/ / Аналитика
06.06.2023

Закон о туризме. Госрегулирование и госпрограммы в этой сфере

11 ноября 2021 г. принят Закон Республики Беларусь № 129-З «О туризме», которым регулируются общественные отношения, возникающие при осуществлении туристической деятельности, совершении туристических путешествий, экскурсионном обслуживании, организации и обеспечении безопасности в сфере туризма. Министерство спорта и туризма разъяснило положения Закона.

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 1 июня 2023 г.

Госрегулирование в сфере туризма. Общие положения

Статьей 6 Закона установлен круг должностных лиц и государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере туризма:

  • Президент Республики Беларусь, определяет единую государственную политику в сфере туризма;
  • Совет Министров Республики Беларусь, обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма;
  • Министерство спорта и туризма, является республиканским органом государственного управления, проводящим единую государственную политику в сфере туризма;
  • местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, разрешают вопросы развития сферы туризма на местном уровне (в пределах различного уровня административно-территориальных единиц Республики Беларусь);
  • иные государственные органы в пределах их полномочий.

Государственное регулирование в сфере туризма также осуществляется посредством подготовки и принятия соответствующих законов Республики Беларусь.

Так, на общественные отношения в сфере туризма на текущий момент распространяют свое действие:

Важно отметить, что государственное регулирование в сфере туризма реализуется в том числе посредством межведомственного взаимодействия, что находит свое отражение в создании различного рода межведомственных формирований. Одним из таких является Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь, правовое положение которого определено в статье 14 Закона Республики Беларусь «О туризме».

Основные принципы и цели государственного регулирования в сфере туризма

Статья 7 Закона предусматривает регулирование основных принципов и целей государственного регулирования в сфере туризма.

Так, пункт 1 статьи 7 предусматривает следующие основные принципы:

1) уважение и соблюдение прав, свобод и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, прав и законных интересов юридических лиц.

Данный принцип понимается в широком смысле и в первую очередь направлен на реализацию основных концептуальных прав участников туристической деятельности, предусмотренных в Конституции Республики Беларусь.

Одновременно с этим частью первой статьи 41 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Следовательно, описываемый принцип предоставляет возможность для занятия туристической деятельностью, экскурсионным обслуживанием.

Поскольку между субъектами и участниками туристической деятельности возникают правоотношения, связанные с оказанием того или иного вида услуг, описываемый принцип направлен на установление договорных отношений, включающих взаимные права и обязанности их участников;

2) обеспечение безопасности.

Как отмечалось в комментарии к статье 2 Закона Республики Беларусь «О туризме», безопасность включает в себя несколько аспектов:

  • сохранность жизни, здоровья, имущества туристов, экскурсантов;
  • непричинение вреда окружающей среде при совершении туристических путешествий;
  • информационная поддержка участников и субъектов туристической деятельности;
  • защита прав, свобод и законных интересов участников туристической деятельности, прав и законных интересов субъектов туристической деятельности;

3) равный доступ участников туристической деятельности к туристическим услугам, услугам, связанным с организацией туристического путешествия, туристическим ресурсам, объектам туристической индустрии.

Данный принцип связан с положениями статей 10, 11 и 22 Конституции Республики Беларусь, в связи с чем всем участникам туристической деятельности вне зависимости от социального положения, возрастной категории, профессии и прочих факторов гарантируется право на свободный доступ к туристическим услугам, услугам, связанным с организацией туристического путешествия, туристическим ресурсам, объектам туристической индустрии.

Схожее по характеру нормативное правовое регулирование предусмотрено в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Данный принцип также распространяет свое действие на правовое положение инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе на фоне Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции». В развитие, в том числе данного законодательного акта, главой 8 Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 523, предусмотрено регулирование вопросов оказания туристических услуг туристам, экскурсантам с ограничениями жизнедеятельности.

Правовое регулирование, основанное на описываемом принципе, также предусмотрено в пункте 17 Положения о порядке и условиях создания и функционирования туристических информационных центров, а также их учета, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 839 (далее – Положение о ТИЦ);

4) развитие туризма и внешней торговли туристическими услугами.

Данный принцип нашел свое отражение в работе субъектов туристической деятельности, направленной на формирование, продвижение и реализацию туров в рамках предусмотренных законодательством организационных форм туризма (см. комментарий к статье 4), а также в программных документах по развитию туризма в Республике Беларусь (см. комментарий к статье 13);

5) поддержка малого предпринимательства.

Данный принцип тесно связан с нормативным правовым регулированием Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

В соответствии со статьей 1 названного Закона поддержка малого и среднего предпринимательства представляет собой реализацию государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Частями первой и второй статьи 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» определены субъекты малого предпринимательства.

Вышеуказанным Законом также определены различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства;

6) защита и развитие конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Статья 3 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях» содержит исчерпывающий перечень сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям.

В свою очередь под естественной монополией понимается состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг.

Сфера туризма к естественным монополиям не относится, что, с одной стороны, обеспечивает рынок разнообразием поставщиков услуг и ассортиментов оказываемых услуг.

С другой стороны, туристическая деятельность должна осуществляться в условиях, исключающих монополизацию туристических услуг, а также случаи недобросовестной конкуренции. В этой связи на туристическую деятельность и экскурсионное обслуживание распространяется действие Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

7) гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования.

Данный принцип реализуется посредством:

  • получения в порядке, установленном законодательством, в государственных органах, иных организациях в пределах компетенции информации, связанной с осуществлением их деятельности;
  • направления в Министерство спорта и туризма предложений по включению мероприятий в сфере туризма в проекты государственных программ в сфере туризма;
  • участия в работе межведомственных формирований (например, в Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь), рабочих групп (комиссий, советов) и прочих формирований;
  • участия в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности участников туристической деятельности и (или) субъектов туристической индустрии и устанавливающих новые либо принципиально изменяющих существующие подходы к правовому регулированию определенной сферы общественных отношений.

В отношении последнего следует отметить, что данное право основано на нормативном правовом регулировании статьи 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» и подпункта 9.4 пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Для реализации указанных положений приказом Министра спорта и туризма от 25 мая 2018 г. № 270 создан общественно-консультативный совет по туризму при Министерстве спорта и туризма.

Данный совет создается в целях объективного рассмотрения и обсуждения разрабатываемых им проектов нормативных правовых актов, а также обсуждения в пределах компетенции Минспорта проблемных вопросов, возникающих у юридических и физических лиц в ходе осуществления туристической деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также иных вопросов в сфере туризма;

8) предупреждение вредного воздействия туризма на окружающую среду.

Данный принцип тесно связан с принципом безопасности, поскольку деятельность субъектов туристической индустрии не должна создавать условия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Аналогичное требование предъявляется к участникам туристической деятельности при совершении ими туристического путешествия, что также нашло свое отражение в абзаце третьем пункта 2 статьи 18 Закона Республики Беларусь «О туризме», а также в типовой форме договора оказания туристических услуг (приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 523).

Правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов, обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду определены Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды».

Многие из основных целей государственного регулирования в сфере туризма, предусмотренные в пункте 2 комментируемой статьи, являются продолжением установленных основных принципов данного регулирования.

Одновременно с этим на уровне Закона Республики Беларусь «О туризме» закреплены такие основные цели государственного регулирования в сфере туризма, как:

  • развитие кадрового обеспечения, что направлено на обеспечение качества услуг, оказываемых субъектами туристической индустрии, посредством подготовки профессиональных кадров в сфере туризма;
  • цифровизация, что связано с возрастающей ролью научно-технического прогресса и постепенным переходом на использование в сфере туризма различных информационных систем и ресурсов.

Приоритетные направления государственного регулирования в сфере туризма

В соответствии с абзацем седьмым пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О туризме» одной из основных целей государственного регулирования в сфере туризма является формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов.

Данная цель представляет собой отправную точку в определении на законодательном уровне приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма, которыми в настоящее время являются поддержка туристической индустрии, развитие внутреннего туризма и международного въездного туризма.

Указанные приоритетные направления в последнее время доказывают свою актуальность на фоне растущей роли внутреннего туризма и изменения потребительских предпочтений у участников туристической деятельности.

В этой связи часть первая пункта 2 статьи 8 Закона о туризме содержит объемный перечень мер, принимаемых государством для регулирования приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма.

В частности, для поддержки туристической индустрии, развития внутреннего туризма и международного въездного туризма принимаются меры по:

  • созданию и обеспечению благоприятных условий для деятельности субъектов туристической индустрии;
  • проведению исследований в сфере туризма;
  • реализации программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку туристической индустрии, а также на развитие внутреннего туризма и международного въездного туризма;
  • созданию и развитию туристических зон;
  • созданию и функционированию туристических информационных центров;
  • развитию экскурсионного обслуживания и разработке новых маршрутов экскурсий;
  • участию субъектов туристической индустрии в выставках, ярмарках и иных мероприятиях, направленных на развитие туристического потенциала Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Частью второй пункта 2 статьи 8 предусматривается возможность для принятия иных мер поддержки туристической индустрии, развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма.

Среди таких мер можно отметить:

1) льгота по налогу на добавленную стоимость в отношении оборотов по реализации услуг, предусмотренных в подпункте 1.32 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Так, освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь:

услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь, а также следующих туристических услуг по организации:

на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания:

услуг по подготовке, организации и проведению экскурсий;

услуг, оказываемых в составе тура, по организации и обеспечению питанием экскурсантов;

услуг, оказываемых в составе тура, по организации перевозок экскурсантов различными видами транспорта;

путешествий туристов в пределах Республики Беларусь:

услуг турагентов и туроператоров по организации комплексного туристического обслуживания;

услуг турагентов и туроператоров, оказываемых в составе тура, по организации размещения, питания туристов;

услуг, оказываемых в составе тура, по организации перевозок туристов различными видами транспорта;

услуг, оказываемых в составе тура, по организации спортивных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных, культурно-зрелищных мероприятий в соответствии с программой туристического путешествия;

услуг, оказываемых в составе тура, туристических информационных;

услуг, оказываемых в составе тура, по бронированию и (или) продаже мест в транспортных средствах, ресторанах, местах временного проживания, прокату автомобилей;

услуг, оказываемых в составе тура, по оформлению выездных документов на маршруты туристического путешествия по зарубежным странам (услуги визовой поддержки, услуги по доставке документов в консульские учреждения, услуги по медицинскому страхованию туристов);

услуг, оказываемых в составе тура, по организации встреч туристов в аэропорту, включая бронирование VIP-зала, услуги сопровождающего лица;

2) Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 предусмотрены льготы в части:

  • освобождения субъектов хозяйствования от уплаты средств, взимаемых местными исполнительными и распорядительными органами при выдаче разрешительной документации на строительство и (или) реконструкцию объектов туристической индустрии, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь № 371;
  • снижения ставок земельного налога на земельные участки, предоставляемые для строительства и (или) реконструкции объектов туристической индустрии, указанных в подпункте 4.1 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь № 371;
  • защиты инвестиций, направленных на развитие объектов туристической индустрии как в процессе строительства, так и после ввода их в эксплуатацию, от безвозмездной национализации, реквизиции, принятия мер, равные указанным по последствиям;

3) льготное кредитование субъектов агроэкотуризма, осуществляемое в соответствии с пунктом 111 Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372:

  • предоставление на реализацию проектов в сфере агроэкотуризма кредитов в размере до 2000 базовых величин на срок до пяти и семи лет для субъектов агроэкотуризма – сельскохозяйственных организаций и граждан соответственно в белорусских рублях с уплатой процентов в размере пяти процентов годовых;
  • возможность получения одним субъектом агроэкотуризма нескольких кредитов на реализацию проектов в сфере агроэкотуризма, но в пределах вышеуказанной суммы;

4) организация республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь», который проводится ежегодно по номинациям с целью содействия развитию внутреннего и международного въездного туризма в Республике Беларусь, консолидации усилий всех государственных органов, организаций, физических лиц, занятых в сфере туризма, и поощрения достижений в развитии туристической индустрии.

Задачами данного конкурса являются:

  • стимулирование конкурентоспособности рынка туристических услуг Республики Беларусь;

  • поощрение за вклад в развитие туристической индустрии;

  • привлечение внимания к проблемам создания и развития туристической индустрии;
  • создание положительного образа Республики Беларусь как страны, привлекательной для туристов, экскурсантов;

  • привлечение населения к активным формам отдыха, пропаганда здорового образа жизни;

  • популяризация исторических достопримечательностей, культурного и природного наследия Республики Беларусь;
  • повышение престижа профессий, занятых в туристической индустрии;
  • стимулирование использования современных технологий в туризме.

Одновременно лауреатам туристического конкурса при их согласии оказывается информационно-имиджевая поддержка на сайте государственного учреждения «Национальное агентство по туризму» в глобальной компьютерной сети Интернет, а также в республиканских и региональных средствах массовой информации.

Порядок проведения туристического конкурса определен Положением о республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь», утвержденным постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 10 сентября 2021 г. № 27.

Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере туризма

В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент Республики Беларусь в сфере туризма определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

В соответствии с частью первой статьи 85 Конституции Республики Беларусь и частью первой пункта 1 статьи 15 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В сфере туризма в настоящее время действуют следующие акты Президента Республики Беларусь:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351 «О развитии агроэкотуризма».

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Республики Беларусь «О туризме» Президент Республики Беларусь также определяет приоритетные направления деятельности в туристических зонах, условия и особенности ее осуществления.

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере туризма

В соответствии с частью первой статьи 106 Конституции Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

В рамках полномочий, предусмотренных в статье 107 Конституции Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь:

  • руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций, а также по вопросам, входящим в его компетенцию, системой местных исполнительных и распорядительных органов;
  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • обеспечивает исполнение Конституции, решений Всебелорусского народного собрания, законов, актов Президента;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

В сфере туризма Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики.

Одновременно статья 10 Закона о туризме предусматривает смежные вопросы регулирования в сфере туризма, реализация которых осуществлена посредством принятия соответствующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь. Так, в целях исполнения Закона Республики Беларусь «О туризме» приняты следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

В соответствии с частью первой статьи 108 Конституции Республики Беларусь постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование в сфере туризма на уровне Правительства Республики Беларусь также осуществляется посредством утверждения государственных программ в сфере туризма. В настоящее время действует Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2021 – 2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 58.

Полномочия Министерства спорта и туризма в сфере туризма

Министерство спорта и туризма является республиканским органом государственного управления, проводящим единую государственную политику в сфере туризма.

Министерство спорта и туризма входит в структуру Правительства Республики Беларусь, что основано на положениях пункта 7 статьи 84 Конституции Республики Беларусь и абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

В соответствии с положениями статьи 11 Закона о туризме Министерство спорта и туризма:

  • осуществляет координацию деятельности иных органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов;
  • создает условия для развития туризма;
  • формирует проекты государственных программ в сфере туризма;
  • осуществляет в пределах своей компетенции информирование участников и субъектов туристической деятельности по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов участников туристической деятельности, прав и законных интересов субъектов туристической деятельности;
  • запрашивает в письменной форме у субъектов туристической деятельности в целях анализа проблемных вопросов осуществления туристической деятельности документы, отчеты, сведения или иные материалы по вопросам, связанным с осуществлением туристической деятельности, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, сведений, содержащих персональные данные;
  • предоставляет в пределах своей компетенции в Министерство антимонопольного регулирования и торговли по его запросам информацию о поступивших обращениях участников туристической деятельности и иную информацию;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

В число актов законодательства, которыми Министерство спорта и туризма руководствуется в своей деятельности, также входит Положение о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 963.

Основные задачи Министерства спорта и туризма в части вопросов туризма определены в пункте 5 названного Положения. Среди них можно отметить:

  • осуществление государственного регулирования и управления в сфере физической культуры, спорта и туризма, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры, спорта и туризма;
  • обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • организация и проведение республиканских и международных спортивных, спортивно-массовых и туристических мероприятий на территории Республики Беларусь;
  • содействие деятельности организаций, осуществляющих общественное регулирование и управление в сфере физической культуры, спорта и туризма;
  • развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры, спорта и туризма, представление интересов Республики Беларусь в международных спортивных организациях, заключение в пределах своей компетенции международных договоров межведомственного характера.

В структуру центрального аппарата Министерства спорта и туризма входит Департамент по туризму с правами юридического лица, наделенный государственно-властными полномочиями и осуществляющий функции Министерства спорта и туризма в области туризма.

Правовое положение Департамента по туризму определяется Положением о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 963.

В соответствии с пунктом 4 вышеуказанного Положения задачами Департамента по туризму являются:

  • обеспечение всесторонней государственной поддержки развития туризма;
  • формирование и реализация государственной политики в области туризма;
  • разработка концепций развития туризма в республике и методов их реализации;
  • организация работы по созданию благоприятных условий и формированию факторов для эффективной деятельности региональных органов управления сферой туризма, государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма, находящихся в подчинении Министерства спорта и туризма;
  • осуществление эффективного взаимодействия с общественными организациями в сфере туризма;
  • обеспечение развития международного сотрудничества в сфере туризма.

Функции Департамента по туризму определены в пункте 6 Положения о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. Среди них можно отметить:

  • анализ состояния и проблем развития туризма, организация разработки концепций, основных направлений и перспективных планов развития туризма;
  • совершенствование научно-технического обеспечения деятельности в области туризма;
  • организация исполнения мероприятий программ развития туризма в Республике Беларусь и других государственных программ по вопросам развития туризма;
  • разработка предложений, направленных на государственное регулирование туристической деятельности, включая проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере туризма;
  • содействие установлению контактов с международными организациями, подготовка предложений о заключении двухсторонних и многосторонних договоров (соглашений) в области туризма, обеспечивает контроль за их реализацией;
  • организация республиканских и международных туристических мероприятий на территории Республики Беларусь;
  • содействие развитию туристической индустрии в республике;
  • участие в развитии и совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров в области туризма;
  • участие в организации контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих туристическую деятельность;
  • организация проведения республиканских и международных семинаров, научно-практических семинаров и симпозиумов по вопросам туризма;
  • организация проведения и участие в международных выставках, ярмарках и иных мероприятиях, направленных на продвижение туристического потенциала Республики Беларусь, проводимых в Республике Беларусь и за ее пределами;
  • иные функции.

Важно отметить, что отдельные функции Министерства спорта и туризма в области туризма в соответствии с Законом Республики Беларусь «О туризме» и иными нормативными правовыми актами реализуются государственным учреждением «Национальное агентство по туризму», являющимся подчиненной Министерству спорта и туризма государственной организацией согласно пункту 31 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 963.

Так, в настоящее время государственному учреждению «Национальное агентство по туризму» предоставлены полномочия в части:

  • организации и проведения профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков;
  • формирования и ведения Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь;
  • организации и проведения аттестации аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий) и осуществления их последующего учета;
  • ведения учета туристических информационных центров.

Полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере туризма

Статья 12 Закона о туризме регулирует вопросы компетенции местного управления и самоуправления в сфере туризма.

В соответствии со статьями 117 и 124 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством.

В частности, Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении».

Особенностью деятельности местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов является то, что данные государственные органы призваны решать глобальные задачи на местном уровне.

Сфера туризма в данном случае не является исключением, в связи с чем местные Советы депутатов:

  • определяют основные задачи и направления развития туризма на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь;
  • утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ в сфере туризма, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с актами законодательства.

В свою очередь местные исполнительные и распорядительные органы:

  • создают условия для развития туризма на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь;
  • формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ в сфере туризма, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов, и обеспечивают их реализацию;
  • осуществляют защиту прав, свобод и законных интересов участников туристической деятельности, прав и законных интересов субъектов туристической деятельности;
  • запрашивают в письменной форме у субъектов туристической деятельности в целях анализа проблемных вопросов осуществления туристической деятельности документы, отчеты, сведения или иные материалы по вопросам, связанным с осуществлением туристической деятельности, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, сведений, содержащих персональные данные;
  • при выявлении туристических услуг, услуг, связанных с организацией туристического путешествия, ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества туриста, экскурсанта и окружающей среды незамедлительно извещают об этом Министерство спорта и туризма;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

При этом местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, в том числе Министерством спорта и туризма по направлениям формирования и реализации государственных программ в сфере туризма, создания условий для развития туризма (туристических зон, поддержки туристической индустрии, развития внутреннего туризма и международного въездного туризма), защиты прав субъектов и участников туристической деятельности и т.п.

В отношении защиты прав потребителей туристических услуг местные исполнительные и распорядительные органы также реализуют полномочия, предусмотренные в статье 43 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Государственные программы в сфере туризма

Государственная программа в сфере туризма – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий в сфере туризма, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, заказчикам, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, позволяющих создать условия для развития сферы туризма.

Регулирование в отношении государственных программ осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289.

В настоящее время в Республике Беларусь действует Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2021 – 2025 годы, целью которой является формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики.

В сфере туризма в качестве приоритетов определены развитие въездного и внутреннего туризма, повышение конкурентоспособности туристических услуг и продвижение национальных туристических брендов на мировом рынке.

На 2021 – 2025 годы запланирован рост потребления туристических услуг путем стимулирования внутреннего спроса и увеличения въездных туристических потоков.

Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2021 – 2025 годы состоит их четырех подпрограмм:

  • подпрограмма 1 «Кадровое и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»;
  • подпрограмма 2 «Маркетинг туристических услуг»;
  • подпрограмма 3 «Развитие объектов туристической индустрии»;
  • подпрограмма 4 «Развитие сферы туризма и совершенствование туристической инфраструктуры в Поозерье Витебской области на 2023 – 2025 годы».

Ответственным заказчиком Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2021 – 2025 годы является Министерство спорта и туризма.

Заказчик подпрограммы 1 – Министерство спорта и туризма. Задачей подпрограммы 1 является создание условий для развития массового внутреннего туризма. Выполнение задачи характеризуется достижением следующих целевых показателей:

  • численность организованных туристов и экскурсантов – граждан Республики Беларусь, отправленных по маршрутам тура в пределах территории Республики Беларусь;
  • численность аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков;
  • количество разработанных и обновленных экскурсий и туров.

Заказчиками подпрограммы 2 являются Министерство спорта и туризма, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком. Задачи подпрограммы 2:

  • продвижение туристического потенциала Республики Беларусь на внутреннем и внешних туристических рынках;
  • развитие информационной системы комплексной поддержки внутреннего и въездного туризма.

Выполнение данных задач характеризуется достижением соответствующих целевых показателей:

  • количество проведенных маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение туристического потенциала Республики Беларусь (выставки, презентации, ознакомительные туры);
  • численность иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь.

Заказчиками подпрограммы 3 являются облисполкомы, открытое акционерное общество «Белагропромбанк». Для характеристики выполнения задачи «Создание развитой туристической индустрии, способной реализовывать качественный конкурентоспособный комплекс туристических услуг для удовлетворения максимального числа туристов» используется целевой показатель «численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения».

Заказчиками подпрограммы 4 являются Витебский облисполком, Министерство спорта и туризма. Задачей подпрограммы 4 является создание развитой туристической индустрии, способной реализовывать качественный конкурентоспособный комплекс туристических услуг для удовлетворения потребностей максимального числа туристов в Браславском, Верхнедвинском, Глубокском, Миорском, Поставском, Россонском и Шарковщинском районах.

Выполнение данной задачи характеризуется достижением следующих целевых показателей:

  • темпы роста экспорта туристических услуг (к 2022 году);
  • количество разработанных и обновленных экскурсий и туров по видам туризма в Поозерье Витебской области;
  • количество заключенных договоров о целевой подготовке специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием для сферы туристической деятельности;
  • количество специалистов, прошедших повышение квалификации в сфере туристической деятельности;
  • численность аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков в Поозерье Витебской области;
  • количество событийных мероприятий, проводимых на территории районов Поозерья Витебской области.

Сводным целевым показателем Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2021 – 2025 годы является экспорт туристических услуг, под которым понимается внешняя торговля туристическими услугами посредством их оказания исполнителями – резидентами заказчикам – нерезидентам.

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О туризме» термины «нерезиденты» и «резиденты» используются в значениях, определенных подпунктами 1.10 и 1.11 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».

Финансирование государственных программ в сфере туризма осуществляется в порядке, установленном законодательством, в пределах средств республиканского и (или) местных бюджетов, предусмотренных на эти цели, и иных источников, не запрещенных законодательством.

Вопросы финансирования отдельных мероприятий государственных программ в сфере туризма предусматриваются на уровне нормативных правовых актов. В частности, законодательно урегулированы вопросы финансирования расходов, связанных с:

  • проведением профессиональной аттестации, подтверждающей квалификацию экскурсоводов и гидов-переводчиков;
  • формированием и ведением Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь;
  • проведением аттестации аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий);
  • формированием и ведением базы данных по учету туристических информационных центров (далее, если не указано иное, – ТИЦ).

Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь

Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – Совет) является формированием из представителей государственных органов, общественных организаций (объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций для взаимодействия по вопросам, предусмотренным в пункте 1 статьи 14 Закона о туризме.

Данные вопросы связаны с основными принципами, целями и приоритетными направлениями государственного регулирования в сфере туризма, закрепленными в статьях 7 и 8 Закона Республики Беларусь «О туризме».

В разрешении вопросов на уровне Совета также учитывается то обстоятельство, что Республика Беларусь является участником большого количества международных организаций. В этой связи в задачи Совета также входят вопросы реализации международных договоров Республики Беларусь, международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и международных программ по вопросам поддержки и развития туризма.

Важно отметить, что в компетенцию Совета также включены вопросы совершенствования законодательства о туризме, что поспособствует более эффективной реализации нормотворческой инициативы государственных органов для регулирования тех или иных актуальных вопросов.

Положение о Совете и его состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. В этой связи вопросы деятельности Совета наряду с положениями статьи 14 также урегулированы:

  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2000 г. № 1186, которым утверждено Положение о Межведомственном экспертно-координационном совете по туризму при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Положение о Совете);
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2007 г. № 921, которым утвержден состав Совета.

Пунктом 5 Положения о Совете предусмотрено право Совета:

  • рассматривать инициируемые членами Совета вопросы, связанные с деятельностью в сфере туризма;
  • вносить на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, государственных органов и иных организаций предложения о реализации мероприятий по развитию туризма;
  • рассматривать на своих заседаниях вопросы развития туризма в Республике Беларусь;
  • создавать для решения задач Совета рабочие группы и (или) комиссии по видам туризма и иные рабочие группы и (или) комиссии (далее – рабочие группы (комиссии);
  • запрашивать у государственных органов и иных организаций материалы, необходимые для деятельности Совета;
  • заслушивать на своих заседаниях представителей государственных органов и иных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
  • вырабатывать предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, в том числе по созданию на местном уровне областных (городских, районных) координационных советов и иных формирований по туризму для решения задач Совета;
  • осуществлять контроль за выполнением решений Совета.

Совет возглавляет председатель, которым является Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, заместителем председателя Совета является Министр спорта и туризма.

Полномочия председателя Совета, а также порядок работы Совета определены в пунктах 7 – 10 Положения о Совете.

Поскольку Совет имеет право создавать рабочие группы (комиссии), необходимые для решения задач Совета, пунктами 12 – 14 Положения о Совете предусмотрено правовое регулирование указанных формирований.

Закон о туризме. Сфера действия, оргформы туризма, цели туристов и экскурсантов

Закон о туризме. Туристические зоны, права и обязанности туристов и туроператоров

Закон о туризме. Заключение договоров, фонд ответственности туроператоров

Закон о туризме. Экскурсионное обслуживание, безопасность и ответственность за нарушения

Информация предоставлена Министерством спорта и туризма Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

На YouTube-канале НЦПИ можно посмотреть трансляции семинаров:

Новости по теме: