/ / Аналитика
06.09.2021

Использование государственной символики и официального названия Республики Беларусь в товарных знаках

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2020 г. № 512

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 14 июля 2021 г.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2020 г. № 512 утверждено Положение о порядке предоставления согласия на использование в товарном знаке, знаке обслуживания отдельных обозначений (далее – Положение).

Термином «отдельные обозначения» для целей Положения обозначаются государственные символы Республики Беларусь (Государственный герб, Государственный флаг), официальное сокращенное или полное название Республики Беларусь, государственные награды Республики Беларусь, а также обозначения, сходные с ними до степени смешения.

В связи с чем возникла необходимость принятия данного нормативного акта?

Действовавшая до недавнего времени редакция п. 4 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания», основываясь на положениях статьи 6ter(1)(6) Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., запрещала регистрацию товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения, а также предусматривала, что такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца. При этом Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» не уточнял, какой орган (органы) является компетентным к получению разрешения на использование указанных обозначений применительно к нашей стране.

В то же время многие отечественные производители, регистрирующие товарные знаки, заинтересованы в том, чтобы «усилить» их действие использованием официальной символики. Более того, для производителей, выходящих со своей продукцией на зарубежные рынки, такая символика является своего рода визитной карточкой Беларуси.

Наиболее «востребованными» в этой связи являются названия государства – Беларусь и Республика Беларусь. Однако законодательство существенно ограничивает такую возможность. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2000 г. № 172 «Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами» правом на использование официального полного или сокращенного названия Республики Беларусь (под которым понимаются слова «Республика Беларусь» и «Беларусь») в своем наименовании (реквизитах документов или рекламных материалах) обладают государственные органы и организации. Иные юридические лица могут получить такое право по решению Президента Республики Беларусь, принимаемого на основании представления Совета Министров Республики Беларусь.

Упоминание «использования в рекламных материалах» распространяет действие норм Указа № 172 на случаи включения слов «Беларусь» и «Республика Беларусь» в товарные знаки, в связи с чем использование названий «Беларусь» и «Республика Беларусь» в товарном знаке подпадает под действие норм Указа № 172. Однако предлагаемый Указом № 172 механизм получения разрешения представляется достаточно сложным, а для отдельных субъектов хозяйствования – практически недоступным, – юридическое лицо должно подать заявление в министерство, в ведении которого оно находится, а юридическое лицо без ведомственной подчиненности – в областной (Минский городской исполнительный комитет), которые, в свою очередь, должны внести соответствующее предложение в Совет Министров.

Достаточно востребованным представляется использование в товарных знаках отечественных производителей и государственной символики. Нормы Закона РБ от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» не содержат прямого запрета на включение изображения государственного флага Республики Беларусь в качестве элемента в товарный знак. В качестве ограничивающей может рассматриваться норма ч. 7 ст. 8 данного Закона, согласно которой «… изображение Государственного флага Республики Беларусь может быть использовано в декоративных целях в качестве государственного и национального символа таким образом, чтобы при этом не было проявлено неуважение к Государственному флагу Республики Беларусь».

В отношении Государственного герба Республики Беларусь ст. 10 Закона «О государственных символах Республики Беларусь» предусматривает, что право его использования иным, помимо государственных, организациям может быть предоставлено только законодательными актами Республики Беларусь.

29 августа 2020 г. вступил в действие Закон РБ от 18 декабря 2019 г. № 275-З «Об изменении законов», который предложил определенный механизм решения существующей проблемы.

Дополнением, внесенным в ст. 4 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания», предусмотрено, что компетентным органом в Республике Беларусь, ответственным за предоставление согласия на использование в товарном знаке обозначений, представляющих собой государственные символы Республики Беларусь (Государственный герб Республики Беларусь, Государственный флаг Республики Беларусь), официальное сокращенное или полное название Республики Беларусь, государственные награды Республики Беларусь, или обозначений, сходных с ними до степени смешения, является республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Таковым в настоящее время является Госкомитет по науке и технологиям Республики Беларусь (далее – ГКНТ).

Требования к заявлению на получение такого согласия, порядок его рассмотрения и принятия по нему решения, основания для отказа в предоставлении указанного согласия определяются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами. Для реализации данной нормы обновленного Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» и было принято комментируемое Положение.

Нужно сделать оговорку о том, что п. 4 ст. 4 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» дополнен нормой, исключающей для отдельных заявителей необходимость получения указанного согласия, – согласие не требуется на использование в товарном знаке обозначений, представляющих собой государственные символы Республики Беларусь, а также официального полного или сокращенного названия Республики Беларусь в случае регистрации товарного знака на имя государственного органа или организации, а также на имя юридического лица, уже получившего право на использование названия Республики Беларусь в своем наименовании. Обратим внимание на то, что в силу данной нормы право юридического лица на использование в своем наименовании слов «Беларусь» и «Республика Беларусь» позволяет использовать в его товарном знаке не только эти слова, но также и иную государственную символику.

Требования к заявлению

Для получения согласия на использование в товарном знаке отдельных обозначений заинтересованное лицо должно подать в ГКНТ заявление.

Форма заявления определена постановлением ГКНТ РБ от 28 августа 2020 г. № 12. Несмотря на наличие утвержденной формы заявления, Положение детально определяет порядок ее заполнения по отдельным графам.

Заявление должно содержать ходатайство о предоставлении согласия на использование в товарном знаке отдельных обозначений. При этом заявление должно относиться к одному товарному знаку.

Заявление подается в ГКНТ заинтересованным лицом либо его представителем. Под «заинтересованным лицом» для целей Положения понимаются физические и юридические лица, являющиеся резидентами Республики Беларусь и производящие товары, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги, перерабатывающие (обрабатывающие) товары на территории Республики Беларусь. При этом в качестве резидента рассматривается физическое лицо (гражданин Республики Беларусь, а также иностранный гражданин и лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Беларуси) и юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь.

В Положении (пп. 11–18) подробно излагаются требования к содержанию заявления. При этом следует обратить внимание на приводимые в графе 6 заявления сведения о товарах, работах и (или) услугах, в отношении которых предполагается регистрация товарного знака с использованием отдельных обозначений, в числе которых должна быть информация:

  • о производстве, достаточной переработке (обработке) товаров на территории Республики Беларусь, надлежащем их качестве (наличие сертификатов, деклараций соответствия и др.);
  • о степени известности, в том числе об узнаваемости товаров фактическими или потенциальными потребителями соответствующих товаров (результаты опроса потребителей, продолжительность и интенсивность деятельности по продвижению товаров и др.);
  • о содействии товаров формированию положительного имиджа Республики Беларусь;
  • о наличии (отсутствии) в отношении товаров сведений дискредитирующего характера, способных нанести вред репутации Республики Беларусь.

Если заинтересованным лицом не соблюдены требования к форме и содержанию заявления, ГКНТ выносит решение об отказе в принятии заявления.

Рассмотрение заявления

Решение о возможности предоставления согласия на использование в товарном знаке отдельных обозначений принимается межведомственной комиссией, создаваемой при ГКНТ. Состав комиссии определяется приказом ГКНТ.

Срок для рассмотрения заявления определен в п. 37 Положения, – ГКНТ представляет согласие или отказывает в его предоставлении в месячный срок со дня поступления заявления.

Комиссия имеет право ходатайствовать перед ГКНТ о направлении в государственные органы и иные организации запросов о подтверждении сведений, указанных в заявлении, а также приглашать на заседания и заслушивать заявителя и иных лиц.

В п. 31 Положения приведен перечень оснований, при наличии которых (одного или нескольких) согласие не может быть предоставлено. К ним относится следующее.

1. Заинтересованное лицо не является резидентом Республики Беларусь. При этом следует обратить внимание на то, что термин «резидент» имеет специальное определение для целей Положения.

2. Товары, в отношении которых заинтересованное лицо планирует использовать товарный знак, содержащий отдельные обозначения, не производятся на территории Республики Беларусь или не подвергаются достаточной переработке (обработке) на территории Республики Беларусь. В п. 32 Положения приведен перечень операций, которые не признаются отвечающими критерию достаточной переработки (обработки), как то: подготовка товаров к продаже, обеспечение сохранности товара, упаковка и др.

3. Товары, в отношении которых заинтересованное лицо планирует использовать товарный знак, содержащий отдельные обозначения, не являются известными, в том числе узнаваемыми их фактическими или потенциальными потребителями. При этом следует отметить, что Положение не содержит критериев для определения такой известности и узнаваемости товаров, в связи с чем данный вопрос фактически переносится на усмотрение комиссии, которая может согласиться либо не согласиться с доводами заинтересованного лица о степени известности и узнаваемости его товаров, приведенными в заявлении.

4. Использование отдельных обозначений в товарном знаке:

  • является ложным или способно ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его производителя;
  • не способствует формированию положительного имиджа Республики Беларусь;
  • способно нанести вред репутации Республики Беларусь.

5. Регистрация товарного знака, содержащего отдельные обозначения, в представленном виде либо в отношении заявленных товаров будет противоречить общественным интересам, принципам гуманности и морали.

6. Использование государственных символов Республики Беларусь и (или) их изображений в товарном знаке противоречит требованиям, установленным Законом РБ от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».

7. Использование государственных наград Республики Беларусь или обозначений, сходных с ними до степени смешения, в товарном знаке способно ввести потребителя в заблуждение относительно наличия у заинтересованного лица таких наград.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения заявления

По результатам рассмотрения заявления комиссия выносит одно из решений:

  • о возможности предоставления согласия на использование в товарном знаке отдельных обозначений с указанием товаров, в отношении которых такой товарный знак может быть зарегистрирован,
  • о невозможности предоставления согласия на использование в товарном знаке отдельных обозначений с обоснованием причин принятия такого решения.

Согласно п. 37 Положения решение комиссии является основанием для предоставления ГКНТ согласия на использование обозначения либо отказа в его предоставлении.

В соответствии с п. 40 Положения согласие на использование соответствующего обозначения в товарном знаке выдается на срок действия регистрации такого товарного знака. Согласно ст. 13 Закона РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания» регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган; срок действия регистрации товарного знака может быть продлен неограниченное число раз по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. Из смысла приведенных норм Положения и Закона следует, что по истечении 10-летнего срока действия регистрации товарного знака его владельцу необходимо повторно обратиться в ГКНТ для получения согласия на использование соответствующего обозначения в его товарном знаке.

Обжалование отказа в предоставлении согласия

Согласно п. 41 Положения обжалование решений по вопросам предоставления согласия на использование в товарном знаке отдельных обозначений осуществляется «… в порядке, установленном законодательством». Следует обратить внимание на то, что объектом обжалования является не решение комиссии, а отказ ГКНТ в предоставлении согласия на использование в товарном знаке соответствующего обозначения.

Закон РБ «Об основах административных процедур» в ст. 30 в качестве общего правила предусматривает обязательный административный порядок обжалования административного решения путем обращения в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию), чье решение в свою очередь может быть обжаловано в судебном порядке. Вышестоящий по отношению к ГКНТ орган (Совет Министров Республики Беларусь) не осуществляет рассмотрение административных жалоб. Поэтому следует руководствоваться нормой ч. 2 п. 3 ст. 30 данного Закона, устанавливающей, что в случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу, административное решение уполномоченного органа может быть обжаловано непосредственно в суд.

Лосев С.С.,
кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен >Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!