/ / Аналитика
15.11.2021

Нацбанк – об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов

13 ноября 2021 г. опубликован Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 128-З «Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)» (далее – Закон). Нормы Закона, касающиеся корректировки Закона Республики Беларусь «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и отдельных норм Банковского кодекса Республики Беларусь, вступят в силу с 1 апреля 2022 г.

Национальный банк Республики Беларусь

Закон направлен на совершенствование системы гарантированного возмещения денежных средств, размещенных физическими лицами на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках (далее – вклады), по следующим направлениям:

  • усиление правовой защиты физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, улучшение качества их обслуживания;
  • обеспечение стабильного финансирования резерва Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц (далее – Агентство), расширение возможностей для его сохранения и пополнения;
  • повышение эффективности функционирования системы гарантированного возмещения вкладов с учетом практики применения действующего законодательства и международного опыта.

Среди изменений, предусмотренных Законом, – введение гарантированного возмещения вкладов, размещенных индивидуальными предпринимателями.

Индивидуальные предприниматели являются субъектами систем гарантированного возмещения (страхования) вкладов в большинстве зарубежных стран, в том числе во всех государствах – участниках ЕАЭС. При этом размер возмещения для них ограничивается. В принятом в Республике Беларусь Законе применены аналогичные подходы: для индивидуальных предпринимателей установлена максимальная сумма возмещения. Она составляет 100 000 белорусских рублей в одном банке, что превышает максимальные размеры возмещения, которые определены для вкладчиков в других государствах – участниках ЕАЭС. Соответственно, в случае размещения денежных средств индивидуальным предпринимателем в разных банках уровень его защиты дополнительно увеличивается.

Для физических лиц, размещающих денежные средства во вклады не в качестве индивидуальных предпринимателей, по-прежнему сохраняется действующий подход – гарантированное возмещение соответствующих денежных средств в полном объеме. Кроме того, в соответствии с Законом:

  • срок выплаты возмещения вкладов сокращается с одного месяца до 7 дней с даты подачи заявления о выплате возмещения (при необходимости дополнительного изучения информации сохраняется срок до одного месяца);
  • для обеспечения оперативной выплаты возмещения на банки возлагается обязанность вести ежедневный учет своих обязательств перед физическими лицами и встречных требований;
  • увеличивается с 2 до 5 лет период для обращения за возмещением вклада;
  • физическим лицам предоставляется возможность выбора выплаты возмещения наличными денежными средствами или в безналичном порядке, выплата возмещения индивидуальным предпринимателям будет осуществляться только в безналичном порядке.

Для всех субъектов системы гарантированного возмещения вкладов общим является правило о выплате возмещения в безналичном порядке без взимания банками вознаграждения (платы) за осуществление банковских операций.

В Законе также закреплены нормы, касающиеся перехода к системе дифференцированных взносов банков в резерв Агентства. Их практическая реализация имеет важное значение для системы гарантированного возмещения вкладов.

В настоящее время для расчета календарных взносов в резерв Агентства применяется общая (единая) для всех банков базовая ставка (начиная с 2015 г. базовая пониженная ставка 0,15 процента). В результате банки, проводящие более рискованную политику, несут ту же финансовую нагрузку, что и банки, придерживающиеся консервативной политики управления рисками.

В международной практике более справедливым признается применение ставки календарных взносов, зависящей от риска (дифференцированной ставки), которая мотивирует банки оптимизировать свои профили риска.

Закон предусматривает двухуровневую систему установления ставки взносов банков в резерв Агентства, которая включает базовую ставку и дополнительную (дифференцированную) ставку.

Величина дополнительной ставки будет зависеть от уровня рисков, принимаемых конкретным банком в ходе осуществления своей деятельности. Для оценки рисков планируется использовать систему показателей, которая позволит банкам самим управлять размером будущих взносов (своими расходами) через корректировку поведения на рынке.

Действие Закона не распространяется на отношения по уплате календарных взносов в резерв Агентства за расчетный период (календарный квартал), в котором Закон вступит в силу. Таким образом, за II квартал 2022 г. уплата взносов будет осуществляться банками по старой системе.

Еще одним нововведением, касающимся формирования резерва Агентства, является возможность приостановления применения базовых ставок. В частности, они не будут применяться, если размер резерва Агентства составит 10 и более процентов от общей суммы привлеченных банками вкладов физических лиц.

Если же размер резерва Агентства снизится, то применение базовой ставки возобновится. Схожий подход характерен для системы страхования вкладов в Российской Федерации.

Для защиты резерва Агентства от обесценения расширяются возможности для инвестирования временно свободных средств. Кроме финансовых инструментов Национального банка и Министерства финансов, средства резерва смогут также размещаться в ценные бумаги ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

Как и ранее, конкретные объекты для инвестирования временно свободных средств резерва Агентства, предельный размер, порядок и условия их инвестирования утверждает Наблюдательный совет Агентства. Инвестирование всегда осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности объектов, в отношении которых Агентство осуществляет инвестиции.

Ценные бумаги ОАО «Банк развития Республики Беларусь» относятся к высоконадежным инструментам инвестирования, включены в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов, наравне с государственными ценными бумагами и облигациями Национального банка. Помимо этого, законодательством закреплен механизм субсидиарной ответственности Республики Беларусь по ценным бумагам ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

Как показала практика, в ряде случаев банки, планирующие завершение своей деятельности, не могут исполнить обязательства перед вкладчиками – физическими лицами, которые не обращаются за незначительными суммами вкладов, что делает невозможным завершение процесса ликвидации.

Для урегулирования данной ситуации в Законе предусмотрена статья, в соответствии с которой:

  • обязательства банка перед такими вкладчиками будут считаться погашенными, если банк перечислит Агентству денежные средства в сумме, необходимой для выплаты возмещения вкладов;
  • если вкладчик не обратится за возмещением в банк-поверенный или Агентство, то по истечении 5 лет соответствующие обязательства прекращаются, а оставшиеся средства направляются в республиканский бюджет.

Законом также задействуется аналитический потенциал Агентства и расширяются его полномочия по широкому спектру вопросов, включая:

  • осуществление анализа деятельности банков, принятых на учет, в части оценки вероятности возникновения положения, которое может создать угрозу интересам физических лиц;
  • определение группы риска, к которой относится банк для целей расчета календарных взносов в резерв Агентства;
  • дополнительный контроль за выполнением банками возложенных на них обязанностей по формированию и актуализации реестра обязательств перед физическими лицами;
  • создание условий для дальнейшего развития системы гарантированного возмещения вкладов.

По информации Национального банка Республики Беларусь