15.11.2022
МАРТ – о требованиях к участникам процедур государственных закупок
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – постановление № 692) сообщает следующее.
Постановлением № 692 к участникам процедур государственных закупок независимо от предмета государственной закупки установлены следующие дополнительные требования:
- физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, – участник процедуры государственной закупки, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица – участника процедуры государственной закупки, и лицо, имеющее право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не должны считаться подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
- отсутствие у участника процедуры государственной закупки – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в статьях 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК);
- отсутствие у лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица – участника процедуры государственной закупки, и лица, имеющего право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Указанные дополнительные требования обязательны для всех видов процедур государственных закупок, кроме биржевых торгов, независимо от предмета государственной закупки или его ориентировочной стоимости.
При этом соответствующие положения постановления № 692 вступают в силу с 16 ноября 2022 г.
Таким образом, при осуществлении государственных закупок в документах, предоставляемых для подготовки предложения, утверждаемых с 16 ноября 2022 г., дополнительные требования к участникам должны быть установлены в строгом соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 395 (в редакции постановления № 692).
Также и в закупке из одного источника, решение о проведении которой принимается с 16 ноября 2022 г., участник должен подтвердить соответствие дополнительным требованиям в строгом соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 395 (в редакции постановления № 692).
Процедуры государственных закупок, начатые до 16 ноября 2022 г., осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до этой даты (без рассматриваемых дополнительных требований).
Справочно
В случае признания конкурентной процедуры государственной закупки, начатой до 16 ноября 2022 г., несостоявшейся необходимо учитывать, что при проведении повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не подлежат изменению требования к участникам (пункт 2 статьи 27 Закона).
В этой связи если решение о проведении повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не принято до 16 ноября 2022 г., то с учетом необходимости изменения дополнительных требований к участникам недопустимо проведение повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся.
В такой ситуации после изменения дополнительных требований к участникам подлежит проведению новая процедура государственной закупки.
Соответствие рассматриваемым дополнительным требованиям подтверждается заявлением участника.
При этом комментируемые дополнительные требования предъявляются ко всем участникам
процедур государственных закупок. Следовательно, соответствующее заявление должно предоставляться в том числе участниками – нерезидентами Республики Беларусь.
Так, участник процедуры государственной закупки – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, предоставляет заявление о том, что:
- он не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП.
Справочно
В зависимости от категории административного правонарушения в статье 4.9 КоАП определяются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;
- у него отсутствует не снятая или не погашенная в установленном порядке судимость за преступления, предусмотренные в статьях 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Справочно
Главой 13 УК определены условия погашения и снятия судимости.
В свою очередь участник государственной закупки – юридическое лицо предоставляет заявление о том, что:
- лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа, и лицо, имеющее право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не считаются подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП;
- у лица, осуществляющего полномочия его единоличного исполнительного органа, и лица, имеющего право давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, отсутствует не снятая или не погашенная в установленном порядке судимость за преступления, предусмотренные в 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Таким образом, участник, являющийся юридическим лицом, предоставляет указанное выше заявление в отношении лица, осуществляющего полномочия его единоличного исполнительного органа, то есть в отношении физического лица, осуществляющего руководство деятельностью участника, – руководителя (генерального директора, директора, председателя, начальника и пр.). Также сведения предоставляются в отношении физического лица, которое на основании учредительных документов юридического лица (например, устава) либо заключенного договора (например, управляющий, получивший полномочия с учетом части девятой статьи 53 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах») имеет право давать юридическому лицу – участнику процедуры государственной закупки обязательные для исполнения указания.
Указание в заявлении фамилии, имени, отчества в отношении перечисленных лиц не требуется. Допустимо указать, например, что директор не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП. Либо, что лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП.
В случае если у юридического лица отсутствует лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) лицо, имеющее право давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, участнику процедуры государственной закупки следует указать об этом в заявлении.
МАРТ о применении отдельных положений постановления Совета Министров № 692 по вопросам госзакупок
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Мінадукацыі пра змяненні ў Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі
Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 красавіка 2025 г. № 72 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 верасня 2022 г. № 322» (далей – Пастанова) падрыхтавана з мэтай прывядзення актаў заканадаўства ў адпаведнасць з Законам Рэспублікі Беларусь ад 5 снежня 2024 г. № 46-3 «Аб змене кодэксаў па пытаннях адукацыі» (далей – Закон) і з улікам практыкі яго прымянення.
Пастановай унесены змяненні ў Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі (далей – Палажэнне).
З мэтай выканання Пратакола даручэнняў Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь Лукашэнкі А.Р., якія дадзены 24 жніўня 2021 г. на Рэспубліканскай педагагічнай нарадзе, Міністэрствам адукацыі быў падрыхтаваны школьны стандарт, адобраны рашэннем калегіі Міністэрства адукацыі ад 10.05.2022 № 4.11. Для надання школьнаму стандарту статусу нарматыўнага прававога акта распрацавана яго форма, якая з’яўляецца дадаткам да Палажэння. У мэтах недапушчэння дубліравання асобных норм, якія вызначаны Палажэннем і школьным стандартам, з Палажэння выключаецца пункт 3, главы 3, 4 выкладаюцца ў новай рэдакцыі.
У адпаведнасці з артыкуламі 19, 30, 31, 33, 34, 52, 53 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі іншыя правы і абавязкі ўстаноў адукацыі, навучэнцаў, законных прадстаўнікоў непаўналетніх навучэнцаў, педагагічных работнікаў уключаны ў форму школьнага стандарту.
Законам прадугледжана, што агульныя патрабаванні да дзелавога стылю ў адзенні навучэнцаў устанаўліваюцца Міністэрствам адукацыі. У Главе 3 Палажэння канкрэтызавана паняцце «дзелавы стыль адзення» для навучэнцаў і вызначаны патрабаванні да камплекта адзення для юнакоў і дзяўчынак.
Пункт 51 Палажэння дапоўнены нормай, якая ўстаноўлена пунктам 62 Закона. Пры гэтым напаўняльнасць падтрымліваючых і стымулючых заняткаў, устаноўленая Палажэннем, распаўсюджваецца толькі на заняткі, якія праводзяцца ў рамках вучэбных гадзін, што прадугледжаны вучэбным планам установы адукацыі.
У адпаведнасці з часткай другой пункта 5 артыкула 150 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі парадак падзелу класаў на групы вызначаецца Палажэннем аб установе агульнай сярэдняй адукацыі або яго відзе. Прапануецца пры правядзенні вучэбных заняткаў па вучэбным прадмеце «Замежная мова» падзяляць клас на дзве групы пры яго напаўняльнасці не менш за 20 вучняў (змены ўнесены ў абзац чацверты пункта 41 Палажэння). Дадзеная мера выключае магчымасць падзелу класа на тры групы.
З мэтай удасканалення прадметных кампетэнцый вучняў X класаў па вучэбным прадмеце «Дапрызыўная і медыцынская падрыхтоўка», адпрацоўкі практычных навыкаў, атрыманых у працэсе навучання, удасканалення ваенна-патрыятычнага выхавання вучняў ажыццяўляецца паэтапнае павелічэнне працягласці вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі. Адпаведныя змены ўнесены ў Палажэнне ў 2024 годзе ў частцы працягласці вучэбна-палявога збору для вучняў Х класаў кадэцкіх вучылішчаў і спецыялізаваных ліцэяў. У 2026 годзе (2025/2026 навучальны год) плануецца павелічэнне працягласці да 10 дзён вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах іншых відаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі. З мэтай забеспячэння аператыўнай карэкціроўкі працягласці гэтых заняткаў з улікам патрабаванняў да патрыятычнага выхавання вучняў, з Палажэння выключана нарміраванне па колькасці дзён і гадзін на іх правядзенне, захаваўшы гэтыя нормы ў тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі (змены ўнесены ў абзац трэцці пункта 64 Палажэння).
Улічваючы, што Законам прадугледжана магчымасць рэалізоўваць установамі агульнай сярэдняй адукацыі адукацыйную праграму падрыхтоўкі вадзіцеляў механічных транспартных сродкаў, самаходных машын, адпаведныя змены ўнесены ў абзац чатырнаццаты пункта 65 Палажэння.
Акрамя таго, прадугледжваецца:
-
правядзенне вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, што размешчаны на тэрыторыі радыяцыйнага забруджвання. Адпаведныя запыты паступалі ў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад законных прадстаўнікоў вучняў, якія пражываюць на гэтых тэрыторыях;
-
правядзенне з вучнямі V–VIII класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, якія не маюць вучэбна-вопытныя гаспадаркі, пасля завяршэння вучэбных заняткаў, грамадска-карыснай працы, што накіравана на працоўнае выхаванне вучняў;
-
пералік вучэбных прадметаў у Асабовай картцы вучня дапоўнены вучэбным прадметам «Гісторыя Беларусі ў кантэксце сусветнай гісторыі».
Інфармацыя прадастаўлена Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь для Нацыянальнага прававога Iнтэрнэт-партала Рэспублікі Беларусь
Пры выкарыстанні матэрыялу спасылка на крыніцу абавязковая!

Минюст – об изменении порядка выдачи свидетельства об аттестации риэлтера
16 июня 2025 года в силу вступают нормы Закона Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. «О риэлтерской деятельности» (далее – Закон), касающиеся порядка выдачи свидетельства об аттестации риэлтера.
В частности, свидетельство об аттестации риэлтера сможет получить физическое лицо, имеющее высшее образование, освоившее содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и сдавшее аттестационный экзамен.
Вышеназванная учебно-программная документация образовательной программы утверждается в порядке, установленном законодательством об образовании, по согласованию с Министерством юстиции.
К сведению претендентов сообщается, что в настоящее время Министерством юстиции согласовано утверждение учебно-программной документации образовательной программы обучающих курсов следующим организациям: УО «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета» и РУП по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение».
Кроме того, пунктом 2 статьи 33 Закона предусмотрена возможность получения свидетельства об аттестации риэлтера лицами, имеющими среднее специальное образование, стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью и работающими в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона (дата опубликования Закона – 15 мая 2025 г.).
Такие лица смогут претендовать на получение свидетельства до 16 ноября 2026 г. (в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу пункта 2 статьи 33 Закона).
Предусмотренные Законом изменения нашли свое отражение в Инструкции о порядке проведения аттестационного экзамена, выдачи свидетельства об аттестации риэлтера, внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утвержденной постановлением Министерства юстиции от 29 мая 2025 г. № 45.
Постановление Министерства юстиции вступает в силу с 16 июня 2025 г.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Минтруда о постановлении Правительства по вопросам содействия в трудоустройстве
В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О занятости населения» принято постановление Правительства от 9 июня 2025 г. № 312, вносящее изменения в четыре постановления Совета Министров. Нововведения направлены на расширение возможностей трудоустройства, поддержку безработных и молодежи.
1. Временная трудовая занятость молодежи
Изменения в постановлении от 23 июня 2010 г. № 958 предусматривают:
-
расширение перечня организаций, которые могут привлекать молодежь к временной работе с государственной поддержкой – теперь это любые организации, независимо от формы собственности (ранее только бюджетные и имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности);
-
сокращение в 2 раза сроков рассмотрения документов нанимателей, организующих временную занятость молодежи, органами по труду, занятости и соцзащите (с 21 до 10 рабочих дней).
2. Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности
Новая редакция Положения о содействии безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности включает:
-
предоставление субсидий безработным для организации индивидуальной предпринимательской деятельности в виде:
-
регистрации в качестве ИП;
-
деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленничества или самостоятельной профессиональной деятельности;
-
сокращение срока рассмотрения заявок на субсидию – до 10 дней.
-
увеличение периода осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности с 6 до 9 месяцев, после истечения которого утрачивается обязанность по возврату субсидии.
Размеры субсидий остаются прежними: от 5 000 до 9 200 рублей (11–20-кратный БПМ).
3. Оплачиваемые временные работы для безработных
Оплачиваемые временные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной материальной поддержки безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Обновленное Положение о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ предусматривает:
-
расширение круга организаций, которые могут организовывать временные работы с господдержкой (включая все организационно-правовые формы);
-
актуализацию перечня видов работ.
-
финансирование из бюджета:
-
оплата труда безработных, принятых нанимателями для выполнения оплачиваемых временных работ;
-
транспортные расходы (проезд к месту работы и обратно).
4. Внесены изменения в Положение об организации обучения и трудоустройства по направлению службы занятости
Ключевые изменения:
-
впервые введена возможность обучения на водительские категории (включая сельхозтехнику), что создаст стимулы для повышения заинтересованности у безработных в трудоустройстве, в том числе для работы в сельскохозяйственных организациях, а нанимателю – в решении кадрового вопроса;
-
появилась возможность дистанционного обучения безработных;
-
предусмотрена компенсация расходов на аренду жилья, если обучение проходит в другом городе, а в общежитии нет мест.
Определен порядок взаимодействия службы занятости с нанимателями по вопросам трудоустройства безработных после окончания обучения.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Комментарий к постановлению МНС об исчислении и уплате налогов с физических лиц
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 20 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление) принято взамен ранее действовавшего постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц» (далее – постановление № 100), которое содержало аналогичные нормы.
Постановлением установлены формы:
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению);
-
налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц с доходов плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (прил. 2 к постановлению);
-
справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (прил. 3 к постановлению);
-
реестра врученных извещений (прил. 4 к постановлению);
-
извещения на уплату подоходного налога с физических лиц (прил. 5 к постановлению);
-
извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению);
-
извещения на доплату единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц/ о доплате подоходного налога с физических лиц/ о доплате сбора за осуществление ремесленной деятельности/ о доплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (прил. 7 к постановлению);
-
извещения на уплату (доплату) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 8 к постановлению);
-
уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению);
-
уведомления о наличии излишне уплаченной суммы подоходного налога с физических лиц (прил. 10 к постановлению).
Также постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (далее – Инструкция).
Установленные постановлением формы большинства документов имеют практически аналогичное содержание и не имеют существенных отличий в части содержащихся в них реквизитов от ранее действующих форм, установленных постановлением № 100.
Справочно. Так, установленные постановлением формы согласно приложениям 2, 3, 4, 5, 7, 8 и 10 аналогичны по содержанию ранее установленным постановлением № 100 формам согласно приложениям 2, 3, 5, 8, 11, 12 и 15 соответственно.
Основные отличия иных форм документов, установленных постановлением, от ранее действующих.
1. Форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц (прил. 1 к постановлению) (далее – налоговая декларация).
Пункт 5 раздела II налоговой декларации приведен в соответствие с редакцией подпункта 1.9 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), действующей с 1 января 2025 г.
Справочно. Согласно изменениям, внесенным с 1 января 2025 г. Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2024 г. № 47-З «Об изменении законов» (далее – Закон № 47-З) в подпункт 1.9 пункта 1 статьи 219 НК, при начислении источниками в Республике Беларусь физическому лицу в 2025 г. доходов в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, в размере, превысившем в совокупности 220 000 белорусских рублей, такое физическое лицо обязано не позднее 31 марта 2026 г. представить в налоговый орган налоговую декларацию.
Внесение изменений в пункт 5 раздела II налоговой декларации повлекло необходимость установления соответствующих норм в Инструкции, регулирующей порядок его заполнения.
Справочно. Порядок заполнения пункта 5 раздела II налоговой декларации определен подпунктом 5.5 пункта 5 главы 2 Инструкции.
Иные пункты и разделы налоговой декларации, установленной постановлением, аналогичны по содержанию пунктам и разделам налоговой декларации, ранее установленной постановлением № 100.
2. Форма извещения на уплату физическими лицами транспортного налога, земельного налога и налога на недвижимость единым имущественным платежом (прил. 6 к постановлению) (далее – извещение).
Форма извещения, а именно «Расчет транспортного налога» дополнена графой «Повышающий коэффициент к ставке налога****», что обусловлено принятием Закона Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 327-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и дополнением с 1 января 2024 г. статьи 3077 НК пунктом 11, в соответствии с которым по транспортным средствам, с года выпуска которых прошло не более трех лет, включенным в перечень транспортных средств повышенной комфортности, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, транспортный налог исчисляется по ставкам, увеличенным в 10 раз.
3. Форма уведомления об осуществлении деятельности с уплатой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (прил. 9 к постановлению) (далее – уведомление).
Форма уведомления приведена в соответствие с редакцией главы 33 НК, действующей с 1 января 2025 г., принятой Законом № 47-З.
Так, из формы уведомления исключены следующие виды деятельности:
-
деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
-
деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
-
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий.
Вышеперечисленные виды деятельности исключены с 1 января 2025 г. из пункта 3 статьи 337 НК.
Отдельные виды деятельности в пункте 3 статьи 337 НК были дополнены и конкретизированы. В связи с чем в форме уведомления скорректированы наименования следующих видов деятельности:
-
реализация продукции цветоводства и декоративных растений при наличии документа, предусмотренного частью второй подпункта 6.2 пункта 6 статьи 337 НК, а также их семян и (или) рассады, животных (за исключением котят и щенков, а также диких животных, обитающих в условиях естественной свободы);
-
реализация самостоятельно изготовленных физическим лицом хлебобулочных и (или) кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
-
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви, стелек;
-
работы и услуги по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий (без изготовления таких моделей);
-
разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, восстановление компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение (без реализации содержания образовательных программ) работе на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере, смартфоне;
-
фотосъемка, изготовление фотографий, ретуширование, иные подобные фотоработы, за исключением печатания на текстильных изделиях, пластмассе, стекле, металле, дереве и керамике;
-
чистка и уборка жилых помещений, включая услуги химической чистки ковров и мебели в жилых помещениях;
-
услуги учителя-дефектолога (в том числе учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога);
-
ландшафтное проектирование; проектирование садов, парков и другого;
-
деятельность по доставке потребителям товаров на дом;
-
предоставление принадлежащих на праве собственности плательщику – физическому лицу жилых помещений, садовых домиков, дач иным физическим лицам для краткосрочного проживания.
Постановление вступило в силу с 6 июня 2025 г., за исключением норм, устанавливающих формы налоговой декларации и извещения (форма налоговой декларации вступает в силу с 1 января 2026 г., а форма извещения – с 1 июля 2025 г.).
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МАРТ о правовом регулировании оказания услуг в сфере агроэкотуризма
Частью первой пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351 «О развитии агроэкотуризма» определен круг лиц, которые вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
В их числе:
-
физические лица, производящие и (или) перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных в сельской местности, малых городских поселениях для строительства и (или) обслуживания одноквартирного или блокированного жилого дома, в том числе квартиры в блокированном жилом доме, либо ведения личного подсобного хозяйства;
-
сельскохозяйственные организации на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома либо ведения сельского хозяйства.
С учетом положений части третьей пункта 7 Указа № 351 субъекты агроэкотуризма вправе оказывать услуги в сфере агроэкотуризма, включая услуги бань, саун и душевых, на территории соответствующей агроэкоусадьбы со дня принятия решения районного исполнительного комитета об осуществлении деятельности по оказанию таких услуг.
В настоящее время Указом № 351 не установлено ограничений для осуществления субъектами агроэкотуризма иных форм индивидуальной предпринимательской деятельности.
Таким образом, физическое лицо вправе совмещать деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и иные виды деятельности (в особенности – по оказанию услуг бань, саун и душевых). Однако для целей оказания услуг в сфере агроэкотуризма услуги бань, саун и душевых не являются самостоятельными услугами, поскольку в соответствии с частью второй пункта 5 и пунктом 6 Указа № 351 должны соблюдаться следующие требования:
-
заключение договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в соответствии с приложениями 1 и 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2022 г. № 860 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351»;
-
соблюдение принципа комплексного оказания услуг: не менее двух услуг с обязательным наличием в указанном комплексе одной из услуг, предусмотренных в абзацах втором – четвертом части первой пункта 5 Указа № 351.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
Справочно
Для целей Указа № 371 под деятельностью в сфере бытового обслуживания населения понимается предпринимательская деятельность по предоставлению физическим лицам бытовых услуг, перечень видов которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно абзацу второму пункта 2 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2014 г. № 1108, бытовая услуга – действия субъекта, оказывающего бытовые услуги (выполняющего отдельные виды работ) по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, классифицируемые в соответствии с перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в Реестр бытовых услуг, который определен в приложении к Положению.
Услуги бань, саун и душевых содержатся в Перечне, следовательно, являются бытовыми и подлежат включению в реестр бытовых услуг.
Однако, если юридическое лицо оказывает услуги бань, саун и душевых только в рамках своей деятельности в сфере агроэкотуризма, то сведения о таких услугах не будут подлежать включению в Реестр бытовых услуг.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь