17.12.2021
Минтруда – о новациях в использовании семейного капитала с 1 января 2022 г.
В развитие Указа Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 г. № 389 «Об использовании семейного капитала» (Указ № 389), которым расширены направления досрочного использования средств семейного капитала и упорядочены вопросы их досрочного использования на улучшение жилищных условий, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. № 720 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (постановление № 720). Документ вступает в силу с 1 января 2022 г. и распространяет свое действие на семейный капитал, назначенный по программам 2015–2019 годов и 2020–2024 годов.
|
Внимание! Нормы Указа № 389 и постановления № 720 применяются при рассмотрении заявлений о назначении и досрочном распоряжении средствами семейного капитала, поступивших с 1 января 2022 г.
Заявления о назначении и досрочном распоряжении средствами семейного капитала, поступившие до 1 января 2022 г., рассматриваются в соответствии с нормами законодательства, действовавшего до 1 января 2022 г.
|
ИЗМЕНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОСТАВА СЕМЬИ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ СЕМЕЙНОГО КАПИТАЛА
Усыновленные (удочеренные) дети
С учетом норм Указа № 389 и постановления № 720, начиная с 1 января 2022 г., при обращении за назначением семейного капитала усыновленные (удочеренные) дети, которые на момент усыновления (удочерения) являлись пасынками или падчерицами лица, усыновившего (удочерившего) их (то есть в случае усыновления (удочерения) ребенка супруга (супруги), учитываются в составе семьи при условии, если они:
- не были учтены при назначении семейного капитала в составе другой семьи (т.е., если ранее на них семейный капитал не назначался);
- не являются третьими или последующими детьми, в связи с усыновлением (удочерением) которых предоставляется право на назначение семейного капитала (т.е., если право на назначение семейного капитала возникает не по причине их усыновления (удочерения).
В иных случаях усыновленные (удочеренные) дети учитываются в составе семьи усыновителей (удочерителей) в общем порядке и независимо от того, что они были учтены в составе другой семьи при назначении семейного капитала до их усыновления (удочерения).
Дети родителей, расторгнувших брак
При определении права на назначение семейного капитала в случае расторжения брака дети учитываются в составе семьи родителя, на воспитании которого они находятся. Постановлением № 720 определены подтверждающие документы и (или) сведения.
Дети, рожденные вне брака
Постановлением № 720 конкретизируется, что при определении права на назначение семейного капитала дети, рожденные вне брака, учитываются в составе семьи матери, если по решению (постановлению) суда, определению о судебном приказе не установлено иное (о месте проживания детей, взыскании алиментов на их содержание и другие основания).
ИЗМЕНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОСТАВА СЕМЬИ ПРИ ДОСРОЧНОМ РАСПОРЯЖЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ СЕМЕЙНОГО КАПИТАЛА
С 1 января 2022 г. расширены возможности досрочного использования средств семейного капитала:
- предоставляется право на досрочное распоряжение и использование данных средств супругу (супруге), который не учитывался при назначении семейного капитала, но состоит в браке с родителем (усыновителем, удочерителем) на момент обращения за досрочным распоряжением средствами семейного капитала, при условии наличия совместного ребенка (детей);
- изменяются подходы по определению критерия исключения из состава семьи члена семьи, совершившего умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление против человека. Указанные члены семьи исключаются из состава семьи при определении права на досрочное распоряжение и использование средств семейного капитала, если они имеют не снятую или не погашенную судимость.
Кроме того, с 1 января 2022 г. вводятся уточнения, согласно которым родитель (усыновитель, удочеритель) учитывается в составе семьи и в отношении него можно досрочно использовать средства семейного капитала, если он:
- не проживает в семье в связи с расторжением брака до достижения младшим ребенком возраста 18 лет, но хотя бы один из детей, учтенных в составе семьи при назначении семейного капитала, воспитывается в его семье;
- был лишен родительских прав или у него был отобран ребенок (дети) по решению суда, либо было отменено усыновление (удочерение) ребенка (детей), но на дату обращения за досрочным распоряжением средствами семейного капитала восстановлен в родительских правах, ребенок (дети) возвращен (возвращены) по решению суда.
ИЗМЕНЕНИЯ В СРОКАХ ДОСРОЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СЕМЕЙНОГО КАПИТАЛА
1. Увеличен период, в течение которого могут досрочно использоваться средства семейного капитала при получении членом (членами) семьи платных медицинских услуг.
С 1 января 2022 г. их можно расходовать в течение двух лет со дня подачи в местный исполнительный и распорядительный орган заявления о досрочном распоряжении средствами семейного капитала.
Вместе с тем заключить в организации здравоохранения договор на получение платных медицинских услуг необходимо до истечения срока действия заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в получении таких услуг.
Справочно. До 1 января 2022 г. средства семейного капитала на получение платных медицинских услуг можно было использовать в течение одного года со дня выдачи заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в получении таких услуг. После истечения этого срока гражданин утрачивал право на обращение в банк за перечислением средств семейного капитала.
2. Установлен срок, в течение которого могут досрочно использоваться средства семейного капитала при приобретении членом (членами) семьи товаров, предназначенных для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, – до истечения срока установления инвалидности.
УВЕДОМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (ОРГАНИЗАЦИЙ) МЕСТНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Для местных исполнительных и распорядительных органов вводится обязанность в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о досрочном распоряжении средствами семейного капитала направлять:
-
копии заявлений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала на строительство (реконструкцию), приобретение жилых помещений, приобретение доли (долей) в праве собственности на них – в государственные органы (организации) по месту постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Справочно. Копии указанных заявлений направляются для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и членов их семей после государственной регистрации права собственности на жилое помещение, долю (доли) в праве собственности на него.
-
копии решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала на приобретение жилых помещений, доли (долей) в праве собственности на них, погашение задолженности по кредитам, займам организаций, предоставленным на указанные цели (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по кредиту), и выплату процентов за пользование этими кредитами, займами – в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Справочно. Копии указанных решений направляются для государственной регистрации запрета на отчуждение (куплю-продажу, мену, дарение, иные сделки по отчуждению) жилого помещения, доли (долей) в праве на собственности на него в течение 5 лет со дня государственной регистрации права собственности на это жилое помещение, долю (доли) в праве собственности на него.
|
Внимание! Нормы Указа № 389 о запрете на отчуждение жилых помещений (доли (долей) в течение 5 лет со дня государственной регистрации права собственности на них распространяются, в том числе на решения о досрочном распоряжении средствами семейного капитала, принятые до 1 января 2022 г., если право собственности на эти жилые помещения (долю (доли) зарегистрировано после 1 января 2022 г.
|
УТОЧНЕНИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Постановлением № 720 уточняется следующее.
1. Представленные гражданами для назначения, распоряжения и использования средств семейного капитала подлинники документов возвращаются гражданам. В личные дела граждан приобщаются копии представленных ими документов, которые сверяются с подлинниками и заверяются в установленном законодательством порядке.
2. При пропуске шестимесячного срока, установленного для открытия гражданами банковского счета по учету вклада (депозита) «Семейный капитал», он может быть восстановлен. Для этого необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту назначения семейного капитала.
3. С целью детализации норм Указа № 389, регулирующих вопросы досрочного использования средств семейного капитала на улучшение жилищных условий, постановлением № 720 уточняется – какие условия действуют при использовании средств семейного капитала в зависимости от того, на что они расходуются:
- на строительство (реконструкцию) или, приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, приобретение доли (долей) в праве собственности на них;
- или на погашение задолженности по кредитам, займам организаций, предоставленным на эти указанные цели (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по кредиту), и выплату процентов за пользование ими этими кредитами.
4. Закрепляется, что возврат средств, перечисленных ОАО «АСБ Беларусбанк» по заявлениям граждан с вклада (депозита) «Семейный капитал» в счет погашения задолженности по кредитам (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по кредиту) и выплаты процентов за пользование этими кредитами, не производится.
5. Дополняется перечень документов и (или) сведений, которые запрашиваются
местными исполнительными и распорядительными органами для принятия решения о досрочном распоряжении средствами семейного капитала.
6. Закрепляется, что местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам назначения, распоряжения и использования средств семейного капитала.
7. Утверждены в новой редакции формы заявления и решения о досрочном распоряжении средствами семейного капитала.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕЧНЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР, ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ И ВЫДАЧА РЕШЕНИЙ ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ СЛУЖБУ «ОДНО ОКНО»
Перечень административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», дополнен двумя новыми административными процедурами:
- принятие решения о разрешении отчуждения жилого помещения, доли (долей) в праве собственности на него, приобретенных с использованием средств семейного капитала, до истечения 5 лет со дня государственной регистрации права собственности на них;
- принятие решения о досрочном распоряжении (отказе в досрочном распоряжении) средствами семейного капитала на приобретение товаров, предназначенных для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕЧНЕ ДОКУМЕНТОВ, ЗАПРАШИВАЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
Перечень документов, запрашиваемых местными исполнительными и распорядительными органами для досрочного распоряжения средствами семейного капитала дополнен следующими сведениями:
- о направлении на строительство (реконструкцию) – при строительстве (реконструкции) жилого помещения в составе организации застройщиков либо на основании договора создания объекта долевого строительства, погашении задолженности по кредитам, займам организаций, предоставленным на указанные цели (в том числе на основании договоров о переводе долга, о приеме задолженности по кредиту), и выплату процентов за пользование этими кредитами, займами;
- о том, что одноквартирный (блокированный) жилой дом не введен в эксплуатацию и не начата процедура изъятия земельного участка, – при строительстве одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах;
- об отсутствии в реестрах ветхих домов и реестрах пустующих домов (с 1 января 2023 г. – в государственном информационном ресурсе «Единый реестр пустующих домов») одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах – при приобретении таких жилых домов, квартир, доли (долей) в праве собственности на них.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Проведение медико-социальной экспертизы. Комментарий к постановлению № 109
Министерством здравоохранения 16 сентября 2025 г. принято постановление № 109, направленное на совершенствование правового регулирования отдельных вопросов проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) в связи с необходимостью внесения дополнений, уточнений и разъяснений по отдельным вопросам, в том числе с целью единого толкования установленных норм, а также с целью объединения в один нормативный правовой акт двух постановлений, регулирующих схожие вопросы.
Правовым актом внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2021 г. № 77 «О вопросах проведения медико-социальной экспертизы» и признано утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 августа 2021 г. № 96 «О формах индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, ребенка-инвалида». Вопросы формирования индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида теперь регулируются постановлением № 109.
Также постановлением № 109:
-
перечень анатомических дефектов, при наличии которых устанавливается инвалидность, учитывая практику применения, изложен в новой редакции с целью уточнения (детализации), более четкого описания отдельных анатомических дефектов, объединения схожих, а также исключения такого анатомического дефекта, как отсутствие щитовидной железы, которое при отсутствии последствий при полной компенсации лекарственными средствами не ограничивает жизнедеятельность пациентов;
-
уточнено, что оценка степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности, которые являются критериями установления инвалидности, категории «ребенок-инвалид», оцениваются с учетом компенсации лекарственными средствами и (или) техническими средствами социальной реабилитации;
-
уточнены и расширены критерии установления нуждаемости в постоянном уходе инвалидов I группы и детей с четвертой степенью утраты здоровья (далее – СУЗ): наличие резко выраженного ограничения способности к самообслуживанию и (или) контролировать свое поведение, одновременное наличие выраженного ограничения трех и более базовых категорий жизнедеятельности, включая способность к самообслуживанию и способность контролировать свое поведение;
-
расширены критерии установления второй СУЗ у детей в возрасте до 14 лет за счет наличия умеренного ограничения способности к ведущей возрастной деятельности;
-
дополнены случаи (причины инвалидности), когда при наличии оснований устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах (трудовое увечье, инвалидность с детства вследствие профессионального заболевания, инвалидность с детства вследствие трудового увечья, вследствие профессионального заболевания, вследствие трудового увечья);
-
исключен случай установления дополнения к экспертному решению «инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата» – «заболевания вен обеих нижних конечностей с хронической венозной недостаточностью III степени» ввиду того, что современная классификация ХВН осуществляется по СЕАР, применить которую в данном случае не представляется возможным. Для данных пациентов будет применяться другой случай, указанный в постановлении: иные заболевания и состояния, последствия травм, приводящие к выраженному или резко выраженному ограничению способности к самостоятельному передвижению вследствие нарушения статодинамической функции без учета синдрома взаимного отягощения;
-
в индивидуальной программе медицинской реабилитации, абилитации пациента расширены нарушения функций органов и систем организма, приводящие к ограничениям жизнедеятельности у пациентов в возрасте до 1 года, а также до 18 лет, что позволит более детально оценивать последствия заболеваний; дополнены категории жизнедеятельности способностью к ведущей возрастной деятельности, оцениваемой у детей в возрасте до 14 лет;
-
скорректирован срок направления врачебно-консультационной комиссией организации здравоохранения направления на МСЭ при переосвидетельствовании инвалида (пациента) – не позднее 5 рабочих дней (вместо 14 календарных) после истечения срока действия заключения МРЭК;
-
уточнено, что в случае пропуска инвалидом (ребенком-инвалидом) переосвидетельствования, оно проводится МРЭК за пропущенный период, который не превышает 12 месяцев, на основании заявления пациента;
-
уточнены и дополнены виды нарушений функций органов и систем организма.
Информация предоставлена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

ГТК – об изменении порядка исчисления утилизационного сбора в отношении транспортных средств
На Национальном правовом Интернет-портале 29 октября 2025 г. опубликовано постановление Государственного таможенного комитета от 10 октября 2025 г. № 30 «Об изменении постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4».
Данное постановление предусматривает внесение изменений в Инструкцию о порядке заполнения, представления, регистрации, внесения изменений, а также аннулирования документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора, утвержденную постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4 (далее – постановление № 4, Инструкция).
Инструкция, среди прочего, дополняется возможностью направления запроса таможенными органами Республики Беларусь в таможенные органы государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в случае, если в представленном документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора (далее – РС), отсутствуют сведения о дате и номере таможенного документа, подтверждающего выпуск транспортного средства, в государствах – членах ЕАЭС, если страной отправления транспортного средства, является государство – член ЕАЭС.
При направлении указанного запроса предусматривается увеличение срока регистрации РС – не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения таможенными органами достаточной информации, наличие которой позволит принять решение о регистрации или об отказе в регистрации РС.
В перечне документов, представление которых при подаче РС является обязательным, заключение органов (организаций), проводящих испытание транспортных средств, заменяется на документ, удостоверяющий соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) либо заключение об оценке единичного транспортного средства, выданного аккредитованной испытательной лабораторией Республики Беларусь.
Также данный перечень дополняется документом, подтверждающим право собственности на транспортное средство, представление которого обязательно если страной отправления транспортного средства является государство – член ЕАЭС.
Уточняется, что в документах, представляемых к РС в отношении самоходных машин должны содержаться, в том числе, сведения о мощности силовой установки самоходной машины.
Основания для отказа в регистрации РС дополняются новыми основаниями – получение от плательщика информации об отзыве РС, а также в случае, если отсутствует ответ на запрос, направленный в таможенные органы государств-членов ЕАЭС, либо в ответе на такой запрос отсутствует запрашиваемая информация.
Данные нормативные предписания вступают в силу с 30 ноября 2025 г.
Также предусматривается возможность подачи обращения для внесения изменений в зарегистрированный РС в электронной форме (ранее подача данного обращения была возможна исключительно в письменной форме).
Определен порядок регистрации представления корректирующего РС в виде электронного документа, дополнены основания для отказа в регистрации представления корректирующего РС, основания для отказа в регистрации корректирующего РС, порядок заполнения отдельных граф корректирующего РС при его регистрации и при отказе в такой регистрации.
Уточняется содержание требования, направляемого таможенным органом плательщику для внесения изменений в зарегистрированный РС.
Определено, что зарегистрированный РС может аннулироваться по инициативе таможенного органа, в случаях, когда РС зарегистрирован в отношении транспортных средств, не являющихся объектом обложения утилизационным сбором, транспортных средств, в отношении которых предусмотрено освобождение от уплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, или когда в отношении одного транспортного средства зарегистрировано несколько РС, а также закреплен порядок такого аннулирования.
Срок вступления в силу данных нормативных предписаний постановления обусловлен необходимостью доработки информационных систем таможенных органов и установлен на 30 апреля 2026 г.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь

Минтруда и соцзащиты – о корректировке Правил по охране труда
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 августа 2025 г. № 75 (постановление № 75) внесены изменения в Правила по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 июля 2021 г. № 53 (Правила).
Из Правил исключены ссылки на акты законодательства, утратившие силу, а также дублирующие нормы, которые содержатся в общих требованиях пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Законе Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» и специфических требованиях по обеспечению пожарной безопасности взрывопожароопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779.
Правила дополняются новыми нормами относительно:
-
ведения журнала учета выдачи нарядов-допусков в электронном виде;
-
введения запрета на эксплуатацию оборудования со снятыми (неисправными) защитными ограждениями движущихся и вращающихся частей оборудования.
В Правилах конкретизируются отдельные нормы.
Так, для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах организация технологических процессов, размещение технологического оборудования, режимы труда и отдыха должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2021 г. № 37 «Об утверждении гигиенических нормативов».
Также пунктом 37 Правил устанавливается, что проходы, проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов, тары, грузовых тележек, напольного безрельсового транспорта.
Правилами (в редакции постановления № 75) предусматривается, что порядок перемещения и скорость движения транспортных средств, в том числе напольного безрельсового транспорта по территории организации, в производственных и иных помещениях устанавливаются локальным правовым актом в зависимости от конкретных условий (в том числе интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза) и должна обеспечивать безопасность движения.
Из Правил исключена норма о наличии службы безопасности дорожного движения или соответствующего специалиста, на которого возложены эти функции. Данные требования урегулированы Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 и Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972.
Правилами не детализируется, каким образом осуществляется сбор и временное хранение различных отходов, например, крупногабаритных отходов лома, отходов черных и цветных металлов (металлолома), тары, строительных материалов, твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают, что сбор, разделение по видам и временное хранение отходов, в том числе коммунальных отходов, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами».
Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2023 г. № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Постановлением № 75 Правила дополняются главой 131 «Требования при выполнении окрасочных работ в технологическом процессе (местах постоянного выполнения окрасочных работ)» и главой 132 «Требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок».
Окрасочные работы, указанные в главе 131 Правил, включают подготовку поверхности под окрашивание, нанесение лакокрасочных материалов, сушку лакокрасочного покрытия и оплавление покрытий из порошковых полимерных красок, шлифование и полирование лакокрасочных покрытий.
При выполнении окрасочных работ должны соблюдаться требования актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требования, содержащиеся в настоящей главе, иных технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, паспорте безопасности на конкретный лакокрасочный материал.
Главой 132 Правил устанавливаются требования при эксплуатации фреоновых холодильных установок, функционирующих на компрессорах объемного действия по замкнутому циклу с использованием фреонов и их смесей в качестве холодильного агента. Сюда не относятся бытовые холодильные приборы, транспортные холодильные установки, торговые витрины, торговые прилавки и другое торговое холодильное оборудование.
Постановление № 75 вступает в силу с 22 ноября 2025 г.
Информация предоставлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Порядок доступа к экологической информации. Комментарий НЦЗПИ
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 октября 2025 г.
Под экологической информацией понимается информация о состоянии окружающей среды и ее изменениях, воздействиях на нее и мерах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется пунктом 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон ООС).
Так, к экологической информации относятся следующие сведения:
-
о состоянии окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, вод, земель (включая почвы), растительного и животного мира в его биологическом разнообразии, природных ландшафтов, биотопов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами.
Справочно
Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт, биотоп и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства (пункт 32 статьи 1 Закона ООС).
Природный ландшафт – природный объект, состоящий из взаимодействующих компонентов природной среды, сформированных в единых природно-климатических условиях (пункт 31 статьи 1 Закона ООС).
Биотоп – природный объект (участок территории, водный объект или его часть) с однородными экологическими условиями (рельеф, почвенно-растительный покров, гидрологический режим, антропогенные факторы), являющийся местом обитания сообщества отдельных видов диких животных и произрастания дикорастущих растений (пункт 3 статьи 1 Закона ООС);
-
о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
-
о решениях государственных органов о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной.
Справочно
К таким решениям относятся, в частности, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении земельных участков под строительство объектов; экологические разрешения, выдаваемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами (разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разрешение на специальное водопользование; разрешение на хранение и захоронение отходов производства; комплексное природоохранное разрешение; лицензия на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду), и др.;
-
об актах законодательства, о программах и мероприятиях по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, планах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;
-
о состоянии здоровья и безопасности физических лиц, об условиях их жизни, о состоянии объектов культурной инфраструктуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше;
-
об экосистемных услугах.
Справочно
Под экосистемными услугами понимаются обеспечивающие, регулирующие, поддерживающие, культурные и иные услуги, выполняемые естественными экологическими системами (лесными, луговыми, водными, болотными), которые позволяют получать обществу выгоды в экологической, экономической и социальной сферах в результате сохранения, восстановления и устойчивого функционирования естественных экологических систем (пункт 50 статьи 1, пункт 1 статьи 44 Закона ООС);
-
другие сведения, определяемые иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.
Обладателями экологической информации выступают государственный орган, иное юридическое лицо, их должностные лица, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность, в результате которой формируется экологическая информация (пункт 19 статьи 1 Закона ООС), а именно, следующие виды деятельности:
-
проведение мониторинга окружающей среды;
-
отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;
-
ведение учета используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;
-
ведение государственного реестра экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, включая реестры экологической информации обладателей экологической информации, государственных кадастров природных ресурсов и воздействий на окружающую среду и (или) их составных частей (регистры, реестры);
-
предоставление лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, внесения в них изменений, приостановления, возобновления, прекращения этих лицензий, выдачи иных разрешительных документов, на основании которых осуществляется природопользование, внесения изменений в эти разрешительные документы, продления срока их действия, приостановления, возобновления, прекращения действия либо аннулирования этих разрешительных документов;
-
проведение оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки;
-
проведение экологической экспертизы;
-
осуществление контроля в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
-
проведение экологического аудита;
-
проведение экологической сертификации;
-
осуществление нормирования в области охраны окружающей среды;
-
разработка и реализация программ и мероприятий по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
-
реализация проектов водоохранных зон и прибрежных полос, планов управления речными бассейнами (пункт 2 статьи 20 Закона ООС).
Экологическая информация, формируемая в результате осуществления указанной выше деятельности, подразделяется на экологическую информацию общего назначения и специализированную экологическую информацию.
Справочно
К экологической информации общего назначения относится экологическая информация, предназначенная для общего пользования (пункт 44 статьи 1 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация – экологическая информация, для предоставления которой требуется предварительная подготовка, включая сбор, обработку и анализ такой информации, в связи с тем что она не содержится в государственном реестре экологической информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее (пункт 38 статьи 1 Закона ООС).
Важно! Отнесение экологической информации, касающейся факта причинения вреда окружающей среде, к специализированной экологической информации запрещается (пункт 7статьи 20 Закона ООС).
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона ООС обладатели экологической информации обязаны предоставлять и распространять ее в соответствии с Законом ООС и иными актами законодательства, а также с международными договорами Республики Беларусь. Вместе с тем установлены случаи, когда экологическая информация не подлежит обязательному предоставлению или распространению и может быть предоставлена (пункт 3 статьи 21 Закона ООС), а именно:
-
если такая информация отнесена к государственным секретам в соответствии с законодательством о государственных секретах, а также если она отнесена к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.
Справочно
Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов». Указанные государственные органы и иные организации в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию (часть третья статьи 19 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах»).
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится информация, указанная в статье 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», в частности, служебная информация ограниченного распространения (перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783); информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну, и др.;
-
если разглашение такой информации приведет к нарушению правил осуществления правосудия, производства предварительного расследования, ведения административного процесса;
-
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, защиты прав и свобод физических лиц, прав юридических лиц.
В указанных случаях в предоставлении экологической информации может быть отказано, а также в случае:
-
если государственный орган, иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не являются обладателями запрашиваемой экологической информации;
-
если заявление о предоставлении экологической информации касается документов, которые относятся к внутренней переписке обладателя экологической информации (пункт 4 статьи 21 Закона ООС).
Справочно
В последнем случае обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю (пункт 5 статьи 21 Закона ООС).
Важно! Не допускается ограничение доступа к экологической информации (пункт 6 статьи 21 Закона ООС):
-
о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде;
-
о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в поверхностные водные объекты с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду или в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется законодательством об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании вод;
-
о внесении химических и иных веществ в почву (грунт), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;
-
об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов, установленных техническими нормативными правовыми актами, обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Установлен следующий порядок доступа к экологической информации.
I. Доступ к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления
или распространения такой информации обладателями экологической информации.
Справочно
Предоставление экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на ее передачу государственным органам, иным юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в силу обязанностей, возложенных на обладателей такой информации законодательством об охране окружающей среды, или на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации (пункт 26 статьи 1 Закона ООС).
Распространение экологической информации – действия обладателей экологической информации, направленные на доведение ее до сведения государственных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, путем размещения такой информации в печатных изданиях, иных средствах массовой информации, на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами (пункт 36 статьи 1 Закона ООС).
1) Вопросы предоставления
экологической информации общего назначения физическим и юридическим лицам урегулированы статьями 23 и 25 Закона ООС.
Такая информация предоставляется по заявлению физического или юридического лица. Важно!
Заявитель не обязан пояснять причины его заинтересованности в получении экологической информации.
Справочно
В заявлении о предоставлении экологической информации указываются:
- сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иного юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) должностного лица или индивидуального предпринимателя);
- сведения о заявителе (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства физического лица, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
- описание запрашиваемой экологической информации, позволяющее определить ее объем и состав;
- форма предоставления экологической информации (устная, письменная, электронная, аудиовизуальная или иная форма (пункт 4 статьи 20 Закона ООС)).
Если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения не соответствует указанным выше требованиям к заявлению, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя с указанием недостающей в заявлении информации.
Заявление подается государственным органам, иным юридическим лицам, их должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, которые являются обладателями запрашиваемой экологической информации.
Экологическая информация общего назначения предоставляется безвозмездно в течение 15 дней со дня, следующего за днем регистрации заявления о ее предоставлении.
Справочно
Имеются исключения в части срока предоставления информации:
1) если заявление о предоставлении экологической информации общего назначения касается экологической информации, которая находится в процессе подготовки и должна быть предоставлена или распространена в установленные законодательством сроки после окончания ее подготовки, обладатель экологической информации в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления обязан письменно уведомить об этом заявителя и указать срок и способ возможного получения им такой информации;
2) государственные органы, иные юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели при поступлении к ним заявления о предоставлении экологической информации общего назначения, обладателями которой они не являются, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления обязаны перенаправить его обладателю запрашиваемой экологической информации, уведомив об этом заявителя в тот же срок, либо в тот же срок отказать в предоставлении экологической информации с указанием причины отказа и разъяснением порядка и сроков обжалования принятого решения;
3) если запрашиваемая экологическая информация относится к специализированной экологической информации, то обладатель экологической информации обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении экологической информации предложить заявителю заключить договор о предоставлении специализированной экологической информации и сообщить существенные условия такого договора.
Экологическая информация общего назначения предоставляется в форме, объеме и составе, указанных в заявлении о предоставлении экологической информации общего назначения, а при отсутствии технической возможности у обладателя экологической информации предоставить ее в запрашиваемых форме и объеме – в имеющихся форме и объеме с указанием причин.
Отказ обладателя экологической информации в ее предоставлении, а также форма предоставления и состав экологической информации общего назначения могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган или иную государственную организацию (вышестоящему должностному лицу) и (или) в суд.
2) Вопросы распространения
экологической информации общего назначения урегулированы статьей 26 Закона ООС, а также приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 г. № 734, которым определен состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладатели такой информации, обязанные ее распространять, и периодичность ее распространения.
Справочно
Так, например:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обязано распространять информацию об экологической ситуации в Республике Беларусь – 1 раз в год путем издания экологического бюллетеня «Состояние природной среды Беларуси», размещения на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://www.minpriroda.gov.by);
государственное учреждение «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» обязано распространять информацию о превышении нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ – 1 раз в квартал путем размещения на информационном ресурсе Главного информационно-аналитического центра Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://www.nsmos.by);
государственное учреждение «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения, мониторингу окружающей среды» обязано распространять информацию о радиационной обстановке на территории Республики Беларусь – не реже 1 раза в 7 дней путем размещения на своем официальном сайте (
https://belgidromet.by) и официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации;
республиканское унитарное предприятие «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ» обязано распространять сведения о поверхностных водных объектах, включая родники (их наименование (если такое имеется), классификация, реестровый номер, идентификация (в том числе местоположение), принадлежность к речному бассейну, общая протяженность водотоков в километрах, в том числе по территории Республики Беларусь, перечень притоков первого порядка для больших рек, дебит родников) – 1 раз в год путем размещения в составе данных государственного водного кадастра на официальном сайте Минприроды в глобальной компьютерной сети Интернет;
Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы Белорусского государственного университета обязан распространять информацию об общем содержании озона, ультрафиолетовом индексе, концентрации приземного озона – 1 раз в 7 дней путем размещения на своем информационном ресурсе в глобальной компьютерной сети Интернет (
https://ozone.bsu.by).
II. Доступ к экологической информации специализированного назначения обеспечивается посредством ее предоставления на основании договора о предоставлении специализированной экологической информации, заключенного с обладателями экологической информации (статья 24 Закона ООС).
Специализированная экологическая информация предоставляется заявителю за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре о предоставлении специализированной экологической информации. Размер платы, взимаемой за предоставление такой информации, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации.
Адамович Е.В.,
главный советник Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

Деятельность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. Комментарий к Закону
Закон Республики Беларусь от 16 октября 2025 г. № 99-З «Об изменении законов по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям» разработан на основании пункта 19 плана подготовки проектов законодательных актов на 2024 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2023 г. № 380.
Правовым актом корректируются следующие законы Республики Беларусь:
-
от 15 июня 1993 г. № 2403-Х11 «О пожарной безопасности»;
-
от 16 июля 2009 г. № 45-З «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»;
-
от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».
Основными новеллами являются следующие.
Законом предусмотрен перевод органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям на финансирование из республиканского бюджета вместо финансирования из местного и республиканского бюджетов. Кроме того, сохраняется финансирование органов и подразделений за счет иных источников, предусмотренных законодательством.
Органы государственного пожарного надзора наделяются компетенцией по осуществлению надзора на объектах по производству, хранению и утилизации взрывчатых материалов и изделий, их содержащих. Порядок осуществления такого надзора, а также обязательные для соблюдения специфические требования по обеспечению пожарной безопасности для указанных объектов будут установлены Правительством Республики Беларусь.
Виды государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности, осуществляемые органами государственного пожарного надзора, приводятся в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2025 г. № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности». Органы государственного пожарного надзора будут осуществлять государственный пожарный надзор и государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности.
Законом уточняются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям, местных исполнительных и распорядительных органов, а также органов государственного пожарного надзора.
Законом также регламентируются вопросы применения работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям специальных средств. Это необходимо для решения возложенных на органы и подразделения задач, а именно:
-
отражения нападения на работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных граждан;
-
отражения нападения на здания, строения, сооружения, участки местности, транспортные средства органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
-
пресечения неповиновения законным требованиям работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или иных лиц, исполняющих служебные обязанности по предотвращению, пресечению преступлений и административных правонарушений;
-
задержания и доставления в органы уголовного преследования или органы, ведущие административный процесс, лиц, совершивших действия, указанные выше.
Кроме того, Законом предоставлено работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям право проведения при проходе (проезде) на объекты органов и подразделений личного досмотра граждан и досмотра транспортных средств. Досмотр будет проводится по правилам, установленным Советом Министров Республики Беларусь для работников военизированной охраны (в настоящее время это Правила, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 601 «О вопросах осуществления охранной деятельности»).
Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2026 г.
Информация предоставлена Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!