Проверки органами прокуратуры соблюдения законодательства в сфере закупок. Часть 2
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 22 октября 2021 г.
Начало материала: часть 1.
Практика свидетельствует о том, что нарушения при проведении закупок, особенно за счет бюджетных средств, допускаются достаточно часто. Нарушения в этой сфере, как правило, свидетельствуют о халатности и отсутствии исполнительской дисциплины со стороны должностных лиц. В то же время нередки случаи, когда ответственные за проведение закупок должностные лица допускают нарушения сознательно, в том числе с целью обеспечить необходимые результаты процедур закупок.
Нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок является правонарушением, создающим условия для коррупции, и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами (абз. 12 ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»).
В соответствии со ст. 57 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) лица, виновные в нарушении законодательства о государственных закупках, несут ответственность, установленную законодательными актами.
При этом за нарушения в сфере организации и проведения закупок предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Административная ответственность установлена за нарушение порядка осуществления госзакупок товаров (работ, услуг) (см. ст. 12.9 КоАП).
Преступления, совершаемые в этой сфере, в большинстве случаев квалифицируются по ст.ст. 424, 426 и 430 УК. Основное количество выявленных преступлений составляют преступления, предусмотренные ст. 430 УК [1].
Типичные нарушения в сфере закупок, выявляемые органами прокуратуры
К наиболее распространенным относятся следующие нарушения, допускаемые заказчиком (организатором) закупок.
1. Заключение договоров на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, без проведения установленных законодательством процедур закупок в нарушение требований ст. 18 Закона.
Пример 1
Прокуратурой района по результатам проверки исполнения райисполкомом и организациями агропромышленного комплекса требований антикоррупционного законодательства при расходовании в 2019–2020 годах бюджетных средств в рамках реализации Госпрограммы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы установлено, что ОАО К. в 2020 году заключались договоры на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств, без проведения установленных законодательством процедур закупок.
Так, в нарушение указанных требований заключены договоры:
- на обслуживание сельскохозяйственной техники за счет средств районного бюджета (сумма договора 11 642,69 руб.);
- на покупку дизельного топлива (на сумму 7000 руб.);
- на оказание услуг по техническому обслуживанию трактора МТЗ за счет средств районного бюджета (на сумму 3357,31 руб.);
- на выполнение работ по агрохимическому обслуживанию почв за счет средств районного бюджета (на сумму 27 248,83 руб.);
- на выполнение комплекса работ по известкованию кислых почв за счет средств районного бюджета (сумма договора 27 883,30 руб.).
За допущенные нарушения по поручению прокурора района постановлением начальника финотдела райисполкома директор ОАО К. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 КоАП 2003 года в виде штрафа в размере 5 базовых величин.
2. Нарушение заказчиком (организатором) предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры госзакупок.
Пример 2
Прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что ГУО С. на электронной торговой площадке www.goszakupki.by (далее – ЭТП) было размещено приглашение к участию в процедуре закупки «Закупка мебели офисной (шкафы)», «Закупка комплекта офисной мебели в кабинет». Источник финансирования – районный бюджет.
Согласно общей информации, размещенной на ЭТП по указанным процедурам, следует, что Учреждением проводится запрос ценовых предложений. Вместе с тем из содержания размещенных на ЭТП документов следует о фактическом проведении в данном случае процедуры закупки из одного источника.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 49 Закона заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к Закону.
Вместе с тем закупаемые товары не включены в перечень товаров, изложенных в приложении. Кроме того, годовая потребность отдельных закупаемых товаров составляет более 300 базовых величин.
По предписанию прокуратуры указанные процедуры закупок Учреждением отменены.
3. Определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки без изучения конъюнктуры рынка.
Одним из способов определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки является изучение конъюнктуры рынка, которое проводится с целью выяснения средневзвешенной цены товаров (работ, услуг) на рынке (подп. 1.2 п. 1 постановления МАРТ от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки»).
Определение стоимости предмета госзакупки без изучения конъюнктуры рынка чаще всего имеет место из-за недостаточных знаний специалистов, которые отвечают за проведение закупок.
Пример 3
Прокуратурой района в ходе проверки КУП С. установлены нарушения требований законодательства о закупках товаров (работ, услуг) за счет бюджетных и собственных средств.
Согласно сведениям, размещенным на Интернет-сайте www.gias.by, КУП С. проводилась процедура запроса ценовых предложений по закупке услуг по отлову безнадзорных животных.
В связи с отсутствием предложений участников процедура признана несостоявшейся, и закупка услуг проведена из одного источника – КПУП Ф.
В то же время из размещенных на сайтах gias.by и goszakupki.by сведений следует, что в ходе изучения конъюнктуры рынка соответствующая информация проанализирована только в отношении одного потенциального поставщика (исполнителя) – КПУП Ф. При этом в открытом доступе в глобальной компьютерной сети Интернет содержатся сведения и об иных организациях, осуществляющих деятельность как в г. Минске и Минском районе, так и в более отдаленных регионах республики.
4. Предоставление неполной информации в документации о проведении закупки.
Пример 4
Проведенной прокуратурой в ОАО К. проверкой соблюдения законодательства о закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств и антикоррупционного законодательства установлено, что председателем конкурсной комиссии В. допущены нарушения вышеуказанного законодательства при проведении открытого конкурса на закупку установки доильного типа с системой охлаждения молока на МТФ.
Так, в нарушение решения районного Совета депутатов в приглашении к участию в открытом конкурсе документация о проведении закупки не содержала следующие сведения: проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения, требования к участникам процедуры закупки и перечень документов, представляемых участниками процедуры закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, порядок, дату окончания срока предоставления участникам процедуры закупки разъяснений положений документации о закупке.
В нарушение требований Положения о порядке проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ОАО К. комиссией не направлено всем участникам процедуры закупки уведомление о проведении переговоров о снижении цен поступивших конкурсных предложений, содержащее сведения о наименьшей цене таких предложений без указания сведений об участнике, которым предложена эта цена, а также о дате, времени и месте проведения данных переговоров.
5. Предоставление необоснованных преимуществ отдельным участникам закупок.
Пример 5
В нарушение п. 42 Положения о порядке проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ОАО К. (см. предыдущий пример) к участию в процедуре снижения цены допущено ЧУП Э., предложение которого ранее было отклонено конкурсной комиссией ОАО К.
Вследствие допущенных нарушений ЧУП Э. были необоснованно предоставлены льготы и привилегии при проведении процедуры закупки.
6. В нарушение требований Закона о госзакупках по проводимой процедуре закупки заказчиком не формируются части (лоты), участниками по которым могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Пример 6
Прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что УЗ М. (далее – Учреждение) допускаются нарушения требований законодательства о госзакупках.
Учреждением на ЭТП www.goszakupki.by размещено приглашение к участию в процедуре закупки «Закупка халата хирургического одноразового нестерильного». Вид процедуры закупки – электронный аукцион. Источник финансирования – областной бюджет.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 29 Закона субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах госзакупок по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Совмином, с учетом требований, установленных п. 2 настоящей статьи.
В ч. 1 п. 2 ст. 29 Закона установлено, что, если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более десяти процентов объема (количества) этого предмета госзакупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно перечню, указанному в части первой п. 1 настоящей статьи.
Предметом закупки названного аукциона является халат хирургический в количестве 10 000 шт.
Приложением 3 к постановлению Совмина от 15.06.2019 № 395 указанные товары включены в перечень товаров, процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем в нарушение требований п. 2 ст. 29 Закона по указанной процедуре закупки заказчиком не сформированы части (лоты), участниками по которым могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
7. В документах заказчиком не приводятся условия допуска товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений.
Перечень товаров иностранного происхождения, в отношении которых установлены условия их допуска к участию в процедуре госзакупок, установлен постановлением Совмина от 17.03.2016 № 206.
8. Заключение договоров на условиях, которые существенно отличаются от требований конкурсной документации.
В ходе проверки выясняется, с какой организацией заключен договор, так как заключаются договоры с ненадлежащим поставщиком, без учета решения комиссии по закупкам, либо на основании процедуры закупок, которая должна быть признана несостоявшейся.
Встречаются случаи заключения должностными лицами организаций договоров на условиях, невыгодных для заказчика, либо непринятия мер по взысканию с недобросовестных контрагентов штрафных санкций за неисполнение ими заключенных договоров в обмен на получение незаконного вознаграждения ответственным за это должностным лицом [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никитин, Ю. А. Ответственность за нарушения в сфере закупок [Электронный ресурс] / Ю. А. Никитин // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
2. Бенсман, М. В. Коррупционные проявления в сфере закупок [Электронный ресурс] / М. В. Бенсман // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
Никитин Ю.А.,
начальник отдела ГУ «Научно-практический центр проблем
укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры
Республики Беларусь», кандидат юридических наук, доцент
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 предусмотрена корректировка Указа Главы государства от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», цель которой – оптимизация контрольной (надзорной) деятельности и снижение воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательства. В Генеральной прокуратуре прокомментировали основные нововведения.
Для снижения уровня бюрократизма и повышения цифровизации процессов упраздняется обязанность субъектов хозяйствования вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий и журнал производства работ. Такие сведения уже вносятся в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности.
Предприниматели будут самостоятельно принимать решения о необходимости учета проводимых в отношении их контрольных (надзорных) мероприятий.
Указом среди прочих утверждено Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, устанавливающее сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Закреплены нормы, касающиеся мер ответственности таких органов за несоблюдение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера, а также необходимости внесения сведений обо всех контрольных (надзорных) мероприятиях в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь,
Профилактическая роль мониторинга усилена за счет изменения подхода к применению мер ответственности – только при неустранении нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления. Поскольку мониторинг является формой контроля и дает возможность субъектам хозяйствования добровольно устранить выявленные нарушения, предполагается, что факты продолжения их совершения в дальнейшем требуют принятия более строгих мер со стороны контролирующих (надзорных) органов.
В настоящее время документ сбалансирован, в нем четко определены права и обязанности компетентных структур, а также субъектов хозяйствования. Определен порядок вручения документов о начале проверки и ее результатах.
Употребляемая в Указе терминология приведена в соответствие с иным законодательством.
Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных абзацем четвертым статьи 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 31 января 2024 г. № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 354-З), а также внесением изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) по вопросам применения преференциальной поправки сообщает следующее.
Законом № 354-З внесены изменения в части порядка предоставления документов, подтверждающих право на применение преференциальной поправки.
Следовательно, при осуществлении процедур государственных закупок, начатых после 3 мая 2024 г., условия применения преференциальной поправки должны быть установлены с учетом изменений, внесенных Законом № 354-З.
Так, с 4 мая 2024 г. согласно абзацу третьему части второй пункта 2 статьи 41 Закона № 419-З заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки, и документы, подтверждающие право на ее применение, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров Республики Беларусь, должны содержаться в первом разделе предложения участника.
Таким образом, в аукционных документах должно содержаться требование о предоставлении участником заявления о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки, а также указание на то, что документы, подтверждающие право на ее применение, должны быть представлены участником в первом разделе предложения участника.
Кроме того, Законом № 354-З исключено основание для отклонения предложения участника за содержание в первом разделе предложения документов и (или) сведений, идентифицирующих участника.
Учитывая изложенное, при проведении электронного аукциона комиссия по государственным закупкам при рассмотрении первых разделов предложений участников оценивает представленные участником документы на возможность применения к цене его предложения преференциальной поправки. Следовательно, допуск участников к торгам осуществляется с учетом такого решения комиссии по государственным закупкам.
Таким образом, если участник сделал заявление о праве на применение преференциальной поправки (отметил соответствующую «галочку» на электронной торговой площадке), а также предоставил необходимые документы, то к цене предложения такого участника будет применена преференциальная поправка. В случае, если такое заявление сделано участником, но не представлены установленные законодательством и аукционными документами документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то предложение такого участника не отклоняется, а к цене предложения такого участника не будет применена преференциальная поправка.
Дополнительно обращаем внимание, что с учетом формы заявления о праве на применение преференциальной поправки, установленной регламентами операторов электронных торговых площадок, заявить о праве на применение преференциальной поправки можно только путем проставления соответствующей «галочки» на электронной торговой площадке. Если такая отметка на электронной торговой площадке отсутствует, то участник считается не заявившим о таком праве. При этом подчеркиваем, что наличие заявления о праве на применение преференциальной поправки только в предложении участника является недостаточным.
Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2024 г. № 169 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» внесены изменения в постановление № 395.
Так, с 31 марта 2024 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2024 г. № 169 скорректирован перечень документов, подтверждающих страну происхождения товаров, происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика) как для целей применения преференциальной поправки, так и условий допуска иностранных товаров согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (далее – постановление № 206).
Документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки в размере 15 %, определены подпунктом 1.6 пункта 1 постановления № 395.
Так, страна происхождения товаров из Республики Беларусь, как включенных в приложение 1 к постановлению № 395, так и не включенных в названное приложение, для целей применения преференциальной поправки подтверждается либо:
документом о происхождении товара, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (далее – Соглашение), или его копией. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – сертификат формы СТ-1).
Справочно:
Имеется в виду сертификат формы СТ-1, выдаваемый с учетом особенностей, установленных постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30 января 2023 г. № 10 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей участия в процедурах закупок»;
сертификатом продукции собственного производства, выданным Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями (далее – сертификат продукции собственного производства), или его копией, а также обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных Положением об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2001 г. № 1817 (далее – постановление № 1817).
Справочно:
Учитывая, что при приобретении товаров преференциальная поправка в размере 15 процентов может применяться только к цене предложения участника, являющегося производителем предлагаемого им товара, то использование сертификата продукции собственного производства для подтверждения права на применение преференциальной поправки возможно только лицом, указанным в таком сертификате в качестве производителя. При этом дополнительно участник предоставляет обязательство о соблюдении при исполнении договора условий и критериев отнесения продукции к продукции собственного производства, определенных постановлением № 1817. Указанное обязательство предоставляется участником в свободной форме, например, в виде соответствующего заявления, и подчеркивает обязанность предлагать товар, который с учетом положений постановления № 1817 относится к продукции собственного производства;
выпиской из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, полученной в соответствии с пунктом 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105, или ее копией (далее – Выписка).
В свою очередь для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, не включенных в приложение 1 к постановлению № 395, страна происхождения товара для целей применения преференциальной поправки подтверждается либо:
документом о происхождении товара, выдаваемым уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения, или его копией, а также заявлением о том, что участник является производителем предлагаемых им товаров.
Справочно:
Имеется в виду сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза;
Выпиской.
Для товаров же, происходящих из государств – членов Евразийского экономического союза и включенных в приложение 1 к постановлению № 395, – только Выпиской.
В части подтверждения страны происхождения товаров для целей постановления № 206 сообщаем следующее.
Условие допуска товаров согласно постановлению № 206 устанавливается только в отношении товаров, включенных в приложение 1 к постановлению № 206.
Для товаров, происходящих из Республики Беларусь, подтвердить страну происхождения всех товаров (вне зависимости от включения товара в приложение 2 к постановлению № 206) возможно сертификатом продукции собственного производства, либо сертификатом формы СТ-1, либо Выпиской.
Для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в сфере государственных закупок в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, страну происхождения товаров, не включенных в приложение 2 к постановлению № 206, можно подтвердить как сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемым уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза, так и Выпиской. При этом в отношении товаров, включенных в приложение 2 к постановлению № 206, для целей подтверждения страны происхождения товаров может использоваться только Выписка.
По вопросу указания требований о предоставлении подтверждающих документов при проведении электронного аукциона в случае, если в отношении закупаемых товаров установлены условия допуска согласно постановлению № 206, сообщаем следующее.
Если в процедуре государственной закупки устанавливаются условия допуска согласно постановлению № 206, то информация о стране происхождения товара и наличии документов, подтверждающих страну происхождения товара, необходима заказчику (организатору) для принятия решения о допуске либо отклонении предложений участников.
В этой связи при разработке документов, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик (организатор), определив, что товар включен в приложение 1 к постановлению № 206, должен установить условия допуска, в том числе предусмотреть требование к содержанию предложения участника об указании в отношении товара страны его происхождения, а также о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 2 постановления № 206 (при их наличии).
Согласно абзацу второму части второй пункта 2 статьи 41 Закона первый раздел предложения среди прочего должен содержать документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие предмету государственной закупки и требованиям к предмету государственной закупки, установленным аукционными документами.
Требование о необходимости указания страны происхождения товара, если товар включен в приложение 1 к постановлению № 206, при установлении условий допуска иностранных товаров и их поставщиков можно рассматривать как требование к предмету государственной закупки в силу того, что такие сведения являются необходимыми при принятии решения о соответствии предлагаемого товара требованиям аукционных документов.
Учитывая изложенное, а также ввиду изменившихся подходов к подтверждению права на применение преференциальной поправки и упразднения «идентификации участников» при проведении электронного аукциона, полагаем целесообразным использовать изменившиеся подходы и к предоставлению подтверждающих страну происхождения документов, как в случае подтверждения права на применение преференциальной поправки.
Таким образом, допускается возможность устанавливать в аукционных документах требование о предоставлении в первом разделе предложения участника подтверждающих страну происхождения документов для целей постановления № 206 ввиду того, что такие документы аналогичны документам, подтверждающим право на применение преференциальной поправки, которые согласно абзацу третьему части второй пункта 2 статьи 41 Закона № 419-З должны содержаться именно в первом разделе предложения участника.
Следовательно, при таком подходе допуск к торгам будет осуществляться с учетом условий допуска, установленных постановлением № 206. При таком подходе при проведении электронного аукциона, как и при проведении открытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений, оператором электронной торговой площадки обеспечивается доступ к содержанию предложений в части содержания подтверждающих страну происхождения товаров документов, следовательно, комиссия по государственным закупкам может сразу принять решение в отношении допуска таких товаров к закупке.
При этом обращаем внимание, что заказчик (организатор) также вправе установить в аукционных документах требование о предоставлении подтверждающих документов во втором разделе предложения участника.
Справочно:
В соответствии с абзацем четвертым части четвертой пункта 2 статьи 41 Закона № 419-З второй раздел предложения должен содержать в том числе и иные документы и (или) сведения, предоставление которых установлено аукционными документами.
В случае предоставления подтверждающих страну происхождения документов для целей постановления № 206 во втором разделе предложения участников, такие условия допуска должны оцениваться комиссией по государственным закупкам после торгов.
Помимо этого, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2024 г. № 371 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» также скорректировано постановление № 395.
Так, с 29 мая 2024 г. преференциальная поправка в размере 25 % в случае предложения участником товаров собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, применяется только по перечню товаров согласно приложению 13 к постановлению № 395 (абзац шестой части первой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395).
Кроме того, с 29 мая 2024 г. появился еще один случай, когда преференциальная поправка не применяется, – в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З, а именно, когда невозможно определить объем (количество) подлежащих приобретению товаров (работ, услуг) (абзац четвертый части седьмой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 395).
Письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 29.06.2021 № 14-01-10/1625 К, от 21.11.2022 № 14-01-08/3530 К применимы только в части, непротиворечащей данному письму.
Информация предоставлена
Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!

Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных абзацем четвертым статьи 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), в связи с принятием постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30 апреля 2024 г. № 34 «О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 34) по вопросам его применения разъясняет следующее.
В соответствии с абзацем пятнадцатым статьи 1 Закона № 419-З под предельной стоимостью предмета государственной закупки (далее – предельная стоимость) понимается максимальная стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи.
Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 35, абзацу третьему пункта 4 статьи 48 Закона № 419-З отклоняются предложения участников открытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если цена предложения превышает предельную стоимость, а в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З – если цена (тариф) за единицу предлагаемого товара (работы, услуги) и (или) сумма таких цен (тарифов) превышают определенные заказчиком значения.
В этой связи, а также принимая во внимание часть вторую пункта 2 статьи 49 Закона № 419-З, заключение договора государственной закупки (далее – договор) по цене, превышающей предельную стоимость, не допускается.
Постановлением № 34 утверждено Положение о порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки (далее – Положение). При этом часть первая пункта 4 Положения устанавливает способы определения предельной стоимости.
Частью первой пункта 3 Положения уточнено, что предельная стоимость определяется с учетом распределения предмета государственной закупки по частям (лотам). Так, в случае если предметом государственной закупки выступают различные товары (работы, услуги), то предельная стоимость может быть рассчитана на основании информации о цене (тарифе) всего предмета государственной закупки либо как сумма цен (тарифов) всех товаров (работ, услуг), включенных в предмет государственной закупки (часть вторая пункта 3 Положения).
Например, если предметом государственной закупки являются канцелярские товары: ручки, карандаши, фломастеры, то заказчик (организатор) вправе рассчитать предельную стоимость данного предмета государственной закупки как на основании информации о ценах (тарифах) на весь предмет, то есть на все приобретаемые ручки, карандаши, фломастеры вместе, так и на основании суммы цен (тарифов) каждого из приобретаемых товаров, которые составляют предмет государственной закупки, то есть суммарно по цене (тарифу) ручек, карандашей, фломастеров, представленных по отдельности.
Аналогичным образом при расчете предельной стоимости по части (лоту), включающему различные товары (работы, услуги), предельная стоимость по определенной части (лоту) может быть рассчитана на основании информации о цене всей части (лота) предмета государственной закупки либо как сумма цен всех товаров (работ, услуг), включенных в часть (лот) предмета государственной закупки.
Кроме того, частью первой пункта 4 Положения уточнено, когда именно заказчиком (организатором) определяется предельная стоимость - при подготовке документов, предоставляемых для подготовки предложения, а также после принятия решения о проведении процедуры закупки из одного источника.
Соответственно, не предусмотрено изменение предельной стоимости предмета государственной закупки в ходе проведения конкурентной процедуры государственной закупки. Одновременно не запрещено изменение предельной стоимости предмета государственной закупки при проведении процедуры закупки из одного источника.
Также Положением определено, что необходимость повторного определения предельной стоимости всего предмета государственной закупки и (или) его части (лота) при переходе к повторной процедуре государственной закупки, процедуре закупки из одного источника на основании пункта 7 приложения к Закону № 419-З определяется заказчиком (организатором) самостоятельно (часть третья пункта 4 Положения).
Так, для определения предельной стоимости применяются следующие способы:
- способ изучения конъюнктуры рынка;
- тарифный способ;
- проектно-сметный способ;
- способ сопоставления аналогичных расходов; затратный способ;
- нормативный способ.
Справочно
В случае реализации мероприятий в сфере цифрового развития предельная стоимость определяется исходя из объемов финансирования, предусмотренных на реализацию данного мероприятия техническим паспортом мероприятия в сфере цифрового развития, получившим положительные результаты экспертизы в сфере цифрового развития (часть четвертая пункта 4 Положения).
Следует подчеркнуть, что заказчиком (организатором) может применяться один или несколько указанных способов определения предельной стоимости. В таком случае определение предельной стоимости осуществляется по ее наименьшей рассчитанной величине.
Среди способов определения предельной стоимости способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным и может применяться как самостоятельно, так и совместно с иными способами (часть вторая пункта 5 Положения).
Отмечаем, что согласно части второй пункта 6 Положения информация о ценах (тарифах) потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть получена путем направления (размещения на электронной торговой площадке) заявки о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги).
Обращаем внимание, что согласно части третьей пункта 6 Положения в случае приобретения товаров при применении способа изучения конъюнктуры рынка заказчик (организатор) обязан направить заявки в адрес не менее двух отечественных производителей (при их наличии).
Справочно
Срок представления потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) информации о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), устанавливаемый в заявке, должен составлять не менее двух рабочих дней, включая день ее направления (размещения).
В случае отсутствия информации о ценах как минимум от двух отечественных производителей среди информации о ценах, полученной при использовании источников, указанных в части первой пункта 6 Положения, заказчиком (организатором) дополнительно направляется заявка отечественному производителю (производителям), указанному в информации, представляемой потенциальными поставщиками.
Отмечаем, что информация о ценах (тарифах), полученная по заявке от потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), должна включать:
- наименование либо фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) в случае представления информации индивидуальным предпринимателем или физическим лицом;
- наименование производителя (производителей) либо фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, являющихся производителями;
- порядок формирования цены (тарифа) с учетом требований законодательства о ценообразовании.
Обращаем внимание, что при определении предельной стоимости способом изучения конъюнктуры рынка необходимо использовать информацию не менее чем о пяти (при их наличии) ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), включая не менее чем двух (при их наличии) ценах отечественных производителей при закупках товаров, полученную из источников, указанных в части первой пункта 6 Положения.
Информация о цене (тарифе), полученная по заявке заказчика (организатора), не учитывается при определении предельной стоимости в случаях, предусмотренных частью второй пункта 7 Положения, в том числе в которой отсутствует порядок формирования цены с учетом требований законодательства о ценообразовании.
При расчете предельной стоимости с использованием способа изучения конъюнктуры рынка применяется формула:

где:
ΠCΠΓ3pын – предельная стоимость, определяемая способом изучения конъюнктуры рынка;
v – количество (объем) приобретаемых товаров (работ, услуг);
n – количество ценовых значений, используемых в расчете;
i – номер источника ценовой информации (коммерческого предложения);
Цi – цена (тариф) единицы товара (работы, услуги) i-го поставщика (подрядчика, исполнителя), скорректированная при необходимости с учетом части третьей пункта 7 Положения.
Например, заказчиком приобретается 10 единиц компьютерной техники. При применении способа изучения конъюнктуры рынка заказчиком (организатором) получены следующие цены за единицу товара от пяти потенциальных поставщиков: 1000 р., 800 р., 900 р., 950 р., 700 р.
Применив формулу расчета предельной стоимости способом изучения конъюнктуры рынка, получаем:
Таким образом, предельная стоимость 10 единиц компьютерной техники составляет 8700 р.
Тарифный способ определения предельной стоимости применяется в случае государственного регулирования цены (тарифа) на приобретаемый товар (работу, услугу) посредством установления предельных (фиксированных) цен (тарифов) (пункт 9 Положения).
В указанных целях используется информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, информация о регулируемых ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), в том числе размещенная на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (пункт 10 Положения).
Так, в случае приобретения лекарственных средств, предельные отпускные цены производителей которых подлежат регистрации, используется информация о предельных ценах, размещенная в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства.
В случае же закупки иных товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются, используется информация о регулируемых ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), в том числе размещенная на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Обращаем внимание, что при расчете предельной стоимости тарифным способом расходы на доставку и иные расходы, связанные с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), которые поставщик (подрядчик, исполнитель) понесет при заключении договора, учитываются, только если они не учтены в установленных предельных (фиксированных) ценах (тарифах), используемых для определения предельной стоимости тарифным способом.
Проектно-сметный способ определения предельной стоимости применяется при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). В таком случае предельная стоимость определяется в том числе на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной (сметной) документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (пункт 12 Положения).
Согласно пункту 13 Положения способ сопоставления аналогичных расходов применяется в случае невозможности применения способа изучения конъюнктуры рынка, тарифного способа, проектно-сметного способа, нормативного способа или в дополнение к ним.
Соответственно, в случае применения нескольких способов определения предельной стоимости одним из них может быть также способ сопоставления аналогичных расходов. Данный способ заключается в использовании заказчиком (организатором) информации о расходах на приобретение аналогичных товаров (работ, услуг) в течение текущего и (или) предыдущего года, которые могут быть скорректированы на индекс потребительских цен, но не более размеров выделенных бюджетных ассигнований и иных имеющихся источников финансирования.
В соответствии с пунктом 14 Положения затратный способ определения предельной стоимости применяется в случае невозможности применения иных способов, в том числе при невозможности применения способа сопоставления аналогичных расходов.
Затратный способ предусматривает определение предельной стоимости как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли (дохода). При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Для получения информации об обычной для определенного вида деятельности прибыли (доходе) может быть проанализирован реестр договоров, размещенный в государственной информационноаналитической системе управления государственными закупками, другие общедоступные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения конъюнктуры рынка, а также результаты изучения конъюнктуры рынка, проведенного заказчиком (организатором).
Справочно
Информация об указанных в части второй пункта 14 Положения затратах может быть получена от потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) по заявке заказчика (организатора) (часть третья пункта 14 Положения).
Следует подчеркнуть, что согласно пунктам 13 и 14 Положения при применении способа сопоставления аналогичных расходов или затратного способа составляется обоснование применения заказчиком (организатором) этих способов, требований к содержанию которого Положением не установлено. При этом полагаем, что в обоснование включаются любые документы или (сведения), подтверждающие невозможность применения иных способов, предусмотренных в абзацах втором-четвертом и седьмом части первой пункта 4 Положения.
В свою очередь, нормативный способ определения предельной стоимости применяется при осуществлении архитектурной деятельности и деятельности заказчика, застройщика в строительной деятельности (строительстве). В таком случае для определения предельной стоимости учитываются отраслевые нормы затрат труда и установленные показатели стоимости (пункт 15 Положения).
Обращаем внимание, что согласно части первой пункта 17 Положения при приобретении товаров (работ, услуг) на основании пункта 4 приложения к Закону № 419-З предельная стоимость может быть сформирована исходя из информации о цене (тарифе), полученной от поставщика (подрядчика, исполнителя), указанного в пункте 4 приложения к Закону № 419-З.
Аналогичным образом при приобретении товаров (работ, услуг) на основании пункта 11 приложения к Закону № 419-З предельная стоимость может быть сформирована исходя из информации о цене (тарифе), полученной от потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь, на основании пункта 12 приложения к Закону № 419-З – определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению (поручению) Президента Республики Беларусь (часть вторая пункта 17 Положения).
Кроме того, отмечаем, что в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З если при проведении процедуры государственной закупки невозможно определить объем (количество) подлежащих приобретению товаров (работ, услуг), заказчик определяет цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги) и (или) сумму таких цен (тарифов). При этом оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществляется по цене (тарифу) за единицу товара (работы, услуги) исходя из объема (количества) фактически поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в размере, не превышающем предельную стоимость.
Соответственно, предельная стоимость в случае невозможности определения объема (количества) подлежащих приобретению товаров (работ, услуг) определяется исходя из предполагаемой потребности в приобретаемых товарах (работах, услугах), цены (тарифа) за единицу товара (работы, услуги) и (или) суммы таких цен (тарифов) с учетом объема выделенных бюджетных ассигнований и иных имеющихся источников финансирования (часть первая пункта 16 Положения).
Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), сумма цен (тарифов) за единицу товара (работы, услуги) определяются способом изучения конъюнктуры рынка в соответствии с пунктами 6 и 7 Положения, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой пункта 16 Положения.
Одновременно расходы на доставку и иные расходы, связанные с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), которые поставщик (подрядчик, исполнитель) понесет при заключении договора исходя из предполагаемой потребности заказчика в приобретаемых товарах (работах, услугах), рассчитанные на единицу товара (работы, услуги), принимаются в расчет только если такие расходы не учтены в цене (тарифе) за единицу товара (работы, услуги) (часть четвертая пункта 16 Положения).
Согласно части пятой пункта 16 Положения если предметом государственной закупки выступают различные товары (работы, услуги) и заказчиком (организатором) рассчитана цена (тариф) за единицу каждого такого товара (работы, услуги), сумма таких цен (тарифов) может быть определена путем суммирования цен (тарифов) за единицу товара (работы, услуги).
Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), сумма цен (тарифов) за единицу товара (работы, услуги) определяются с использованием способа изучения конъюнктуры рынка по формуле

где Цед (сумм) – цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), сумма таких цен (тарифов), определяемая способом изучения конъюнктуры рынка;
n – количество ценовых значений, используемых в расчете;
i – номер источника ценовой информации (коммерческого предложения);
Цi – цена (тариф) единицы товара (работы, услуги), сумма таких цен (тарифов) ьго поставщика (подрядчика, исполнителя), скорректированная при необходимости с учетом части третьей пункта 7 Положения.
Например, заказчиком определяется цена (тариф) за единицу товара. В ходе применения способа изучения конъюнктуры рынка заказчиком получены следующие цены (тарифы) за единицу товара от пяти потенциальных поставщиков: 10 р., 8 р., 9 р., 9,50 р., 7 р.
Применив формулу расчета цены (тарифа) за единицу товара (работы, услуги), получаем: сумма полученных цен (тарифов) на единицу товара (работы, услуги) (1*10 + 1*8 +1*9 + 1*9,50 +1*7) / (количество полученных цен (тарифов) (5) = 8,7.
Таким образом, цена (тариф) за единицу товара составила 8,7 р.
Обращаем внимание, что информация о примененном способе (способах) определения предельной стоимости, а также информация, подтверждающая использование источников, указанных в пункте 6 Положения, является частью документов (сведений), послуживших основанием для определения предельной стоимости, которые включаются в дело по процедурам государственных закупок (часть вторая пункта 1 статьи 28 Закона № 419-З).
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Министерство антимонопольного регулирования и торговли на основании полномочий, предоставленных абзацем четвертым статьи 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 31 января 2024 г. № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 354-З) по отдельным вопросам его применения разъясняет следующее.
С учетом приоритетности урегулирования отдельных вопросов и времени, необходимого на доработку функционала электронных торговых площадок, на которых проводятся процедуры государственных закупок, а также для подготовки заказчиков, организаторов, потенциальных участников к обозначенным изменениям установлены различные сроки вступления в силу положений Закона № 354-З.
Так, нормы Закона № 354-З, указанные в пунктах 1-16 настоящего разъяснения, как и некоторые другие, вступают в силу после его официального опубликования. В частности, после официального опубликования Закона № 354-З вступили в силу следующие изменения Закона № 419-З.
1. Законодательство о государственных закупках распространяется на заключение договоров аренды, в том числе лизинга.
С 04.02.2024 под товарами понимаются вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество, в том числе имущественные права, включая предоставляемые по договору аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), а также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности (абзац двадцать первый статьи 1 Закона № 419-З).
Следовательно, законодательство о государственных закупках после вступления Закона № 354-З в силу распространяется на отношения по аренде (в том числе финансовой аренде (лизингу), и для заключения договора аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) с оплатой полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов теперь необходимо проводить процедуру государственной закупки.
Согласно части третьей статьи 3 Закона № 354-З не допускается продление на новый срок без проведения процедуры государственной закупки договора аренды имущества, обязательства заказчика по которому исполняются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, заключенного до официального опубликования Закона № 354-З, за исключением договора финансовой аренды (лизинга), а также договора аренды имущества, указанного в части второй статьи 3 Закона № 354-З.
Так, согласно части второй статьи 3 Закона № 354-З его действие не распространяется в том числе на:
- заключение договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, относящихся к основным средствам машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, находящихся в государственной собственности, собственности хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит государству;
- заключение договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей для осуществления оперативно-розыскной деятельности, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;
- заключение договоров аренды земельных участков;
- заключение договоров аренды имущества, находящегося за рубежом.
Таким образом, заключение, изменение договоров аренды имущества, указанного в части второй статьи 3 Закона № 354-З, осуществляется без учета норм Закона № 419-З (в редакции Закона № 354-З), но с соблюдением требований законодательства, регулирующего указанные отношения.
Соответственно, если до вступления в силу Закона № 354-З заключен договор аренды с оплатой полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов и срок его действия истекает после вступления в силу Закона № 354-З, то такой договор прекращает свое действие истечением срока.
2. Законодательство о государственных закупках не распространяется на осуществление административных процедур (абзац шестой пункта 2 статьи 2 Закона № 419-З).
При этом обращаем внимание, что если при совершении административных процедур приобретаются товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то в такой ситуации следует соблюдать требования законодательства о государственных закупках (например, получение платной консультации для оформления необходимых документов в целях их последующей подачи для осуществления административной процедуры).
3. Закреплены положения о неразмещении служебной информации ограниченного распространения в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками и на электронных торговых площадках.
Справочно Отнесение сведений к служебной информации ограниченного распространения осуществляется в соответствии со статьей 181 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» |
Обращаем внимание, что неразмещение сведений о государственных закупках, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, возможно лишь с учетом положений Закона № 419-З.
В частности, согласно пункту 2 статьи 19 Закона № 419-З (в редакции Закона № 354-З) сведения, относящиеся к служебной информации ограниченного распространения, включенные в годовой план государственных закупок, не подлежат размещению на электронной торговой площадке.
Также согласно части третьей пункта 4 статьи 49 Закона № 419-З в редакции, которая вступает в силу 04.08.2024, справка о проведении процедуры закупки из одного источника, содержащая сведения, относящиеся к служебной информации ограниченного распространения, не подлежит размещению на электронной торговой площадке.
4. Введена обязанность членов комиссии по государственным закупкам уведомить о личной заинтересованности.
Так, часть вторая пункта 3 статьи 14 Закона № 419-З в редакции Закона № 354-З предусматривает, что член комиссии по государственным закупкам обязан незамедлительно сообщить заказчику (организатору) о возникновении обстоятельств, свидетельствующих о наличии у него личной заинтересованности в результате процедуры государственной закупки, в том числе согласно признакам, указанным в части первой пункта 3 статьи 14 Закона № 419-З.
В частности, согласно части первой пункта 3 статьи 14 Закона № 419-З членами комиссии по государственным закупкам не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результате процедуры государственной закупки, в том числе физические лица, представившие предложения, работники участников либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники, в том числе физические лица, являющиеся учредителями (участниками), собственниками имущества, членами органов управления или кредиторами участников, а также должностные лица государственных органов, уполномоченных Законом № 419-З и иными законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в сфере государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой сфере.
Справочно Наличие личной заинтересованности в результате процедуры государственной закупки у члена комиссии по государственным закупкам устанавливается заказчиком самостоятельно в каждом конкретном случае исходя из имеющейся информации |
В случае выявления в составе комиссии физических лиц, указанных в части первой пункта 3 статьи 14 Закона № 419-З, заказчик (организатор) обязан незамедлительно исключить их из состава комиссии по такой процедуре государственной закупки.
При этом, исполняя указанное предписание, заказчику (организатору) необходимо помнить, что в состав комиссии по государственным закупкам должно входить не менее пяти человек.
Соответственно, если исключение из состава комиссии по государственным закупкам заинтересованного лица приведет к тому, что количество ее членов станет менее пяти, то заказчику (организатору) необходимо дополнительно включить в состав комиссии по государственным закупкам иное лицо.
Дополнительно отмечаем, что через 6 месяцев после официального опубликования Закона № 354-З для выполнения функций в сфере государственных закупок заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок и (или) прошедшего обучение по вопросам государственных закупок в рамках образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, учебно-программная документация которой согласована с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. В этой связи заказчику необходимо заблаговременно принять меры по обучению работников, которые назначаются для выполнения функций в сфере государственных закупок.
5. Скорректированы подходы по установлению/применению требований к участникам.
Пункт 2 статьи 16 Закона № 419-З в редакции Закона № 354-З устанавливает, что при осуществлении процедуры закупки из одного источника на основании пунктов 1, 4, 11 и 12 приложения к Закону № 419-З требования к участникам, предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Закона № 419-З, не предъявляются.
Таким образом, участник процедуры закупки из одного источника, проводимой по указанным основаниям, не должен подтверждать соответствие требованиям к участникам, заявление о соответствии требованиям к участникам также не истребуется, отсутствие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, взносам и прочее у такого участника не проверяется.
Также Закон № 354-З закрепляет исключения из требования к участникам, предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З.
Справочно Согласно абзацу седьмому пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений |
Так, данное требование не распространяется:
- на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя – разработчиков проектной документации при приобретении работ (услуг) для строительства объекта на основании этой проектной документации;
- на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, осуществлявших консультирование и (или) участвовавших в разработке технического паспорта мероприятия в сфере цифрового развития и (или) технического задания на создание государственных цифровых платформ и государственных информационных систем, предусмотренных в рамках такого мероприятия, при приобретении работ (услуг) по реализации этого мероприятия.
Таким образом, в случае подачи предложения участником, указанным в абзаце седьмом пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З, на которого не распространяется требование абзаца седьмого пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З, в подтверждение соответствия данному требованию таким участником подается заявление, в котором он указывает, что на него не распространяется требование абзаца седьмого пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З.
Одновременно в случае, если на участника не распространяется исключение, указанное в абзаце седьмом пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З, то для подтверждения соответствия данному требованию участником дается заявление с указанием информации о том, что он не оказывает заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений.
Также Законом № 354-З уточняется формулировка требования, установленного абзацем одиннадцатым пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З.
В частности, закрепляется, что в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве.
Уточнено и требование к участнику о том, что участником может быть юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которое обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает исключительные права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности (абзац двенадцатый пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З).
Данное уточнение акцентирует внимание на том, что предъявление данного требования с учетом новых положений Закона № 419-З осуществляется при условии, когда приобретаются только исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Кроме того, уточняется и требование в отношении правомочий на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания. Конкретизируется, что такими правомочиями должен обладать участник, только если поставляются товары (выполняются работы, оказываются услуги) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания.
Обращаем внимание, что с учетом положений Закона № 419-З данное требование устанавливается заказчиком в обязательном порядке.
При этом в случае, если предлагаемые участником товары (работы, услуги) будут поставляться (выполняться, оказываться) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания, участником представляется заявление о наличии правомочий на реализацию таких товаров (выполнение работ, оказание услуг).
В случае, если при поставке предлагаемых участником товаров (выполнении работ, оказании услуг) не используются товарные знаки и (или) знаки обслуживания, участником представляется заявление о том, что при поставке предлагаемых участником товаров (выполнении работ, оказании услуг) товарные знаки и (или) знаки обслуживания не используются.
6. Изменен порядок формирования и ведения годового плана государственных закупок.
С 04.02.2024 вопросы формирования, в том числе утверждения, годового плана государственных закупок определяются заказчиком в локальном правовом акте (приказе, распоряжении, ином организационно-распорядительном документе) с учетом требований Закона № 419-З (часть первая пункта 1 статьи 19 Закона № 419-З).
Таким образом, рекомендуем в локальном правовом акте заказчика определить порядок формирования, утверждения и ведения годового плана государственных закупок, внесения изменений и (или) дополнений в него, определив лицо (лиц), ответственное за своевременное формирование, изменение и (или) дополнение годового плана, размещение его на электронной торговой площадке.
Обращаем внимание, что Законом № 419-З в редакции Закона № 354-З предусмотрена возможность невключения в годовой план государственных закупок отдельных товаров (работ, услуг), приобретаемых с применением процедуры закупки из одного источника. Так, в годовой план государственных закупок могут не включаться товары (работы, услуги), приобретаемые в соответствии с пунктами 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22 – 231, 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону № 419-З (часть третья пункта 1 статьи 19 Закона № 419-З).
Справочно Заказчик (организатор) вправе не составлять и (или) не размещать на электронной торговой площадке справку о проведении процедуры закупки из одного источника при приобретении товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктами 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22–231 , 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону 419-З (в редакции Закона № 354-З) |
При этом сроки размещения годового плана государственных закупок на электронной торговой площадке, в том числе в случае его изменения, определяются в локальном правовом акте заказчика.
Таким образом, размещенный в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками, а в отношении сведений, составляющих государственные секреты или относящихся к служебной информации ограниченного распространения, - сформированный годовой план государственных закупок является основанием для проведения процедуры государственной закупки, за исключением случаев проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с пунктами 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22–231 , 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону 419-З и установленных пунктом 5 приложения к данному Закону.
7. Изменены правила описания предмета государственной закупки.
Установлен запрет на указание при описании предмета государственной закупки страны происхождения товаров (работ, услуг) (абзац четвертый пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З).
Одновременно предусмотрена возможность описания предмета государственной закупки с указанием на индивидуализирующие признаки и без включения слов «или аналог» при приобретении лекарственных средств, медицинских изделий и лечебного питания, если они закупаются для применения в отношении пациентов, имеющих медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений.
Разрешено включение в описание предмета государственной закупки требований в соответствии с необязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (абзац шестой пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З).
Уточнено, что при необходимости заказчиком устанавливаются требования к гарантийному сроку товаров (работ, услуг) и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товаров, расходам на обслуживание и (или) эксплуатацию товаров, обязательности осуществления монтажа и наладки товаров, обучению лиц, осуществляющих обслуживание и (или) эксплуатацию товаров (абзац восьмой пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З).
При этом если предметом государственной закупки являются новые товары, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, заказчик обязан установить в конкурсных документах, аукционных документах, документах, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика товаров и сроку действия гарантии.
8. Введено понятие договора жизненного цикла и определены случаи его возможного заключения.
Так, согласно абзацу четвертому статьи 1 Закона № 419-З под договором жизненного цикла понимается договор, предметом которого являются приобретение товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Такой договор может быть заключен для приобретения медицинской техники, а также иных товаров, работ, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь. При этом независимо от ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах, работах для заключения договора жизненного цикла потребуется проведение открытого конкурса (закрытого конкурса) или процедуры закупки из одного источника (при наличии оснований).
Согласно пункту 31 статьи 24 Закона № 419-З (в редакции Закона № 354-З) помимо иных существенных условий договора государственной закупки, договор жизненного цикла должен содержать обязательное условие о стоимости товара или работы, стоимости последующего обслуживания, ремонта и (или) эксплуатации в течение срока службы и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, а также об обеспечении исполнения обязательств по такому договору.
Для заключения договора жизненного цикла допускается объединять в предмете государственной закупки или его части (лоте) любые товары или работы без соблюдения требований части первой пункта 3 статьи 21 Закона № 419-З.
9. Предусмотрена возможность заключения долгосрочных договоров государственной закупки (на срок более года) (пункт 3 статьи 24 Закона № 419-З).
Предоставлено право заключения договора государственной закупки на срок более года для:
- договоров жизненного цикла;
- договоров по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пунктами 1, 4, 8, 11, 12, 21, 29, 38, 42, 45 и 60 (в части банковских услуг) приложения к Закону № 419-З;
- депозитарных услуг;
- услуг электросвязи и услуг по предоставлению в пользование каналов связи;
- услуг по эксплуатации информационных систем (услуг операторов информационных систем);
- услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования;
- договоров аренды имущества;
- договоров на поставку лекарственных средств и медицинских изделий.
При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели и уточняемых при необходимости ежегодно в договорах. Обращаем внимание на отсутствие предельного срока, на который могут быть заключены договоры государственной закупки по указанным основаниям.
Одновременно при заключении долгосрочного договора заказчику необходимо включить в годовой план государственных закупок ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочную стоимость на все годы исполнения данного договора, что предусмотрено частью четвертой пункта 1 статьи 19 Закона № 419-З.
Также отмечаем, что в соответствии с частью третьей пункта 6 статьи 24 Закона № 419-З в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З договор должен содержать порядок определения объема (количества) товаров (работ, услуг).
Справочно Если при проведении процедуры государственной закупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки, а также других услуг в случае их определения Советом Министров Республики Беларусь, заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству, тариф на работы или услуги. При этом должно быть указано, что оплата выполненных работ или оказанных услуг осуществляется по тарифу исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора, в размере, не превышающем ориентировочную стоимость предмета государственной закупки (абзац третий пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З) |
Соответственно, непосредственно в договоре определяется, каким образом будет рассчитываться объем реализуемых (выполняемых, оказываемых) по нему товаров (работ, услуг). Например, документом, подтверждающим факт поставки приобретаемого по договору товара, может быть счет-фактура и иные документы.
10. Изменены правила формирования цены договора государственной закупки, если он заключается по результатам электронного аукциона с участником, не являющимся резидентом.
В частности, частью второй пункта 1 статьи 24 Закона № 419-З предусмотрено, что при заключении такого договора с участником-нерезидентом наряду с таможенными платежами, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, расходами на доставку товаров до пункта таможенного оформления, если они оплачиваются заказчиком, вычитаются также и косвенные налоги, взимаемые налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
11. Изменен срок для подписания проекта договора после направления возражений.
Так, если участником-победителем открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений направлены возражения по проекту договора и на них заказчик разместил извещение с указанием причин невозможности учесть возражения или извещение с согласием учесть возражения и проектом договора, то после размещения заказчиком указанных извещений, проекта договора участник-победитель должен подписать проект договора в течение 3 рабочих дней (ранее срок составлял 5 календарных дней) (часть шестая пункта 4 статьи 24 Закона № 419-З).
В случае неподписания проекта договора в указанный срок участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора государственной закупки.
Справочно В соответствии с частью девятой пункта 4 статьи 24 Закона № 419-З участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора при неподписании:
|
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями подлежат включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – список), на основании решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (абзац второй части первой пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З).
Согласно части второй пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З информация о юридическом или физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе, подлежащем включению в список, в случаях, установленных частью первой пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З, направляется заказчиком (организатором) в МАРТ в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, либо со дня расторжения договора. Указанная информация может направляться контролирующими (надзорными) и (или) правоохранительными органами, судами (часть вторая пункта 1 статьи 17 Закона № 419-З).
12. Закреплены дополнительные основания для применения открытого конкурса в ряде случаев.
В частности, частью второй пункта 1 статьи 31 Закона № 419-З предусмотрено, что открытый конкурс может применяться независимо от наличия оснований для проведения иных видов процедур государственных закупок, в том числе независимо от ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах), в случае государственной закупки:
- работ, услуг для строительства объектов;
- работ, услуг по созданию объектов авторского права и смежных прав, организации и проведению культурных мероприятий;
- иных работ, услуг в сфере науки, культуры и цифрового развития.
13. Скорректирован порядок проведения процедуры закупки из одного источника.
Упрощен порядок проведения процедуры закупки из одного источника за счет исключения обязанности изучения конъюнктуры рынка по большинству оснований, указанных в приложении к Закону № 419-З. Одновременно увеличен порог для применения процедуры закупки из одного источника по пункту 9 приложения к Закону № 419-З с 300 до 500 базовых величин ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах).
При этом изучение конъюнктуры рынка обязательно только в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктами 7, 9 (при приобретении однородных товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности которых составляет сумму от 50 до 500 базовых величин включительно), 181, 24, 25, 30, 44, 56 и 60 приложения к Закону № 419-З (часть первая пункта 3 статьи 49 Закона № 419-З).
Тем самым в иных случаях, в том числе при закупке товаров (работ, услуг) по пункту 9 приложения к Закону № 419-З с ориентировочной стоимостью годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах) до 50 базовых величин, обязанность изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника отсутствует. Соответственно, заказчик самостоятельно определяет порядок определения лица для заключения договора государственной закупки.
14. Скорректированы требования к содержанию предложения участника при закупке товаров.
Законом № 354-З уточнено, что предложение участника должно содержать указание на товарные знаки и географическое указание только при их наличии.
Так, согласно части второй пункта 2 статьи 34, части третьей пункта 2 статьи 41, части второй пункта 2 стать 47 Закона № 419-З в случае, если предметом государственной закупки являются товары, предложение участника (первый раздел предложения) должно содержать конкретные показатели (характеристики), соответствующие требованиям аукционных документов, и указание на товарный знак (при наличии), изобретение (при наличии), полезную модель (при наличии), промышленный образец (при наличии), селекционное достижение (при наличии), географическое указание (при наличии), производителя (изготовителя) товара, страну происхождения товара.
При этом отмечаем, что данное требование дополняет соответствующее требование к участникам, установленное абзацем тринадцатым пункта 2 статьи 16 Закона № 419-З о наличии права на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием товарных знаков и знаков обслуживания. Соответственно, участник, указавший в своем заявлении о соответствии требованиям к участникам на наличие правомочий на использование товарного знака, указывает и в описании предлагаемого им товара на используемый товарный знак.
Также предусмотрено обязательное указание в предложении страны происхождения предлагаемого им товара (часть вторая пункта 2 статьи 34, часть третья пункта 2 статьи 41, часть вторая пункта 2 статьи 47 Закона № 419-З).
15. Скорректированы основания для отклонения предложения участника в электронном аукционе.
С учетом исключения Законом № 354-З запрета на идентификацию участника в рамках первого раздела его предложения и при направлении ответа на запрос исключено такое основание для отклонения предложения при рассмотрении первых разделов, как «первый раздел предложения содержит документы и (или) сведения, идентифицирующие участника».
16. Предоставлена возможность продления срока действия договора, на основании которого осуществляется закупка товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенных в перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь.
Так, при необходимости такой срок может быть продлен на первые два месяца очередного финансового года путем заключения дополнительного соглашения с увеличением объема (количества) товаров (работ, услуг) в размере не более двухмесячной потребности. Стоимость товаров (работ, услуг) в таком случае изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения (часть третья пункта 1 статьи 25 Закона № 419-З). В то же время обращаем внимание, что продлить возможно только срок действия действующего договора, то есть договора, срок действия которого не истек.
При этом обращаем внимание, что согласно части первой статьи 3 Закона № 354-З его действие, за исключением норм абзаца десятого пункта 20 статьи 1 Закона № 354-З о возможности продления срока действия договора, на основании которого осуществляется закупка товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу соответствующих положений Закона № 354-З.
Обращаем внимание, что с учетом запрета на изменение требований к участникам при переходе к повторной процедуре государственной закупки, процедуре закупки из одного источника согласно абзацам второму, третьему пункта 2 статьи 27 Закона № 419-З необходимо проводить новую процедуру государственной закупки в случае, если несостоявшаяся процедура государственной закупки проводилась согласно требованиям Закона № 419-З, установленным до вступления в силу Закона № 354-З, то есть до 04.02.2024.
Информация предоставлена Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
На YouTube-канале НЦПИ
можно посмотреть открытые трансляции вебинаров:
Госзакупки. Изменения законодательства – 2024
Госзакупки – 2024. Ответы на вопросы по проведению процедур

Главой государства 3 января 2024 года подписан Закон Республики Беларусь от № 336-3 «Об изменении законов по вопросам деятельности органов прокуратуры» (далее – Закон). В Генеральной прокуратуре рассказали о новациях правового акта.
Законом предусматривается внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон о прокуратуре) в целях совершенствования его норм с учетом практики применения, приведения его в соответствие с законодательными актами, а также в Закон Республики Беларусь от 1 июня 2022 года № 175-3 «О государственной службе».
Ряд изменений направлен на повышение эффективности прокурорского надзора.
Законом установлено, что требования прокурора подлежат исполнению в срок, установленный прокурором, если законодательством такой срок не определен.
Предусматривается право прокурора в ходе надзора за исполнением законодательства использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, что будет способствовать детальной фиксации выявленных нарушений.
Закон о прокуратуре дополнен нормами, позволяющими прокурору принимать не только меры реагирования, установленные в нем, но и иные меры в соответствии с законодательными актами.
Законом определено, что протест может быть принесен не только в государственный орган, иную организацию, должностному лицу, принявшим противоречащие законодательству правовые акты, но также и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
В целях обеспечения единообразной практики Законом определен конкретный срок сообщения прокурору об исполнении предписания – не позднее пяти рабочих дней со дня его объявления. При этом предписание может быть объявлено лично под подпись, поскольку в ходе проверки может возникнуть необходимость вынести предписание непосредственно в организации либо сразу же по окончании проверки в прокуратуре.
Внесен ряд изменений в главу 8 Закона о прокуратуре с целью регламентации надзора за соблюдением законодательства при принудительном исполнении исполнительных документов.
В целях обеспечения принципа независимости прокурора при осуществлении им своих полномочий, зачастую имеющих публичный характер, Законом предусмотрено, что прокурорские работники не обязаны давать какие-либо объяснения по существу осуществления своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Ряд изменений касается вопросов прохождения службы в органах прокуратуры.
Исключается понятие «стажер прокуратуры», поскольку в настоящее время стажер не является прокурорским работником и не может в полном объеме выполнять его функции.
Повышается необходимый стаж службы в органах прокуратуры для назначения на должности прокурора района и прокурора области, города Минска с трех лет до пяти и с пяти до десяти лет соответственно.
Корректируются нормы, регламентирующие прохождение аттестации прокурорскими работниками.
С учетом норм Закона Республики Беларусь «О государственной службе», устанавливающих, что не подлежат аттестации лица, занимающие высшие государственные должности Республики Беларусь и их заместители, Закон о прокуратуре дополнен нормой о том, что не подлежат аттестации Генеральный прокурор и его заместители. Кроме того, устанавливается, что аттестация прокурорских работников проводится периодически каждые пять лет.
В целях повышения уровня социальной защищенности прокурорских работников определяются особенности пенсионного обеспечения прокурорских работников.
Так, прокурорские работники при наличии стажа работы на должностях прокурорских работников не менее двадцати лет и стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь продолжительностью не менее двадцати лет имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере со снижением общеустановленного пенсионного возраста не более чем на пять лет.
Исчисление и выплата такой пенсии будут осуществляться в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» для пенсии по возрасту.
В целях обеспечения защиты имущественных прав прокурорского работника и его близких скорректированы нормы статьи 66 Закона о прокуратуре в части выплаты страхового возмещения при уничтожении или повреждении имущества вследствие любого преступного посягательства, а не только на жизнь или здоровье прокурорского работника, в связи с осуществлением им служебной деятельности.
Ряд изменений внесен в Закон о прокуратуре в целях приведения его в соответствие с положениями обновленной Конституции, законами Республики Беларусь «О государственной службе», «О нормативных правовых актах» и иными законодательными актами.
Информация предоставлена Генеральной прокуратурой Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на источник обязательна!
(фото – Pravo.by)