Комментарий к Закону Республики Беларусь № 47-З «Об изменении законов»
Наиболее существенными изменениями и дополнениями в части порядка проведения в 2025 г. камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица (далее – проверка) являются следующие.
Согласно корректировке части второй пункта 6 статьи 731 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) налоговые органы на предварительном этапе проверки смогут не учитывать в качестве источника для осуществления расходов доходы, в отношении которых собрана соответствующая доказательная база (достоверность сведений о доходах не подтверждена).
Исходя из дополнений части четвертой пункта 11 статьи 731 НК в пояснениях об источниках доходов не требуется указание сведений о фамилии, собственном имени, отчестве, месте жительства физического лица, являющегося источником дохода в отношении доходов, полученных от осуществления видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения налогом на профессиональный доход.
Корректировка части первой пункта 18 статьи 731 НК изменяет порядок отсчета срока составления акта проверки в случае направления проверяемому лицу требования о предоставлении источников доходов по расходам, в отношении которых ранее такое требование не направлялось (акт проверки должен быть составлен не позднее трех месяцев со дня, следующего за днем истечения срока, установленного для представления пояснений об источниках доходов по требованию в отношении «новых расходов»).
Информация предоставлена Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь
для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Президентом Республики Беларусь 6 июня 2025 г. издан Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее – Указ), направленный на совершенствование порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Указом предусмотрены меры, направленные на совершенствование условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса, защиту интересов белорусских организаторов азартных игр и граждан, а именно:
- предоставляется возможность использования криптовалюты для приема ставок и выплаты выигрыша при условии совершения соответствующих операций исключительно посредством резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или оператора обмена криптовалют, что позволит расширить способы оплаты в сфере игорного бизнеса;
- в целях исключения излишнего регулирования деятельности организаторов азартных игр отменяется согласование правил организации и проведения азартных игр Министерством по налогам и сборам. Одновременно для обеспечения контроля вводится обязанность для организаторов азартных игр размещать утвержденные ими правила организации и проведения азартных игр в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС);
- закладывается правовая основа для совершенствования механизма ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее – Государственный реестр), что позволит эксплуатировать игровые автоматы более 10 лет;
- устанавливается запрет для банков осуществлять перевод платежей физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр, что позволит сократить отток денежных средств из страны для участия в онлайн – азартных играх на зарубежных интернет-площадках. В свою очередь, спрос граждан на участие в азартных играх будет удовлетворен посредством развитой онлайн – игорной индустрии, созданной в Республике Беларусь;
- вводится учет денежных средств, вносимых каждым участником азартной игры в казино, залах игровых автоматов, тотализаторах, букмекерских конторах. Такой учет будет обеспечиваться организаторами азартных игр в СККС при предъявлении игроками документов, удостоверяющих личность в кассе игорных заведений.
- увеличивается с 30 до 60 суток срок хранения записей систем видеонаблюдения в игорных заведениях, а также устанавливается запрет для посетителей вести кино-, фото- и видеосъемку в игорном заведении.
Для выстраивания в игорных заведениях и виртуальных игорных заведениях эффективной системы внутреннего контроля, предотвращающей вовлечение организаторов азартных игр и граждан в схемы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Указом:
1) предусмотрен ряд запретов для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений, а именно:
- предъявлять при посещении игорного заведения, регистрации в качестве участника азартной игры, последующем доступе к виртуальному игорному заведению, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им персональные и иные данные, документы, удостоверяющие личность;
- использовать при совершении ставок, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им банковские платежные карточки, электронные кошельки;
- совершать ставки за счет денежных средств, перечисленных со счетов, открытых в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
- указывать в заявлении о выплате выигрыша, возврате несыгравших ставок счета, открытые в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
- принимать участие в азартной игре в соответствии с указаниями третьих лиц;
- иметь более одного игрового аккаунта.
Организаторам азартных игр предоставляется право проверять действительность документа, удостоверяющего личность, а также принадлежность игроку платежного инструмента (электронные кошельки, банковские платежные карточки, счета) в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
2) с учетом международных тенденций развития сферы онлайн – игорного бизнеса и его дальнейшего цивилизованного развития совершенствуются механизмы идентификации, верификации, аутентификации участников онлайн – азартных игр. В частности, предусмотрено проведение с игроком видеосеанса посредством сети Интернет или посещение игроком игорного заведения, многофакторной аутентификации, получение фотоизображения игрока в момент его участия в онлайн – азартной игре.
Указом предусмотрено совершенствование порядка подтверждения соответствия виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, испытания виртуального игорного заведения на соответствие таким требованиям будут проводиться ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» с возможностью привлечения на договорной основе экспертов и (или) специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессиональной оценки технической составляющей виртуального игорного заведения.
Поскольку для практической реализации вышеуказанных норм Указа потребуется время, необходимое для доработки организаторами азартных игр платформ виртуальных игорных заведений и проведения их испытаний, пунктом 3 Указа предусмотрен переходный период до 1 июля 2027 г.
Так, при доработке виртуального игорного заведения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию виртуального игорного заведения в соответствии с требованиями Указа наличие протокола испытаний о соответствии виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь, будет обеспечиваться юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, с 1 июля 2027 г. При отсутствии такого протокола испытаний после 1 июля 2027 г. осуществление указанной деятельности будет являться незаконным и запрещаться (абз. 2 п. 4 Указа).
Основные положения Указа вступят в силу через 9 месяцев после официального опубликования Указа (с 11 марта 2026 г.), за исключением положений, касающихся использования криптовалюты для осуществления расчетов в сфере игорного бизнеса, которые вступили в силу после официального опубликования Указа, с 11 июня 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
- налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
- налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
- справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
- реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
- извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
- извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
- извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
- извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
- уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
- уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
- деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
- деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
- музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
- реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
- реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
- производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
- работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
- разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
- фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
- чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
- услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
- ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
- деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
- предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам по отдельным вопросам, связанным с применением инвестиционного вычета с 2025 года, разъясняет следующее.
С 1 января 2025 г. частью второй подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) установлено, что инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений можно применить только в случае, если они являются зданиями и сооружениями производственного назначения.
Помимо этого, в соответствии с частью пятой подпункта 2.2 пункта 2 статьи 170 НК инвестиционный вычет, среди прочего, не может быть применен к административным зданиям, к сооружениям, используемым в административных целях, к зданиям, сооружениям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере торговли, общественного питания. При этом к зданиям, используемым (предназначенным для использования) в деятельности в сфере общественного питания, не относятся здания производственного назначения, в которых размещены столовые и иные объекты общественного питания.
При отнесении здания, сооружения к зданию, сооружению производственного назначения считаем возможным использовать информацию, содержащуюся в документах на их регистрацию, в отношении назначения здания, сооружения (например, в техническом паспорте, свидетельстве о государственной регистрации).
Полагаем, что в случае отсутствия у организации документального подтверждения того, что это или иное здание, сооружение относится к зданию, сооружению производственного назначения, у организации отсутствуют основания для применения инвестиционного вычета по такому зданию, сооружению.
Назначение объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества (приложение к постановлению Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 № 33) и указывается исходя из назначения расположенных в них помещений, занимающих большую площадь. Если какое-либо помещение имеет назначение, не соответствующее основному назначению здания или сооружения, то при определении их назначения кроме основного назначения здания или сооружения дополнительно используется назначение такого помещения (помещений) (примечание <**> к единой классификации назначения объектов недвижимого имущества).
Инвестиционный вычет, как и ранее, не может быть применен к части объекта основных средств.
Исходя из правовых предписаний указанных выше норм с 1 января 2025 года организации вправе применить инвестиционный вычет исключительно в отношении зданий и сооружений, которые исходя из их документального оформления фактически используются (предназначены для использования) в производстве продукции, и не вправе применить инвестиционный вычет в отношении зданий и сооружений, используемых (предназначенных для использования) при оказании услуг, выполнении работ.
С учетом изложенного инвестиционный вычет может быть применен, например:
- по зданию специализированному для производства транспортных средств и (или) оборудования, которое отнесено к используемому в предпринимательской деятельности (в том числе в случае, если в нем расположены буфет, тренажерные залы, гараж, столовая);
- по зданию специализированному для производства текстильных, швейных, меховых и (или) кожаных изделий, в котором кроме цехов, используемых для производства продукции, находятся помещения, используемые для администрации организации (директора, бухгалтера).
Инвестиционный вычет не может быть применен в отношении, например:
- здания специализированного для ремонта и (или) технического обслуживания автомобилей (в том числе автомобильные заправочные, зарядные и газонаполнительные станции);
- здания специализированного финансового назначения;
- здания специализированного для оказания ветеринарных услуг;
- по отдельно стоящему зданию торговли;
- по зданию специализированному иного назначения.
При этом в отношении передаточных устройств, используемых в предпринимательской деятельности, инвестиционный вычет применяется независимо от их назначения.
Также с 1 января 2025 года инвестиционный вычет не применяется к основным средствам, нормативный срок службы которых, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, составляет менее 5 лет, и стоимости вложений в их реконструкцию.
Нормативный срок службы объектов основных средств, установленный законодательством, регулирующим нормативные сроки службы основных средств, в целях применения инвестиционного вычета определяется исключительно по сроку, указанному в приложении к постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».
Соответственно организации вправе применить инвестиционный вычет в отношении основных средств, нормативный срок службы которых согласно приложению к вышеуказанному постановлению № 161 составляет 5 и более лет.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам по вопросу включения в состав внереализационных расходов курсовых разниц, возникающих при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и (или) получением займов, разъясняет следующее.
С 1 января 2025 года в соответствии с подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) не включаются в состав внереализационных расходов курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и (или) получением займов.
К таким активам и обязательствам относятся активы и обязательства по договорам займа, в которых предусмотрено погашение задолженности белорусскими рублями в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.
Ограничения, установленные подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175 НК, распространяются также на любые такие займы, в том числе предоставленные, полученные до 1 января 2025 года и применяются в отношении курсовых разниц, возникших в бухгалтерском учете при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов и обязательств, возникших в связи с предоставлением и (или) получением займов (в том числе и остатков накопленных в бухгалтерском учете на начало 2025 года таких курсовых разниц, за исключением возникших в 2020 году), и списываемых начиная с 1 января 2025 года в бухгалтерском учете и отчетности в состав расходов по финансовой деятельности (у бюджетных организаций – на уменьшение источников финансирования по внебюджетной деятельности).
Вышеуказанные ограничения по учету при налогообложении прибыли курсовых разниц применяются исключительно в отношении курсовых разниц, которые возникают при пересчете активов и обязательств по таким предоставленным или полученным займам в части основного долга и не применяются по курсовым разницам, возникающим при пересчете процентов по таким займам.
Эмитентам и владельцам облигаций необходимо учитывать следующее.
Пунктом 4 статьи 179 НК установлено, что для целей главы 16 НК операции эмитентов с облигациями собственной эмиссии признаются операциями по привлечению или возврату займов. Для владельца облигаций аналогичной нормы не установлено.
Справочно. Согласно статье 768 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) к отношениям займа, оформленного, в частности, облигацией, применяются правила главы 42 ГК постольку, поскольку это не противоречит законодательству об эмиссии и обращении облигаций.
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг установлена в Законе Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг» и не предполагает заключения отдельных договоров займа или аналогичных ему договоров. В случае предоставления займа, оформленного облигацией, отношения сторон оформляются соответствующим договором (договором купли-продажи облигаций).
Следовательно, у эмитента облигаций курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости обязательств по погашению облигаций, не включаются в состав внереализационных расходов. Курсовые разницы, возникающие у эмитента облигаций при пересчете выраженных в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, обязательств по выплате процентного дохода, включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.26 пункта 3 статьи 175 НК.
У владельца облигаций курсовые разницы, возникающие при пересчете выраженной в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости облигаций, процентного дохода подлежат включению в состав внереализационных расходов.
Обращаем внимание, что курсовые разницы, возникающие по гражданско-правовым договорам, связанным с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услугам, заключенным в белорусских рублях с привязкой к эквиваленту в иностранной валюте, условиями которых предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа учитываются при налогообложении прибыли без учета ограничений, установленных подпунктом 3.26 пункта 3 статьи 175 НК.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

В связи с принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15» (постановление № 7) сообщаем следующее.
Постановлением № 7 внесены изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (Инструкция), в целях приведения положений в соответствие с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), а также в целях обеспечения решения вопросов, связанных с обращением на территории Республики Беларусь электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) с учетом результатов их практического применения в 2024 г. с использованием Портала электронных счетов-фактур (www.vat.gov.by) (Портал), являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам, в частности:
1. исключается выставление ЭСЧФ на Портал по сделкам со взаимозависимыми лицами при начислении процентов по кредиту (займу) (п. 3, подп. 31.3 п. 21, подп. 22.1 п. 22, подп. 23.1 п. 23, подп. 26.1, 26.2.2, 26.6, 26.11 п. 26, пп. 64, 65 Инструкции);
2. определяется порядок заполнения адреса места нахождения выступающих поставщиками представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, возможность открытия которых предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2024 г. № 846 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» с учетом статьи 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь (подп. 22.10 п. 22, подп. 23.10 п. 23 Инструкции);
3. определяется порядок проставления в ЭСЧФ признака «Вычет в полном объеме» (п. 67 Инструкции).
Справочно. В соответствии с подпунктом 27.9 пункта 27 статьи 133 НК по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь, вычет сумм налога на добавленную стоимость (НДС) производится в полном объеме;
4. в связи с исключением пункта 9 статьи 1411 НК упраздняются положения о создании ЭСЧФ при приобретении товаров плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в связи с осуществлением электронной дистанционной продажи (абз. 20 ч. 1 подп. 26.11 п. 26, п. 66 Инструкции);
5. приводится в соответствие с технически реализованными в системе порядком:
5.1. определения отчетного периода в отношении оборота по реализации, указанного в дополнительном ЭСЧФ с признаком «Возврат товара».
Справочно. Часть третья подпункта 26.11 пункта 26 Инструкции дополнена правилом, согласно которому по ЭСЧФ, который подписан электронной цифровой подписью покупателя и в котором в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» указан признак «Возврат товара», Порталом автоматически определяется отчетный период, в котором у продавца уменьшается оборот по реализации и исчисленная от него сумма НДС в зависимости от даты подписания ЭСЧФ покупателем;
5.2. проставления в ЭСЧФ признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23 и подп. 24.61 п. 24 Инструкции).
Дополнение указанного признака повлекло изменение формы ЭСЧФ:
раздела 3 ЭСЧФ «Реквизиты получателя»;
раздела 4 ЭСЧФ «Реквизиты грузополучателя»;
5.3. проставления при реализации (ввозе) товаров (продукции), облагаемых по ставке НДС в размере десять (10) процентов в соответствии с пунктом 2 статьи 122 НК в ЭСЧФ признаков дополнительных данных (ч. 1 подп. 26.11 п. 26 Инструкции):
«Продукция растениеводства, пчеловодства, животноводства, рыбоводства, дикорастущей продукции»;
«Продовольственные товары и товары для детей»;
«Лекарственные средства и медицинские изделия»;
5.4. указания в разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» ЭСЧФ в отдельном блоке «Сумма уплаченных акцизов» формы ЭСЧФ суммы акцизов, уплаченной таможенным органам при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров (подп. 26.121 п. 26 Инструкции), что повлекло изменение формы ЭСЧФ;
5.5. заполнения ЭСЧФ при реализации комитентом (доверителем) на основании договоров комиссии (поручения) или иных аналогичных гражданско-правовых договоров через комиссионера (поверенного) – резидента Республики Беларусь товаров покупателю – физическому лицу (п. 452 Инструкции).
Справочно. В связи с изменением технического решения слово «физлицо» не используется. Реализована возможность проставления признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23, подп. 24.61 п. 24, п. 64 Инструкции).
Постановление № 7 вступает в силу с 12 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь