13.01.2023
МАРТ об изменениях в порядке осуществления закупок за счет собственных средств организаций
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2022 г. № 729 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (далее – постановление № 729) сообщает следующее.
С 1 января 2023 г. вступили в силу отдельные положения постановления № 729, которым внесены изменения в порядок осуществления закупок за счет собственных средств организаций, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Справочно
Постановление № 229 фактически касается субъектов республиканского уровня, то есть республиканских унитарных предприятий, государственных органов, государственных объединений, иных юридических лиц, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи.
В свою очередь закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, осуществляются в соответствии с решениями местных Советов депутатов.
Согласно пункту 2 постановления № 729 местным Советам депутатов рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.
Таким образом, нормы постановления № 229, в том числе с учетом изменений, внесенных постановлением № 729, не применяются к закупкам коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, иных юридических лиц, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности. Соответствующими положениями необходимо будет руководствоваться только после их закрепления в решениях местных Советов депутатов
|
Согласно части второй пункта 3 постановления № 729 действие указанного постановления не распространяется на закупки, если договоры заключены или процедуры закупок начаты до вступления его в силу. Указанные закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу постановления № 729.
Таким образом, с учетом изменений, внесенных постановлением № 729, должны проводиться процедуры закупок, начатые 1 января 2023 г. и позднее. Процедуры закупок, начатые до 1 января 2023 г., осуществляются без учета изменений, внесенных постановлением № 729, в том числе если заключение договора приходится после 1 января 2023 г.
При этом в законодательстве о закупках за счет собственных средств не определено, с какого момента процедура закупки считается начатой. Соответственно, для определения такого момента закупающей организации следует руководствоваться порядком осуществления закупок за счет собственных средств. В отсутствие в порядке осуществления закупок за счет собственных средств указания на момент начала процедуры закупки в качестве такового предлагается считать день принятия закупающей организацией решения о ее проведении. Документом, подтверждающим принятие соответствующего решения, может быть приказ, иной организационно-распорядительный документ, докладная или служебная записка с резолюцией руководителя закупающей организации или иного уполномоченного должностного лица о проведении процедуры закупки, утвержденное задание на закупку, техническое задание и др.
Постановлением № 729 закреплены нормы, позволяющие в зависимости от уровня локализации производства предоставлять дополнительные преференции производителям промышленной продукции.
Справочно
В целях формирования системы поддержки отечественных промышленных предприятий на основе стимулирования повышения уровня локализации принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2022 г. № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (далее – постановление № 80), закрепившее требования к ряду продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь.
Постановление № 80 вступило в силу с 20 февраля 2022 г. и в том числе предусматривает ведение реестра промышленной продукции Республики Беларусь. Интернет-ресурс
https://minsk.cci.by/uslugi/podtverzhdenie-proizvodstva-promyshlennoy-produktsii/reestr-promyshlenno...
|
Применение преференциальной поправки
В соответствии с постановлением № 229 с учетом изменений, внесенных постановлением № 729, применение преференциальной поправки при проведении процедур закупок за счет собственных средств предусмотрено в следующих случаях:
- проведение процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, товаров, включенных в приложение к постановлению № 80;
- когда применение преференциальной поправки определено особенностями осуществления закупок за счет собственных средств, установленными в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 постановления № 229.
Справочно
Отметим, что в указанных случаях применение преференциальной поправки обязательно независимо от закрепления соответствующих положений в порядке закупок за счет собственных средств организации.
В то же время с учетом обязательности применения преференциальной поправки согласно части первой подпункта 2.81
пункта 2 постановления № 229, обязательности ее применения при наличии соответствующей особенности согласно подпункта 2.13 пункта 2 постановления № 229, а также для комплексного регулирования соответствующих отношений с учетом норм подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 229 полагаем целесообразным включение условия о применении преференциальной поправки в указанных случаях в порядок закупок за счет собственных средств организации
|
Так, согласно части первой подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229 при проведении процедур закупок, за исключением процедуры закупки из одного источника, товаров, включенных в приложение к постановлению № 80, применяется преференциальная поправка в размере 15 процентов к цене предложения участника процедуры закупки, предлагающего производимый им товар, при условии предоставления одного из документов, указанных в абзацах втором и шестом части второй подпункта 2.16 пункта 2 постановления № 229.
Таким образом, применение преференциальной поправки согласно части первой подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229 обусловлено соблюдением следующих условий в совокупности:
- проводится процедура закупки в соответствии с постановлением № 229 (кроме процедуры закупки из одного источника);
- предметом закупки являются товары, включенные в приложение к постановлению № 80;
- участник является производителем предлагаемых им товаров;
- в отношении предлагаемых товаров представлен акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (его копия), выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с пунктом 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (далее – выписка из ЕРПТ).
При применении преференциальной поправки согласно части первой подпункта 2.81
пункта 2 постановления № 229:
- цены предложений участников процедур закупок для целей оценки и сравнения предложений уменьшаются на 15 процентов, за исключением случаев проведения электронного аукциона;
- начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета закупки, указанной в приглашении к участию в электронном аукционе, на 1,15 либо путем выбора наименьшей из цен участников, допущенных к торгам. Цены участников, к которым применяется преференциальная поправка, уменьшаются путем деления на 1,15. При этом в ходе торгов в отношении таких участников отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 процентов (часть вторая подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229).
В случае выбора победителем участника, заявившего о своем праве на применение преференциальной поправки и подтвердившего такое право, договор заключается с ним по цене предложения такого участника процедуры закупки, а в случае проведения электронного аукциона – по цене его ставки, увеличенной на размер преференциальной поправки (часть третья подпункта 2.81 пункта 2 постановления № 229).
Справочно
Например, для участия в процедуре, в которой единственным критерием выбора победителя является цена, подано 2 предложения с ценой 100 рублей и 90 рублей. При этом участник с ценой предложения 100 рублей имеет и подтвердил право на применение преференциальной поправки. Как следствие, для целей оценки и сравнения предложений цена его предложения математическим путем уменьшается на 15 процентов (100 - (100 * 15 / 100) = 85). Так как получившееся значение меньше цены, предложенной вторым участником (90 рублей), то участником-победителем признается участник, имеющий право на применение преференциальной поправки. При этом договор с ним заключается по цене 100 рублей. При проведении электронного аукциона если начальная цена определена как ориентировочная стоимость предмета закупки, например, 100 рублей, и один из участников, допущенных к торгам, имеет право на применение преференциальной поправки, то начальная цена электронного аукциона определяется посредством деления ориентировочной стоимости предмета закупки на 1,15 (100 / 1,15 = 86,96). При этом если торги выиграет участник, не имеющий права на применение преференциальной поправки, то договор с ним заключается по цене последней ставки, если же победителем будет признан участник, имеющий такое право, то договор с ним заключается по цене его ставки, увеличенной на размер преференциальной поправки
|
Условия применения преференциальной поправки согласно подпункту 2.81
пункта 2 постановления № 229 (при проведении процедур закупок товаров, включенных в приложение к постановлению № 80), а также в случаях, когда ее применение определено особенностями осуществления закупок за счет собственных средств в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 постановления № 229 должны в обязательном порядке содержаться в документации о закупке (абзац четырнадцатый части первой подпункта 2.8 пункта 2 постановления № 229).
Так, отметим, что в соответствии с подпунктом 2.13 пункта 2 постановления № 229 у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), государственных объединений, управляющих компаний холдингов с участием государства (далее – государственные органы (организации)) с учетом специфики осуществления деятельности сохраняется право определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему, являющихся дочерними компаниями холдингов) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые могут предусматривать применение преференциальной поправки в размере 15 процентов к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, за исключением товаров, включенных в приложение к постановлению № 80.
Справочно
Такие особенности в случае их установления должны быть размещены в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» там же, где размещается порядок осуществления закупок за счет собственных средств
|
Таким образом, государственные органы (организации) для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему, являющихся дочерними компаниями холдингов) организаций могут предусмотреть обязанность применения преференциальной поправки в размере 15 процентов, за исключением товаров, включенных в приложение к постановлению № 80.
Справочно
Порядок подтверждения права на применение преференциальной поправки, в том числе необходимые документы, в таком случае государственный орган (организация) определяет самостоятельно либо отдает решение этого вопроса в ведение закупающей организации
|
Осуществление процедуры закупки из одного источника
Постановлением № 729 скорректированы подходы к осуществлению процедуры закупки из одного источника.
Так, как и ранее, допустимо с применением процедуры закупки из одного источника приобретать товары собственного производства (независимо от их вида и стоимости) у их производителя (абзац второй части второй подпункта 2.2 пункта 2 постановления № 229). При этом скорректирован перечень документов, подтверждающих собственное производство.
В частности, для целей приобретения товара из одного источника по указанному основанию документами, подтверждающими собственное производство, являются документы, указанные в абзацах втором и четвертом части второй подпункта 2.16 пункта 2 постановления № 229.
При этом отметим, что сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия могут использоваться только в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь и не включенных в приложение к постановлению № 80.
Подтверждение страны происхождения товара
Постановлением № 729 скорректированы подходы в части перечня документов, подтверждающих страну происхождения товаров для целей выполнения условий допуска к участию в процедуре закупки товаров согласно подпунктам 2.16 и 2.18 пункта 2 постановления № 229.
Прежде всего, предусмотрена возможность подтверждения страны происхождения товаров, происходящих из государств – членов Евразийского экономического союза, в том числе из Республики Беларусь, выпиской из ЕРПТ.
Кроме того, уточнены используемые для подтверждения страны происхождения белорусских товаров документы в зависимости от включения товаров в приложение к постановлению № 80.
Так, для товаров, происходящих из Республики Беларусь и включенных в приложение к постановлению № 80, документом, подтверждающим страну происхождения товаров для целей выполнения условий допуска к участию в процедуре закупки товаров согласно подпунктам 2.16 и 2.18 пункта 2 постановления № 229, будет любой из следующих документов:
- акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
- выписка из ЕРПТ.
Для товаров, происходящих из Республики Беларусь и не включенных в приложение к постановлению № 80, документом, подтверждающим страну происхождения товаров для целей выполнения условий допуска к участию в процедуре закупки товаров согласно подпунктам 2.16 и 2.18 пункта 2 постановления № 229, будет любой из следующих документов:
- сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
- документ о происхождении товара, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, либо его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товаров, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли;
- выписка из ЕРПТ.
Кроме того, предусмотрена возможность использования для целей соблюдения минимальной доли белорусских товаров согласно подпункту 2.19 пункта 2 постановления № 229 акта экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданного Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копии.
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Деятельность в сфере игорного бизнеса. Комментарий к Указу № 226
Президентом Республики Беларусь 6 июня 2025 г. издан Указ № 226 «О деятельности в сфере игорного бизнеса» (далее – Указ), направленный на совершенствование порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.
Указом предусмотрены меры, направленные на совершенствование условий ведения деятельности в сфере игорного бизнеса, защиту интересов белорусских организаторов азартных игр и граждан, а именно:
- предоставляется возможность использования криптовалюты для приема ставок и выплаты выигрыша при условии совершения соответствующих операций исключительно посредством резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих деятельность оператора криптоплатформы или оператора обмена криптовалют, что позволит расширить способы оплаты в сфере игорного бизнеса;
-
в целях исключения излишнего регулирования деятельности организаторов азартных игр отменяется согласование правил организации и проведения азартных игр Министерством по налогам и сборам. Одновременно для обеспечения контроля вводится обязанность для организаторов азартных игр размещать утвержденные ими правила организации и проведения азартных игр в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (СККС);
- закладывается правовая основа для совершенствования механизма ведения Государственного реестра моделей игровых автоматов, допущенных к использованию в Республике Беларусь (далее – Государственный реестр), что позволит эксплуатировать игровые автоматы более 10 лет;
-
устанавливается запрет для банков осуществлять перевод платежей физических лиц в пользу иностранных организаторов азартных игр, что позволит сократить отток денежных средств из страны для участия в онлайн – азартных играх на зарубежных интернет-площадках. В свою очередь, спрос граждан на участие в азартных играх будет удовлетворен посредством развитой онлайн – игорной индустрии, созданной в Республике Беларусь;
- вводится учет денежных средств, вносимых каждым участником азартной игры в казино, залах игровых автоматов, тотализаторах, букмекерских конторах. Такой учет будет обеспечиваться организаторами азартных игр в СККС при предъявлении игроками документов, удостоверяющих личность в кассе игорных заведений.
- увеличивается с 30 до 60 суток срок хранения записей систем видеонаблюдения в игорных заведениях, а также устанавливается запрет для посетителей вести кино-, фото- и видеосъемку в игорном заведении.
Для выстраивания в игорных заведениях и виртуальных игорных заведениях эффективной системы внутреннего контроля, предотвращающей вовлечение организаторов азартных игр и граждан в схемы легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения Указом:
1) предусмотрен ряд запретов для посетителей игорных заведений и виртуальных игорных заведений, а именно:
-
предъявлять при посещении игорного заведения, регистрации в качестве участника азартной игры, последующем доступе к виртуальному игорному заведению, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им персональные и иные данные, документы, удостоверяющие личность;
-
использовать при совершении ставок, получении выигрыша, возврате несыгравших ставок не принадлежащие им банковские платежные карточки, электронные кошельки;
-
совершать ставки за счет денежных средств, перечисленных со счетов, открытых в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
указывать в заявлении о выплате выигрыша, возврате несыгравших ставок счета, открытые в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, иностранных банках другим лицам;
-
принимать участие в азартной игре в соответствии с указаниями третьих лиц;
-
иметь более одного игрового аккаунта.
Организаторам азартных игр предоставляется право проверять действительность документа, удостоверяющего личность, а также принадлежность игроку платежного инструмента (электронные кошельки, банковские платежные карточки, счета) в порядке, определенном правилами внутреннего контроля;
2) с учетом международных тенденций развития сферы онлайн – игорного бизнеса и его дальнейшего цивилизованного развития совершенствуются механизмы идентификации, верификации, аутентификации участников онлайн – азартных игр. В частности, предусмотрено проведение с игроком видеосеанса посредством сети Интернет или посещение игроком игорного заведения, многофакторной аутентификации, получение фотоизображения игрока в момент его участия в онлайн – азартной игре.
Указом предусмотрено совершенствование порядка подтверждения соответствия виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь. Так, испытания виртуального игорного заведения на соответствие таким требованиям будут проводиться ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» с возможностью привлечения на договорной основе экспертов и (или) специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для профессиональной оценки технической составляющей виртуального игорного заведения.
Поскольку для практической реализации вышеуказанных норм Указа потребуется время, необходимое для доработки организаторами азартных игр платформ виртуальных игорных заведений и проведения их испытаний, пунктом 3 Указа предусмотрен переходный период до 1 июля 2027 г.
Так, при доработке виртуального игорного заведения в целях осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса по содержанию виртуального игорного заведения в соответствии с требованиями Указа наличие протокола испытаний о соответствии виртуального игорного заведения требованиям, определенным Советом Министров Республики Беларусь, будет обеспечиваться юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, с 1 июля 2027 г. При отсутствии такого протокола испытаний после 1 июля 2027 г. осуществление указанной деятельности будет являться незаконным и запрещаться (абз. 2 п. 4 Указа).
Основные положения Указа вступят в силу через 9 месяцев после официального опубликования Указа (с 11 марта 2026 г.), за исключением положений, касающихся использования криптовалюты для осуществления расчетов в сфере игорного бизнеса, которые вступили в силу после официального опубликования Указа, с 11 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Генпрокуратура об Указе о повышении эффективности контрольной деятельности
Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 предусмотрена корректировка Указа Главы государства от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», цель которой – оптимизация контрольной (надзорной) деятельности и снижение воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательства. В Генеральной прокуратуре прокомментировали основные нововведения.
Для снижения уровня бюрократизма и повышения цифровизации процессов упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ. Такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности.
Предприниматели будут самостоятельно принимать решения о необходимости учета проводимых в отношении их контрольных (надзорных) мероприятий.
Указом среди прочих утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за несоблюдение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера, а также необходимости внесения сведений обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь,
Профилактическая роль мониторинга усилена за счет изменения подхода к применению мер ответственности – только при неустранении нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления. Поскольку мониторинг является формой контроля и дает возможность субъектам хозяйствования добровольно устранить выявленные нарушения, предполагается, что факты продолжения их совершения в дальнейшем требуют принятия более строгих мер со стороны контролирующих (надзорных) органов.
В настоящее время документ сбалансирован, в нем четко определены права и обязанности компетентных структур, а также субъектов хозяйствования. Определен порядок вручения документов о начале проверки и ее результатах.
Употребляемая в Указе терминология приведена в соответствие с иным законодательством.
Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Комментарий к постановлению МНС об исчислении и уплате налогов с физических лиц
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
-
справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
-
реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
-
извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
-
извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
-
извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
-
извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
-
уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
-
уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
-
деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
-
деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
-
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
-
реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
-
реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
-
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
-
работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
-
разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
-
фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
-
чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
-
услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
-
ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
-
деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
-
предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Лицензия на осуществление ветеринарной деятельности. Требования законодательства
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 21 мая 2025 г.
Основными актами законодательства, регулирующими вопросы лицензирования ветеринарной деятельности, являются:
-
Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (глава 11) (далее – Закон о лицензировании);
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154 «О лицензировании»;
-
постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6 «О порядке проведения оценки».
Согласно статье 52 Закона о лицензировании лицензированию подлежат следующие работы и (или) услуги:
-
производство ветеринарных препаратов;
-
оптовая и розничная торговля ветеринарными препаратами.
К ветеринарным препаратам в соответствии с абзацем восемнадцатым части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» отнесены ветеринарный лекарственный препарат, дезинфицирующее средство ветеринарного назначения, дезинсекционное средство ветеринарного назначения, дезакаризационное средство ветеринарного назначения и диагностическое средство ветеринарного назначения.
Справочно
Ветеринарный лекарственный препарат – существующее в виде лекарственной формы средство, представляющее собой вещество либо содержащее вещество или комбинацию веществ, вступающее в контакт с организмом животного и предназначенное для лечения, профилактики болезней животных, реабилитации, коррекции или изменения физиологических функций организма животного (в том числе средство для наркоза), сохранения, предотвращения или прерывания беременности, эвтаназии, а также для диагностики болезней животных (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом животного) (пункт 5 Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 1).
Дезинфицирующее средство ветеринарного назначения (дезинфектант) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения микроорганизмов (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезинсекционное средство ветеринарного назначения (инсектицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания насекомых (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезакаризационное средство ветеринарного назначения (акарицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания клещей (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Диагностическое средство ветеринарного назначения – средство ветеринарного назначения, представляющее собой реагент (реактив) или комплект (набор) специально подобранных реагентов (реактивов), не вступающее в непосредственный контакт с животными, используемое для выявления патогенов, оценки иммунного статуса и физиологического состояния организма животного (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
|
Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Соискателями лицензии на осуществление ветеринарной деятельности могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В качестве долицензионного требования к соискателю лицензии статьей 53 Закона о лицензировании определено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления ветеринарной деятельности, соответствующих общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Такие общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утверждены Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Общие требования ветеринарии).
Помимо общих требований, предусмотренных для всех субъектов ветеринарной деятельности (глава 1 Общих требований ветеринарии), главами 14 и 15 Общих требований ветеринарии закреплены ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по реализации ветеринарных препаратов, а также ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по производству ветеринарных препаратов.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по производству ветеринарных препаратов, необходимо соблюдение следующих требований:
-
оборудование в производственных помещениях должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к нему персонала, возможность его очистки, мойки и дезинфекции, уборки помещений, а также хранение и перемещение лекарственного сырья, материалов и ветеринарных препаратов без риска контаминации;
-
планировка производственных помещений должна соответствовать логической последовательности операций производственного процесса и уровням чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики;
-
внутренние поверхности (стены, полы, потолки) производственных помещений должны быть гладкими, легко и эффективно очищаться и дезинфицироваться;
-
освещение, температура, влажность и вентиляция помещений должны соответствовать параметрам, утвержденным руководителем субъекта хозяйствования, и не оказывать неблагоприятного воздействия на ветеринарные препараты во время их производства и хранения, а также на функционирование оборудования;
-
используемые в процессе производства основное оборудование и помещения должны быть обозначены этикетками или иным способом с указанием наименования производимого ветеринарного препарата или обрабатываемых лекарственного сырья и материалов, дозировки и номера серии, стадии технологического процесса.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по оптовой и розничной торговле ветеринарными препаратами, необходимо соблюдение следующих требований:
-
ветеринарная аптека располагается в помещении, изолированном от помещений другого назначения;
-
площадь ветеринарной аптеки должна составлять не менее 15 кв. метров и предусматривать наличие зон хранения и обслуживания;
-
ветеринарная аптека должна иметь центральные или автономные системы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции;
-
в ветеринарной аптеке должны иметься стеллажи, шкафы для хранения ветеринарных препаратов; холодильники; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования;
-
склады (складские помещения) должны располагаться в изолированных нежилых помещениях капитальных строений;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки и хранения должна составлять не менее 6 кв. метров;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по оптовой реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения, отгрузки и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки, хранения и отгрузки должна составлять не менее 20 кв. метров;
-
в зонах приемки и хранения выделяются специальные места или шкафы для временного хранения ветеринарных препаратов, запрещенных для реализации;
-
склады (складские помещения) должны иметь центральные или автономные системы электроснабжения, отопления, вентиляции, конструкции, обеспечивающие защиту ветеринарных препаратов от воздействия атмосферных осадков во время проведения погрузочно-разгрузочных работ;
-
на складах (в складских помещениях) должны иметься стеллажи, шкафы, подтоварники для хранения ветеринарных препаратов; холодильники, холодильные камеры; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; специальное помещение или шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования; гардеробное помещение или шкафы для верхней и специальной одежды и обуви работников;
-
помещения должны содержаться в чистоте. Полы помещений периодически (не реже одного раза в день) убираются влажным способом с применением разрешенных дезинфицирующих средств.
Для получения лицензии соискателю лицензии необходимо подать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь следующие документы:
1. заявление о предоставлении лицензии по форме, установленной приложением 1 к Положению о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154.
С учетом предписаний подпункта 18.1 пункта 18 указанного Положения в заявлении кроме установленных формой сведений требуется также указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии;
2. в случае, когда соискателем лицензии является иностранное юридическое лицо, – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его учреждения либо нотариально засвидетельствованную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее шести месяцев до дня подачи заявления о предоставлении лицензии) с переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально);
3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении о предоставлении лицензии сведений об этом с указанием учетного номера операции (транзакции));
4. копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
5. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, в которых (с использованием которых) будет осуществляться ветеринарная деятельность.
Как было указано выше, в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии должен указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии. Таким образом, до подачи заявления о предоставлении лицензии на осуществление ветеринарной деятельности соискатель лицензии должен получить заключение фармацевтической инспекции. Получение указанного документа регламентировано Положением о порядке и условиях проведения фармацевтических инспекций мест промышленного производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими, за исключением вопросов, регулирование которых осуществляется международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии, утвержденным постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 29 октября 2024 г. № 116 «О некоторых вопросах проведения фармацевтических инспекций».
Для получения заключения фармацевтической инспекции (заключения ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) соискатель лицензии должен обратиться в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» с заявлением с приложением следующих документов в форме заверенных копий:
1. документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности (с приложением плана помещений, содержащего сведения о площади помещений);
2. документов, подтверждающих проведение профилактической и вынужденной дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
3. документов, подтверждающих удаление с территории объекта отходов и их уничтожение, включая отходы ветеринарных препаратов;
4. планов производственных помещений с указанием классов чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики и инженерных систем (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
5. перечней планируемых к производству типов ветеринарных лекарственных препаратов (нестерильная продукция; стерильная продукция: подвергаемая финишной стерилизации, асептически приготовленная, подвергаемая стерилизующей фильтрации; биологическая (биотехнологическая) продукция) с указанием лекарственных форм (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов);
6. документов, подтверждающих отсутствие на территории объекта мест захоронений трупов животных, отходов убоя и других биологических отходов (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
7. документов, подтверждающих размещение объекта с учетом санитарно-защитных зон (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
8. свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Договор на проведение фармацевтической инспекции заключается в течение пяти рабочих дней со дня поступления в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» указанных документов. Заключение фармацевтической инспекции (заключение ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) оформляется в двух экземплярах, один из которых передается соискателю лицензии, второй хранится в государственном учреждении «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР».
Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми к нему документами подается в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь соискателем лицензии одним из следующих способов:
-
лично;
-
посредством почтовой связи;
-
в электронной форме в виде электронного документа через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь рассматривает полученное от соискателя заявление и приложенные к нему документы в течение двадцати пяти рабочих дней (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 21 Закона о лицензировании).
Статьей 56 Закона о лицензировании предусмотрено, что до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию. При этом следует отметить, что если до вступления в силу Закона о лицензировании (до 1 января 2023 г. отношения регламентировались Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности») проведение оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию являлось правом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, то после вступления в силу Закона о лицензировании такая оценка стала обязательной.
Порядок проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии регламентирован Инструкцией о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, лицензиата лицензионному требованию, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6.
В течение трех рабочих дней со дня назначения оценки соответствия возможностей соискателю лицензии направляется уведомление о назначении оценки соответствия по указанному в заявлении о предоставлении лицензии почтовому адресу, адресу места нахождения любым из доступных способов связи, позволяющих достоверно установить дату его получения.
Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии проводится в срок не более десяти рабочих дней.
В ходе проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию:
-
изучаются документы, прилагаемые соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии, и документы и (или) сведения, необходимые для проведения оценки соискателя лицензии, полученные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь у иных государственных органов и других организаций;
-
осуществляется выезд на место намерения осуществления ветеринарной деятельности и (или) место нахождения соискателя лицензии для оценки достоверности информации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии, и в таком заявлении, и фактической готовности к осуществлению ветеринарной деятельности.
По результатам оценки соответствия возможностей соискателя лицензии составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, с которым ознакомляют соискателя лицензии.
По результатам рассмотрения поданных соискателем лицензии заявления и документов Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь принимает одно из следующих решений:
-
о предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и о предоставлении лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее предоставлении.
Решения об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю могут быть приняты в следующих случаях, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 21 Закона о лицензировании:
-
наличие в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;
-
отсутствие у соискателя лицензии права на получение лицензии (если соискателю лицензии не было отказано в приеме заявления о предоставлении лицензии);
-
включение соискателя лицензии в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;
-
несоответствие представленных документов и (или) сведений требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (требования определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154);
-
наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, составленного по результатам проведенной оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям;
-
отказ в письменной форме либо уклонение соискателя лицензии от прохождения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям (под уклонением понимается непредставление лицензирующему органу информации, необходимой для проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, в сроки, определенные для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии);
-
нахождение соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности).
Также лицензирующий орган принимает решение об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти соискателя лицензии.
О принятом решении Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь уведомляет соискателя лицензии.
В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь включает сведения о лицензиате и лицензируемом виде деятельности (в данном случае – ветеринарная деятельность) в Единый реестр лицензий.
Демиденко А.Г.,
заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Минсвязи об изменениях в Закон о почтовой связи
Главой государства 29 мая 2025 г. подписан Закон Республики Беларусь № 79-З «
Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи». В Министерстве связи и информатизации прокомментировали основные нововведения.
Законом определяется правовая основа создания единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении регистрируемых почтовых отправлений (далее – система учета и хранения данных), которая является государственной информационной системой и используется в целях организации централизованного сбора и хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, в том числе об адресных данных их отправителей и адресатов.
Одновременно в Законе устанавливаются полномочия Правительства на определение порядка функционирования системы учета и хранения данных, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в этой системе.
Владельцем и оператором системы учета и хранения данных является РУП «Белпочта», которое осуществляет ее проектирование, создание, модернизацию, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения.
Подключаться к данной системе будут органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также иные государственные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Система учета и хранения данных позволит аккумулировать информацию о регистрируемых почтовых отправлениях, принятых операторами почтовой связи от отправителей до их доставки адресатам, а органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и иным государственным органам иметь одну точку доступа к такой информации, что повысит эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предусматривается, что взаимодействие национального оператора почтовой связи и операторов почтовой связи по передаче и учету информации о регистрируемых почтовых отправлениях будет осуществляться на договорной основе. Тариф за предоставление доступа к системе учета и хранения данных будет формироваться национальным оператором почтовой связи в соответствии с законодательством о ценообразовании.
Законом устанавливаются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи, Совета Министров Республики Беларусь на утверждение перечня универсальных услуг почтовой связи, а также исключительное право национального оператора почтовой связи на выплату пенсий, пособий и осуществление других социальных выплат через объекты почтовой связи (в соответствии со статьей 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), осуществление иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, что будет способствовать обеспечению устойчивого и эффективного функционирования почтовой связи.
Законом предусматривается, что почтовые марки, переведенные в разряд коллекционных, используются в качестве филателистической продукции и действительны для оплаты услуг почтовой связи по действующим тарифам до их изъятия из обращения.
Перевод почтовых марок в разряд коллекционных позволяет уведомить филателиста о том, что такие марки являются эксклюзивной филателистической продукцией и в дальнейшем могут использоваться в коллекциях филателистов как материал для формирования почтовой хроники социально-экономической и политической жизни Республики Беларусь.
Закон дополнен нормативными предписаниями в отношении использования операторами почтовой связи в своей деятельности информационных и других передовых технологий, включая цифровые сервисы и мобильные приложения, что является актуальным в связи с активным развитием в стране информационно-коммуникационных технологий. Внедрение цифровых сервисов в производственно-технологический процесс позволит операторам почтовой связи повысить качество оказываемых услуг, сократить сроки прохождения почтовых отправлений от отправителя до адресата, а также снизить трудовые и материальные затраты.
Информация предоставлена Министерством связи и информатизации Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!