406.
Существенной проблемой на пути эффективного оказания риэлтерских услуг, по мнению представителей риэлтерского сообщества, – является передача персональных данных лиц, которые имеют отношение к продаже или покупке объекта недвижимости, а также доступ к правовой информации об объекте.
В связи с этим в статье 27 Закона о риэлтерской деятельности предусмотрено, что риэлтерская организация будет только уведомлять потребителя о результатах изучения запрошенной информации. Передача полученных документов потребителю не осуществляется. При этом риэлтерская организация вправе предоставить полученную информацию другой риэлтерской организации, оказывающей риэлтерские услуги второй стороне сделки с объектом недвижимого имущества.
Кроме того, в Законе о риэлтерской деятельности закреплены нормы о конфиденциальности информации, полученной в процессе оказания риэлтерских услуг (статьи 25 и 26). В частности, риэлтерская организация обязана:
- обеспечивать сохранность документов потребителя, исключив к ним доступ посторонних лиц;
- осуществлять консультирование потребителя, проводить с ним переговоры при условии отсутствия посторонних лиц.
Подчеркнем, что риэлтерская организация обязана обеспечивать конфиденциальность полученной информации как во время оказания риэлтерских услуг, так и после прекращения договорных отношений между риэлтерской организацией и потребителем.
10. Договор оказания риэлтерских услуг.
Согласно пункту 23 Правил осуществления риэлтерской деятельности предоставление потребителям риэлтерских услуг осуществляется риэлтерской организацией на основании договора на оказание риэлтерских услуг, заключаемого в письменной форме и составляемого не менее чем в двух экземплярах.
К оформлению договора на оказание риэлтерских услуг применяются требования, определенные гражданским законодательством для договора возмездного оказания услуг с учетом предписаний Правил осуществления риэлтерской деятельности. Так, в пунктах 27–30 указанных Правил содержится перечень условий, которые должны быть включены в договор на оказание риэлтерских услуг. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 мая 2008 г. № 29 «О некоторых вопросах заключения договоров на оказание риэлтерских услуг» утверждены формы примерного договора на оказание риэлтерских услуг продавцу объекта недвижимости и примерного договора на оказание риэлтерских услуг покупателю объекта недвижимости. Также с целью обеспечения единообразного порядка составления и исполнения договоров на оказание риэлтерских услуг указанным постановлением утверждены Методические рекомендации по порядку составления и исполнения договоров на оказание риэлтерских услуг.
В Законе о риэлтерской деятельности сохранены подходы, предусмотренные Указом № 15, касающиеся обязательности заключения риэлтерской организацией договора оказания риэлтерских услуг с потребителем таких услуг (пункт 1 статьи 29).
В статье 31 Закона о риэлтерской деятельности содержится перечень обязательных условий договора оказания риэлтерских услуг. В частности, при приобретении либо отчуждении объекта недвижимого имущества договором оказания риэлтерских услуг должно предусматриваться обязательство риэлтерской организации по проверке объекта недвижимого имущества в порядке, установленном абзацем девятым пункта 2 статьи 27 Закона о риэлтерской деятельности.
Принципиальной новеллой является закрепление в пункте 2 статьи 31 Закона о риэлтерской деятельности положения о возможности установления ориентировочной и предельной стоимости объекта недвижимого имущества в договоре оказания риэлтерских услуг только в белорусских рублях. Не допускается установление такой стоимости в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
Договор оказания риэлтерских услуг по содействию в продаже объектов недвижимого имущества должен содержать условие оплаты риэлтерских услуг в процентном отношении от стоимости объекта недвижимого имущества с включением в такую оплату затрат по риэлтерским услугам. В случае досрочного расторжения такого договора продавец производит оплату фактически оказанных ему риэлтерских услуг по тарифам в базовых величинах.
Справочно
Тарифы на риэлтерские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 г. № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги».
На основании абзаца шестнадцатого пункта 1 статьи 8 Закона о риэлтерской деятельности Министерством юстиции будет подготовлен нормативный правовой акт, устанавливающий примерную форму договора оказания риэлтерских услуг (вступит в силу с 16 мая 2026 г.).
11. Установление запрета на внесение предоплаты за оказание риэлтерских услуг по предоставлению информации о предложениях на объекты недвижимости при заключении договора найма жилых помещений.
В целях защиты имущественных прав потребителей риэлтерских услуг Законом о риэлтерской деятельности устанавливается, что оказание риэлтерских услуг по представлению информации о предлагаемых объектах недвижимого имущества в целях заключения договора найма жилого помещения осуществляется только в совокупности с подбором вариантов сделки с объектом недвижимого имущества. При этом оплата таких риэлтерских услуг производится после подбора для потребителя соответствующего условиям заключенного с ним договора оказания риэлтерских услуг объекта недвижимого имущества и подписания сторонами акта оказанных услуг, содержащего информацию о подобранном объекте (пункт 5 статьи 31).
Таким образом, данная норма Закона о риэлтерской деятельности предусматривает оплату за фактически оказанные услуги (конечный продукт), подтверждением чего является подписанный сторонами акт оказанных услуг, и направлена на защиту прав и имущественных интересов лиц, не имеющих собственного жилья.
12. Установление запрета на оказание одной риэлтерской организацией риэлтерских услуг обеим сторонам сделки с объектом недвижимого имущества.
Обратим внимание на важную для потребителей норму Закона о риэлтерской деятельности, содержащуюся в пункте 2 статьи 21. В целях исключения понуждения потенциального покупателя объекта недвижимого имущества к заключению договора оказания риэлтерских услуг, а также взимания с него оплаты стоимости риэлтерских услуг, также оплачиваемых продавцом этого объекта недвижимого имущества (так называемая «двойная оплата»), предусматривается, что риэлтерская организация вправе оказывать риэлтерские услуги только одной стороне сделки с этим объектом недвижимости.
Справочно
В настоящее время положение об оплате риэлтерских услуг, оказываемых в соответствии с договором на оказание риэлтерских услуг, исключительно продавцом объекта недвижимости содержится в пункте 27 Правил осуществления риэлтерской деятельности. Также норма о том, что оплата одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимости (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации, не допускается, закреплена в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 г. № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги».
Министерством юстиции неоднократно отмечалось, что требования законодательства в рассматриваемой части зачастую риэлтерскими организациями не соблюдаются. На практике не редки случаи, когда покупатель вынужден заключать договор на оказание риэлтерских услуг и, соответственно, оплачивать эти услуги, поскольку не имеет другой возможности приобрести заинтересовавший его объект недвижимости.
Видится, что норма о запрете оказания одной риэлтерской организацией риэлтерских услуг обеим сторонам сделки с объектом недвижимого имущества защитит не только покупателя от необоснованного понуждения к заключению договора оказания риэлтерских услуг, но и продавца, чьи интересы будут в полной мере соблюдены в рамках заключенного с ним договора оказания риэлтерских услуг.
Таким образом, ключевыми новеллами Закона о риэлтерской деятельности являются:
- создание Палаты риэлтеров, как органа самоуправления риэлтеров;
- упразднение института агентов по операциям с недвижимостью;
- изменение долицензионных требований соискателей лицензии на осуществление риэлтерской деятельности;
- изменение подходов к квалификационным требованиям риэлтеров;
- закрепление возможности получения риэлтерскими организациями информации, необходимой для оказания риэлтерских услуг;
- проведение аттестации риэлтеров.
Законом о риэлтерской деятельности устранены существующие проблемы в правоприменительной практике, что, как представляется, позволит обеспечить более эффективное правовое регулирование отношений в данной сфере.
В целях реализации положений Закона о риэлтерской деятельности Совету Министров Республики Беларусь поручено в течение года принять соответствующие меры. В частности, будет признан утратившим силу Указ № 15, а также внесены изменения в акты законодательства, регулирующие риэлтерскую деятельность.
Николайчик Д.Ю.,
главный советник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
Шаршун Е.В.,
начальник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Президентом Республики Беларусь 6 июня 2025 г. издан Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее – Указ), направленный на совершенствование порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Указом предусмотрены меры, направленные на совершенствование условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса, защиту интересов белорусских организаторов азартных игр и граждан, а именно:
- предоставляется возможность использования криптовалюты для приема ставок и выплаты выигрыша при условии совершения соответствующих операций исключительно посредством резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или оператора обмена криптовалют, что позволит расширить способы оплаты в сфере игорного бизнеса;
- в целях исключения излишнего регулирования деятельности организаторов азартных игр отменяется согласование правил организации и проведения азартных игр Министерством по налогам и сборам. Одновременно для обеспечения контроля вводится обязанность для организаторов азартных игр размещать утвержденные ими правила организации и проведения азартных игр в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС);
- закладывается правовая основа для совершенствования механизма ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее – Государственный реестр), что позволит эксплуатировать игровые автоматы более 10 лет;
- устанавливается запрет для банков осуществлять перевод платежей физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр, что позволит сократить отток денежных средств из страны для участия в онлайн – азартных играх на зарубежных интернет-площадках. В свою очередь, спрос граждан на участие в азартных играх будет удовлетворен посредством развитой онлайн – игорной индустрии, созданной в Республике Беларусь;
- вводится учет денежных средств, вносимых каждым участником азартной игры в казино, залах игровых автоматов, тотализаторах, букмекерских конторах. Такой учет будет обеспечиваться организаторами азартных игр в СККС при предъявлении игроками документов, удостоверяющих личность в кассе игорных заведений.
- увеличивается с 30 до 60 суток срок хранения записей систем видеонаблюдения в игорных заведениях, а также устанавливается запрет для посетителей вести кино-, фото- и видеосъемку в игорном заведении.
Для выстраивания в игорных заведениях и виртуальных игорных заведениях эффективной системы внутреннего контроля, предотвращающей вовлечение организаторов азартных игр и граждан в схемы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Указом:
1) предусмотрен ряд запретов для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений, а именно:
- предъявлять при посещении игорного заведения, регистрации в качестве участника азартной игры, последующем доступе к виртуальному игорному заведению, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им персональные и иные данные, документы, удостоверяющие личность;
- использовать при совершении ставок, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им банковские платежные карточки, электронные кошельки;
- совершать ставки за счет денежных средств, перечисленных со счетов, открытых в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
- указывать в заявлении о выплате выигрыша, возврате несыгравших ставок счета, открытые в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
- принимать участие в азартной игре в соответствии с указаниями третьих лиц;
- иметь более одного игрового аккаунта.
Организаторам азартных игр предоставляется право проверять действительность документа, удостоверяющего личность, а также принадлежность игроку платежного инструмента (электронные кошельки, банковские платежные карточки, счета) в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
2) с учетом международных тенденций развития сферы онлайн – игорного бизнеса и его дальнейшего цивилизованного развития совершенствуются механизмы идентификации, верификации, аутентификации участников онлайн – азартных игр. В частности, предусмотрено проведение с игроком видеосеанса посредством сети Интернет или посещение игроком игорного заведения, многофакторной аутентификации, получение фотоизображения игрока в момент его участия в онлайн – азартной игре.
Указом предусмотрено совершенствование порядка подтверждения соответствия виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, испытания виртуального игорного заведения на соответствие таким требованиям будут проводиться ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» с возможностью привлечения на договорной основе экспертов и (или) специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессиональной оценки технической составляющей виртуального игорного заведения.
Поскольку для практической реализации вышеуказанных норм Указа потребуется время, необходимое для доработки организаторами азартных игр платформ виртуальных игорных заведений и проведения их испытаний, пунктом 3 Указа предусмотрен переходный период до 1 июля 2027 г.
Так, при доработке виртуального игорного заведения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию виртуального игорного заведения в соответствии с требованиями Указа наличие протокола испытаний о соответствии виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь, будет обеспечиваться юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, с 1 июля 2027 г. При отсутствии такого протокола испытаний после 1 июля 2027 г. осуществление указанной деятельности будет являться незаконным и запрещаться (абз. 2 п. 4 Указа).
Основные положения Указа вступят в силу через 9 месяцев после официального опубликования Указа (с 11 марта 2026 г.), за исключением положений, касающихся использования криптовалюты для осуществления расчетов в сфере игорного бизнеса, которые вступили в силу после официального опубликования Указа, с 11 июня 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 предусмотрена корректировка Указа Главы государства от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», цель которой – оптимизация контрольной (надзорной) деятельности и снижение воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательства. В Генеральной прокуратуре прокомментировали основные нововведения.
Для снижения уровня бюрократизма и повышения цифровизации процессов упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ. Такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности.
Предприниматели будут самостоятельно принимать решения о необходимости учета проводимых в отношении их контрольных (надзорных) мероприятий.
Указом среди прочих утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за несоблюдение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера, а также необходимости внесения сведений обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь,
Профилактическая роль мониторинга усилена за счет изменения подхода к применению мер ответственности – только при неустранении нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления. Поскольку мониторинг является формой контроля и дает возможность субъектам хозяйствования добровольно устранить выявленные нарушения, предполагается, что факты продолжения их совершения в дальнейшем требуют принятия более строгих мер со стороны контролирующих (надзорных) органов.
В настоящее время документ сбалансирован, в нем четко определены права и обязанности компетентных структур, а также субъектов хозяйствования. Определен порядок вручения документов о начале проверки и ее результатах.
Употребляемая в Указе терминология приведена в соответствие с иным законодательством.
Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
- налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
- налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
- справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
- реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
- извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
- извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
- извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
- извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
- уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
- уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
- деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
- деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
- музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
- реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
- реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
- производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
- работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
- разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
- фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
- чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
- услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
- ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
- деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
- предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь