02.08.2024
Об изменении законодательства в сфере маркировки и прослеживаемости товаров
Советом Министров Республики Беларусь 25 июля 2024 г. принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250».
Постановлением № 537 с 1 декабря 2024 г. расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г. № 250, в связи с включением в него 36 товарных позиций, в отношении которых будет осуществляться анализ за ценообразованием посредством создаваемой автоматизированной системы «Анализ цен».
Так, в указанный перечень включены: молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, электрические чайники, мультиварки, посудомоечные машины, телевизоры и другие.
Одновременно постановлением № 537 предусматривается, что в отношении продовольственных товаров обязанность по предоставлению сведений об остатках товаров отсутствует. По иным товарам устанавливается, что субъекты хозяйствования должны провести инвентаризацию остатков товаров, имевшихся у них по состоянию на 1 декабря 2024 г., и не позднее 1 февраля 2025 г. представить в налоговые органы сведения о таких остатках.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью второй пункта 4 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 (Положение), операции, связанные с оборотом остатков товаров, осуществляются после передачи сведений о них в налоговые органы.
Также перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, дополнен графой «Дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации», который определяется в соответствии с приложением 41 к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 февраля 2016 г. № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования».
В этой связи с 1 декабря 2024 г. дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации в обязательном порядке будет подлежать указанию в электронных накладных, создаваемых при совершении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, а также при представлении субъектами хозяйствования в налоговые органы для включения в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» АИС «Расчет налогов» (ПК СПТ) сведений, поименованных в пункте 4 Положения.
Состав, структура и формат сведений, подлежащих передаче, определены постановлениями Министерства по налогам и сборам от 3 мая 2021 г. № 15 «Об утверждении структуры и формата сведений, передаваемых субъектами хозяйствования и реализующими организациями в Министерство по налогам и сборам» и № 19 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» и будут скорректированы в течение двух месяцев с даты официального опубликования постановления № 537.
Справочно. Состав сведений будет дополнен следующими реквизитами международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN); дополнительный четырехзначный код по классификатору дополнительной таможенной информации.
Учитывая изложенное, субъектам хозяйствования, осуществляющим операции, связанные с оборотом товаров, которые с 01.12.2024 будут подлежать прослеживаемости, необходимо заранее организовать работу по переходу на использование электронного документооборота, в том обеспечить подключение к ПК СПТ для передачи сведений, предусмотренных пунктом 4 Положения.
Рекомендации для субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, в отношении которых с 1 декабря 2024 г. вводится механизм прослеживаемости, размещены на официальном сайте МНС в разделе «Прослеживаемость товаров» (
https://nalog.gov.by/tax_control/control_of_goods/traceability/).
Также в целях установления единых правил маркировки и оборота на территории Евразийского экономического союза в отношении товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в соответствии с решениями Совета ЕЭК от 27 сентября 2023 г. № 109 «О маркировке безалкогольных напитков и соков средствами идентификации», № 110 «О маркировке телефонных аппаратов и машин вычислительных портативных массой не более 10 кг, состоящих, по крайней мере, из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея, средствами идентификации», постановлением № 537 предусматривается изменение перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, и перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030. Так, из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки, с одновременных их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.
При переходе на маркировку вышеуказанных товаров средствами идентификации производителям и импортерам товаров, а также субъектам торговли, у которых на дату введения маркировки имеются остатки мобильных телефонов и ноутбуков, необходимо осуществить описание (доописание) таких товаров в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров», дооснастить производственные линии оборудованием для маркировки средствами идентификации, а также приобрести специализированное программное обеспечение, позволяющее передавать в систему маркировки информацию о нанесении на товары средств идентификации.
Состав сведений, подлежащих внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров», государственную информационную систему маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, а также порядок маркировки соков, безалкогольных напитков, мобильных телефонов и ноутбуков будут определены в постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 мая 2021 г. № 17 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» (далее – постановление № 17).
Справочно. Изменения в постановление № 17 будут внесены в течение двух месяцев с даты официального опубликования постановления № 537.
Постановление № 537 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 27 июля 2024 г. и вступило в силу с 28 июля 2024 г., за исключением норм, предусматривающих переход к маркировке средствами идентификации безалкогольных напитков, соков, мобильных телефонов и ноутбуков, вступающих в силу с 1 февраля 2025 г.
Информация предоставлена Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

О представлении налоговых деклараций ИП при создании им коммерческой организации
Индивидуальный предприниматель при создании коммерческой организации в порядке, установленном Положением о создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом (приложение к Закону Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности», далее – Положение), обязан не позднее даты, предшествующей дате государственной регистрации этой коммерческой организации, представить в установленном порядке налоговые декларации (расчеты) по налогам, плательщиком которых он является. Такие декларации представляются за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день их представления. На титульном листе в строке «В связи с созданием индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом» проставляется знак «X».
Налоговое обязательство исполняется коммерческой организацией не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором такая коммерческая организация зарегистрирована в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).
1. Индивидуальные предприниматели – плательщики подоходного налога с физических лиц представляют налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро) (далее – декларация по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя) за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день ее представления.
Например, в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации:
-
15 июля 2025 г. - налоговые декларации по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя представляются им за 2 квартал 2025 г. (за период с 1 апреля 2025 г. по 30 июня 2025 г.) и за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 июля 2025 г.)) с указанием сроков уплаты – не позднее 22 октября 2025 г.;
-
15 августа 2025 г. – налоговая декларация по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя представляется им за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 августа 2025 г.)) с указанием срока уплаты – не позднее 22 октября 2025 г.
При представлении налоговой декларации (расчета) индивидуальные предприниматели вправе воспользоваться налоговыми вычетами, определенными в статьях 210 и 211 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) (социальный налоговый вычет и имущественный налоговый вычет), при соблюдении условий их применения.
2. Индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) налоговые декларации (расчеты) по единому налогу представляют с учетом следующих особенностей.
Например, индивидуальным предпринимателем создана коммерческая организация и он исключен из ЕГР 15 августа 2025 г.
При этом 1 июля 2025 г. индивидуальным предпринимателем представлена налоговая декларация по единому налогу за 3 квартал 2025 г., исчислен к уплате налог по срокам: 1 июля, 1 августа и 1 сентября 2025 г.
В рассматриваемой ситуации индивидуальному предпринимателю необходимо не позднее 14 августа 2025 г. представить налоговую декларацию по единому налогу с изменениями и дополнениями, указав в ней период осуществления (неосуществления) деятельности в первом (31 день), втором (14 дней) и третьем (деятельность не осуществляется) месяцах 3 квартала. При превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за 2 квартал 2025 года и (или) 3 квартал 2025 года – исчислить доплату единого налога.
Таким образом, налоговое обязательство за июль по сроку уплаты 1 июля 2025 г. не пересчитывается, за август и за сентябрь – пересчитывается путем определения в порядке, установленном пунктом 2 статьи 344 Кодекса, суммы единого налога, подлежащей зачету или возврату. При наличии суммы к доплате единого налога за 2 квартал 2025 г. и (или) 3 квартал 2025 г. указывается срок – не позднее 22 октября 2025 г.
3. Индивидуальным предпринимателям, являющимся налоговыми агентами по подоходному налогу с доходов, выплаченных работающим у них физическим лицам, необходимо учитывать следующее.
Сроки исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению сумм подоходного налога с физических лиц должны соответствовать требованиям статьи 216 Кодекса.
Индивидуальный предприниматель обязан представить не позднее дня, предшествующего дню регистрации коммерческой организации, налоговые декларации налогового агента по подоходному налогу за истекший отчетный период и (или) за период с начала текущего по дату представления декларации.
Например, в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации:
-
15 июля 2025 г. – налоговые декларации налогового агента по подоходному налогу представляются им за 2 квартал 2025 г. (за период с 1 апреля 2025 г. по 30 июня 2025 г.) и за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 июля 2025 г.));
-
15 августа 2025 г. – налоговая декларация налогового агента по подоходному налогу представляется им за 3 квартал 2025 г. (за период с 1 июля 2025 г. по дату представления декларации (14 августа 2025 г.)).
При обнаружении в налоговой декларации неполноты сведений или ошибок плательщик обязан внести изменения и (или) дополнения в декларацию и представить ее по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения (далее – уточненные декларации).
При возникновении обстоятельств, с которыми связано представление уточненной декларации за период деятельности индивидуального предпринимателя, исключенного из ЕГР, такая декларация представляется созданной этим индивидуальным предпринимателем коммерческой организацией в порядке, установленном пунктом 6 статьи 40 Кодекса. При этом декларация должна быть удостоверена ключом электронной цифровой подписи законного или уполномоченного представителя этой коммерческой организации.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МНС разъяснило вопросы налогообложения операций с цифровыми знаками (токенами)
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 23.04.2025 № 166 «
О налогообложении доходов, полученных от осуществления операций с цифровыми знаками (токенами)» и постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.06.2025 № 32 «Об установлении коэффициента доходности от операций с цифровыми знаками (токенами)».
Деятельность физических лиц по осуществлению операций с цифровыми знаками (токенами) (далее – токен) регулируется нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» и Указа Президента Республики Беларусь от 17.09.2024 № 376 «Об обращении цифровых знаков (токенов)».
Указанными законодательными актами установлены разрешенные для осуществления операции, а также определены признаки деятельности с токенами, которая является незаконной и (или) запрещается.
Законодательством установлена ответственность физических лиц за осуществление незаконной предпринимательской деятельности, включая незаконную деятельность с токенами, в виде штрафа с конфискацией до ста процентов дохода, полученного в результате такой деятельности, либо без конфискации.
Вместе с тем доходы от данной деятельности, в отношении которых не применена конфискация, не освобождаются от налогообложения.
В целях обеспечения системного регулирования вопроса налогообложения доходов по операциям с токенами при осуществлении деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается, принят Указ Президента Республики Беларусь от 23.04.2025 № 166 «О налогообложении доходов, полученных от осуществления операций с цифровыми знаками (токенами)», согласно которому определение подлежащего налогообложению дохода от незаконных операций с токенами производится с учетом коэффициента доходности от операций с токенами, ежегодно определяемого Министерством по налогам и сборам.
Непосредственно налоговая база подоходного налога с физических лиц по доходам, полученным по операциям с токенами при осуществлении деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается, определяется как произведение установленного в рамках ведения административного процесса и отраженного в постановлении о привлечении к административной ответственности дохода и установленного коэффициента доходности.
Согласно постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.06.2025 № 32, опубликованному на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь 26.06.2025 и вступившему в силу с 27.06.2025, коэффициент доходности от операций с цифровыми токенами на 2025 год установлен в размере 0,0570.
Указанный коэффициент применяется при определении после вступления в силу Указа № 166 (26.04.2025) налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям с токенами при осуществлении в 2025 году и предшествующих налоговых периодах деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается.
Кроме того, Указ № 166 также предусматривает возможность применения коэффициента доходности при рассмотрении в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь вопроса о предоставлении льгот по подоходному налогу с физических лиц, исчисленному до его вступления в силу.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Мінадукацыі пра змяненні ў Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі
Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 красавіка 2025 г. № 72 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 верасня 2022 г. № 322» (далей – Пастанова) падрыхтавана з мэтай прывядзення актаў заканадаўства ў адпаведнасць з Законам Рэспублікі Беларусь ад 5 снежня 2024 г. № 46-3 «Аб змене кодэксаў па пытаннях адукацыі» (далей – Закон) і з улікам практыкі яго прымянення.
Пастановай унесены змяненні ў Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі (далей – Палажэнне).
З мэтай выканання Пратакола даручэнняў Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь Лукашэнкі А.Р., якія дадзены 24 жніўня 2021 г. на Рэспубліканскай педагагічнай нарадзе, Міністэрствам адукацыі быў падрыхтаваны школьны стандарт, адобраны рашэннем калегіі Міністэрства адукацыі ад 10.05.2022 № 4.11. Для надання школьнаму стандарту статусу нарматыўнага прававога акта распрацавана яго форма, якая з’яўляецца дадаткам да Палажэння. У мэтах недапушчэння дубліравання асобных норм, якія вызначаны Палажэннем і школьным стандартам, з Палажэння выключаецца пункт 3, главы 3, 4 выкладаюцца ў новай рэдакцыі.
У адпаведнасці з артыкуламі 19, 30, 31, 33, 34, 52, 53 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі іншыя правы і абавязкі ўстаноў адукацыі, навучэнцаў, законных прадстаўнікоў непаўналетніх навучэнцаў, педагагічных работнікаў уключаны ў форму школьнага стандарту.
Законам прадугледжана, што агульныя патрабаванні да дзелавога стылю ў адзенні навучэнцаў устанаўліваюцца Міністэрствам адукацыі. У Главе 3 Палажэння канкрэтызавана паняцце «дзелавы стыль адзення» для навучэнцаў і вызначаны патрабаванні да камплекта адзення для юнакоў і дзяўчынак.
Пункт 51 Палажэння дапоўнены нормай, якая ўстаноўлена пунктам 62 Закона. Пры гэтым напаўняльнасць падтрымліваючых і стымулючых заняткаў, устаноўленая Палажэннем, распаўсюджваецца толькі на заняткі, якія праводзяцца ў рамках вучэбных гадзін, што прадугледжаны вучэбным планам установы адукацыі.
У адпаведнасці з часткай другой пункта 5 артыкула 150 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі парадак падзелу класаў на групы вызначаецца Палажэннем аб установе агульнай сярэдняй адукацыі або яго відзе. Прапануецца пры правядзенні вучэбных заняткаў па вучэбным прадмеце «Замежная мова» падзяляць клас на дзве групы пры яго напаўняльнасці не менш за 20 вучняў (змены ўнесены ў абзац чацверты пункта 41 Палажэння). Дадзеная мера выключае магчымасць падзелу класа на тры групы.
З мэтай удасканалення прадметных кампетэнцый вучняў X класаў па вучэбным прадмеце «Дапрызыўная і медыцынская падрыхтоўка», адпрацоўкі практычных навыкаў, атрыманых у працэсе навучання, удасканалення ваенна-патрыятычнага выхавання вучняў ажыццяўляецца паэтапнае павелічэнне працягласці вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі. Адпаведныя змены ўнесены ў Палажэнне ў 2024 годзе ў частцы працягласці вучэбна-палявога збору для вучняў Х класаў кадэцкіх вучылішчаў і спецыялізаваных ліцэяў. У 2026 годзе (2025/2026 навучальны год) плануецца павелічэнне працягласці да 10 дзён вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах іншых відаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі. З мэтай забеспячэння аператыўнай карэкціроўкі працягласці гэтых заняткаў з улікам патрабаванняў да патрыятычнага выхавання вучняў, з Палажэння выключана нарміраванне па колькасці дзён і гадзін на іх правядзенне, захаваўшы гэтыя нормы ў тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі (змены ўнесены ў абзац трэцці пункта 64 Палажэння).
Улічваючы, што Законам прадугледжана магчымасць рэалізоўваць установамі агульнай сярэдняй адукацыі адукацыйную праграму падрыхтоўкі вадзіцеляў механічных транспартных сродкаў, самаходных машын, адпаведныя змены ўнесены ў абзац чатырнаццаты пункта 65 Палажэння.
Акрамя таго, прадугледжваецца:
-
правядзенне вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, што размешчаны на тэрыторыі радыяцыйнага забруджвання. Адпаведныя запыты паступалі ў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад законных прадстаўнікоў вучняў, якія пражываюць на гэтых тэрыторыях;
-
правядзенне з вучнямі V–VIII класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, якія не маюць вучэбна-вопытныя гаспадаркі, пасля завяршэння вучэбных заняткаў, грамадска-карыснай працы, што накіравана на працоўнае выхаванне вучняў;
-
пералік вучэбных прадметаў у Асабовай картцы вучня дапоўнены вучэбным прадметам «Гісторыя Беларусі ў кантэксце сусветнай гісторыі».
Інфармацыя прадастаўлена Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь для Нацыянальнага прававога Iнтэрнэт-партала Рэспублікі Беларусь
Пры выкарыстанні матэрыялу спасылка на крыніцу абавязковая!

Минюст – об изменении порядка выдачи свидетельства об аттестации риэлтера
16 июня 2025 года в силу вступают нормы Закона Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. «О риэлтерской деятельности» (далее – Закон), касающиеся порядка выдачи свидетельства об аттестации риэлтера.
В частности, свидетельство об аттестации риэлтера сможет получить физическое лицо, имеющее высшее образование, освоившее содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и сдавшее аттестационный экзамен.
Вышеназванная учебно-программная документация образовательной программы утверждается в порядке, установленном законодательством об образовании, по согласованию с Министерством юстиции.
К сведению претендентов сообщается, что в настоящее время Министерством юстиции согласовано утверждение учебно-программной документации образовательной программы обучающих курсов следующим организациям: УО «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета» и РУП по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение».
Кроме того, пунктом 2 статьи 33 Закона предусмотрена возможность получения свидетельства об аттестации риэлтера лицами, имеющими среднее специальное образование, стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью и работающими в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона (дата опубликования Закона – 15 мая 2025 г.).
Такие лица смогут претендовать на получение свидетельства до 16 ноября 2026 г. (в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу пункта 2 статьи 33 Закона).
Предусмотренные Законом изменения нашли свое отражение в Инструкции о порядке проведения аттестационного экзамена, выдачи свидетельства об аттестации риэлтера, внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утвержденной постановлением Министерства юстиции от 29 мая 2025 г. № 45.
