Об изменениях в Декрет об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций
12 октября 2021 года Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», которым внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
Нововведения при приеме на работу
В целях усиления ответственности как руководителей организаций, так и работников в системе трудовых отношений Декретом № 6 предусматривается обязанность нанимателя при приеме работника на работу в государственные органы, государственные организации или организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, запрашивать:
- характеристику с предыдущего места его работы;
- характеристику из государственных организаций, являвшихся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлись несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них;
- сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности, которые предоставляются органами внутренних дел бесплатно.
Требования к характеристике
Декретом № 6 закрепляются требования к характеристике.
1. Характеристика является официальным документом, в котором должны быть отражены профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, совершении действий, противоречащих государственным или общественным интересам.
Форма характеристики будет установлена Советом Министров Республики Беларусь.
2. Увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса с пяти до семи календарных дней
Справочно. Декретом Президента Республики Беларусь № 5 нанимателю предоставлено право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Нарушения и ответственность
Нарушение предусмотренного Декретом № 5 (с изменениями, внесенными Декретом № 6) порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей, что может повлечь увольнение руководителя организации и (или) иных ответственных должностных лиц соответственно по пункту 1 статьи 47 или по пункту 7 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.
За указанные виновные деяния, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, соответствующие должностные лица будут нести ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Приведение положений Декрета №5 в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений»
Указанным Законом расширены полномочия нанимателя для отстранения работника от работы. Наниматель получил право отстранять работника от работы в случаях, когда он призывает других работников к прекращению работы без уважительных причин. В этой связи внесены соответствующие дополнения в подпункт 3.4 пункта 3 Декрета № 5.
Также Законом введено новое основание увольнения – нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (пункт 10 статьи 47 ТК). Данное основание предусматривает виновные действия работника и, соответственно, отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения, что закрепляется в подпункте 6.141 пункта 6 Декрета № 5.
Декрет № 6 вступает в силу 24 октября 2021 года.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
- ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
- введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Порядок доступа к экологической информации. Комментарий НЦЗПИ
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 октября 2025 г.
Под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется пунктом 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон ООС).
Так, к экологической информации относятся следующие сведения:
- о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, биотопов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами.
Справочно
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства (пункт 32 статьи 1 Закона ООС).
Природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях (пункт 31 статьи 1 Закона ООС).
Биотоп – природный объект (участок территории, водный объект или его часть) с однородными экологическими условиями (рельеф, почвенно-растительный покров, гидрологический режим, антропогенные факторы), являющийся местом обитания сообщества отдельных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений (пункт 3 статьи 1 Закона ООС);
- о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
- о решениях государственных органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной.
Справочно
К таким решениям относятся, в частности, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении земельных участков под строительство объектов; экологические разрешения, выдаваемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами (разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разрешение на специальное водопользование; разрешение на хранение и захоронение отходов производства; комплексное природоохранное разрешение; лицензия на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду), и др.;
- об актах законодательства, о программах и мероприятиях по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, планах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
- о состоянии здоровья и безопасности физических лиц, об условиях их жизни, о состоянии объектов культурной инфраструктуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше;
- об экосистемных услугах.
Справочно
Под экосистемными услугами понимаются обеспечивающие, регулирующие, поддерживающие, культурные и иные услуги, выполняемые естественными экологическими системами (лесными, луговыми, водными, болотными), которые позволяют получать обществу выгоды в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем (пункт 50 статьи 1, пункт 1 статьи 44 Закона ООС);
- другие сведения, определяемые иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Обладателями экологической информации выступают государственный орган, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация (пункт 19 статьи 1 Закона ООС), а именно, следующие виды деятельности:
- проведение мониторинга окружающей среды;
- отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;
- ведение учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;
- ведение государственного реестра экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, включая реестры экологической информации обладателей экологической информации, государственных кадастров природных ресурсов и воздействий на окружающую среду и (или) их составных частей (регистры, реестры);
- предоставление лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, внесения в них изменений, приостановления, возобновления, прекращения этих лицензий, выдачи иных разрешительных документов, на основании которых осуществляется природопользование, внесения изменений в эти разрешительные документы, продления срока их действия, приостановления, возобновления, прекращения действия либо аннулирования этих разрешительных документов;
- проведение оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки;
- проведение экологической экспертизы;
- осуществление контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
- проведение экологического аудита;
- проведение экологической сертификации;
- осуществление нормирования в области охраны окружающей среды;
- разработка и реализация программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
-
реализация проектов водоохранных зон и прибрежных полос, планов управления речными бассейнами (пункт 2 статьи 20 Закона ООС).
Экологическая информация, формируемая в результате осуществления указанной выше деятельности, подразделяется на экологическую информацию общего назначения и специализированную экологическую информацию.
Справочно
К экологической информации общего назначения относится экологическая информация, предназначенная для общего пользования (пункт 44 статьи 1 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ такой информации, в связи с тем что она не содержится в государственном реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее (пункт 38 статьи 1 Закона ООС).
Важно! Отнесение экологической информации, касающейся факта причинения вреда окружающей среде, к специализированной экологической информации запрещается (пункт 7статьи 20 Закона ООС).
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона ООС обладатели экологической информации обязаны предоставлять и распространять ее в соответствии с Законом ООС и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь. Вместе с тем установлены случаи, когда экологическая информация не подлежит обязательному предоставлению или распространению и может быть предоставлена (пункт 3 статьи 21 Закона ООС), а именно:
- если такая информация отнесена к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Справочно
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов». Указанные государственные органы и иные организации в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию (часть третья статьи 19 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах»).
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится информация, указанная в статье 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», в частности, служебная информация ограниченного распространения (перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783); информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и др.;
- если разглашение такой информации приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования, ведения административного процесса;
- в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц.
В указанных случаях в предоставлении экологической информации может быть отказано, а также в случае:
- если государственный орган, иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не являются обладателями запрашиваемой экологической информации;
- если заявление о предоставлении экологической информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации (пункт 4 статьи 21 Закона ООС).
Справочно
В последнем случае обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю (пункт 5 статьи 21 Закона ООС).
Важно! Не допускается ограничение доступа к экологической информации (пункт 6 статьи 21 Закона ООС):
- о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде;
- о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в поверхностные водные объекты с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод;
- о внесении химических и иных веществ в почву (грунт), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;
- об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов, установленных техническими нормативными правовыми актами, обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Установлен следующий порядок доступа к экологической информации.
I. Доступ к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления или распространения такой информации обладателями экологической информации.
Справочно
Предоставление экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее передачу государственным органам, иным юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в силу обязанностей, возложенных на обладателей такой информации законодательством об охране окружающей среды, или на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации (пункт 26 статьи 1 Закона ООС).
Распространение экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на доведение ее до сведения государственных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем размещения такой информации в печатных изданиях, иных средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами (пункт 36 статьи 1 Закона ООС).
1) Вопросы предоставления экологической информации общего назначения физическим и юридическим лицам урегулированы статьями 23 и 25 Закона ООС.
Такая информация предоставляется по заявлению физического или юридического лица. Важно! Заявитель не обязан пояснять причины его заинтересованности в получении экологической информации.
Справочно
В заявлении о предоставлении экологической информации указываются:
- сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иного юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица или индивидуального предпринимателя);
- сведения о заявителе (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства физического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
- описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав;
- форма предоставления экологической информации (устная, письменная, электронная, аудиовизуальная или иная форма (пункт 4 статьи 20 Закона ООС)).
Если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения не соответствует указанным выше требованиям к заявлению, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя с указанием недостающей в заявлении информации.
Заявление подается государственным органам, иным юридическим лицам, их должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, которые являются обладателями запрашиваемой экологической информации.
Экологическая информация общего назначения предоставляется безвозмездно в течение 15 дней со дня, следующего за днем регистрации заявления о ее предоставлении.
Справочно
Имеются исключения в части срока предоставления информации:
1) если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения касается экологической информации, которая находится в процессе подготовки и должна быть предоставлена или распространена в установленные законодательством сроки после окончания ее подготовки, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя и указать срок и способ возможного получения им такой информации;
2) государственные органы, иные юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели при поступлении к ним заявления о предоставлении экологической информации общего назначения, обладателями которой они не являются, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления обязаны перенаправить его обладателю запрашиваемой экологической информации, уведомив об этом заявителя в тот же срок, либо в тот же срок отказать в предоставлении экологической информации с указанием причины отказа и разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения;
3) если запрашиваемая экологическая информация относится к специализированной экологической информации, то обладатель экологической информации обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении экологической информации предложить заявителю заключить договор о предоставлении специализированной экологической информации и сообщить существенные условия такого договора.
Экологическая информация общего назначения предоставляется в форме, объеме и составе, указанных в заявлении о предоставлении экологической информации общего назначения, а при отсутствии технической возможности у обладателя экологической информации предоставить ее в запрашиваемых форме и объеме – в имеющихся форме и объеме с указанием причин.
Отказ обладателя экологической информации в ее предоставлении, а также форма предоставления и состав экологической информации общего назначения могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган или иную государственную организацию (вышестоящему должностному лицу) и (или) в суд.
2) Вопросы распространения экологической информации общего назначения урегулированы статьей 26 Закона ООС, а также приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 г. № 734, которым определен состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, и периодичность ее распространения.
Справочно
Так, например:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обязано распространять информацию об экологической ситуации в Республике Беларусь – 1 раз в год путем издания экологического бюллетеня «Состояние природной среды Беларуси», размещения на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет ( https://www.minpriroda.gov.by);
государственное учреждение «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» обязано распространять информацию о превышении нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ – 1 раз в квартал путем размещения на информационном ресурсе Главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет ( https://www.nsmos.by);
государственное учреждение «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения, мониторингу окружающей среды» обязано распространять информацию о радиационной обстановке на территории Республики Беларусь – не реже 1 раза в 7 дней путем размещения на своем официальном сайте ( https://belgidromet.by) и официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации;
республиканское унитарное предприятие «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ» обязано распространять сведения о поверхностных водных объектах, включая родники (их наименование (если такое имеется), классификация, реестровый номер, идентификация (в том числе местоположение), принадлежность к речному бассейну, общая протяженность водотоков в километрах, в том числе по территории Республики Беларусь, перечень притоков первого порядка для больших рек, дебит родников) – 1 раз в год путем размещения в составе данных государственного водного кадастра на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет;
Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы Белорусского государственного университета обязан распространять информацию об общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона – 1 раз в 7 дней путем размещения на своем информационном ресурсе в глобальной компьютерной сети Интернет ( https://ozone.bsu.by).
II. Доступ к экологической информации специализированного назначения обеспечивается посредством ее предоставления на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации, заключенного с обладателями экологической информации (статья 24 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация предоставляется заявителю за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре о предоставлении специализированной экологической информации. Размер платы, взимаемой за предоставление такой информации, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Деятельность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Комментарий к Закону Закон Республики Беларусь от 16 октября 2025 г. № 99-З «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» разработан на основании пункта 19 плана подготовки проектов законодательных актов на 2024 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2023 г. № 380.
Правовым актом корректируются следующие законы Республики Беларусь:
- от 15 июня 1993 г. № 2403-Х11 «О пожарной безопасности»;
- от 16 июля 2009 г. № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»;
- от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».
Основными новеллами являются следующие.
Законом предусмотрен перевод органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям на финансирование из республиканского бюджета вместо финансирования из местного и республиканского бюджетов. Кроме того, сохраняется финансирование органов и подразделений за счет иных источников, предусмотренных законодательством.
Органы государственного пожарного надзора наделяются компетенцией по осуществлению надзора на объектах по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих. Порядок осуществления такого надзора, а также обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для указанных объектов будут установлены Правительством Республики Беларусь.
Виды государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности, осуществляемые органами государственного пожарного надзора, приводятся в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности». Органы государственного пожарного надзора будут осуществлять государственный пожарный надзор и государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности.
Законом уточняются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям, местных исполнительных и распорядительных органов, а также органов государственного пожарного надзора.
Законом также регламентируются вопросы применения работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям специальных средств. Это необходимо для решения возложенных на органы и подразделения задач, а именно:
- отражения нападения на работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных граждан;
- отражения нападения на здания, строения, сооружения, участки местности, транспортные средства органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
- пресечения неповиновения законным требованиям работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или иных лиц, исполняющих служебные обязанности по предотвращению, пресечению преступлений и административных правонарушений;
- задержания и доставления в органы уголовного преследования или органы, ведущие административный процесс, лиц, совершивших действия, указанные выше.
Кроме того, Законом предоставлено работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям право проведения при проходе (проезде) на объекты органов и подразделений личного досмотра граждан и досмотра транспортных средств. Досмотр будет проводится по правилам, установленным Советом Министров Республики Беларусь для работников военизированной охраны (в настоящее время это Правила, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 601 «О вопросах осуществления охранной деятельности»).
Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2026 г.
Информация предоставлена Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Аккредитация в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь. Комментарий к Закону Сегодня вступает в силу Закон Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 33-З «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь» (Закон).
Основной задачей при его подготовке являлось обновление действующей Национальной системы аккредитации Республики Беларусь (далее – НСА) с учетом интеграционных процессов в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза, а также накопленной правоприменительной практики.
Являясь одним из элементов национальной инфраструктуры качества, аккредитация предполагает официальное подтверждение государством в лице органа по аккредитации компетентности юридических лиц в осуществлении деятельности по оценке соответствия техническим требованиям (в качестве органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) и иной аналогичной деятельности, связанной с выполнением работ по оценке соблюдения требований технических регламентов и стандартов, иных технических актов (поверка, калибровка средств измерений, инспекции и др.).
Это способствует обеспечению достоверных и обоснованных результатов работ и доверию к ним производителей и потребителей. На основании данных результатов принимается решение о безопасности и качестве продукции, услуг и их допуске на рынок.
Аккредитация также является инструментом для устранения технических барьеров в торговле и содействия экспорту продукции.
В Беларуси до настоящего времени вопросы аккредитации были комплексно урегулированы только для целей оценки соответствия техническим требованиям в рамках Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия».
Вместе с тем накопленная за прошедшее время правоприменительная практика обусловила необходимость разработки и принятия отдельного закона в сфере аккредитации. Прежде всего потому, что в стране получили развитие измерительные, поверочные и калибровочные лаборатории, инспекционные органы, производители стандартных образцов, провайдеры проверки квалификации, которые также проходят аккредитацию.
В целом, Закон сохраняет установившиеся подходы к проведению аккредитации, одновременно детализируя их в целях исключения разночтений на подзаконном уровне и расширяя состав субъектов, которые могут быть аккредитованы в соответствии с правилами аккредитации в НСА.
Законом устанавливаются права и обязанности всех участников НСА, включая экспертов по аккредитации, технических экспертов по аккредитации, заявителей на аккредитацию, аккредитованных субъектов.
Вводится новый участник НСА – комиссия по апелляциям. Данная норма направлена на соблюдение органом по аккредитации принципа беспристрастности, прозрачности принятия решений в интересах заявителей на аккредитацию (аккредитованных субъектов).
Закон вводит новые термины и их определения, например, такие как «гибкая область аккредитации», «цикл аккредитации», «знак НСА» и др.
Так, в понятие «гибкой области аккредитации» закладывается возможность внесения изменений в описание области аккредитации самим аккредитованным субъектом при наличии такой необходимости. Порядок внесения изменений в описание области аккредитации детализируется в Правилах аккредитации.
Законом установлен ряд новшеств, таких как обмен документами в ходе аккредитации (подача заявки с комплектом документом, обмен отчетными документами по результатам экспертизы комплекта документов и оценки) посредством Единой информационной системы в сфере аккредитации (ЕИС).
Расширен перечень оснований для отклонения заявки и закреплено право заявителя на аккредитацию (аккредитованного субъекта) обжаловать такое решение, как и отозвать заявку на аккредитацию.
Устанавливается возможность проведения удаленной оценки, а также порядок проведения внеплановой оценки компетентности.
Исключена возможность сокращения области аккредитации по инициативе аккредитованного субъекта в случае приостановления области аккредитации данного субъекта до устранения выявленных несоответствий. Также решение об отмене аккредитации принимается в случае наличия не менее трех решений о приостановлении аккредитации, принятых в течение одного года. Данные меры направлены на борьбу с недобросовестными субъектами хозяйствования и обеспечение защиты рынка от небезопасной продукции, повышение ответственности за достоверные результаты своей деятельности.
С целью цифровизации Законом предусмотрен переход к реестровой модели подтверждения аккредитации и отказ от «бумажного» аттестата аккредитации. Определен правовой статус реестра НСА в качестве официального и общедоступного источника информации о результатах работ по аккредитации и аккредитованных субъектах. Ресурс включает реестр аккредитованных субъектов, реестр экспертов по аккредитации, реестр технических экспертов по аккредитации.
Подтверждением аккредитации будет выступать внесение сведений в реестр НСА. Вместе с тем при желании (по заявлению) аккредитованный субъект может получить выписку из реестра НСА в виде аттестата аккредитации.
Нормы Закона направлены на гармонизацию правил аккредитации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств – членов ЕАЭС. Это создает условия для признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на международном уровне.
Аттестаты аккредитации, выданные до вступления в силу закона, сохраняют свое действие в пределах сроков, на которые они выданы.
Информация предоставлена Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Делопроизводство в госорганах, иных организациях. Минюст – об изменениях законодательства Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 августа 2025 г. № 65 утверждена Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (Инструкция № 65) и признано утратившим силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».
Инструкция № 65 разработана на основе ранее действующей Инструкции по делопроизводству и не содержит принципиальных изменений в части, касающейся организации и ведения делопроизводства в государственных органах, иных организациях.
В Инструкции № 65 исключены отсылочные нормы, а также уточнены определения некоторых терминов:
- дело – документ или совокупность документов, объединенных по определенному признаку и помещенных в отдельную обложку;
- документирование – запись информации и (или) идентифицирующих ее элементов (реквизитов, метаданных) на различных носителях по установленным Инструкцией № 65 правилам;
- объем документооборота – количество документов, полученных (входящих) и созданных (внутренних, исходящих) организацией за определенный период времени;
- оперативное хранение документов – хранение документов в структурных подразделениях (у работников, ответственных за документационное обеспечение отдельных управленческих функций, направлений деятельности) и (или) в АС ДОУ, иной информационной системе до их передачи на хранение в архив организации или уничтожения;
- опись дел структурного подразделения (общественной организации) организации – систематизированный перечень заголовков дел, образовавшихся в структурном подразделении организации и передаваемых на хранение в архив организации, предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации и учета;
- организация работы с документами – организация документооборота, учета, систематизации, оперативного хранения и использования документов в текущей деятельности организации, отбора документов для дальнейшего хранения или уничтожения;
- регистрация документа – запись учетных данных о документе в учетно-регистрационной форме с присвоением ему регистрационного индекса, фиксирующая факт его создания, получения или отправки;
- формуляр документа – совокупность реквизитов документа, расположенных в определенной последовательности на материальном носителе или в форме внешнего представления документа в электронном виде;
- экспертиза ценности документов – определение исторической, научной, социальной, экономической, политической, культурной и практической значимости документов с целью установления сроков их хранения, отбора на хранение или уничтожение, установления особого режима учета, хранения и использования;
- электронное дело – документ или совокупность документов в электронном виде, в том числе электронных документов, и его (их) метаданных, объединенных по определенному признаку на основе логических связей и представляющих собой единый информационный объект для учета, хранения и поиска документной информации.
В связи с тем, что порядок удостоверения копии электронного документа (формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе) и форма удостоверительной надписи установлены в Положении о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2010 г. № 1086, уточнена часть восьмая пункта 59, согласно которой требования к заверению копий документов в электронном виде, выполненных на бумажном носителе и предназначенных для обращения внутри организации, не распространяются на заверение копий электронных документов.
Пункт 84 Инструкции № 65 дополнен уточнением, согласно которому при оформлении документа на двух сторонах листа нумеруются страницы, а не листы.
Определены требования к установлению крайних дат личного дела. Так, согласно части восьмой подпункта 169.5 пункта 169 Инструкции № 65 крайними датами личного дела будут являться даты приказов (иных распорядительных документов) о приеме на работу (назначении на должность служащего), о переводе на другую постоянную работу (в случае заведения личного дела при переводе на другую постоянную работу), и увольнении (освобождении от занимаемой должности служащего) работника, на которого заведено дело, если иное не установлено законодательством.
Информация предоставлена Министерством юстиции Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
