/ / Аналитика
07.04.2023

Доверительное управление: теория и практика

Основополагающие нормы, регламентирующие доверительное управление, в том числе доверительное управление наследственным имуществом, закреплены в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК). Порядку заключения договора доверительного управления наследственным имуществом посвящена отдельная глава Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63 (далее – Инструкция).

Это сравнительно новый институт для белорусского права. Но однозначно заявлять о том, что до принятия Гражданского кодекса РБ он не был знаком законодателю, нельзя. Так, в Указе Президента Республики Беларусь № 482 от 27 ноября 1995 года «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (далее – Указ) было дано понятие договора доверительного управления. Но Указом было определено, что в качестве вверителя может выступать не только собственник имущества, но и лицо, у которого имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вместе с тем ГК установлено, что вверителем может быть лишь собственник, а в случаях, предусмотренных статьей 909 Кодекса, – другое лицо (например, орган опеки и попечительства, исполнитель завещания).

Несмотря на то, что институт доверительного управления имуществом в Республике Беларусь введен в гражданский оборот более 20 лет назад, нельзя сказать, что заключение договоров доверительного управления имуществом получило широкое распространение, в отличие от иных видов договоров. Немалую роль в этом играет то, что в науке гражданского права он до сих пор не подвергался комплексному анализу, хотя некоторые научные разработки на сегодняшний день имеются. Это привело к тому, что ряд положений главы 52 ГК, регулирующей доверительное управление имуществом, а также специальных норм о доверительном управлении, не всегда находят у отечественных юристов, в том числе нотариусов, единообразное понимание, что не может не сказаться на правоприменительной практике. Речь идет, например, о проблеме поиска доверительного управляющего, о назначении выгодоприобретателей, сроке договора доверительного управления и других вопросах. Поскольку нотариусы Республики Беларусь сталкиваются с заключением договоров доверительного управления имуществом, как правило, в рамках оформления наследственных прав, то хотелось бы иметь более детальное регулирование отношений, которые возникают в процессе доверительного управления именно наследственным имуществом.

Однако, несмотря на все вышеизложенное, с каждым годом количество таких договоров возрастает.

Несмотря на то, что пунктом 4 статьи 1069 ГК закреплено положение о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, независимо от момента государственной регистрации права наследника на это имущество, если право подлежит регистрации. До получения свидетельства о праве на наследство и соответствующей регистрации имущества (при ее необходимости), у наследника отсутствует юридическая возможность распоряжаться наследственным имуществом, совершать действия по управлению и распоряжению им. В этих случаях зачастую и возникает необходимость передачи наследственного имущества в доверительное управление. На практике, как правило, договоры доверительного управления наследственным имуществом заключаются в случаях, когда действия, необходимые для его сохранения, не могут быть совершены наследниками самостоятельно, а меры по охране наследства, в частности хранение, не могут в полной мере обеспечить сохранность такого имущества.

Основной целью данного договора является обеспечение сохранности переданного в доверительное управление наследственного имущества и передача его по истечении установленного срока наследникам, принявшим наследство, в состоянии не худшем и в количестве не меньшем, чем на момент открытия наследства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 895 ГК по договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Доверительный управляющий осуществляет в отношении этого имущества в пределах, предусмотренных законодательством или договором, лишь правомочия собственника. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя или выгодоприобретателя. Здесь речь идет о тех действиях доверительного управляющего, которые не влекут изменения правового статуса имущества, переданного в доверительное управление. Следует отметить, что у доверительного управляющего не возникает иных вещных прав на полученное имущество, в частности, права хозяйственного ведения либо права оперативного управления.

Согласно пункту 1 статьи 1068 ГК если в составе наследства имеется имущество, требующее управления (предприятие, доля в уставном фонде хозяйственного общества или товарищества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в соответствии со статьей 909 ГК в качестве вверителя заключает договор доверительного управления этим имуществом.

Если договор доверительного управления наследственным имуществом заключается при наличии завещания, в котором назначен исполнитель завещания, то согласно части второй пункта 2 статьи 909 ГК права вверителя в таком случае принадлежат исполнителю завещания. В то же время в соответствии с пунктом 2 статьи 1053 ГК исполнитель завещания, если в завещании не установлено иное, должен принять самостоятельно или через нотариуса меры по охране наследства и управления им в интересах наследников, подав нотариусу по месту открытия наследства соответствующее заявление. Таким образом, хотя законодатель при заключении договора доверительного управления наследственным имуществом предоставляет права вверителя исполнителю завещания, но не исключает возможность выступать нотариусу в качестве вверителя по такому договору. Требование о том, что нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по согласованию с исполнителем завещания, в белорусском законодательстве отсутствует. К слову, в российском законодательстве, если наследование осуществляется по завещанию, в котором назначен исполнитель завещания, то исполнитель является доверительным управляющим с момента выражения им согласия быть исполнителем завещания.

Следует отметить, что перечень лиц, по заявлению которых нотариус принимает меры по охране наследства или управлению им, не является исчерпывающим. Кроме исполнителя завещания указанные меры могут приниматься нотариусом, в частности, по заявлению одного или нескольких наследников, органов местного управления и самоуправления, кредиторов, отказополучателей и других лиц, действующих в интересах сохранения наследственного имущества.

Хотелось бы обратить внимание, что пунктом 2 статьи 1066 ГК закреплено право нотариуса на заключение договора доверительного управления по собственной инициативе. Аналогичная норма содержится в пункте 105 вышеназванной Инструкции.

Если наследственное имущество находится в разных местах, нотариус по месту открытия наследства направляет нотариусу по месту нахождения соответствующей части наследственного имущества обязательное для исполнения поручение об управлении этим имуществом. Нотариус, заключив на основании такого поручения договор доверительного управления наследственным имуществом, сообщает нотариусу по месту открытия наследства о его заключении и направляет экземпляр указанного договора. В случае невозможности заключения договора доверительного управления нотариус, получивший соответствующее поручение, сообщает об этом нотариусу по месту открытия наследства с приложением акта о невозможности принятия мер.

До заключения договора доверительного управления нотариус проверяет факт смерти наследодателя, устанавливает место открытия наследства, наличие имущества, его состав и место нахождения, извещает о предстоящей описи наследников, место жительства (место пребывания) или работы которых ему известно, уточняет, были ли кем-либо приняты действия по сохранению имущества (если такие действия принимались, то нотариус выясняет: кем именно, опечатывалось ли помещение с имуществом умершего, где находятся ключи от этого помещения), уведомляет о предстоящей описи лиц, заинтересованных в проведении описи, в соответствующих случаях – представителей организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, и органов внутренних дел.

Хотелось бы подчеркнуть, что нотариус заключает договор доверительного управления в отношении того имущества, которое указано в заявлении заинтересованного лица.

Несмотря на то, что субъектами отношений по доверительному управлению имуществом являются вверитель, доверительный управляющий и выгодоприобретатель, сторонами договора доверительного управления имуществом являются только вверитель и доверительный управляющий. Выгодоприобретатель выступает третьим лицом, в пользу которого осуществляется исполнение договора.

Вне сомнения эффективность доверительного управления во многом зависит от кандидатуры доверительного управляющего. Кандидатуру доверительного управляющего утверждает нотариус, как правило, согласовав ее с заинтересованными лицами, прежде всего, наследниками. Требование об обязательном согласовании нотариусом кандидатуры доверительного управляющего с наследниками или иными заинтересованными лицами в белорусском законодательстве отсутствует. По законодательству Республики Беларусь доверительным управляющим наследственным имуществом может быть назначен любой гражданин, обладающий дееспособностью в полном объеме, а также любая организация, как коммерческая, за исключением унитарного предприятия, так и некоммерческая, за исключением учреждения. Закон не устанавливает никаких специальных требований к кандидатуре доверительного управляющего наследственным имуществом.

Вместе с тем одно существенное ограничение в отношении кандидатуры доверительного управляющего все же имеется. Оно вытекает из требований пункта 3 статьи 898 ГК, устанавливающего, что доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления. Учитывая данную норму, назначить доверительным управляющим наследника нотариус не может. Хотя, представляется, что заинтересованность наследника в получении наследственного имущества в количестве не меньшем и в состоянии не худшем, чем на день открытия наследства, не должна являться препятствием к назначению такого наследника доверительным управляющим. Более того, аналогичная правовая конструкция в наследственном праве имеется в случае, когда нотариус передает на хранение наследственное имущество кому-либо из наследников, причем независимо от их желания. На наш взгляд, возможность назначения предполагаемых наследников в качестве доверительных управляющих сняла бы многие проблемы, в частности, проблему поиска доверительного управляющего.

Содержание договора доверительного управления имуществом составляет совокупность его существенных условий, которые стороны обязаны включить в договор. При отсутствии в договоре хотя бы одного из перечисленных условий договор будет считаться незаключенным.

Существенные условия договора доверительного управления перечислены в пункте 1 статьи 899 ГК:

  • предмет договора, в том числе характеристика имущества, передаваемого в доверительное управление, и его стоимость;
  • пределы использования имущества доверительным управляющим;
  • наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом (вверителя или выгодоприобретателя);
  • размер и форма вознаграждения доверительному управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
  • срок действия договора.

Заключению договора доверительного управления наследственным имуществом предшествует опись этого имущества, которая производится нотариусом незамедлительно после принятия необходимых мер по организации работы, связанной с заключением такого договора. При этом, нотариус производит опись передаваемого в управление имущества в присутствии двух свидетелей, отвечающих требованиям, установленным пунктом 3 статьи 1044 ГК. При описи могут присутствовать также исполнитель завещания, наследники, а также при необходимости представитель органов опеки и попечительства (для охраны интересов зачатого, но еще не родившегося наследника, несовершеннолетних и недееспособных граждан), кредиторы наследодателя и другие лица, пожелавшие присутствовать при описи наследственного имущества. Предметы, указанные в акте описи, оцениваются по соглашению между наследниками, а в случае их отсутствия - нотариусом по согласованию с лицами, присутствующими при описи. При отсутствии соглашения оценка наследственного имущества или той его части, в отношении которой соглашение не достигнуто, производится специалистом по оценке за счет лица, потребовавшего оценки наследственного имущества, либо указанное лицо в установленном порядке может обратиться в суд.

Характеристика имущества, передаваемого в доверительное управление, и его стоимость указываются в договоре доверительного управления в соответствии с актом описи.

Как показывает нотариальная практика, необходимость заключения договоров доверительного управления наследственным имуществом возникает чаще всего у субъектов хозяйствования в сфере предпринимательской деятельности, например, в отношении управления долями уставных фондов хозяйственных обществ. Это, как правило, связано с необходимостью срочного принятия участниками этих обществ определенных управленческих решений. Очевидно, что участник хозяйственного общества не является собственником имущества, принадлежащего этому обществу, поскольку такое имущество не входит в состав наследства и не может быть передано нотариусом в доверительное управление. Несмотря на некоторые вопросы, связанные с неопределенностью правовой природы доли в уставном фонде, в доверительное управление передается именно доля в уставном фонде хозяйственного общества, принадлежавшая умершему участнику, которая входит в состав его наследственного имущества. При этом, представляется, что с передачей в доверительное управление доли в уставном фонде хозяйственного общества у доверительного управляющего возникают соответствующие права участника хозяйственного общества.

Хотелось бы отметить, что в юридической литературе высказываются разные точки зрения по вопросу получения согласия хозяйственного общества на заключение договора доверительного управления долями в уставном фонде общества. Одни цивилисты считают, что доля в уставном фонде хозяйственного общества может быть передана в доверительное управление только в случае, когда к наследнику переходят права и обязанности, связанные с участием в хозяйственном обществе. В связи с этим правомерно возникает вопрос о необходимости истребования согласия участников общества на передачу наследственного имущества в доверительное управление, хотя получение такого согласия действующим законодательством не предусмотрено. По мнению других цивилистов, доля в уставном фонде будет являться предметом договора доверительного управления наследственным имуществом вне зависимости от того, с согласия участников общества или без их согласия допускается переход доли к наследнику. Исходя из того, что основной целью заключения такого договора является управление долей в уставном фонде, а не переход к наследнику права собственности на указанную долю, полагаем, что нотариусам нет необходимости истребовать согласие остальных участников общества на передачу наследуемой доли в доверительное управление.

Учитывая то, что одним из существенных условий заключения договора доверительного управления имуществом, в том числе наследственным, законодатель называет пределы использования имущества доверительным управляющим, в договоре доверительного управления долей в уставном фонде хозяйственного общества доверительному управляющему передаются права, которые связаны с участием в управлении хозяйственным обществом, в частности, по вопросам голосования на общем собрании участников. Кроме участия в общем собрании участников с правом голосования по вопросам повестки дня доверительному управляющему предоставляются права по инициированию проведения внеочередных общих собраний участников общества, участию в формировании повестки дня общего собрания и т.д. Кроме того, в договорах доверительного управления нотариусы отражают ограничения, связанные с участием доверительного управляющего в управлении, в том числе ограничения, связанные с голосованием по вопросам распоряжения долей, прекращением деятельности общества (ликвидацией и реорганизацией).

В последнее время значительно чаще к нотариусу обращаются наследники с просьбой о заключении договора доверительного управления имуществом после смерти участника унитарного предприятия. Особенно остро стоит данный вопрос, когда умирает физическое лицо, которое одновременно являлось и собственником имущества унитарного предприятия, и его руководителем. Деятельность предприятия практически приостанавливается. Вместе с тем, законом определено, что договор доверительного управления может быть заключен в отношении объектов гражданских прав. Исходя из понятия юридического лица и унитарного предприятия, которые закреплены пунктом 1 статьи 44 ГК и пунктом 1 статьи 113 ГК, не вызывает сомнения, что унитарное предприятие является самостоятельным субъектом права. Предприятием в качестве объект прав, согласно пункту 1 статьи 132 ГК признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, государственная регистрация создания которого является обязательной. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Однако, даже если предприятие зарегистрировано как имущественный комплекс, заключение договора доверительного управления тоже невозможно. Имущество унитарного предприятия находится в собственности физического лица либо юридического лица и принадлежит таким лицам на праве хозяйственного ведения, а в силу пункта 3 статьи 896 ГК имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Конечно, нельзя не согласиться с Я.И.Функом, который в своей статье «Особенности договора доверительного управления имуществом, совершаемого с целью управления предприятием унитарного предприятия, являющегося наследственным имуществом. Понятие и предмет договора» рассуждает о том, что «глава 52 ГК содержит так называемый внутренний конфликт». Так, в пункте 1 статьи 896 ГК предприятия и другие имущественные комплексы перечислены в качестве объектов доверительного управления, а пункт 3 статьи 896 ГК запрещает передачу предприятия унитарного предприятия в доверительное управление, поскольку такое предприятие находится в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

Нотариальная практика в Республике Беларусь пошла по пути заключения договора доверительного управления, в рамках которого доверительному управляющему передаются права участника унитарного предприятия. Хотя в статье 128 ГК права учредителя унитарного предприятия не перечислены в качестве объекта гражданских прав, нельзя не согласиться с высказанным в юридической литературе мнением Я.И.Функа, который полагает, что права собственника имущества унитарного предприятия, перечисленные в пункте 6 статьи 113 ГК, следует отнести к правам учредителя унитарного предприятия и считать одним из видов объектов гражданских прав и передавать их в доверительное управление. Чаще всего доверительному управляющему нотариусы предоставляют право назначения руководителя унитарного предприятия и право контроля за сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Представляется, что целесообразно было бы наделять доверительного управляющего полномочиями руководителя, предоставляя ему право на совершение от имени унитарного предприятия сделок, которые связаны с текущей деятельностью унитарного предприятия. Не вызывает сомнения, что доверительный управляющий не должен обладать всеми полномочиями собственника имущества. Передаваемые доверительному управляющему полномочия должны быть направлены на сохранение имущества предприятия и на сохранение места унитарного предприятия на рынке.

Несмотря на то, что предметом договора доверительного управления могут быть ценные бумаги, входящие в состав наследства, в нотариальной практике заключение таких договоров до настоящего времени не получило распространения. Полагаем, что в связи с принятием Министерством финансов Республики Беларусь постановления от 21.10.2021 № 61 «О доверительном управлении ценными бумагами», которое изменило подходы к доверительному управлению ценными бумагами, входящими в состав наследства, в частности, без передачи заблокированных ценных бумаг умершего на счет «депо» доверительного управляющего, указанные договоры будут заключаться. Согласно пп.1.пункта 1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21.10.2021 № 61 «О доверительном управлении ценными бумагами» в случае передачи ценных бумаг, принадлежащих умершему лицу, в доверительное управление в связи с принятием мер по охране наследства и управлению им, депозитарий отражает их в синтетическом депозитарном учете по балансовому счету 817 «Ценные бумаги, заблокированные в связи со смертью владельца, переданные в доверительное управление в связи с принятием мер по охране наследства и управлению им». Заключая такие договоры, нотариус должен учитывать требования статьи 33 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг», которой определены существенными условиями договора доверительного управления ценными бумагами, а именно:

  • предмет договора, в том числе вид ценной бумаги с указанием ее категории, типа (в случае, если наличие категории и типа следует соответственно из вида и категории ценной бумаги), номинальная стоимость ценной бумаги, полное наименование юридического лица, осуществившего эмиссию (выдачу) ценных бумаг;
  • количество ценных бумаг;
  • пределы использования ценных бумаг, переданных в доверительное управление, форма осуществления доверительного управления;
  • права и обязанности сторон;
  • размер вознаграждения доверительному управляющему, порядок и форма расчетов, если иное не следует из гражданского законодательства Республики Беларусь и существа договора;
  • ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств;
  • срок действия договора;
  • иные условия, определенные законодательными актами Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, как существенные условия, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При этом, следует отметить, что в случае передачи в доверительное управление ценных бумаг, заблокированных на счете «депо» умершего лица, дата отражения этих ценных бумаг на счете «депо» умершего лица в синтетическом депозитарном учете по вышеуказанному балансовому счету, считается датой вступления в силу договора доверительного управления, что является существенным условием такого договора.

Следует отметить, что статьей 901 ГК закреплено требование об обособлении имущества, которое передано в доверительное управление, от иного имущества, в том числе от имущества доверительного управляющего. Анализируя данные нормы, мы видим, что обособление имущества не всегда означает его физическое обособление, поскольку иногда это невозможно (например, применительно к недвижимости), в других случаях это нецелесообразно. Под обособлением имущества, на наш взгляд, следует понимать его юридическое обособление, т.е. передачу такого имущества вверителем доверительному управляющему по описи, акту приема-передачи, товарной накладной и т.д.

Кроме того, пунктом 2 статьи 902 ГК установлены особенности передачи в доверительное управление имущества, находящегося в залоге. Такое имущество может быть предметом договора доверительного управления, но доверительный управляющий должен быть предупрежден о том, что передаваемое ему в доверительное управление имущество обременено залогом, о чем нотариус указывает в договоре.

Белорусский законодатель в качестве существенного условия договора доверительного управления имуществом предусматривает указание в договоре наименования юридического лица или имени гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом. При этом по общим нормам таким лицом может выступать вверитель или выгодоприобретатель. Не вызывает сомнения, что по договору доверительного управления наследственным имуществом выгодоприобретателями являются наследники. Но хотелось бы отметить, что специфика наследственных отношений в том, что до истечения срока для принятия наследства у нотариуса отсутствует определенность в отношении круга наследников, к которым впоследствии перейдет наследственное имущество, и которые могут выступать в качестве выгодоприобретателей. Нельзя не согласиться с мнением тех цивилистов, которые считают, что при отсутствии у нотариуса сведений о наследниках в договоре доверительного управления конкретный выгодоприобретатель может быть не назван, хотя, в конечном итоге, им будет являться наследник. В связи с чем, при отсутствии информации о наследниках, полагаем, нотариусы правомерно в договоре доверительного управления в качестве выгодоприобретателей указывают «наследники, принявшие наследство».

По нашему мнению, было бы целесообразно закрепить в ГК норму, согласно которой выгодоприобретатель по договору доверительного управления наследственным имуществом не назначается, за исключением случая, когда имеется отказополучатель.

Вопрос о том, является ли договор доверительного управления имуществом исключительно возмездным либо ГК допускает существование и безвозмездного договора доверительного управления имуществом, до сих пор не нашел закрепления в действующем законодательстве. Право на получение вознаграждения доверительным управляющим по договору доверительного управления вытекает не только из общих норм ГК, регулирующих доверительное управление имуществом, но и специальных норм. Так, анализ пункта 1 статьи 895 ГК, который определяет понятие договора доверительного управления имуществом, указывает на то, что доверительное управление переданным доверительному управляющему имуществом осуществляется им на возмездной основе. Кроме того, положениями пункта 2 статьи 1068 и пункта 5 статьи 1066 ГК установлено, что охрана наследства и управление им осуществляются возмездно, если законодательством не установлено иное. Так, частью второй пункта 1 статьи 895 ГК определено, что в случае заключения договора доверительного управления имуществом в интересах гражданина, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, такой договор может быть заключен без выплаты вознаграждения доверительному управляющему. Однако в отношении наследственного имущества законодательством иное не предусмотрено. В то же время пунктом 1 статьи 899 ГК определено, что размер и форма вознаграждения доверительному управляющему является существенным условием договора, если выплата вознаграждения предусмотрена договором. Исходя из этого, можно предположить, что данная норма закона о выплате вознаграждения доверительному управляющему не носит императивного характера и допускает включение в договор условия о безвозмездности исполнения доверительным управляющим своих обязанностей. В связи с этим, нельзя не согласиться с мнением ряда цивилистов о том, что сделать однозначный вывод о возмездности либо безвозмездности договора доверительного управления наследственным имуществом невозможно. Ряд юристов придерживаются мнения о диспозитивном характере норм закона о выплате вознаграждения доверительному управляющему и полагают правомерным отражение в договоре доверительного управления условия о праве доверительного управляющего на вознаграждение, либо прямое указание на безвозмездность договора. При этом, если в договоре стороны предусмотрели право доверительного управляющего на вознаграждение, то в договоре указывается размер и форма такого вознаграждения, поскольку они являются существенным условием такого договора. При определении размера вознаграждения учитывается, что расходы, связанные с управлением наследственным имуществом, возмещаются за счет наследства в пределах его стоимости.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что в главу 52 ГК следовало бы включить норму о том, что договор доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законодательством, может быть и безвозмездным.

Помимо права на вознаграждение доверительный управляющий имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.

Существенным условием договора доверительного управления является условие о сроке его действия. Пунктом 4 статьи 1066 ГК определено, что меры по охране наследства и управлению им осуществляются в течение срока, определяемого нотариусом с учетом характера и ценности наследства и времени, необходимого наследникам, но не более чем в течение одного года со дня составления описи. Срок, в течение которого после смерти наследодателя заинтересованные лица могут обратиться к нотариусу с просьбой о заключении договора доверительного управления, законом не установлен. На практике встречались случаи обращения к нотариусу наследников и иных заинтересованных лиц с просьбой о принятии мер по управлению наследственным имуществом по истечении 5 и более лет со дня смерти наследодателя. В связи с этим нотариусам крайне важны изменения, которые предполагается внести в статью 1066 ГК, согласно которым меры по охране наследства и управлению им осуществляются со дня составления описи в течение срока, определяемого нотариусом с учетом характера и ценности наследства и времени, необходимого наследникам для вступления во владение наследством, но не более чем в течение одного года со дня начала течения срока для принятия наследства. Кроме того, по нашему мнению, есть необходимость закрепить законодательно положение о том, что в момент выдачи хотя бы одному из наследников свидетельства о праве на наследство на имущество, которое передано в доверительное управление, права вверителя переходят к такому наследнику. Свидетельство о праве на наследство является достаточным доказательством прав на наследственное имущество. Получив свидетельство о праве на наследство, наследник фактически подтверждает свое намерение распоряжаться наследственным имуществом.

Следует также обратить внимание на срок, в течение которого нотариус после получения заявления с просьбой о заключении договора доверительного управления должен приступить к принятию мер по управлению наследственным имуществом. Хотя такой срок законодательством не установлен, нотариус приступает к принятию мер по управлению наследственным имуществом в срок, максимально обеспечивающий сохранность наследственного имущества.

Статьей 903 ГК установлена обязанность доверительного управляющего представлять вверителю и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в порядке и сроки, установленные договором доверительного управления имуществом. Исключения в отношении наследственного имущества в законодательстве не содержится. То есть на нотариуса законом возложены функции по контролю за исполнением доверительным управляющим своих обязанностей. Вместе с тем, механизм реализации контрольных функций нотариуса в законе отсутствует. Кроме того, зачастую это требует специальных знаний. Следовательно, у нотариусов возникает правомерный вопрос: как должен нотариус оценивать представленный доверительным управляющим отчет? Нотариус должен либо сам обладать соответствующими знаниями, либо ему необходимо привлекать специалистов? Представляется, что для оценки представленного доверительным управляющим отчета нотариус вправе пригласить специалиста, а расходы, связанные с его привлечением, могут быть оплачены за счет наследственного имущества в пределах его стоимости. Вопрос по содержанию и объему информации, которая должна быть отражена в отчете, законодательно также не урегулирован.

Согласно законодательству Республики Беларусь договор доверительного управления наследственным имуществом составляется в двух экземплярах, а в случае заключения договора на основании поручения – в трех экземплярах, подписывается доверительным управляющим и нотариусом и скрепляется гербовой печатью нотариуса. Удостоверительная надпись на таком договоре не совершается, однако договор регистрируется в реестре для регистрации нотариальных действий.

Нотариус по месту открытия наследства извещает наследников, место жительства (место пребывания) или место работы, которых ему известно, о заключении договора доверительного управления, а также о его прекращении. Если наследники отсутствуют либо они отказались от принятия наследства, то уведомление о прекращении договора доверительного управления направляется в орган местного управления и самоуправления.

Доверительное управление может быть прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 907 ГК. Кроме того, хотелось обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 395 ГК законодательством или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Вместе с тем статьей 65-1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» установлено, что зарегистрированные право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество, имеющие срок действия, прекращаются в момент истечения срока их действия без осуществления государственной регистрации их прекращения, за исключением права доверительного управления недвижимым имуществом, договор доверительного управления которым не предусматривает возможности прекращения этого договора в связи с истечением срока его действия. Следовательно, право доверительного управления недвижимым имуществом, договор доверительного управления которым не предусматривает возможности прекращения этого договора в связи с истечением срока его действия, прекращается с момента государственной регистрации его прекращения. Данное обстоятельство необходимо учитывать при заключении договоров доверительного управления.

Галина Иванникова,
нотариус Минского городского нотариального округа,
официальный сайт Белорусской нотариальной палаты