/ / Аналитика
13.01.2023

МАРТ об изменениях в порядке осуществления закупок за счет собственных средств организаций

Министерство антимонопольного регулирования и торговли в связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2022 г. № 729 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (далее – постановление № 729) сообщает следующее.

С 1 января 2023 г. вступили в силу отдельные положения постановления № 729, которым внесены изменения в порядок осуществления закупок за счет собственных средств организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

Справочно

Постановление № 229 фактически касается субъектов республиканского уровня, то есть республиканских унитарных предприятий, государственных органов, государственных объединений, иных юридических лиц, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.

В свою очередь закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, осуществляются в соответствии с решениями местных Советов депутатов.

Согласно пункту 2 постановления № 729 местным Советам депутатов рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.

Таким образом, нормы постановления № 229, в том числе с учетом изменений, внесенных постановлением № 729, не применяются к закупкам коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, иных юридических лиц, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности. Соответствующими положениями необходимо будет руководствоваться только после их закрепления в решениях местных Советов депутатов

Согласно части второй пункта 3 постановления № 729 действие указанного постановления не распространяется на закупки, если договоры заключены или процедуры закупок начаты до вступления его в силу. Указанные закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления № 729.

Таким образом, с учетом изменений, внесенных постановлением № 729, должны проводиться процедуры закупок, начатые 1 января 2023 г. и позднее. Процедуры закупок, начатые до 1 января 2023 г., осуществляются без учета изменений, внесенных постановлением № 729, в том числе если заключение договора приходится после 1 января 2023 г.

При этом в законодательстве о закупках за счет собственных средств не определено, с какого момента процедура закупки считается начатой. Соответственно, для определения такого момента закупающей организации следует руководствоваться порядком осуществления закупок за счет собственных средств. В отсутствие в порядке осуществления закупок за счет собственных средств указания на момент начала процедуры закупки в качестве такового предлагается считать день принятия закупающей организацией решения о ее проведении. Документом, подтверждающим принятие соответствующего решения, может быть приказ, иной организационно-распорядительный документ, докладная или служебная записка с резолюцией руководителя закупающей организации или иного уполномоченного должностного лица о проведении процедуры закупки, утвержденное задание на закупку, техническое задание и др.

Постановлением № 729 закреплены нормы, позволяющие в зависимости от уровня локализации производства предоставлять дополнительные преференции производителям промышленной продукции.

Справочно

В целях формирования системы поддержки отечественных промышленных предприятий на основе стимулирования повышения уровня локализации принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2022 г. № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (далее – постановление № 80), закрепившее требования к ряду продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь.

Постановление № 80 вступило в силу с 20 февраля 2022 г. и в том числе предусматривает ведение реестра промышленной продукции Республики Беларусь. Интернет-ресурс https://minsk.cci.by/uslugi/podtverzhdenie-proizvodstva-promyshlennoy-produktsii/reestr-promyshlenno...

Применение преференциальной поправки

В соответствии с постановлением № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением № 729, применение преференциальной поправки при проведении процедур закупок за счет собственных средств предусмотрено в следующих случаях:

  • проведение процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, товаров, включенных в приложение к постановлению № 80;
  • когда применение преференциальной поправки определено особенностями осуществления закупок за счет собственных средств, установленными в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 постановления № 229.

Справочно

Отметим, что в указанных случаях применение преференциальной поправки обязательно независимо от закрепления соответствующих положений в порядке закупок за счет собственных средств организации.

В то же время с учетом обязательности применения преференциальной поправки согласно части первой подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229, обязательности ее применения при наличии соответствующей особенности согласно подпункта 2.13 пункта 2 постановления № 229, а также для комплексного регулирования соответствующих отношений с учетом норм подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 229 полагаем целесообразным включение условия о применении преференциальной поправки в указанных случаях в порядок закупок за счет собственных средств организации

Так, согласно части первой подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229 при проведении процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, товаров, включенных в приложение к постановлению № 80, применяется преференциальная поправка в размере 15 процентов к цене предложения участника процедуры закупки, предлагающего производимый им товар, при условии предоставления одного из документов, указанных в абзацах втором и шестом части второй подпункта 2.16 пункта 2 постановления № 229.

Таким образом, применение преференциальной поправки согласно части первой подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229 обусловлено соблюдением следующих условий в совокупности:

  • проводится процедура закупки в соответствии с постановлением № 229 (кроме процедуры закупки из одного источника);
  • предметом закупки являются товары, включенные в приложение к постановлению № 80;
  • участник является производителем предлагаемых им товаров;
  • в отношении предлагаемых товаров представлен акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (его копия), выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с пунктом 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (далее – выписка из ЕРПТ).

Справочно

Формирование и ведение ЕРПТ осуществляется Евразийской экономической комиссией. Интернет-ресурс: https://erpt.eecommission.org

При применении преференциальной поправки согласно части первой подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229:

  • цены предложений участников процедур закупок для целей оценки и сравнения предложений уменьшаются на 15 процентов, за исключением случаев проведения электронного аукциона;
  • начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета закупки, указанной в приглашении к участию в электронном аукционе, на 1,15 либо путем выбора наименьшей из цен участников, допущенных к торгам. Цены участников, к которым применяется преференциальная поправка, уменьшаются путем деления на 1,15. При этом в ходе торгов в отношении таких участников отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 процентов (часть вторая подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229).

В случае выбора победителем участника, заявившего о своем праве на применение преференциальной поправки и подтвердившего такое право, договор заключается с ним по цене предложения такого участника процедуры закупки, а в случае проведения электронного аукциона – по цене его ставки, увеличенной на размер преференциальной поправки (часть третья подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229).

Справочно

Например, для участия в процедуре, в которой единственным критерием выбора победителя является цена, подано 2 предложения с ценой 100 рублей и 90 рублей. При этом участник с ценой предложения 100 рублей имеет и подтвердил право на применение преференциальной поправки. Как следствие, для целей оценки и сравнения предложений цена его предложения математическим путем уменьшается на 15 процентов (100 - (100 * 15 / 100) = 85). Так как получившееся значение меньше цены, предложенной вторым участником (90 рублей), то участником-победителем признается участник, имеющий право на применение преференциальной поправки. При этом договор с ним заключается по цене 100 рублей. При проведении электронного аукциона если начальная цена определена как ориентировочная стоимость предмета закупки, например, 100 рублей, и один из участников, допущенных к торгам, имеет право на применение преференциальной поправки, то начальная цена электронного аукциона определяется посредством деления ориентировочной стоимости предмета закупки на 1,15 (100 / 1,15 = 86,96). При этом если торги выиграет участник, не имеющий права на применение преференциальной поправки, то договор с ним заключается по цене последней ставки, если же победителем будет признан участник, имеющий такое право, то договор с ним заключается по цене его ставки, увеличенной на размер преференциальной поправки

Условия применения преференциальной поправки согласно подпункту 2.81 пункта 2 постановления № 229 (при проведении процедур закупок товаров, включенных в приложение к постановлению № 80), а также в случаях, когда ее применение определено особенностями осуществления закупок за счет собственных средств в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 постановления № 229 должны в обязательном порядке содержаться в документации о закупке (абзац четырнадцатый части первой подпункта 2.8 пункта 2 постановления № 229).

Так, отметим, что в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 постановления № 229 у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), государственных объединений, управляющих компаний холдингов с участием государства (далее – государственные органы (организации)) с учетом специфики осуществления деятельности сохраняется право определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему, являющихся дочерними компаниями холдингов) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые могут предусматривать применение преференциальной поправки в размере 15 процентов к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, за исключением товаров, включенных в приложение к постановлению № 80.

Справочно

Такие особенности в случае их установления должны быть размещены в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» там же, где размещается порядок осуществления закупок за счет собственных средств

Таким образом, государственные органы (организации) для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему, являющихся дочерними компаниями холдингов) организаций могут предусмотреть обязанность применения преференциальной поправки в размере 15 процентов, за исключением товаров, включенных в приложение к постановлению № 80.

Справочно

Порядок подтверждения права на применение преференциальной поправки, в том числе необходимые документы, в таком случае государственный орган (организация) определяет самостоятельно либо отдает решение этого вопроса в ведение закупающей организации

Осуществление процедуры закупки из одного источника

Постановлением № 729 скорректированы подходы к осуществлению процедуры закупки из одного источника.

Так, как и ранее, допустимо с применением процедуры закупки из одного источника приобретать товары собственного производства (независимо от их вида и стоимости) у их производителя (абзац второй части второй подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 229). При этом скорректирован перечень документов, подтверждающих собственное производство.

В частности, для целей приобретения товара из одного источника по указанному основанию документами, подтверждающими собственное производство, являются документы, указанные в абзацах втором и четвертом части второй подпункта 2.16 пункта 2 постановления № 229.

При этом отметим, что сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия могут использоваться только в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь и не включенных в приложение к постановлению № 80.

Подтверждение страны происхождения товара

Постановлением № 729 скорректированы подходы в части перечня документов, подтверждающих страну происхождения товаров для целей выполнения условий допуска к участию в процедуре закупки товаров согласно подпунктам 2.16 и 2.18 пункта 2 постановления № 229.

Прежде всего, предусмотрена возможность подтверждения страны происхождения товаров, происходящих из государств – членов Евразийского экономического союза, в том числе из Республики Беларусь, выпиской из ЕРПТ.

Кроме того, уточнены используемые для подтверждения страны происхождения белорусских товаров документы в зависимости от включения товаров в приложение к постановлению № 80.

Так, для товаров, происходящих из Республики Беларусь и включенных в приложение к постановлению № 80, документом, подтверждающим страну происхождения товаров для целей выполнения условий допуска к участию в процедуре закупки товаров согласно подпунктам 2.16 и 2.18 пункта 2 постановления № 229, будет любой из следующих документов:

  • акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
  • выписка из ЕРПТ.

Для товаров, происходящих из Республики Беларусь и не включенных в приложение к постановлению № 80, документом, подтверждающим страну происхождения товаров для целей выполнения условий допуска к участию в процедуре закупки товаров согласно подпунктам 2.16 и 2.18 пункта 2 постановления № 229, будет любой из следующих документов:

  • сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
  • документ о происхождении товара, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, либо его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товаров, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли;
  • выписка из ЕРПТ.

Кроме того, предусмотрена возможность использования для целей соблюдения минимальной доли белорусских товаров согласно подпункту 2.19 пункта 2 постановления № 229 акта экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копии.

Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!