/ / Аналитика
19.08.2024

Минюст об изменениях в законы по вопросам регулирования брачных и семейных отношений

Главой государства 8 июля 2024 г. подписан Закон Республики Беларусь № 26-З «Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений» (Закон). В Министерстве юстиции прокомментировали основные положения правового акта.

Законом предусмотрена корректировка Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г., Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г., законов Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».

Закон направлен на имплементацию норм признаваемого им утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Декрет) в законы и кодексы, а также на регулирование отдельных вопросов, связанных с брачно-семейными отношениями с учетом практики применения законодательства.

В частности, в Кодексе о браке и семье в соответствии с Законом определены полномочия государственных органов по обеспечению контроля за выполнением мер государственной защиты детей, урегулированы вопросы отобрания детей в случае, когда родители ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, возмещения ими расходов, затраченных государством на содержание детей, уточнены полномочия комиссий по делам несовершеннолетних, а также отдельные аспекты отчуждения жилых помещений лицами, дети которых находятся на государственном обеспечении.

Необходимо отметить, что все подходы к государственной защите детей в неблагополучных семьях, закрепленные Декретом, в Законе сохранены. При этом содержание отдельных норм при их имплементации в Закон было уточнено с учетом практики применения Декрета.

Так, из новаций правового регулирования можно отметить предоставленную Законом возможность отчуждения жилых помещений, а также долей в праве собственности на жилые помещения, принадлежащих лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), в интересах (в пользу) детей обязанных лиц с письменного согласия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей либо на основании решения районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе о даче согласия на такое отчуждение в отношении совершеннолетних детей обязанных лиц.

Необходимо отметить, что ранее Декретом в отношении подлежащего государственной регистрации недвижимого имущества обязанных лиц был установлен запрет на его отчуждение без каких-либо исключений.

Законом также уточнены полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и предусмотрена возможность подачи ими исков в суд об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав. Такие иски будут подаваться в случае, если невыполнение родителем родительских обязанностей является по своей сути невиновным, а связано, например, с состоянием здоровья родителя или иными уважительными причинами.

Помимо положений, связанных с государственной защитой детей в неблагополучных семьях, в Кодекс о браке и семье внесены корректировки, основанные на правоприменительной практике норм кодекса в целом.

Изменения претерпели положения Кодекса о браке и семье, регулирующие вопросы, связанные с уплатой алиментов на детей и раздела имущества супругов.

В частности, Законом скорректированы статьи 13, 761, 91, 1036 и 104 Кодекса о браке и семье и установлена возможность передачи жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения) в счет уплаты алиментов, в том числе на будущее время. Такой способ уплаты алиментов (путем передачи имущества) может быть предусмотрен в Брачном договоре, Соглашении о детях либо Соглашении о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. Кроме того, Законом предусмотрено, что при взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в исковом производстве, а также в рамках исполнительного производства возможно заключение мирового соглашения или медиативного соглашения, которое также может предусматривать полное или частичное выполнение обязанности по уплате алиментов (в том числе на будущее время) путем передачи в собственность ребенка принадлежащего должнику имущества (доли в праве собственности на него) в порядке, предусмотренном таким соглашением.

Что касается раздела имущества супругов, то в статью 24 Кодекса о браке и семье внесены корректировки, предусматривающие, что в случае, когда одному из супругов передаются предметы, стоимость которых превышает причитающуюся ему долю, другому супругу Соглашением о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, может быть предусмотрена выплата денежной компенсации либо соответствующая денежная компенсация может быть присуждена при разделе имущества судом.

Законом внесены изменения в часть вторую статьи 18 Кодекса о браке и семье. В частности, слово «ребенка» заменено словами «наличием общего» в целях согласования с положениями статьи 16 Кодекса о браке и семье и обеспечения их единообразного применения. Основной целью брака является создание семьи. В отношении детей, рожденных в браке, законодательство предусматривает презумпцию того, что это общие дети супругов. Супругам, как родителям, предоставляются права, вытекающие из материнства и отцовства, и на них же возлагаются соответствующие обязанности. В этой связи для целей заключения брака наличие именно общего ребенка может служить основанием как для сокращения минимального срока заключения брака (статья 16 Кодекса о браке и семье), так и для снижения брачного возраста лицам, вступающим в брак (статья 18 Кодекса о браке и семье).

Новацией законодательства о браке и семье является статья 191, которой дополнен Кодекс о браке и семье.

Данной статьей предусмотрено, что для граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, в случаях обращения за регистрацией заключения брака в компетентные органы иностранных государств документом, подтверждающим отсутствие препятствий к заключению брака, является заявление гражданина об отсутствии препятствий к заключению брака, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

Необходимо отметить, что такое правовое регулирование вопроса подтверждения отсутствия препятствий к заключению брака при заключении брака за рубежом соответствует международной практике.

Одновременно Законом установлены требования к содержанию такого заявления. В заявлении должно быть указано о том, что заявитель на момент его подачи в браке не состоит и никогда не состоял в браке, либо о том, что он ранее состоял в браке, который прекращен (с указанием основания и даты прекращения), и в настоящий момент он в браке не состоит. Также в заявлении указывается об отсутствии препятствий к заключению брака, установленных статьей 19 Кодекса о браке и семье.

Необходимо отметить, что для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных статьей 19 Кодекса о браке и семье. Согласно данной статье не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке.

В свою очередь, сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.

Для подтверждения прекращения предыдущего брака заявителем в компетентные органы иностранного государства согласно статье 191 Кодекса о браке и семье могут представляться документы, подтверждающие факт прекращения брачных отношений: свидетельство о расторжении брака; решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу; свидетельство о смерти супруга.

С учетом правоприменительной практики скорректированы положения ряда статей Кодекса о браке и семье в части регламентации порядка аннулирования записей актов гражданского состояния.

Так, статья 46 Кодекса о браке и семье дополнена положениями, определяющими порядок аннулирования записи акта о заключении брака, согласно которым поступившее в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, решение суда о признании брака недействительным является основанием для аннулирования записи акта о заключении брака.

Кодекс о браке и семье дополнен статьей 2211, устанавливающей порядок аннулирования записи акта о смерти. Согласно нормативным предписаниям данной статьи орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту хранения записи акта о смерти на основании решения суда об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим аннулирует запись акта о смерти.

Одной из новаций, включенных в Кодекс о браке и семье, является установление возрастных параметров разницы в возрасте между отцом и ребенком (не менее пятнадцати лет) при установлении отцовства на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, поданного в органы, регистрирующие акты гражданского состояния.

Необходимо отметить, что в практике органов, регистрирующих акты гражданского состояния, имеются случаи подачи заявлений об установлении отцовства отцами, которым на момент зачатия ребенка было 8–13 лет, а на момент рождения ребенка – 9–14 лет.

Данная новация позволит нивелировать злоупотребление правом на установление отцовства лицами, не являющимися биологическими отцами детей, на основании заявления, а также будет правовым основанием для отказа органами, регистрирующими акты гражданского состояния, в приеме заявлений об установлении отцовства.

В случае, если разница между предполагаемым отцом и ребенком составляет менее пятнадцати лет, право на установление отцовства может быть реализовано родителями в судебном порядке.

Законом дополнены статьи 56 и 57 Кодекса о браке и семье положениями о внесении органами, регистрирующими акты гражданского состояния, отметок о принятых судом решениях об установлении материнства и об установлении отцовства в запись акта о рождении ребенка. Внесение отметок необходимо в целях исполнения решений судов, актуализации информации в записях актов о рождении детей и исключения злоупотребления гражданами правами других лиц.

С учетом практики применения Законом скорректирована статья 70 Кодекса о браке и семье. Данная статья дополнена нормой, определяющей, что изменение фамилии в соответствии с частью пятой статьи 21 Кодекса о браке и семье обоими родителями либо родителем, фамилия которого присвоена ребенку, влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет. Одновременно Законом внесены соответствующие изменения в статью 226 Кодекса о браке и семье, регламентирующую вопросы изменения, дополнения, исправления записей актов гражданского состояния.

Законом часть вторая статьи 202 Кодекса о браке и семье изложена в новой редакции, в которой дополнительно урегулирован вопрос выдачи повторных свидетельств о рождении.

В Кодекс о браке и семье включена новая статья 2381, устанавливающая, что в случаях, когда регистрация актов гражданского состояния произведена компетентным органом иностранного государства с соблюдением законодательства соответствующего государства в отношении граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, либо их несовершеннолетних детей, сведения об этих актах гражданского состояния представляются гражданами в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, в течение шести месяцев с момента регистрации акта гражданского состояния.

Ранее на законодательном уровне не была закреплена обязанность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, информировать уполномоченные государственные органы о регистрации актов гражданского состояния (заключение и расторжение брака, рождение детей, установление отцовства, усыновление (удочерение), смерть) в компетентных органах иностранного государства в отношении себя либо своих несовершеннолетних детей. Наличие такой информации позволит актуализировать сведения о вышеуказанной категории лиц в государственных информационных ресурсах.

Порядок предоставления гражданами, учета и обработки указанных сведений органами, регистрирующими акты гражданского состояния, согласно Закону, определяется Правительством Республики Беларусь.

Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2025 г.

Информация предоставлена Министерством юстиции Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!