/ / Аналитика
16.03.2023

Нормы Конституции составляют прочную правовую основу свободной и достойной жизни человека

15 марта в нашей стране государственный праздник – День Конституции Республики Беларусь. О значении Основного Закона, республиканском референдуме 27 февраля 2022 г., важнейших результатах действия новых норм Конституции, конституционном правосудии Национальному правовому Порталу Pravo.by рассказала Наталья Карпович, заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь (Конституционный Суд), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь.

Заместитель Председателя Конституционного Суда

– Наталья Александровна, 15 марта 1994 года путем всенародного референдума была принята Конституция независимой Беларуси, что стало важнейшим проявлением суверенной власти нашего народа. Расскажите о значении Основного Закона для страны и ее граждан.

– Нормы Конституции составляют прочную правовую основу свободной и достойной жизни человека и гражданина. Их надлежащая реализация – определяющий критерий эффективности деятельности государства и всех его органов, функционирования институтов гражданского общества.

Конституция провозглашает Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством, воплощает выработанные в ходе самоопределения народа его нравственные и духовные идеалы и ценности, идеи о справедливом устройстве общества.

Фундаментальные положения Конституции выступают гарантиями сохранения конституционной идентичности, суверенитета и независимости Беларуси, устойчивого развития общества и государства.

Значение Конституции как высшей правовой ценности и реально действующего права подчеркнута в ходе республиканского референдума 27 февраля 2022 года, решением которого в статье 7 Конституции закреплено, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь.

– Поправки в Конституцию, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года, затрагивают все ее разделы. Как определялась необходимость конституционных преобразований в соответствующих сферах?

– Изначально в основе работы над изменениями Конституции стояла задача сохранения преемственности и стабильности конституционного развития Беларуси при укреплении правового фундамента социального прогресса, необходимой модернизации общества и государства, обеспечения прав и свобод граждан в современных условиях.

Важную роль в решении этой непростой задачи имело максимальное вовлечение в работу над конституционными поправками всего общества. Ответственно и эффективно осуществляли свои полномочия члены Конституционной комиссии. Наряду с этим были созданы все условия для того, чтобы каждый гражданин имел возможность высказать свое мнение относительно содержания основополагающего общественного договора, каковым является Конституция, изложить волнующие вопросы и предложить их решение на высшем правовом уровне. В данной работе проявились патриотизм, активная гражданская позиция и высокая личная ответственность за судьбу своей страны большинства наших граждан.

В результате принятые изменения и дополнения Конституции обеспечили наполнение ее норм актуальным содержанием, которое отвечает вызовам эпохи, обеспечивая защиту традиционных ценностей, суверенитета белорусского государства и безопасности личности, укрепление демократических основ общества, повышение эффективности деятельности ветвей власти и их ответственности перед народом, расширение гарантий прав и свобод граждан.

Народная поддержка разработанных в таком широком диалоге поправок в Основной Закон проявилась в результатах голосования на референдуме 27 февраля 2022 года, когда за принятие изменений и дополнений Конституции проголосовало подавляющее большинство – 82,86 % голосовавших, или 65,16 % от внесенных в списки для голосования граждан.

– В чем сегодня (спустя год) видятся важнейшие результаты действия новых норм Конституции, предусмотренных решением республиканского референдума 27 февраля 2022 года?

– Спустя год после республиканского референдума можно констатировать, что изменения и дополнения Конституции отвечают на актуальные запросы общества, активно им востребованы и зримо консолидируют его. Новые нормы Основного Закона придают импульс дальнейшему устойчивому развитию Беларуси, выступают правовым фундаментом эволюционных преобразований в политической, экономической и социальной сферах в настоящее время и на перспективу.

Так, в современных условиях все в большей степени проявляется значимость сохранения и усиления социальной ориентированности Конституции, принятия государством на себя дополнительных обязательств по поддержке семей с детьми, обеспечению равных возможностей пожилым людям, инвалидам, развитию систем здравоохранения и образования.

Сегодня укрепляется и общественное понимание того, что стабильное воспроизводство социума, его динамичное развитие и конкурентоспособность невозможны без прочного цивилизационного самосознания, передачи новым поколениям мировоззренческих ценностей белорусского народа, формирования высокой гражданственности у молодежи.

Преемственность поколений обеспечивается в ходе практической реализации норм Конституции о содействии государства духовному и нравственному развитию молодежи, создания необходимых условий для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала в интересах всего общества. Основой солидарного противостояния современным вызовам, повышения общественной активности в этом направлении выступают также нормы Основного Закона о проявлении патриотизма, гражданской активности, сохранении исторической памяти в качестве долга каждого гражданина.

С опорой на традиции закрепления в конституциях Беларуси разных периодов принципа уважения человека труда в Основном Законе закреплена норма о долге каждого вносить посильный вклад в развитие общества и государства. В ней изложены основы баланса ответственности в отношениях «человек – общество – государство»: государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни граждан при приложении каждым возможных усилий по созданию условий для такой жизни.

Практическое воплощение уже получили и новые нормы Конституции об обеспечении безопасности использования атомной энергии в мирных целях, о создании государством условий для защиты персональных данных и безопасности их использования, содействии внедрению инноваций на благо общих интересов, а также нормы, расширяющие гражданские права личности, в том числе прямо закрепляющие право на создание политических партий и других общественных объединений.

– Ряд конституционных новаций касался полномочий Конституционного Суда. Какие преобразования в государственно-правовой сфере они влекут?

– Верховенство Конституции и прямое действие ее норм требуют эффективных юридических средств защиты провозглашенных в ней прав и свобод личности. Статьей 116 Основного Закона на Конституционный Суд возложено осуществление контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

На Конституционный Суд возложены полномочия по толкованию Конституции, что отражает сущность его деятельности как органа, осуществляющего правовую охрану Конституции, раскрывающего в своих актах содержание конституционных положений в их системной взаимосвязи.

С 2022 года к полномочиям Конституционного Суда относится предварительный конституционный контроль по предложениям Президента в отношении:

  • проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
  • законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом;
  • вопросов, выносимых на республиканский референдум;
  • не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.

Последующий контроль осуществляется в отношении вступивших в силу законов, указов Президента, постановлений Совета Министров и нормативных правовых актов других государственных органов.

Действенной правовой гарантией обеспечения конституционной законности в сфере правоприменения являются нормы Конституции о вынесении Конституционным Судом решений по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, а также по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

– Вы говорили о верховенстве и прямом действии Конституции. Есть также известное выражение «Конституция живет в законах». Как реализуются на практике эти два принципа?

– На республиканском референдуме 27 февраля 2022 года народ проголосовал за верховенство и прямое действие Конституции. Ответ на главный вопрос: «Как надо жить по Конституции?» в условиях правового государства ясен: реальность конституционных норм требует знания их должностными лицами и гражданами и непосредственного применения в своей ежедневной деятельности.

Прямое действие Конституции предполагает также наличие согласованных правовых механизмов для наиболее полной реализации ее положений. Такие устанавливаемые законом механизмы должны предусматривать баланс интересов и ответственности, прав и обязанностей субъектов отношений, привносить порядок и безопасность в правовую систему.

На данной основе правовое регулирование активно приводится в соответствие с обновленной Конституцией. Общий срок для этого определен статьей 142 Основного Закона: в течение двух лет после вступления в силу изменений и дополнений Конституции, то есть после 15 марта 2022 года.

Законодателем уже проведена значительная работа по обновлению нормативной базы важнейших общественных отношений. Приняты принципиально новые для нашей правовой системы законы «О Всебелорусском народном собрании» и «Об основах гражданского общества». Важно, что они отражают значимую роль соответствующих институтов в консолидации общества, реализации важнейших интересов граждан и государства. Конституционно-правовое закрепление статуса Всебелорусского народного собрания расширяет формы непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства, развивает национальные традиции народовластия, коллективного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни общества, объединения усилий в предупреждении кризисных явлений.

В законах «О Национальном собрании Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» обеспечено развитие конституционных новаций, касающихся компетенции высших государственных органов, их взаимодействия, самостоятельной и ответственной реализации своих конституционных функций.

Интенсивность и масштабность работы законодателя по приведению законов в соответствие с обновленной Конституцией свидетельствует о стремлении обеспечить наиболее полное и реальное действие конституционных норм в социальной практике, единство юридической и фактической конституции.

– Как будет усилена защита прав граждан средствами конституционного правосудия?

– На конституционном уровне человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашены высшей ценностью и целью общества и государства, установлена обязанность государства соблюдать и защищать их. Конституционно-правовому статусу человека посвящено более половины статей Основного Закона, определяющих, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства, обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.

В целях реализации данных гарантий Конституцией предусмотрена возможность граждан обращаться в Конституционный Суд с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод.

В проекте новой редакции Закона «О конституционном судопроизводстве» соответствующая норма Конституции реализуется путем введения в национальную правовую систему института конституционной жалобы.

Конституционная жалоба, расширяя гарантии судебной защиты прав и свобод, обеспечивает прямой доступ граждан к конституционному правосудию. Согласно законопроекту конституционную жалобу вправе подать гражданин, чьи конституционные права и свободы, по его мнению, нарушены неконституционностью закона, примененного в конкретном деле. Предусматриваются критерии допустимости конституционной жалобы: наличие признаков нарушения конституционных прав и свобод гражданина в результате применения закона в конкретном деле с его участием; исчерпание всех других средств судебной защиты конституционных прав и свобод гражданина при разрешении его дела; подача в срок не позднее одного года со дня принятия судебного постановления, которым исчерпываются все другие средства судебной защиты по соответствующей категории дел.

Согласно данному законопроекту решение Конституционного Суда о неконституционности закона влечет пересмотр судами общей юрисдикции судебного постановления в отношении гражданина, обратившегося в Конституционный Суд, в предусмотренных законом случаях. Порядок пересмотра судебных постановлений устанавливается изменениями в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и другие законы Республики Беларусь.

Отмечу, что для правового и организационного обеспечения осуществления Конституционным Судом своих полномочий требуется обновление Регламента Конституционного Суда, подготовка ряда организационно-методических документов. Такая работа в настоящее время нами активно проводится.

– Наталья Александровна, подводя итог нашего разговора, что бы вы хотели сказать нашим гражданам в этот праздничный день?

– Поздравляю пользователей Национального правового Интернет-портала и всех граждан нашей страны с Днем Конституции.

Наш долг – чтить и хранить заложенные в Конституции общенациональные ценности, соблюдать принципы и нормы Основного Закона, всемерно содействовать развитию и процветанию Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

В этот знаменательный день желаю вам больших достижений в профессиональной деятельности, успешной реализации всех планов и добрых начинаний, крепкого здоровья и благополучия.

– Спасибо за теплые слова и содержательную беседу!

Другие новости Pravo.by.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Конституционный Суд)

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».