Минтруда: расширяются возможности получения льготных потребительских кредитов для молодых специалистов
Главой государства 14 марта 2024 г. подписан Указ № 95, которым совершенствуется действующий механизм предоставления молодым специалистам льготных кредитов на приобретение домашнего имущества, предусмотренный Указом Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. № 631. Документ вступает в силу 17 июня текущего года.
В соответствии с документом неизменными остаются условия кредитования:
- срок предоставления льготных кредитов – на 5 лет;
- процентная ставка за их пользование – 25% ставки рефинансирования, на сегодняшний день это порядка 2,4% годовых. В июне 2024 г. ставка рефинансирования составляет 9,5%;
- срок возврата(погашения) льготных кредитов и уплата процентов за пользование ими – через 6 месяцев после заключения кредитных договоров
Меры, усиливающие данный вид государственной поддержки:
1. Увеличивается расчетная единица, от которой определяется размер льготного кредита.
Размер льготного кредита устанавливается от бюджета прожиточного минимума (БПМ) трудоспособного населения (ранее - БПМ в среднем на душу населения).
С 1 мая до 31 июля 2024 г. размер БПМ трудоспособного населения составляет 448,99 руб., а размер БПМ в среднем на душу населения – 418,73 руб.
Размер БПМ пересматривается ежеквартально: с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
2. Увеличивается в два раза размер льготного кредита - до 30-кратного БПМ трудоспособного населения. В июне 2024 г. его максимальный размер может составить порядка 13,5 тыс. рублей.
3. Предоставляется возможность приобретения за счет льготных кредитов любых непродовольственных потребительских товаров белорусского производства (ранее ограниченный перечень товаров).
4. Расширяются категории получателей льготного кредита.
Претендовать на льготный кредит теперь смогут не только молодые специалисты, обязанные отрабатывать установленные законодательством сроки обязательной работы, службы, но и выпускники государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации, которые самостоятельно трудоустроились в сельских населенных пунктах либо добровольно поступили на военную службу по контракту не по месту жительства родителей.
Также право на льготный кредит распространяется на специалистов, получивших профессионально-техническое образование.
5. Расширяется круг организаций, трудоустройство в которые дает право на получение льготного кредита.
В него включены все государственные организации и организации с долей собственности государства 50 и более процентов.
В целях рационального использования государственных средств вводится обязательное требование для льготных условий кредитования – отработка установленного срока работы, службы. В случае его несоблюдения будет производиться перерасчет размера процентов за пользование кредитом и уплата суммы расходов республиканского бюджета, связанных с его предоставлением.
ВАЖНО! Изменения, предусмотренные Указом № 95, распространяются на кредитные договоры, заключенные с 17 июня 2024 г.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О занятости населения» принято постановление Правительства от 9 июня 2025 г. № 312, вносящее изменения в четыре постановления Совета Министров. Нововведения направлены на расширение возможностей трудоустройства, поддержку безработных и молодежи.
1. Временная трудовая занятость молодежи
Изменения в постановлении от 23 июня 2010 г. № 958 предусматривают:
- расширение перечня организаций, которые могут привлекать молодежь к временной работе с государственной поддержкой – теперь это любые организации, независимо от формы собственности (ранее только бюджетные и имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности);
- сокращение в 2 раза сроков рассмотрения документов нанимателей, организующих временную занятость молодежи, органами по труду, занятости и соцзащите (с 21 до 10 рабочих дней).
2. Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности
Новая редакция Положения о содействии безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности включает:
- предоставление субсидий безработным для организации индивидуальной предпринимательской деятельности в виде:
- регистрации в качестве ИП;
- деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленничества или самостоятельной профессиональной деятельности;
- сокращение срока рассмотрения заявок на субсидию – до 10 дней.
- увеличение периода осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности с 6 до 9 месяцев, после истечения которого утрачивается обязанность по возврату субсидии.
Размеры субсидий остаются прежними: от 5 000 до 9 200 рублей (11–20-кратный БПМ).
3. Оплачиваемые временные работы для безработных
Оплачиваемые временные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной материальной поддержки безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Обновленное Положение о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ предусматривает:
- расширение круга организаций, которые могут организовывать временные работы с господдержкой (включая все организационно-правовые формы);
- актуализацию перечня видов работ.
- финансирование из бюджета:
- оплата труда безработных, принятых нанимателями для выполнения оплачиваемых временных работ;
- транспортные расходы (проезд к месту работы и обратно).
4. Внесены изменения в Положение об организации обучения и трудоустройства по направлению службы занятости
Ключевые изменения:
- впервые введена возможность обучения на водительские категории (включая сельхозтехнику), что создаст стимулы для повышения заинтересованности у безработных в трудоустройстве, в том числе для работы в сельскохозяйственных организациях, а нанимателю – в решении кадрового вопроса;
- появилась возможность дистанционного обучения безработных;
- предусмотрена компенсация расходов на аренду жилья, если обучение проходит в другом городе, а в общежитии нет мест.
Определен порядок взаимодействия службы занятости с нанимателями по вопросам трудоустройства безработных после окончания обучения.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Глава государства подписал Указ, направленный на совершенствование государственной политики в сфере внешней трудовой миграции и усиление контроля за условиями труда и проживания иностранных работников.
Указ призван повысить ответственность работодателей за привлекаемых иностранных работников, обеспечить их правовую защиту и усилить контроль за миграционными процессами в Республике Беларусь.
Важно: нормы Указа не распространяются на граждан государств-членов ЕАЭС (Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация).
Ключевые положения Указа:
I. Обязанности нанимателей
1. Сроки заключения трудового договора
Трудовой договор с трудящимся-иммигрантом обязательно должен быть заключен:
- в течение 30 дней с даты въезда работника в Беларусь (если наниматель уже получил спецразрешение);
- в течение 30 дней с даты получения спецразрешения (если иностранец въехал до его оформления).
2. Обеспечение полного информирования
Наниматель ознакамливает на понятном языке трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности при трудоустройстве. К таким документам, в том числе, относятся:
- должностная (рабочая) инструкция;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- инструкции по охране труда.
3. Контроль со стороны нанимателя
Наниматель закрепляет на предприятии ответственное лицо, которое будет осуществлять контроль за трудовой деятельностью иностранных трудовых мигрантов и соблюдением ими условий пребывания в стране.
Предусмотрен контроль за:
- фактическим проживанием трудящихся-мигрантов по месту временного пребывания;
- соответствием условий их проживания санитарным нормам и правилам;
- соблюдением трудящимися-мигрантами правил пользования жилыми помещениями;
- сроками действия документов, необходимых для пребывания на территории республики и осуществления трудовой деятельности (виза, документ, удостоверяющий личность, водительское удостоверение и иные).
4. Оценка знания языка
Для ряда профессий обязательно знание белорусского или русского языков.
Конкретный перечень профессий и порядок оценки знаний одного из государственных языков Правительство определит в трехмесячный срок.
Наниматель организует проверку языковых навыков перед трудоустройством.
Если работник не прошел проверку знаний, ему отказывают в заключении трудового договора и приеме на работу.
Дополнительные обязанности нанимателей возникают вне зависимости от способа привлечения трудящихся-мигрантов (как по спецразрешению, так и в упрощенном порядке без учета ограничений по защите национального рынка труда).
В случае нарушения своих обязанностей наниматель будет привлекаться к административной ответственности.
Временный перевод трудящихся-иммигрантов к другому нанимателю запрещен.
II. Обязанности работников-мигрантов
Соблюдение миграционного и трудового законодательства.
Проживание по месту временного пребывания.
Соблюдение правил пользования жилыми помещениями.
Для ряда профессий – знать один из государственных языков.
Нарушение этих условий – основание для досрочного прекращения трудового договора.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 4 октября 2024 г. принято постановление № 81/144 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В Минтруда и соцзащиты разъяснили основные новации правового акта.
1. Введение
Постановление № 81/144, вступившее в силу 21 марта 2025 г., утверждает новые формы документов, связанных с расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также регламентирует порядок их заполнения, ведения и хранения. Одновременно с этим признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94.
2. Ключевые изменения
2.1. Формы документов
Постановлением № 81/144 введены обновленные формы документов:
- журнала учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму;
- заключения о тяжести производственной травмы;
- протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания;
- заключения о несчастном случае;
- акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1);
- акта о непроизводственном несчастном случае (форма НП);
- журнала регистрации несчастных случаев;
- акта о несчастном случае на производстве (форма Н-1АС);
- оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае;
- сообщения о несчастном случае на производстве;
- протокола осмотра места происшествия несчастного случая;
- акта о профессиональном заболевании (форма ПЗ-1);
- журнала регистрации профессиональных заболеваний;
- журнала учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания;
- карты учета профессионального заболевания.
Из списка форм исключена форма извещения об остром профессиональном заболевании (экстренное) и хроническом профессиональном заболевании.
Ранее изготовленные (используемые) до вступления в силу Постановления № 81/144 журналы учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журналы регистрации несчастных случаев, журналы регистрации профессиональных заболеваний, журналы учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональные заболевания, реализуются до их полного расходования и используются до полного заполнения всех страниц журналов.
2.2. Электронный документооборот
Предусмотрено, что такие документы, как журнал учета пациентов (потерпевших), получивших производственную травму, журнал регистрации несчастных случаев, журнал регистрации профессиональных заболеваний и журнал учета и наблюдения лиц, имеющих профессиональное заболевание, могут вестись в электронном виде с использованием программных средств, которые позволяют однозначно идентифицировать заполняющих его лиц и момент времени внесения записей, а также защищены от несанкционированного доступа и внесения изменений в них.
Также предусмотрена возможность отправки оповещений и сообщений через систему межведомственного электронного документооборота государственных органов (СМДО).
2.3. Учет работы по гражданско-правовым договорам
Новые формы адаптированы для случаев, когда пострадавшие выполняли работы не по трудовому, а по гражданско-правовому договору.
2.4. Порядок информирования о несчастных случаях
Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, определен двухэтапный порядок информирования страхователем, организацией о групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом:
1) не позднее двух часов с момента, когда стало известно о несчастном случае любому должностному лицу страхователя, организации (страхователю - физическому лицу), оповещают посредством СМДО, по телефону, телефаксу, другим средствам связи (за исключением почтового отправления), нарочным:
- районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
- территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
2) не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляют сообщение о несчастном случае на производстве:
- в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
- территориальное подразделение Департамента государственной инспекции труда, на поднадзорной территории которого зарегистрированы организация, страхователь;
- в областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии у страхователя, в организации профсоюза);
- в вышестоящую организацию (при ее наличии), республиканский орган государственного управления и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя);
- в территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.
В связи с этим Постановлением № 81/144 установлена форма оповещения о несчастном случае на производстве со смертельным исходом, групповом несчастном случае, которой раньше не было.
3. Детализация изменений в отдельных формах
3.1. Заключение о тяжести производственной травмы
Исключена необходимость подписи руководителя (заместителя руководителя) учреждения здравоохранения.
Для работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, вместо информации о профессии рабочего (должности служащего), указывается «работающий по гражданско-правовому договору».
3.2. Протокол об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания
Допускается составление протокола уполномоченным должностным лицом страхователя, организации (страхователем – физическим лицом), проводившим расследование (принимавшим участие в специальном расследовании, расследовании несчастного случая или профессионального заболевания), при отсутствии профсоюза или если потерпевший не был членом профсоюза.
Степень вины потерпевшего может варьироваться от 0 до 100 процентов.
3.3. Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 и акт о непроизводственном несчастном случае формы НП
Добавлены новые пункты:
6.4 «выполняемая работа»;
7.2 «травма относится, не относится к тяжелым производственным травмам, привела к смерти (ненужное зачеркнуть)».
3.4. Журнал регистрации несчастных случаев
Теперь включает регистрацию случаев, оформленных актом служебного расследования.
3.5. Сообщение о несчастном случае на производстве
Форма расширена с 5 до 14 пунктов для большей информативности.
3.6. Протокол осмотра места происшествия несчастного случая
Добавлен вариант осмотра места происшествия несчастного случая, не приведшего к тяжелой производственной травме.
4. Нововведения в Инструкции о порядке заполнения, ведения и хранения документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
4.1. Обновлены классификаторы
В классификатор видов происшествий добавлена новая категория – повреждения, позволяющие квалифицировать несчастный случай как непроизводственный (код 1600), включающая:
- умышленное совершение потерпевшим противоправного деяния (код 1601);
- умышленное причинение потерпевшим вреда своему здоровью (код 1602);
- нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (код 1603);
- заболевание потерпевшего, имевшееся у него до повреждения здоровья, смерти, или резкое ухудшение состояния здоровья непосредственно перед несчастным случаем (код 1604).
При этом прочие происшествия теперь обозначаются кодом 1700 (ранее – 1600).
Кроме того:
- изменена структура классификатора причин несчастного случая, а также классификатора оборудования, машин, механизмов, транспортных средств;
- введен новый классификатор опасных и вредных производственных факторов.
4.2. Уточненные формулировки
В обновленных формах документов отражены последние изменения в законодательстве. В частности, прежние формулировки заменены на новые, закрепленные в других нормативных правовых актах:
- «профессия рабочего (должность служащего)»;
- «руководитель страхователя (организации) страхователь – физическое лицо» и другие.
5. Заключение
Постановление № 81/144 вносит значительные изменения в документооборот, связанный с расследованием несчастных случаев и профзаболеваний, упрощает электронное взаимодействие и адаптирует формы под современные требования. Организациям следует своевременно перейти на новые бланки и учесть обновленные процедуры уведомления.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правовые отношения в данной области. На выплату пенсий, которые являются важнейшей составляющей социальной защиты, ежегодно направляется порядка 80 % расходной части государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или 9 % внутреннего валового продукта. В настоящий момент выплаты получают более 2,4 млн человек. Как работает пенсионная система Республики Беларусь, из каких источников формируются средства для выплаты пенсий, и какие меры приняты в нашей стране для повышения материального обеспечения в преклонном возрасте, Pravo.by рассказала Виктория Трухан, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
– Виктория Александровна, что представляет собой система государственного социального страхования, когда мы говорим про пенсионное обеспечение наших граждан?
– За счет средств государственного социального страхования (при соблюдении условий, установленных законодательством) граждане обеспечиваются пенсиями по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями.
Система государственного социального страхования в Республике Беларусь является солидарной (распределительной) системой. Она выступает важным элементом социальной политики, направленным на поддержание стабильности и справедливости в обществе, и основана на принципе солидарности поколений и коллективной ответственности.
Если простыми словами, то средства для выплаты пенсий формируются из обязательных страховых взносов работающих граждан и работодателей. Эти взносы собираются в общий фонд, который используется для обеспечения выплат нынешним пенсионерам. Принцип солидарности действует как в отношении поколений и территорий, так и в отношении категорий получателей по видам пенсий.
– Какие виды пенсионного обеспечения реализованы в Беларуси, и кто имеет право на выплаты?
– Пенсионная система Республики Беларусь включает в себя несколько сегментов, таких как трудовые (страховые) пенсии, социальные пенсии, профессиональное пенсионное страхование за выполнение работы с особыми условиям труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также обособленная часть, которая задействуется при желании работника или его работодателя, – добровольное пенсионное обеспечение.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. С 2022 года общеустановленный пенсионный возраст для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет.
Но не следует забывать, что обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет фонда, так называемого страхового стажа. В 2025 году и в последующие годы он составит 20 лет.
Выплата социальной пенсии адресована тем, кто не имеет права на трудовую пенсию. В большинстве случаев право на трудовую пенсию не формируется по объективным причинам – дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Только отдельная группа граждан получает социальную пенсию в преклонном возрасте в связи с невыполнением установленных требований по уплате взносов.
С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование отдельных категорий работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»). Основная цель профессионального пенсионного страхования – предоставление профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда.
– В Беларуси c 2022 года действует такой элемент пенсионной системы, как добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии. Для чего он был введен?
– 27 сентября 2021 г. Главой государства был подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии», в соответствии с которым с 1 октября 2022 г. в нашей стране введен новый вид страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства, и следовательно появился новый элемент пенсионной системы с возможностью накопить на «вторую» пенсию. До момента вступления в силу Указа № 367 добровольное страхование осуществлялось рядом страховых компаний только на коммерческой основе.
Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости. Государство поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте, так как часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств.
Безусловно, до запуска новой пенсионной программы необходимо было решить ряд организационных и технических вопросов, с которыми мы успешно справились.
В первую очередь это эффективно выстроенное информационное взаимодействие между участниками новой пенсионной системы, которое нашло отражение в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 179 «Об информационном взаимодействии работодателя и страховщика» и постановлении правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 3 «О порядке информационного взаимодействия по вопросам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии».
Для реализации норм Указа № 367 потребовалось доработать автоматизированные информационные системы Фонда и Государственного предприятия «Стравита» и внести соответствующие изменения в форму отчетности о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
На постоянной основе проводится информирование граждан о возможностях программы. Особое внимание в части разъяснений норм Указа № 367 уделяется бухгалтерским службам субъектов хозяйствования, которые обеспечивают учет и управление финансовыми потоками по формированию накоплений на именном лицевом счете на дополнительное накопительное пенсионное страхование.
– Как работает эта пенсионная программа, и кто в ней может участвовать?
– Наряду с обязательным 1-процентным взносом в бюджет фонда работник по желанию может уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию по выбранному им тарифу, но не более 10 % от фактического заработка. В случае участия работника в данной программе работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 %.
Немаловажным является то, что при вступлении работника в новую программу работодатели не несут дополнительной финансовой нагрузки, так как их обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда соразмерно уменьшится (от 1 % до 3 %). Тем самым устраняется элемент, сдерживающий участие работодателя в дополнительной пенсионной системе. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3 %, то в бюджет фонда будет перечислено 25 %. В итоге в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28 %.
Право участвовать в новом страховании предоставляется работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Наличие работодателя и факт уплаты им взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии. Вступать в новую программу можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. За меньший период пенсионные накопления будут мизерными.
Указом № 367 предусмотрено, что республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).
– Какие возможности предоставляет добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии?
– В новой системе пенсионных сбережений есть весомые стимулы, которые пробуждают интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений:
гарантия сохранности пенсионных накоплений;
возможность их наследования;
социальный налоговый вычет на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию, т.е. льгота по подоходному налогу;
вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании, – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией;
раз в год работник имеет право изменить выбранный тариф страховых взносов;
возможность приостановления участия в системе в любой момент, при этом сформированные пенсионные накопления фиксируются на именном лицевом счете человека, на них продолжит начисляться доходность. Однако выплата накоплений будет осуществляться только после достижения общеустановленного пенсионного возраста в течение 5 или 10 лет (исходя из избранного работником срока получения). Важно знать, что после приостановления участия за работником сохраняется право снова приступить к уплате взносов.
– Сколько договоров страхования дополнительной накопительной пенсии заключено на сегодняшний день, и какой тариф наиболее популярен у граждан?
– С момента запуска программы более 49,3 тыс. человек заключили договор страхования дополнительной накопительной пенсии. Здесь хотелось бы обратить внимание работников на то, что мало заключить договор, необходимо уведомить об этом своего работодателя, написав заявление в установленном порядке. Только после перечисления страховых взносов на именной лицевой счет работник становится полноправным участником новой программы. При этом работодатель не вправе отказать, если его работник изъявил желание и ответственно отнесся к возможности улучшить свое благосостояние в посттрудовом периоде.
В простонародье добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства называют программой «3+3», т.к. это наиболее популярный тариф. Его выбрало порядка 65 % участников. Активно участвуют женщины – порядка 70 %.
По видам экономической деятельности наибольшее количество договоров добровольного страхования в рамках Указа заключено работниками сфер здравоохранения и социальных услуг, образования, государственного управления, финансовой и страховой деятельности.
– Спасибо за интересную беседу!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

В рамках реализации норм Закона «Об изменении законов по вопросам занятости населения» постановлением Правительства от 24 марта 2025 г. № 168 внесены изменений в 18 постановлений Совета Министров Республики Беларусь.
1. Совершенствуются подходы по организации и финансированию мероприятий по трудоустройству людей с инвалидностью (постановление Правительства от 2 февраля 2009 г. № 128 «Об обеспечении занятости инвалидов»).
1.1. Установлен предельный размер финансирования мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест для трудоустройства инвалидов за одно рабочее место – до 1 500 базовых величин (63 000 руб.).
Дополнительными условиями к организациям и нанимателям для получения такой поддержки предусматриваются:
- отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), не нахождение в процессе ликвидации, в процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
- сохранение рабочего места за инвалидами не менее трех лет со дня трудоустройства на них инвалидов.
В трехлетний период не включаются периоды простоя, нахождения инвалида в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемом по инициативе нанимателя, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, перемещения инвалида или его временного перевода, период образовавшейся вакансии.
Перечень организаций, которые могут воспользоваться данной финансовой поддержкой, остался прежним:
- организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов;
- бюджетные организации, которым решениями местных органов власти установлены соответствующие задания;
- иные организации в соответствии с заданиями местных органов власти по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов свыше трех процентов от списочной численности работников.
1.2. Установлен предельный размер бюджетных средств, выделяемых на приобретение оборудования, материалов, средств индивидуальной защиты при финансировании мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов – до 200 базовых величин (8 400 рублей) за одно рабочее место.
Как и ранее адаптация к трудовой деятельности инвалидов может осуществляться в организациях любых организационно-правовых форм и у индивидуальных предпринимателей. В рамках адаптации к трудовой деятельности инвалидов нанимателям компенсируются затраты:
- на выплату заработной платы инвалидам в размере, не превышающем минимальную заработную плату, рассчитанную за отработанное рабочее время;
- суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска (денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск), не превышающей суммы, рассчитанной путем деления размера месячной минимальной заработной платы на 29,6 и умножения на количество календарных дней трудового отпуска (дней неиспользованного трудового отпуска);
- суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисленной из вышеуказанных сумм.
Справочно. Адаптация к трудовой деятельности инвалидов – комплекс мероприятий, направленных на приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков работы с учетом полученной или имеющейся у них квалификации. Срок адаптации – от шести месяцев до одного года, а для инвалидов с интеллектуальными нарушениями – до двух лет.
1.3. Установлена уточняющая норма о том, что прохождение адаптации к трудовой деятельности возможно не более одного раза, за исключением случая, когда инвалид по состоянию здоровья не может продолжать трудовую деятельность по профессии рабочего, по которой прошел адаптацию, либо в случаях ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, сокращения численности или штата работников.
2. Уточнен порядок установления брони приема на работу (постановление Правительства от 20 июля 2022 г. № 475 «Об установлении брони для приема на работу»).
В целях исключения дополнительной нагрузки на нанимателей установлено, что нанимателям, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, броня приема на работу таких безработных не устанавливается.
3. Уточняется порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (постановление Правительства от 31 марта 2018 г. № 239 «О порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций»).
При формировании комиссиями по координации работы по содействию занятости населения списка оплачивающих услуги с возмещением затрат по экономически обоснованным тарифам, в него не включаются:
- граждане, при их обращении в комиссию, получающие образование на территории государств – участников Евразийского экономического союза в дневной форме получения образования;
- получающие образование за границей по направлениям республиканских органов государственного управления в рамках исполнения обязательств по межгосударственным и межправительственным международным договорам Республики Беларусь.
Также уточняется, что занятыми в экономике считаются граждане, состоящие на учете в органах ФСЗН, – при условии уплаты обязательных страховых взносов.
4. Корректируется Примерное положение о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения (постановление Правительства от 31 марта 2018 г. № 240 «Об утверждении Примерного положения о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения»).
В целях активизации профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни, закреплено право комиссий взаимодействовать с территориальными органами внутренних дел по привлечению к ответственности за уклонение от явки в комиссию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.
Комиссиям также предоставляется возможность при формировании списка трудоспособных граждан, не занятых в экономике, выехавших за пределы страны, оплачивающих услуги с возмещением затрат, корректировать данный список путем исключения из них сведений о гражданах, предъявивших в комиссию документы, подтверждающие отсутствие оснований для включения их в список.
5. В новой редакции изложено Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
5.1. Урегулирован порядок прохождения обязанными лицами медицинского осмотра при приеме на работу.
Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется организацией в день явки обязанного лица на основании направления на работу, выданного органом по труду, занятости и социальной защите.
При необходимости прохождения предварительного обязательного медицинского осмотра обязанное лицо в день приема на работу направляется нанимателем в организацию здравоохранения на медицинский осмотр.
На период прохождения медицинского осмотра обязанному лицу сохраняются гарантии, предусмотренные законодательством о труде.
В случае негодности обязанного лица по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ нанимателем решается вопрос о переводе его на работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.
При отсутствии у нанимателя соответствующей работы он в письменной форме информирует орган по труду, занятости и социальной защите о расторжении с обязанным лицом трудового договора и необходимости подбора для него иного места работы.
5.2. Регламентирован механизм привлечения к труду административно арестованных обязанных лиц.
Основанием для привлечения к труду административно арестованного обязанного лица является постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста с обязательным привлечением к труду.
Административно арестованные обязанные лица могут привлекаться к труду как по месту их основной работы, так и в иных в организациях, которые будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов базового уровня.
6. Расширены возможности по частичной компенсации затрат на оплату труда граждан, освободившихся из мест лишения свободы и зарегистрированных безработными (постановление Правительства от 14 апреля 2014 г. № 347«О порядке организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений»).
За счет средств бюджета будет осуществляться частичная компенсация затрат нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, которые зарегистрировались в органе по труду, занятости и социальной защите безработными в течение шести месяцев с даты их освобождения.
За счет средств бюджета компенсируются:
- затраты на выплату заработной платы с учетом отработанного времени в размере, не превышающем минимальную заработную плату;
- сумма обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН, начисленных на заработную плату, исчисленной из вышеуказанной суммы.
Исключено дополнительное условие предоставления частичной компенсации затрат нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, – «не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение 10 дней».
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь