15.11.2022
МАРТ – о требованиях к участникам процедур государственных закупок
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 692 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее – постановление № 692) сообщает следующее.
Постановлением № 692 к участникам процедур государственных закупок независимо от предмета государственной закупки установлены следующие дополнительные требования:
- физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, – участник процедуры государственной закупки, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица – участника процедуры государственной закупки, и лицо, имеющее право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не должны считаться подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП);
- отсутствие у участника процедуры государственной закупки – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в статьях 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК);
- отсутствие у лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица – участника процедуры государственной закупки, и лица, имеющего право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости за преступления, предусмотренные в 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Указанные дополнительные требования обязательны для всех видов процедур государственных закупок, кроме биржевых торгов, независимо от предмета государственной закупки или его ориентировочной стоимости.
При этом соответствующие положения постановления № 692 вступают в силу с 16 ноября 2022 г.
Таким образом, при осуществлении государственных закупок в документах, предоставляемых для подготовки предложения, утверждаемых с 16 ноября 2022 г., дополнительные требования к участникам должны быть установлены в строгом соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 395 (в редакции постановления № 692).
Также и в закупке из одного источника, решение о проведении которой принимается с 16 ноября 2022 г., участник должен подтвердить соответствие дополнительным требованиям в строгом соответствии с подпунктом 1.7 пункта 1 постановления № 395 (в редакции постановления № 692).
Процедуры государственных закупок, начатые до 16 ноября 2022 г., осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до этой даты (без рассматриваемых дополнительных требований).
Справочно
В случае признания конкурентной процедуры государственной закупки, начатой до 16 ноября 2022 г., несостоявшейся необходимо учитывать, что при проведении повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не подлежат изменению требования к участникам (пункт 2 статьи 27 Закона).
В этой связи если решение о проведении повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся не принято до 16 ноября 2022 г., то с учетом необходимости изменения дополнительных требований к участникам недопустимо проведение повторной процедуры государственной закупки или процедуры закупки из одного источника после признания конкурентной процедуры государственной закупки несостоявшейся.
В такой ситуации после изменения дополнительных требований к участникам подлежит проведению новая процедура государственной закупки.
Соответствие рассматриваемым дополнительным требованиям подтверждается заявлением участника.
При этом комментируемые дополнительные требования предъявляются ко всем участникам
процедур государственных закупок. Следовательно, соответствующее заявление должно предоставляться в том числе участниками – нерезидентами Республики Беларусь.
Так, участник процедуры государственной закупки – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, предоставляет заявление о том, что:
- он не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП.
Справочно
В зависимости от категории административного правонарушения в статье 4.9 КоАП определяются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;
- у него отсутствует не снятая или не погашенная в установленном порядке судимость за преступления, предусмотренные в статьях 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Справочно
Главой 13 УК определены условия погашения и снятия судимости.
В свою очередь участник государственной закупки – юридическое лицо предоставляет заявление о том, что:
- лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа, и лицо, имеющее право давать такому юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, не считаются подвергавшимися административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП;
- у лица, осуществляющего полномочия его единоличного исполнительного органа, и лица, имеющего право давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, отсутствует не снятая или не погашенная в установленном порядке судимость за преступления, предусмотренные в 209 – 212, 216, 235, 243 – 2433, 424 – 426, 429 – 432 и 455 УК.
Таким образом, участник, являющийся юридическим лицом, предоставляет указанное выше заявление в отношении лица, осуществляющего полномочия его единоличного исполнительного органа, то есть в отношении физического лица, осуществляющего руководство деятельностью участника, – руководителя (генерального директора, директора, председателя, начальника и пр.). Также сведения предоставляются в отношении физического лица, которое на основании учредительных документов юридического лица (например, устава) либо заключенного договора (например, управляющий, получивший полномочия с учетом части девятой статьи 53 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах») имеет право давать юридическому лицу – участнику процедуры государственной закупки обязательные для исполнения указания.
Указание в заявлении фамилии, имени, отчества в отношении перечисленных лиц не требуется. Допустимо указать, например, что директор не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП. Либо, что лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, не считается подвергавшимся административному взысканию за административные правонарушения, предусмотренные в частях 7, 8 и 10 статьи 14.4, частях 4 и 5 статьи 14.5 КоАП.
В случае если у юридического лица отсутствует лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) лицо, имеющее право давать юридическому лицу обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора, участнику процедуры государственной закупки следует указать об этом в заявлении.
МАРТ о применении отдельных положений постановления Совета Министров № 692 по вопросам госзакупок
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

МНС о правовом регулировании некоторых вопросов реализации маркированных товаров
Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2025 г. № 367/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 367/19) принято в целях упрощения процессов реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, и недопущения создания очередей в торговых объектах.
Так, постановлением № 367/19 с учетом реализуемых мер по развитию системы маркировки, функциональных возможностей кассового оборудования, поэтапного перехода от маркировки товаров унифицированными контрольными знаками к маркировке средствами идентификации с 1 июля 2025 г. упразднена необходимость:
-
считывания на кассовом оборудовании информации, содержащейся в унифицированных контрольных знаках, которыми в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса (масло растительное, кофе, чай, безалкогольные напитки и другие);
-
ведения дифференцированного учета в отношении товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками;
-
передачи информации о реализации таких товаров в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО).
Также с 1 июля 2025 г. постановлением № 367/19 упразднена необходимость по передаче информации в СККО посредством открытого интерфейса программирования приложений (API), предоставленного РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», при реализации товаров, маркированных унифицированными контрольными знакам:
-
для субъектов хозяйствования, осуществляющих прием платежа без непосредственного обслуживания покупателей (потребителей) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанного с приемом платежа в свой адрес и (или) адрес третьих лиц, через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, иные платежные агрегаторы;
-
для специальной компьютерной системы, используемой для приема платежей при оказании услуг и осуществлении торговли национальным оператором почтовой связи;
-
для продавцов, получающих платежи за реализуемые товары через платежные агрегаторы.
Справочно
Перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 № 1030.
Для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности (верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное), обязанность по сканированию средства идентификации и передаче информации в СККО сохраняется.
Поскольку большинство моделей нового кассового оборудования, используемого при реализации маркированных товаров, поддерживают функцию извлечения штрихового кода GTIN из средства идентификации, при реализации товаров, маркированных средствами идентификации, возможно будет считывать только средство идентификации, что позволит упростить процесс торгового обслуживания покупателей, в том числе на кассах самообслуживания.
В полном объеме кассовое оборудование, используемое при реализации товаров, подлежащих маркировке, будет обеспечивать извлечение штрихового кода GTIN из средства идентификации после проведения производителями кассовых суммирующих аппаратов и операторами программных кассовых систем всех необходимых технических мероприятий.
Дополнительно сообщаем, что в связи с отменой требований по считыванию на кассовом оборудовании унифицированных контрольных знаков субъектам торговли необходимо обеспечить донастройку своих учетных систем для снятия требования по их сканированию.
Постановление № 367/19 вступило в силу с 9 июля 2025 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МАРТ о применении отдельных положений постановления о системе регулирования цен
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2025 г. № 341 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713» (далее – постановление № 341), которым внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
С 20 июня 2025 г. производители товаров, указанных в пунктах 1–10, 17–27 и 48–58 приложения 1 к постановлению № 713, при повышении отпускных цен обязаны руководствоваться постановлением № 713 с учетом изменений, внесенных постановлением № 341. Таким образом, с указанной даты порядок повышения отпускных цен, установленный подпунктом 3.9 пункта 3 постановления № 713, на данные потребительские товары не распространяется.
В этой связи отмечаем, что производитель, утвердивший до 20 июня 2025 г. новый документ (например, прейскурант), предусматривающий повышение отпускных цен в соответствии подпунктом 3.9 пункта 3 постановления № 713 (далее – документ), не вправе руководствоваться указанным документом и для повышения отпускных цен в установленном постановлением № 713 порядке должен согласовывать повышение отпускных цен с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Комиссия) в следующих случаях:
-
если такой документ введен в действие после вступления в силу постановления № 341, например, с 1 июля 2025 г.;
-
если до 20 июня 2025 г. фактическая реализация потребительских товаров осуществлялась по отпускным ценам, действовавшим до утверждения документа, то есть без учета повышения отпускной цены, или не осуществлялась до указанной даты, однако с 20 июня 2025 г. осуществлялась по отпускным ценам, действовавшим до утверждения документа.
Вместе с тем, если документ был утвержден 19.06.2025 или ранее, но потребительский товар не реализовывался, то после 20.06.2025 производитель вправе использовать указанный документ и реализовывать потребительские товары по отпускной цене, повышенной согласно документу, без согласования с Комиссией, при условии отсутствия указанных выше случаев.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Мінадукацыі пра змяненні ў Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі
Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 красавіка 2025 г. № 72 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 верасня 2022 г. № 322» (далей – Пастанова) падрыхтавана з мэтай прывядзення актаў заканадаўства ў адпаведнасць з Законам Рэспублікі Беларусь ад 5 снежня 2024 г. № 46-3 «Аб змене кодэксаў па пытаннях адукацыі» (далей – Закон) і з улікам практыкі яго прымянення.
Пастановай унесены змяненні ў Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі (далей – Палажэнне).
З мэтай выканання Пратакола даручэнняў Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь Лукашэнкі А.Р., якія дадзены 24 жніўня 2021 г. на Рэспубліканскай педагагічнай нарадзе, Міністэрствам адукацыі быў падрыхтаваны школьны стандарт, адобраны рашэннем калегіі Міністэрства адукацыі ад 10.05.2022 № 4.11. Для надання школьнаму стандарту статусу нарматыўнага прававога акта распрацавана яго форма, якая з’яўляецца дадаткам да Палажэння. У мэтах недапушчэння дубліравання асобных норм, якія вызначаны Палажэннем і школьным стандартам, з Палажэння выключаецца пункт 3, главы 3, 4 выкладаюцца ў новай рэдакцыі.
У адпаведнасці з артыкуламі 19, 30, 31, 33, 34, 52, 53 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі іншыя правы і абавязкі ўстаноў адукацыі, навучэнцаў, законных прадстаўнікоў непаўналетніх навучэнцаў, педагагічных работнікаў уключаны ў форму школьнага стандарту.
Законам прадугледжана, што агульныя патрабаванні да дзелавога стылю ў адзенні навучэнцаў устанаўліваюцца Міністэрствам адукацыі. У Главе 3 Палажэння канкрэтызавана паняцце «дзелавы стыль адзення» для навучэнцаў і вызначаны патрабаванні да камплекта адзення для юнакоў і дзяўчынак.
Пункт 51 Палажэння дапоўнены нормай, якая ўстаноўлена пунктам 62 Закона. Пры гэтым напаўняльнасць падтрымліваючых і стымулючых заняткаў, устаноўленая Палажэннем, распаўсюджваецца толькі на заняткі, якія праводзяцца ў рамках вучэбных гадзін, што прадугледжаны вучэбным планам установы адукацыі.
У адпаведнасці з часткай другой пункта 5 артыкула 150 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі парадак падзелу класаў на групы вызначаецца Палажэннем аб установе агульнай сярэдняй адукацыі або яго відзе. Прапануецца пры правядзенні вучэбных заняткаў па вучэбным прадмеце «Замежная мова» падзяляць клас на дзве групы пры яго напаўняльнасці не менш за 20 вучняў (змены ўнесены ў абзац чацверты пункта 41 Палажэння). Дадзеная мера выключае магчымасць падзелу класа на тры групы.
З мэтай удасканалення прадметных кампетэнцый вучняў X класаў па вучэбным прадмеце «Дапрызыўная і медыцынская падрыхтоўка», адпрацоўкі практычных навыкаў, атрыманых у працэсе навучання, удасканалення ваенна-патрыятычнага выхавання вучняў ажыццяўляецца паэтапнае павелічэнне працягласці вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі. Адпаведныя змены ўнесены ў Палажэнне ў 2024 годзе ў частцы працягласці вучэбна-палявога збору для вучняў Х класаў кадэцкіх вучылішчаў і спецыялізаваных ліцэяў. У 2026 годзе (2025/2026 навучальны год) плануецца павелічэнне працягласці да 10 дзён вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах іншых відаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі. З мэтай забеспячэння аператыўнай карэкціроўкі працягласці гэтых заняткаў з улікам патрабаванняў да патрыятычнага выхавання вучняў, з Палажэння выключана нарміраванне па колькасці дзён і гадзін на іх правядзенне, захаваўшы гэтыя нормы ў тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі (змены ўнесены ў абзац трэцці пункта 64 Палажэння).
Улічваючы, што Законам прадугледжана магчымасць рэалізоўваць установамі агульнай сярэдняй адукацыі адукацыйную праграму падрыхтоўкі вадзіцеляў механічных транспартных сродкаў, самаходных машын, адпаведныя змены ўнесены ў абзац чатырнаццаты пункта 65 Палажэння.
Акрамя таго, прадугледжваецца:
-
правядзенне вучэбна-палявога збору і медыцынскай практыкі ў X класах устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, што размешчаны на тэрыторыі радыяцыйнага забруджвання. Адпаведныя запыты паступалі ў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад законных прадстаўнікоў вучняў, якія пражываюць на гэтых тэрыторыях;
-
правядзенне з вучнямі V–VIII класаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, якія не маюць вучэбна-вопытныя гаспадаркі, пасля завяршэння вучэбных заняткаў, грамадска-карыснай працы, што накіравана на працоўнае выхаванне вучняў;
-
пералік вучэбных прадметаў у Асабовай картцы вучня дапоўнены вучэбным прадметам «Гісторыя Беларусі ў кантэксце сусветнай гісторыі».
Інфармацыя прадастаўлена Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь для Нацыянальнага прававога Iнтэрнэт-партала Рэспублікі Беларусь
Пры выкарыстанні матэрыялу спасылка на крыніцу абавязковая!

Минюст – об изменении порядка выдачи свидетельства об аттестации риэлтера
16 июня 2025 года в силу вступают нормы Закона Республики Беларусь от 8 мая 2025 г. «О риэлтерской деятельности» (далее – Закон), касающиеся порядка выдачи свидетельства об аттестации риэлтера.
В частности, свидетельство об аттестации риэлтера сможет получить физическое лицо, имеющее высшее образование, освоившее содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и сдавшее аттестационный экзамен.
Вышеназванная учебно-программная документация образовательной программы утверждается в порядке, установленном законодательством об образовании, по согласованию с Министерством юстиции.
К сведению претендентов сообщается, что в настоящее время Министерством юстиции согласовано утверждение учебно-программной документации образовательной программы обучающих курсов следующим организациям: УО «Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета» и РУП по оказанию услуг «БелЮрОбеспечение».
Кроме того, пунктом 2 статьи 33 Закона предусмотрена возможность получения свидетельства об аттестации риэлтера лицами, имеющими среднее специальное образование, стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью и работающими в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона (дата опубликования Закона – 15 мая 2025 г.).
Такие лица смогут претендовать на получение свидетельства до 16 ноября 2026 г. (в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу пункта 2 статьи 33 Закона).
Предусмотренные Законом изменения нашли свое отражение в Инструкции о порядке проведения аттестационного экзамена, выдачи свидетельства об аттестации риэлтера, внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утвержденной постановлением Министерства юстиции от 29 мая 2025 г. № 45.
Постановление Министерства юстиции вступает в силу с 16 июня 2025 г.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Минтруда о постановлении Правительства по вопросам содействия в трудоустройстве
В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О занятости населения» принято постановление Правительства от 9 июня 2025 г. № 312, вносящее изменения в четыре постановления Совета Министров. Нововведения направлены на расширение возможностей трудоустройства, поддержку безработных и молодежи.
1. Временная трудовая занятость молодежи
Изменения в постановлении от 23 июня 2010 г. № 958 предусматривают:
-
расширение перечня организаций, которые могут привлекать молодежь к временной работе с государственной поддержкой – теперь это любые организации, независимо от формы собственности (ранее только бюджетные и имущество которых находится в республиканской или коммунальной собственности);
-
сокращение в 2 раза сроков рассмотрения документов нанимателей, организующих временную занятость молодежи, органами по труду, занятости и соцзащите (с 21 до 10 рабочих дней).
2. Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности
Новая редакция Положения о содействии безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности включает:
-
предоставление субсидий безработным для организации индивидуальной предпринимательской деятельности в виде:
-
регистрации в качестве ИП;
-
деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленничества или самостоятельной профессиональной деятельности;
-
сокращение срока рассмотрения заявок на субсидию – до 10 дней.
-
увеличение периода осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности с 6 до 9 месяцев, после истечения которого утрачивается обязанность по возврату субсидии.
Размеры субсидий остаются прежними: от 5 000 до 9 200 рублей (11–20-кратный БПМ).
3. Оплачиваемые временные работы для безработных
Оплачиваемые временные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым или гражданско-правовым договорам, имеющие полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной материальной поддержки безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства.
Обновленное Положение о порядке финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ предусматривает:
-
расширение круга организаций, которые могут организовывать временные работы с господдержкой (включая все организационно-правовые формы);
-
актуализацию перечня видов работ.
-
финансирование из бюджета:
-
оплата труда безработных, принятых нанимателями для выполнения оплачиваемых временных работ;
-
транспортные расходы (проезд к месту работы и обратно).
4. Внесены изменения в Положение об организации обучения и трудоустройства по направлению службы занятости
Ключевые изменения:
-
впервые введена возможность обучения на водительские категории (включая сельхозтехнику), что создаст стимулы для повышения заинтересованности у безработных в трудоустройстве, в том числе для работы в сельскохозяйственных организациях, а нанимателю – в решении кадрового вопроса;
-
появилась возможность дистанционного обучения безработных;
-
предусмотрена компенсация расходов на аренду жилья, если обучение проходит в другом городе, а в общежитии нет мест.
Определен порядок взаимодействия службы занятости с нанимателями по вопросам трудоустройства безработных после окончания обучения.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь