
Деятельность в сфере игорного бизнеса. Комментарий к Указу № 226
Президентом Республики Беларусь 6 июня 2025 г. издан Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее – Указ), направленный на совершенствование порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Указом предусмотрены меры, направленные на совершенствование условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса, защиту интересов белорусских организаторов азартных игр и граждан, а именно:
- предоставляется возможность использования криптовалюты для приема ставок и выплаты выигрыша при условии совершения соответствующих операций исключительно посредством резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или оператора обмена криптовалют, что позволит расширить способы оплаты в сфере игорного бизнеса;
-
в целях исключения излишнего регулирования деятельности организаторов азартных игр отменяется согласование правил организации и проведения азартных игр Министерством по налогам и сборам. Одновременно для обеспечения контроля вводится обязанность для организаторов азартных игр размещать утвержденные ими правила организации и проведения азартных игр в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС);
- закладывается правовая основа для совершенствования механизма ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее – Государственный реестр), что позволит эксплуатировать игровые автоматы более 10 лет;
-
устанавливается запрет для банков осуществлять перевод платежей физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр, что позволит сократить отток денежных средств из страны для участия в онлайн – азартных играх на зарубежных интернет-площадках. В свою очередь, спрос граждан на участие в азартных играх будет удовлетворен посредством развитой онлайн – игорной индустрии, созданной в Республике Беларусь;
- вводится учет денежных средств, вносимых каждым участником азартной игры в казино, залах игровых автоматов, тотализаторах, букмекерских конторах. Такой учет будет обеспечиваться организаторами азартных игр в СККС при предъявлении игроками документов, удостоверяющих личность в кассе игорных заведений.
- увеличивается с 30 до 60 суток срок хранения записей систем видеонаблюдения в игорных заведениях, а также устанавливается запрет для посетителей вести кино-, фото- и видеосъемку в игорном заведении.
Для выстраивания в игорных заведениях и виртуальных игорных заведениях эффективной системы внутреннего контроля, предотвращающей вовлечение организаторов азартных игр и граждан в схемы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Указом:
1) предусмотрен ряд запретов для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений, а именно:
-
предъявлять при посещении игорного заведения, регистрации в качестве участника азартной игры, последующем доступе к виртуальному игорному заведению, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им персональные и иные данные, документы, удостоверяющие личность;
-
использовать при совершении ставок, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им банковские платежные карточки, электронные кошельки;
-
совершать ставки за счет денежных средств, перечисленных со счетов, открытых в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
указывать в заявлении о выплате выигрыша, возврате несыгравших ставок счета, открытые в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
принимать участие в азартной игре в соответствии с указаниями третьих лиц;
-
иметь более одного игрового аккаунта.
Организаторам азартных игр предоставляется право проверять действительность документа, удостоверяющего личность, а также принадлежность игроку платежного инструмента (электронные кошельки, банковские платежные карточки, счета) в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
2) с учетом международных тенденций развития сферы онлайн – игорного бизнеса и его дальнейшего цивилизованного развития совершенствуются механизмы идентификации, верификации, аутентификации участников онлайн – азартных игр. В частности, предусмотрено проведение с игроком видеосеанса посредством сети Интернет или посещение игроком игорного заведения, многофакторной аутентификации, получение фотоизображения игрока в момент его участия в онлайн – азартной игре.
Указом предусмотрено совершенствование порядка подтверждения соответствия виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, испытания виртуального игорного заведения на соответствие таким требованиям будут проводиться ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» с возможностью привлечения на договорной основе экспертов и (или) специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессиональной оценки технической составляющей виртуального игорного заведения.
Поскольку для практической реализации вышеуказанных норм Указа потребуется время, необходимое для доработки организаторами азартных игр платформ виртуальных игорных заведений и проведения их испытаний, пунктом 3 Указа предусмотрен переходный период до 1 июля 2027 г.
Так, при доработке виртуального игорного заведения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию виртуального игорного заведения в соответствии с требованиями Указа наличие протокола испытаний о соответствии виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь, будет обеспечиваться юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, с 1 июля 2027 г. При отсутствии такого протокола испытаний после 1 июля 2027 г. осуществление указанной деятельности будет являться незаконным и запрещаться (абз. 2 п. 4 Указа).
Основные положения Указа вступят в силу через 9 месяцев после официального опубликования Указа (с 11 марта 2026 г.), за исключением положений, касающихся использования криптовалюты для осуществления расчетов в сфере игорного бизнеса, которые вступили в силу после официального опубликования Указа, с 11 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Генпрокуратура об Указе о повышении эффективности контрольной деятельности
Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 предусмотрена корректировка Указа Главы государства от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», цель которой – оптимизация контрольной (надзорной) деятельности и снижение воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательства. В Генеральной прокуратуре прокомментировали основные нововведения.
Для снижения уровня бюрократизма и повышения цифровизации процессов упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ. Такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности.
Предприниматели будут самостоятельно принимать решения о необходимости учета проводимых в отношении их контрольных (надзорных) мероприятий.
Указом среди прочих утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за несоблюдение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера, а также необходимости внесения сведений обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь,
Профилактическая роль мониторинга усилена за счет изменения подхода к применению мер ответственности – только при неустранении нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления. Поскольку мониторинг является формой контроля и дает возможность субъектам хозяйствования добровольно устранить выявленные нарушения, предполагается, что факты продолжения их совершения в дальнейшем требуют принятия более строгих мер со стороны контролирующих (надзорных) органов.
В настоящее время документ сбалансирован, в нем четко определены права и обязанности компетентных структур, а также субъектов хозяйствования. Определен порядок вручения документов о начале проверки и ее результатах.
Употребляемая в Указе терминология приведена в соответствие с иным законодательством.
Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Комментарий к постановлению МНС об исчислении и уплате налогов с физических лиц
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
-
справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
-
реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
-
извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
-
извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
-
извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
-
извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
-
уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
-
уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
-
деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
-
деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
-
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
-
реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
-
реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
-
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
-
работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
-
разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
-
фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
-
чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
-
услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
-
ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
-
деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
-
предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Лицензия на осуществление ветеринарной деятельности. Требования законодательства
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 21 мая 2025 г.
Основными актами законодательства, регулирующими вопросы лицензирования ветеринарной деятельности, являются:
-
Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (глава 11) (далее – Закон о лицензировании);
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154 «О лицензировании»;
-
постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6 «О порядке проведения оценки».
Согласно статье 52 Закона о лицензировании лицензированию подлежат следующие работы и (или) услуги:
-
производство ветеринарных препаратов;
-
оптовая и розничная торговля ветеринарными препаратами.
К ветеринарным препаратам в соответствии с абзацем восемнадцатым части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» отнесены ветеринарный лекарственный препарат, дезинфицирующее средство ветеринарного назначения, дезинсекционное средство ветеринарного назначения, дезакаризационное средство ветеринарного назначения и диагностическое средство ветеринарного назначения.
Справочно
Ветеринарный лекарственный препарат – существующее в виде лекарственной формы средство, представляющее собой вещество либо содержащее вещество или комбинацию веществ, вступающее в контакт с организмом животного и предназначенное для лечения, профилактики болезней животных, реабилитации, коррекции или изменения физиологических функций организма животного (в том числе средство для наркоза), сохранения, предотвращения или прерывания беременности, эвтаназии, а также для диагностики болезней животных (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом животного) (пункт 5 Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 1).
Дезинфицирующее средство ветеринарного назначения (дезинфектант) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения микроорганизмов (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезинсекционное средство ветеринарного назначения (инсектицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания насекомых (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезакаризационное средство ветеринарного назначения (акарицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания клещей (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Диагностическое средство ветеринарного назначения – средство ветеринарного назначения, представляющее собой реагент (реактив) или комплект (набор) специально подобранных реагентов (реактивов), не вступающее в непосредственный контакт с животными, используемое для выявления патогенов, оценки иммунного статуса и физиологического состояния организма животного (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
|
Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Соискателями лицензии на осуществление ветеринарной деятельности могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В качестве долицензионного требования к соискателю лицензии статьей 53 Закона о лицензировании определено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления ветеринарной деятельности, соответствующих общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Такие общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утверждены Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Общие требования ветеринарии).
