/ / Аналитика
22.11.2022

О применении преференциальной поправки в государственных закупках

Министерство антимонопольного регулирования и торговли в рамках компетенции сообщает, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – постановление № 692) с 16 ноября 2022 г. изменены условия применения преференциальной поправки, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).

Таким образом, при осуществлении государственных закупок в документах, предоставляемых для подготовки предложения, утвержденных с 16 ноября 2022 г., условия применения преференциальной поправки должны быть установлены с учетом изменений, внесенных постановлением № 692.

Процедуры государственных закупок, начатые до 16 ноября 2022 г., осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до этой даты (без учета изменений условий применения преференциальной поправки).

В отношении условий применения преференциальной поправки, действующих с 16 ноября 2022 г., сообщаем следующее.

1. О преференциальной поправке и случаях ее применения.

Согласно абзацу четырнадцатому статьи 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) преференциальная поправка – это предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками.

Согласно части первой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 при проведении открытого и закрытого конкурсов, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:

15 процентов – в случаях предложения:

  • производимых участником товаров, происходящих из Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

Справочно
По состоянию на 16 ноября 2022 г. национальный режим в сфере государственных закупок предоставлен только Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации.

  • организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, работ, услуг собственного производства при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов;
  • учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовыми профилакториями, лечебно-производственными мастерскими работ, услуг собственного производства;

25 процентов в случае предложения участником товаров собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов.

Таким образом, при приобретении товаров преференциальная поправка применяется:

  • в размере 15 процентов в случае предложения товаров из Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации участником, являющимся производителем таких товаров;
  • в размере 25 процентов в случае предложения любым участником товаров, произведенных организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов.

При приобретении работ, услуг в свою очередь преференциальная поправка применяется только к организациям Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, учреждениям и предприятиями уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовым профилакториям, лечебно-производственным мастерским при предложении ими работ, услуг собственного производства. При этом доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, должна составлять не менее 20 процентов. Размер преференциальной поправки в таком случае составляет 15 процентов.

Одновременно отмечаем, что согласно абзацу второму части десятой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в том числе его лотом (частью).

Для подтверждения права на применение преференциальной поправки участник должен подтвердить страну происхождения всех предлагаемых им в процедуре товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки.

При этом, если предмет государственной закупки разделен на лоты (части), то решение о применении преференциальной поправки при наличии соответствующего заявления участника принимается по каждому лоту (части) отдельно и, соответственно, если в лоте (части) на какую-то часть товара отсутствуют документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то к цене предложения такого участника по данному лоту (части) преференциальная поправка не применяется. В то же время в отношении иных лотов (частей) при наличии подтверждающих документов преференциальная поправка применяется.

Справочно
К примеру, если закупаются ложки и вилки, а предмет государственной закупки не разделен на лоты (части), тогда участнику для применения права на преференциальную поправку необходимо подтверждение страны происхождения как ложек, так и вилок. Если бы в такой ситуации предмет был разделен на отдельные лоты (части), то участник мог бы подтвердить право на применение преференциальной поправки только в отношении ложек и по этому лоту (части) воспользоваться таким правом, а по лоту (части) на вилки участвовать на общих основаниях без заявления о праве на применение преференциальной поправки.

В этой связи необходимо учитывать особенности государственных закупок работ (услуг). Так, в зависимости от того, выделяет ли заказчик товары (например, запасные части) как отдельную составляющую предмета государственной закупки или предусматривает положение о том, что стоимость товаров (например, запасных частей) включается в стоимость работ (услуг), будет определяться и перечень документов, необходимых для подтверждения права на преференциальную поправку.

В частности, в случае, если предметом государственной закупки являются непосредственно работы (услуги), а стоимость товаров (например, запасных частей) включается в стоимость работ (услуг), то достаточно подтверждения права на применение преференциальной поправки только в отношении работ (услуг). В отношении товаров (например, запасных частей), включаемых в стоимость работ (услуг), представление документов, необходимых для подтверждения права на применение преференциальной поправки, не требуется.

Кроме того, отмечаем, что согласно абзацу третьему части десятой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, заявившими о своем праве на применение преференциальной поправки в одинаковом размере и подтвердившими такое право. Тем самым неприменение преференциальной поправки возможно только в случае, если все участники не только заявили одинаковый ее размер, но и представили документы, необходимые для подтверждения права на применение преференциальной поправки. В обратном случае, если заявление о праве на применение преференциальной поправки сделано всеми участниками процедуры государственной закупки, но кто-либо из них не подтвердил право на ее применение, преференциальная поправка применяется, но только в отношении предложений, содержащих соответствующие подтверждающие документы.

В случае же наличия заявлений участников о праве на применение преференциальной поправки разных размеров, например, если из двух участников процедуры запроса ценовых предложений один заявил о праве на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов, а второй – в размере 25 процентов, то преференциальная поправка применяется в заявленных размерах (15 или 25 процентов соответственно) при условии ее подтверждения надлежащим образом.

Для электронного аукциона действует иной подход. Даже если все участники процедуры государственной закупки заявили о праве на применение преференциальной поправки независимо от ее размера, преференциальная поправка применяется для целей проведения торгов, и начальная цена электронного аукциона определяется с учетом максимального размера заявленной участниками преференциальной поправки.

При этом отмечаем, Законом для всех видов процедур государственных закупок, в которых применяется преференциальная поправка, установлен заявительный принцип ее применения.

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений заявление о праве на применение преференциальной поправки должно быть представлено по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки. При проведении процедуры закупки, сведения о которой составляют государственные секреты, соответствующее заявление необходимо отдельно приложить в составе предложения.

Справочно
Не допускается представление заявления в иной форме, например, в виде электронной копии подписанного на бумажном носителе заявления. Иначе при проведении электронного аукциона для приобретения товаров дополнительное предоставление в первом разделе заявления о праве на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов в иной форме, чем предусмотрено регламентом оператора электронной торговой площадки, одновременно с указанием в первом разделе производителя приведет к идентификации участника и отклонению его предложения.

При этом обращаем внимание, что применение преференциальной поправки к цене предлагаемых товаров (работ, услуг) является правом участника, которым он может не воспользоваться.

Учитывая изложенное, при отсутствии заявления о праве на применение преференциальной поправки в установленной форме участник будет считаться не заявившим о таком праве и, следовательно, к цене предложения такого участника преференциальная поправка не будет применена даже при представлении подтверждающих документов.

Равно как и при наличии заявления, но отсутствии подтверждающих документов преференциальная поправка не применяется.

Таким образом, право на фактическое применение преференциальной поправки, в том числе для целей абзаца третьего части десятой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395, в конкретной процедуре государственной закупки имеет только участник, одновременно заявивший о таком праве и представивший подтверждающие документы.

2. О порядке применения преференциальной поправки.

Согласно части четвертой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений цены предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги), указанные в части первой данного подпункта, уменьшаются соответственно на 15 или 25 процентов для целей оценки и сравнения предложений. В указанном случае для оценки и сравнения предложений цена предложения участника уменьшается на 15 или 25 процентов математическим путем.

При этом в соответствии с абзацем вторым части девятой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 в случае выбора победителем участника, предлагающего товары (работы, услуги), указанные в части первой этого подпункта, договор государственной закупки (далее – договор) заключается с ним при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений – по цене предложения этого участника.

В свою очередь при проведении электронного аукциона в случае допуска к торгам участников, имеющих право на применение преференциальной поправки:

  • начальная цена электронного аукциона устанавливается путем деления ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, определенной заказчиком (организатором) в аукционных документах, соответственно на 1,15 или 1,25;
  • в ходе торгов для участников, имеющих право на применение преференциальной поправки, отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 или 25 процентов соответственно (часть пятая подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395).

Соответственно, как таковая оценка и сравнение предложений по цене при проведении электронного аукциона, как это имеет место при проведении открытого (закрытого) конкурса и процедуры запроса ценовых предложений, не осуществляется.

При этом согласно абзацу третьему части девятой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 в случае выбора победителем участника, предлагающего товары (работы, услуги), указанные в части первой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395, договор при проведении электронных аукционов заключается по цене последней ставки данного участника, в том числе с учетом корректировки в соответствии с частью четвертой пункта 5 статьи 43 Закона, увеличенной соответственно на 15 или 25 процентов, что автоматически отражается в протоколе торгов.

Справочно
Например, для участия в процедуре запроса ценовых предложений подано 2 предложения с ценой 100 рублей и 90 рублей. При этом участник с ценой предложения 100 рублей имеет право на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов, а участник с ценой 90 рублей – нет. Соответственно, для целей оценки и сравнения предложений цена предложения участника, имеющего право на применение преференциальной поправки, математическим путем уменьшается на 15 процентов (100 - (100 * 15 / 100) = 85). Так как получившееся значение меньше предлагаемого вторым участником (90 рублей), то в данном случае участником-победителем признается участник, имеющий право на преференциальную поправку. При этом договор с ним заключается по цене 100 рублей.
При проведении электронного аукциона если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки составляет 100 рублей и, хотя бы один из участников, допущенный к торгам, заявил о праве на применение преференциальной поправки, то начальная цена электронного аукциона определяется посредством деления ориентировочной стоимости предмета государственной закупки на 1,15 (100 / 1,15 = 86,96). При этом если участник-победитель – это участник, не имеющий права на преференциальную поправку, то договор с ним заключается по цене его последней ставки. Если же победителем будет признан участник, имеющий такое право, то договор с ним заключается по цене ставки этого участника, увеличенной на размер преференциальной поправки, что автоматически отражается в протоколе торгов.

Следует отметить, что так как при приобретении товаров преференциальная поправка в размере 15 процентов может применяться только к участнику, являющемуся производителем предлагаемого им товара, то раскрытие заказчику (организатору) информации о заявлении права на применения преференциальной поправки в соответствующем разделе с учетом указания производителя привело бы к идентификации участника.

В этой связи частью шестой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона при обеспечении оператором электронной торговой площадки доступа к первым разделам предложений для их рассмотрения заказчиком (организатором) не предоставляются сведения о заявлении участниками права на применение преференциальной поправки. Предоставление указанных сведений в отношении участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, осуществляется оператором электронной торговой площадки одновременно с обеспечением доступа ко вторым разделам предложений таких участников.

Соответственно, и в протоколе открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам не указывается начальная цена электронного аукциона, а также регистрационные номера предложений участников, заявивших о праве на применение преференциальной поправки (часть седьмая подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395).

Начальная цена электронного аукциона определяется оператором электронной торговой площадки и отображается на электронной торговой площадке после размещения на ней заказчиком (организатором) протокола открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам (часть восьмая подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395).

3. О документах, подтверждающих право на применение преференциальной поправки.

Документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов при проведении процедуры государственной закупки товаров, будут зависеть от того, включен ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению № 395 либо нет.

В частности, для товаров, не включенных в приложение 1 к постановлению № 395, документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки, являются:

а) если товар происходит из Республики Беларусь – один из следующих документов:

  • документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, или его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

Справочно
Имеется в виду сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый с учетом особенностей, установленных постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 21 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок».
При этом обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 21 в графе 1 сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (грузоотправитель/экспортер) указывается информация о заявителе – участнике процедуры государственной закупки, соответственно, такой сертификат не может быть передан иному лицу для целей применения преференциальной поправки и предъявляется в процедуре государственной закупки только участником.
Кроме того, согласно подпункту 1.8 пункта 1 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 21 в графе 8 «Описание товара» указывается среди прочего наименование изготовителя (производителя) товара.
Учитывая, что при приобретении товаров преференциальная поправка в размере 15 процентов может применяться только к участнику, являющемуся производителем предлагаемого им товара, то для применения преференциальной поправки участник процедуры государственной закупки, указанный в графе 1 сертификата о происхождении товара формы СТ-1, должен совпадать с лицом, указанным в графе 8 соответствующего сертификата как производитель (изготовитель).

  • сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия, а также обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. № 1817 (далее – постановление № 1817).

Справочно
Учитывая, что при приобретении товаров преференциальная поправка в размере 15 процентов может применяться только к участнику, являющемуся производителем предлагаемого им товара, то использование сертификата продукции собственного производства для подтверждения права на применение преференциальной поправки возможно только лицом, указанным в таком сертификате в качестве производителя. При этом дополнительно участник предоставляет обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных постановлением № 1817. Указанное обязательство предоставляется участником в свободной форме, например, в виде соответствующего заявления, и подчеркивает обязанность предлагать товар, который с учетом положений постановления № 1817 относится к продукции собственного производства.
Например, согласно постановлению № 1817 продукцией, подвергнутой производителем достаточной переработке (обработке) в Республике Беларусь, является продукция, степень переработки (обработки) которой, «достигаемая в процессе производства, соответствует критерию доля разницы между отпускной ценой продукции производителя продукции и ценой материалов, использованных при ее производстве (далее – добавленная стоимость), составляет не менее 30 процентов в отпускной цене единицы продукции». Следовательно, если сертификат продукции собственного производства выдан с учетом данного критерия, то условие о не менее 30 процентах добавленной стоимости должно соблюдаться и при исполнении договора. Соответственно, если цена предложения участника не учитывает выполнение критерия добавленной стоимости, то недопустимо заявление права на применение преференциальной поправки с подтверждением ее указанным сертификатом продукции собственного производства.

Отметим, что указанные выше документы не могут использоваться для подтверждения права на применение преференциальной поправки в отношении имущественных прав на компьютерные программы, происходящие из Республики Беларусь, в отношении которых постановлением № 692 установлен отдельный документ, подтверждающий соответствующее право. В частности, для имущественных прав на компьютерные программы, происходящие из Республики Беларусь, документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов, является свидетельство о регистрации компьютерной программы, выданное государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности», или его копия.

б) если товар происходит из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации – заявление о том, что участник является производителем предлагаемого им товара, а также документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, или его копия.

Справочно
Таким документом является сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) государства происхождения товара.

Таким образом, постановление № 692 обязало для подтверждения права на применение преференциальной поправки для товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации, кроме документа о происхождении товара предоставлять также и заявление, подтверждающее статус участника как производителя товара.

Если же товар включен в приложение 1 к постановлению № 395, то для подтверждения права на применение преференциальной поправки необходимо представить:

а) для товаров, происходящих из Республики Беларусь, – один из следующих документов:

  • сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями с учетом особенностей, или его копию;
  • сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами, или его копию, а также обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных постановлением № 1817;
  • выписку из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, полученную в соответствии с пунктом 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (далее соответственно – выписка из евразийского реестра, Правила), или ее копию;

Справочно
С евразийским реестром промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза можно ознакомиться и получить выписку по ссылке.

б) для товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации, – выписку из евразийского реестра или ее копию.

Обращаем внимание, что выпиской из евразийского реестра право на применение преференциальной поправки может подтверждать только лицо, указанное в ней в качестве производителя.

Отмечаем, что при проведении конкурентной процедуры государственной закупки условия применения преференциальной поправки в обязательном порядке указываются заказчиком (организатором) в конкурсных (аукционных) документах либо документах запроса ценовых предложений (абзац седьмой пункта 1 статьи 32, абзац седьмой пункта 1 статьи 39, абзац седьмой пункта 1 статьи 46 Закона).

В этой связи, учитывая, что документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов при проведении процедуры государственной закупки товаров, будут зависеть от того, включен ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению № 395 либо нет, считаем целесообразным для исключения неоднозначности понимания участниками условий проводимой процедуры государственной закупки при подготовке заказчиком (организатором) документов, представляемых для подготовки предложения, установить, входит ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению № 395 либо нет, и в зависимости от этого определить перечень документов, подтверждающих право на применение преференциальной поправки.

При этом отмечаем, что приложение 1 к постановлению № 395 основано на приложении 1 к Правилам. В тех случаях, когда наименование и определенный код по общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 83 (далее – ОКРБ 007-2012), включал только товары, предусмотренные Правилами, код соответствующего раздела ОКРБ 007-2012 и его наименование закреплялось в приложении к постановлению № 395 дословно.

Например, код ОКРБ 007-2012 «31.02.10» – «мебель кухонная». В данной ситуации выпиской из евразийского реестра можно подтвердить право на применение преференциальной поправки в случае закупки любой кухонной мебели, классифицируемой указанным кодом на уровне шесть цифровых знаков.

В ситуации же, если код по ОКРБ 007-2012 включает также товары, не предусмотренные Правилами, то в приложении 1 к постановлению № 395 указан код соответствующего раздела ОКРБ 007-2012 с предлогом «из» и наименование товаров, предусмотренных Правилами.

Например, код ОКРБ 007-2012 «из 31.09.14» – «мебель из пластмассовых материалов». Это означает, что из товаров, относящихся к коду ОКРБ 007-2012 «31.09.14», только при закупке мебели из пластмассовых материалов документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки, может являться выписка из евразийского реестра.

Для подтверждения права на применение преференциальной поправки в размере 25 процентов к товарам необходимо представить следующие документы в совокупности:

  • документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее чем за пять рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения;
  • сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копию.

Обращаем внимание, что согласно подпункту 1.5 пункта 1 постановления № 395 условием применения преференциальной поправки к товарам, произведенным организациями Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, является условие о том, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов.

Следовательно, если в предоставленном для подтверждения преференциальной поправки документе указана меньшая доля оплаты труда либо она не указана в целом, то такой документ не может расцениваться как подтвердивший право на применение преференциальной поправки.

При этом необходимо подчеркнуть, что при проведении процедуры государственной закупки товара преференциальная поправка в размере 25 процентов применяется при условии ее подтверждения для товаров собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников. И данные товары может предложить в процедуре государственной закупки участник, как являющийся таким производителем, так и не являющийся таковым.

Что касается работ (услуг), то документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов, для работ, услуг собственного производства учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, лечебно-производственных мастерских является сертификат работ и услуг собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия.

А для работ, услуг собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, документами, подтверждающим право на применение преференциальной поправки в размере 15 процентов, являются в совокупности следующие документы:

  • документ, подписанный руководителем организации Республики Беларусь, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, или уполномоченным им лицом не ранее чем за пять рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре государственной закупки, с указанием общего количества работников, численности инвалидов, номеров удостоверений, подтверждающих инвалидность, и сроков их действия, доли оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения;
  • сертификат работ и услуг собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия.

При этом для работ и услуг, поскольку они выполняются и оказываются непосредственно участником процедуры государственной закупки, сам участник должен быть организацией, в которой численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, а доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов.

4. О действиях комиссии по государственным закупкам в случае отсутствия подтверждения права на применение преференциальной поправки.

В случае наличия надлежащего заявления о праве на преференциальную поправку, но при отсутствии подтверждения соответствующего права в зависимости от вида процедуры государственной закупки комиссия по государственным закупкам отклоняет предложение либо осуществляет оценку и сравнение предложения такого участника без учета преференциальной поправки.

Так, при проведении открытого и закрытого конкурсов, а также процедуры запроса ценовых предложений предложение участника должно содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки, и документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь (абзац шестой части первой пункта 2 статьи 34, абзац шестой части первой пункта 2 статьи 47 Закона).

При этом, так как преференциальная поправка в данных процедурах применяется для целей оценки и сравнения предложений участников (часть четвертая подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395), то в случае если участником не представлено либо заявление, либо документы, подтверждающие применение преференциальной поправки, полагаем, что преференциальная поправка не применяется комиссией по государственным закупкам, оценка и сравнение предложений таких участников осуществляется без учета преференциальной поправки.

Неприменение в указанном случае преференциальной поправки к цене предложения, а не отклонение предложения участника, обусловлено также и тем, что участнику предоставлено право на применение преференциальной поправки при соблюдении двух указанных условий. Если какое-либо из таких условий участником не выполнено, право на применение преференциальной поправки не может быть реализовано.

Что касается электронного аукциона, то:

  • первый раздел предложения должен содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь (абзац третий части второй пункта 2 статьи 41 Закона) – соответствующая информация изначально будет доступна только оператору электронной торговой площадки, который одновременно с обеспечением доступа ко вторым разделам предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, предоставит заказчику (организатору) сведения о заявлении такими участниками права на применение преференциальной поправки;
  • второй раздел предложения должен содержать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, если участник заявил о таком праве (абзац четвертый части четвертой пункта 2 статьи 41 Закона).

При этом заявление участника о применении преференциальной поправки в первом разделе оказывает влияние на начальную цену электронного аукциона, то есть на цену, начиная с которой участники, допущенные к торгам, вправе делать ставки в ходе торгов. Так, она определяется на основании ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а в случае применения преференциальной поправки определяется также и с учетом размера такой преференциальной поправки.

Соответственно, как таковая оценка и сравнение предложений при проведении электронного аукциона, как это имеет место в конкурсах и процедурах запроса ценовых предложений, не осуществляется. При проведении электронного аукциона преференциальная поправка фактически применяется только на основании заявления участника о ее применении в первом разделе предложения, оказывая влияние на начальную цену электронного аукциона. Эта презумпция применения преференциальной поправки только на основании заявления участника означает, что второй раздел такого участника должен содержать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки. В этой связи если, к примеру, во втором разделе предложения участника отсутствуют документы, надлежаще подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то, полагаем, следует вести речь о том, что участник недобросовестно заявил о праве на ее применение. И так как преференциальная поправка была применена (при определении начальной цены) и повлияла на ход торгов, соответственно, следует квалифицировать действия такого участника как представление недостоверных сведений (пункт 4 статьи 44 Закона), в связи с чем его предложение при рассмотрении вторых разделов предложений следует отклонять. Если же, к примеру, документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, представлены, но не соответствуют установленным требованиям, то в таком случае причиной отклонения предложения выступает абзац второй пункта 4 статьи 44 Закона, а именно, предложение не отвечает требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений.

5. Об исполнении договора в случае применения преференциальной поправки.

В случае подтверждения права на применение преференциальной поправки на товары в размере 15 процентов сертификатом продукции собственного производства участник дополнительно должен представить обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных постановлением № 1817.

Следовательно, при исполнении договора и поставке предлагаемого в процедуре государственной закупки товара участник обязан обеспечивать соответствие товара условиям и критериям отнесения продукции к продукции собственного производства.

Кроме того, согласно части второй подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 при приобретении работ (услуг) подрядчик (исполнитель), к предложению которого применена преференциальная поправка, обязан выполнить предусмотренную в договоре работу (оказать услугу) лично, если иное не предусмотрено в части третьей указанного подпункта.

В свою очередь согласно части третьей подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395 подрядчик (исполнитель), к предложению которого применена преференциальная поправка, вправе привлечь к исполнению своих обязательств по договору:

  • физических лиц в количестве не более 15 процентов от списочной численности юридического лица на дату заключения договора;
  • организации Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовые профилактории, лечебно-производственные мастерские.

Письмо Министерство антимонопольного регулирования и торговли от 16.06.2021 № 14-01-10/1505 К считать утратившим силу с 16 ноября 2022 г.

Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь