/ / Аналитика
07.06.2024

О некоторых вопросах определения предельной стоимости предмета государственной закупки

Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных абзацем четвертым статьи 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), в связи с принятием постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30 апреля 2024 г. № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 34) по вопросам его применения разъясняет следующее.

В соответствии с абзацем пятнадцатым статьи 1 Закона № 419-З под предельной стоимостью предмета государственной закупки (далее – предельная стоимость) понимается максимальная стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи.

Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 35, абзацу третьему пункта 4 статьи 48 Закона № 419-З отклоняются предложения участников открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если цена предложения превышает предельную стоимость, а в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З – если цена (тариф) за единицу предлагаемого товара (работы, услуги) и (или) сумма таких цен (тарифов) превышают определенные заказчиком значения.

В этой связи, а также принимая во внимание часть вторую пункта 2 статьи 49 Закона № 419-З, заключение договора государственной закупки (далее – договор) по цене, превышающей предельную стоимость, не допускается.

Постановлением № 34 утверждено Положение о порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки (далее – Положение). При этом часть первая пункта 4 Положения устанавливает способы определения предельной стоимости.

Частью первой пункта 3 Положения уточнено, что предельная стоимость определяется с учетом распределения предмета государственной закупки по частям (лотам). Так, в случае если предметом государственной закупки выступают различные товары (работы, услуги), то предельная стоимость может быть рассчитана на основании информации о цене (тарифе) всего предмета государственной закупки либо как сумма цен (тарифов) всех товаров (работ, услуг), включенных в предмет государственной закупки (часть вторая пункта 3 Положения).

Например, если предметом государственной закупки являются канцелярские товары: ручки, карандаши, фломастеры, то заказчик (организатор) вправе рассчитать предельную стоимость данного предмета государственной закупки как на основании информации о ценах (тарифах) на весь предмет, то есть на все приобретаемые ручки, карандаши, фломастеры вместе, так и на основании суммы цен (тарифов) каждого из приобретаемых товаров, которые составляют предмет государственной закупки, то есть суммарно по цене (тарифу) ручек, карандашей, фломастеров, представленных по отдельности.

Аналогичным образом при расчете предельной стоимости по части (лоту), включающему различные товары (работы, услуги), предельная стоимость по определенной части (лоту) может быть рассчитана на основании информации о цене всей части (лота) предмета государственной закупки либо как сумма цен всех товаров (работ, услуг), включенных в часть (лот) предмета государственной закупки.

Кроме того, частью первой пункта 4 Положения уточнено, когда именно заказчиком (организатором) определяется предельная стоимость - при подготовке документов, предоставляемых для подготовки предложения, а также после принятия решения о проведении процедуры закупки из одного источника.

Соответственно, не предусмотрено изменение предельной стоимости предмета государственной закупки в ходе проведения конкурентной процедуры государственной закупки. Одновременно не запрещено изменение предельной стоимости предмета государственной закупки при проведении процедуры закупки из одного источника.

Также Положением определено, что необходимость повторного определения предельной стоимости всего предмета государственной закупки и (или) его части (лота) при переходе к повторной процедуре государственной закупки, процедуре закупки из одного источника на основании пункта 7 приложения к Закону № 419-З определяется заказчиком (организатором) самостоятельно (часть третья пункта 4 Положения).

Так, для определения предельной стоимости применяются следующие способы:

  • способ изучения конъюнктуры рынка;
  • тарифный способ;
  • проектно-сметный способ;
  • способ сопоставления аналогичных расходов; затратный способ;
  • нормативный способ.

Справочно

В случае реализации мероприятий в сфере цифрового развития предельная стоимость определяется исходя из объемов финансирования, предусмотренных на реализацию данного мероприятия техническим паспортом мероприятия в сфере цифрового развития, получившим положительные результаты экспертизы в сфере цифрового развития (часть четвертая пункта 4 Положения).

Следует подчеркнуть, что заказчиком (организатором) может применяться один или несколько указанных способов определения предельной стоимости. В таком случае определение предельной стоимости осуществляется по ее наименьшей рассчитанной величине.

Среди способов определения предельной стоимости способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным и может применяться как самостоятельно, так и совместно с иными способами (часть вторая пункта 5 Положения).

Отмечаем, что согласно части второй пункта 6 Положения информация о ценах (тарифах) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть получена путем направления (размещения на электронной торговой площадке) заявки о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги).

Обращаем внимание, что согласно части третьей пункта 6 Положения в случае приобретения товаров при применении способа изучения конъюнктуры рынка заказчик (организатор) обязан направить заявки в адрес не менее двух отечественных производителей (при их наличии).

Справочно

Срок представления потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) информации о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), устанавливаемый в заявке, должен составлять не менее двух рабочих дней, включая день ее направления (размещения).

В случае отсутствия информации о ценах как минимум от двух отечественных производителей среди информации о ценах, полученной при использовании источников, указанных в части первой пункта 6 Положения, заказчиком (организатором) дополнительно направляется заявка отечественному производителю (производителям), указанному в информации, представляемой потенциальными поставщиками.

Отмечаем, что информация о ценах (тарифах), полученная по заявке от потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), должна включать:

  • наименование либо фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) в случае представления информации индивидуальным предпринимателем или физическим лицом;
  • наименование производителя (производителей) либо фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, являющихся производителями;
  • порядок формирования цены (тарифа) с учетом требований законодательства о ценообразовании.

Обращаем внимание, что при определении предельной стоимости способом изучения конъюнктуры рынка необходимо использовать информацию не менее чем о пяти (при их наличии) ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), включая не менее чем двух (при их наличии) ценах отечественных производителей при закупках товаров, полученную из источников, указанных в части первой пункта 6 Положения.

Информация о цене (тарифе), полученная по заявке заказчика (организатора), не учитывается при определении предельной стоимости в случаях, предусмотренных частью второй пункта 7 Положения, в том числе в которой отсутствует порядок формирования цены с учетом требований законодательства о ценообразовании.

При расчете предельной стоимости с использованием способа изучения конъюнктуры рынка применяется формула:

формула1.png

где:

ΠCΠΓ3pын – предельная стоимость, определяемая способом изучения конъюнктуры рынка;

v – количество (объем) приобретаемых товаров (работ, услуг);

n – количество ценовых значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации (коммерческого предложения);

Цi – цена (тариф) единицы товара (работы, услуги) i-го поставщика (подрядчика, исполнителя), скорректированная при необходимости с учетом части третьей пункта 7 Положения.

Например, заказчиком приобретается 10 единиц компьютерной техники. При применении способа изучения конъюнктуры рынка заказчиком (организатором) получены следующие цены за единицу товара от пяти потенциальных поставщиков: 1000 р., 800 р., 900 р., 950 р., 700 р.

Применив формулу расчета предельной стоимости способом изучения конъюнктуры рынка, получаем: 

формула2.png

Таким образом, предельная стоимость 10 единиц компьютерной техники составляет 8700 р.

Тарифный способ определения предельной стоимости применяется в случае государственного регулирования цены (тарифа) на приобретаемый товар (работу, услугу) посредством установления предельных (фиксированных) цен (тарифов) (пункт 9 Положения).

В указанных целях используется информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, информация о регулируемых ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), в том числе размещенная на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (пункт 10 Положения).

Так, в случае приобретения лекарственных средств, предельные отпускные цены производителей которых подлежат регистрации, используется информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства.

В случае же закупки иных товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются, используется информация о регулируемых ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), в том числе размещенная на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Обращаем внимание, что при расчете предельной стоимости тарифным способом расходы на доставку и иные расходы, связанные с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), которые поставщик (подрядчик, исполнитель) понесет при заключении договора, учитываются, только если они не учтены в установленных предельных (фиксированных) ценах (тарифах), используемых для определения предельной стоимости тарифным способом.

Проектно-сметный способ определения предельной стоимости применяется при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). В таком случае предельная стоимость определяется в том числе на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной (сметной) документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (пункт 12 Положения).

Согласно пункту 13 Положения способ сопоставления аналогичных расходов применяется в случае невозможности применения способа изучения конъюнктуры рынка, тарифного способа, проектно-сметного способа, нормативного способа или в дополнение к ним.

Соответственно, в случае применения нескольких способов определения предельной стоимости одним из них может быть также способ сопоставления аналогичных расходов. Данный способ заключается в использовании заказчиком (организатором) информации о расходах на приобретение аналогичных товаров (работ, услуг) в течение текущего и (или) предыдущего года, которые могут быть скорректированы на индекс потребительских цен, но не более размеров выделенных бюджетных ассигнований и иных имеющихся источников финансирования.

В соответствии с пунктом 14 Положения затратный способ определения предельной стоимости применяется в случае невозможности применения иных способов, в том числе при невозможности применения способа сопоставления аналогичных расходов.

Затратный способ предусматривает определение предельной стоимости как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли (дохода). При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Для получения информации об обычной для определенного вида деятельности прибыли (доходе) может быть проанализирован реестр договоров, размещенный в государственной информационно­аналитической системе управления государственными закупками, другие общедоступные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения конъюнктуры рынка, а также результаты изучения конъюнктуры рынка, проведенного заказчиком (организатором).

Справочно

Информация об указанных в части второй пункта 14 Положения затратах может быть получена от потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) по заявке заказчика (организатора) (часть третья пункта 14 Положения).

Следует подчеркнуть, что согласно пунктам 13 и 14 Положения при применении способа сопоставления аналогичных расходов или затратного способа составляется обоснование применения заказчиком (организатором) этих способов, требований к содержанию которого Положением не установлено. При этом полагаем, что в обоснование включаются любые документы или (сведения), подтверждающие невозможность применения иных способов, предусмотренных в абзацах втором-четвертом и седьмом части первой пункта 4 Положения.

В свою очередь, нормативный способ определения предельной стоимости применяется при осуществлении архитектурной деятельности и деятельности заказчика, застройщика в строительной деятельности (строительстве). В таком случае для определения предельной стоимости учитываются отраслевые нормы затрат труда и установленные показатели стоимости (пункт 15 Положения).

Обращаем внимание, что согласно части первой пункта 17 Положения при приобретении товаров (работ, услуг) на основании пункта 4 приложения к Закону № 419-З предельная стоимость может быть сформирована исходя из информации о цене (тарифе), полученной от поставщика (подрядчика, исполнителя), указанного в пункте 4 приложения к Закону № 419-З.

Аналогичным образом при приобретении товаров (работ, услуг) на основании пункта 11 приложения к Закону № 419-З предельная стоимость может быть сформирована исходя из информации о цене (тарифе), полученной от потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь, на основании пункта 12 приложения к Закону № 419-З – определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению (поручению) Президента Республики Беларусь (часть вторая пункта 17 Положения).

Кроме того, отмечаем, что в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З если при проведении процедуры государственной закупки невозможно определить объем (количество) подлежащих приобретению товаров (работ, услуг), заказчик определяет цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумму таких цен (тарифов). При этом оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществляется по цене (тарифу) за единицу товара (работы, услуги) исходя из объема (количества) фактически поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в размере, не превышающем предельную стоимость.

Соответственно, предельная стоимость в случае невозможности определения объема (количества) подлежащих приобретению товаров (работ, услуг) определяется исходя из предполагаемой потребности в приобретаемых товарах (работах, услугах), цены (тарифа) за единицу товара (работы, услуги) и (или) суммы таких цен (тарифов) с учетом объема выделенных бюджетных ассигнований и иных имеющихся источников финансирования (часть первая пункта 16 Положения).

Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), сумма цен (тарифов) за единицу товара (работы, услуги) определяются способом изучения конъюнктуры рынка в соответствии с пунктами 6 и 7 Положения, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой пункта 16 Положения.

Одновременно расходы на доставку и иные расходы, связанные с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), которые поставщик (подрядчик, исполнитель) понесет при заключении договора исходя из предполагаемой потребности заказчика в приобретаемых товарах (работах, услугах), рассчитанные на единицу товара (работы, услуги), принимаются в расчет только если такие расходы не учтены в цене (тарифе) за единицу товара (работы, услуги) (часть четвертая пункта 16 Положения).

Согласно части пятой пункта 16 Положения если предметом государственной закупки выступают различные товары (работы, услуги) и заказчиком (организатором) рассчитана цена (тариф) за единицу каждого такого товара (работы, услуги), сумма таких цен (тарифов) может быть определена путем суммирования цен (тарифов) за единицу товара (работы, услуги).

Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), сумма цен (тарифов) за единицу товара (работы, услуги) определяются с использованием способа изучения конъюнктуры рынка по формуле

формула3.png

где Цед (сумм) – цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), сумма таких цен (тарифов), определяемая способом изучения конъюнктуры рынка;

n – количество ценовых значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации (коммерческого предложения);

Цi – цена (тариф) единицы товара (работы, услуги), сумма таких цен (тарифов) ьго поставщика (подрядчика, исполнителя), скорректированная при необходимости с учетом части третьей пункта 7 Положения.

Например, заказчиком определяется цена (тариф) за единицу товара. В ходе применения способа изучения конъюнктуры рынка заказчиком получены следующие цены (тарифы) за единицу товара от пяти потенциальных поставщиков: 10 р., 8 р., 9 р., 9,50 р., 7 р.

Применив формулу расчета цены (тарифа) за единицу товара (работы, услуги), получаем: сумма полученных цен (тарифов) на единицу товара (работы, услуги) (1*10 + 1*8 +1*9 + 1*9,50 +1*7) / (количество полученных цен (тарифов) (5) = 8,7.

Таким образом, цена (тариф) за единицу товара составила 8,7 р.

Обращаем внимание, что информация о примененном способе (способах) определения предельной стоимости, а также информация, подтверждающая использование источников, указанных в пункте 6 Положения, является частью документов (сведений), послуживших основанием для определения предельной стоимости, которые включаются в дело по процедурам государственных закупок (часть вторая пункта 1 статьи 28 Закона № 419-З).

По информации  официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь