/ / Аналитика
03.05.2024

ГТК об изменении Закона о таможенном регулировании в Республике Беларусь

22 апреля 2024 г. принят Закон Республики Беларусь № 366-З « Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (Закон). В Государственном таможенном комитете разъяснили основные положения правового акта.

Целями принятия Закона являются:

  • содействие стабильному функционированию экономики;
  • гармонизация положений Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З) с учетом международных обязательств Республики Беларусь;
  • снижение административной нагрузки на лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Вносимые изменения предусматривают корректировку более 90 статей Закона № 129-З и продиктованы правоприменительной практикой, необходимостью приведения его положений в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, другими законодательными актами Республики Беларусь.

Закон включает в себя как новые, так и уже апробированные на практике нормы.

Предлагаемые Законом изменения и решаемые задачи сводятся к трем основным блокам.

Первый блок направлен на изменение механизмов таможенного администрирования с учетом сложившихся условий ведения международной торговли:

1) предусмотрена возможность применения отсрочки или рассрочки уплаты вывозных таможенных пошлин.

Условия и основания для предоставления, сроки уплаты, а также перечень товаров, в отношении которых могут предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты вывозных таможенных пошлин, будут устанавливаться постановлением Совета Министров Республики Беларусь;

2) в Закон № 129-З включены нормативные предписания, регулирующие отсрочку уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему.

Ранее такие правоотношения регулировались Декретом Президента Республики Беларусь № 16.

Вместе с тем Законом предусмотрен более широкий перечень товарных позиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по сравнению с Декретом № 16, в отношении которых может применяться отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость;

3) предусмотрена возможность принятия таможней предварительных решений по таможенной стоимости товаров до их ввоза в Республику Беларусь.

Порядок и условия выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров будут определяться постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Второй блок направлен на снижение административной нагрузки на субъектов хозяйствования, а также упрощения для граждан:

1) уполномоченным экономическим операторам, имеющим свидетельство о включении в реестр 2-го или 3-го типа, при применении специального упрощения, предусмотренного актом, составляющим право ЕАЭС, предоставляется возможность совершать операции по маркировке находящихся на временном хранении иностранных товаров уполномоченных экономических операторов средствами идентификации без разрешения таможенного органа;

2) cокращен срок принятия таможенным органом решений по классификации товаров в несобранном или разобранном виде с 30 календарных до 15 рабочих дней;

3) сокращен перечень документов, представляемых субъектами хозяйствования в таможню при осуществлении административных процедур, а также ряд бумажных документов заменен электронными.

В частности, исключена необходимость представления в таможенный орган при осуществлении административных процедур учредительных документов для включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, лицензии при включении в реестр таможенных перевозчиков и реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Информация о предоставлении обеспечения исполнения обязанностей будет проверяться ГТК самостоятельно с использованием информационных систем;

4) предусмотрена активация личного электронного кабинета, созданного на базе единого портала электронных услуг, для ускорения процесса обмена информацией между таможенными органами и субъектами хозяйствования;

5) смягчено условие для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортных средств для личного пользования при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь физическими лицами, признанными переселившимися на постоянное место жительства в Республику Беларусь.

Иностранные физические лица смогут ввозить в Республику Беларусь авто- и мототранспортные средства для личного пользования, если такие транспортные средства находятся в собственности и зарегистрированы в стране предыдущего проживания в течение 6 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства.

Ранее данный срок составлял 2 года;

6) при совершении таможенных операций физическим лицам предоставляется право на безвозмездное использование общегосударственной автоматизированной информационной системы, в том числе единого портала электронных услуг;

7) закреплен порядок проведения консультаций между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Консультирование между таможенным органом и декларантом в целях определения таможенной стоимости будет осуществляться на основании запроса декларанта, требования к которому устанавливаются Законом.

Возможность получения информации в рамках взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами будет способствовать обоснованному определению таможенной стоимости при таможенном декларировании ввозимых товаров.

Третий блок – это гармонизация таможенного законодательства в рамках Союзного государства и реализация положений международных договоров, заключенных в рамках Евразийского экономического союза.

В рамках реализации Союзной программы по гармонизации таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и сотрудничеству в таможенной сфере в Закон № 129-З включены новые положения, регулирующие институт уполномоченного экономического оператора.

В частности, скорректированы случаи приостановления деятельности уполномоченного экономического оператора и его исключения из соответствующего реестра при возбуждении уголовного дела в отношении участника юридического лица.

Исключение физического лица из состава акционеров или участников юридического лица, включенного в реестр уполномоченных экономических операторов, либо увольнение с должности руководителя или главного бухгалтера такого юридического лица после возбуждения уголовного дела, не будет являться основанием для возобновления действия свидетельства уполномоченного экономического оператора.

Вступление в законную силу приговора суда в отношении вышеуказанных лиц послужит основанием для исключения юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов.

В рамках совершенствования транзитной системы Евразийского экономического союза с учетом подписания Соглашения об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита от 19 апреля 2022 года в Законе закрепляются порядок и условия признания поручителя национальным гарантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Кроме того, предусматривается уточнение понятийного аппарата, используемого в Законе № 129-З.

В целом закрепленные Законом изменения позволят повысить эффективность таможенного регулирования, упростить оформление грузов, уменьшить нагрузку на субъектов хозяйствования и сформировать механизмы для устойчивого функционирования экономики.

Информация предоставлена Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!