/ / Аналитика
06.12.2024

Госкомимущество об изменении законов по вопросам госрегистрации недвижимости

Закон Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон) принят с целью обеспечения дальнейшего развития и повышения эффективности системы государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и вносит ряд концептуальных корректировок в действующее законодательство.

Законом изложен в новой редакции Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

1. Одной из новелл, предусмотренной Законом, является введение экстерриториальности государственной регистрации: заявители вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации недвижимого имущества в любое структурное подразделение любой организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по регистрации) независимо от места нахождения объекта недвижимого имущества. Такая законодательная возможность направлена на сокращение временных и финансовых затрат заявителей, а также упрощение порядка осуществления административных процедур.

2. Предусматривается также возможность удостоверения документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, двумя или более регистраторами одной либо разных организаций по регистрации при отсутствии необходимости совместного присутствия участников сделок на приеме у регистратора конкретной организации по регистрации. Это позволит осуществить такую процедуру в согласованное единое время у разных регистраторов без совместного очного присутствия сторон сделки.

3. Еще одним из нововведений является установление обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. После вступления в силу Закона предусматривается обязанность обращения правообладателей, кандидатов в правообладатели, иных заинтересованных лиц за государственной регистрацией создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества в срок не более шести месяцев с момента наступления события или совершения действия, с которыми законодательство связывает наличие оснований для государственной регистрации, за исключением государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования жилых помещений, сроки государственной регистрации которых установлены жилищным законодательством, и иных случаев, установленных законодательными актами. При этом, в случае наличия у правообладателей, кандидатов в правообладатели, иных заинтересованных лиц документов, выданных до вступления в силу Закона, государственную регистрацию на основании таких документов следует осуществить до 1 января 2031 г. Целью введения данных положений является обеспечение достоверности, актуальности и полноты данных единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

4. Законом вводится обязательное досудебное обжалование решений, действий (бездействия) регистраторов или иных лиц, уполномоченных на принятие решений и совершение действий, предусмотренных Законом, в республиканскую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – республиканская организация по регистрации). В связи с изменением сложившегося ранее подхода к обжалованию решений, действий (бездействия) регистраторов после вступления в силу Закона такое обжалование не будет осуществляться в соответствующую территориальную организацию по регистрации, а также будет способствовать снижению нагрузки на судебную систему.

5. Еще одной новеллой, направленной на повышение удобства для заявителей и достоверности единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – регистр недвижимости), является положение, предусматривающее обеспечение республиканской организацией по регистрации внесения исправлений в регистр недвижимости в автоматическом режиме на основании:

  • сведений, содержащихся в реестре адресов Республики Беларусь, – при внесении исправлений, связанных с изменением сведений в структуре адреса недвижимого имущества, в том числе при изменении наименований населенного пункта и улицы, нумерации объекта недвижимого имущества;
  • персональных данных, содержащихся в регистре населения, – при внесении исправлений, связанных с изменением идентификационных сведений о правообладателях;
  • информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – при внесении исправлений, связанных с изменением идентификационных сведений о правообладателях;
  • информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – при внесении исправлений, связанных с возникновением, переходом прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом.

6. В Законе предусмотрен новый механизм взаимодействия регистраторов и нотариусов в случае удостоверения или выдачи последними документов, являющихся соответственно основанием для государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, внесения исправлений в регистр недвижимости.

В рамках такого механизма будет осуществляться информационное взаимодействие между указанными лицами для целей совершения регистратором регистрационных действий, внесения исправлений в документы регистра недвижимости на основании полученных от нотариуса документов, а также направления (передачи) регистраторами нотариусам свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, уведомления о внесении исправлений в регистр недвижимости.

Совершение регистратором необходимых действий будет осуществляться при подтверждении факта уплаты государственной пошлины, взимаемой в случаях, установленных законодательными актами, внесения платы за осуществление государственной регистрации, платы за внесение исправлений.

Устанавливается, что государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, внесение исправлений в регистр недвижимости при таком механизме взаимодействия не являются административными процедурами.

Реализация данной новеллы направлена на повышение удобства для заявителей за счет исключения необходимости самостоятельно обращаться в организации по регистрации, обеспечение полноты и достоверности регистра недвижимости, корректное определение плательщиков налога на недвижимость и земельного налога, обеспечение эффективной защиты прав граждан.

7. Законом предусмотрено также внесение ряда корректировок в Кодекс Республики Беларусь о земле, Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г. № 305-З, Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» от 28 октября 2008 г. № 433-З, Закон Республики Беларусь «Об изменении кодексов» от 18 июля 2022 г. № 195-З, а также признание утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест».

В частности, до 1 января 2028 г. продлевается ранее установленная в законодательстве и истекающая в сентябре 2025 года возможность реализации права заинтересованных лиц на легализацию фактов самовольного занятия земельных участков (их частей), нецелевого использования земельных участков, предоставления земельных участков с нарушением установленного порядка (далее – «земельная амнистия»). При этом сохраняется необходимость соблюдения совокупности ранее установленных условий возможности такой легализации.

Ключевые положения Закона вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, а положения, связанные с продлением «земельной амнистии» и внесением республиканской организацией по регистрации в автоматическом режиме в регистр недвижимости исправлений, связанных с возникновением, переходом прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, – после официального опубликования Закона.

Информация предоставлена Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!