16.03.2023
Нормы Конституции составляют прочную правовую основу свободной и достойной жизни человека
15 марта в нашей стране государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь. О значении Основного Закона, республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., важнейших результатах действия новых норм Конституции, конституционном правосудии Национальному правовому Порталу Pravo.by рассказала Наталья Карпович, заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь (Конституционный Суд), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.
– Наталья Александровна, 15 марта 1994 года путем всенародного референдума была принята Конституция независимой Беларуси, что стало важнейшим проявлением суверенной власти нашего народа. Расскажите о значении Основного Закона для страны и ее граждан.
– Нормы Конституции составляют прочную правовую основу свободной и достойной жизни человека и гражданина. Их надлежащая реализация – определяющий критерий эффективности деятельности государства и всех его органов, функционирования институтов гражданского общества.
Конституция провозглашает Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством, воплощает выработанные в ходе самоопределения народа его нравственные и духовные идеалы и ценности, идеи о справедливом устройстве общества.
Фундаментальные положения Конституции выступают гарантиями сохранения конституционной идентичности, суверенитета и независимости Беларуси, устойчивого развития общества и государства.
Значение Конституции как высшей правовой ценности и реально действующего права подчеркнута в ходе республиканского референдума 27 февраля 2022 года, решением которого в статье 7 Конституции закреплено, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь.
– Поправки в Конституцию, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, затрагивают все ее разделы. Как определялась необходимость конституционных преобразований в соответствующих сферах?
– Изначально в основе работы над изменениями Конституции стояла задача сохранения преемственности и стабильности конституционного развития Беларуси при укреплении правового фундамента социального прогресса, необходимой модернизации общества и государства, обеспечения прав и свобод граждан в современных условиях.
Важную роль в решении этой непростой задачи имело максимальное вовлечение в работу над конституционными поправками всего общества. Ответственно и эффективно осуществляли свои полномочия члены Конституционной комиссии. Наряду с этим были созданы все условия для того, чтобы каждый гражданин имел возможность высказать свое мнение относительно содержания основополагающего общественного договора, каковым является Конституция, изложить волнующие вопросы и предложить их решение на высшем правовом уровне. В данной работе проявились патриотизм, активная гражданская позиция и высокая личная ответственность за судьбу своей страны большинства наших граждан.
В результате принятые изменения и дополнения Конституции обеспечили наполнение ее норм актуальным содержанием, которое отвечает вызовам эпохи, обеспечивая защиту традиционных ценностей, суверенитета белорусского государства и безопасности личности, укрепление демократических основ общества, повышение эффективности деятельности ветвей власти и их ответственности перед народом, расширение гарантий прав и свобод граждан.
Народная поддержка разработанных в таком широком диалоге поправок в Основной Закон проявилась в результатах голосования на референдуме 27 февраля 2022 года, когда за принятие изменений и дополнений Конституции проголосовало подавляющее большинство – 82,86 % голосовавших, или 65,16 % от внесенных в списки для голосования граждан.
– В чем сегодня (спустя год) видятся важнейшие результаты действия новых норм Конституции, предусмотренных решением республиканского референдума 27 февраля 2022 года?
– Спустя год после республиканского референдума можно констатировать, что изменения и дополнения Конституции отвечают на актуальные запросы общества, активно им востребованы и зримо консолидируют его. Новые нормы Основного Закона придают импульс дальнейшему устойчивому развитию Беларуси, выступают правовым фундаментом эволюционных преобразований в политической, экономической и социальной сферах в настоящее время и на перспективу.
Так, в современных условиях все в большей степени проявляется значимость сохранения и усиления социальной ориентированности Конституции, принятия государством на себя дополнительных обязательств по поддержке семей с детьми, обеспечению равных возможностей пожилым людям, инвалидам, развитию систем здравоохранения и образования.
Сегодня укрепляется и общественное понимание того, что стабильное воспроизводство социума, его динамичное развитие и конкурентоспособность невозможны без прочного цивилизационного самосознания, передачи новым поколениям мировоззренческих ценностей белорусского народа, формирования высокой гражданственности у молодежи.
Преемственность поколений обеспечивается в ходе практической реализации норм Конституции о содействии государства духовному и нравственному развитию молодежи, создания необходимых условий для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала в интересах всего общества. Основой солидарного противостояния современным вызовам, повышения общественной активности в этом направлении выступают также нормы Основного Закона о проявлении патриотизма, гражданской активности, сохранении исторической памяти в качестве долга каждого гражданина.
С опорой на традиции закрепления в конституциях Беларуси разных периодов принципа уважения человека труда в Основном Законе закреплена норма о долге каждого вносить посильный вклад в развитие общества и государства. В ней изложены основы баланса ответственности в отношениях «человек – общество – государство»: государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни граждан при приложении каждым возможных усилий по созданию условий для такой жизни.
Практическое воплощение уже получили и новые нормы Конституции об обеспечении безопасности использования атомной энергии в мирных целях, о создании государством условий для защиты персональных данных и безопасности их использования, содействии внедрению инноваций на благо общих интересов, а также нормы, расширяющие гражданские права личности, в том числе прямо закрепляющие право на создание политических партий и других общественных объединений.
– Ряд конституционных новаций касался полномочий Конституционного Суда. Какие преобразования в государственно-правовой сфере они влекут?
– Верховенство Конституции и прямое действие ее норм требуют эффективных юридических средств защиты провозглашенных в ней прав и свобод личности. Статьей 116 Основного Закона на Конституционный Суд возложено осуществление контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.
На Конституционный Суд возложены полномочия по толкованию Конституции, что отражает сущность его деятельности как органа, осуществляющего правовую охрану Конституции, раскрывающего в своих актах содержание конституционных положений в их системной взаимосвязи.
С 2022 года к полномочиям Конституционного Суда относится предварительный конституционный контроль по предложениям Президента в отношении:
-
проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
-
законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом;
-
вопросов, выносимых на республиканский референдум;
-
не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.
Последующий контроль осуществляется в отношении вступивших в силу законов, указов Президента, постановлений Совета Министров и нормативных правовых актов других государственных органов.
Действенной правовой гарантией обеспечения конституционной законности в сфере правоприменения являются нормы Конституции о вынесении Конституционным Судом решений по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, а также по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
– Вы говорили о верховенстве и прямом действии Конституции. Есть также известное выражение «Конституция живет в законах». Как реализуются на практике эти два принципа?
– На республиканском референдуме 27 февраля 2022 года народ проголосовал за верховенство и прямое действие Конституции. Ответ на главный вопрос: «Как надо жить по Конституции?» в условиях правового государства ясен: реальность конституционных норм требует знания их должностными лицами и гражданами и непосредственного применения в своей ежедневной деятельности.
Прямое действие Конституции предполагает также наличие согласованных правовых механизмов для наиболее полной реализации ее положений. Такие устанавливаемые законом механизмы должны предусматривать баланс интересов и ответственности, прав и обязанностей субъектов отношений, привносить порядок и безопасность в правовую систему.
На данной основе правовое регулирование активно приводится в соответствие с обновленной Конституцией. Общий срок для этого определен статьей 142 Основного Закона: в течение двух лет после вступления в силу изменений и дополнений Конституции, то есть после 15 марта 2022 года.
Законодателем уже проведена значительная работа по обновлению нормативной базы важнейших общественных отношений. Приняты принципиально новые для нашей правовой системы законы «О Всебелорусском народном собрании» и «Об основах гражданского общества». Важно, что они отражают значимую роль соответствующих институтов в консолидации общества, реализации важнейших интересов граждан и государства. Конституционно-правовое закрепление статуса Всебелорусского народного собрания расширяет формы непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства, развивает национальные традиции народовластия, коллективного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни общества, объединения усилий в предупреждении кризисных явлений.
В законах «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» обеспечено развитие конституционных новаций, касающихся компетенции высших государственных органов, их взаимодействия, самостоятельной и ответственной реализации своих конституционных функций.
Интенсивность и масштабность работы законодателя по приведению законов в соответствие с обновленной Конституцией свидетельствует о стремлении обеспечить наиболее полное и реальное действие конституционных норм в социальной практике, единство юридической и фактической конституции.
– Как будет усилена защита прав граждан средствами конституционного правосудия?
– На конституционном уровне человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашены высшей ценностью и целью общества и государства, установлена обязанность государства соблюдать и защищать их. Конституционно-правовому статусу человека посвящено более половины статей Основного Закона, определяющих, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства, обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.
В целях реализации данных гарантий Конституцией предусмотрена возможность граждан обращаться в Конституционный Суд с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод.
В проекте новой редакции Закона «О конституционном судопроизводстве» соответствующая норма Конституции реализуется путем введения в национальную правовую систему института конституционной жалобы.
Конституционная жалоба, расширяя гарантии судебной защиты прав и свобод, обеспечивает прямой доступ граждан к конституционному правосудию. Согласно законопроекту конституционную жалобу вправе подать гражданин, чьи конституционные права и свободы, по его мнению, нарушены неконституционностью закона, примененного в конкретном деле. Предусматриваются критерии допустимости конституционной жалобы: наличие признаков нарушения конституционных прав и свобод гражданина в результате применения закона в конкретном деле с его участием; исчерпание всех других средств судебной защиты конституционных прав и свобод гражданина при разрешении его дела; подача в срок не позднее одного года со дня принятия судебного постановления, которым исчерпываются все другие средства судебной защиты по соответствующей категории дел.
Согласно данному законопроекту решение Конституционного Суда о неконституционности закона влечет пересмотр судами общей юрисдикции судебного постановления в отношении гражданина, обратившегося в Конституционный Суд, в предусмотренных законом случаях. Порядок пересмотра судебных постановлений устанавливается изменениями в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и другие законы Республики Беларусь.
Отмечу, что для правового и организационного обеспечения осуществления Конституционным Судом своих полномочий требуется обновление Регламента Конституционного Суда, подготовка ряда организационно-методических документов. Такая работа в настоящее время нами активно проводится.
– Наталья Александровна, подводя итог нашего разговора, что бы вы хотели сказать нашим гражданам в этот праздничный день?
– Поздравляю пользователей Национального правового Интернет-портала и всех граждан нашей страны с Днем Конституции.
Наш долг – чтить и хранить заложенные в Конституции общенациональные ценности, соблюдать принципы и нормы Основного Закона, всемерно содействовать развитию и процветанию Республики Беларусь как демократического социального правового государства.
В этот знаменательный день желаю вам больших достижений в профессиональной деятельности, успешной реализации всех планов и добрых начинаний, крепкого здоровья и благополучия.
– Спасибо за теплые слова и содержательную беседу!
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Конституционный Суд)
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Генпрокуратура об Указе о повышении эффективности контрольной деятельности
Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 предусмотрена корректировка Указа Главы государства от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», цель которой – оптимизация контрольной (надзорной) деятельности и снижение воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательства. В Генеральной прокуратуре прокомментировали основные нововведения.
Для снижения уровня бюрократизма и повышения цифровизации процессов упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ. Такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности.
Предприниматели будут самостоятельно принимать решения о необходимости учета проводимых в отношении их контрольных (надзорных) мероприятий.
Указом среди прочих утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за несоблюдение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера, а также необходимости внесения сведений обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь,
Профилактическая роль мониторинга усилена за счет изменения подхода к применению мер ответственности – только при неустранении нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления. Поскольку мониторинг является формой контроля и дает возможность субъектам хозяйствования добровольно устранить выявленные нарушения, предполагается, что факты продолжения их совершения в дальнейшем требуют принятия более строгих мер со стороны контролирующих (надзорных) органов.
В настоящее время документ сбалансирован, в нем четко определены права и обязанности компетентных структур, а также субъектов хозяйствования. Определен порядок вручения документов о начале проверки и ее результатах.
Употребляемая в Указе терминология приведена в соответствие с иным законодательством.
Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Лицензия на осуществление ветеринарной деятельности. Требования законодательства
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 21 мая 2025 г.
Основными актами законодательства, регулирующими вопросы лицензирования ветеринарной деятельности, являются:
-
Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (глава 11) (далее – Закон о лицензировании);
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154 «О лицензировании»;
-
постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6 «О порядке проведения оценки».
Согласно статье 52 Закона о лицензировании лицензированию подлежат следующие работы и (или) услуги:
-
производство ветеринарных препаратов;
-
оптовая и розничная торговля ветеринарными препаратами.
К ветеринарным препаратам в соответствии с абзацем восемнадцатым части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» отнесены ветеринарный лекарственный препарат, дезинфицирующее средство ветеринарного назначения, дезинсекционное средство ветеринарного назначения, дезакаризационное средство ветеринарного назначения и диагностическое средство ветеринарного назначения.
Справочно
Ветеринарный лекарственный препарат – существующее в виде лекарственной формы средство, представляющее собой вещество либо содержащее вещество или комбинацию веществ, вступающее в контакт с организмом животного и предназначенное для лечения, профилактики болезней животных, реабилитации, коррекции или изменения физиологических функций организма животного (в том числе средство для наркоза), сохранения, предотвращения или прерывания беременности, эвтаназии, а также для диагностики болезней животных (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом животного) (пункт 5 Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 1).
Дезинфицирующее средство ветеринарного назначения (дезинфектант) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения микроорганизмов (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезинсекционное средство ветеринарного назначения (инсектицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания насекомых (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезакаризационное средство ветеринарного назначения (акарицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания клещей (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Диагностическое средство ветеринарного назначения – средство ветеринарного назначения, представляющее собой реагент (реактив) или комплект (набор) специально подобранных реагентов (реактивов), не вступающее в непосредственный контакт с животными, используемое для выявления патогенов, оценки иммунного статуса и физиологического состояния организма животного (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
|
Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Соискателями лицензии на осуществление ветеринарной деятельности могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В качестве долицензионного требования к соискателю лицензии статьей 53 Закона о лицензировании определено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления ветеринарной деятельности, соответствующих общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Такие общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утверждены Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Общие требования ветеринарии).
Помимо общих требований, предусмотренных для всех субъектов ветеринарной деятельности (глава 1 Общих требований ветеринарии), главами 14 и 15 Общих требований ветеринарии закреплены ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по реализации ветеринарных препаратов, а также ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по производству ветеринарных препаратов.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по производству ветеринарных препаратов, необходимо соблюдение следующих требований:
-
оборудование в производственных помещениях должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к нему персонала, возможность его очистки, мойки и дезинфекции, уборки помещений, а также хранение и перемещение лекарственного сырья, материалов и ветеринарных препаратов без риска контаминации;
-
планировка производственных помещений должна соответствовать логической последовательности операций производственного процесса и уровням чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики;
-
внутренние поверхности (стены, полы, потолки) производственных помещений должны быть гладкими, легко и эффективно очищаться и дезинфицироваться;
-
освещение, температура, влажность и вентиляция помещений должны соответствовать параметрам, утвержденным руководителем субъекта хозяйствования, и не оказывать неблагоприятного воздействия на ветеринарные препараты во время их производства и хранения, а также на функционирование оборудования;
-
используемые в процессе производства основное оборудование и помещения должны быть обозначены этикетками или иным способом с указанием наименования производимого ветеринарного препарата или обрабатываемых лекарственного сырья и материалов, дозировки и номера серии, стадии технологического процесса.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по оптовой и розничной торговле ветеринарными препаратами, необходимо соблюдение следующих требований:
-
ветеринарная аптека располагается в помещении, изолированном от помещений другого назначения;
-
площадь ветеринарной аптеки должна составлять не менее 15 кв. метров и предусматривать наличие зон хранения и обслуживания;
-
ветеринарная аптека должна иметь центральные или автономные системы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции;
-
в ветеринарной аптеке должны иметься стеллажи, шкафы для хранения ветеринарных препаратов; холодильники; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования;
-
склады (складские помещения) должны располагаться в изолированных нежилых помещениях капитальных строений;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки и хранения должна составлять не менее 6 кв. метров;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по оптовой реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения, отгрузки и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки, хранения и отгрузки должна составлять не менее 20 кв. метров;
-
в зонах приемки и хранения выделяются специальные места или шкафы для временного хранения ветеринарных препаратов, запрещенных для реализации;
-
склады (складские помещения) должны иметь центральные или автономные системы электроснабжения, отопления, вентиляции, конструкции, обеспечивающие защиту ветеринарных препаратов от воздействия атмосферных осадков во время проведения погрузочно-разгрузочных работ;
-
на складах (в складских помещениях) должны иметься стеллажи, шкафы, подтоварники для хранения ветеринарных препаратов; холодильники, холодильные камеры; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; специальное помещение или шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования; гардеробное помещение или шкафы для верхней и специальной одежды и обуви работников;
-
помещения должны содержаться в чистоте. Полы помещений периодически (не реже одного раза в день) убираются влажным способом с применением разрешенных дезинфицирующих средств.
Для получения лицензии соискателю лицензии необходимо подать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь следующие документы:
1. заявление о предоставлении лицензии по форме, установленной приложением 1 к Положению о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154.
С учетом предписаний подпункта 18.1 пункта 18 указанного Положения в заявлении кроме установленных формой сведений требуется также указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии;
2. в случае, когда соискателем лицензии является иностранное юридическое лицо, – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его учреждения либо нотариально засвидетельствованную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее шести месяцев до дня подачи заявления о предоставлении лицензии) с переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально);
3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении о предоставлении лицензии сведений об этом с указанием учетного номера операции (транзакции));
4. копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
5. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, в которых (с использованием которых) будет осуществляться ветеринарная деятельность.
Как было указано выше, в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии должен указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии. Таким образом, до подачи заявления о предоставлении лицензии на осуществление ветеринарной деятельности соискатель лицензии должен получить заключение фармацевтической инспекции. Получение указанного документа регламентировано Положением о порядке и условиях проведения фармацевтических инспекций мест промышленного производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими, за исключением вопросов, регулирование которых осуществляется международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии, утвержденным постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 29 октября 2024 г. № 116 «О некоторых вопросах проведения фармацевтических инспекций».
Для получения заключения фармацевтической инспекции (заключения ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) соискатель лицензии должен обратиться в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» с заявлением с приложением следующих документов в форме заверенных копий:
1. документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности (с приложением плана помещений, содержащего сведения о площади помещений);
2. документов, подтверждающих проведение профилактической и вынужденной дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
3. документов, подтверждающих удаление с территории объекта отходов и их уничтожение, включая отходы ветеринарных препаратов;
4. планов производственных помещений с указанием классов чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики и инженерных систем (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
5. перечней планируемых к производству типов ветеринарных лекарственных препаратов (нестерильная продукция; стерильная продукция: подвергаемая финишной стерилизации, асептически приготовленная, подвергаемая стерилизующей фильтрации; биологическая (биотехнологическая) продукция) с указанием лекарственных форм (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов);
6. документов, подтверждающих отсутствие на территории объекта мест захоронений трупов животных, отходов убоя и других биологических отходов (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
7. документов, подтверждающих размещение объекта с учетом санитарно-защитных зон (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
8. свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Договор на проведение фармацевтической инспекции заключается в течение пяти рабочих дней со дня поступления в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» указанных документов. Заключение фармацевтической инспекции (заключение ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) оформляется в двух экземплярах, один из которых передается соискателю лицензии, второй хранится в государственном учреждении «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР».
Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми к нему документами подается в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь соискателем лицензии одним из следующих способов:
-
лично;
-
посредством почтовой связи;
-
в электронной форме в виде электронного документа через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь рассматривает полученное от соискателя заявление и приложенные к нему документы в течение двадцати пяти рабочих дней (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 21 Закона о лицензировании).
Статьей 56 Закона о лицензировании предусмотрено, что до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию. При этом следует отметить, что если до вступления в силу Закона о лицензировании (до 1 января 2023 г. отношения регламентировались Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности») проведение оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию являлось правом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, то после вступления в силу Закона о лицензировании такая оценка стала обязательной.
Порядок проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии регламентирован Инструкцией о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, лицензиата лицензионному требованию, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6.
В течение трех рабочих дней со дня назначения оценки соответствия возможностей соискателю лицензии направляется уведомление о назначении оценки соответствия по указанному в заявлении о предоставлении лицензии почтовому адресу, адресу места нахождения любым из доступных способов связи, позволяющих достоверно установить дату его получения.
Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии проводится в срок не более десяти рабочих дней.
В ходе проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию:
-
изучаются документы, прилагаемые соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии, и документы и (или) сведения, необходимые для проведения оценки соискателя лицензии, полученные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь у иных государственных органов и других организаций;
-
осуществляется выезд на место намерения осуществления ветеринарной деятельности и (или) место нахождения соискателя лицензии для оценки достоверности информации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии, и в таком заявлении, и фактической готовности к осуществлению ветеринарной деятельности.
По результатам оценки соответствия возможностей соискателя лицензии составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, с которым ознакомляют соискателя лицензии.
По результатам рассмотрения поданных соискателем лицензии заявления и документов Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь принимает одно из следующих решений:
-
о предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и о предоставлении лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее предоставлении.
Решения об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю могут быть приняты в следующих случаях, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 21 Закона о лицензировании:
-
наличие в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;
-
отсутствие у соискателя лицензии права на получение лицензии (если соискателю лицензии не было отказано в приеме заявления о предоставлении лицензии);
-
включение соискателя лицензии в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;
-
несоответствие представленных документов и (или) сведений требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (требования определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154);
-
наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, составленного по результатам проведенной оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям;
-
отказ в письменной форме либо уклонение соискателя лицензии от прохождения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям (под уклонением понимается непредставление лицензирующему органу информации, необходимой для проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, в сроки, определенные для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии);
-
нахождение соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности).
Также лицензирующий орган принимает решение об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти соискателя лицензии.
О принятом решении Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь уведомляет соискателя лицензии.
В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь включает сведения о лицензиате и лицензируемом виде деятельности (в данном случае – ветеринарная деятельность) в Единый реестр лицензий.
Демиденко А.Г.,
заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Получение комплексного природоохранного разрешения. Комментарий НЦЗПИ
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, только при наличии комплексного природоохранного разрешения.
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Под объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически и (или) технологически, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (пункт 21 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, установлен приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях». К ним относятся:
1) объекты по выращиванию и откорму молочного крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более;
2) объекты по выращиванию и откорму прочего крупного рогатого скота проектной мощностью 8 тыс. голов и более;
3) объекты по выращиванию и откорму свиней проектной мощностью 40 тыс. голов и более;
4) объекты по выращиванию сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 25 млн. голов и более;
5) объекты по производству продуктов питания (за исключением объектов, осуществляющих отведение производственных сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации):
-
по обработке и переработке продуктов животного происхождения (кроме молока) проектной мощностью 75 тонн в сутки и более;
-
по обработке и переработке молока проектной мощностью 200 тонн в сутки и более;
-
по обработке и переработке продуктов растительного происхождения проектной мощностью 300 тонн в сутки и более;
6) объекты текстильного производства, на которых осуществляется промывка, отбеливание, мерсеризация или окрашивание волокна или текстиля, проектной мощностью 10 тонн в сутки и более;
7) объекты по производству целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тыс. тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
8) объекты по производству нефтепродуктов и кокса, из них:
-
нефтеперерабатывающие заводы проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
-
установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
9) объекты серийного производства химических продуктов:
-
простых кислородосодержащих сернистых, азотных, фосфоросодержащих, галогенизированных углеводородов;
-
основных пластических материалов (полимеров, синтетических волокон и волокон на базе целлюлозы);
-
поверхностно-активных веществ;
-
красок, пигментов, лаков, растворителей всех видов для различного применения;
-
газов (аммиака, хлора, фтора, оксидов углерода, соединений серы, оксидов азота, водорода, диоксида серы, хлорокиси углерода);
-
неорганических химических веществ (кислот, щелочей, солей, оксидов);
-
основных продуктов для растениеводства и биоцидов (включая производство фосфорных, азотных или калийных минеральных удобрений);
10) объекты по производству фармацевтических субстанций, используемых для производства лекарственных средств;
11) объекты по производству неметаллических минеральных продуктов, из них объекты по:
-
производству асбестосодержащих продуктов проектной мощностью 10 тыс. тонн в год и более;
-
переработке фрикционных материалов проектной мощностью 25 тыс. тонн в год и более;
-
производству стекла, включая стекловолокно, проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
-
производству цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
-
производству извести во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
12) объекты металлургического производства, из них:
-
объекты по производству передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, проектной мощностью 2,5 тонны в час и более;
-
станы горячей прокатки черных металлов проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
-
объекты для литья черных металлов проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
-
объекты по выплавке, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), проектной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
13) объекты снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой, из них:
-
тепловые электрические станции и другие установки по получению электроэнергии, пара и горячей воды проектной суммарной (тепловой и электрической) установленной мощностью 100 МВт и более;
-
атомные электростанции и другие ядерные установки;
14) объекты по очистке сточных вод, из них:
-
производственных сточных вод проектной мощностью 5 тыс. куб. метров в сутки и более;
-
хозяйственно-бытовых или их смеси с производственными сточными водами и (или) поверхностными сточными водами, сбрасываемых в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов (городских сточных вод), проектной мощностью 50 тыс. куб. метров в сутки и более;
15) объекты по обезвреживанию, использованию отходов производства 1–3 классов опасности проектной мощностью свыше 1 тыс. тонн в год.
При этом перечисленные объекты не относятся к объектам, оказывающим комплексное воздействие на окружающую среду, в следующих случаях:
-
если объем добычи (изъятия) вод составляет менее 5 куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений;
-
если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 тонны в год и менее или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 килограммов в год и менее;
-
если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный приложением 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
В этих случаях требуется получать отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, но не перечисленных выше, вправе получать комплексные природоохранные разрешения.
В случае эксплуатации иных объектов (вместе с объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться за выдачей единого комплексного природоохранного разрешения.
Для получения комплексного природоохранного разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели подают в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, следующие документы:
1) заявление на получение комплексного природоохранного разрешения.
Справочно
Форма заявления установлена приложением к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.27.1 «Получение комплексного природоохранного разрешения», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17.
Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случая уплаты государственной пошлины посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве).
Справочно
Государственная пошлина за получение комплексного природоохранного разрешения составляет 20 базовых величин (пункт 125 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);
3) при приемке в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, – раздел «Охрана окружающей среды» (включая копию экологического паспорта проекта) утвержденной проектной документации по объекту (с возвратом при представлении в письменной форме).
Справочно
Разработка, согласование и утверждение проектной документации осуществляются с учетом требований, установленных пунктами 24–47 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476;
4) при эксплуатации действующего объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду:
4.1) проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
4.2) акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Справочно
Форма проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением к Положению о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
Форма акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением 2 к Положению о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33;
4.3) расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты).
Справочно
Требования к расчету нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод установлены в ЭкоНиП 17.06.02-002-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила расчета нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 сентября 2021 г. № 8-Т;
4.4) утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования (в случае необходимости их разработки).
Справочно
Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются при отсутствии отраслевых технологических нормативов водопользования или в целях уточнения объемов водопотребления, водоотведения для конкретного производства. Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции, использование сырья, материалов в процессе производства, связанного с водопотреблением и водоотведением, за исключением случаев, когда водопользование (водопотребление и водоотведение) осуществляется только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (пункт 4 статьи 24 Водного кодекса Республики Беларусь, подпункт 5.14 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»);
4.5) расчет годового количества образования отходов производства;
4.6) акт инвентаризации отходов производства (для юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов).
Справочно
Расчет годового количества образующихся отходов производства и составление акта инвентаризации отходов производства осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
4.7) копия (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т).
Для получения комплексного природоохранного разрешения заявитель или его представитель подают документы одним из следующих способов:
-
в письменной форме:
-
в ходе приема заявителя или его представителя,
-
нарочным (курьером),
-
посредством почтовой связи;
-
в электронной форме.
В электронной форме документы представляются при оплате государственной пошлины за получение комплексного природоохранного разрешения посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве.
В электронной форме документы представляются в виде электронной копии документа на бумажном носителе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и выдачи комплексных природоохранных разрешений.
В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет представленное заявление и общественное уведомление. В течение 10 календарных дней с даты размещения указанных документов заинтересованные лица вправе представить свои предложения и (или) замечания по ним. По результатам их рассмотрения областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит сводку отзывов, включающую поступившие предложения и (или) замечания и результаты их рассмотрения, которая хранится вместе с документами, представленными заявителем для получения комплексного природоохранного разрешения.
В течение 45 дней со дня регистрации поступивших от заявителя документов областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривает представленные документы и (или) сведения, проводит проверку их соответствия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в случае необходимости осуществляет выезд к месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, и принимает решение о выдаче комплексного природоохранного разрешения или об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения.
Решение об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения принимается в следующих случаях:
1) наличия аргументированных и обоснованных предложений и (или) замечаний, препятствующих выдаче комплексного природоохранного разрешения;
2) отсутствия у заявителя лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Справочно
Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, предусматривается лицензирование двух видов работ и (или) услуг:
1) операции с озоноразрушающими веществами;
2) использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов;
3) установления фактов ошибочного определения (расчета) величин нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
4) невыполнения условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, условий специального водопользования, условий хранения и (или) захоронения отходов производства, установленных в ранее выданном разрешении, при их наличии и возможности выполнения;
5) в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, когда законодательными актами предусмотрен переход прав и обязанностей индивидуального предпринимателя к коммерческой организации);
6) если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
При принятии решения о выдаче комплексного природоохранного разрешения установлен следующий срок его действия – 10 лет, за исключением следующих случаев:
-
при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, комплексное природоохранное разрешение выдается на срок проведения таких работ, указанный в заявлении;
-
при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I категории (в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664), комплексное природоохранное разрешение выдается на 5 лет.
Получение нового комплексного природоохранного разрешения требуется в следующих случаях:
-
реорганизации юридического лица в форме слияния, выделения, разделения, присоединения к нему другого юридического лица – в течение шести месяцев со дня государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица;
-
перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, предоставления в аренду или на ином законном основании эксплуатируемых заявителем объектов, переоформления документации на гидротехнические сооружения и устройства для осуществления специального водопользования – в течение шести месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;
-
изменения места нахождения объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, – до начала их эксплуатации;
-
необходимости увеличения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – со дня возникновения таких обстоятельств;
-
необходимости дополнения разрешения нормативами допустимого воздействия на окружающую среду для веществ и (или) источников, ранее в нем не указанных, – до начала эксплуатации источников;
-
появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения в другом органе выдачи разрешений, – со дня возникновения таких обстоятельств.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Ольга Чуприс об актуальных вопросах реновации законодательства Республики Беларусь
За годы существования независимого государства в Республике Беларусь сформировался значительный правовой массив, который поддается подсчету благодаря Национальному реестру правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН». Так, в НРПА в настоящее время зарегистрировано более 170 тысяч нормативных правовых актов разного уровня, имеющих статус действующих.
Отмеченное явление расширяющегося нормативного правового регулирования не является особенностью настоящего времени. Например, на конференции 1969 года «Проблемы совершенствования советского законодательства и деятельности государственных органов» отмечалась та же проблематика: «За годы Советской власти накоплен огромный правовой материал. В последние годы юридической наукой и практикой предпринимается немало усилий для приведения в систему советского законодательства» [Дробязко, С. Г. О классификации и систематизации советского законодательства // Избр. тр. / С. Г. Дробязко. – Минск : ЮрСпектр, 2022. – С. 524–527; с. 524].
Так же, как и ранее, в настоящее время многие ученые-юристы обращают внимание на общие негативные стороны правовой системы, обозначая ее чрезмерную зарегулированность и коллизионность, в рамках проводимых ими отраслевых исследований указывают на несовершенство отдельных отраслевых, межотраслевых институтов и норм.
Совокупность негативных тенденций, подлежащих устранению, обозначена в Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196. К ним относятся избыточность правового регулирования, множественность актов законодательства по одному вопросу, запрос на чрезмерную детализацию нормативных предписаний и др. [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 26.2 п. 26]. При обсуждении положений Концепции правовой политики Республики Беларусь отмечалось, что сложившаяся практика воплощения в нормативных правовых актах возрастающих практических потребностей способствовала чрезмерной детализации законодательства и, как следствие, все большей разбалансированности и противоречивости, и в конечном итоге привела к противоположной желаемой цели – не упрощению правоприменения, а усложнению практической реализации нормативных положений.
На необходимость последовательного обеспечения системности и качества законодательства, перехода к взвешенной законотворческой политике обращает внимание и Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 14 марта 2023 г. № Р-1304/2023 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь».
Пристальное внимание вопросам оптимальности законодательства уделяет Президент Республики Беларусь. Он неоднократно обращал внимание на недостаточность правового регулирования жизненных ситуаций, связанных с реализацией отдельных прав граждан или актуальных вопросов экономической повестки, в ряде случаев – на непоследовательность в регулировании экономических и социальных отношений, большое количество отсылочных норм и нечеткость в их изложении, что приводит к двусмысленности правоприменения, а также на неоправданное делегированное нормотворчество и размывание нормотворческой компетенции.
Поставленная Главой государства 18 июля 2024 г. на встрече с судьями Конституционного Суда Республики Беларусь задача масштабной ревизии законодательства направлена на его реновацию, то есть модернизацию, без коренной ломки его системных основ, но со значительными содержательными и технико-юридическими результатами, а также нестандартным нормотворчеством.
Обозначим несколько направлений работы по осуществлению данной реновации.
В части содержательных результатов в первую очередь следует отметить необходимость облегчения нормативного материала, то есть сокращение его количества. Одним из способов решения указанной задачи является выявление фактически устаревших актов или актов, формально-юридически утративших силу. Например, уже очевидно, что часть актов или их структурных элементов, формирующих огромный массив правового материала, не подлежит применению по причине принятия по вопросам их регулирования иных актов (принятие их в новых редакциях, включение новых членов в коллегиальные образования (комиссии, коллегии, советы и т.п.), возложение полномочий на других лиц и др.). Однако предыдущие правовые решения не признаны утратившими силу, потому что по существующим правилам не приложены к новому акту в виде списка как утратившие силу. Поэтому актуальной задачей является формализация известного всем юристам правила о том, что с принятием нового нормативного правового акта, хоть и не содержащего нормы об отмене действия предыдущего, но по-новому регулирующего те же общественные отношения, предыдущий акт или акты утрачивают юридическую силу. Речь идет о выработке вариантов универсальных формулировок.
В качестве примера формулировки, уже используемой в актах Президента Республики Беларусь, распространяющихся на индивидуально-определенный круг лиц, можно привести п. 2 распоряжения от 19 июля 2024 г. № 131рп «Об уполномоченных представителях Главы государства»: «Признать утратившими силу принятые до издания настоящего распоряжения акты Президента Республики Беларусь (их структурные элементы) по вопросам назначения и освобождения уполномоченных представителей Главы государства в областях, г. Минске». При этом конкретные распоряжения не перечислялись, а Национальный центр законодательства и правовой информации их вычленял самостоятельно и отмечал как утратившие силу.
Второе направление касается проведения серьезной аналитической работы по выявлению несоответствий подзаконных актов Конституции, законам и указам Главы государства, противоречащих либо дублирующих норм. Первичный анализ показал, что более двух сотен нормативных решений не соответствует законам и актам Президента Республики Беларусь, приблизительно такое же количество содержит дублирующие нормы или противоречащие друг другу положения, более трех сотен регулирует сходные положения, а значит, есть возможность их объединения в рамках одного документа, использовав простую консолидацию. При необходимости возможно осовременивание их положений для целей исключения разбалансированности и несогласованности норм.
Одна из задач мониторинга – реализация конституционных положений. Несмотря на то, что планы по приведению законодательства в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме, реализованы, необходимо выявить возможные упущения.
Мониторинг позволяет также подступиться к системной реализации части третьей ст. 142 Конституции, касающейся декретов Президента Республики Беларусь. В настоящее время действующими являются 33 декрета (без учета декретов, вносящих изменения и дополнения в них). На основании проведенного анализа установлено, какие из норм декретов предполагаются к имплементации в законы или указы Главы государства, какие из декретов могут преобразоваться в новые законы или указы, какие из них могут быть признаны утратившими силу по другим причинам, а какие все еще останутся действующими.
В связи с принятием законов, охватывающих положения декретов, прекратят свое действие декреты Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 3 «О некоторых вопросах залога имущества» и от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Ведется разработка двух законопроектов, в которые предполагается имплементировать нормы декретов Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест». Порядка 10 декретов могут быть признаны утратившими силу в целом при имплементации их положений в разрабатываемые законопроекты. Среди декретов имеются такие, которые носили временный характер и фактически утратили юридическую силу. К ним, в частности, относятся декреты о членах Центральной избирательной комиссии, об образовании местных целевых фондов на год или о сокращении расходов на содержание государственных органов в конкретном году.
Одно из системно-правовых направлений касается последовательной кодификации законодательства, которая небезосновательно признается полезным, необходимым, но непростым инструментом качественного улучшения законодательства. Даже при осуществлении предварительного прогноза отраслей и институтов, которые могут быть охвачены кодифицированным законом, не всегда просматривается такая возможность или целесообразность, поскольку кодифицированными нормами должны охватываться наиболее стабильные общественные отношения, а при проведении данной работы, по верному замечанию С.Н.Братуся и И.С.Самощенко, следует предварительно уяснять закономерности развития объективно складывающейся системы права и анализировать существующие общественные отношения и особенности их правовой регламентации [Теория систематизации законодательства : избр. тр. Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации : в 2 т. / А. С. Соминский [и др.] ; под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. – М. : ИЗиСП : Юриспруденция, 2023. – Т. 1. – 576 с.; с. 241]. Поэтому, на наш взгляд, например, в условиях нестабильного рынка торговый кодекс является нежизнеспособным. В то же время высока вероятность принятия кодексов о здравоохранении и об охране окружающей среды (экологического кодекса). Ряд других кодификационных проектов предусмотрен в Концепции правовой политики Республики Беларусь [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 45.7 п. 45].
Результатом мониторинга для целей реновации законодательства могут стать и предложения, основанные на оригинальных идеях ученых или аргументированных предложениях государственных органов. В научных публикациях встречаются предложения о разработке управленческого [Василевич, С. Г. Административный (Управленческий) кодекс как средство повышения эффективности государственного управления / С. Г. Василевич // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2017. – № 4. – С. 176–180; с. 177] и иных кодексов.
Важнейшим направлением обновления законодательства является выявление технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), не являющихся по содержанию таковыми. Сквозной анализ всех видов ТНПА по сферам регулирования показал, что принимается большое количество ТНПА в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры. Из включенных в НРПА 12 тысяч почти 9 тысяч разработаны в сферах образования и здравоохранения. К числу ТНПА относятся клинические протоколы лечения в здравоохранении, программы-минимумы кандидатских экзаменов и учебные программы образования, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей в культуре. В то же время отмеченные акты по содержанию не могут быть техническими нормативными, так как не содержат норм права и технических требований, а определяют методологию осуществления или содержание основной деятельности организаций, находящихся в зоне ответственности республиканских органов государственного управления (обучение, лечение и т.п.). Вместе с тем не следует отрицать их обязательность для широкого круга участников отношений независимо от подчиненности и формы собственности.
Однако данные документы, по сути, не содержащие норм права, по форме закреплены как ТНПА. Указанное противоречие необходимо преодолеть, как скорректировав перечень ТНПА, так и определившись после этого с видом документов, исключенных из перечня, а также с учетом установленного несоответствия содержания и формы следует разрешить вопрос о способе придания данным документам обязательной юридической силы. В качестве возможного варианта следует рассматривать закрепление легитимности грифа уполномоченного министра (председателя государственного комитета) «утверждаю». Могут быть и иные решения.
Технико-юридические предложения должны служить делу упрощения как нормативных правовых актов, так и нормотворчества. Для этого необходимо выявление перегруженных излишними требованиями документов, норм, не имеющих смыслового и практического значения, актов, подвергающихся частым корректировкам, а значит, возможных к изложению в новой редакции. Просматривается около 50 актов, которые подвергаются чрезмерно частым корректировкам. Так, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» за трехлетний период его действия изменялось более 90 раз. Значит, признавая все внесенные в него изменения утратившими силу, одним решением сокращается количество актов на 90 неактуальных единиц. Технико-юридические варианты такого признания необходимо закрепить в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах».
Технико-юридические изменения также должны способствовать комплексности правового регулирования и недопустимости бессмысленного увеличения числа принятых правовых актов. Например, в один день, 19 апреля 2024 г., было принято четыре постановления Правительства № 291–293 и 299 по вопросам осуществления административных процедур с внесением соответствующих изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548. Аналогичная ситуация имела место 8 июля 2024 г., когда также было издано четыре постановления Правительства № 481, 482, 484 и 485, изменивших указанное постановление. Данные примеры отражают факт технического оформления инициатив органов государственного управления без их консолидации.
Во избежание подобных случаев в дальнейшем целесообразно закрепить в Законе «О нормативных правовых актах» более жесткие требования к комплексности правового регулирования и уменьшению числа корректировок законодательства. В настоящее время они сформулированы в данном Законе в ст. 6 в качестве принципов.
Говоря о требованиях юридической техники, следует отметить, что они должны служить удобству восприятия содержания акта, а соответственно, если изменения затрагивают в значительной мере его содержание не только по причине объема корректировок, но и трудно воспринимаются вне основного текста акта, то следует задуматься об изложении данного акта в новой редакции. Подобные новации потребуют нового взгляда на юридическую технику, определение пределов допустимых отклонений от обязательных технико-юридических требований, что, возможно, затронет и Закон «О нормативных правовых актах», который не должен быть догматичным, допуская при этом вариативность изложения правового материала. Правовая доктрина, определяя взаимозависимость содержания акта и техники его изложения, все же содержанию акта отдает приоритет, поскольку именно оно определяет его практическую ценность.
Реновация законодательства также связывается с повышением степени его адекватности государственной и общественной потребности, что достигается путем участия в проведении мониторинга не только государственных органов всех ветвей власти и всех уровней, но и всех групп гражданского общества. Подобная задача прямо ставится Главой государства. В общей сложности Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовой информации Республики Беларусь направлено более 60 писем в различные инстанции. Проведен сбор предложений от граждан. Аккумулировано более 1200 предложений, которые в большинстве касаются содержания правовых актов.
Широкое привлечение на системной основе указанных субъектов к решению правотворческих задач свидетельствует о росте значения правообразования, основанного на двух основных принципах: демократизме и целесообразности [Общая теория права : пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / В. А. Абрамович [и др.] ; под общ. ред. С. Г. Дробязко, С. А. Калинина. – Минск : БГУ : Четыре четверти, 2014. – 416 с.; с. 316].
В заключение следует отметить, что в настоящей публикации обозначены наиболее актуальные направления работы по реновации законодательства Республики Беларусь. В то же время выполнение поставленных задач в конкретный период времени, пусть даже с весьма существенными результатами, не следует связывать с ожиданиями достижения хотя бы на время практически идеального состояния законодательства, свободного от критики и возможных изменений. Цель – наличие эффективного законодательства – определяет и необходимость его постоянного совершенствования в количественном и качественном измерениях.
Чуприс О.И.,
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь
Актуальность и корректность цитирования (использования) нормативных правовых актов Республики Беларусь проверены автором посредством ИПС «ЭТАЛОН» (ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE») на дату поступления статьи в редакцию 16.10.2024.
Библиографическая ссылка:
Чуприс, О. И. Актуальные вопросы реновации законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Право.by. – 2024. – № 6 (92). – С. 5–10.

О пенсионном обеспечении в Беларуси и накоплении на «вторую» пенсию. Интервью ФСЗН
Право на пенсионное обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией и реализуется Законом «О пенсионном обеспечении» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правовые отношения в данной области. На выплату пенсий, которые являются важнейшей составляющей социальной защиты, ежегодно направляется порядка 80 % расходной части государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или 9 % внутреннего валового продукта. В настоящий момент выплаты получают более 2,4 млн человек. Как работает пенсионная система Республики Беларусь, из каких источников формируются средства для выплаты пенсий, и какие меры приняты в нашей стране для повышения материального обеспечения в преклонном возрасте, Pravo.by рассказала Виктория Трухан, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
– Виктория Александровна, что представляет собой система государственного социального страхования, когда мы говорим про пенсионное обеспечение наших граждан?
– За счет средств государственного социального страхования (при соблюдении условий, установленных законодательством) граждане обеспечиваются пенсиями по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями.
Система государственного социального страхования в Республике Беларусь является солидарной (распределительной) системой. Она выступает важным элементом социальной политики, направленным на поддержание стабильности и справедливости в обществе, и основана на принципе солидарности поколений и коллективной ответственности.
Если простыми словами, то средства для выплаты пенсий формируются из обязательных страховых взносов работающих граждан и работодателей. Эти взносы собираются в общий фонд, который используется для обеспечения выплат нынешним пенсионерам. Принцип солидарности действует как в отношении поколений и территорий, так и в отношении категорий получателей по видам пенсий.
– Какие виды пенсионного обеспечения реализованы в Беларуси, и кто имеет право на выплаты?
– Пенсионная система Республики Беларусь включает в себя несколько сегментов, таких как трудовые (страховые) пенсии, социальные пенсии, профессиональное пенсионное страхование за выполнение работы с особыми условиям труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также обособленная часть, которая задействуется при желании работника или его работодателя, – добровольное пенсионное обеспечение.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины с общим стажем работы не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста. С 2022 года общеустановленный пенсионный возраст для мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет.
Но не следует забывать, что обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет фонда, так называемого страхового стажа. В 2025 году и в последующие годы он составит 20 лет.
Выплата социальной пенсии адресована тем, кто не имеет права на трудовую пенсию. В большинстве случаев право на трудовую пенсию не формируется по объективным причинам – дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Только отдельная группа граждан получает социальную пенсию в преклонном возрасте в связи с невыполнением установленных требований по уплате взносов.
С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование отдельных категорий работников, занятых в особых условиях труда или отдельными видами профессиональной деятельности (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»). Основная цель профессионального пенсионного страхования – предоставление профессиональной пенсии в качестве целевого возмещения утраты заработной платы вследствие прекращения работы в особых условиях труда.
– В Беларуси c 2022 года действует такой элемент пенсионной системы, как добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии. Для чего он был введен?
– 27 сентября 2021 г. Главой государства был подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии», в соответствии с которым с 1 октября 2022 г. в нашей стране введен новый вид страхования – добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства, и следовательно появился новый элемент пенсионной системы с возможностью накопить на «вторую» пенсию. До момента вступления в силу Указа № 367 добровольное страхование осуществлялось рядом страховых компаний только на коммерческой основе.
Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости. Государство поддержит работников, принявших решение самостоятельно повлиять на свой доход в пенсионном возрасте, так как часть взносов на накопительную пенсию будет оплачена из государственных средств.
Безусловно, до запуска новой пенсионной программы необходимо было решить ряд организационных и технических вопросов, с которыми мы успешно справились.
В первую очередь это эффективно выстроенное информационное взаимодействие между участниками новой пенсионной системы, которое нашло отражение в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2022 г. № 179 «Об информационном взаимодействии работодателя и страховщика» и постановлении правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 февраля 2022 г. № 3 «О порядке информационного взаимодействия по вопросам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии».
Для реализации норм Указа № 367 потребовалось доработать автоматизированные информационные системы Фонда и Государственного предприятия «Стравита» и внести соответствующие изменения в форму отчетности о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
На постоянной основе проводится информирование граждан о возможностях программы. Особое внимание в части разъяснений норм Указа № 367 уделяется бухгалтерским службам субъектов хозяйствования, которые обеспечивают учет и управление финансовыми потоками по формированию накоплений на именном лицевом счете на дополнительное накопительное пенсионное страхование.
– Как работает эта пенсионная программа, и кто в ней может участвовать?
– Наряду с обязательным 1-процентным взносом в бюджет фонда работник по желанию может уплачивать дополнительный взнос на накопительную пенсию по выбранному им тарифу, но не более 10 % от фактического заработка. В случае участия работника в данной программе работодатель обязан будет уплатить дополнительный взнос на накопительную пенсию соразмерно тарифу взноса работника, но не более 3 %.
Немаловажным является то, что при вступлении работника в новую программу работодатели не несут дополнительной финансовой нагрузки, так как их обязательный 28-процентный взнос в бюджет фонда соразмерно уменьшится (от 1 % до 3 %). Тем самым устраняется элемент, сдерживающий участие работодателя в дополнительной пенсионной системе. Например, если в пенсионные накопления работника нужно будет направить 3 %, то в бюджет фонда будет перечислено 25 %. В итоге в сумме взнос работодателя, как и ранее, составит 28 %.
Право участвовать в новом страховании предоставляется работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда. Наличие работодателя и факт уплаты им взносов позволяет «запустить» механизм государственного софинансирования будущей накопительной пенсии. Вступать в новую программу можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. За меньший период пенсионные накопления будут мизерными.
Указом № 367 предусмотрено, что республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита» отказывает в заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, если работодатель работающего гражданина находится в процессе ликвидации и (или) экономической несостоятельности (банкротства).
– Какие возможности предоставляет добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии?
– В новой системе пенсионных сбережений есть весомые стимулы, которые пробуждают интерес граждан к формированию личных пенсионных сбережений:
гарантия сохранности пенсионных накоплений;
возможность их наследования;
социальный налоговый вычет на сумму уплаченных за счет средств работника страховых взносов на будущую накопительную пенсию, т.е. льгота по подоходному налогу;
вступление работника в новую программу никак не отразится на его трудовой (солидарной) пенсии. Ее размер будет определяться по тем же правилам, что и у работников, не участвующих в добровольном страховании, – исходя из показателей стажа и заработка до обращения за пенсией;
раз в год работник имеет право изменить выбранный тариф страховых взносов;
возможность приостановления участия в системе в любой момент, при этом сформированные пенсионные накопления фиксируются на именном лицевом счете человека, на них продолжит начисляться доходность. Однако выплата накоплений будет осуществляться только после достижения общеустановленного пенсионного возраста в течение 5 или 10 лет (исходя из избранного работником срока получения). Важно знать, что после приостановления участия за работником сохраняется право снова приступить к уплате взносов.
– Сколько договоров страхования дополнительной накопительной пенсии заключено на сегодняшний день, и какой тариф наиболее популярен у граждан?
– С момента запуска программы более 49,3 тыс. человек заключили договор страхования дополнительной накопительной пенсии. Здесь хотелось бы обратить внимание работников на то, что мало заключить договор, необходимо уведомить об этом своего работодателя, написав заявление в установленном порядке. Только после перечисления страховых взносов на именной лицевой счет работник становится полноправным участником новой программы. При этом работодатель не вправе отказать, если его работник изъявил желание и ответственно отнесся к возможности улучшить свое благосостояние в посттрудовом периоде.
В простонародье добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства называют программой «3+3», т.к. это наиболее популярный тариф. Его выбрало порядка 65 % участников. Активно участвуют женщины – порядка 70 %.
По видам экономической деятельности наибольшее количество договоров добровольного страхования в рамках Указа заключено работниками сфер здравоохранения и социальных услуг, образования, государственного управления, финансовой и страховой деятельности.
– Спасибо за интересную беседу!
Другие новости Pravo.by.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».