Нацбанк – об Указе о текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания
В целях повышения качества и доступности банковских услуг, усиления социальной защищенности граждан Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 23 сентября 2021 г. № 363 «О текущем (расчетном) банковском счете физического лица с базовыми условиями обслуживания» (далее – Указ), основные положения которого вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Основной отличительной особенностью базового счета от обычного текущего (расчетного) банковского счета является возможность бесплатно совершать следующие операции:
- открытие и закрытие базового счета;
- зачисление на него выплат социального характера, заработной платы и приравненных к ней выплат, стипендий;
- переводы денежных средств между базовым счетом и иными счетами его владельца, открытыми в этом же банке;
- перечисление с базового счета денежных средств на иной счет по причине его закрытия, при переносе в другой банк или переоформлении в текущий счет внутри одного банка;
- расчеты за товары (работы, услуги), в том числе в сети Интернет или через ЕРИП, при использовании платежных инструментов или систем дистанционного банковского обслуживания;
- снятие наличных денежных средств через кассы, банкоматы и другую инфраструктуру банка, в котором открыт базовый счет, в связи с его закрытием либо в определенном объеме, который будет установлен в подзаконном акте;
- переоформление текущего счета в базовый счет и обратно;
- иные операции, установленные Национальным банком.
Указ предоставляет право физическому лицу на открытие одного базового счета в банковской системе и выбор банка для обслуживания из числа банков, открывающих базовые счета. В соответствии с Указом открывать базовые счета обязаны банки, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Иным банкам предоставляется право на открытие базовых счетов физическим лицам.
При этом стоит отметить, что наличие базового счета не ограничивает право физического лица на открытие в банках иных счетов и использование различных платежных инструментов в соответствии с банковским законодательством.
Для физических лиц обязательность открытия базового счета предусмотрена только в случаях, когда они желают или обязаны в соответствии с актами законодательства получать социальные и приравненные к ним выплаты в безналичной форме. При этом переход от действующей практики получения указанных выплат к новой будет осуществляться постепенно до 1 июля 2025 г.
Наряду с этим Указ не ограничивает возможности физических лиц по получению социальных выплат в наличной форме через почтовые отделения.
Для нанимателей Указом предусмотрена обязанность перечислять причитающиеся физическому лицу денежные средства в виде заработной платы и приравненных к ней выплат на указанный работником базовый счет. Порядок, условия и форма представления сведений о базовом счете в банк определяется работодателем самостоятельно с учетом требований законодательства.
Следует отметить, что современные банковские технологии позволяют работодателям быстро и с максимальным исключением ручного труда формировать реестры своих работников для такого перечисления вне зависимости от банка, в котором открыт счет получателя. Для этого достаточно направить в обслуживающий работодателя банк одно сводное платежное поручение на перевод денежных средств в пользу разного количества работников, как имеющих счета в банке-отправителе или разных банках, так и получающих наличные денежные средства в различных банках без открытия им счетов.
При этом в целях предупреждения необоснованного завышения размера банковской комиссии, уплачиваемой нанимателем при перечислении указанных выплат на базовые счета, устанавливаются ограничения на размер такого вознаграждения. В соответствии с Указом оно не должно превышать размер вознаграждения за перечисление заработной платы и приравненных к ней выплат на базовые счета и текущие счета, открытые в банке-отправителе.
Таким образом, Указом создаются условия для расширения числа банков, участвующих в выплате пенсий и иных социальных выплат. При этом для работников устанавливается возможность самостоятельного выбора банка для открытия счета для зачисления заработной платы.
Владелец базового счета может совершать операции по нему в соответствии с порядком, установленным банковским законодательством, в том числе посредством современных платежных инструментов. При этом определено, что банки могут предоставлять физическим лицам доступ к базовому счету посредством банковской платежной карточки только национальной платежной системы, кобейджинговой карточки двух платежных систем, оператором одной из которых является резидент Республики Беларусь, либо иного белорусского платежного инструмента.
Принятые решения улучшат защиту законных прав и интересов потребителей платежных услуг в части свободного выбора таких услуг, будут способствовать минимизации расходов граждан по наиболее востребованным банковским операциям, а также стимулировать конкуренцию в банковской системе страны.
По информации Национального банка Республики Беларусь

Частью первой пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351 «О развитии агроэкотуризма» определен круг лиц, которые вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
В их числе:
- физические лица, производящие и (или) перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных в сельской местности, малых городских поселениях для строительства и (или) обслуживания одноквартирного или блокированного жилого дома, в том числе квартиры в блокированном жилом доме, либо ведения личного подсобного хозяйства;
- сельскохозяйственные организации на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома либо ведения сельского хозяйства.
С учетом положений части третьей пункта 7 Указа № 351 субъекты агроэкотуризма вправе оказывать услуги в сфере агроэкотуризма, включая услуги бань, саун и душевых, на территории соответствующей агроэкоусадьбы со дня принятия решения районного исполнительного комитета об осуществлении деятельности по оказанию таких услуг.
В настоящее время Указом № 351 не установлено ограничений для осуществления субъектами агроэкотуризма иных форм индивидуальной предпринимательской деятельности.
Таким образом, физическое лицо вправе совмещать деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и иные виды деятельности (в особенности – по оказанию услуг бань, саун и душевых). Однако для целей оказания услуг в сфере агроэкотуризма услуги бань, саун и душевых не являются самостоятельными услугами, поскольку в соответствии с частью второй пункта 5 и пунктом 6 Указа № 351 должны соблюдаться следующие требования:
- заключение договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в соответствии с приложениями 1 и 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2022 г. № 860 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 октября 2022 г. № 351»;
- соблюдение принципа комплексного оказания услуг: не менее двух услуг с обязательным наличием в указанном комплексе одной из услуг, предусмотренных в абзацах втором – четвертом части первой пункта 5 Указа № 351.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
Справочно
Для целей Указа № 371 под деятельностью в сфере бытового обслуживания населения понимается предпринимательская деятельность по предоставлению физическим лицам бытовых услуг, перечень видов которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Согласно абзацу второму пункта 2 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2014 г. № 1108, бытовая услуга – действия субъекта, оказывающего бытовые услуги (выполняющего отдельные виды работ) по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, классифицируемые в соответствии с перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в Реестр бытовых услуг, который определен в приложении к Положению.
Услуги бань, саун и душевых содержатся в Перечне, следовательно, являются бытовыми и подлежат включению в реестр бытовых услуг.
Однако, если юридическое лицо оказывает услуги бань, саун и душевых только в рамках своей деятельности в сфере агроэкотуризма, то сведения о таких услугах не будут подлежать включению в Реестр бытовых услуг.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 5 мая 2025 г.
В случае когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее – субъект хозяйствования) планирует осуществлять деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов либо может оказывать воздействие на окружающую среду, то до начала ее осуществления он обязан представить на государственную экологическую экспертизу предпроектную (предынвестиционную), проектную и (или) иную документацию.
Далее излагается перечень документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы, а также порядок представления документации для получения заключения государственной экологической экспертизы.
Регулирование вопросов проведения государственной экологической экспертизы осуществляется следующими нормативными правовыми актами:
- Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон ГЭЭ);
- постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2017 г. № 47 «О государственной экологической экспертизе, оценке воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценке» (далее – постановление № 47);
- пунктом 3.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548;
- постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 2 «Об утверждении регламентов административных процедур в области государственной экологической экспертизы и приемки объектов в эксплуатацию».
I. Перечень документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.
На государственную экологическую экспертизу субъектами хозяйствования представляется следующая документация (статья 5 Закона ГЭЭ).
1. Предпроектная (предынвестиционная) документация (а также изменения в нее) на:
1.1. застройку (за исключением застройки территории садоводческих товариществ). Под застройкой понимается совместные возведение, реконструкция на определенной территории капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, связанных единством объемно-планировочных, технологических решений и очередностью осуществления (пункт 31 статьи 1 Закона ГЭЭ);
1.2. возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (перечень таких объектов дан в статье 7 Закона ГЭЭ и приведен далее в статье).
Справочно.
Предпроектная (предынвестиционная) документация – комплект документов о результатах предынвестиционных исследований, предшествующих принятию инвестором, заказчиком, застройщиком решения о реализации инвестиционного проекта по строительству объекта, о корректировке инвестиционного замысла или об отказе от дальнейшей реализации инвестиционного проекта (подпункт 1.50 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Возведение – совокупность работ и организационно-технических мероприятий, результатом которых является создание объекта (подпункт 1.6 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Реконструкция – совокупность строительно-монтажных, пусконаладочных работ и организационно-технических мероприятий, направленных на использование объекта по новому назначению и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров; для магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и сооружений на них – изменение их пропускной способности, направления и (или) места расположения (замена их участков) (подпункт 1.63 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Техническая модернизация – замена технологического оборудования на объекте, в том числе с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных инженерных систем в границах этого объекта, устройству перегородок, отделочных и других работ, связанных с функционированием технологического оборудования в пределах несущей способности конструкций объекта, обеспечивающая безопасность его эксплуатации (подпункт 1.85 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Есть исключения, когда не требуется представлять предпроектную (предынвестиционную) документацию на государственную экологическую экспертизу, а именно в отношении:
- капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, размещаемых в соответствии с утвержденными генеральными планами поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования;
- объектов, предпроектная (предынвестиционная) документация на которые разрабатывается в форме задания на разработку проектной документации;
- реконструкции, технической модернизации объектов, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
- возведения, реконструкции, технической модернизации объектов, проектные решения по которым при внесении изменений в предпроектную (предынвестиционную) документацию не связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, установленных в утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации;
- возведения на территории заказчиков объектов, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
- объектов санаторно-курортных и оздоровительных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и зон отдыха (кроме размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий).
2. Архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты (а также изменения в них):
2.1. на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию:
а) объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;
б) расположенных в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, объектов:
- производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство товаров (по всем видам экономической деятельности), хранение товаров (например, логистические центры, склады, хранилища, места перегрузки и хранения грузов и им подобные);
- для получения электрической, тепловой энергии.
Справочно.
Архитектурный проект – проектная документация, разрабатываемая при двухстадийной разработке проектной документации, обеспечивающая реализацию решений предпроектной (предынвестиционной) документации, а также разрешительной документации на разработку проектной документации, возведение, реконструкцию, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Строительный проект – проектная документация, обеспечивающая реализацию решений предпроектной (предынвестиционной) документации, утвержденного архитектурного проекта и (или) технических решений по объекту, необходимых для выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ, обеспечения строительства оборудованием, строительными изделиями и строительными материалами (подпункт 1.79 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Модернизация – совокупность строительно-монтажных работ (в том числе устройство новых инженерных систем и оборудования в объектах, их частях, перенос и (или) установка перегородок без изменения назначения объектов в их существующих габаритах, инженерных и транспортных коммуникаций), пусконаладочных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств объектов, инженерных и транспортных коммуникаций, их частей и (или) элементов, приведением эксплуатационных показателей к уровню обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов (подпункт 1.38 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
К природным территориям, подлежащим специальной охране, относятся:
- курортные зоны, курорты;
- зоны отдыха;
- парки, скверы и бульвары;
- водоохранные зоны и прибрежные полосы;
- зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения централизованных систем питьевого водоснабжения;
- рекреационно-оздоровительные и защитные леса;
- типичные и редкие природные ландшафты и биотопы;
- естественные болота и их гидрологические буферные зоны;
- места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;
- природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки и (или) миграции диких животных;
- охранные зоны особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы);
- иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования (статья 80 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).
Имеются исключения, когда не требуется представлять архитектурные или строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов на государственную экологическую экспертизу, а именно в отношении:
- реконструкции, модернизации, технической модернизации объектов, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
- возведения, реконструкции, модернизации, технической модернизации объектов, проектные решения по которым при внесении изменений в архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты не связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, установленных в утвержденной проектной документации;
- возведения на территории заказчиков объектов, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
- объектов санаторно-курортных и оздоровительных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и зон отдыха (кроме размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
- объектов, входящих в перечень исключений, указанных в статье 7 Закона ГЭЭ;
2.3. на снос следующих объектов:
- атомные электростанции и другие ядерные установки, за исключением сооружений и комплексов с экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами (сборками);
- установки, предназначенные для производства ядерных материалов;
- стационарные объекты и (или) сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов, в том числе ядерного топлива, отработавшего ядерного топлива, за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- объекты, на которых осуществляются переработка, хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов, за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- объекты:
- хранения отходов, за исключением хранения отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- захоронения отходов;
- использования, обезвреживания отходов, за исключением их использования, обезвреживания научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, их использования, обезвреживания при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности, а также за исключением их использования, обезвреживания отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- использования, обезвреживания, захоронения трупов животных, за исключением их использования, обезвреживания научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, их использования, обезвреживания, захоронения при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности;
- республиканские автомобильные дороги, железнодорожные пути общего пользования, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой 1500 метров и более;
- магистральный трубопроводный транспорт с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более;
- объекты хозяйственной и иной деятельности в границах поверхностных водных объектов, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- местных автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, железнодорожных путей необщего пользования;
- объектов инженерной инфраструктуры;
- гидрометеорологических объектов;
- объектов, связанных с выполнением неотложных дноуглубительных и выправительных работ на внутренних водных путях;
- объектов мелиорации, по которым водоприемники и магистральные каналы восстанавливаются до проектных параметров;
- плотины высотой 2 метра и более, каналы для нужд судоходства;
- склады, предназначенные для хранения нефти и (или) нефтехимической продукции объемом 50 тысяч кубических метров и более, а также химических продуктов вместимостью 10 тонн и более;
- подземные хранилища газа.
Справочно.
Снос – освобождение строительной площадки от объектов, находящихся в процессе их строительства или эксплуатации, их частей, осуществляемое путем их разрушения, разборки и (или) демонтажа конструкций (подпункт 1.71 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности);
2.4. на строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды.
3. Проектная документация на пользование недрами (а также изменения в нее) по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода, за исключением проектной документации на строительство и эксплуатацию одиночных водозаборов для добычи подземных вод.
Справочно.
Согласно пункту 11 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах горный отвод предоставляется недропользователю для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Одиночный водозабор – одиночная буровая скважина, предназначенная для добычи подземных вод (пункт 291 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах).
4. Документация на мобильные установки (а также изменения в нее) по использованию, обезвреживанию отходов, трупов животных, за исключением использования, обезвреживания:
- отходов, трупов животных научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
- отходов, трупов животных при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности;
- медицинских отходов организациями здравоохранения, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность;
- отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры.
5. Проекты охотоустройства (а также изменения в них).
Справочно.
В соответствии с проектом охотоустройства осуществляется ведение охотничьего хозяйства (деятельность по охране, воспроизводству и рациональному (устойчивому) использованию ресурсов охотничьих животных и организации охоты) пользователем охотничьих угодий (юридическое лицо, заключившее договор аренды охотничьих угодий либо получившее охотничьи угодья в безвозмездное пользование) (Правила ведения охотничьего хозяйства, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112).
6. Рыбоводно-биологические обоснования и биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий (а также изменения в них).
Справочно.
Согласно Правилам ведения рыболовного хозяйства, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 21 июля 2021 г. № 284, пользователи рыболовных угодий (юридические лица, которым рыболовные угодья предоставлены в аренду или в безвозмездное пользование) обязаны осуществлять ведение рыболовного хозяйства при наличии рыбоводно-биологических обоснований, а зарыбление рыболовных угодий – при наличии рыбоводно-биологических обоснований или биологических обоснований зарыбления рыболовных угодий.
7. Биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства (а также изменения в них).
Справочно.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие право на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства (виноградная улитка, личинки хирономид (личинки комаров-звонцов), лягушки зеленые (прудовые, съедобные, озерные), гадюка обыкновенная, длиннопалый (узкопалый) рак, полосатый рак, восточная речная креветка), в течение 1 года со дня принятия решения о предоставлении указанного права должны обеспечить разработку биологического обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 699 «О добыче, заготовке и (или) закупке диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства»).
8. Биологические обоснования вселения диких животных в угодья (а также изменения в них).
Справочно.
Биологическое обоснование вселения диких животных в угодья, получившее положительное заключение государственной экологической экспертизы, представляется для получения разрешения на интродукцию, реинтродукцию, скрещивание диких животных (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2010 г. № 488 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на интродукцию, реинтродукцию, скрещивание диких животных»).
9. Проекты технических условий на продукцию, изготовленную из отходов (изменения в них), за исключением проектов технических условий, изменений, вносимых в них, когда требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта Республики Беларусь.
II. Оценка воздействия на окружающую среду.
До представления на государственную экологическую экспертизу проводится оценка воздействия на окружающую среду в отношении следующей документации:
- предпроектной (предынвестиционной) документации на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 Закона ГЭЭ;
- проектной документации на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 Закона ГЭЭ, в случае, если разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной либо предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации.
Справочно.
Согласно статье 71 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не является обязательной разработка предпроектной (предынвестиционной) документации на:
возведение, ремонт блокированных и одноквартирных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе;
возведение, ремонт нежилых капитальных построек на предоставленном земельном участке;
возведение, реконструкцию, ремонт садовых домиков, дач, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства или дачного строительства;
возведение, реконструкцию, ремонт хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;
возведение, реконструкцию, ремонт временных индивидуальных гаражей, осуществляемые физическими лицами на предоставленных им для этих целей земельных участках;
снос объектов, в отношении которых решением местного исполнительного и распорядительного органа установлено отсутствие необходимости разработки проектной документации.
Объектами, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (статья 7 Закона ГЭЭ), являются:
- атомные электростанции и другие ядерные установки, за исключением сооружений и комплексов с экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами (сборками);
- установки, предназначенные для производства ядерных материалов;
- стационарные объекты и (или) сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов, в том числе ядерного топлива, отработавшего ядерного топлива, за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- объекты, на которых осуществляются переработка, хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов, за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- объекты:
- хранения отходов, за исключением хранения отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- захоронения отходов;
- использования, обезвреживания отходов, за исключением их использования, обезвреживания научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, их использования, обезвреживания при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности, а также за исключением их использования, обезвреживания отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры;
- использования, обезвреживания, захоронения трупов животных, за исключением их использования, обезвреживания научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, их использования, обезвреживания, захоронения при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности;
- излучающие радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства сверхвысокочастотного диапазона (с излучением длиной волны 10–1–10–2 метров или частотой 3 х 109 – 3 х 1010 герц), за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- тепловые электростанции и другие установки для сжигания топлива установленной суммарной (тепловой и электрической) мощностью 100 мегаватт и более;
- республиканские автомобильные дороги, железнодорожные пути общего пользования, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой 1500 метров и более;
- магистральный трубопроводный транспорт с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более;
- искусственные водоемы с площадью поверхности более 50 гектаров и каналы для транспортировки и сброса сточных вод в поверхностные водные объекты;
- объекты, связанные с изменением и (или) спрямлением русла реки, ручья и (или) заключением участка реки, ручья в коллектор, а также с углублением дна реки, ручья, озера, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- объектов, связанных с выполнением неотложных дноуглубительных и выправительных работ на внутренних водных путях;
- объектов мелиорации, по которым водоприемники и магистральные каналы восстанавливаются до проектных параметров;
- объекты хозяйственной и иной деятельности в границах поверхностных водных объектов, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- местных автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, железнодорожных путей необщего пользования;
- объектов инженерной инфраструктуры;
- гидрометеорологических объектов;
- объектов, связанных с выполнением неотложных дноуглубительных и выправительных работ на внутренних водных путях;
- объектов мелиорации, по которым водоприемники и магистральные каналы восстанавливаются до проектных параметров;
- плотины высотой 2 метра и более, каналы для нужд судоходства;
- водозаборы подземных вод производительностью 5 тысяч кубических метров в сутки и более;
- объекты добычи полезных ископаемых (кроме торфа) открытым способом на площади 20 гектаров и более;
- объекты добычи полезных ископаемых подземным способом при общем объеме извлекаемой горной породы 250 тысяч кубических метров в год и более;
- объекты добычи торфа;
- объекты добычи нефти объемом 5 тысяч тонн в год и более из одной скважины;
- объекты добычи природного газа объемом 2 миллиона кубических метров в год и более;
- установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев производственной мощностью 500 тонн в сутки и более;
- склады, предназначенные для хранения нефти и (или) нефтехимической продукции объемом 50 тысяч кубических метров и более, а также химических продуктов вместимостью 10 тонн и более;
- подземные хранилища газа;
- объекты производства целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тысяч тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- объекты производства стекла;
- объекты производства передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, производственной мощностью 2,5 тонны в час и более;
- объекты горячей прокатки черных металлов производственной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
- объекты литья черных металлов производственной мощностью 20 тонн в сутки и более;
- объекты выплавки, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), плавильной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
- объекты производства древесно-стружечных плит, древесно-волокнистых плит с использованием в качестве связующих синтетических смол;
- объекты хозяйственной и иной деятельности на территориях, определенных в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года, и в пределах 2 километров от их границ, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
- гидрометеорологических объектов;
- расположенных в населенных пунктах объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры и жилищного строительства;
- объекты хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
- гидрометеорологических объектов;
- объектов общественного питания, объектов туристической инфраструктуры, расположенных в охранных зонах особо охраняемых природных территорий;
- расположенных в населенных пунктах объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры и жилищного строительства;
- объекты хозяйственной и иной деятельности в границах мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, в границах типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, переданных под охрану землепользователям и (или) пользователям водных объектов, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
- гидрометеорологических объектов;
- объекты хозяйственной и иной деятельности в границах городских лесов, парков, скверов, на которых планируемая хозяйственная и иная деятельность связана с удалением деревьев в количестве 300 штук и более, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
- гидрометеорологических объектов;
- объекты хозяйственной и иной деятельности в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, связанные с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов, за исключением:
- изменения назначения капитальных строений (зданий, сооружений), если такое изменение не связано с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
- объектов, предусмотренных к возведению и реконструкции проектами застройки, по которым имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, предусмотренных градостроительными проектами детального планирования;
- объекты хозяйственной и иной деятельности на болотах, прилегающих к Государственной границе Республики Беларусь, или территориях, с которых может быть оказано воздействие на эти болота, за исключением:
- объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
- объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
- гидрометеорологических объектов;
- мелиоративные системы проектной площадью 10 квадратных километров и более;
- воздушные линии электропередачи напряжением 220 киловольт и более протяженностью 15 километров и более;
- объекты, не указанные выше, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет 300, 500, 1000 метров, в том числе в случае его изменения, за исключением объектов сельскохозяйственного назначения, на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность;
- объекты промышленности, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством, переработкой продукции (товаров), в том числе продуктов животного происхождения, а также с добычей полезных ископаемых, и у которых базовый размер санитарно-защитной зоны не установлен.
Имеются исключения (пункт 4 статьи 19 Закона ГЭЭ), когда не требуется проведения оценки воздействия на окружающую среду при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации на территории заказчика объектов, указанных в статье 7 Закона ГЭЭ:
1) в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение следующих условий:
- не планируется на дату утверждения задания на разработку проектной документации увеличение предельной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год и (или) граммов в секунду) более чем на пять процентов от установленных заказчику в действующих разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях, когда их получение требуется в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»;
- не планируется на дату утверждения задания на разработку проектной документации увеличение среднегодового расхода (объема) сточных вод (кубических метров в год) и (или) допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект (миллиграммов в кубическом дециметре), более чем на пять процентов от установленных заказчику в действующих разрешениях на специальное водопользование или в комплексных природоохранных разрешениях, когда их получение требуется в соответствии со статьей 30 Водного кодекса Республики Беларусь;
- не планируется на дату утверждения задания на разработку проектной документации увеличение более чем на пять процентов лимитов хранения и (или) лимитов захоронения отходов производства от установленных заказчику в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, когда их получение требуется в соответствии со статьей 31 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами»;
- не планируется предоставление дополнительного земельного участка площадью более чем на пять процентов от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика;
2) по объектам, указанным в статье 7 Закона ГЭЭ, по которым получение соответствующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на специальное водопользование, разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения не требуется и при этом не планируется предоставление дополнительного земельного участка площадью более чем на пять процентов от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика.
Оценка воздействия на окружающую среду организуется, финансируется заказчиком и проводится заказчиком, разработчиком документации в порядке, установленном Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, утвержденным постановлением № 47.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится для объекта в целом. Не допускается проведение оценки воздействия на окружающую среду для отдельных выделяемых в документации по объекту этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов.
Сведения о проведении оценки воздействия на окружающую среду отражаются в отчете об оценке воздействия на окружающую среду, который представляется на общественные обсуждения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2016 г. № 458 и на государственную экологическую экспертизу вместе с предпроектной (предынвестиционной), проектной документацией.
III. Представление документов на государственную экологическую экспертизу.
Государственная экологическая экспертиза проводится государственным учреждением образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Центр ГЭЭ) на платной основе в соответствии с заключенными договорами на проведение государственной экологической экспертизы.
Справочно.
Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, указан на сайте Центра ГЭЭ в отношении каждого вида документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу (https://www.oos.by/gosudarstvennaya-ekologicheskaya-ekspertiza/prejskurant/).
Договор на проведение государственной экологической экспертизы заключается после проверки Центром ГЭЭ полноты и комплектности представленных для проведения государственной экологической экспертизы документов, либо представляется мотивированный отказ в проведении государственной экологической экспертизы.
Документация для проведения государственной экологической экспертизы представляется разработчиком документации, имеющим аттестат соответствия.
Справочно.
Аттестат соответствия выдается Министерством архитектуры и строительства юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и предоставляет ему, в том числе, право на разработку проектной документации для объектов строительства первого–четвертого классов сложности, а также подтверждает его соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым для получения такого аттестата (статья 33 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства»).
В Центр ГЭЭ подаются следующие документы:
1) заявление по форме согласно приложению 1 к Положению о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) прекращения действия, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утвержденному постановлением № 47;
2) отчет об оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности с материалами общественных обсуждений, проводимых на территории Республики Беларусь, и материалами общественных обсуждений и консультаций на территории затрагиваемых сторон (при трансграничных воздействиях), – при представлении на государственную экологическую экспертизу:
- предпроектной (предынвестиционной) документации, изменений, вносимых в нее, на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду (в случаях, если разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной либо предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации);
3) разделы архитектурного или при одностадийной разработке проектной документации строительного проекта: «Охрана окружающей среды», «Генеральный план и транспорт» (в случае его разработки; для первых трех перечисленных видов проектной документации), изменения, вносимые в них, – при представлении на государственную экологическую экспертизу:
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, расположенных в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (в отношении объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство, хранение товаров, и (или) объектов для получения электрической, тепловой энергии);
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на застройку (в случае, если предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации или ее разработка не является обязательной);
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды;
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на снос объектов (перечень таких объектов приведен выше);
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на пользование недрами по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода;
4) экологический паспорт проекта, изменения, вносимые в него, – при представлении на государственную экологическую экспертизу:
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, расположенных в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (в отношении объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство, хранение товаров, и (или) объектов для получения электрической, тепловой энергии);
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды;
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на снос объектов (перечень таких объектов приведен выше);
- проектной документации, изменений, вносимых в нее, на пользование недрами по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода;
5) непосредственно документация, являющаяся объектом государственной экологической экспертизы, изменения, вносимые в нее, – при представлении на государственную экологическую экспертизу:
- предпроектной (предынвестиционной) документации на застройку;
- проектной документации на мобильные установки по использованию, обезвреживанию отходов, трупов животных (вместе с копией конструкторской документации и обоснованием принятых решений с учетом требований экологической безопасности при эксплуатации мобильных установок);
- проекта охотоустройства;
- рыбоводно-биологического обоснования;
- биологического обоснования зарыбления рыболовных угодий;
- биологического обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
- биологического обоснования вселения диких животных в угодья;
- проекта технических условий на продукцию, изготовленную из отходов (вместе с результатами государственной научной экспертизы, государственной научно-технической экспертизы, ведомственной научно-технической экспертизы (в случае обязательности их проведения);
6) в составе документации для проведения государственной экологической экспертизы может представляться заключение общественной экологической экспертизы.
Документация на государственную экологическую экспертизу представляется в письменной форме (на бумажном и электронном носителях) в ходе приема заинтересованного лица, нарочным (курьером), по почте либо в электронной форме через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Государственная экологическая экспертиза проводится в следующие сроки со дня представления на экспертизу всех документов:
- по документации для объектов, расположенных в границах Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», – 15 рабочих дней;
- по проектной документации для объектов на строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды – 10 рабочих дней;
- в остальных случаях – 1 месяц.
В течение срока проведения государственной экологической экспертизы может осуществляться доработка документации по замечаниям, сформированным специалистами, осуществляющими ее проведение, в порядке, установленном договором на проведение государственной экологической экспертизы.
По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение государственной экологической экспертизы, которое может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение государственной экологической экспертизы может содержать особые условия реализации проектных решений.
Справочно.
Особыми условиями реализации проектных решений могут быть:
необходимость принятия мер по сохранению уникальных, эталонных или иных ценных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий и территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, а также мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, – если есть угроза их повреждения или уничтожения при реализации проектных решений;
необходимость доработки на следующей стадии проектирования отдельных проектных решений для обеспечения соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
соблюдение нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
необходимость разработки и реализации дополнительных природоохранных мероприятий в случае превышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ и сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод в окружающую среду после выхода объекта на проектную мощность;
необходимость принятия мер по применению наилучших доступных технических методов, малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также внедрению технологий, предусматривающих использование веществ, оказывающих минимальное воздействие на климат;
необходимость принятия мер по предупреждению возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий;
выполнение мероприятий по охране историко-культурных ценностей;
необходимость принятия мер по организации мест отбора проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, в том числе с учетом наличия методик (методов) измерений, прошедших аттестацию в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений, концентраций специфических загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в атмосферном воздухе, которые могут поступать в атмосферный воздух при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
необходимость принятия мер по оснащению организованных стационарных источников выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза;
наличие приборов учета и контроля;
обеспечение соблюдения режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране;
выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности при реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности и ее влиянию на компоненты окружающей среды;
выполнение мероприятий по обращению с отходами;
выполнение мероприятий по снятию, сохранению и использованию плодородного слоя земель, устранению существующего загрязнения земель (включая почвы);
выполнение мероприятий по отведению и очистке сточных вод;
выполнение мероприятий по выводу из эксплуатации, ликвидации проектируемого объекта воздействия на окружающую среду;
соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке, выполнение иных мероприятий по охране и рациональному использованию недр;
иные мероприятия, обеспечивающие предупреждение вредного воздействия на компоненты природной среды (пункт 32 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) прекращения действия, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением № 47).
Реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы, в том числе с особыми условиями реализации проектных решений, а также в случае невыполнения особых условий реализации проектных решений, установленных в положительном заключении государственной экологической экспертизы, запрещается.
Статьей 16 Закона ГЭЭ установлен следующий срок действия заключения государственной экологической экспертизы:
- 5 лет – в отношении предпроектной (предынвестиционной) документации на застройку и предпроектной (предынвестиционной) документации на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду;
- 10 лет – в отношении документации на мобильные установки по использованию, обезвреживанию отходов, трупов животных;
- бессрочно (при условии начала реализации проектных решений в течение двух лет после утверждения заключений государственной экологической экспертизы) – в отношении проектной документации на:
- возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, а также объектов в границах природных территорий, подлежащих специальной охране;
- застройку;
- снос объектов;
- строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды;
- в течение срока действия документации – в отношении иных объектов государственной экологической экспертизы.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

15 мая 2025 г. опубликован Закон Республики Беларусь «О риэлтерской деятельности».
Нормы Закона направлены на комплексное регулирование данной сферы, ее дальнейшее развитие, решение существующих в сфере риэлтерской деятельности проблем, установление дополнительных механизмов и инструментов, обеспечивающих надлежащее качество оказания риэлтерских услуг.
Среди ключевых новаций Закона можно выделить следующие.
Прежде всего, закрепляются принципы риэлтерской деятельности, как основа работы риэлтеров. Это принципы: законности, добросовестности, профессионализма, приоритета интересов потребителя, соблюдения правил профессиональной этики риэлтера, соразмерности стоимости риэлтерских услуг их объему, сложности и качеству.
Новшеством является введение органа самоуправления риэлтеров – Палаты риэлтеров. Названная структура призвана стать консолидирующим органом и наделяется определенными функциями по упорядочению риэлтерской деятельности профессионального сообщества: методическое руководство деятельностью риэлтеров; разработка и реализация программ развития деятельности риэлтеров; организация повышения квалификации риэлтеров; принятие мер по соблюдению риэлтерами законодательства.
Скорректирован субъектный состав лиц, которые смогут оказывать риэлтерские услуги от имени риэлтерской организации: закрепляется, что данным правом обладают только риэлтеры. Институт агента по операциям с недвижимостью упраздняется.
При этом Закон содержит нормы, позволяющие агентам и далее осуществлять деятельность в сфере недвижимости, перейдя в статус риэлтера. Для этого агентам нужно будет сдать аттестационный экзамен и получить свидетельство об аттестации.
Отменяется требование о наличии у претендента на получение свидетельства об аттестации риэлтера профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц.
Согласно нормам Закона риэлтером сможет стать лицо с любым высшим образованием. В то же время, поскольку оказание риэлтерских услуг требует соответствующих знаний, то сохраняется требование к прохождению претендентом обучения в сфере недвижимости.
Законом также предусмотрена возможность получения свидетельства об аттестации риэлтера лицами, имеющими среднее специальное образование, стаж работы не менее трех лет агентом по операциям с недвижимостью и работающие в риэлтерской организации на дату официального опубликования Закона.
В целях повышения персональной ответственности риэлтеров за качество выполняемой работы Закон предусматривает обязанность прохождения ими аттестации для подтверждения своей квалификации.
Основные положения Закона вступят в силу с 16 мая 2026 г. Нормы, касающиеся требований к лицам, претендующим на получение свидетельства об аттестации риэлтера, – с 16 июня текущего года.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

25 апреля 2025 г. вступило в силу постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 февраля 2025 г. № 39 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314» (Постановление).
Постановлением внесены изменения в Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 314 (Правила аттестации), с учетом правоприменительной практики.
С учетом особенностей организации образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического образования в Правила аттестации внесены изменения и дополнения, определяющие порядок проведения текущей, промежуточной аттестации обучающихся по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана учреждения образования по специальности (специальностям) (далее – учебный план), итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, включая формы контроля учебной деятельности (далее – итоговые испытания).
Определен порядок утверждения состава комиссии для проведения итоговых испытаний по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента учебного плана (далее – общеобразовательный компонент), допуска обучающихся к проведению итоговых испытаний, организации и проведения итоговых испытаний.
Обучающемуся, не прошедшему итоговые испытания по учебному предмету, модулю общеобразовательного компонента в установленный срок по уважительным причинам, руководителем учреждения образования может устанавливаться индивидуальный срок ликвидации задолженности.
Правила аттестации дополнены формой контроля учебной деятельности – протоколом итоговых испытаний.
Экзаменационная комиссия учреждения образования вносит отметки, полученные обучающимися по результатам сдачи итоговых испытаний, в протокол итоговых испытаний по форме согласно приложению 121 к Правилам аттестации.
Урегулирован порядок повторного проведения промежуточной аттестации по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности и итоговой аттестации по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования с целью повышения отметки.
Так, с целью повышения отметки обучающийся может повторно пройти промежуточную аттестацию по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента, учебным предметам, модулям профессионального компонента учебного плана, итоговые испытания по учебным предметам, модулям общеобразовательного компонента в течение всего срока получения образования, но не более чем по двум учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования по специальности. Условия и сроки проведения повторной промежуточной аттестации, итоговых испытаний определяются руководителем учреждения образования.
Внесены изменения в порядок выставления отметок в случае отказа обучающегося от ответа, допуска обучающихся к прохождению промежуточной аттестации.
Так, в случае отказа обучающегося от ответа по учебному предмету, модулю, отказа от выполнения практического задания по производственному обучению выставляется отметка «1».
Информация предоставлена Министерством образования Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г. № 28 (постановление) внесены изменения в постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 7 июня 2022 г. № 57 «О подготовке, переподготовке, повышении квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими». Правовым актом предусмотрено изложение в новой редакции единых программ подготовки и переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин.
Внесение изменений обусловлено Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, увеличена максимально допустимая мощность двигателя колесных тракторов, самоходных машин категории «С» (с 80 до 110,3 кВт) и соответственно увеличена минимальная мощность двигателей категорий «D», «E» и «F» («свыше 80» изменено на «свыше 110,3 кВт»). Следовательно, в категорию «C» из категории «D» перешли колесные тракторы с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «E» – самоходные машины с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт, из категории «F» – самоходные машины сельскохозяйственного назначения с мощностью двигателя от 80 до 110,3 кВт.
Изменение допустимой мощности двигателя колесных тракторов, самоходных машин повлекло за собой внесение изменений в единые программы подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин, что, в свою очередь, предоставило возможность подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, имеющих право на управление более расширенным перечнем единиц сельскохозяйственной техники категории «С», не увеличив при этом сроки подготовки. Кроме того, изменения в единых программах подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин позволили уменьшить сроки обучения по всем остальным категориям.
Сравнительный анализ учебных планов подготовки, переподготовки водителей колесных тракторов, самоходных машин приведен в таблице:
|
Единые программы в редакции 2022 г., часов |
Действующие единые программы, часов |
Подготовка «С» |
470 |
470 |
Подготовка «С, D» |
664 |
638 |
Подготовка «С, F» |
720 |
666 |
Подготовка «С, Е» |
792 |
676 |
Подготовка «С, D, F» |
888 |
812 |
Подготовка «С, D, Е» |
878 |
842 |
Подготовка «С, D, Е, F» |
1098 |
1012 |
Переподготовка «С» на «D» |
222 |
196 |
Переподготовка «С» на «Е» |
226 |
224 |
Переподготовка «С» на «F» |
282 |
230 |
Переподготовка «С» на «D, F» |
456 |
378 |
Переподготовка «С, D» на «F» |
260 |
208 |
Переподготовка «С, D» на «Е» |
216 |
214 |
Переподготовка «С, D» на «Е, F» |
428 |
374 |
Переподготовка «С» на «D, Е, F» |
602 |
524 |
Уменьшение сроков обучения на подготовку, переподготовку водителей колесных тракторов, самоходных машин произведено за счет уменьшения количества учебных часов по учебным предметам «Устройство агрегатируемой техники и оборудования», «Устройство самоходных машин», «Техническое обслуживание и ремонт колесных тракторов, самоходных машин, агрегатируемой техники и оборудования» в соответствии с получаемыми категориями.
Также постановлением внесены изменения в инструкцию о формах текущей, промежуточной и итоговой аттестации слушателей, порядке ее проведения при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин. Так, согласно документу, практический экзамен на право управления колесным трактором, самоходной машиной при переподготовке водителей колесного трактора, самоходной машины принимается на автодроме в один этап. Практический экзамен может приниматься на колесном тракторе или на самоходной машине категорий «D», «Е», «F».
Постановление вступило в силу с 16 апреля 2025 г. одновременно с Законом Республики Беларусь от 13 февраля 2025 г. № 59-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Информация предоставлена Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!