
Новации правового регулирования риэлтерской деятельности: обзор положений Закона № 71-З
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 30 мая 2025 г.
8 мая 2025 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь № 71-З «О риэлтерской деятельности» (далее – Закон о риэлтерской деятельности), который вступит в силу с 16 мая 2026 г. (за исключением отдельных положений). Закон определяет правовые, организационные основы и принципы риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, а также регулирует отношения в сфере риэлтерской деятельности.
Подготовка соответствующего законопроекта осуществлялась на основании пункта 9 плана подготовки проектов законодательных актов на 2024 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2023 г. № 380. Вопрос о целесообразности разработки закона, комплексно регулирующего отношения, связанные с осуществлением риэлтерской деятельности в республике, обсуждался заинтересованными государственными органами, в том числе с привлечением представителей риэлтерского сообщества, на протяжении длительного времени. Общеизвестно, что для каждого гражданина защита его прав и законных интересов при совершении сделок с недвижимостью является актуальной и важной, поскольку напрямую затрагивает его материальное благополучие. Основное назначение Закона о риэлтерской деятельности – защитить интересы потребителя, обеспечить цивилизованные отношения между покупателем, продавцом и посредником в лице риэлтера. Качественное оказание риэлтерских услуг, в том числе обусловленное полным и системным правовым регулированием данного вопроса, будет способствовать повышению уровня доверия граждан к данной сфере, а также в целом повысит престиж профессии риэлтера.
В настоящее время риэлтерская деятельность в республике регулируется Законом Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (глава 39) (далее – Закон о лицензировании), Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 15), а также принятыми в соответствии с ними постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и Министерства юстиции.
В Закон о риэлтерской деятельности имплементированы актуальные положения Указа № 15, ряд положений подзаконных актов, что позволило в одном документе закрепить нормативные предписания по широкому кругу вопросов, связанных с оказанием риэлтерских услуг в республике. При этом Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом о риэлтерской деятельности (пункт 2 статьи 6).
Закон о риэлтерской деятельности содержит ряд новаций, в том числе существенно изменяющих действующее правовое регулирование данной сферы. В Законе также нашли отражение нормы, определяющие решение проблемных вопросов, выявленных в ходе изучения практики применения законодательства о риэлтерской деятельности, а также направленные на предупреждение совершения нарушений в сфере оказания риэлтерских услуг.
Рассмотрим основные положения Закона о риэлтерской деятельности.
1. Понятие риэлтерской деятельности и риэлтерских услуг. Лица, имеющие право оказывать риэлтерские услуги. Потребители риэлтерских услуг.
В статье 1 Закона о риэлтерской деятельности даны определения ключевым терминам, используемым в Законе, в частности, риэлтерская деятельность, риэлтерские услуги, риэлтерская организация, риэлтер и потребитель.
Риэлтерская деятельность представляет собой деятельность, направленную на содействие при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство, сделок с объектами недвижимого имущества, правами на них. Указанная деятельность может осуществляться риэлтерской организацией либо территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Риэлтерская деятельность основывается на принципах законности, добросовестности, профессионализма, приоритета интересов потребителя, соблюдения Правил профессиональной этики риэлтера работниками риэлтерской организации, конфиденциальности информации, соразмерности стоимости риэлтерских услуг их объему, сложности и качеству (статья 4 Закона о риэлтерской деятельности).
Риэлтерскую деятельность составляют риэлтерские услуги, в том числе:
-
консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимого имущества;
-
представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимого имущества;
-
подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества;
-
организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;
-
помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества, сделки с участием в строительстве объекта недвижимого имущества, государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
-
содействие в оформлении документов по созданию, изменению, прекращению существования объектов недвижимого имущества (перепланировка, консервация и т.п.);
-
содействие в продаже объекта недвижимого имущества.
Как и прежде, риэлтерские организации вправе, помимо оказания риэлтерских услуг, дополнительно осуществлять рекламную и издательскую деятельность в сфере недвижимости, а также деятельность по оценке стоимости предприятий как имущественных комплексов, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, земельных участков. Государственные организации, осуществляющие риэлтерскую деятельность, также вправе производить оценку стоимости иных объектов гражданских прав (пункты 2 и 3 статьи 16 Закона о риэлтерской деятельности).
Риэлтерской организацией является коммерческая организация, осуществляющая риэлтерскую деятельность при наличии лицензии на осуществление риэлтерской деятельности. Требования, предъявляемые к риэлтерской организации, предусмотрены статьей 17 Закона о риэлтерской деятельности.
В соответствии с абзацем пятым статьи 1 Закона о риэлтерской деятельности риэлтером признается физическое лицо, имеющее свидетельство об аттестации риэлтера, являющееся работником риэлтерской организации либо территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, оказывающее от имени этих организаций риэлтерские услуги и отвечающее иным требованиям актов законодательства о риэлтерской деятельности.
В настоящее время в соответствии с Указом № 15 от имени риэлтерской организации риэлтерские услуги в полном объеме вправе оказывать риэлтер. Отдельные риэлтерские услуги, перечень которых определен в Правилах осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом № 15 (далее – Правила осуществления риэлтерской деятельности), также могут оказываться агентами по операциям с недвижимостью (работники риэлтерской организации, не имеющие свидетельства об аттестации риэлтера). В отношении риэлтеров и агентов по операциям с недвижимостью применяется общее понятие «специалист по риэлтерской деятельности».
Существенным нововведением Закона о риэлтерской деятельности является упразднение института агентов по операциям с недвижимостью. Оказывать от имени риэлтерской организации риэлтерские услуги будут вправе только риэлтеры – работники, имеющие свидетельство об аттестации риэлтера.
Данное изменение обусловлено выявлением случаев нарушения со стороны агентов по операциям с недвижимостью законодательства о риэлтерской деятельности. Так, Министерством юстиции, как органом, осуществляющим контроль в сфере риэлтерской деятельности, на постоянной основе анализируются и обобщаются типичные нарушения риэлтерских организаций. В числе таких нарушений называется превышение агентами по операциям с недвижимостью своих полномочий, т.е. оказание ими тех видов риэлтерских услуг, которые не содержатся в пункте 8 Правил осуществления риэлтерской деятельности и, соответственно, оказывать которые вправе только риэлтеры.
Законом о риэлтерской деятельности (пункт 2 статьи 33) предусмотрена возможность для лиц, работающих в риэлтерской организации в качестве агентов по операциям с недвижимостью, имеющих среднее специальное образование и стаж работы не менее трех лет на дату официального опубликования данного Закона (т.е. на 15 мая 2025 г.), сдать аттестационный экзамен для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера и, в случае успешной сдачи данного экзамена, получить свидетельство об аттестации риэлтера, тем самым пополнив ряды действующих риэлтеров. Следует обратить внимание, что данным правом работающие агенты по операциям с недвижимостью могут воспользоваться в течение одного года и пяти месяцев со дня вступления в силу пункта 2 статьи 33 Закона о риэлтерской деятельности, т.е. с 16 июня 2025 г. по 16 ноября 2026 г.
В Законе о риэлтерской деятельности претерпело изменение определение термина «потребитель» (абзац шестой статьи 1 Закона о риэлтерской деятельности). Так, если ранее к ним относились также физические и юридические лица, которые имеют намерение обратиться за оказанием риэлтерских услуг, то в новом определении фигурируют только лица, которым риэлтерская организация оказывает риэлтерские услуги на основании соответствующего договора. Права и обязанности потребителя закреплены в статье 28 Закона о риэлтерской деятельности.
2. Система органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере риэлтерской деятельности.
На сегодняшний день в Беларуси законодательно закреплено регулирование риэлтерской деятельности со стороны государства. Статьей 5 Закона о риэлтерской деятельности предусмотрено, что государственное регулирование в сфере риэлтерской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством юстиции.
Основным органом – регулятором отношений в сфере риэлтерской деятельности является Министерство юстиции. В соответствии со статьей 8 Закона о риэлтерской деятельности за Министерством юстиции сохраняется функция лицензирующего органа, осуществляющего контроль в сфере риэлтерской деятельности. Министерство юстиции проводит аттестационный экзамен для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера, и выдает свидетельство об аттестации риэлтера, формирует и ведет Реестр риэлтеров Республики Беларусь, принимает нормативные правовые акты по вопросам риэлтерской деятельности, осуществляет иные функции.
3. Лицензирование риэлтерской деятельности.
Порядок лицензирования риэлтерской деятельности не претерпел существенных изменений. Лицензируемый вид деятельности осуществляется юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями.
При этом в главу 39 Закона о лицензировании внесены корректировки уточняющего характера в целях согласования с Законом о риэлтерской деятельности. В частности, уточнено определение термина «риэлтерская деятельность», а также дополнен перечень риэлтерских услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, такими услугами, как содействие в оформлении документов по созданию, изменению, прекращению существования объектов недвижимого имущества и содействие в продаже объекта недвижимого имущества (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 279 Закона о лицензировании).
С учетом исключения агентов по операциям с недвижимостью из субъектов риэлтерской деятельности соответственно исключен термин «специалист по риэлтерской деятельности», включавший риэлтеров и агентов по операциям с недвижимостью. В новой редакции подпункта 1.3 пункта 1 статьи 279 Закона о лицензировании речь идет только о риэлтерах.
В статье 280 Закона о лицензировании закреплено право территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществлять риэлтерскую деятельность одновременно с деятельностью по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним без лицензии в порядке, установленном Законом о риэлтерской деятельности.
С учетом нововведений Закона о риэлтерской деятельности изменены долицензионные требования для соискателя лицензии (статья 282 Закона о лицензировании). В частности, скорректированы требования к штату риэлтерской организации, а также в части наличия у руководителя и заместителя руководителя риэлтерской организации свидетельства об аттестации риэлтера. До вступления в силу указанной корректировки статьи 282 Закона о лицензировании составляющей долицензионных требований для риэлтерской организации является наличие у руководителя и заместителя руководителя соискателя лицензии либо свидетельства об аттестации риэлтера либо высшего образования и стажа работы не менее трех лет в качестве руководителя риэлтерской организации, ее структурного подразделения или специалиста по риэлтерской деятельности.
Изменения в Закон о лицензировании вступят в силу с 16 мая 2026 г.
4. Создание Палаты риэлтеров.
Одной из главных новаций Закона о риэлтерской деятельности является введение органа самоуправления риэлтеров – Палаты риэлтеров. Саморегулирование риэлтерской деятельности является одним из важных аспектов осуществления такой деятельности, который обеспечивает гарантию качества оказываемых услуг.
В соответствии со статьей 9 Закона о риэлтерской деятельности Палата риэлтеров является некоммерческой организацией, действует на основании устава, который утверждается учредительным собранием. Имущество Палаты риэлтеров формируется за счет членских взносов риэлтеров, безвозмездно переданного имущества, поступлений от использования своего имущества, иных источников, не запрещенных законодательством, и находится в собственности Палаты риэлтеров. Ликвидация Палаты риэлтеров может быть осуществлена только на основании законодательного акта.
К компетенции Палаты риэлтеров отнесено методическое руководство деятельностью риэлтеров, представление и защита интересов членов Палаты риэлтеров, организация повышения квалификации риэлтеров, обеспечение функционирования информационных ресурсов в деятельности риэлтеров, осуществление взаимодействия риэлтеров с государственными органами, в том числе посредством заключения соглашений о порядке предоставления информации из таких ресурсов и другие полномочия (статья 10 Закона о риэлтерской деятельности).
Решения Палаты риэлтеров являются обязательными для всех членов Палаты риэлтеров (часть первая пункта 7 статьи 9 Закона о риэлтерской деятельности). При этом Министерство юстиции имеет право приостанавливать решения Палаты риэлтеров и вносить в ее органы предписания об отмене таких решений либо о принятии мер по устранению выявленных нарушений (недостатков). Палата риэлтеров обязана ежегодно предоставлять в Министерство юстиции информацию о своей деятельности.
Законом о риэлтерской деятельности закреплены правовые основы создания и деятельности Палаты риэлтеров: государственная регистрация Палаты риэлтеров (статья 15), требования к ее уставу (статья 9), структура и полномочия органов (статьи 11–14).
В соответствии со статьей 11 Закона о риэлтерской деятельности органами Палаты риэлтеров являются общее собрание (собрание уполномоченных), правление, председатель и ревизионная комиссия.
Высший орган Палаты риэлтеров – общее собрание (собрание уполномоченных). К исключительным полномочиям общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров отнесены:
-
внесение изменений в устав Палаты риэлтеров;
-
избрание членов правления и членов комиссий Палаты риэлтеров;
-
принятие решений о создании комиссий Палаты риэлтеров и утверждении положений о них;
-
утверждение годовых смет доходов и расходов Палаты риэлтеров;
-
осуществление иных полномочий, связанных с деятельностью Палаты риэлтеров, отнесенных к исключительным полномочиям общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров (пункт 1 статьи 12 Закона о риэлтерской деятельности).
Общее собрание (собрание уполномоченных) Палаты риэлтеров проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Коллегиальным исполнительным органом Палаты риэлтеров является правление. Правление избирается общим собранием (собранием уполномоченных) Палаты риэлтеров из числа ее членов, кандидатуры которых согласованы Министерством юстиции, сроком на четыре года.
К основным полномочиям правления Палаты риэлтеров относятся:
-
принятие мер по соблюдению риэлтерами законодательства, в том числе Правил профессиональной этики риэлтера, исполнению решений Палаты риэлтеров;
-
организация повышения квалификации риэлтеров, лиц, обеспечивающих деятельность риэлтеров, работников Палаты риэлтеров;
-
определение порядка распределения и расходования денежных средств, поступивших в Палату риэлтеров, в том числе членских взносов риэлтеров;
-
определение условий оказания финансовой помощи членам (бывшим членам) Палаты риэлтеров;
-
созыв очередного или внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров, формирование повестки дня;
-
осуществление иных полномочий (статья 13 Закона о риэлтерской деятельности).
Заседания правления Палаты риэлтеров созываются председателем Палаты риэлтеров и проводятся не реже одного раза в месяц.
Председатель Палаты риэлтеров избирается правлением Палаты риэлтеров из кандидатур, входящих в состав правления, сроком на четыре года. Кандидатуры на должности председателя и его заместителей должны быть согласованы с Министерством юстиции.
Председатель Палаты риэлтеров (в его отсутствие – заместитель председателя):
-
представляет Палату риэлтеров во взаимоотношениях с государственными органами, иными организациями и гражданами;
-
действует от имени Палаты риэлтеров без доверенности;
-
совершает сделки от имени Палаты риэлтеров;
-
распоряжается имуществом Палаты риэлтеров в соответствии с годовой сметой расходов и доходов и назначением имущества;
-
осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников Палаты риэлтеров;
-
созывает заседания правления Палаты риэлтеров;
-
обеспечивает исполнение решений общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров, правления и иных органов Палаты риэлтеров;
-
осуществляет иные полномочия (пункт 2 статьи 14 Закона о риэлтерской деятельности).
Председатель и его заместители при осуществлении своих полномочий обязаны не допускать возникновения конфликта интересов, связанного с осуществлением риэлтерской деятельности, и должны принимать меры по его предотвращению.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в Палате риэлтеров избирается ревизионная комиссия в составе не менее трех членов Палаты риэлтеров сроком на четыре года. Решения ревизионной комиссии Палаты риэлтеров обязательны для исполнения всеми членами Палаты риэлтеров.
Законом о риэлтерской деятельности регламентированы вопросы членства в Палате риэлтеров.
Прежде всего, отметим, что членство риэлтеров в Палате риэлтеров является обязательным (пункт 1 статьи 9 Закона о риэлтерской деятельности). Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о риэлтерской деятельности риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации вправе оказывать только риэлтеры, являющиеся членами Палаты риэлтеров.
Порядок приобретения и прекращения членства в Палате риэлтеров регулируется уставом Палаты риэлтеров. Риэлтеру не может быть отказано в приобретении членства в Палате риэлтеров.
Прием в члены Палаты риэлтеров и прекращение членства будет осуществляться правлением Палаты риэлтеров. Членство в Палате риэлтеров подтверждается включением в список членов Палаты риэлтеров, который будет размещаться на официальном сайте Палаты риэлтеров в глобальной компьютерной сети Интернет.
Члены Палаты риэлтеров обязаны уплачивать членские взносы, размер которых определяется правлением по согласованию с Министерством юстиции, исходя из затрат, необходимых для содержания Палаты риэлтеров и выполнения возложенных на нее задач и функций. Утверждение размера членских взносов является исключительной компетенцией общего собрания (собрания уполномоченных) Палаты риэлтеров. Правлением определяется порядок распределения и расходования поступивших членских взносов риэлтеров.
Прекращение членства в Палате риэлтеров может быть связано только с прекращением действия, аннулированием свидетельства об аттестации риэлтера или систематической (два и более раза в течение двенадцати месяцев подряд) неуплатой членских взносов риэлтеров в Палату риэлтеров без уважительных причин (временная нетрудоспособность и др.). Отдельно стоит отметить, что прекращение трудовых отношений риэлтера, являющегося председателем Палаты риэлтеров, с риэлтерской организацией не является основанием для прекращения его членства в Палате риэлтеров до истечения срока полномочий председателя Палаты риэлтеров.
Положения о Палате риэлтеров вступят в силу с 16 апреля 2026 г.
5. Требования к штатному расписанию риэлтерской организации.
В настоящее время в Указе № 15 содержится требование о минимальном количестве риэлтеров (от двух до пяти) в зависимости от штатной численности риэлтерской организации.
Законом о риэлтерской деятельности (статья 18) уточняются требования к штатному расписанию риэлтерской организации. Предусмотрено, что в штате риэлтерской организации должно состоять не менее двух риэлтеров; в штате обособленного подразделения риэлтерской организации – как минимум один риэлтер.
Работа риэлтером в риэлтерской организации должна являться его основным местом работы. При этом руководитель (заместитель руководителя), риэлтеры риэлтерской организации не вправе работать на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров в других риэлтерских организациях.
Отметим, что данные нормы применяются также к территориальным организациям по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, осуществляющим риэлтерскую деятельность одновременно с деятельностью по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
6. Требования к претендентам на получение свидетельства об аттестации риэлтера.
Законом о риэлтерской деятельности скорректированы требования, предъявляемые к претендентам на получение свидетельства об аттестации риэлтера. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о риэлтерской деятельности свидетельство об аттестации риэлтера выдается физическому лицу, имеющему высшее образование, освоившему содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и сдавшему аттестационный экзамен для лиц, претендующих на получение свидетельства об аттестации риэлтера. Наличие стажа работы не требуется.
Справочно
По действующему законодательству о риэлтерской деятельности свидетельство об аттестации риэлтера выдается лицу, имеющему высшее, как правило, юридическое, экономическое образование или образование по профилю образования «Архитектура и строительство»; стаж работы не менее одного года по специальности, соответствующей образованию, либо в качестве агента по операциям с недвижимостью; сдавшему аттестационный экзамен.
Учитывая вышеназванные изменения, претендентами на получение свидетельства об аттестации риэлтера, т.е. лицами, допущенными к аттестационному экзамену, станут лица, имеющие любое высшее образование. Принятие решения об отмене профильного образования для претендентов на получение свидетельства об аттестации риэлтера направлено на возможность реализовать себя в сфере оказания риэлтерских услуг большему количеству людей. Нельзя не учитывать тот факт, что помимо профильного образования для успешной карьеры в этой области, безусловно, важны навыки коммуникации, умение взаимодействовать с потребителями риэлтерских услуг, уполномоченными государственными органами и коллегами, а также аналитические способности. С другой стороны, работа в сфере оказания риэлтерских услуг требует соответствующих знаний, в связи с чем предусмотренная Законом о риэлтерской деятельности обязанность пройти претенденту на получение свидетельства об аттестации риэлтера обучающие курсы вполне оправданна.
7. Проведение аттестации риэлтеров.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о риэлтерской деятельности для работы риэлтером в риэлтерской организации физическое лицо должно иметь свидетельство об аттестации риэлтера, которое выдается физическому лицу, сдавшему аттестационный экзамен. Как и ранее, срок действия свидетельства будет составлять пять лет.
Справочно
В настоящее время порядок выдачи свидетельства об аттестации риэлтера определен постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 16 декабря 2022 г. № 154 «О проведении аттестационного экзамена и выдаче свидетельства об аттестации риэлтера» (далее – постановление № 154).
Действующий порядок предусматривает возможность неоднократного продления срока действия свидетельства на пять лет. Для продления обладателю свидетельства необходимо обратиться в Министерство юстиции не позднее чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до истечения срока действия свидетельства. При этом устанавливается требование о прохождении обладателем свидетельства повышения квалификации не ранее чем за один год до истечения срока действия свидетельства либо не позднее шести месяцев после принятия решения о продлении срока действия свидетельства (пункт 26 Инструкции о порядке проведения аттестационного экзамена, выдачи свидетельства об аттестации риэлтера, внесения в него изменений, продления срока действия, выдачи дубликата, прекращения действия (аннулирования) свидетельства и вынесения предупреждения обладателю свидетельства, утвержденной постановлением № 154).
Новеллой Закона о риэлтерской деятельности является введение пунктом 4 статьи 19 для риэлтеров обязанности прохождения аттестации. Аттестация будет проводиться комиссией по вопросам лицензирования риэлтерской деятельности в порядке, определенном Министерством юстиции. Риэлтеры, не осуществляющие риэлтерскую деятельность ввиду уважительных причин (временная нетрудоспособность и др.), проходят аттестацию после отпадения причин, которые явились основанием для неосуществления риэлтерской деятельности, о чем они уведомляют Министерство юстиции. От прохождения аттестации освобождаются только беременные женщины.
В случае выявления фактов, свидетельствующих о недостаточной квалификации риэлтеров или ненадлежащем исполнении ими профессиональных обязанностей при оказании риэлтерских услуг, возможна также внеочередная аттестации риэлтеров для определения уровня их профессиональной подготовки по представлению Министерства юстиции, а также правления либо председателя Палаты риэлтеров.
Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 33 Закона о риэлтерской деятельности лица, имеющие свидетельство об аттестации риэлтера, за исключением лиц, получивших такое свидетельство в соответствии с пунктом 2 данной статьи (т.е. лиц, получивших свидетельство после 16 июня 2025 г., а также «бывших» агентов по операциям с недвижимостью), обязаны до 16 мая 2027 г. пройти аттестацию. В случае несоблюдения указанной обязанности свидетельство об аттестации риэлтера будет аннулировано по решению Министерства юстиции.
8. Реклама объекта недвижимого имущества.
Риэлтерская организация вправе рекламировать объект недвижимого имущества только с согласия потребителя после заключения договора оказания риэлтерских услуг, в целях оказания которых осуществляется рекламирование объекта недвижимого имущества. Требования к содержанию такой рекламы содержатся в пункте 2 статьи 22 Закона о риэлтерской деятельности.
После подбора варианта сделки с объектом недвижимого имущества и (или) подписания договора о намерении заключения сделки (предварительного договора) риэлтерская организация обязана прекратить размещение (распространение) рекламы данного объекта и не предпринимать действий, направленных на его приобретение другими потребителями.
В целях исключения необоснованного взимания риэлтерской организацией с покупателя оплаты стоимости риэлтерской услуги по подбору вариантов сделки в случае, когда непосредственно покупателем без помощи риэлтера найден интересующий его объект недвижимости, в Законе о риэлтерской деятельности раскрывается содержание понятия «подбор вариантов сделки с объектом недвижимого имущества». Так, к подбору вариантов сделки с объектом недвижимого имущества относятся сбор и анализ информации об объектах недвижимого имущества с характеристиками, предусмотренными договором оказания риэлтерских услуг, выяснение условий совершения сделки, организация осмотра объекта (объектов) недвижимого имущества, на основании изучения полученной информации в ее совокупности предложение потребителю в целях последующего совершения сделки с объектом недвижимого имущества варианта, соответствующего пожеланиям данного потребителя, в том числе в отношении стоимости объекта, сроков совершения сделки, порядка расчетов между сторонами сделки, передачи объекта, а также иным условиям заключенного с потребителем договора оказания риэлтерских услуг, с указанием подобранного варианта в акте осмотра объекта (объектов) недвижимого имущества (пункт 3 статьи 22 Закона о риэлтерской деятельности).
9. Получение риэлтерскими организациями информации, необходимой для оказания риэлтерских услуг.
Одной из обязанностей риэлтерской организации является проведение проверки объекта недвижимого имущества, в отношении которого оказываются риэлтерские услуги в целях его приобретения (отчуждения). Такая проверка осуществляется путем изучения информации, которая может иметь значение для последующего совершения сделки с объектом недвижимого имущества.
Законом о риэлтерской деятельности расширены полномочия риэлтерской организации по получению необходимой для оказания риэлтерских услуг информации (статья 27). Предусмотрено, что в целях обеспечения соответствия законодательству оформления прав на объекты недвижимого имущества, защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц риэлтерские организации вправе получать информацию:
-
о существующих в момент представления информации правах и ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества, в отношении которого заключен договор оказания риэлтерских услуг;
-
о юридических и физических лицах – сторонах сделки, в отношении которой осуществляется риэлтерская деятельность, а также о лицах, ранее проживавших в жилых помещениях, в отношении которых оказываются риэлтерские услуги, за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую тайну, государственные секреты.
Такая информация может быть предоставлена риэлтеру при представлении договора оказания риэлтерских услуг и идентификационной пластиковой карточки.
Риэлтерская организация вправе запрашивать и получать информацию из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; организаций, осуществляющих учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением; от нотариальных контор и нотариальных бюро; Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел; отделов ЗАГС; органов опеки и попечительства и др.
Справочно
В настоящее время порядок представления информации риэлтерским организациям определен Положением о порядке представления коммерческим организациям, осуществляющим риэлтерскую деятельность, информации государственными органами и иными организациями об объектах недвижимости, о правах на них, юридических и физических лицах – сторонах сделки, в отношении которой осуществляется риэлтерская деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 406.
Существенной проблемой на пути эффективного оказания риэлтерских услуг, по мнению представителей риэлтерского сообщества, – является передача персональных данных лиц, которые имеют отношение к продаже или покупке объекта недвижимости, а также доступ к правовой информации об объекте.
В связи с этим в статье 27 Закона о риэлтерской деятельности предусмотрено, что риэлтерская организация будет только уведомлять потребителя о результатах изучения запрошенной информации. Передача полученных документов потребителю не осуществляется. При этом риэлтерская организация вправе предоставить полученную информацию другой риэлтерской организации, оказывающей риэлтерские услуги второй стороне сделки с объектом недвижимого имущества.
Кроме того, в Законе о риэлтерской деятельности закреплены нормы о конфиденциальности информации, полученной в процессе оказания риэлтерских услуг (статьи 25 и 26). В частности, риэлтерская организация обязана:
-
обеспечивать сохранность документов потребителя, исключив к ним доступ посторонних лиц;
-
осуществлять консультирование потребителя, проводить с ним переговоры при условии отсутствия посторонних лиц.
Подчеркнем, что риэлтерская организация обязана обеспечивать конфиденциальность полученной информации как во время оказания риэлтерских услуг, так и после прекращения договорных отношений между риэлтерской организацией и потребителем.
10. Договор оказания риэлтерских услуг.
Согласно пункту 23 Правил осуществления риэлтерской деятельности предоставление потребителям риэлтерских услуг осуществляется риэлтерской организацией на основании договора на оказание риэлтерских услуг, заключаемого в письменной форме и составляемого не менее чем в двух экземплярах.
К оформлению договора на оказание риэлтерских услуг применяются требования, определенные гражданским законодательством для договора возмездного оказания услуг с учетом предписаний Правил осуществления риэлтерской деятельности. Так, в пунктах 27–30 указанных Правил содержится перечень условий, которые должны быть включены в договор на оказание риэлтерских услуг. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26 мая 2008 г. № 29 «О некоторых вопросах заключения договоров на оказание риэлтерских услуг» утверждены формы примерного договора на оказание риэлтерских услуг продавцу объекта недвижимости и примерного договора на оказание риэлтерских услуг покупателю объекта недвижимости. Также с целью обеспечения единообразного порядка составления и исполнения договоров на оказание риэлтерских услуг указанным постановлением утверждены Методические рекомендации по порядку составления и исполнения договоров на оказание риэлтерских услуг.
В Законе о риэлтерской деятельности сохранены подходы, предусмотренные Указом № 15, касающиеся обязательности заключения риэлтерской организацией договора оказания риэлтерских услуг с потребителем таких услуг (пункт 1 статьи 29).
В статье 31 Закона о риэлтерской деятельности содержится перечень обязательных условий договора оказания риэлтерских услуг. В частности, при приобретении либо отчуждении объекта недвижимого имущества договором оказания риэлтерских услуг должно предусматриваться обязательство риэлтерской организации по проверке объекта недвижимого имущества в порядке, установленном абзацем девятым пункта 2 статьи 27 Закона о риэлтерской деятельности.
Принципиальной новеллой является закрепление в пункте 2 статьи 31 Закона о риэлтерской деятельности положения о возможности установления ориентировочной и предельной стоимости объекта недвижимого имущества в договоре оказания риэлтерских услуг только в белорусских рублях. Не допускается установление такой стоимости в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
Договор оказания риэлтерских услуг по содействию в продаже объектов недвижимого имущества должен содержать условие оплаты риэлтерских услуг в процентном отношении от стоимости объекта недвижимого имущества с включением в такую оплату затрат по риэлтерским услугам. В случае досрочного расторжения такого договора продавец производит оплату фактически оказанных ему риэлтерских услуг по тарифам в базовых величинах.
Справочно
Тарифы на риэлтерские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 г. № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги».
На основании абзаца шестнадцатого пункта 1 статьи 8 Закона о риэлтерской деятельности Министерством юстиции будет подготовлен нормативный правовой акт, устанавливающий примерную форму договора оказания риэлтерских услуг (вступит в силу с 16 мая 2026 г.).
11. Установление запрета на внесение предоплаты за оказание риэлтерских услуг по предоставлению информации о предложениях на объекты недвижимости при заключении договора найма жилых помещений.
В целях защиты имущественных прав потребителей риэлтерских услуг Законом о риэлтерской деятельности устанавливается, что оказание риэлтерских услуг по представлению информации о предлагаемых объектах недвижимого имущества в целях заключения договора найма жилого помещения осуществляется только в совокупности с подбором вариантов сделки с объектом недвижимого имущества. При этом оплата таких риэлтерских услуг производится после подбора для потребителя соответствующего условиям заключенного с ним договора оказания риэлтерских услуг объекта недвижимого имущества и подписания сторонами акта оказанных услуг, содержащего информацию о подобранном объекте (пункт 5 статьи 31).
Таким образом, данная норма Закона о риэлтерской деятельности предусматривает оплату за фактически оказанные услуги (конечный продукт), подтверждением чего является подписанный сторонами акт оказанных услуг, и направлена на защиту прав и имущественных интересов лиц, не имеющих собственного жилья.
12. Установление запрета на оказание одной риэлтерской организацией риэлтерских услуг обеим сторонам сделки с объектом недвижимого имущества.
Обратим внимание на важную для потребителей норму Закона о риэлтерской деятельности, содержащуюся в пункте 2 статьи 21. В целях исключения понуждения потенциального покупателя объекта недвижимого имущества к заключению договора оказания риэлтерских услуг, а также взимания с него оплаты стоимости риэлтерских услуг, также оплачиваемых продавцом этого объекта недвижимого имущества (так называемая «двойная оплата»), предусматривается, что риэлтерская организация вправе оказывать риэлтерские услуги только одной стороне сделки с этим объектом недвижимости.
Справочно
В настоящее время положение об оплате риэлтерских услуг, оказываемых в соответствии с договором на оказание риэлтерских услуг, исключительно продавцом объекта недвижимости содержится в пункте 27 Правил осуществления риэлтерской деятельности. Также норма о том, что оплата одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимости (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации, не допускается, закреплена в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 г. № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги».
Министерством юстиции неоднократно отмечалось, что требования законодательства в рассматриваемой части зачастую риэлтерскими организациями не соблюдаются. На практике не редки случаи, когда покупатель вынужден заключать договор на оказание риэлтерских услуг и, соответственно, оплачивать эти услуги, поскольку не имеет другой возможности приобрести заинтересовавший его объект недвижимости.
Видится, что норма о запрете оказания одной риэлтерской организацией риэлтерских услуг обеим сторонам сделки с объектом недвижимого имущества защитит не только покупателя от необоснованного понуждения к заключению договора оказания риэлтерских услуг, но и продавца, чьи интересы будут в полной мере соблюдены в рамках заключенного с ним договора оказания риэлтерских услуг.
Таким образом, ключевыми новеллами Закона о риэлтерской деятельности являются:
-
создание Палаты риэлтеров, как органа самоуправления риэлтеров;
-
упразднение института агентов по операциям с недвижимостью;
-
изменение долицензионных требований соискателей лицензии на осуществление риэлтерской деятельности;
-
изменение подходов к квалификационным требованиям риэлтеров;
-
закрепление возможности получения риэлтерскими организациями информации, необходимой для оказания риэлтерских услуг;
-
проведение аттестации риэлтеров.
Законом о риэлтерской деятельности устранены существующие проблемы в правоприменительной практике, что, как представляется, позволит обеспечить более эффективное правовое регулирование отношений в данной сфере.
В целях реализации положений Закона о риэлтерской деятельности Совету Министров Республики Беларусь поручено в течение года принять соответствующие меры. В частности, будет признан утратившим силу Указ № 15, а также внесены изменения в акты законодательства, регулирующие риэлтерскую деятельность.
Николайчик Д.Ю.,
главный советник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
Шаршун Е.В.,
начальник отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Лицензия на осуществление ветеринарной деятельности. Требования законодательства
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 21 мая 2025 г.
Основными актами законодательства, регулирующими вопросы лицензирования ветеринарной деятельности, являются:
-
Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (глава 11) (далее – Закон о лицензировании);
-
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154 «О лицензировании»;
-
постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6 «О порядке проведения оценки».
Согласно статье 52 Закона о лицензировании лицензированию подлежат следующие работы и (или) услуги:
-
производство ветеринарных препаратов;
-
оптовая и розничная торговля ветеринарными препаратами.
К ветеринарным препаратам в соответствии с абзацем восемнадцатым части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь от 2 июля 2010 г. № 161-З «О ветеринарной деятельности» отнесены ветеринарный лекарственный препарат, дезинфицирующее средство ветеринарного назначения, дезинсекционное средство ветеринарного назначения, дезакаризационное средство ветеринарного назначения и диагностическое средство ветеринарного назначения.
Справочно
Ветеринарный лекарственный препарат – существующее в виде лекарственной формы средство, представляющее собой вещество либо содержащее вещество или комбинацию веществ, вступающее в контакт с организмом животного и предназначенное для лечения, профилактики болезней животных, реабилитации, коррекции или изменения физиологических функций организма животного (в том числе средство для наркоза), сохранения, предотвращения или прерывания беременности, эвтаназии, а также для диагностики болезней животных (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом животного) (пункт 5 Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 1).
Дезинфицирующее средство ветеринарного назначения (дезинфектант) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения микроорганизмов (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезинсекционное средство ветеринарного назначения (инсектицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания насекомых (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Дезакаризационное средство ветеринарного назначения (акарицид) – не вступающие в непосредственный контакт с животными и используемые в ветеринарии вещество или смесь веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенные для уничтожения и (или) отпугивания клещей (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
Диагностическое средство ветеринарного назначения – средство ветеринарного назначения, представляющее собой реагент (реактив) или комплект (набор) специально подобранных реагентов (реактивов), не вступающее в непосредственный контакт с животными, используемое для выявления патогенов, оценки иммунного статуса и физиологического состояния организма животного (часть первая статьи 1 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности»).
|
Лицензирование ветеринарной деятельности осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Соискателями лицензии на осуществление ветеринарной деятельности могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В качестве долицензионного требования к соискателю лицензии статьей 53 Закона о лицензировании определено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления ветеринарной деятельности, соответствующих общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов.
Такие общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утверждены Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Общие требования ветеринарии).
Помимо общих требований, предусмотренных для всех субъектов ветеринарной деятельности (глава 1 Общих требований ветеринарии), главами 14 и 15 Общих требований ветеринарии закреплены ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по реализации ветеринарных препаратов, а также ветеринарно-санитарные требования к объектам, на которых осуществляется деятельность по производству ветеринарных препаратов.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по производству ветеринарных препаратов, необходимо соблюдение следующих требований:
-
оборудование в производственных помещениях должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к нему персонала, возможность его очистки, мойки и дезинфекции, уборки помещений, а также хранение и перемещение лекарственного сырья, материалов и ветеринарных препаратов без риска контаминации;
-
планировка производственных помещений должна соответствовать логической последовательности операций производственного процесса и уровням чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики;
-
внутренние поверхности (стены, полы, потолки) производственных помещений должны быть гладкими, легко и эффективно очищаться и дезинфицироваться;
-
освещение, температура, влажность и вентиляция помещений должны соответствовать параметрам, утвержденным руководителем субъекта хозяйствования, и не оказывать неблагоприятного воздействия на ветеринарные препараты во время их производства и хранения, а также на функционирование оборудования;
-
используемые в процессе производства основное оборудование и помещения должны быть обозначены этикетками или иным способом с указанием наименования производимого ветеринарного препарата или обрабатываемых лекарственного сырья и материалов, дозировки и номера серии, стадии технологического процесса.
Для субъектов хозяйствования, планирующих осуществлять деятельность по оптовой и розничной торговле ветеринарными препаратами, необходимо соблюдение следующих требований:
-
ветеринарная аптека располагается в помещении, изолированном от помещений другого назначения;
-
площадь ветеринарной аптеки должна составлять не менее 15 кв. метров и предусматривать наличие зон хранения и обслуживания;
-
ветеринарная аптека должна иметь центральные или автономные системы отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции;
-
в ветеринарной аптеке должны иметься стеллажи, шкафы для хранения ветеринарных препаратов; холодильники; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования;
-
склады (складские помещения) должны располагаться в изолированных нежилых помещениях капитальных строений;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по розничной реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки и хранения должна составлять не менее 6 кв. метров;
-
на складе (в складском помещении) субъектов, осуществляющих деятельность по оптовой реализации ветеринарных препаратов, предусматривается наличие зон приемки, хранения, отгрузки и административно-бытовой зоны. Площадь зон приемки, хранения и отгрузки должна составлять не менее 20 кв. метров;
-
в зонах приемки и хранения выделяются специальные места или шкафы для временного хранения ветеринарных препаратов, запрещенных для реализации;
-
склады (складские помещения) должны иметь центральные или автономные системы электроснабжения, отопления, вентиляции, конструкции, обеспечивающие защиту ветеринарных препаратов от воздействия атмосферных осадков во время проведения погрузочно-разгрузочных работ;
-
на складах (в складских помещениях) должны иметься стеллажи, шкафы, подтоварники для хранения ветеринарных препаратов; холодильники, холодильные камеры; приборы для регистрации температуры и влажности окружающей среды (термометры, гигрометры психометрические); оборудование и инвентарь, обеспечивающие чистоту и сохранность товарно-материальных ценностей; специальное помещение или шкаф для хранения моющих и дезинфицирующих средств, промаркированного инвентаря и материалов, применяемых для уборки помещений и обработки оборудования; гардеробное помещение или шкафы для верхней и специальной одежды и обуви работников;
-
помещения должны содержаться в чистоте. Полы помещений периодически (не реже одного раза в день) убираются влажным способом с применением разрешенных дезинфицирующих средств.
Для получения лицензии соискателю лицензии необходимо подать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь следующие документы:
1. заявление о предоставлении лицензии по форме, установленной приложением 1 к Положению о порядке представления и перечнях документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, требованиях к представляемым документам и (или) сведениям, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154.
С учетом предписаний подпункта 18.1 пункта 18 указанного Положения в заявлении кроме установленных формой сведений требуется также указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии;
2. в случае, когда соискателем лицензии является иностранное юридическое лицо, – легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его учреждения либо нотариально засвидетельствованную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее шести месяцев до дня подачи заявления о предоставлении лицензии) с переводом на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должна быть засвидетельствована нотариально);
3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и наличия в заявлении о предоставлении лицензии сведений об этом с указанием учетного номера операции (транзакции));
4. копии учредительных либо иных организационно-распорядительных документов юридического лица, определяющих статус обособленного подразделения этого юридического лица, в котором соискатель лицензии намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности;
5. копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, оборудования, транспортных средств, в которых (с использованием которых) будет осуществляться ветеринарная деятельность.
Как было указано выше, в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии должен указать номер и дату заключения фармацевтической инспекции уполномоченного органа в области ветеринарии о соответствии помещений, в которых будет осуществляться ветеринарная деятельность, Общим требованиям ветеринарии. Таким образом, до подачи заявления о предоставлении лицензии на осуществление ветеринарной деятельности соискатель лицензии должен получить заключение фармацевтической инспекции. Получение указанного документа регламентировано Положением о порядке и условиях проведения фармацевтических инспекций мест промышленного производства ветеринарных препаратов и мест торговли ими, за исключением вопросов, регулирование которых осуществляется международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии, утвержденным постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 29 октября 2024 г. № 116 «О некоторых вопросах проведения фармацевтических инспекций».
Для получения заключения фармацевтической инспекции (заключения ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) соискатель лицензии должен обратиться в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» с заявлением с приложением следующих документов в форме заверенных копий:
1. документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности (с приложением плана помещений, содержащего сведения о площади помещений);
2. документов, подтверждающих проведение профилактической и вынужденной дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
3. документов, подтверждающих удаление с территории объекта отходов и их уничтожение, включая отходы ветеринарных препаратов;
4. планов производственных помещений с указанием классов чистоты в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики и инженерных систем (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
5. перечней планируемых к производству типов ветеринарных лекарственных препаратов (нестерильная продукция; стерильная продукция: подвергаемая финишной стерилизации, асептически приготовленная, подвергаемая стерилизующей фильтрации; биологическая (биотехнологическая) продукция) с указанием лекарственных форм (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов);
6. документов, подтверждающих отсутствие на территории объекта мест захоронений трупов животных, отходов убоя и других биологических отходов (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
7. документов, подтверждающих размещение объекта с учетом санитарно-защитных зон (в случае производства ветеринарных лекарственных препаратов, диагностических средств, дезинфицирующих средств, дезинсекционных средств, дезакаризационных средств);
8. свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Договор на проведение фармацевтической инспекции заключается в течение пяти рабочих дней со дня поступления в государственное учреждение «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР» указанных документов. Заключение фармацевтической инспекции (заключение ветеринарного фармацевтического инспектората о соответствии помещений, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, общим требованиям в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов) оформляется в двух экземплярах, один из которых передается соискателю лицензии, второй хранится в государственном учреждении «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ЦЕНТР».
Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми к нему документами подается в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь соискателем лицензии одним из следующих способов:
-
лично;
-
посредством почтовой связи;
-
в электронной форме в виде электронного документа через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь рассматривает полученное от соискателя заявление и приложенные к нему документы в течение двадцати пяти рабочих дней (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 21 Закона о лицензировании).
Статьей 56 Закона о лицензировании предусмотрено, что до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию. При этом следует отметить, что если до вступления в силу Закона о лицензировании (до 1 января 2023 г. отношения регламентировались Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности») проведение оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию являлось правом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, то после вступления в силу Закона о лицензировании такая оценка стала обязательной.
Порядок проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии регламентирован Инструкцией о порядке проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, лицензиата лицензионному требованию, утвержденной постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 января 2023 г. № 6.
В течение трех рабочих дней со дня назначения оценки соответствия возможностей соискателю лицензии направляется уведомление о назначении оценки соответствия по указанному в заявлении о предоставлении лицензии почтовому адресу, адресу места нахождения любым из доступных способов связи, позволяющих достоверно установить дату его получения.
Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии проводится в срок не более десяти рабочих дней.
В ходе проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию:
-
изучаются документы, прилагаемые соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии, и документы и (или) сведения, необходимые для проведения оценки соискателя лицензии, полученные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь у иных государственных органов и других организаций;
-
осуществляется выезд на место намерения осуществления ветеринарной деятельности и (или) место нахождения соискателя лицензии для оценки достоверности информации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии, и в таком заявлении, и фактической готовности к осуществлению ветеринарной деятельности.
По результатам оценки соответствия возможностей соискателя лицензии составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионному требованию, с которым ознакомляют соискателя лицензии.
По результатам рассмотрения поданных соискателем лицензии заявления и документов Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь принимает одно из следующих решений:
-
о предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю;
-
об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и о предоставлении лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее предоставлении.
Решения об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю могут быть приняты в следующих случаях, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 21 Закона о лицензировании:
-
наличие в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;
-
отсутствие у соискателя лицензии права на получение лицензии (если соискателю лицензии не было отказано в приеме заявления о предоставлении лицензии);
-
включение соискателя лицензии в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;
-
несоответствие представленных документов и (или) сведений требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (требования определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2023 г. № 154);
-
наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, составленного по результатам проведенной оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям;
-
отказ в письменной форме либо уклонение соискателя лицензии от прохождения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям (под уклонением понимается непредставление лицензирующему органу информации, необходимой для проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, в сроки, определенные для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии);
-
нахождение соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности).
Также лицензирующий орган принимает решение об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти соискателя лицензии.
О принятом решении Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь уведомляет соискателя лицензии.
В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь включает сведения о лицензиате и лицензируемом виде деятельности (в данном случае – ветеринарная деятельность) в Единый реестр лицензий.
Демиденко А.Г.,
заместитель начальника отдела гражданского, хозяйственного и экологического законодательства главного управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»