/ / Аналитика
04.11.2022

Минэкономики прокомментировало Закон о лицензировании

14 октября 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 213-З «О лицензировании». Об основных положениях документа подробно рассказали в Министерстве экономики.

Министерство экономики Республики Беларусь

Закон подготовлен при участии Национальной академии наук Беларуси на основе анализа практики применения действующих норм и международного опыта, глубоко проработан с деловым сообществом, органами государственного управления и учитывает следующие подходы.

Стабильность правового регулирования

Действующий механизм регулирования лицензируемой деятельности сохраняется в части, не противоречащей заданным Главой государства базовым принципам лицензирования. В их числе: приоритетность защиты прав и законных интересов субъектов, их равенство, недопустимость использования лицензирования для ограничения конкуренции, открытость и доступность информации.

Лицензирование осуществляется на принципах:

  • приоритетности защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды;
  • равенства прав соискателей лицензии и лицензиатов и предотвращения коррупционных проявлений;
  • запрета использования лицензирования видов деятельности для ограничения конкуренции;
  • определения перечня лицензируемых видов деятельности, работ и (или) услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения целей лицензирования;
  • определения исчерпывающего перечня долицензионных и лицензионных требований с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;
  • самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований;
  • недопустимости приостановления и прекращения лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;
  • недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и порядке, установленных законодательными актами, а также платы по договору о проведении экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;
  • максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов;
  • открытости и доступности информации о порядке лицензирования, а также о лицензиатах

Законом сохранены привычная и положительно зарекомендовавшая себя на практике «архитектура» документа, включающая два раздела:

1. Общие положения (глоссарий, сфера действия, цели, принципы, критерии, компетенция государственных органов, общие процедурные вопросы лицензирования).

2. Условия осуществления лицензируемых видов деятельности (в отношении каждого лицензируемого вида деятельности определены лицензирующий орган, круг лиц, которые вправе осуществлять виды деятельности, составляющие работы и (или) услуги, долицензионные и лицензионные требования, вопросы проведения оценки, экспертизы соответствия возможности соискателя лицензии (лицензиата) долицензионным (лицензионным) требованиям, квалификационного экзамена, иных аналитических мероприятий, предполагающих изучение характеристик соискателя лицензии, лицензиата, их имущества и персонала, грубые нарушения, особенности прекращения лицензии).

Конкретизация целей лицензирования

Действующее законодательство определяет, что лицензирование деятельности осуществляется в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды, и ставит условие, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования. Вместе с тем, использование понятий «защита государственных и общественных интересов» не только поглощает все иные перечисленные задачи, но и позволяет обосновать введение лицензирования практически любого вида деятельности. Закон четко определяет, что лицензируются только те виды деятельности, которые несут повышенную опасность или риски нарушения таких интересов.

Лицензирование осуществляется в отношении видов деятельности:

  • представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан;
  • представляющих повышенную опасность для окружающей среды;
  • связанных с высоким риском нарушения прав и законных интересов граждан, государственных и общественных интересов;
  • лицензирование которых предусмотрено международными договорами, иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь

Снятие барьеров для международной торговли услугами

Исключена необходимость открытия постоянного представительства для получения лицензии.

Повышение самостоятельности лицензирующих органов

Принятие решения о вынесении предписания, приостановлении и прекращении лицензии отнесено к исключительной компетенции лицензирующих органов исходя из принципа самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля за деятельностью лицензиатов.

Дано определение незначительного нарушения и формального проступка, за совершение которых приостановление и (или) прекращение лицензии не допускается.

Для целей Закона под незначительным нарушением понимается нарушение, не причинившее вреда государственным и общественным интересам, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, окружающей среде и не создавшее угрозы причинения такого вреда.

Под формальным проступком понимается нарушение порядка представления отчетности, иных сведений или документов, предусмотренных законодательством, не причинившее вреда государственным или общественным интересам, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, окружающей среде и не создавшее угрозы причинения такого вреда

Четкое разграничение компетенции государственных органов

Государственное регулирование и управление в сфере лицензирования осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, лицензирующие органы в пределах компетенции, определенной Законом и иными законодательными актами.

Президент Республики Беларусь:

  • определяет единую государственную политику;
  • определяет порядок лицензирования деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), составляющие ее работы и услуги и полномочия государственных органов, осуществляющих лицензирование этих видов деятельности;
  • определяет порядок лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;
  • устанавливает особенности правового регулирования;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными законодательными актами.

Совет Министров Республики Беларусь:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • определяет порядок формирования и функционирования Единого реестра лицензий (ЕРЛ);
  • определяет порядок представления и перечни документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, представляемых соискателем лицензии, лицензиатом, а также запрашиваемых лицензирующим органом или уполномоченными этим лицензирующим органом его территориальным органом, подчиненной организацией, организацией, входящей в состав (систему) лицензирующего органа, у иных государственных органов и других организаций;
  • устанавливает требования к складам хранения нефтепродуктов и автозаправочным станциям для осуществления оптовой торговли нефтепродуктами, оптовой торговли импортными нефтепродуктами, розничной торговли нефтепродуктами;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными законодательными актами.

Министерство экономики:

  • обобщает практику применения законодательства о лицензировании;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о лицензировании;
  • согласовывает проекты нормативных правовых актов;
  • осуществляет координацию деятельности лицензирующих органов по общим вопросам лицензирования;
  • является владельцем ЕРЛ.

МАРТ в сфере лицензирования оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, а также в сфере лицензирования розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, в том числе находящимися в электронных системах курения (далее – жидкости для электронных систем курения):

  • обобщает практику применения законодательства по вопросам лицензирования;
  • осуществляет координацию деятельности лицензирующих органов;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства.

Лицензирующий орган:

  • принимает решения по вопросам лицензирования (за исключением случаев, когда принятие такого решения настоящим Законом отнесено к компетенции суда);
  • определяет порядок проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям, квалификационного экзамена;
  • вносит в ЕРЛ информацию о предоставленных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Законом;
  • создает в случаях, предусмотренных настоящим Законом, комиссию по вопросам лицензирования, квалификационную комиссию для проведения квалификационного экзамена (далее, если не указано иное, – квалификационная комиссия), квалификационную комиссию по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, устанавливает порядок деятельности и полномочия таких комиссий;
  • осуществляет контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований;
  • осуществляет иные полномочия в сфере лицензирования, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.

В случаях, предусмотренных Законом, отдельные полномочия лицензирующего органа осуществляют структурные подразделения лицензирующего органа, его территориальные органы, подчиненные организации, организации, входящие в его состав (систему). Информация о возложении отдельных полномочий должна быть размещена на официальном сайте лицензирующего органа в сети Интернет.

Исправление неясностей правового регулирования

С целью исключения возникающих в практике затруднений более подробно по сравнению с действующей редакцией описаны отдельные процедурные вопросы. Так, в частности, Законом конкретизированы основания для отказа в предоставлении лицензии (статья 21), вопросы осуществления лицензируемого вида деятельности в случае реорганизации лицензиата – юридического лица (статья 24), порядок изменения лицензии (статьи 22, 23, 25), формирования и предоставления сведений из ЕРЛ (статьи 26, 27), оценки, экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям. квалификационного экзамена (глава 8), последствия выявления фактов нарушения законодательства о лицензировании (глава 9). Возникающие на практике вопросы с определением перечня потенциально опасных объектов и технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг в отношении которых подлежат лицензированию в рамках деятельности в области промышленной безопасности, явились основанием для включения в Закон уникального для законодательных актов приложения 2.

Согласно Закону, как и ранее, предусматривается возможность прекращения лицензии на основании уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 39 Закона). При этом принятие особого решения лицензирующим органом в данном случае не требуется. Лицензия прекращается со дня получения лицензирующим органом уведомления о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 39 Закона). Особенности применительно к данному основанию прекращения лицензии предусмотрены в рамках лицензирования адвокатской деятельности, риэлтерской деятельности, а также оказания юридических услуг. По названным видам деятельности прекращение действия лицензии на основании уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении лицензируемого вида деятельности не допускается, если такое уведомление представлено (направлено) лицензиатом позднее дня (в день):

  • вынесения в отношении этого лицензиата в установленном порядке предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о лицензировании;
  • принятия лицензирующим органом решения о приостановлении соответствующей лицензии;
  • наступления иного события, являющегося основанием для прекращения лицензии в соответствии с Законом (статьи 49, 229, 287).

Определение перечня предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований

Определен исчерпывающий перечень предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности. Не могут быть включены требования относительно соблюдения законодательства, обязательного для выполнения всеми субъектами хозяйствования, в соответствующей сфере и/или отдельных Законов в целом, а также требования, соблюдение которых не влияет на безопасность осуществления вида деятельности с точки зрения причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественным и государственным интересам.

Лицензионные требования должны быть обусловлены особенностями осуществления лицензируемого вида деятельности и могут включать:

  • требования к местам осуществления деятельности;
  • требования к средствам осуществления деятельности;
  • требования к персоналу, в том числе минимальному количеству работников по отдельным должностям, с определенным образованием, квалификацией и (или) стажем работы;
  • требования к уведомлению об изменении сведений, указанных в документах при подаче заявления на получение лицензии, если такие сведения не включаются в реестры;
  • требования к отчетности

Также уточнен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании применительно к конкретному виду деятельности.

Справочно
Например, из числа грубых нарушений законодательства о лицензировании адвокатской деятельности исключено совершение проступков, несовместимых со званием адвоката, перечень которых установлен Правилами профессиональной этики адвоката, утверждаемыми Министерством юстиции. При лицензировании игорного бизнеса не будет считаться грубым нарушением неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес в течение 2 месяцев подряд. При осуществлении лицензирования деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов грубым нарушением законодательства о лицензировании будет признаваться не любое нарушение лицензионных требований (как это было ранее), а только такое нарушение, которое повлекло причинение вреда государственным или общественным интересам, жизни, здоровью граждан, окружающей среде. Не будут являться грубыми нарушениями законодательства при осуществлении лицензирования деятельности, связанной с разработкой и производством бланков и документов (как это было предусмотрено ранее), неосуществление лицензируемой деятельности в течение 6 месяцев подряд, а также нарушение порядка рассылки обязательных экземпляров.

Специальное регулирование по отношению к законодательству об административных процедурах

При осуществлении лицензирования имеют место особенности правового регулирования:

  • при отсутствии в лицензирующем органе коллегиального состава заявление заинтересованного лица рассматривается создаваемой лицензирующим органом комиссией по вопросам лицензирования (далее – комиссия) и решения по вопросам лицензирования принимаются на основании решений (заключений) комиссии.

Справочно
В соответствии со статьями 19, 24 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон об админпроцедурах) заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником уполномоченного органа, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению уполномоченного органа – коллегиальным составом уполномоченного органа. Статьей 24 Закона об админпроцедурах установлено, что административное решение принимается уполномоченным органом;

  • в рамках лицензирования принимаются такие решения по вопросам лицензирования, как о приостановлении, возобновлении, прекращении лицензии, отсутствующие в законодательстве об административных процедурах.

Справочно
Согласно статье 28 Закона об админпроцедурах справка или другой документ, выдаваемые при осуществлении административной процедуры, считаются бессрочными, если срок их действия на момент осуществления административной процедуры не определен и их действие может быть прекращено лишь исполнением или признанием утратившими силу, недействительными, аннулированием либо отменой;

  • от заинтересованных лиц для целей получения, изменения лицензии, после подачи ими заявления может требоваться прохождение квалификационного экзамена, оценки, экспертизы.

Справочно
Статьей 15 Закона об админпроцедурах запрещено требовать от заинтересованного лица предоставить документы и (или) сведения, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами;

  • отдельные процедурные сроки не соответствуют предусмотренным законодательством об административных процедурах.

Справочно
Предлагаемый подход послужит достижению нормотворческой экономии и позволит избежать множественных корректировок Закона об админпроцедурах в части указания на исключения правового регулирования для отношений в сфере лицензирования либо закрепления положений, предусматривающих особое регулирование.

Актуализация перечня лицензируемых видов деятельности

Существенным отличием лицензии от иных разрешительных процедур являются общая и специальные санкции, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях за безлицензионную деятельность, и специальное право лицензирующих органов на осуществление контроля в лицензируемой сфере деятельности за лицензиатом.

Такое усиление регулирования белорусский законодатель обосновывает важностью интересов, защищаемых лицензированием, – обеспечение защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды – и ставит условие, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования. Таким образом, при сохранении видов деятельности как лицензируемых оценивалась степень их опасности и наличие иного регулирования, направленного на защиту интересов.

Как результат, Законом:

  • вынесены в отдельные нормативные правовые акты вопросы лицензирования деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами); деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения; внешнеторговой деятельности; деятельности, лицензируемой Национальным банком;
  • исключено лицензирование деятельности, осуществляемой Национальным банком, воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил Республики Беларусь и другими войсками и воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом судебных экспертиз, иными государственными органами, базами хранения медицинской техники и имущества Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
  • изменены подходы к лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов (не регулирует перечень организаций, обладающих правом сбора лома);
  • введено лицензирование деятельности в области железнодорожного транспорта (в целях реализации Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.);
  • введено лицензирование розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения;
  • введено лицензирование реализации образовательной программы дошкольного и среднего образования;
  • разделены без изменения предмета лицензирования следующие виды лицензируемой деятельности:
    • деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, разделена на деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, и деятельность, связанную со сбором и распространением информации о физических лицах в целях знакомства;
    • оказание юридических услуг – на оказание юридических услуг и риэлтерскую деятельность;
  • изменено наименование без изменения предмета лицензирования вида лицензируемой деятельности по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты и специальных материалов для защиты их от подделки на деятельность, связанную с разработкой и производством бланков и документов;
  • отменено либо введено лицензирование отдельных составляющих работ (услуг) по иным лицензируемым видам деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на 1 января 2023 г. специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, обязаны до 1 января 2024 г. обеспечить соблюдение долицензионных требований, предусмотренных статьей 186 Закона, а также лицензионных требований, предусмотренных абзацем третьим статьи 187 Закона, и до 1 февраля 2024 г. представить информацию об обеспечении соблюдения лицензионных требований в Министерство внутренних дел:

  • наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • отсутствие у соискателя лицензии – индивидуального предпринимателя, учредителей, руководителя, руководителя обособленного подразделения соискателя лицензии – юридического лица, работников соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости, а также фактов привлечения их к административной ответственности за нарушение порядка и условий трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан либо за незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, если не истек срок, по окончании которого они считаются не подвергавшимися административному взысканию;
  • наличие в штате специалиста, ответственного за работу по трудоустройству за пределами Республики Беларусь, для которого эта работа не является работой по совместительству, имеющего стаж работы по лицензируемому виду деятельности, в области содействия занятости населения в Республике Беларусь или туризма не менее одного года;
  • наличие у руководителя, руководителя обособленного подразделения лицензиата – юридического лица, лицензиата – индивидуального предпринимателя подтверждения о сдаче квалификационного экзамена;
  • наличие договора о трудоустройстве и легализованных в установленном порядке копий, выданных уполномоченным органом документов, подтверждающих юридический статус иностранного нанимателя.

Юридические лица, имеющие на 1 января 2023 г. специальное разрешение (лицензию) на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, вправе осуществлять деятельность по заготовке (закупке) у юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, лома и отходов черных и цветных металлов и их первичной переработке и заготовке (закупке) бытового лома черных и цветных металлов у физических лиц без изменения лицензии.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие на 1 января 2023 г. специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемую деятельность услуги «юридические услуги», обязаны до 1 июля 2023 г. обеспечить соблюдение лицензионных требований, предусмотренных Законом, и до 1 августа 2023 г. представить информацию об обеспечении соблюдения лицензионных требований в Министерство юстиции. В случае несоблюдения данных обязанностей действие лицензии прекращается по решению Министерства юстиции в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом. К требованиям отнесены:

  • осуществление и обеспечение осуществления лицензируемой деятельности только гражданами Республики Беларусь, имеющими свидетельства об аттестации лица, оказывающего юридические услуги;
  • наличие договоров на оказание юридических услуг;
  • соблюдение Правил профессиональной этики лиц, оказывающих юридические услуги, утверждаемых Министерством юстиции;
  • соблюдение Правил осуществления деятельности по оказанию юридических услуг, утверждаемых Министерством юстиции;
  • наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения либо его части, соответствующих требованиям законодательных актов и обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, для осуществления лицензируемой деятельности
    • для юридического лица – формирование штата из работников, включая руководителя организации и его заместителей (за исключением технического и вспомогательного персонала), с высшим юридическим образованием, не менее двух из которых имеют свидетельства об аттестации лица, оказывающего юридические услуги. При этом работники, имеющие свидетельства, должны быть гражданами Республики Беларусь и работа у соискателя лицензии для них должна являться основным местом работы с обязательным заключением трудового договора с определением продолжительности рабочего времени не менее нормальной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством о труде;
    • для индивидуального предпринимателя – наличие гражданства Республики Беларусь, свидетельства об аттестации лица, оказывающего юридические услуги, высшего юридического образования, стажа работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее трех лет, подтверждения о сдаче аттестационного экзамена.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие на 1 января 2023 г. услуги, составляющие лицензируемую розничную торговлю алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, не подлежащие лицензированию в соответствии с актами законодательства до 1 января 2023 г. и подлежащие лицензированию согласно Закону, вправе до 1 июля 2023 г. оказывать эти услуги без лицензии. При намерении в дальнейшем оказывать данные услуги они должны, если иное не установлено частью второй настоящего пункта, получить лицензию на осуществление розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения в соответствии с Законом.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие на 1 января 2023 г. специальное разрешение (лицензию) на осуществление розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями с указанием составляющей лицензируемую деятельность услуги «розничная торговля табачными изделиями», оказывающие на 1 января 2023 г. услуги, составляющие лицензируемую розничную торговлю алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, не подлежащие лицензированию в соответствии с актами законодательства до 1 января 2023 г. и подлежащие лицензированию согласно Закону, вправе продолжить оказывать эти услуги при условии направления в лицензирующий орган до 1 июля 2023 г. уведомления об оказании таких услуг по форме, определяемой Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

Включение в ЕРЛ сведений об изменении перечня услуг, составляющих лицензируемую розничную торговлю алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, в соответствии с частью второй настоящего пункта обеспечивается лицензирующим органом в течение трех рабочих дней после получения уведомления, указанного в части второй настоящего пункта, без принятия этим органом решения об изменении лицензии.

Цифровая трансформация правового регулирования

Законом закрепляется принципиально новый для отечественной правовой системы институт – реестровый принцип подтверждения права.

С 1 января 2023 г. лицензия больше не разрешение на право осуществления какой-либо деятельности, а право ее осуществления. Таким образом, получение лицензии предполагает изменение правового статуса субъекта хозяйствования непосредственно через наделение правом.

Лицензия как документ-посредник в подтверждении прав исчезает. Происходит переход к реестровому принципу подтверждения прав – посредством электронного запроса в ЕРЛ либо визуального ознакомления с соответствующей экранной формой.

Такой подход полностью исключает необходимость получения лицензии как документа (бумажного или даже электронного), а также исключает затраты с этим связанные: на изготовление, хранение, транспортировку, размножение, изготовление при внесении изменений и дополнений, получение дубликата в случае утери или порчи.

Цифровую лицензию невозможно потерять, привести в негодность, фальсифицировать.

Каждая лицензия в ЕРЛ имеет уникальный QR-код (так называемую «оптическую метку»). Лицензиату достаточно иметь скан-копию QR-кода своей лицензии (например, в смартфоне) для того, чтобы в любой момент времени подтвердить ее наличие.

Данные ЕРЛ также возможно использовать, кроме прочего, и в качестве одного из источников данных при поиске деловых партнеров.

Предусмотренный режим работы системы 24/7 делает доступным обращение к ее справочникам в любое удобное для заинтересованного лица время и абсолютно бесплатно.

Переход к реестровому принципу подтверждения права позволил оптимизировать и процедурные вопросы лицензирования.

Так, как уже было отмечено, исключена необходимость получения дубликата лицензии.

Рассматриваемый подход также позволил отказаться от уведомления реорганизованным юридическим лицом лицензирующего органа о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности в связи с переходом лицензии созданному юридическому лицу (часть вторая пункта 2 статьи 24).

Кроме того, в случаях изменения в соответствии с законодательством наименования лицензируемого вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, выделения в отдельный лицензируемый вид деятельности таких работ и (или) услуг, не приводящего к изменению предмета этого вида деятельности, лицензиату больше не надо обращаться в лицензирующий орган за внесением изменений в соответствующую лицензию. Соответствующие корректировки будут внесены в ЕРЛ указанным органом самостоятельно.

Справочно
Как указывалось выше, соответствующие корректировки предусмотрены Законом применительно к ныне лицензируемым:

  • деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства (разделено на деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, и деятельность, связанную со сбором и распространением информации о физических лицах в целях знакомства);
  • оказанию юридических услуг (разделено на оказание юридических услуг и риэлтерскую деятельность);
  • деятельности по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты и специальных материалов для защиты их от подделки (переименовано в деятельность, связанная с разработкой и производством бланков и документов);
  • услугам, составляющим образовательную деятельность.

В перспективе (с реализацией технической доработки ЕРЛ и обеспечением взаимодействия с соответствующими ГИС/ГИР) реестровый подход исключит необходимость обращения лицензиата за внесением изменений в лицензию и в случае изменения сведений о лицензиате при изменении наименования, местонахождения юридического лица, ФИО, регистрации по месту жительства физического лица, изменении географических названий и т.п.

С 1 января 2024 г. направление соискателями лицензии, лицензиатами заявлений, уведомлений, прилагаемых к ним документов (сведений) по вопросам лицензирования, а лицензирующими органами уведомлений о принятых решениях, предписаний этих органов по вопросам лицензирования можно будет осуществить в электронной форме через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (единый портал электронных услуг).

Направление соискателями лицензии, лицензиатами заявлений, уведомлений, прилагаемых к ним документов (сведений) в электронной форме, лицензирующими органами уведомлений о принятых решениях, предписаний этих органов по вопросам лицензирования в электронной форме до 1 января 2025 г. может осуществляться с использованием национальной почтовой электронной системы, электронной почты, а при наличии технической возможности с использованием системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь, единого портала электронных услуг, иных информационных систем (ресурсов), определенных Советом Министров Республики Беларусь.

По общему правилу Закон вступает в силу с 1 января 2023 г.

Нормы Закона, закрепляющие введение лицензирования услуг по реализации образовательной программы дошкольного и среднего образования (услуги по реализации образовательных программ), вступили в силу после официального опубликования Закона.

Статьей 314 закреплен особый порядок лицензирования услуги по реализации образовательных программ. Установлено, что:

  • организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, оказывающие на день официального опубликования Закона услуги по реализации образовательных программ, должны обратиться за получением специального разрешения (лицензии) на осуществление соответствующего вида деятельности (лицензия на оказание услуг по реализации образовательных программ) в срок, определенный Министерством образования в соответствии с утверждаемым им графиком;
  • лицензирование услуг по реализации образовательных программ осуществляют Минский городской исполнительный комитет, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты;
  • для получения лицензии на оказание услуг по реализации образовательных программ срок рассмотрения:
    • заявлений о выдаче заключений территориальных органов государственного санитарного надзора составляет три рабочих дня со дня приема заявления о выдаче заключения;
    • заявлений о выдаче лицензии составляет 15 рабочих дней со дня приема заявления о выдаче лицензии (включая время проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям);
  • номер лицензии на оказание услуг по реализации образовательных программ состоит из пятизначного цифрового кода органа, выдавшего лицензию, и регистрационного номера лицензии в реестре лицензий на оказание услуг по реализации образовательных программ. Днем получения лицензии на оказание услуг по реализации образовательных программ считается день проставления соискателем лицензии соответствующей отметки на бланке этой лицензии. Сведения о выданных в соответствии с настоящей статьей лицензиях на оказание услуг по реализации образовательных программ включаются в ЕРЛ после его модернизации в соответствии с положениями настоящего Закона без принятия решения лицензирующего органа;
  • в случае отказа в выдаче лицензии на оказание услуг по реализации образовательных программ соискатель лицензии обязан прекратить оказание соответствующих услуг в месячный срок со дня получения уведомления об отказе. При этом лицензирующий орган обязан в этот же срок принять меры, направленные на перевод обучающихся в другое учреждение образования;
  • общие вопросы лицензирования услуг по реализации образовательных программ, не урегулированные статьей 314 Закона, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В развитие норм Закона 20 октября 2022 г. Правительством принято постановление № 715 «Об особенностях образовательной деятельности». Документом утверждены:

  • Положение о порядке формирования и ведения реестра специальных разрешений (лицензий) на оказание услуг по реализации образовательных программ;
  • Положение о порядке перевода обучающихся в другое учреждение образования в случае отказа в выдаче специального разрешения (лицензии) на оказание услуг по реализации образовательных программ.

Также постановлением определен перечень документов, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования услуг в сфере дошкольного и общего среднего образования, представляемых соискателем лицензии, лицензиатом.

Особый порядок лицензирования услуг по реализации образовательных программ действует по 31 декабря 2022 г.

Реализация норм Закона потребует корректировки значительного количества нормативных правовых актов различного уровня, а также проведения масштабных технических мероприятий по модернизации ЕРЛ.

Справочно
Планом мероприятий по реализации поручения, предусмотренного статьей 316 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании», утвержденным Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Снопковым Н.Г. 28.10.2022 № 32/225-1013/253, предусмотрена корректировка 44 законов Республики Беларусь, 49 указав и одного распоряжения Президента Республики Беларусь, 115 постановлений Правительства, а также многочисленных актов лицензирующих органов. Кроме того, планируется разработка 4 новых постановлений Совета Министров и ряда нормативных правовых актов ведомственного уровня.

До приведения актов законодательства в соответствие с Законом они применяются в той части, в которой не противоречат данному Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

С более подробной информацией можно ознакомиться здесь.

Информация предоставлена Министерством экономики Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)