/ / Аналитика
30.12.2021

Проверки органами прокуратуры соблюдения законодательства в сфере закупок. Часть 2

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 октября 2021 г.

Начало материала: часть 1.

Практика свидетельствует о том, что нарушения при проведении закупок, особенно за счет бюджетных средств, допускаются достаточно часто. Нарушения в этой сфере, как правило, свидетельствуют о халатности и отсутствии исполнительской дисциплины со стороны должностных лиц. В то же время нередки случаи, когда ответственные за проведение закупок должностные лица допускают нарушения сознательно, в том числе с целью обеспечить необходимые результаты процедур закупок.

Нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции, и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами (абз. 12 ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»).

В соответствии со ст. 57 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность, установленную законодательными актами.

При этом за нарушения в сфере организации и проведения закупок предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность установлена за нарушение порядка осуществления госзакупок товаров (работ, услуг) (см. ст. 12.9 КоАП).

Преступления, совершаемые в этой сфере, в большинстве случаев квалифицируются по ст.ст. 424, 426 и 430 УК. Основное количество выявленных преступлений составляют преступления, предусмотренные ст. 430 УК [1].

Типичные нарушения в сфере закупок, выявляемые органами прокуратуры

К наиболее распространенным относятся следующие нарушения, допускаемые заказчиком (организатором) закупок.

1. Заключение договоров на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, без проведения установленных законодательством процедур закупок в нарушение требований ст. 18 Закона.

Пример 1

Прокуратурой района по результатам проверки исполнения райисполкомом и организациями агропромышленного комплекса требований антикоррупционного законодательства при расходовании в 2019–2020 годах бюджетных средств в рамках реализации Госпрограммы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы установлено, что ОАО К. в 2020 году заключались договоры на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, без проведения установленных законодательством процедур закупок.

Так, в нарушение указанных требований заключены договоры:

  • на обслуживание сельскохозяйственной техники за счет средств районного бюджета (сумма договора 11 642,69 руб.);
  • на покупку дизельного топлива (на сумму 7000 руб.);
  • на оказание услуг по техническому обслуживанию трактора МТЗ за счет средств районного бюджета (на сумму 3357,31 руб.);
  • на выполнение работ по агрохимическому обслуживанию почв за счет средств районного бюджета (на сумму 27 248,83 руб.);
  • на выполнение комплекса работ по известкованию кислых почв за счет средств районного бюджета (сумма договора 27 883,30 руб.).

За допущенные нарушения по поручению прокурора района постановлением начальника финотдела райисполкома директор ОАО К. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 КоАП 2003 года в виде штрафа в размере 5 базовых величин.

2. Нарушение заказчиком (организатором) предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры госзакупок.

Пример 2

Прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что ГУО С. на электронной торговой площадке www.goszakupki.by (далее – ЭТП) было размещено приглашение к участию в процедуре закупки «Закупка мебели офисной (шкафы)», «Закупка комплекта офисной мебели в кабинет». Источник финансирования – районный бюджет.

Согласно общей информации, размещенной на ЭТП по указанным процедурам, следует, что Учреждением проводится запрос ценовых предложений. Вместе с тем из содержания размещенных на ЭТП документов следует о фактическом проведении в данном случае процедуры закупки из одного источника.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 49 Закона заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к Закону.

Вместе с тем закупаемые товары не включены в перечень товаров, изложенных в приложении. Кроме того, годовая потребность отдельных закупаемых товаров составляет более 300 базовых величин.

По предписанию прокуратуры указанные процедуры закупок Учреждением отменены.

3. Определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки без изучения конъюнктуры рынка.

Одним из способов определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки является изучение конъюнктуры рынка, которое проводится с целью выяснения средневзвешенной цены товаров (работ, услуг) на рынке (подп. 1.2 п. 1 постановления МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки»).

Определение стоимости предмета госзакупки без изучения конъюнктуры рынка чаще всего имеет место из-за недостаточных знаний специалистов, которые отвечают за проведение закупок.

Пример 3

Прокуратурой района в ходе проверки КУП С. установлены нарушения требований законодательства о закупках товаров (работ, услуг) за счет бюджетных и собственных средств.

Согласно сведениям, размещенным на Интернет-сайте www.gias.by, КУП С. проводилась процедура запроса ценовых предложений по закупке услуг по отлову безнадзорных животных.

В связи с отсутствием предложений участников процедура признана несостоявшейся, и закупка услуг проведена из одного источника – КПУП Ф.

В то же время из размещенных на сайтах gias.by и goszakupki.by сведений следует, что в ходе изучения конъюнктуры рынка соответствующая информация проанализирована только в отношении одного потенциального поставщика (исполнителя) – КПУП Ф. При этом в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет содержатся сведения и об иных организациях, осуществляющих деятельность как в г. Минске и Минском районе, так и в более отдаленных регионах республики.

4. Предоставление неполной информации в документации о проведении закупки.

Пример 4

Проведенной прокуратурой в ОАО К. проверкой соблюдения законодательства о закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств и антикоррупционного законодательства установлено, что председателем конкурсной комиссии В. допущены нарушения вышеуказанного законодательства при проведении открытого конкурса на закупку установки доильного типа с системой охлаждения молока на МТФ.

Так, в нарушение решения районного Совета депутатов в приглашении к участию в открытом конкурсе документация о проведении закупки не содержала следующие сведения: проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения, требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке.

В нарушение требований Положения о порядке проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ОАО К. комиссией не направлено всем участникам процедуры закупки уведомление о проведении переговоров о снижении цен поступивших конкурсных предложений, содержащее сведения о наименьшей цене таких предложений без указания сведений об участнике, которым предложена эта цена, а также о дате, времени и месте проведения данных переговоров.

5. Предоставление необоснованных преимуществ отдельным участникам закупок.

Пример 5

В нарушение п. 42 Положения о порядке проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ОАО К. (см. предыдущий пример) к участию в процедуре снижения цены допущено ЧУП Э., предложение которого ранее было отклонено конкурсной комиссией ОАО К.

Вследствие допущенных нарушений ЧУП Э. были необоснованно предоставлены льготы и привилегии при проведении процедуры закупки.

6. В нарушение требований Закона о госзакупках по проводимой процедуре закупки заказчиком не формируются части (лоты), участниками по которым могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пример 6

Прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что УЗ М. (далее – Учреждение) допускаются нарушения требований законодательства о госзакупках.

Учреждением на ЭТП www.goszakupki.by размещено приглашение к участию в процедуре закупки «Закупка халата хирургического одноразового нестерильного». Вид процедуры закупки – электронный аукцион. Источник финансирования – областной бюджет.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 29 Закона субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах госзакупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Совмином, с учетом требований, установленных п. 2 настоящей статьи.

В ч. 1 п. 2 ст. 29 Закона установлено, что, если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более десяти процентов объема (количества) этого предмета госзакупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно перечню, указанному в части первой п. 1 настоящей статьи.

Предметом закупки названного аукциона является халат хирургический в количестве 10 000 шт.

Приложением 3 к постановлению Совмина от 15.06.2019 № 395 указанные товары включены в перечень товаров, процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем в нарушение требований п. 2 ст. 29 Закона по указанной процедуре закупки заказчиком не сформированы части (лоты), участниками по которым могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

7. В документах заказчиком не приводятся условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений.

Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых установлены условия их допуска к участию в процедуре госзакупок, установлен постановлением Совмина от 17.03.2016 № 206.

8. Заключение договоров на условиях, которые существенно отличаются от требований конкурсной документации.

В ходе проверки выясняется, с какой организацией заключен договор, так как заключаются договоры с ненадлежащим поставщиком, без учета решения комиссии по закупкам, либо на основании процедуры закупок, которая должна быть признана несостоявшейся.

Встречаются случаи заключения должностными лицами организаций договоров на условиях, невыгодных для заказчика, либо непринятия мер по взысканию с недобросовестных контрагентов штрафных санкций за неисполнение ими заключенных договоров в обмен на получение незаконного вознаграждения ответственным за это должностным лицом [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никитин, Ю. А. Ответственность за нарушения в сфере закупок [Электронный ресурс] / Ю. А. Никитин // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.

2. Бенсман, М. В. Коррупционные проявления в сфере закупок [Электронный ресурс] / М. В. Бенсман // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.

Никитин Ю.А.,
начальник отдела ГУ «Научно-практический центр проблем
укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры
Республики Беларусь», кандидат юридических наук, доцент

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!