Комментарий по налогам 2023. Налог на недвижимость и земельный налог для физических лиц
30 декабря 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», которым внесены корректировки в Налоговый кодекс Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам прокомментировало основные изменения, касающиеся применения налога на недвижимость и земельного налога для физических лиц.
1. Дополнен перечень видов капитальных строений (зданий, сооружений), не признаваемых объектом налогообложения для физических лиц
С 2023 года не признаются объектами налогообложения жилые помещения (дома и квартиры), признанные не соответствующими установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и не пригодными для проживания.
Обязательным условием для непризнания таких помещений объектами налогообложения является прекращение их эксплуатации и принятие местным исполнительным и распорядительным органом решения о сносе указанных помещений (п. 4 ст. 227 Налогового кодекса).
2. Установлен порядок исчисления физическим лицам налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), в отношении которых отсутствуют данные о площади
Исчисление физическим лицам налога на недвижимость производится налоговыми органами исходя из стоимости объектов недвижимости, которая с 2022 года определяется как произведение площади этих объектов и расчетной стоимости одного квадратного метра для типовых зданий и сооружений.
Вместе с тем, в отношении объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в территориальных органах по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ), данные о площади отсутствуют.
В связи с чем, исчисление физическим лицам налога на недвижимость в отношении объектов, у которых сведения о площади отсутствуют, будет производиться по фиксированным ставкам налога (ст. 229, пп. 1.2 п. 1 ст. 230 НК).
Такие ставки установлены приложением 33 к Налоговому кодексу и дифференцированы по виду объекта и месту его расположения.
Указанный порядок исчисления налога подлежит применению при исчислении в 2023 году налога на недвижимость за 2022 год, а также в случае исчисления в 2023 году налога за предшествующие 3 года.
3. Уточнен порядок исчисления налога на недвижимость в отношении объектов недвижимости, являющихся совместной собственностью супругов
Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения принадлежащим им имуществом, в связи с чем государственная регистрация возникновения права на объекты недвижимости, являющиеся совместной собственностью, может производиться в отношении каждого из супругов без выделения долей.
В случае осуществления государственной регистрации права собственности указанным образом, у каждого из супругов возникает объект налогообложения налогом на недвижимость.
В целях исключения двойного налогообложения одного и того же объекта с 1 января 2023 года предусмотрено, что несмотря на наличие государственной регистрации права на объект недвижимости у каждого из супругов, налог на недвижимость исчисляется только одному из супругов, определяемому такими лицами самостоятельно (п. 16 ст. 232 НК).
Информация о том, кто будет уплачивать налог на недвижимость в отношении объекта совместной собственности, должна быть предоставлена супругами в налоговый орган в виде уведомления. В случае непредставления такого уведомления налог на недвижимость исчисляется супругам в равных частях.
Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам на праве совместной собственности (п. 17 ст. 243 НК).
4. Изменены подходы к администрированию земельного налога с физических лиц
В качестве сведений, на основании которых физическим лицам исчисляется земельный налог, налоговыми органами будет применяться только два источника информации:
- в отношении земельных участков, права физических лиц на которые зарегистрированы в установленном порядке, – данные, содержащиеся в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – ЕГРНИ);
- в отношении объектов, права физических лиц на которые не зарегистрированы в ЕГРНИ, – сведения о фактическом использовании земельных участков, которые будут предоставляться раз в год, начиная с 1 января 2024 года структурными подразделениями землеустройства местных исполнительных комитетов (далее – структурные подразделения землеустройства).
В предоставляемых структурными подразделениями землеустройства сведениях будет отражаться информация о всех установленных случаях использования физическими лицами незарегистрированных земельных участков, в том числе о фактах использования земельных участков, в отношении которых:
- отсутствуют решения уполномоченных государственных органов об их предоставлении;
- не требуется государственная регистрация прав физических лиц на них (включая предоставление земельных участков во временное пользование до одного года).
Такой порядок администрирования земельного налога физических лиц будет подлежать применению начиная с 2024 года (в отношении налога, исчисляемого за 2023 и последующие годы).
5. Уточнены условия применения повышающего коэффициента 3 при исчислении физическим лицам земельного налога в отношении земельных участков, не занятых завершенными строительством жилыми домами или дачами, по истечении трех лет с даты предоставления таких участков
В частности, конкретизирована дата начала трехлетнего периода, по истечении которого будет подлежать применению коэффициент 3 к ставкам земельного налога. Так, в соответствии с п. 20 ст. 243 НК такой датой признается:
- дата принятия решения о предоставлении земельного участка;
- дата государственной регистрации перехода прав на такой земельный участок (если принятие вышеуказанного решения не требуется;
- дата принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, дачного строительства.
6. Изменен срок уплаты физическими лицами земельного налога в отношении предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участков, самовольно занятых земельных участков, а также находящихся в государственной собственности земельных участков, предоставленных в аренду и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством
Земельные участки, используемые с нарушениями порядка землепользования, являются для физических лиц объектом налогообложения земельным налогом.
Для уплаты земельного налога в отношении этих земельных участков законодательством до 2023 года были установлены отдельные сроки вручения извещений физическим лицам и сроки уплаты земельного налога.
В частности, земельный налог в указанных случаях подлежал уплате физическими лицами в течение 30 дней с даты получения извещения налогового органа. В свою очередь, исчисление земельного налога в отношении земельных участков, используемых с нарушением порядка землепользования, производилось налоговыми органами в течение 30 дней с момента получения соответствующих сведений от структурных подразделений землеустройства.
В целях обеспечения более простых условий уплаты земельного налога с 1 января 2023 года установлены единые сроки вручения налоговыми органами извещений и уплаты физическими лицами земельного налога за календарный год, в том числе за земельные участки, используемые с нарушениями порядка землепользования, а именно – не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим годом, и 15 ноября года, следующего за истекшим годом, соответственно.
Транспортный налог для плательщиков-физических лиц
Внесены дополнения в статью 3073 Налогового кодекса в части освобождения от транспортного налога обращенных в доход государства транспортных средств.
Скорректированы пункты 2 и 3 статьи 3075 Налогового кодекса в части уточнения условий применения льготы, связанной с ограничением категорий транспортных средств, на право управления которыми может быть выдано водительское удостоверение.
Информация предоставлена Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

15 мая 2025 г. опубликован Закон Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности».
Нормы Закона направлены на комплексное регулирование данной сферы, ее дальнейшее развитие, решение существующих в сфере риэлтерской деятельности проблем, установление дополнительных механизмов и инструментов, обеспечивающих надлежащее качество оказания риэлтерских услуг.
Среди ключевых новаций Закона можно выделить следующие.
Прежде всего, закрепляются принципы риэлтерской деятельности, как основа работы риэлтеров. Это принципы: законности, добросовестности, профессионализма, приоритета интересов потребителя, соблюдения правил профессиональной этики риэлтера, соразмерности стоимости риэлтерских услуг их объему, сложности и качеству.
Новшеством является введение органа самоуправления риэлтеров – Палаты риэлтеров. Названная структура призвана стать консолидирующим органом и наделяется определенными функциями по упорядочению риэлтерской деятельности профессионального сообщества: методическое руководство деятельностью риэлтеров; разработка и реализация программ развития деятельности риэлтеров; организация повышения квалификации риэлтеров; принятие мер по соблюдению риэлтерами законодательства.
Скорректирован субъектный состав лиц, которые смогут оказывать риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации: закрепляется, что данным правом обладают только риэлтеры. Институт агента по операциям с недвижимостью упраздняется.
При этом Закон содержит нормы, позволяющие агентам и далее осуществлять деятельность в сфере недвижимости, перейдя в статус риэлтера. Для этого агентам нужно будет сдать аттестационный экзамен и получить свидетельство об аттестации.
Отменяется требование о наличии у претендента на получение свидетельства об аттестации риэлтера профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц.
Согласно нормам Закона риэлтером сможет стать лицо с любым высшим образованием. В то же время, поскольку оказание риэлтерских услуг требует соответствующих знаний, то сохраняется требование к прохождению претендентом обучения в сфере недвижимости.
Законом также предусмотрена возможность получения свидетельства об аттестации риэлтера лицами, имеющими среднее специальное образование, стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью и работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона.
В целях повышения персональной ответственности риэлтеров за качество выполняемой работы Закон предусматривает обязанность прохождения ими аттестации для подтверждения своей квалификации.
Основные положения Закона вступят в силу с 16 мая 2026 г. Нормы, касающиеся требований к лицам, претендующим на получение свидетельства об аттестации риэлтера, – с 16 июня текущего года.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 28 марта 2025 г.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, только при наличии комплексного природоохранного разрешения.
Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Под объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты хозяйственной и иной деятельности, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически и (или) технологически, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (пункт 21 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, установлен приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях». К ним относятся:
1) объекты по выращиванию и откорму молочного крупного рогатого скота проектной мощностью 5 тыс. голов и более;
2) объекты по выращиванию и откорму прочего крупного рогатого скота проектной мощностью 8 тыс. голов и более;
3) объекты по выращиванию и откорму свиней проектной мощностью 40 тыс. голов и более;
4) объекты по выращиванию сельскохозяйственной птицы проектной мощностью 25 млн. голов и более;
5) объекты по производству продуктов питания (за исключением объектов, осуществляющих отведение производственных сточных вод в централизованную систему водоотведения (канализации):
- по обработке и переработке продуктов животного происхождения (кроме молока) проектной мощностью 75 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке молока проектной мощностью 200 тонн в сутки и более;
- по обработке и переработке продуктов растительного происхождения проектной мощностью 300 тонн в сутки и более;
6) объекты текстильного производства, на которых осуществляется промывка, отбеливание, мерсеризация или окрашивание волокна или текстиля, проектной мощностью 10 тонн в сутки и более;
7) объекты по производству целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тыс. тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
8) объекты по производству нефтепродуктов и кокса, из них:
- нефтеперерабатывающие заводы проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
- установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев проектной мощностью 500 тонн в сутки и более;
9) объекты серийного производства химических продуктов:
- простых кислородосодержащих сернистых, азотных, фосфоросодержащих, галогенизированных углеводородов;
- основных пластических материалов (полимеров, синтетических волокон и волокон на базе целлюлозы);
- поверхностно-активных веществ;
- красок, пигментов, лаков, растворителей всех видов для различного применения;
- газов (аммиака, хлора, фтора, оксидов углерода, соединений серы, оксидов азота, водорода, диоксида серы, хлорокиси углерода);
- неорганических химических веществ (кислот, щелочей, солей, оксидов);
- основных продуктов для растениеводства и биоцидов (включая производство фосфорных, азотных или калийных минеральных удобрений);
10) объекты по производству фармацевтических субстанций, используемых для производства лекарственных средств;
11) объекты по производству неметаллических минеральных продуктов, из них объекты по:
- производству асбестосодержащих продуктов проектной мощностью 10 тыс. тонн в год и более;
- переработке фрикционных материалов проектной мощностью 25 тыс. тонн в год и более;
- производству стекла, включая стекловолокно, проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- производству цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 500 тонн в сутки и более, в других (невращающихся) печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
- производству извести во вращающихся обжиговых печах проектной мощностью 50 тонн в сутки и более;
12) объекты металлургического производства, из них:
- объекты по производству передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, проектной мощностью 2,5 тонны в час и более;
- станы горячей прокатки черных металлов проектной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
- объекты для литья черных металлов проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- объекты по выплавке, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), проектной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
13) объекты снабжения электроэнергией, газом, паром, горячей водой, из них:
- тепловые электрические станции и другие установки по получению электроэнергии, пара и горячей воды проектной суммарной (тепловой и электрической) установленной мощностью 100 МВт и более;
- атомные электростанции и другие ядерные установки;
14) объекты по очистке сточных вод, из них:
- производственных сточных вод проектной мощностью 5 тыс. куб. метров в сутки и более;
- хозяйственно-бытовых или их смеси с производственными сточными водами и (или) поверхностными сточными водами, сбрасываемых в окружающую среду через систему канализации населенных пунктов (городских сточных вод), проектной мощностью 50 тыс. куб. метров в сутки и более;
15) объекты по обезвреживанию, использованию отходов производства 1–3 классов опасности проектной мощностью свыше 1 тыс. тонн в год.
При этом перечисленные объекты не относятся к объектам, оказывающим комплексное воздействие на окружающую среду, в следующих случаях:
- если объем добычи (изъятия) вод составляет менее 5 куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений;
- если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 тонны в год и менее или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 килограммов в год и менее;
- если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный приложением 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
В этих случаях требуется получать отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, но не перечисленных выше, вправе получать комплексные природоохранные разрешения.
В случае эксплуатации иных объектов (вместе с объектами, оказывающими комплексное воздействие на окружающую среду) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обращаться за выдачей единого комплексного природоохранного разрешения.
Для получения комплексного природоохранного разрешения юридические лица и индивидуальные предприниматели подают в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, следующие документы:
1) заявление на получение комплексного природоохранного разрешения.
Справочно
Форма заявления установлена приложением к Регламенту административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 6.27.1 «Получение комплексного природоохранного разрешения», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17.
Инструкция о порядке заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 января 2022 г. № 17;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случая уплаты государственной пошлины посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве).
Справочно
Государственная пошлина за получение комплексного природоохранного разрешения составляет 20 базовых величин (пункт 125 приложения 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь);
3) при приемке в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, – раздел «Охрана окружающей среды» (включая копию экологического паспорта проекта) утвержденной проектной документации по объекту (с возвратом при представлении в письменной форме).
Справочно
Разработка, согласование и утверждение проектной документации осуществляются с учетом требований, установленных пунктами 24–47 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476;
4) при эксплуатации действующего объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду:
4.1) проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
4.2) акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Справочно
Форма проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением к Положению о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
Форма акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлена приложением 2 к Положению о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33;
4.3) расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты).
Справочно
Требования к расчету нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод установлены в ЭкоНиП 17.06.02-002-2021 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила расчета нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21 сентября 2021 г. № 8-Т;
4.4) утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования (в случае необходимости их разработки).
Справочно
Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются при отсутствии отраслевых технологических нормативов водопользования или в целях уточнения объемов водопотребления, водоотведения для конкретного производства. Индивидуальные технологические нормативы водопользования разрабатываются и утверждаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство продукции, использование сырья, материалов в процессе производства, связанного с водопотреблением и водоотведением, за исключением случаев, когда водопользование (водопотребление и водоотведение) осуществляется только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (пункт 4 статьи 24 Водного кодекса Республики Беларусь, подпункт 5.14 пункта 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»);
4.5) расчет годового количества образования отходов производства;
4.6) акт инвентаризации отходов производства (для юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов).
Справочно
Расчет годового количества образующихся отходов производства и составление акта инвентаризации отходов производства осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
4.7) копия (копии) заключения (заключений) о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 3-Т).
Для получения комплексного природоохранного разрешения заявитель или его представитель подают документы одним из следующих способов:
- в письменной форме:
- в ходе приема заявителя или его представителя,
- нарочным (курьером),
- посредством почтовой связи;
- в электронной форме.
В электронной форме документы представляются при оплате государственной пошлины за получение комплексного природоохранного разрешения посредством использования платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве.
В электронной форме документы представляются в виде электронной копии документа на бумажном носителе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 установлен следующий порядок рассмотрения заявлений и выдачи комплексных природоохранных разрешений.
В течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды размещает на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет представленное заявление и общественное уведомление. В течение 10 календарных дней с даты размещения указанных документов заинтересованные лица вправе представить свои предложения и (или) замечания по ним. По результатам их рассмотрения областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды готовит сводку отзывов, включающую поступившие предложения и (или) замечания и результаты их рассмотрения, которая хранится вместе с документами, представленными заявителем для получения комплексного природоохранного разрешения.
В течение 45 дней со дня регистрации поступивших от заявителя документов областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривает представленные документы и (или) сведения, проводит проверку их соответствия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в случае необходимости осуществляет выезд к месту нахождения объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, и принимает решение о выдаче комплексного природоохранного разрешения или об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения.
Решение об отказе в выдаче комплексного природоохранного разрешения принимается в следующих случаях:
1) наличия аргументированных и обоснованных предложений и (или) замечаний, препятствующих выдаче комплексного природоохранного разрешения;
2) отсутствия у заявителя лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.
Справочно
Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» в сфере деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, предусматривается лицензирование двух видов работ и (или) услуг:
1) операции с озоноразрушающими веществами;
2) использование отходов 1–3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов;
3) установления фактов ошибочного определения (расчета) величин нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
4) невыполнения условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, условий специального водопользования, условий хранения и (или) захоронения отходов производства, установленных в ранее выданном разрешении, при их наличии и возможности выполнения;
5) в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, когда законодательными актами предусмотрен переход прав и обязанностей индивидуального предпринимателя к коммерческой организации);
6) если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
При принятии решения о выдаче комплексного природоохранного разрешения установлен следующий срок его действия – 10 лет, за исключением следующих случаев:
- при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию объекта, оказывающего комплексное воздействие на окружающую среду, комплексное природоохранное разрешение выдается на срок проведения таких работ, указанный в заявлении;
- при эксплуатации объектов воздействия на атмосферный воздух, которые отнесены к I категории (в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664), комплексное природоохранное разрешение выдается на 5 лет.
Получение нового комплексного природоохранного разрешения требуется в следующих случаях:
- реорганизации юридического лица в форме слияния, выделения, разделения, присоединения к нему другого юридического лица – в течение шести месяцев со дня государственной регистрации юридического лица либо государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица;
- перехода права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, предоставления в аренду или на ином законном основании эксплуатируемых заявителем объектов, переоформления документации на гидротехнические сооружения и устройства для осуществления специального водопользования – в течение шести месяцев со дня возникновения таких обстоятельств;
- изменения места нахождения объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, – до начала их эксплуатации;
- необходимости увеличения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду – со дня возникновения таких обстоятельств;
- необходимости дополнения разрешения нормативами допустимого воздействия на окружающую среду для веществ и (или) источников, ранее в нем не указанных, – до начала эксплуатации источников;
- появления у заявителя изменений, влекущих за собой необходимость получения разрешения в другом органе выдачи разрешений, – со дня возникновения таких обстоятельств.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

За годы существования независимого государства в Республике Беларусь сформировался значительный правовой массив, который поддается подсчету благодаря Национальному реестру правовых актов Республики Беларусь (далее – НРПА) в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН». Так, в НРПА в настоящее время зарегистрировано более 170 тысяч нормативных правовых актов разного уровня, имеющих статус действующих.
Отмеченное явление расширяющегося нормативного правового регулирования не является особенностью настоящего времени. Например, на конференции 1969 года «Проблемы совершенствования советского законодательства и деятельности государственных органов» отмечалась та же проблематика: «За годы Советской власти накоплен огромный правовой материал. В последние годы юридической наукой и практикой предпринимается немало усилий для приведения в систему советского законодательства» [Дробязко, С. Г. О классификации и систематизации советского законодательства // Избр. тр. / С. Г. Дробязко. – Минск : ЮрСпектр, 2022. – С. 524–527; с. 524].
Так же, как и ранее, в настоящее время многие ученые-юристы обращают внимание на общие негативные стороны правовой системы, обозначая ее чрезмерную зарегулированность и коллизионность, в рамках проводимых ими отраслевых исследований указывают на несовершенство отдельных отраслевых, межотраслевых институтов и норм.
Совокупность негативных тенденций, подлежащих устранению, обозначена в Концепции правовой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2023 г. № 196. К ним относятся избыточность правового регулирования, множественность актов законодательства по одному вопросу, запрос на чрезмерную детализацию нормативных предписаний и др. [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 26.2 п. 26]. При обсуждении положений Концепции правовой политики Республики Беларусь отмечалось, что сложившаяся практика воплощения в нормативных правовых актах возрастающих практических потребностей способствовала чрезмерной детализации законодательства и, как следствие, все большей разбалансированности и противоречивости, и в конечном итоге привела к противоположной желаемой цели – не упрощению правоприменения, а усложнению практической реализации нормативных положений.
На необходимость последовательного обеспечения системности и качества законодательства, перехода к взвешенной законотворческой политике обращает внимание и Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 14 марта 2023 г. № Р-1304/2023 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь».
Пристальное внимание вопросам оптимальности законодательства уделяет Президент Республики Беларусь. Он неоднократно обращал внимание на недостаточность правового регулирования жизненных ситуаций, связанных с реализацией отдельных прав граждан или актуальных вопросов экономической повестки, в ряде случаев – на непоследовательность в регулировании экономических и социальных отношений, большое количество отсылочных норм и нечеткость в их изложении, что приводит к двусмысленности правоприменения, а также на неоправданное делегированное нормотворчество и размывание нормотворческой компетенции.
Поставленная Главой государства 18 июля 2024 г. на встрече с судьями Конституционного Суда Республики Беларусь задача масштабной ревизии законодательства направлена на его реновацию, то есть модернизацию, без коренной ломки его системных основ, но со значительными содержательными и технико-юридическими результатами, а также нестандартным нормотворчеством.
Обозначим несколько направлений работы по осуществлению данной реновации.
В части содержательных результатов в первую очередь следует отметить необходимость облегчения нормативного материала, то есть сокращение его количества. Одним из способов решения указанной задачи является выявление фактически устаревших актов или актов, формально-юридически утративших силу. Например, уже очевидно, что часть актов или их структурных элементов, формирующих огромный массив правового материала, не подлежит применению по причине принятия по вопросам их регулирования иных актов (принятие их в новых редакциях, включение новых членов в коллегиальные образования (комиссии, коллегии, советы и т.п.), возложение полномочий на других лиц и др.). Однако предыдущие правовые решения не признаны утратившими силу, потому что по существующим правилам не приложены к новому акту в виде списка как утратившие силу. Поэтому актуальной задачей является формализация известного всем юристам правила о том, что с принятием нового нормативного правового акта, хоть и не содержащего нормы об отмене действия предыдущего, но по-новому регулирующего те же общественные отношения, предыдущий акт или акты утрачивают юридическую силу. Речь идет о выработке вариантов универсальных формулировок.
В качестве примера формулировки, уже используемой в актах Президента Республики Беларусь, распространяющихся на индивидуально-определенный круг лиц, можно привести п. 2 распоряжения от 19 июля 2024 г. № 131рп «Об уполномоченных представителях Главы государства»: «Признать утратившими силу принятые до издания настоящего распоряжения акты Президента Республики Беларусь (их структурные элементы) по вопросам назначения и освобождения уполномоченных представителей Главы государства в областях, г. Минске». При этом конкретные распоряжения не перечислялись, а Национальный центр законодательства и правовой информации их вычленял самостоятельно и отмечал как утратившие силу.
Второе направление касается проведения серьезной аналитической работы по выявлению несоответствий подзаконных актов Конституции, законам и указам Главы государства, противоречащих либо дублирующих норм. Первичный анализ показал, что более двух сотен нормативных решений не соответствует законам и актам Президента Республики Беларусь, приблизительно такое же количество содержит дублирующие нормы или противоречащие друг другу положения, более трех сотен регулирует сходные положения, а значит, есть возможность их объединения в рамках одного документа, использовав простую консолидацию. При необходимости возможно осовременивание их положений для целей исключения разбалансированности и несогласованности норм.
Одна из задач мониторинга – реализация конституционных положений. Несмотря на то, что планы по приведению законодательства в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции, принятыми на республиканском референдуме, реализованы, необходимо выявить возможные упущения.
Мониторинг позволяет также подступиться к системной реализации части третьей ст. 142 Конституции, касающейся декретов Президента Республики Беларусь. В настоящее время действующими являются 33 декрета (без учета декретов, вносящих изменения и дополнения в них). На основании проведенного анализа установлено, какие из норм декретов предполагаются к имплементации в законы или указы Главы государства, какие из декретов могут преобразоваться в новые законы или указы, какие из них могут быть признаны утратившими силу по другим причинам, а какие все еще останутся действующими.
В связи с принятием законов, охватывающих положения декретов, прекратят свое действие декреты Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 3 «О некоторых вопросах залога имущества» и от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Ведется разработка двух законопроектов, в которые предполагается имплементировать нормы декретов Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест». Порядка 10 декретов могут быть признаны утратившими силу в целом при имплементации их положений в разрабатываемые законопроекты. Среди декретов имеются такие, которые носили временный характер и фактически утратили юридическую силу. К ним, в частности, относятся декреты о членах Центральной избирательной комиссии, об образовании местных целевых фондов на год или о сокращении расходов на содержание государственных органов в конкретном году.
Одно из системно-правовых направлений касается последовательной кодификации законодательства, которая небезосновательно признается полезным, необходимым, но непростым инструментом качественного улучшения законодательства. Даже при осуществлении предварительного прогноза отраслей и институтов, которые могут быть охвачены кодифицированным законом, не всегда просматривается такая возможность или целесообразность, поскольку кодифицированными нормами должны охватываться наиболее стабильные общественные отношения, а при проведении данной работы, по верному замечанию С.Н.Братуся и И.С.Самощенко, следует предварительно уяснять закономерности развития объективно складывающейся системы права и анализировать существующие общественные отношения и особенности их правовой регламентации [Теория систематизации законодательства : избр. тр. Ин-та законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации : в 2 т. / А. С. Соминский [и др.] ; под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. – М. : ИЗиСП : Юриспруденция, 2023. – Т. 1. – 576 с.; с. 241]. Поэтому, на наш взгляд, например, в условиях нестабильного рынка торговый кодекс является нежизнеспособным. В то же время высока вероятность принятия кодексов о здравоохранении и об охране окружающей среды (экологического кодекса). Ряд других кодификационных проектов предусмотрен в Концепции правовой политики Республики Беларусь [О Концепции правовой политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 28 июня 2023 г., № 196 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр законодательства и правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024; подп. 45.7 п. 45].
Результатом мониторинга для целей реновации законодательства могут стать и предложения, основанные на оригинальных идеях ученых или аргументированных предложениях государственных органов. В научных публикациях встречаются предложения о разработке управленческого [Василевич, С. Г. Административный (Управленческий) кодекс как средство повышения эффективности государственного управления / С. Г. Василевич // Вестн. Моск. ун-та МВД России. – 2017. – № 4. – С. 176–180; с. 177] и иных кодексов.
Важнейшим направлением обновления законодательства является выявление технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА), не являющихся по содержанию таковыми. Сквозной анализ всех видов ТНПА по сферам регулирования показал, что принимается большое количество ТНПА в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры. Из включенных в НРПА 12 тысяч почти 9 тысяч разработаны в сферах образования и здравоохранения. К числу ТНПА относятся клинические протоколы лечения в здравоохранении, программы-минимумы кандидатских экзаменов и учебные программы образования, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей в культуре. В то же время отмеченные акты по содержанию не могут быть техническими нормативными, так как не содержат норм права и технических требований, а определяют методологию осуществления или содержание основной деятельности организаций, находящихся в зоне ответственности республиканских органов государственного управления (обучение, лечение и т.п.). Вместе с тем не следует отрицать их обязательность для широкого круга участников отношений независимо от подчиненности и формы собственности.
Однако данные документы, по сути, не содержащие норм права, по форме закреплены как ТНПА. Указанное противоречие необходимо преодолеть, как скорректировав перечень ТНПА, так и определившись после этого с видом документов, исключенных из перечня, а также с учетом установленного несоответствия содержания и формы следует разрешить вопрос о способе придания данным документам обязательной юридической силы. В качестве возможного варианта следует рассматривать закрепление легитимности грифа уполномоченного министра (председателя государственного комитета) «утверждаю». Могут быть и иные решения.
Технико-юридические предложения должны служить делу упрощения как нормативных правовых актов, так и нормотворчества. Для этого необходимо выявление перегруженных излишними требованиями документов, норм, не имеющих смыслового и практического значения, актов, подвергающихся частым корректировкам, а значит, возможных к изложению в новой редакции. Просматривается около 50 актов, которые подвергаются чрезмерно частым корректировкам. Так, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» за трехлетний период его действия изменялось более 90 раз. Значит, признавая все внесенные в него изменения утратившими силу, одним решением сокращается количество актов на 90 неактуальных единиц. Технико-юридические варианты такого признания необходимо закрепить в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах».
Технико-юридические изменения также должны способствовать комплексности правового регулирования и недопустимости бессмысленного увеличения числа принятых правовых актов. Например, в один день, 19 апреля 2024 г., было принято четыре постановления Правительства № 291–293 и 299 по вопросам осуществления административных процедур с внесением соответствующих изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548. Аналогичная ситуация имела место 8 июля 2024 г., когда также было издано четыре постановления Правительства № 481, 482, 484 и 485, изменивших указанное постановление. Данные примеры отражают факт технического оформления инициатив органов государственного управления без их консолидации.
Во избежание подобных случаев в дальнейшем целесообразно закрепить в Законе «О нормативных правовых актах» более жесткие требования к комплексности правового регулирования и уменьшению числа корректировок законодательства. В настоящее время они сформулированы в данном Законе в ст. 6 в качестве принципов.
Говоря о требованиях юридической техники, следует отметить, что они должны служить удобству восприятия содержания акта, а соответственно, если изменения затрагивают в значительной мере его содержание не только по причине объема корректировок, но и трудно воспринимаются вне основного текста акта, то следует задуматься об изложении данного акта в новой редакции. Подобные новации потребуют нового взгляда на юридическую технику, определение пределов допустимых отклонений от обязательных технико-юридических требований, что, возможно, затронет и Закон «О нормативных правовых актах», который не должен быть догматичным, допуская при этом вариативность изложения правового материала. Правовая доктрина, определяя взаимозависимость содержания акта и техники его изложения, все же содержанию акта отдает приоритет, поскольку именно оно определяет его практическую ценность.
Реновация законодательства также связывается с повышением степени его адекватности государственной и общественной потребности, что достигается путем участия в проведении мониторинга не только государственных органов всех ветвей власти и всех уровней, но и всех групп гражданского общества. Подобная задача прямо ставится Главой государства. В общей сложности Администрацией Президента Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовой информации Республики Беларусь направлено более 60 писем в различные инстанции. Проведен сбор предложений от граждан. Аккумулировано более 1200 предложений, которые в большинстве касаются содержания правовых актов.
Широкое привлечение на системной основе указанных субъектов к решению правотворческих задач свидетельствует о росте значения правообразования, основанного на двух основных принципах: демократизме и целесообразности [Общая теория права : пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / В. А. Абрамович [и др.] ; под общ. ред. С. Г. Дробязко, С. А. Калинина. – Минск : БГУ : Четыре четверти, 2014. – 416 с.; с. 316].
В заключение следует отметить, что в настоящей публикации обозначены наиболее актуальные направления работы по реновации законодательства Республики Беларусь. В то же время выполнение поставленных задач в конкретный период времени, пусть даже с весьма существенными результатами, не следует связывать с ожиданиями достижения хотя бы на время практически идеального состояния законодательства, свободного от критики и возможных изменений. Цель – наличие эффективного законодательства – определяет и необходимость его постоянного совершенствования в количественном и качественном измерениях.
Чуприс О.И.,
Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь
Актуальность и корректность цитирования (использования) нормативных правовых актов Республики Беларусь проверены автором посредством ИПС «ЭТАЛОН» (ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE») на дату поступления статьи в редакцию 16.10.2024.
Библиографическая ссылка:
Чуприс, О. И. Актуальные вопросы реновации законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Право.by. – 2024. – № 6 (92). – С. 5–10.

В связи с принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 февраля 2025 г. № 7 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15» (постановление № 7) сообщаем следующее.
Постановлением № 7 внесены изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (Инструкция), в целях приведения положений в соответствие с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (НК), а также в целях обеспечения решения вопросов, связанных с обращением на территории Республики Беларусь электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) с учетом результатов их практического применения в 2024 г. с использованием Портала электронных счетов-фактур (www.vat.gov.by) (Портал), являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам, в частности:
1. исключается выставление ЭСЧФ на Портал по сделкам со взаимозависимыми лицами при начислении процентов по кредиту (займу) (п. 3, подп. 31.3 п. 21, подп. 22.1 п. 22, подп. 23.1 п. 23, подп. 26.1, 26.2.2, 26.6, 26.11 п. 26, пп. 64, 65 Инструкции);
2. определяется порядок заполнения адреса места нахождения выступающих поставщиками представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, возможность открытия которых предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2024 г. № 846 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» с учетом статьи 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь (подп. 22.10 п. 22, подп. 23.10 п. 23 Инструкции);
3. определяется порядок проставления в ЭСЧФ признака «Вычет в полном объеме» (п. 67 Инструкции).
Справочно. В соответствии с подпунктом 27.9 пункта 27 статьи 133 НК по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь, вычет сумм налога на добавленную стоимость (НДС) производится в полном объеме;
4. в связи с исключением пункта 9 статьи 1411 НК упраздняются положения о создании ЭСЧФ при приобретении товаров плательщиком Республики Беларусь у иностранных организаций, иностранных индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Республики Беларусь в связи с осуществлением электронной дистанционной продажи (абз. 20 ч. 1 подп. 26.11 п. 26, п. 66 Инструкции);
5. приводится в соответствие с технически реализованными в системе порядком:
5.1. определения отчетного периода в отношении оборота по реализации, указанного в дополнительном ЭСЧФ с признаком «Возврат товара».
Справочно. Часть третья подпункта 26.11 пункта 26 Инструкции дополнена правилом, согласно которому по ЭСЧФ, который подписан электронной цифровой подписью покупателя и в котором в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» указан признак «Возврат товара», Порталом автоматически определяется отчетный период, в котором у продавца уменьшается оборот по реализации и исчисленная от него сумма НДС в зависимости от даты подписания ЭСЧФ покупателем;
5.2. проставления в ЭСЧФ признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23 и подп. 24.61 п. 24 Инструкции).
Дополнение указанного признака повлекло изменение формы ЭСЧФ:
раздела 3 ЭСЧФ «Реквизиты получателя»;
раздела 4 ЭСЧФ «Реквизиты грузополучателя»;
5.3. проставления при реализации (ввозе) товаров (продукции), облагаемых по ставке НДС в размере десять (10) процентов в соответствии с пунктом 2 статьи 122 НК в ЭСЧФ признаков дополнительных данных (ч. 1 подп. 26.11 п. 26 Инструкции):
«Продукция растениеводства, пчеловодства, животноводства, рыбоводства, дикорастущей продукции»;
«Продовольственные товары и товары для детей»;
«Лекарственные средства и медицинские изделия»;
5.4. указания в разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» ЭСЧФ в отдельном блоке «Сумма уплаченных акцизов» формы ЭСЧФ суммы акцизов, уплаченной таможенным органам при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров (подп. 26.121 п. 26 Инструкции), что повлекло изменение формы ЭСЧФ;
5.5. заполнения ЭСЧФ при реализации комитентом (доверителем) на основании договоров комиссии (поручения) или иных аналогичных гражданско-правовых договоров через комиссионера (поверенного) – резидента Республики Беларусь товаров покупателю – физическому лицу (п. 452 Инструкции).
Справочно. В связи с изменением технического решения слово «физлицо» не используется. Реализована возможность проставления признака «Продажа физическому лицу» (подп. 23.52 п. 23, подп. 24.61 п. 24, п. 64 Инструкции).
Постановление № 7 вступает в силу с 12 марта 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

В конце декабря 2024 года Пленум Верховного Суда рассмотрел вопросы, касающиеся практики применения Закона № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности», принятого 15 декабря 2022 г. и вступившего в силу 1 октября 2023 г. (Закон об урегулировании неплатежеспособности). Сегодня мы продолжаем беседу с судьей Верховного Суда Республики Беларусь Виктором Федоровичем Шильчёнком о текущих итогах реализации положений указанного Закона, основных изменениях в судебной практике рассмотрения дел о несостоятельности и банкротстве, статусе собрания кредиторов, деятельности антикризисных управляющих и иных вопросах, касающихся правового регулирования данной сферы в нашей стране.
– Вы в одной из публикаций в журнале «Судебный вестник» охарактеризовали урегулирование неплатежеспособности как сбалансированный инструмент защиты прав и законных интересов. Поясните, пожалуйста, в чем заключается такой баланс?
– Если мы говорим о Законе как о сбалансированном инструменте защиты прав и законных интересов, то это прежде всего наличие возможности у всех лиц, участвующих в деле, осуществлять защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке по всем спорным вопросам, которые могут возникнуть в ходе проведения процедур.
При этом хотелось бы обратить внимание на то, что в Законе об урегулировании неплатежеспособности к лицам, участвующим в деле, отнесены разные по отношению к должнику лица, интересы которых могут не совпадать.
С одной стороны, кредиторы, интерес которых заключается в удовлетворении их требований, с другой – учредители, участники, собственники организаций должников, которые могут быть заинтересованы в восстановлении платежеспособности или в списании долгов с наименьшими для себя потерями. Также управляющий, который выступает как самостоятельное лицо, обеспечивающее проведение всех необходимых по делу процедур. Не менее значимыми по каждому делу могут быть и интересы государства, которые представляются участвующими в деле государственными органами и местными исполнительными и распорядительными органами, которые могут не только выполнять регуляторные функции, но и обеспечивать реализацию социальных функций государства. В условиях недостаточности имущества у должника для удовлетворения имущественных требований возрастает уровень конфликтности.
При таких обстоятельствах именно посредством правовой определенности проведения процедур указанный Закон позволяет найти баланс для того, чтобы урегулировать возникшее напряжение путем регламентированного поэтапного прохождения процедур с максимально возможным достижением стоящих задач по результатам санации и ликвидационного производства. Их проведением достигается как восстановление платежеспособности, так и максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с заранее установленной законодателем очередностью, и цивилизованным образом завершается работа организации и бизнеса, когда речь идет о ликвидации.
Аспект сбалансированности можно проследить на примере формирования реестра требований кредиторов. Один из кредиторов заявляет требование, его рассматривает управляющий. Последний принимает решение об объеме удовлетворения требования, в соответствии с которым кредитор включается в реестр. В то же время при несогласии с принятым решением кредитор имеет право обратиться в суд. Суд рассматривает его заявление в соответствии с определенными в Законе об урегулировании неплатежеспособности нормами (статья 73 – Прим. Pravo.by). Но и другие участники процесса, например собственники, участники должника, иные кредиторы, государственные органы, другие заинтересованные лица, имеют возможность путем анализа принятого управляющим решения о формировании реестра кредиторов контролировать принятое решение. И в случае несогласия с ним оспорить в суде.
Второй не менее важный вопрос – это значительная роль в процессе урегулирования неплатежеспособности собрания кредиторов. Этот орган принимает основные узловые решения. Они формируются в виде протокола собрания кредиторов, которое должно быть мотивировано и соответствовать требованиям законодательства. В случае, если кредитор или управляющий, собственники, участники не согласны с принятым решением собрания, они также имеют возможность обжаловать его, доказывая правомерность своих требований и правовых позиций.
Сбалансированность выражается и в том, что в целом кредиторы, участники, собственники, государственные органы на протяжении всех процедур имеют возможность наблюдать за работой антикризисного управляющего в процедурах и в необходимых случаях отстаивать свои интересы.
То есть фактически все лица, участвующие в деле с учетом принципа диспозитивности, имеют возможность и право самостоятельно выбирать способы защиты своих прав и урегулирования возникших спорных вопросов. А способы этой защиты, с каким требованием и на какой стадии обратиться, подробно прописаны в Законе.
– Исходя из положений действующего Закона, регулирование неплатежеспособности происходит и в досудебном, и во внесудебном порядке. Когда в таких случаях в ходе урегулирования платежеспособности неизбежна ликвидация субъектов хозяйства?
– Да, хотелось бы обратить внимание на то, что Закон прописывает не только судебные процедуры. Ряд норм посвящен работе по внесудебному урегулированию неплатежеспособности. Эта работа проводится постоянно, анализ правоприменительной практики в настоящее время демонстрирует сокращение количества поступающих в суды заявлений о несостоятельности и заявлений о банкротстве. Этому способствуют и те институты, которые определены Законом. Прежде всего речь идет о предупреждении несостоятельности. В соответствии с Законом в пределах своей компетенции руководители предприятий, учредители, государственные органы обязаны принимать меры, направленные на предупреждение несостоятельности и банкротства. Например, изменять структуру, состав органа управления юридического лица, принимать меры по сокращению и ликвидации дебиторской задолженности, привлекать инвестиции, проводить переговоры с кредиторами вплоть до заключения соглашений об изменении условий исполнения соответствующих соглашений.
Но иногда так случается, что названные меры не приводят к положительному результату и субъект хозяйствования вынужден прибегать к судебной процедуре – возникает необходимость подачи заявления о несостоятельности или банкротстве.
В тех случаях, когда есть перспектива восстановить платежеспособность организации, подается заявление о несостоятельности. В рамках проведения процедуры существует заинтересованность в том, чтобы она носила не формальный характер, а реально приводила к положительной динамике и продолжению работы предприятия после выхода из кризиса. Но даже при грамотно разработанных планах не всегда удается достичь вывода организации из состояния неплатежеспособности, поэтому в таких случаях может идти речь о банкротстве организации.
И здесь важно отметить, что есть условия, когда должник вправе обратиться с подачей такого заявления и когда обязан.
Например, если при проведении внесудебной ликвидации по решению собственника выяснено, что у должника имущества недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, должник обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Также о такой обязанности может идти речь, когда по истечении отчетного периода на 1 января текущего года окажется, что стоимости имущества у должника недостаточно для расчета в полном объеме по всем денежным обязательствам и обязательствам по выплате заработной платы. Если при этом имеется факт неисполнения данных обязательств в течение не менее 6 месяцев – для обычного субъекта и 12 месяцев – для сельскохозяйственных организаций, то в таком случае должник тоже должен обратиться в суд с заявлением о банкротстве. В то же время, если должником были начаты определенные мероприятия по досудебному оздоровлению, он освобождается от обязанности подачи в суд соответствующего заявления.
– При подготовке нового Закона Главой государства ставились задачи по защите прав предприятий и снятии нагрузки с судов, возложению координации на Правительство, местные исполнительные органы. Удалось ли их достичь с учетом уже текущей практики правоприменения и как Вы в целом оцениваете реализацию его положений?
– По истечении года работы в новых условиях с учетом данных судебной статистики мы в настоящее время наблюдаем, что количество обращений в суд с заявлениями о несостоятельности или банкротстве уменьшается. Это достигается благодаря досудебному оздоровлению и предупреждению банкротства. Также играют роль более взвешенные проработки законодателем оснований для вхождения в эти процедуры и их проведения. Поэтому по поставленным целям стабилизировать ситуацию и достичь положительного эффекта отмечается положительная тенденция.
Если же говорить про нагрузку на суды, то, естественно, уменьшение количества обращений снижает нагрузку на экономические суды. При этом хотелось бы обратить внимание, что новый законодательный акт направлен на качественный пересмотр роли и значения суда в делах о несостоятельности или банкротстве. И с учетом принципа разделения властей суд действительно в рамках данного Закона осуществляет функции судебного органа, то есть органа, который разрешает споры и жалобы, возникшие в ходе проведения процедур, принимает решение о наличии оснований для признания должника несостоятельным и введении санации или для признания его банкротом с открытием ликвидационного производства, разрешает споры, связанные с урегулированием неплатежеспособности.
В данной ситуации благодаря той роли, которую законодатель отводит местным органам власти и государственным органом, сведен к минимуму процент необоснованных обращений по указанным процедурам. В частности, мы видим эффект от реализации Закона об урегулировании неплатежеспособности в том, что придается важное значение сохранению субъектов хозяйствования в любом регионе. В особенности если речь идет о градообразующих предприятиях независимо от формы собственности. Если, например, местные органы власти видят, что какой-то субъект хозяйствования, в том числе частной формы собственности, по его обращению или же исходя из других каких-то признаков находится в тяжелом положении, то могут быть включены механизмы досудебного оздоровления, ну а уже в последующем – применены процедуры проведения санации через рассмотрение дела о несостоятельности.
– Виктор Федорович, охватывает ли всю тематику действующего Закона принятое в декабре прошлого года постановление Пленума Верховного Суда. Какие, на ваш взгляд, наиболее важные разъяснения оно закрепило? И ожидается ли в связи с уже наработанной правоприменительной и судебной практикой совершенствование законодательства по вопросам урегулирования неплатежеспособности?
– Что касается совершенствования законодательства, то этот процесс, с моей точки зрения, идет непрерывно с учетом развития гражданских отношений. Если мы говорим о законодательстве об урегулировании неплатежеспособности, то имеем в виду не только Закон об урегулировании неплатежеспособности, но и указы Президента Республики Беларусь, а также другие нормативные правовые акты, принятие которых предусматривалось Законом, в том числе Советом Министров, Министерством экономики.
Например, Указом Президента Республики Беларусь от 23 августа 2024 г. № 333 регламентированы особенности работы с имуществом неплатежеспособных организацией, которые направлены на более оптимальное прохождение процедур по вопросам реализации имущества должника. В настоящее время рассматривается вопрос об изменении постановления Совета Министров, регулирующего порядок аттестации и переаттестации физических лиц на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему.
Поэтому процесс совершенствования законодательства в этой области проходит и в настоящее время.
Так, с учетом результатов накопившегося опыта практики применения нового законодательства в сфере урегулирования неплатежеспособности в ходе рассмотрения дел и было принято 26 декабря 2024 г. постановление Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь «О судебной практике применения законодательства об урегулировании неплатежеспособности».
Исходя из содержания этого документа мы видим, что это первое постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, принятое по результатам изучения и обобщения практики применения законодательства по рассмотренным экономическим делам о несостоятельности или банкротстве, которое имеет важное организационное значение с точки зрения правильного и единообразного применения законодательства.
Оно разъясняет в определенной степени все основные вопросы, связанные с рассмотрением дел данной категории, и ориентирует на единообразное применение норм законодательства. В частности, в документе затронуты такие важные вопросы, как принятие и возврат заявлений, извещение лиц, участвующих в деле, в том числе на стадии принятия таких заявлений, проведение судебного заседания по вопросу принятия заявления и возбуждения производства по делу, назначение управляющих, вопросы проведения процедур, применяемых в ходе производства по делам, согласования и проверки планов санации или ликвидации и вносимых в них изменений и дополнений, вынесения решения о признании должника несостоятельным или банкротом или прекращения производства по делу.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что прошел еще относительно небольшой период времени с момента начала применения нового Закона, уже сегодня можно сказать, что с учетом накопленного опыта его применения и возникающих вопросов прогнозируется необходимость в разъяснении иных вопросов применения законодательства в сфере урегулирования неплатежеспособности.
– Благодарим за содержательную беседу!
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».