/ / Аналитика
17.02.2023

Постановление № 32. Аренда, проведение аукционов и иные вопросы землепользования

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2023 г. № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов» (далее – постановление № 32) в отношении отдельных вопросов землепользования.

Государственный комитет по имуществу

В связи с изложением Законом Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов» (далее – Закон) Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле) в новой редакции, а также с признанием Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 466 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667), постановлением № 32 внесены изменения и дополнения в ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

В отношении порядка перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам (далее – Положение о переводе и отнесении).

Содержание Положения о переводе и отнесении приведено в соответствие с терминологией Кодекса о земле, Закона Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 396-З «О геодезической и картографической деятельности», а также Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 423-З «О мелиорации земель» (далее – Закон о мелиорации).

Кроме того, в нем дополнительно даны определения терминам «орошаемые земли» и «осушенные земли».

Для подготовки материалов о переводе земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам Положением о переводе и отнесении предусмотрено создание Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными исполнительными комитетами одной комиссии, также определен ее состав.

При этом по результатам работы этой комиссии как при подготовке материалов о переводе земель из одних категорий и видов в другие, так и при отнесении земель к определенным видам предполагается составление акта обследования земель по единой форме, установленной Государственным комитетом по имуществу.

Действующим до 1 января 2023 г. Положением о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденным Указом № 667, был предусмотрен разный состав комиссий и были установлены две различные формы актов обследования земель:

  • для отнесения земель к определенным видам;
  • для перевода несельскохозяйственных земель из одних видов в другие, а также сельскохозяйственных земель несельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли.

Также в Положении о переводе и отнесении определен перечень случаев, когда в переводе земель, земельного участка из одной категории в другую может быть отказано. Кроме того, Положение о переводе и отнесении дополнено новой главой, устанавливающей порядок перевода орошаемых и осушенных земель в неорошаемые и неосушенные земли в случае вывода из эксплуатации мелиоративных систем (их частей) и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на основании статьи 27 Закона о мелиорации.

В отношении порядка деления, слияния и изменения целевого назначения земельных участков.

Изменения действующих до 1 января 2023 г. порядков деления, слияния и изменения целевого назначения земельных участков были связаны со снятием с 1 января 2023 г. ограничений в отношении раздела земельных участков и изменения их целевого назначения, а также определением условий, при выполнении которых земельный участок может быть разделен или может быть изменено его целевое назначение.

В остальной части действующие подходы не изменялись.

В отношении порядка возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства.

Вместо двух действующих до 1 января 2023 г. Положений о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства и о порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462, постановлением № 32 утверждено одно Положение о порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (далее – Положение о возмещении потерь).

В Положение о возмещении потерь включены нормы, связанные с возмещением потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и содержавшиеся в названных Положениях, а также в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667».

Кроме того, изменены подходы по использованию средств от возмещения потерь и финансированию работ выполняемых за счет средств, поступающих от возмещения потерь.

С 1 января 2023 г. использование средств от возмещения потерь осуществляется в пределах их поступления в соответствии со сметами расходов, разрабатываемыми ежегодно в отношении потерь сельскохозяйственного производства – Министерством сельского хозяйства и продовольствия, в отношении потерь лесохозяйственного производства – Министерством лесного хозяйства, по согласованию с Государственным комитетом по имуществу и Министерством финансов через счета органов государственного казначейства в установленном порядке.

Финансирование работ, выполняемых за счет средств от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, осуществляется по ходатайствам областных исполнительных комитетов, Государственного комитета по имуществу в размерах, определенных в соответствии со сметами расходов.

Работы, осуществляемые за счет средств от возмещения потерь, финансируются Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством лесного хозяйства соответственно на основании проектов, смет и актов приемки выполненных работ.

До 1 января 2023 г. использование средств от возмещения потерь сельскохозяйственного производства осуществлялось в пределах их поступления в соответствии со сметой расходов, разрабатываемой ежегодно Госкомимуществом по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия – в отношении потерь сельскохозяйственного производства, Министерством лесного хозяйства – в отношении потерь лесохозяйственного производства и Министерством финансов, через счета органов государственного казначейства в установленном порядке.

Финансирование работ, выполняемых за счет средств от возмещения потерь, осуществлялось по ходатайствам областных исполнительных комитетов в размерах, определенных Госкомимуществом в соответствии со сметой расходов.

Работы, осуществляемые за счет средств от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, финансировались Госкомимуществом на основании проектов, смет и актов приемки выполненных работ.

В отношении порядка проведения конкурса по выбору землепользователя дополнительного земельного участка.

Положение о порядке проведения конкурса по выбору землепользователя дополнительного земельного участка определен порядок создания и деятельности конкурсной комиссии, порядок организации и проведения конкурса по выбору землепользователя дополнительного земельного участка.

Конкурс проводиться конкурсной комиссией, созданной местным исполнительным комитетом, при наличии двух и более заинтересованных лиц (землепользователей, земельный участок которых имеет общую границу с дополнительным земельным участком, включенным в перечень свободных (незанятых) земельных участков).

В отношении порядка рассмотрения земельных споров Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами и образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров.

Кодексом о земле определен перечень исполнительных комитетов, к компетенции которых относится рассмотрение земельных споров, согласно которому городские (городов районного подчинения) сельские и поселковые исполкомы не вправе рассматривать земельные споры.

В связи с этим, а также с учетом правоприменительной практики рассмотрения на местах земельных споров Положением о рассмотрении земельных споров определен четкий алгоритм и сроки действий всех заинтересованных сторон, а также перечень материалов, необходимых для рассмотрения земельного спора.

В отношении порядка размещения (установки) нестационарных объектов на землях общего пользования, а также земельных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Согласно статье 59 Кодекса использование земельных участков для размещения (установки) нестационарных объектов на землях общего пользования, а также на земельных участках, предоставленных юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, вне зависимости от их целевого назначения и вида права на них осуществляется без изъятия и предоставления земельных участков на основании решений местных исполнительных комитетов о размещении (установке) нестационарных объектов.

Размещение (установка) нестационарных объектов на земельных участках, предоставленных землепользователям, осуществляется с разрешения этих землепользователей. При этом землепользователь, на землях которого осуществляется размещение (установка) нестационарного объекта, вправе требовать от заинтересованного лица плату, определяемую соглашением между землепользователем и заинтересованным лицом.

Действие Положения о порядке размещения (установки) нестационарных объектов не распространяется на размещение (установку) нестационарных объектов на площадках, автомобильных стоянках и иных плоскостных сооружениях, находящихся в государственной или частной собственности, регулируемое соответственно законодательством об аренде имущества, находящегося в государственной собственности, или гражданским законодательством.

Положением определены цели, для которых требуется размещение нестационарных объектов, сроки такого размещения, а также алгоритм действий всех заинтересованных.

В части порядка формирования перечней свободных (незанятых) земельных участков и перечней земельных участков для реализации инвестиционных проектов (далее – Положение о порядке формирования).

Поскольку до вступления в силу Кодекса о земле порядок формирования перечней свободных (незанятых) земельных участков и перечней участков для реализации инвестиционных проектов устанавливался областными и Минским городским исполнительными комитетами, то практика утверждения таких порядков была не единообразной.

В связи с этим Положением о порядке формирования определена информация, которая должна содержаться в названных перечнях, установлены формы перечней, а также форма основных характеристик земельного участка, которая представляется в комиссию по выбору места размещения земельного участка, созданную соответствующим местным исполнительным комитетом с целью включения земельного участка в перечень участков для реализации инвестиционных проектов.

В части порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности (далее – Положение об аренде).

Положением об аренде предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются в аренду в соответствии с Кодексом о земле и иными актами законодательства об охране и использовании земель с заключением договора аренды земельного участка по типовой форме, установленной этим Положением.

В соответствии с типовой формой договора аренды земельного участка арендодателями по договорам аренды земельных участков будут являться не только местные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон, но и государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Расширен перечень случаев, когда допускается односторонний отказ арендодателя от исполнения договора аренды земельного участка.

Так, односторонний отказ арендодателя от исполнения договора аренды земельного участка будет в том числе допускаться при изъятии земельного участка для государственных нужд, прекращении заключенного с Республикой Беларусь инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) и (или) организацией, реализующей инвестиционный проект, своих обязательств по этому договору, а также при несогласии арендатора с изменением условий договора аренды земельного участка в случае принятия акта законодательства, устанавливающего иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора аренды земельного участка.

В отношении порядка определения размера платы за право аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право аренды земельных участков, а также начальной цены предмета таких аукционов (далее – Положение о плате за право аренды).

Положением о плате за право аренды предусмотрено, что размер платы за право аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право аренды земельных участков, определяется местными исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон на основании кадастровой стоимости земельных участков в белорусских рублях, действующей на дату подачи заинтересованным лицом заявления о предоставлении ему земельного участка в аренду с применением в зависимости от срока аренды земельных участков коэффициентов для определения размера платы за право аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право аренды земельных участков, а также начальной цены предмета таких аукционов согласно приложению к этому Положению.

Начальная цена права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду по результатам аукциона, определяется местными исполнительными комитетами на основании кадастровой стоимости земельных участков в белорусских рублях, действующей на дату утверждения таким исполнительным комитетом начальной цены предмета аукциона, с применением в зависимости от срока аренды земельных участков коэффициентов для определения размера платы за право аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право аренды земельных участков, а также начальной цены предмета таких аукционов согласно приложению к этому Положению.

В части порядка и условий внесения платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность, или платы за право аренды земельных участков в случае предоставления рассрочки (далее – Положение о рассрочке).

Положением о рассрочке предусмотрено, что при предоставлении земельных участков в частную собственность или аренду для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), строительства и обслуживания приобретенного недвижимого имущества, находившегося в государственной собственности, в том числе по результатам аукционов, местными исполнительными комитетами по заявлению лиц, которым предоставляются земельные участки, предоставляется рассрочка.

При предоставлении земельных участков в частную собственность для иных целей местные исполнительные комитеты имеют право предоставить рассрочку по обоснованному заявлению граждан Республики Беларусь, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, которым предоставляются земельные участки, либо принять решение об отказе в предоставлении рассрочки.

Срок рассрочки определяется местным исполнительным комитетом с учетом срока, указанного в заявлении. При этом в случае предоставления земельных участков в аренду срок рассрочки внесения платы за право аренды земельных участков не должен превышать срока аренды земельных участков, а при предоставлении земельных участков в частную собственность для иных целей, в том числе по результатам аукционов, – двух лет.

Положением о рассрочке также определены требования к содержанию решений местных исполнительных комитетов, на основании которых будет предоставляться рассрочка внесения платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность, или платы за право аренды земельных участков, случаи прекращения действия рассрочки, а также последствия несоблюдения плательщиком сроков и порядка перечисления платежей по рассрочке и процентов за пользование рассрочкой платежа.

В отношении порядка предоставления земельных участков гражданам, которые заключили договоры купли-продажи одноквартирных, блокированных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах с определенными организациями, а также единому застройщику.

Местные исполнительные комитеты формируют перечни одноквартирных, блокированных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах.

При продаже одноквартирных, блокированных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах по договорам купли-продажи путем проведения аукциона эти объекты недвижимости и земельный участок, предоставленный для их обслуживания, или право заключения договора аренды этого участка составляют единый предмет аукциона.

Если их строительство осуществлялось с привлечением денежных средств граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке, установленном законодательством о долевом строительстве, земельные участки для обслуживания объектов долевого строительства предоставляются дольщикам после приемки одноквартирных, блокированных жилых домов в эксплуатацию без проведения аукциона на праве пожизненного наследуемого владения или аренды без внесения платы за право аренды земельного участка. По желанию таких граждан земельные участки могут быть предоставлены им в частную собственность с внесением соответствующей платы.

В отношении порядка определения размера убытков, причиняемых землепользователям изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов (далее – Положение об убытках).

Содержание Положения об убытках приведено в соответствие с терминологией Кодекса о земле, а также Закона о мелиорации земель.

Определен порядок определения размера убытков при наличии незарегистрированных изменений сносимых объектов недвижимого имущества и при невозможности определения рыночной стоимости сносимых объектов недвижимого имущества в связи с отказом землепользователя в представлении сведений, необходимых для определения размера убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельного участка, сносом расположенных на нем объектов недвижимого имущества, либо непредставлением таких сведений в установленный срок (представлением по истечении срока).

Кроме того, установлена необходимость определения упущенной выгоды не только при изъятии сельскохозяйственных земель из земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского), но и при их временном занятии.

При изъятии для государственных нужд земельного участка, предоставленного без проведения аукциона, за право аренды которого арендатором была внесена плата, арендатору возмещаются убытки в размере платы за право аренды земельного участка. При этом возмещение арендатору таких убытков возможно как из местного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы, в который поступила плата за право аренды земельного участка, так и по решению местного исполнительного комитета за счет средств лица, которому предоставляется земельный участок.

Положение об убытках также дополнено прилагаемым к нему перечнем организаций, осуществляющих определение размера убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества.

В части порядка организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, на право аренды земельного участка, а также аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).

Действующий до 1 января 2023 г. порядок организации и проведения аукционов не корректировался. Изменения касались только перечня материалов, представляемых участнику такого аукциона, с учетом определенных Положением случаев, когда не требуется предварительное согласование места размещения земельного участка, а также заменой процедуры формирования земельного участка на процедуру отвода земельного участка с установлением его границы.

О порядке организации и проведения аукционов по продаже:

  • объектов государственной собственности и земельного участка в частную собственность или права аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества;
  • объектов, находящихся в государственной собственности, без продажи права аренды земельного участка, необходимого для обслуживания отчуждаемого имущества.

Ранее действующий до 1 января 2023 г. порядок организации и проведения аукционов не изменялся.

О порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд.

Выкуп земельного участка для государственных нужд будет производиться за счет средств местного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы либо по решению местного исполнительного комитета за счет средств лица, которому предоставляется земельный участок, исходя из его кадастровой стоимости в белорусских рублях, действующей на дату выкупа, за исключением выкупа земельного участка, приобретенного в установленном порядке в собственность по результатам аукциона по продаже земельных участков в частную собственность. В таком случае за счет средств местного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы либо по решению местного исполнительного комитета за счет средств лица, которому предоставляется земельный участок, собственнику будет возмещаться стоимость приобретенного по результатам аукциона земельного участка с учетом инфляции, но не ниже его кадастровой стоимости в белорусских рублях, действующей на дату выкупа.

Если по истечении срока временного пользования или аренды земельного участка, изымаемого и предоставляемого во временное пользование или аренду на срок до 1,5 года для государственных нужд, этот земельный участок подлежит возврату прежнему собственнику, то выкуп такого земельного участка производиться не будет.

В остальной части порядок выкупа земельных участков, действующий до 1 января 2023 г., не изменялся.

О порядке проведения публичных торгов при принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

Названный порядок не распространяется на конфискацию земельного участка.

Собственнику земельного участка при его принудительном изъятии возмещается сумма, полученная от продажи этого земельного участка с публичных торгов, за вычетом расходов на их проведение, но не более суммы, уплаченной собственником при приобретении земельного участка, с учетом инфляции.

Публичные торги проводятся в форме аукциона, проводимого местными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков или уполномоченными ими государственными организациями.

Предметом аукциона является земельный участок. Начальной ценой предмета аукциона является рыночная стоимость земельного участка.

О порядке проведения инвентаризации земель (далее – Положение об инвентаризации).

Инвентаризация земель является составной частью землеустройства и проводится на основании решений государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом о земле и иными актами законодательства (далее – государственный орган, осуществляющей государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель), для уточнения или установления местоположения нефиксированных границ земельных участков, их размеров, прав на земельные участки, ограничений (обременений) прав на земельные участки, выявления нарушенных, неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по целевому назначению земель, а также для уточнения иных сведений о состоянии земель, отражаемых в государственном земельном кадастре.

Положением об инвентаризации определены перечень материалов и данных, используемых при проведении инвентаризации земель, требования к содержанию решений государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель, о проведении инвентаризации земель, этапы работ при проведении инвентаризации земель и их содержание, а также порядок обобщения результатов работы государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель, либо комиссии, созданной этим государственным органом, по инвентаризации земель.

Госкомимущество – об основных положениях постановления по вопросам земельной сферы

Постановление № 32. Порядок изъятия и предоставления земельных участков

Информация предоставлена Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)