Помимо общих требований, предусмотренных для всех субъектов ветеринарной деятельности (глава 1 Общих требований ветеринарии), главами 14 и 15 Общих требований ветеринарии закреплены ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по реализации ветеринарных препаратов, а также ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по производству ветеринарных препаратов.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по производству ветеринарных препаратов, необходимо соблюдение следующих требований:
-
оборудование в производственных помещениях должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к нему персонала, возможность его очистки, мойки и дезинфекции, уборки помещений, а также хранение и перемещение лекарственного сырья, материалов и ветеринарных препаратов без риска контаминации;
-
планировка производственных помещений должна соответствовать логической последовательности операций производственного процесса и уровням чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики;
-
внутренние поверхности (стены, полы, потолки) производственных помещений должны быть гладкими, легко и эффективно очищаться и дезинфицироваться;
-
освещение, температура, влажность и вентиляция помещений должны соответствовать параметрам, утвержденным руководителем субъекта хозяйствования, и не оказывать неблагоприятного воздействия на ветеринарные препараты во время их производства и хранения, а также на функционирование оборудования;
-
используемые в процессе производства основное оборудование и помещения должны быть обозначены этикетками или иным способом с указанием наименования производимого ветеринарного препарата или обрабатываемых лекарственного сырья и материалов, дозировки и номера серии, стадии технологического процесса.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по оптовой и розничной торговле ветеринарными препаратами, необходимо соблюдение следующих требований:
-
ветеринарная аптека располагается в помещении, изолированном от помещений другого назначения;
-
площадь ветеринарной аптеки должна составлять не менее 15 кв. метров и предусматривать наличие зон хранения и обслуживания;
-
ветеринарная аптека должна иметь центральные или автономные системы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции;
-
в ветеринарной аптеке должны иметься стеллажи, шкафы для хранения ветеринарных препаратов; холодильники; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования;
-
склады (складские помещения) должны располагаться в изолированных нежилых помещениях капитальных строений;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки и хранения должна составлять не менее 6 кв. метров;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по оптовой реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения, отгрузки и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки, хранения и отгрузки должна составлять не менее 20 кв. метров;
-
в зонах приемки и хранения выделяются специальные места или шкафы для временного хранения ветеринарных препаратов, запрещенных для реализации;
-
склады (складские помещения) должны иметь центральные или автономные системы электроснабжения, отопления, вентиляции, конструкции, обеспечивающие защиту ветеринарных препаратов от воздействия атмосферных осадков во время проведения погрузочно-разгрузочных работ;
-
на складах (в складских помещениях) должны иметься стеллажи, шкафы, подтоварники для хранения ветеринарных препаратов; холодильники, холодильные камеры; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; специальное помещение или шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования; гардеробное помещение или шкафы для верхней и специальной одежды и обуви работников;
-
помещения должны содержаться в чистоте. Полы помещений периодически (не реже одного раза в день) убираются влажным способом с применением разрешенных дезинфицирующих средств.
Для получения лицензии соискателю лицензии необходимо подать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь следующие документы:
1. заявление о предоставлении лицензии по форме, установленной приложением 1 к Положению о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154.
С учетом предписаний подпункта 18.1 пункта 18 указанного Положения в заявлении кроме установленных формой сведений требуется также указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии;
2. в случае, когда соискателем лицензии является иностранное юридическое лицо, – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его учреждения либо нотариально засвидетельствованную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее шести месяцев до дня подачи заявления о предоставлении лицензии) с переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально);
3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении о предоставлении лицензии сведений об этом с указанием учетного номера операции (транзакции));
4. копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
5. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, в которых (с использованием которых) будет осуществляться ветеринарная деятельность.
Как было указано выше, в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии должен указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии. Таким образом, до подачи заявления о предоставлении лицензии на осуществление ветеринарной деятельности соискатель лицензии должен получить заключение фармацевтической инспекции. Получение указанного документа регламентировано Положением о порядке и условиях проведения фармацевтических инспекций мест промышленного производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими, за исключением вопросов, регулирование которых осуществляется международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии, утвержденным постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 29 октября 2024 г. № 116 «О некоторых вопросах проведения фармацевтических инспекций».
Для получения заключения фармацевтической инспекции (заключения ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) соискатель лицензии должен обратиться в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» с заявлением с приложением следующих документов в форме заверенных копий:
1. документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности (с приложением плана помещений, содержащего сведения о площади помещений);
2. документов, подтверждающих проведение профилактической и вынужденной дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
3. документов, подтверждающих удаление с территории объекта отходов и их уничтожение, включая отходы ветеринарных препаратов;
4. планов производственных помещений с указанием классов чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики и инженерных систем (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
5. перечней планируемых к производству типов ветеринарных лекарственных препаратов (нестерильная продукция; стерильная продукция: подвергаемая финишной стерилизации, асептически приготовленная, подвергаемая стерилизующей фильтрации; биологическая (биотехнологическая) продукция) с указанием лекарственных форм (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов);
6. документов, подтверждающих отсутствие на территории объекта мест захоронений трупов животных, отходов убоя и других биологических отходов (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
7. документов, подтверждающих размещение объекта с учетом санитарно-защитных зон (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
8. свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Договор на проведение фармацевтической инспекции заключается в течение пяти рабочих дней со дня поступления в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» указанных документов. Заключение фармацевтической инспекции (заключение ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) оформляется в двух экземплярах, один из которых передается соискателю лицензии, второй хранится в государственном учреждении «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР».
Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми к нему документами подается в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь соискателем лицензии одним из следующих способов:
-
лично;
-
посредством почтовой связи;
-
в электронной форме в виде электронного документа через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь рассматривает полученное от соискателя заявление и приложенные к нему документы в течение двадцати пяти рабочих дней (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 21 Закона о лицензировании).
Статьей 56 Закона о лицензировании предусмотрено, что до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию. При этом следует отметить, что если до вступления в силу Закона о лицензировании (до 1 января 2023 г. отношения регламентировались Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности») проведение оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию являлось правом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, то после вступления в силу Закона о лицензировании такая оценка стала обязательной.
Порядок проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии регламентирован Инструкцией о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, лицензиата лицензионному требованию, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6.
В течение трех рабочих дней со дня назначения оценки соответствия возможностей соискателю лицензии направляется уведомление о назначении оценки соответствия по указанному в заявлении о предоставлении лицензии почтовому адресу, адресу места нахождения любым из доступных способов связи, позволяющих достоверно установить дату его получения.
Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии проводится в срок не более десяти рабочих дней.
В ходе проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию:
-
изучаются документы, прилагаемые соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии, и документы и (или) сведения, необходимые для проведения оценки соискателя лицензии, полученные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь у иных государственных органов и других организаций;
-
осуществляется выезд на место намерения осуществления ветеринарной деятельности и (или) место нахождения соискателя лицензии для оценки достоверности информации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии, и в таком заявлении, и фактической готовности к осуществлению ветеринарной деятельности.
По результатам оценки соответствия возможностей соискателя лицензии составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, с которым ознакомляют соискателя лицензии.
По результатам рассмотрения поданных соискателем лицензии заявления и документов Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь принимает одно из следующих решений:
-
о предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и о предоставлении лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее предоставлении.
Решения об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю могут быть приняты в следующих случаях, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 21 Закона о лицензировании:
-
наличие в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;
-
отсутствие у соискателя лицензии права на получение лицензии (если соискателю лицензии не было отказано в приеме заявления о предоставлении лицензии);
-
включение соискателя лицензии в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;
-
несоответствие представленных документов и (или) сведений требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (требования определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154);
-
наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, составленного по результатам проведенной оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям;
-
отказ в письменной форме либо уклонение соискателя лицензии от прохождения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям (под уклонением понимается непредставление лицензирующему органу информации, необходимой для проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, в сроки, определенные для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии);
-
нахождение соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности).
Также лицензирующий орган принимает решение об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти соискателя лицензии.
О принятом решении Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь уведомляет соискателя лицензии.
В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь включает сведения о лицензиате и лицензируемом виде деятельности (в данном случае – ветеринарная деятельность) в Единый реестр лицензий.
Демиденко А.Г.,
заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

МНС об отдельных аспектах применения инвестиционного вычета
Министерство по налогам и сборам по отдельным вопросам, связанным с применением инвестиционного вычета с 2025 года, разъясняет следующее.
С 1 января 2025 г. частью второй подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) установлено, что инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений можно применить только в случае, если они являются зданиями и сооружениями производственного назначения.
Помимо этого, в соответствии с частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК инвестиционный вычет, среди прочего, не может быть применен к административным зданиям, к сооружениям, используемым в административных целях, к зданиям, сооружениям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере торговли, общественного питания. При этом к зданиям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере общественного питания, не относятся здания производственного назначения, в которых размещены столовые и иные объекты общественного питания.
При отнесении здания, сооружения к зданию, сооружению производственного назначения считаем возможным использовать информацию, содержащуюся в документах на их регистрацию, в отношении назначения здания, сооружения (например, в техническом паспорте, свидетельстве о государственной регистрации).
Полагаем, что в случае отсутствия у организации документального подтверждения того, что это или иное здание, сооружение относится к зданию, сооружению производственного назначения, у организации отсутствуют основания для применения инвестиционного вычета по такому зданию, сооружению.
Назначение объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества (приложение к постановлению Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 № 33) и указывается исходя из назначения расположенных в них помещений, занимающих большую площадь. Если какое-либо помещение имеет назначение, не соответствующее основному назначению здания или сооружения, то при определении их назначения кроме основного назначения здания или сооружения дополнительно используется назначение такого помещения (помещений) (примечание <**> к единой классификации назначения объектов недвижимого имущества).
Инвестиционный вычет, как и ранее, не может быть применен к части объекта основных средств.
Исходя из правовых предписаний указанных выше норм с 1 января 2025 года организации вправе применить инвестиционный вычет исключительно в отношении зданий и сооружений, которые исходя из их документального оформления фактически используются (предназначены для использования) в производстве продукции, и не вправе применить инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений, используемых (предназначенных для использования) при оказании услуг, выполнении работ.
С учетом изложенного инвестиционный вычет может быть применен, например:
-
по зданию специализированному для производства транспортных средств и (или) оборудования, которое отнесено к используемому в предпринимательской деятельности (в том числе в случае, если в нем расположены буфет, тренажерные залы, гараж, столовая);
-
по зданию специализированному для производства текстильных, швейных, меховых и (или) кожаных изделий, в котором кроме цехов, используемых для производства продукции, находятся помещения, используемые для администрации организации (директора, бухгалтера).
Инвестиционный вычет не может быть применен в отношении, например:
-
здания специализированного для ремонта и (или) технического обслуживания автомобилей (в том числе автомобильные заправочные, зарядные и газонаполнительные станции);
-
здания специализированного финансового назначения;
-
здания специализированного для оказания ветеринарных услуг;
-
по отдельно стоящему зданию торговли;
-
по зданию специализированному иного назначения.
При этом в отношении передаточных устройств, используемых в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет применяется независимо от их назначения.
Также с 1 января 2025 года инвестиционный вычет не применяется к основным средствам, нормативный срок службы которых, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, составляет менее 5 лет, и стоимости вложений в их реконструкцию.
Нормативный срок службы объектов основных средств, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, в целях применения инвестиционного вычета определяется исключительно по сроку, указанному в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
Соответственно организации вправе применить инвестиционный вычет в отношении основных средств, нормативный срок службы которых согласно приложению к вышеуказанному постановлению № 161 составляет 5 и более лет.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь