/ / Аналитика
31.01.2022

Комментарий к Закону об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании

14 января 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Законом № 154-З в новой редакции излагается Кодекс Республики Беларусь об образовании (Кодекс об образовании). Изменения направлены на совершенствование норм Кодекса с учетом практики его применения в современных условиях, а также приведение отдельных предписаний соответствие с законодательством Республики Беларусь.

Изложение Кодекса об образовании в новой редакции обусловлено:

  • изменением структуры высшего образования;
  • включением в систему образования Республики Беларусь системы научно-ориентированного образования взамен системы послевузовского образования;
  • расширением сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей в специалистах различного профиля организаций, расположенных как в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, так и в иных населенных пунктах;
  • устранением пробелов, выявленных в практике применения Кодекса об образовании.

В частности, новой редакцией:

  • устанавливается обязательное в республике получение общего среднего образования;
  • вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в образовании, обеспечивающие равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • предусматривается возможность получения образования в дистанционной форме, которое определяется как обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий (реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников);
  • пересмотрены компетенции госорганов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Правительства передана на уровень республиканских органов государственного управления. За местными исполнительными и распорядительными органами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной) деятельности – контроль за обеспечением качества образования.

Изменениями предусмотрено, в частности, усиление воспитательной составляющей образования. К целям образования, наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, отнесено формирование патриотизма, гражданственности. Так, воспитательная работа во внеучебное время должна быть направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа.

Предусмотрена организация транспортного обеспечения к местам проведения мероприятий воспитательного характера: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных мероприятий.

Существенно расширен перечень учреждений образования, основным органом самоуправления в которых является педагогический совет. В него дополнительно включены учреждения дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, воспитательно-оздоровительные учреждения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Уточняются нормы о правовом статусе педагогического работника:

  • расширяется перечень лиц, которые относятся к педагогическим работникам (за счет включения в него лиц, оказывающих коррекционно-педагогическую помощь);
  • перечень оснований для осуществления педагогической деятельности дополняется контрактом о прохождении военной службы (службы);
  • уточняется перечень должностей педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, а также отдельные должности педагогических работников, замещаемые по конкурсу.

Также для поступающих на работу на должности педагогических работников вводится обязанность предъявлять выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях вне зависимости от погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Для дополнительной поддержки педагогических работников включена норма, дающая право при наличии свободных мест осуществлять подвоз педагогов к месту работы и обратно школьными автобусами.

Новым Законом уточняется порядок отчисления обучающихся. В частности, к основаниям для отчисления отнесены случаи привлечения к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечение к уголовной ответственности за преступления против человека. Что касается восстановления для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования, то оно будет осуществляться не с 1 сентября, а с того же семестра (полугодия), с которого они были отчислены. При этом особенности приема (зачисления лиц), отчисления и перевода обучающихся по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций регулируются с учетом законодательства о прохождении соответствующей службы.

Вводится процедура, устанавливающая дополнительные гарантии трудоустройства выпускников, относящихся к категориям лиц с особенностями психофизического развития, детей-сирот, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, которым не может быть предоставлено место работы в ходе распределения, заключающаяся в определении места работы таких выпускников и осуществляемая государственными учреждениями образования на рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами.

Кодексом об образовании также устанавливается новый вид дополнительного образования – дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Оно направлено на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Учреждением дополнительного образования одаренных детей и молодежи является детский технопарк.

Кодексом закреплено осуществление организации образовательного процесса в учреждениях образования на двух государственных языках.

Игорь Марзалюк,
председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке и культуре

Информация предоставлена автором для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!