07.03.2023
МАРТ – о применении норм постановления № 713 «О системе регулирования цен»
В связи с поступающими обращениями по вопросам применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующие вопросы.
1. В каком порядке осуществляется реализация товаров юридическим лицам из розничных торговых объектов по розничным ценам?
Основные требования к организации и осуществлению торговли установлены Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон о торговле).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о торговле:
-
оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не предусмотрено законодательными актами (подпункт 1.14);
-
розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подпункт 1.21).
Таким образом, продажа товаров одним субъектом хозяйствования другому субъекту хозяйствования является оптовой торговлей.
Согласно абзацу третьему пункта 23 постановления № 713 требования указанного постановления не распространяются на отношения, связанные с реализацией товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713, а также отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок. Товары, приобретенные для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и не использованные на эти цели, могут реализовываться иным субъектам хозяйствования только на эти же цели по цене не выше цены приобретения.
Согласно части второй пункта 20 постановления № 713 реализация потребительских товаров, указанных в абзаце третьем пункта 23 постановления № 713, по ценам выше цены их приобретения и (или) на иные цели, чем предусмотрено в указанном абзаце, является нарушением установленного порядка установления и применения цен.
В действующем законодательстве отсутствует запрет на реализацию товаров юридическим лицам, в том числе для целей дальнейшей реализации населению, из розничных торговых объектов по ценам равным по величине ценам, сформированным на такие товары при их продаже населению через эти торговые объекты.
В случае продажи таких товаров из торговых объектов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (для целей дальнейшей реализации) при заполнении товарно-транспортных накладных и товарных накладных указывается вся необходимая информация в соответствии с абзацем третьим пункта 12 постановления № 713. При заполнении иных документов МАРТ рекомендует указывать всю необходимую информацию, которая позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при дальнейшей перепродаже таких товаров применять надбавку, по совокупности, не превышая установленных ограничений.
При этом обращаем внимание, что при формировании регулируемых цен необходимо соблюдать также нормы Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55 (далее – Инструкция), в части не противоречащей нормам постановления № 713.
Справочно
В соответствии с частью третьей пункта 10 Инструкции, производители (импортеры) имеют право при реализации товаров предоставлять субъектам торговли, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, субъектами торговли, осуществляющими оптовую торговлю, осуществляется по отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки.
В соответствии с частью второй пункта 15 Инструкции, при приобретении товаров у субъекта торговли, осуществляющего оптовую торговлю, получившего товар на условиях предоставления оптовой скидки, торговая надбавка применяется к отпускной цене, установленной производителем (импортером).
Применение торговых надбавок на товары, приобретенные на условиях предоставления оптовой скидки и реализуемые субъектами оптовой торговли в собственную торговую сеть, урегулировано нормами пункта 11 и части третьей пункта 15 Инструкции.
|
2. В соответствие с частью четвертой пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2022 г. № 713(2) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. №713» (далее – постановление № 713(2)), цены на товары, указанные в пунктах 6, 11, 37, 170, 205, 233, 239, 247, 263, 286,302, 312 и 321 приложения 1 к постановлению № 713, ценовое регулирование на которые устанавливается постановлением № 713(2) подлежат приведению в соответствие с требованиями постановления № 713 в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу постановления № 713(2).
В случае наличия у предприятия остатков товаров из указанных пунктов, сложившихся по состоянию на 26 октября 2022 г., нового поступления таких же товаров не было, обязано ли предприятие провести переоценку остатков таких товаров либо имеет право продавать такие товары без проведения переоценки остатков?
В соответствии с частью первой пункта 16 постановления № 713 остатки потребительских товаров, сложившиеся у импортеров и субъектов торговли на 26 октября 2022 г., реализуются:
-
до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровень, сложившийся на дату принятия постановления № 713;
-
при новом поступлении таких же товаров после 26 октября 2022 г. – по ценам, не выше сформированных в соответствии с постановлением № 713 на вновь поступившие потребительские товары.
При приобретении у субъектов торговли, осуществляющих оптовую торговлю, остатков потребительских товаров, сложившихся на 26 октября 2022 г., торговые надбавки (без учета оптовой надбавки), не превышающие указанные в приложении 1, могут применяться субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю, к ценам приобретения при условии, что до 19 октября 2022 г. в отношении этих товаров не осуществлялось государственное регулирование цен путем установления максимальных оптовых (торговых) надбавок (часть вторая пункта 16 постановления № 713).
В дальнейшем субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, вправе проводить дооценку остатков потребительских товаров до уровня отпускных цен на вновь поступившие такие же товары. При этом розничные цены формируются ими путем применения предельной максимальной торговой (с учетом оптовой) надбавки к дооцененным отпускным ценам (часть третья пункта 16 постановления № 713).
Таким образом, части первая и вторая пункта 16 постановления № 713 применяются в отношении остатков потребительских товаров, цены на которые регулируются по состоянию на 26 октября 2022 г.
Остатки товаров, указанных в пунктах 6, 11, 37, 170, 205, 233, 239, 247, 263, 286, 302, 312 и 321 приложения 1 к постановлению №713, сложившиеся по состоянию на 10 февраля 2023 года, реализуются по ценам, сформированным в соответствии с постановлением № 713.
Справочно
В соответствии с частью первой пункта 11 постановления №713 торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на потребительские товары применяются в значениях не выше, установленных в приложении 1 к постановлению №713.
К отпускным ценам производителей (импортеров), субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение потребительских товаров из стабилизационных фондов, заготовительных организаций, физических лиц применяются предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки), указанные в приложении 1 (часть вторая пункта 11 постановления № 713).
|
3. Какие расходы относятся к иным расходам импортера в рамках формирования его цены в соответствии с пунктом 5 постановления № 713?
С учетом позиции заинтересованных и компетентных государственных органов поясняем.
Вопросы взимания и уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств в Республике Беларусь регулируются Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК Республики Беларусь).
В соответствии с пунктом 3 статьи 301 НК Республики Беларусь виды и категории транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Таким образом, утилизационный сбор является обязательным платежом в отношении транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором.
С учетом того, что обязанность по маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров», то расходы субъекта хозяйствования по маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации являются обязательными.
В отношении расходов субъектов хозяйствования по оплате услуг в области таможенного дела обязательным является только размещение в зоне таможенного контроля.
Законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность субъектов хозяйствования обращаться за оказанием услуг в области таможенного дела (за исключением размещения в зоне таможенного контроля) к таможенному представителю, владельцу склада временного хранения или владельцу таможенного склада при импорте товаров. Услугами таможенного представителя, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада субъект хозяйствования может воспользоваться по своему усмотрению.
Расходы по обязательной сертификации относятся к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров в случае, если обязательность выполнения этих процедур для осуществления импорта потребительских товаров установлена законодательством (при наличии подтверждающих документов).
Акциз, уплачиваемый на таможне, относится к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте.
Таким образом, утилизационный сбор, маркировка унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации, расходы на размещение в зоне таможенного контроля, расходы по обязательной сертификации и акциз, уплачиваемый на таможне, относятся к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров (при наличии подтверждающих документов).
Вместе с тем ксерокопирование, оформление электронного документа, согласование условий грузовых операций, хранение на открытой площадке, автоуслуги торгово-логистического центра; транспортная упаковка для реализации через маркеплейсы в соответствии с законодательством не являются обязательными расходами для осуществления импорта потребительских товаров и относятся импортерами к расходам, возмещаемым за счет надбавки импортера.
4. Могут ли к расходам по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования) в одноразовые упаковочные материалы, дополнительно быть добавлены не поименованные в части девятой пункта 11 расходы на: скотч, расходные материалы, услуги сторонних организаций по упаковке (фасовке)?
В соответствии с частью девятой пункта 11 постановления № 713 на увеличение цены могут относится следующие расходы по фасовке: стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования. Перечень расходов по фасовке является закрытым.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769, упаковочный материал – материал, предназначенный для изготовления упаковки.
Следовательно, скотч и расходные материалы могут включаться в расходы только в случае, если они используются в качестве материалов, предназначенных для изготовления упаковки, при осуществлении фасовки потребительских товаров.
При осуществлении услуги по фасовке сторонней организацией на увеличение цены могут относиться только стоимость упаковочных материалов по цене приобретения при их документальном подтверждении.
Ответственность за достоверность представленной сторонней организацией информации о расходах по фасовке несет субъект хозяйствования, включающий их в цену.
5. Чем руководствоваться импортеру при формировании цены набора товаров (в дополнение к вопросу
7 письма МАРТ от 02.11.2022 №20-02/158 К)?
При установлении цен на наборы, которые формируют непосредственно субъекты торговли, а также импортеры, следует руководствоваться следующими правилами:
-
надбавку на каждый регулируемый товар из включенных в набор следует устанавливать исходя из ограничений, установленных постановлением № 713;
-
цену на набор из нескольких потребительских товаров в последующем формировать путем суммирования стоимостей потребительских товаров, включенных в набор, и стоимости упаковки.
6. Распространяются ли требования части десятой пункта 11 постановления № 713 на случаи реализации в порядке оптовой торговли потребительских товаров, полученных субъектом оптовой торговли от производителя (импортера) по договору комиссии?
Частью десятой пункта 11 постановления №713 определено, что субъекты торговли реализуют потребительские товары, переданные им по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (импортером) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к постановлению № 713.
Указанные требования не распространяются на поставщиков, получивших потребительские товары в соответствии с договором комиссии и осуществляющих их реализацию субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю, на основании договоров, предусматривающих поставки таких товаров. При этом также обращаем внимание, что в рассматриваемой ситуации цена реализации от поставщика субъекту торговли, осуществляющему розничную торговлю, не будет являться розничной ценой.
7. Будет ли считаться нарушением требований постановления № 713 если комиссионер предоставил покупателю торговую скидку с розничной цены, установленной комитентом в соответствии с пунктом 11 постановления № 713?
При реализации потребительских товаров, переданных по договорам комиссии, по розничным ценам, сформированным производителем (импортерам) исходя из отпускных цен и торговых надбавок, установленных в соответствии с приложением 1 к постановлению № 713, не допускается реализация товаров по ценам ниже цен, установленных комитентом.
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Подготовка и переподготовка водителей тракторов. Изменения законодательства
Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г. № 28 (постановление) внесены изменения в постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 7 июня 2022 г. № 57 «О подготовке, переподготовке, повышении квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими». Правовым актом предусмотрено изложение в новой редакции единых программ подготовки и переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин.
Внесение изменений обусловлено Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, увеличена максимально допустимая мощность двигателя колесных тракторов, самоходных машин категории «С» (с 80 до 110,3 кВт) и соответственно увеличена минимальная мощность двигателей категорий «D», «E» и «F» («свыше 80» изменено на «свыше 110,3 кВт»). Следовательно, в категорию «C» из категории «D» перешли колесные тракторы с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «E» – самоходные машины с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «F» – самоходные машины сельскохозяйственного назначения с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт.
Изменение допустимой мощности двигателя колесных тракторов, самоходных машин повлекло за собой внесение изменений в единые программы подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин, что, в свою очередь, предоставило возможность подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, имеющих право на управление более расширенным перечнем единиц сельскохозяйственной техники категории «С», не увеличив при этом сроки подготовки. Кроме того, изменения в единых программах подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин позволили уменьшить сроки обучения по всем остальным категориям.
Сравнительный анализ учебных планов подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин приведен в таблице:
|
Единые программы в редакции 2022 г., часов
|
Действующие единые программы, часов
|
Подготовка «С»
|
470
|
470
|
Подготовка «С, D»
|
664
|
638
|
Подготовка «С, F»
|
720
|
666
|
Подготовка «С, Е»
|
792
|
676
|
Подготовка «С, D, F»
|
888
|
812
|
Подготовка «С, D, Е»
|
878
|
842
|
Подготовка «С, D, Е, F»
|
1098
|
1012
|
Переподготовка «С» на «D»
|
222
|
196
|
Переподготовка «С» на «Е»
|
226
|
224
|
Переподготовка «С» на «F»
|
282
|
230
|
Переподготовка «С» на «D, F»
|
456
|
378
|
Переподготовка «С, D» на «F»
|
260
|
208
|
Переподготовка «С, D» на «Е»
|
216
|
214
|
Переподготовка «С, D» на «Е, F»
|
428
|
374
|
Переподготовка «С» на «D, Е, F»
|
602
|
524
|
Уменьшение сроков обучения на подготовку, переподготовку водителей колесных тракторов, самоходных машин произведено за счет уменьшения количества учебных часов по учебным предметам «Устройство агрегатируемой техники и оборудования», «Устройство самоходных машин», «Техническое обслуживание и ремонт колесных тракторов, самоходных машин, агрегатируемой техники и оборудования» в соответствии с получаемыми категориями.
Также постановлением внесены изменения в инструкцию о формах текущей, промежуточной и итоговой аттестации слушателей, порядке ее проведения при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин. Так, согласно документу, практический экзамен на право управления колесным трактором, самоходной машиной при переподготовке водителей колесного трактора, самоходной машины принимается на автодроме в один этап. Практический экзамен может приниматься на колесном тракторе или на самоходной машине категорий «D», «Е», «F».
Постановление вступило в силу с 16 апреля 2025 г. одновременно с Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Информация предоставлена Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Погашение налоговой задолженности. Комментарий НЦЗПИ
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 18 апреля 2025 г.
Согласно статье 22
Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) основной обязанностью плательщиков является обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать установленные законодательством налоги.
НК различает два способа погашения задолженности по налогам (исполнения налогового обязательства). Налоговое обязательство может быть исполнено добровольно плательщиком либо принудительно налоговым органом. Добровольное исполнение налогового обязательства представляет собой самостоятельную уплату причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Исполнение налогового обязательства является непосредственной обязанностью самого плательщика. Так, плательщик самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, исчисляет в белорусских рублях сумму налога, подлежащую уплате за отчетный, налоговый период (статья 36
НК). Исключение составляют случаи, когда исчисление и уплата налога производятся не плательщиком, а налоговым агентом (подоходный налог, налог на доходы).
Налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, и прекращается его исполнением либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство и (или) таможенное законодательство связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу (пункт 3
статьи 41 НК). Таким образом, не исполненное своевременно налоговое обязательство становится налоговой задолженностью. Налоговое обязательство подлежит исполнению вне зависимости от привлечения плательщика к ответственности.
Возникновение налоговой задолженности возлагает на плательщика также ряд дополнительных обязанностей. Во-первых, это обязанность не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности представить перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком. Во-вторых, плательщик обязан обеспечить зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов на свои текущие (расчетные) банковские счета в банке в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством. Указанный порядок зачисления выручки должен быть обеспечен не только при наличии задолженности по налогам, но и задолженности по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения до полного ее погашения.
Не следует также забывать, что ежемесячно на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь размещается перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих на 1-е число месяца, следующего за отчетным, задолженность по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, пеням.
Условно можно выделить следующие способы погашения налоговой задолженности:
1. самостоятельно плательщиком;
2. уплата налога третьим лицом;
3. взыскание налога налоговым органом.
Самостоятельная уплата налогов
Согласно статье 38
НК уплата налога производится как в безналичном, так и в наличном порядке. Налог должен быть уплачен в белорусских рублях. Однако может быть установлено иное. Так, государственная пошлина согласно пункту 7
статьи 287 НК может уплачиваться в иностранной валюте, если плательщик не является налоговым резидентом Республики Беларусь и находится за пределами Республики Беларусь. Статьей 45 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» также определено, что вывозные таможенные пошлины могут уплачиваться не только в белорусских рублях, но и в валюте в случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Это значит, что сроки уплаты налога следует искать в Особенной части
НК.
Общие положения НК регулируют вопрос, какой день будет считаться днем уплаты налога. В силу статьи 38
НК днем уплаты налога признается:
1. день исполнения банком платежной инструкции (поставщиком платежных услуг – платежного указания) на перечисление налога (при наличии на счете, в электронном кошельке средств, достаточных для исполнения такой платежной инструкции (платежного указания)) либо день исполнения такой платежной инструкции посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО) – при отсутствии денежных средств на счетах в банках, электронных денег в электронных кошельках, достаточных для исполнения платежной инструкции на уплату налога.
Налоговое обязательство при безналичных расчетах не будет считаться исполненным, если плательщиком произведен отзыв или банком (поставщиком платежных услуг) осуществлен возврат платежной инструкции (платежного указания) на перечисление суммы налога, а также если на момент предъявления плательщиком в банк платежной инструкции (поставщику платежных услуг – платежного указания) на уплату налога этот плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований (пункт 5
статьи 42 НК);
2. день внесения наличных денежных средств в банк или иную уполномоченную организацию;
3. день осуществления платежа с использованием банковской платежной карточки либо ее реквизитов.
Согласно статье 45 Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» банковская платежная карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к счету субъекта платежных правоотношений для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством. Операции с банковскими платежными карточками осуществляются в соответствии с Инструкцией об осуществлении операций с банковскими платежными карточками и платежными инструментами, обеспечивающими их использование, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 378;
4. день исполнения банком платежных инструкций на уплату сумм налога со счетов Министерства финансов, главных управлений Министерства финансов по областям и городу Минску – в случае исполнения налоговых обязательств плательщика за счет средств бюджета.
Исполнение налоговых обязательств плательщика за счет средств бюджета осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке организации и осуществления казначейского исполнения бюджетов по расходам и учета внебюджетных средств на едином казначейском счете, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июля 2011 г. № 63. Касается это расходов по финансированию из бюджетов бюджетных организаций;
5. день зачисления в соответствующий бюджет денежных средств в белорусских рублях – при уплате налога с покупкой банком иностранной валюты, а также при перечислении плательщиком причитающихся к уплате сумм налога, пеней в иностранной валюте из-за пределов Республики Беларусь. Указанный пункт применяется, например, при уплате налога на добавленную стоимость иностранными организациями, иностранными индивидуальными предпринимателями при оказании услуг в электронной форме либо при электронной дистанционной продаже товаров в соответствии со статьями 141
и 1411
НК;
6. день, когда денежные средства приняты платежным агентом посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве (далее – ЕРИП).
В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2011 г. № 389 «О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь» платежный агент – это юридическое лицо, определяемое Нацбанком совместно с Совмином, предоставляющее информацию, необходимую для осуществления платежей за услуги и платежей в бюджет, оказывающее услуги физическим лицам по приему указанных платежей, а индивидуальным предпринимателям – услуги по приему платежей в бюджет посредством АИС «Расчет» и заключившее договор с расчетным агентом. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2014 г. № 306/3 «О некоторых вопросах развития единого расчетного и информационного пространства в Республике Беларусь» РУП «Белпочта» является платежным агентом ЕРИП.
Следовательно, день приема денежных средств РУП «Белпочта» будет являться днем уплаты налога;
7. день исполнения банком платежных инструкций на уплату сумм налога, сбора (пошлины), пеней посредством системы мгновенных платежей.
Согласно пункту 4 Правил системы мгновенных платежей, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 354, система мгновенных платежей является платежной системой, обеспечивающей посредством своих программно-технических и телекоммуникационных средств осуществление мгновенного платежа в белорусских рублях в режиме 24/7/365 внутри Республики Беларусь и взаимодействующей с иностранными системами мгновенных (быстрых) платежей;
8. день зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, в счет погашения задолженности или исполнения обязательства по налогу.
Согласно статье 66
НК зачет производится налоговым органом не позднее пяти лет со дня уплаты суммы налога путем вынесения решения. Зачет может быть произведен как по инициативе налогового органа, так и по инициативе плательщика.
По заявлению плательщика зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налога может производиться в счет:
-
исполнения налоговых обязательств по другим налогам, уплаты пеней, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов;
-
исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. Такое заявление может быть подано только при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней и штрафов.
Неисполнение плательщиком налогового обязательства влечет применение к плательщику мер административной ответственности. Статья 14.4
Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере сорока процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 2 и 10 базовых величин соответственно. Указанная ответственность не применяется в случае, если плательщиком, иным обязанным лицом платежная инструкция на перечисление причитающейся суммы налога своевременно направлена банку (без последующего отзыва), но не исполнена банком по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме. Для того чтобы воспользоваться указанным освобождением, учитывая механизм исполнения денежных обязательств посредством АИС ИДО, плательщик должен своевременно направить в банк платежное поручение (поручения) к одному или нескольким счетам – при наличии на них денежных средств, достаточных для исполнения налогового обязательства в полном объеме, а в случае недостаточности на его счетах денежных средств для исполнения налогового обязательства в полном объеме – к одному из счетов.
При наличии же денежных средств на счете плательщика в достаточном размере и своевременном представлении в банк платежной инструкции на уплату налогов ответственность за несвоевременное перечисление в бюджет сумм налога со счета плательщика будут нести только банк и его должностные лица (статья 14.8
КоАП).
Уплата налога иным лицом
Как было указано выше, уплата налога может осуществляться как плательщиком, так и иным лицом. Что касается последних, то их можно разделить на две категории:
1. иные обязанные лица.
Это лица, которые не являются плательщиками, но обязаны исполнить налоговое обязательство плательщика в случаях, прямо установленных налоговым или таможенным законодательством. С данной категорией все более-менее понятно.
Согласно подпункту 2.11
пункта 2 статьи 13 НК иное обязанное лицо – это лицо, на которое в соответствии с НК и иными актами налогового законодательства возложено исполнение налогового обязательства плательщика либо которое в соответствии с таможенным законодательством несет с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей. К таким лицам относятся:
-
филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь (в том числе организационная структура профессионального союза (объединения профсоюзов), политической партии, иного общественного объединения, республиканского государственно-общественного объединения, не наделенная правами юридического лица), которые в соответствии с учетной политикой этого юридического лица осуществляют ведение бухгалтерского учета с определением финансового результата по их деятельности и которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этого юридического лица в части своей деятельности (пункт 3
статьи 14 НК);
-
участник простого товарищества (договора о совместной деятельности), на которого в соответствии с договором простого товарищества (договора о совместной деятельности) возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества (пункт 4
статьи 14 НК);
-
налоговые агенты (статья 23
НК);
-
ликвидационная комиссия (ликвидатор), которая исполняет налоговое обязательство и причитающиеся к уплате пени ликвидируемой организации (пункт 2
статьи 44 НК);
-
правопреемник реорганизованного юридического лица (пункты 1
и 2 статьи 45 НК);
-
доверительный управляющий в случаях, установленных НК, в отношении имущества, переданного в доверительное управление, а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом (статья 46
НК);
-
наследник индивидуального предпринимателя в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве (пункт 1
статьи 47 НК);
2. иные лица.
Кодекс не определяет, кто может быть отнесен к иным лицам. Следовательно, не ограничивает перечень лиц, которые могут исполнить налоговое обязательство за плательщика. Таким лицом может быть представитель плательщика, собственник его имущества, учредитель организации, любое иное лицо. Например, уплата налога за плательщика может быть произведена его контрагентом по какой-либо сделке.
НК устанавливает единственное условие в отношении такой уплаты: если налог уплачен, то лицо, его уплатившее, не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченной суммы.
Взыскание налога налоговым органом
Взысканием налога, сбора (пошлины), пеней согласно пункту 1
статьи 61 НК признаются исполнение налогового обязательства, уплата пеней в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства и (или) другое имущество плательщика и (или) его дебиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней.
Взыскание налогов можно разделить по способу исполнения или по субъектному составу. В зависимости от способа взыскание налога может осуществляться в бесспорном порядке, включая право взыскания посредством исполнительного производства, либо в судебном порядке. Также порядок взыскания налога различается в зависимости от категории плательщика (юридическое либо физическое лицо). Следует отметить, что для целей взыскания налога индивидуальные предприниматели не рассматриваются в качестве физических лиц.
1. Взыскание налогов с физических лиц.
Взыскание налогов с физических лиц может осуществляться:
-
в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (пункт 1
статьи 61 НК);
-
в судебном порядке (пункт 1
статьи 65 НК).
В первом случае взыскание осуществляется на основании решения налогового органа, которому статьей 107
НК предоставлено право принимать такие решения в целях их направления на исполнение в органы принудительного исполнения (далее – ОПИ). Форма решения налогового органа о взыскании налогов установлена в постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 97 «Об установлении форм документов» (далее – постановление № 97). Налоговое законодательство не устанавливает, в какой срок с момента образования задолженности может быть вынесено решение налогового органа о взыскании налогов. Также НК не предусматривает обязанности налогового органа направить указанное решение плательщику. Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 439-З) решение налогового органа о взыскании налогов является исполнительным документом. Поэтому налоговый орган, вынося решение о взыскании налога, становится взыскателем и получает в рамках исполнительного производства весь объем полномочий последнего. Статья 41 Закона № 439-З предоставляет право налоговому органу до предъявления исполнительного документа к исполнению в ОПИ направить решение о взыскании налога по известному месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов с заявлением о проведении удержания и перечислении удержанных денежных средств. Как и исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений, решение налогового органа о взыскании налогов может быть предъявлено в ОПИ в течение трех лет со дня его вынесения.
Во втором случае взыскание налога может осуществляться за счет имущества плательщика в судебном порядке. Обращению налогового органа в суд, как правило, предшествует принятие решения о наложении ареста на имущество плательщика. Арест имущества заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости – в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества (статья 57
НК). Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства. Статья 57
НК предусматривает, что арест имущества физического лица должен производиться с обязательным присутствием самого лица или его представителя. Если такое присутствие невозможно обеспечить, арест имущества производится в присутствии двух понятых. Арест имущества физического лица, которое находится в жилом помещении, ином законном владении, помимо или против его воли производится с санкции прокурора.
2. Взыскание налогов с индивидуальных предпринимателей и организаций.
Взыскание налогов с индивидуальных предпринимателей и организаций производится налоговым органом одним из следующих способов:
-
в бесспорном порядке;
-
в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве;
-
в судебном порядке.
Основное, что следует помнить о принудительном взыскании налогов с субъектов хозяйствования, – это то, что взыскание не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты. Исключение из указанного предписания составляют два случая:
1. если взыскание производится по результатам проверки, проведенной в соответствии с НК или иными законодательными актами. Как правило, проверка назначается за пять лет и дополнительно включает период текущего года, прошедший до назначения проверки. Пунктом 16 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», пунктом 1
статьи 73 и пунктом 4
статьи 74 НК предусмотрено, что проведение внеплановых, выборочных, выездных и камеральных проверок может осуществляться за период, превышающий пять календарных лет;
2. если взыскание производится по результатам представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями или налоговой декларации (расчета), если в установленный срок она не представлялась.
Применение бесспорного порядка
В бесспорном порядке налоговые органы имеют право взыскать налог, сбор (пошлину), пени за счет денежных средств плательщика, находящихся на его счету, электронных денег в электронном кошельке либо его наличных денежных средств, а также за счет денежных средств, электронных денег дебитора – организации или индивидуального предпринимателя. Взыскание налога со счетов, открытых в иностранной валюте, производится с продажей в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте, установленному Национальным банком на дату взыскания.
Взыскание производится на основании соответствующих решений (постановлений) налогового органа, формы которых установлены постановлением № 97.
Пункт 2
статьи 62 НК и пункт 4
статьи 64 НК предусматривают, что решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней с банковских счетов не принимается в отношении:
-
корреспондентских счетов;
-
благотворительных счетов, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
-
специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами;
-
счетов по учету средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, прочих бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям;
-
счетов, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Наряду с указанными ограничениями статья 2104
Банковского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что не допускается также обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на счете-эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара. Пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (далее – Указ № 414) установлено, что взыскание в бесспорном порядке денежных средств (электронных денег) осуществляется взыскателями со счетов в банках (из электронных кошельков), с которых такое взыскание предусмотрено законодательными актами.
Таким образом, решение налогового органа о взыскании денежных средств с банковских счетов плательщика либо банковских счетов дебитора не может быть предъявлено к указанным выше счетам.
Так как налоговые органы в соответствии с Указом № 414 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 432/11 «Об автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств» (далее – постановление № 432/11) являются прямыми участниками АИС ИДО, платежное требование предъявляется не к конкретному счету плательщика, а направляется непосредственно в указанную систему.
В соответствии с пунктом 4
статьи 62 и пунктом 7
статьи 64 НК, пунктом 8 Указа № 414 платежное требование налогового органа, оформленное на основании решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней, направляется налоговым органом для исполнения непосредственно в АИС ИДО.
Согласно постановлению № 432/11 списание денежных средств со счета (погашение электронных денег, числящихся в электронном кошельке) в банке посредством АИС ИДО осуществляется на основании принятых к исполнению платежных требований взыскателей. Очередность исполнения принятых АИС ИДО платежных требований налоговых органов определяется с учетом установленной законодательными актами очередности платежей, а в пределах одной очереди – с учетом даты и времени поступления платежных требований в АИС ИДО.
Очередность проведения платежей со счетов (из электронных кошельков) установлена пунктом 2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов со счетов (из электронных кошельков) на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2021 г. № 462 «Об особенностях осуществления расчетов», согласно которому очередность представлена следующим образом:
1. вне очереди осуществляются:
-
возврат денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки;
-
расчеты за закупаемые у физических лиц молоко и скот;
-
платежи в счет неотложных нужд в размере, не превышающем 20 процентов денежных средств, поступивших на текущие (расчетные) банковские счета экономических субъектов (за исключением сумм кредитов, а также сумм денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки) за предыдущий месяц;
-
платежи в счет погашения задолженности по выплате заработной платы и среднего заработка за время трудового отпуска;
-
платежи в счет выплат, причитающихся работнику при увольнении;
-
платежи в счет выплаты страховых взносов на суммы, указанные в абзацах пятом и шестом настоящей части, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование на эти суммы в бюджет фонда;
-
платежи в счет выплаты выходных пособий;
-
платежи в счет выплаты алиментов и платежей по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
-
платежи в счет выплаты пособий по государственному социальному страхованию;
-
платежи в счет уплаты подоходного налога с физических лиц, исчисленного из сумм доходов, подлежащих налогообложению, указанных выше;
-
платежи в счет возврата (погашения) кредитов, предоставленных на погашение задолженности по определенным платежам;
2. в первоочередном порядке осуществляются:
-
платежи в бюджет;
-
иные платежи.
Платежное требование налогового органа из АИС ИДО должно быть отозвано не позднее одного рабочего дня, если:
-
получены сведения об исполнении налогового обязательства;
-
применены такие способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, как залог имущества, поручительство, банковская гарантия;
-
судебным исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы.
Посредством АИС ИДО производится взыскание со счетов самого плательщика либо со счетов его дебиторов.
Для того чтобы произвести взыскание задолженности плательщика за счет средств со счетов его дебитора, налоговый орган выносит решение. Основаниями для принятия налоговым органом решения могут выступать два повода:
1. заявление плательщика об уступке требования кредитора и документ (акт сверки или иной подписанный дебитором и плательщиком документ), подтверждающий наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора;
2. справка о наличии дебиторской задолженности у плательщика, оформленная по установленной форме на основании:
-
документов, представленных плательщиком. Согласно подпункту 1.5
пункта 1 статьи 22 НК плательщик обязан вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком, в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Документами, подтверждающими факт наличия дебиторской задолженности, могут являться договор, товарные и (или) товарно-транспортные накладные, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, регистры бухгалтерского учета с расшифровкой дебиторской задолженности и иные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у его дебитора, по которой не истек срок исковой давности;
-
документов, представленных органом государственного контроля;
-
результатов проведенных в соответствии со статьей 84
НК мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов. Такие мероприятия могут проводиться в случаях, когда плательщиком не исполняется обязанность представления в установленный срок перечня дебиторов;
-
результатов проверки, проведенной налоговым органом.
Подлежащая взысканию с дебитора сумма не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику. Взыскание налога за счет дебиторской задолженности может производиться, только если срок исполнения обязательств дебитора перед плательщиком наступил и при этом в отношении таких обязательств не истек срок исковой давности.
Также бесспорно могут взыскиваться с плательщика имеющиеся у него наличные денежные средства (статья 63
НК). Например, наличные белорусские рубли в счет погашения задолженности по налогам могут быть изъяты налоговым органом из кассы организации. Такие наличные денежные средства в день их взыскания подлежат сдаче в банк для их перечисления в соответствующий бюджет. До сдачи денежных средств в банк налоговый орган несет ответственность за сохранность изъятых денежных средств.
Взыскание налогов в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве
Взыскание налогов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, производится на основании решения налогового органа о взыскании налогов. С целью исключения одновременного взыскания задолженности налоговыми органами и ОПИ налоговые органы не имеют права самостоятельно осуществлять взыскание в период, когда решение налогового органа будет исполняться в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (пункт 1
статьи 61, пункт 5
статьи 62, пункт 7
статьи 64 НК).
Срок вынесения решения налогового органа о взыскании налогов НК не регламентирован, поэтому такое решение может быть принято в любой момент в течение периода, который установлен для предъявления требования об уплате налогов субъектом хозяйствования. Решение налогового органа о взыскании налогов вступает в силу со дня его вынесения.
Нормами НК не предусмотрено направление плательщику вынесенного налоговым органом решения о взыскании налогов. Вынесенное налоговым органом решение является исполнительным документом и в течение 3 лет со дня его вынесения (часть 5 пункта 1
статьи 61 НК) может быть предъявлено в ОПИ для принудительного исполнения. НК не устанавливает, при каких обстоятельствах налоговый орган откажется от права бесспорного взыскания задолженности с субъектов хозяйствования и воспользуется правом обращения в ОПИ. Представляется, что такими обстоятельствами могут быть случаи, когда, например, меры обеспечения исполнения налогового обязательства, установленные НК, по мнению налогового органа, будут недостаточными для взыскания задолженности в порядке, предусмотренном НК (так, если необходимо временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь), либо имеются сведения о том, что на имущество плательщика уже наложен арест ОПИ.
Статья 41 Закона № 439-З позволяет налоговому органу направить решение о взыскании налогов с индивидуального предпринимателя до предъявления в ОПИ по известному месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов с заявлением о проведении удержания и перечислении удержанных денежных средств в бюджет.
Судебный порядок взыскания налогов с субъектов хозяйствования
Пункт 1
статьи 65 НК устанавливает, что взыскание налогов за счет иного имущества (помимо денежных средств) производится на основании судебного постановления. До обращения в суд налоговый орган вправе принять решение о наложении ареста на имущество плательщика (залогодателя, поручителя). Заявление налогового органа о взыскании налога путем обращения взыскания на имущество плательщика может рассматриваться в порядке приказного производства.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2019 г. № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений» разъяснено, что налоговый орган, несмотря на право самостоятельно налагать арест на имущество, может обратиться в экономический суд с ходатайством о принятии такой меры по обеспечению иска, которое подлежит разрешению в порядке, предусмотренном главой 9
Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 2
статьи 65 НК взыскание налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
-
имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);
-
иного имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
При взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней за счет арестованного налоговым органом имущества экономический суд проверяет соблюдение указанной последовательности взыскания.
Судебное постановление о взыскании налога за счет имущества исполняется в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства». Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет имущества плательщика (залогодателя, поручителя) производится путем зачисления в соответствующий бюджет денежных средств от его реализации.
Нестерова О.В.,
главный советник отдела бюджетно-финансового, налогового и банковского законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях
Национального центра законодательства и правовой информации
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

МАРТ разъяснил отдельные вопросы применения постановления о системе регулирования цен
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713 (6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 713(6)), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
Порядок формирования отпускных цен импортерами на остатки потребительских товаров при новом поступлении таких товаров, составление экономического обоснования, информация о надбавке импортера, которую нужно с 15 апреля 2025 г. указывать в товарно-транспортных или товарных накладных (далее – ТТН (ТН)).
С 15 апреля 2025 г. в том числе у импортеров возникает обязанность устанавливать цены на потребительские товары в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713 (6)) на вновь поступившие потребительские товары.
Согласно части второй пункта 9 постановления № 713 импортеры при формировании отпускных цен на потребительские товары составляют экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен, с расшифровкой статей затрат, указанных в части второй пункта 5 указанного постановления. Также в экономическом расчете указывается размер примененной при формировании цены надбавки импортера.
В соответствии с требованиями абзацев первого и второго части первой пункта 12 постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) дополнительно к сведениям, указываемым в ТТН (ТН) в соответствии с законодательством, импортерами указываются следующие сведения, связанные с установлением регулируемых цен на потребительские товары: отпускная цена импортера (в случае применения скидки с отпускной цены указывается с учетом скидки с отпускной цены, в случае применения оптовой скидки указывается без учета оптовой скидки), вид скидки (с отпускной цены, оптовая), размер оптовой скидки (в процентах), размер примененной надбавки импортера (в процентах), условия доставки товара (цена(ы) на товар(ы) сформирована(ы) с учетом расходов по доставке или без учета расходов по доставке).
Таким образом, с 15 апреля 2025 г. у импортеров возникает обязанность по указанию в товаросопроводительных документах процента надбавки импортера, в том числе и на остатки потребительских товаров, сложившиеся у импортеров на 14 апреля 2025 г. При этом в ТТН (ТН) указывается размер примененной надбавки импортера (в процентах) в соответствии с расчетом цены на каждую партию товара (как на остатки потребительских товаров по состоянию на 14 апреля 2025 г., так и поступившие после указанной даты потребительские товары).
Дополнительно обращаем внимание, что с учетом положений пункта 2 постановления № 713(6) при реализации остатков потребительских товаров, сложившихся у импортеров на 14 апреля 2025 г., цены на такие остатки не должны превышать уровень цен на вновь поступившие после 14 апреля 2025 г. такие же товары.
Рассмотрим на примерах формирование отпускных цен на остатки потребительского товара «Зубная паста» после первого поступления такого же товара.
1.1. В случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) цена на вновь поступивший товар выше цены на остатки.
Справочно
Необходимость приведения в соответствие цен на остатки отсутствует.
7,91 руб. – отпускная цена импортера, сформированная на остатки потребительского товара до 15 апреля 2025 г., исходя из следующих данных:
5,30 руб. – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 руб. – расходы по импорту;
40 % – надбавка импортера.
15 апреля 2025 г. импортеру вновь поступил такой же товар (новое поступление) и на него он сформировал отпускную цену 8,28 руб. (в соответствии с требованиями постановления № 713 – предельная максимальная надбавка 30 %, из которых импортер применил 10 %).
7,18 руб. – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 – расходы по импорту;
10 % – надбавка импортера.
Таким образом у импортера сформированы разные отпускные цены на разные партии товара, с учетом того, что отпускная цена на вновь поступивший потребительский товар, выше отпускной цены, установленной на остатки.
Импортер вправе осуществлять реализацию потребительских товаров по установленным в отношении каждой партии отпускным ценам 7,91 руб. и 8,28 руб.
В таком случае при реализации потребительского товара по указанной цене у импортера отсутствует необходимость составления повторного экономического обоснования сформированной отпускной цены 7,91 руб. на остатки товаров, так как ранее на этот потребительский товар уже составлено экономическое обоснование. При этом в ТТН (ТН) указывается надбавка импортера 40 %.
В случае же, если импортер уменьшает размер надбавки на остатки потребительского товара, т.е. формирует новую отпускную цену, составление экономического обоснования является обязательным.
1.2. В случае, если сформированная в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) цена на вновь поступивший товар ниже цены на остатки.
Справочно
Производится уменьшение цен на остатки до уровня цены, сформированной на вновь поступивший такой же товар.
15 апреля 2025 г. импортер получил новый товар и сформировал отпускную цену 6,31 руб. (в соответствии с требованиями постановления № 713 – предельная максимальная надбавка 30 %, из которой импортер применил 10 %);
5,39 – контрактная цена, пересчитанная по курсу Национального банка на дату оприходования товара;
0,35 – расходы по импорту;
10 % – надбавка импортера.
Таким образом у импортера сформированы разные отпускные цены на разные партии товара, с учетом того, что отпускная цена на вновь поступивший потребительский товар, ниже цены на остатки.
Импортер обязан осуществлять реализацию потребительского товара по отпускной цене не выше 6,31 руб. как на новое поступление, так и на остатки товара.
При этом на остатки товара составляется новое экономическое обоснование, где контрактная цена (5,30 руб.) и расходы по импорту (0,35 руб.) остаются неизменными, а надбавка импортера уменьшается с 40 % до 11,7 %.
6,31 руб. – отпускная цена на остатки потребительского товара, сформированная после первого нового поступления такого товара.
В таком случае в ТТН (ТН) указывается отпускная цена импортера 6,31 руб. и, в зависимости от партии, надбавка импортера 10 или 11,7 %.
При этом следует отметить, что в случае, если цена на остатки товара в экономическом обосновании рассчитана с отрицательной надбавкой импортера в ТТН (ТН) указывается надбавка «0».
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Аттестация учащихся, курсантов учреждений среднего специального образования. Изменения
27 марта 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 февраля 2025 № 42 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 282 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ среднего специального образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Определено, что отметка по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента, которая вносится в приложение к диплому о среднем специальном образовании (диплому о среднем специальном образовании с отличием), определяется как среднее арифметическое отметок за семестры и отметки (отметок), полученной (полученных) на итоговых испытаниях.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок без уважительных причин, или получившему по результатам итоговых испытаний неудовлетворительную отметку, руководителем учреждения образования устанавливается срок их ликвидации после завершения экзаменационной сессии, но не позднее месяца после начала следующего семестра.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического занятия по практике выставляется отметка «1».
Урегулирован порядок проведения практического этапа итоговой аттестации по отдельным разделам.
С учетом специфики содержания образовательных программ среднего специального образования по специальностям, по которым присваивается квалификация, предусматривающая выполнение трудовых функций по разным должностям и сферам деятельности, в Правила аттестации введена такая форма проведения итоговой аттестации по специальности как «государственный экзамен по специальности и защита дипломного проекта (дипломной работы)».
Правила аттестации дополнены следующими формами контроля учебной деятельности: протокол итоговых испытаний, экзаменационная ведомость заседания квалификационной комиссии, протокол заседания квалификационной комиссии.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
При проведении практического этапа (разделов практического этапа) и теоретического этапа в различные дни отметки, полученные на первом этапе, а также при проведении практического этапа по разделам, вносятся в экзаменационную ведомость по форме согласно приложению 122
к Правилам аттестации.
Заседание государственной квалификационной комиссии при проведении итоговой аттестации в форме государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта (дипломной работы) оформляется протоколом заседания государственной квалификационной комиссии по форме согласно приложению 19 к Правилам аттестации.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Закупки за счет собственных средств. Разъяснение отдельных требований к составу участников
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.
Правомерно ли установление в приглашении к участию в конкурентной процедуре закупки за счет собственных средств в качестве требования к составу участников процедуры закупки требования о том, что в процедуре закупки за счет собственных средств не могут принимать участие юридические лица или индивидуальные предприниматели, находящиеся (неисключенные) в списке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также находящиеся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), реорганизации (в отношении индивидуального предпринимателя – находящийся в стадии прекращения деятельности), или признанные в установленном законодательными актами порядке банкротами?
Ответ: Ч. 2 подп. 2.5 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» установлено, что участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в ч. 7 подп. 2.5 п. 2, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).
Таким образом, запрет на участие в процедурах закупок за счет собственных средств установлен для субъектов, включенных только в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, ознакомиться с которым можно в ИС «Тендеры». Наличие юридического лица или индивидуального предпринимателя в списке поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, не препятствует участию такого юридического лица или индивидуального предпринимателя в закупках за счет собственных средств. Соответственно, установление такого требования к составу участников конкурентной процедуры закупки за счет собственных средств в приглашении к участию в любом виде конкурентной процедуры закупки полагаем неправомерным.
В свою очередь п. 10 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (ред. от 18.04.2019), допускает совершение юридическими лицами, находящимися в ликвидации, или индивидуальным предпринимателем, находящимся в стадии прекращения его деятельности, сделок, только связанных с ликвидацией (прекращением деятельности). Совершение сделок в иных целях, а также осуществление операций по банковским счетам, не связанным с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещено. Поскольку участие в процедуре закупки за счет собственных средств в конечном итоге предполагает заключение договора на закупку, что является гражданско-правовой сделкой, полагаем установление требования к составу участников, что участник не должен находиться в процессе ликвидации (прекращения деятельности), (в отношении индивидуального предпринимателя – находиться в стадии прекращения деятельности), правомерным.
Применительно к реорганизации необходимо отметить следующее. Прямого запрета на совершение сделок, не связанных с реорганизацией, для юридического лица, находящегося в процессе реорганизации, законодательство не содержит.
Но при реорганизации в форме присоединения присоединяемое юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ч. 2 п. 4 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При слиянии нескольких юридических лиц с даты внесения в ЕГР записи о государственной регистрации вновь созданного юридического лица данные юридические лица считаются прекратившими свою деятельность (п. 1 ст. 54 ГК Республики Беларусь, п. 20 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 10 марта 2009 г. № 25). Аналогичный принцип установлен при разделении юридических лиц.
Согласно п. 4 ст. 54 ГК Республики Беларусь при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому их них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. Преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы означает переход прав и обязанностей по передаточному акту, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать такому юридическому лицу.
Таким образом, при нахождении юридического лица в процессе реорганизации допустима ситуация, что на момент рассмотрения предложения участника, выбора его победителем или заключения с ним договора такой участник будет считаться прекратившим свою деятельность в результате состоявшейся реорганизации.
Помимо этого, ГК Республики Беларусь содержит гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Так, на основании ч. 1 п. 2 ст. 56 ГК Республики Беларусь кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного исполнения обязательств, возникших до начала процедуры реорганизации, а если досрочное исполнение обязательств невозможно, то тогда кредиторы вправе потребовать прекращения таких обязательств и возмещения причиненных в связи с этим убытков.
На основании вышеизложенного, полагаем, что в силу потенциальной возможности прекращения деятельности участника в результате его реорганизации в ходе проведения процедуры закупки за счет собственных средств, необходимости заключения договора по результатам проведения процедуры закупки с участником-победителем, а не с его правопреемником, установление требования о том, что в процедуре закупки за счет собственных средств не могут принимать участие юридические лица, находящиеся в процессе реорганизации, является правомерным.
Что касается запрета на участие в процедуре субъектов, признанных в установленном законодательными актами порядке банкротами, то действующий Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» содержит определение банкротства. Под ним понимается неплатежеспособность должника, признанная решением суда, рассматривающего экономические дела, о признании должника – юридического лица банкротом и открытии ликвидационного производства, о признании должника – индивидуального предпринимателя банкротом с прекращением предпринимательской деятельности и открытии ликвидационного производства (п. 1 ст. 1). В свою очередь, в ликвидационном производстве должником совершаются сделки и (или) иные действия, только если такие сделки и (или) иные действия связаны с его ликвидацией либо прекращением деятельности (п. 8 ст. 38 названного Закона).
Таким образом, поскольку заключение договора на закупку вследствие проведенной процедуры закупки не относится к сделкам, связанным с ликвидацией юридического лица либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, то заключение договора на закупку и предваряющее его заключение участие в процедуре закупки невозможно.
Бакиновская О.А.,
кандидат юридических наук, доцент
Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»