Постановление Министерства юстиции вступает в силу с 16 июня 2025 г.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Деятельность в сфере игорного бизнеса. Комментарий к Указу № 226
Президентом Республики Беларусь 6 июня 2025 г. издан Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее – Указ), направленный на совершенствование порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Указом предусмотрены меры, направленные на совершенствование условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса, защиту интересов белорусских организаторов азартных игр и граждан, а именно:
- предоставляется возможность использования криптовалюты для приема ставок и выплаты выигрыша при условии совершения соответствующих операций исключительно посредством резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или оператора обмена криптовалют, что позволит расширить способы оплаты в сфере игорного бизнеса;
-
в целях исключения излишнего регулирования деятельности организаторов азартных игр отменяется согласование правил организации и проведения азартных игр Министерством по налогам и сборам. Одновременно для обеспечения контроля вводится обязанность для организаторов азартных игр размещать утвержденные ими правила организации и проведения азартных игр в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС);
- закладывается правовая основа для совершенствования механизма ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее – Государственный реестр), что позволит эксплуатировать игровые автоматы более 10 лет;
-
устанавливается запрет для банков осуществлять перевод платежей физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр, что позволит сократить отток денежных средств из страны для участия в онлайн – азартных играх на зарубежных интернет-площадках. В свою очередь, спрос граждан на участие в азартных играх будет удовлетворен посредством развитой онлайн – игорной индустрии, созданной в Республике Беларусь;
- вводится учет денежных средств, вносимых каждым участником азартной игры в казино, залах игровых автоматов, тотализаторах, букмекерских конторах. Такой учет будет обеспечиваться организаторами азартных игр в СККС при предъявлении игроками документов, удостоверяющих личность в кассе игорных заведений.
- увеличивается с 30 до 60 суток срок хранения записей систем видеонаблюдения в игорных заведениях, а также устанавливается запрет для посетителей вести кино-, фото- и видеосъемку в игорном заведении.
Для выстраивания в игорных заведениях и виртуальных игорных заведениях эффективной системы внутреннего контроля, предотвращающей вовлечение организаторов азартных игр и граждан в схемы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Указом:
1) предусмотрен ряд запретов для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений, а именно:
-
предъявлять при посещении игорного заведения, регистрации в качестве участника азартной игры, последующем доступе к виртуальному игорному заведению, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им персональные и иные данные, документы, удостоверяющие личность;
-
использовать при совершении ставок, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им банковские платежные карточки, электронные кошельки;
-
совершать ставки за счет денежных средств, перечисленных со счетов, открытых в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
указывать в заявлении о выплате выигрыша, возврате несыгравших ставок счета, открытые в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
принимать участие в азартной игре в соответствии с указаниями третьих лиц;
-
иметь более одного игрового аккаунта.
Организаторам азартных игр предоставляется право проверять действительность документа, удостоверяющего личность, а также принадлежность игроку платежного инструмента (электронные кошельки, банковские платежные карточки, счета) в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
2) с учетом международных тенденций развития сферы онлайн – игорного бизнеса и его дальнейшего цивилизованного развития совершенствуются механизмы идентификации, верификации, аутентификации участников онлайн – азартных игр. В частности, предусмотрено проведение с игроком видеосеанса посредством сети Интернет или посещение игроком игорного заведения, многофакторной аутентификации, получение фотоизображения игрока в момент его участия в онлайн – азартной игре.
Указом предусмотрено совершенствование порядка подтверждения соответствия виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, испытания виртуального игорного заведения на соответствие таким требованиям будут проводиться ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» с возможностью привлечения на договорной основе экспертов и (или) специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессиональной оценки технической составляющей виртуального игорного заведения.
Поскольку для практической реализации вышеуказанных норм Указа потребуется время, необходимое для доработки организаторами азартных игр платформ виртуальных игорных заведений и проведения их испытаний, пунктом 3 Указа предусмотрен переходный период до 1 июля 2027 г.
Так, при доработке виртуального игорного заведения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию виртуального игорного заведения в соответствии с требованиями Указа наличие протокола испытаний о соответствии виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь, будет обеспечиваться юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, с 1 июля 2027 г. При отсутствии такого протокола испытаний после 1 июля 2027 г. осуществление указанной деятельности будет являться незаконным и запрещаться (абз. 2 п. 4 Указа).
Основные положения Указа вступят в силу через 9 месяцев после официального опубликования Указа (с 11 марта 2026 г.), за исключением положений, касающихся использования криптовалюты для осуществления расчетов в сфере игорного бизнеса, которые вступили в силу после официального опубликования Указа, с 11 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь