15.11.2022
МАРТ – о требованиях к участникам процедур государственных закупок
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – постановление № 692) сообщает следующее.
Постановлением № 692 к участникам процедур государственных закупок независимо от предмета государственной закупки установлены следующие дополнительные требования:
- физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, – участник процедуры государственной закупки, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица – участника процедуры государственной закупки, и лицо, имеющее право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не должны считаться подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
- отсутствие у участника процедуры государственной закупки – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в статьях 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК);
- отсутствие у лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица – участника процедуры государственной закупки, и лица, имеющего право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Указанные дополнительные требования обязательны для всех видов процедур государственных закупок, кроме биржевых торгов, независимо от предмета государственной закупки или его ориентировочной стоимости.
При этом соответствующие положения постановления № 692 вступают в силу с 16 ноября 2022 г.
Таким образом, при осуществлении государственных закупок в документах, предоставляемых для подготовки предложения, утверждаемых с 16 ноября 2022 г., дополнительные требования к участникам должны быть установлены в строгом соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 395 (в редакции постановления № 692).
Также и в закупке из одного источника, решение о проведении которой принимается с 16 ноября 2022 г., участник должен подтвердить соответствие дополнительным требованиям в строгом соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 395 (в редакции постановления № 692).
Процедуры государственных закупок, начатые до 16 ноября 2022 г., осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до этой даты (без рассматриваемых дополнительных требований).
Справочно
В случае признания конкурентной процедуры государственной закупки, начатой до 16 ноября 2022 г., несостоявшейся необходимо учитывать, что при проведении повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не подлежат изменению требования к участникам (пункт 2 статьи 27 Закона).
В этой связи если решение о проведении повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не принято до 16 ноября 2022 г., то с учетом необходимости изменения дополнительных требований к участникам недопустимо проведение повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся.
В такой ситуации после изменения дополнительных требований к участникам подлежит проведению новая процедура государственной закупки.
Соответствие рассматриваемым дополнительным требованиям подтверждается заявлением участника.
При этом комментируемые дополнительные требования предъявляются ко всем участникам
процедур государственных закупок. Следовательно, соответствующее заявление должно предоставляться в том числе участниками – нерезидентами Республики Беларусь.
Так, участник процедуры государственной закупки – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, предоставляет заявление о том, что:
- он не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП.
Справочно
В зависимости от категории административного правонарушения в статье 4.9 КоАП определяются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;
- у него отсутствует не снятая или не погашенная в установленном порядке судимость за преступления, предусмотренные в статьях 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Справочно
Главой 13 УК определены условия погашения и снятия судимости.
В свою очередь участник государственной закупки – юридическое лицо предоставляет заявление о том, что:
- лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа, и лицо, имеющее право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не считаются подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП;
- у лица, осуществляющего полномочия его единоличного исполнительного органа, и лица, имеющего право давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, отсутствует не снятая или не погашенная в установленном порядке судимость за преступления, предусмотренные в 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Таким образом, участник, являющийся юридическим лицом, предоставляет указанное выше заявление в отношении лица, осуществляющего полномочия его единоличного исполнительного органа, то есть в отношении физического лица, осуществляющего руководство деятельностью участника, – руководителя (генерального директора, директора, председателя, начальника и пр.). Также сведения предоставляются в отношении физического лица, которое на основании учредительных документов юридического лица (например, устава) либо заключенного договора (например, управляющий, получивший полномочия с учетом части девятой статьи 53 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах») имеет право давать юридическому лицу – участнику процедуры государственной закупки обязательные для исполнения указания.
Указание в заявлении фамилии, имени, отчества в отношении перечисленных лиц не требуется. Допустимо указать, например, что директор не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП. Либо, что лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП.
В случае если у юридического лица отсутствует лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) лицо, имеющее право давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, участнику процедуры государственной закупки следует указать об этом в заявлении.
МАРТ о применении отдельных положений постановления Совета Министров № 692 по вопросам госзакупок
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Проведение медико-социальной экспертизы. Комментарий к постановлению № 109
Министерством здравоохранения 16 сентября 2025 г. принято постановление № 109, направленное на совершенствование правового регулирования отдельных вопросов проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) в связи с необходимостью внесения дополнений, уточнений и разъяснений по отдельным вопросам, в том числе с целью единого толкования установленных норм, а также с целью объединения в один нормативный правовой акт двух постановлений, регулирующих схожие вопросы.
Правовым актом внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2021 г. № 77 «О вопросах проведения медико-социальной экспертизы» и признано утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 августа 2021 г. № 96 «О формах индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида». Вопросы формирования индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида теперь регулируются постановлением № 109.
Также постановлением № 109:
-
перечень анатомических дефектов, при наличии которых устанавливается инвалидность, учитывая практику применения, изложен в новой редакции с целью уточнения (детализации), более четкого описания отдельных анатомических дефектов, объединения схожих, а также исключения такого анатомического дефекта, как отсутствие щитовидной железы, которое при отсутствии последствий при полной компенсации лекарственными средствами не ограничивает жизнедеятельность пациентов;
-
уточнено, что оценка степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности, которые являются критериями установления инвалидности, категории «ребенок-инвалид», оцениваются с учетом компенсации лекарственными средствами и (или) техническими средствами социальной реабилитации;
-
уточнены и расширены критерии установления нуждаемости в постоянном уходе инвалидов I группы и детей с четвертой степенью утраты здоровья (далее – СУЗ): наличие резко выраженного ограничения способности к самообслуживанию и (или) контролировать свое поведение, одновременное наличие выраженного ограничения трех и более базовых категорий жизнедеятельности, включая способность к самообслуживанию и способность контролировать свое поведение;
-
расширены критерии установления второй СУЗ у детей в возрасте до 14 лет за счет наличия умеренного ограничения способности к ведущей возрастной деятельности;
-
дополнены случаи (причины инвалидности), когда при наличии оснований устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах (трудовое увечье, инвалидность с детства вследствие профессионального заболевания, инвалидность с детства вследствие трудового увечья, вследствие профессионального заболевания, вследствие трудового увечья);
-
исключен случай установления дополнения к экспертному решению «инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата» – «заболевания вен обеих нижних конечностей с хронической венозной недостаточностью III степени» ввиду того, что современная классификация ХВН осуществляется по СЕАР, применить которую в данном случае не представляется возможным. Для данных пациентов будет применяться другой случай, указанный в постановлении: иные заболевания и состояния, последствия травм, приводящие к выраженному или резко выраженному ограничению способности к самостоятельному передвижению вследствие нарушения статодинамической функции без учета синдрома взаимного отягощения;
-
в индивидуальной программе медицинской реабилитации, абилитации пациента расширены нарушения функций органов и систем организма, приводящие к ограничениям жизнедеятельности у пациентов в возрасте до 1 года, а также до 18 лет, что позволит более детально оценивать последствия заболеваний; дополнены категории жизнедеятельности способностью к ведущей возрастной деятельности, оцениваемой у детей в возрасте до 14 лет;
-
скорректирован срок направления врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения направления на МСЭ при переосвидетельствовании инвалида (пациента) – не позднее 5 рабочих дней (вместо 14 календарных) после истечения срока действия заключения МРЭК;
-
уточнено, что в случае пропуска инвалидом (ребенком-инвалидом) переосвидетельствования, оно проводится МРЭК за пропущенный период, который не превышает 12 месяцев, на основании заявления пациента;
-
уточнены и дополнены виды нарушений функций органов и систем организма.
Информация предоставлена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

МАРТ – о реализации товаров посредством интернет-площадок
В целях недопущения нарушения требований законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, при продаже товаров посредством интернет-площадок необходимо учитывать следующую информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания»:
- оптовая торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (подпункт 1.14);
- розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.21);
- торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров, а также на продажу товаров собственного производства их производителями для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (подпункт 1.32).
Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, является оптовой торговлей.
Таким образом, если при реализации товаров посредством интернет-площадки возникают отношения, при которых:
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки товаров, производителем которых он не является, – такая реализация для этого продавца будет являться оптовой торговлей;
- продавец осуществляет реализацию владельцу интернет-площадки производимых товаров – такая реализация для этого продавца не является торговлей;
- продавец осуществляет реализацию производимых или закупаемых товаров конечному покупателю-физическому лицу для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, – такая реализация для этого продавца будет являться розничной торговлей.
Справочно
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. №31:
-
владелец интернет-площадки – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, реализующие права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-площадкой, обеспечивающие ее функционирование и оказывающие продавцам и покупателям услуги по доступу к интернет-площадке, иные услуги, связанные с продажей товаров посредством интернет-площадки (абзац второй);
-
интернет-площадка – сайт в сети Интернет (его часть, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, имеющий подключение к сети Интернет), предоставляющий возможность осуществления дистанционной торговли одновременно двум и более продавцам, в том числе обеспечивающий возможность размещения информации о товарах и продавцах, сравнения и отбора товаров, заключения договоров розничной купли-продажи и оплаты товаров, выбора способа и организации доставки товаров (абзац четвертый).
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

ГТК – об изменении порядка исчисления утилизационного сбора в отношении транспортных средств
На Национальном правовом Интернет-портале 29 октября 2025 г. опубликовано постановление Государственного таможенного комитета от 10 октября 2025 г. № 30 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4».
Данное постановление предусматривает внесение изменений в Инструкцию о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утвержденную постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4 (далее – постановление № 4, Инструкция).
Инструкция, среди прочего, дополняется возможностью направления запроса таможенными органами Республики Беларусь в таможенные органы государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в случае, если в представленном документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора (далее – РС), отсутствуют сведения о дате и номере таможенного документа, подтверждающего выпуск транспортного средства, в государствах – членах ЕАЭС, если страной отправления транспортного средства, является государство – член ЕАЭС.
При направлении указанного запроса предусматривается увеличение срока регистрации РС – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения таможенными органами достаточной информации, наличие которой позволит принять решение о регистрации или об отказе в регистрации РС.
В перечне документов, представление которых при подаче РС является обязательным, заключение органов (организаций), проводящих испытание транспортных средств, заменяется на документ, удостоверяющий соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) либо заключение об оценке единичного транспортного средства, выданного аккредитованной испытательной лабораторией Республики Беларусь.
Также данный перечень дополняется документом, подтверждающим право собственности на транспортное средство, представление которого обязательно если страной отправления транспортного средства является государство – член ЕАЭС.
Уточняется, что в документах, представляемых к РС в отношении самоходных машин должны содержаться, в том числе, сведения о мощности силовой установки самоходной машины.
Основания для отказа в регистрации РС дополняются новыми основаниями – получение от плательщика информации об отзыве РС, а также в случае, если отсутствует ответ на запрос, направленный в таможенные органы государств-членов ЕАЭС, либо в ответе на такой запрос отсутствует запрашиваемая информация.
Данные нормативные предписания вступают в силу с 30 ноября 2025 г.
Также предусматривается возможность подачи обращения для внесения изменений в зарегистрированный РС в электронной форме (ранее подача данного обращения была возможна исключительно в письменной форме).
Определен порядок регистрации представления корректирующего РС в виде электронного документа, дополнены основания для отказа в регистрации представления корректирующего РС, основания для отказа в регистрации корректирующего РС, порядок заполнения отдельных граф корректирующего РС при его регистрации и при отказе в такой регистрации.
Уточняется содержание требования, направляемого таможенным органом плательщику для внесения изменений в зарегистрированный РС.
Определено, что зарегистрированный РС может аннулироваться по инициативе таможенного органа, в случаях, когда РС зарегистрирован в отношении транспортных средств, не являющихся объектом обложения утилизационным сбором, транспортных средств, в отношении которых предусмотрено освобождение от уплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, или когда в отношении одного транспортного средства зарегистрировано несколько РС, а также закреплен порядок такого аннулирования.
Срок вступления в силу данных нормативных предписаний постановления обусловлен необходимостью доработки информационных систем таможенных органов и установлен на 30 апреля 2026 г.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь

Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
-
ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
-
введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Проведение образовательных и иных мероприятий с участием учащихся. Постановление № 162
Министерство образования разъяснило основные положения ведомственного постановления от 9 сентября 2025 г. № 162 «О проведении образовательных и иных мероприятий с участием учащихся».
Правовым актом утверждена Инструкция о порядке проведения образовательных и иных мероприятий с участием учащихся (далее – Инструкция), которой определен порядок организации и проведения республиканских и региональных (областных, городских, районных) образовательных и иных мероприятий с участием учащихся, формирования команд учащихся Республики Беларусь для участия в международных образовательных мероприятиях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, организации и проведения с участием учащихся на территории Республики Беларусь международных образовательных мероприятий.
Действие Инструкции не распространяется на отношения, связанные с организацией и проведением олимпиад по учебным предметам.
К образовательным мероприятиям, в частности, отнесены акции, выставки, конкурсы, конференции, слеты, турниры, фестивали, форумы и др.
Проведение образовательных мероприятий направлено на:
-
формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности;
-
физическое воспитание учащихся для приобретения ими умений, навыков и знаний в сфере физической культуры и спорта;
-
развитие интеллектуальных способностей учащихся, расширение круга их образовательных интересов, повышение качества образовательного процесса.
Образовательные мероприятия, регламентированные данным правовым актом, позволят решить задачи по формированию гражданственности, патриотизма, национального самосознания на основе государственной идеологии; повышению интереса учащихся к изучаемым учебным предметам; стимулированию учебной деятельности учащихся; пропаганде здорового образа жизни, созданию предпосылок для регулярных занятий физической культурой и спортом; развитию творческих способностей учащихся, содействию их профессиональному самоопределению; созданию условий для социализации, саморазвития и самореализации личности; организации свободного времени учащихся; формированию умений индивидуальной и (или) коллективной работы; привлечению научных работников, аспирантов, студентов, педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования к работе с одаренными учащимися и др.
Образовательные мероприятия проводятся среди учащихся на добровольной основе. Они могут быть организованы в один или несколько (отборочные и заключительный) этапов.
Организатором республиканских образовательных мероприятий, а также международных образовательных мероприятий, проводимых на территории Республики Беларусь, выступает Министерство образования. Региональных (областных, городских, районных) образовательных мероприятий – соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.
Инструкцией также урегулированы вопросы утверждения положений (регламентов) проведения мероприятия, создания и утверждения организационных комитетов, состава жюри (главной судейской коллегии) соответствующих этапов, определения и награждения победителей.
Расширен перечень образовательных мероприятий такими востребованными на практике мероприятиями как форум и фестиваль.
Урегулированы источники финансирования соответствующих этапов проведения образовательных мероприятий (первый этап – за счет учреждений образования; второй этап – за счет районных, городских бюджетов, предусмотренных на проведение образовательных и иных мероприятий; третий этап – за счет средств областных бюджетов и бюджета г. Минска, предусмотренных на проведение образовательных и иных мероприятий).
Финансирование заключительного этапа образовательных мероприятий осуществляется Министерством образования Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета, предусматриваемых на проведение образовательных и иных мероприятий, иных источников, не запрещенных законодательством.
В Инструкции также указаны источники финансирования международных образовательных мероприятий, проводимых на территории Республики Беларусь (финансирование осуществляется Министерством образования в пределах средств республиканского бюджета, выделенных на образовательные и иные мероприятия, и иных источников, не запрещенных законодательством).
При направлении учащихся на международные образовательные мероприятия определены источники финансирования (средства республиканского бюджета, предусмотренные на проведение образовательных мероприятий, иных источников, не запрещенных законодательством).
Ряд постановлений Министерства образования признается утратившим силу, в том числе от 6 июля 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 24», от 3 октября 2013 г. № 91 «О проведении образовательных и иных мероприятий с участием учащихся, получающих общее среднее образование», от 5 сентября 2023 г. № 305 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 октября 2013 г. № 91».
Правовой акт вступил в силу с 1 октября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!