03.08.2021
МВД – о новеллах уголовного и уголовно-процессуального законодательства Беларуси
Законом Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 112-3 «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (далее – Закон № 112-3) в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь внесен ряд изменений и дополнений. Указанные новеллы были разработаны с учетом практики применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательного опыта зарубежных стран, а также проведенных научных исследований и выразились в следующем.
1. С целью обеспечения дифференциации уголовных наказаний был снижен нижний предел наиболее строгого наказания санкции ч. 1 ст. 147 Уголовного кодекса (далее – УК) «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения» до трех лет лишения свободы (лишение свободы).
Для установления повышенной ответственности за причинение тяжкого телесного повреждения в отношении наиболее незащищенной и уязвимой категории потерпевших в п. 1-1 ч. 2 ст. 147 УК предусмотрен новый квалифицирующий признак совершения деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 147 УК «в отношении заведомо для виновного беременной женщины».
2. Прежняя редакция названия и абзаца первого ч. 1 ст. 164 УК об ответственности за нарушение порядка проведения трансплантации была скорректирована и приведена в соответствие с нормами, установленными в Законе Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. № 28-3 «О трансплантации органов и тканей человека» в части замены слова «изъятие» на слово «забор», а также необходимости учета такой преступной формы, как нарушение условий и порядка забора органов или тканей человека и указания на медицинского работника как на лицо, являющееся субъектом этого преступления, что повысило реализацию принципа правовой определенности при применении и толковании указанной статьи правоприменителем.
3. Корректировка ст. 165 УК об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей была связана с необходимостью, во-первых, корректировки наименования потерпевшего от данного преступления, поскольку рассматриваемая уголовно-правовая норма нацелена на охрану исключительно малолетнего, во-вторых, целесообразностью включения в абзац первый ч. 1 ст. 165 УК такого признака, как «неисполнение», характеризующегося чистым бездействием, поскольку само по себе ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего не являлось тождественным неисполнению таких обязанностей, и в-третьих, восполнением пробела уголовного закона путем установления ответственности за такое деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более малолетних, что позволило наиболее точно дифференцировать уголовную ответственность за данное преступление, реализовать принцип справедливости уголовного закона и уголовной ответственности.
4. В целях совершенствования дифференциации уголовной ответственности за торговлю людьми по ст. 181 УК из части 2 этой статьи был исключен пункт 3, закреплявший в качестве квалифицирующего признака корыстные побуждения, обусловленные стремлением виновного получить материальное, денежное или иное вознаграждение для себя или третьих лиц посредством лишения потерпевшего личной свободы и его эксплуатации.
С учетом специфики указанного преступления, а также того, что материальная составляющая является доминирующей в преступной мотивации по делам о преступлениях данной категории, наличие квалифицирующего обстоятельства, предусмотренного п. 3 ч. 2 ст. 181 УК, создавало предпосылки для квалификации только по данному пункту ст. 181 УК и привлечению к ответственности лишь за квалифицированные виды торговли людьми.
5. С целью конкретизации содержания признаков преступления, выражающегося в нарушении авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (ст. 201 УК), в примечании к данной статье было закреплено определение дохода, получаемого в результате совершения указанных нарушений авторских и иных прав:
«Под доходом следует понимать совокупную сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг с незаконным использованием прав на объекты интеллектуальной собственности. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.».
6. Название ст. 218 УК, абзац первый ч. 1 и ч. 2 указанной статьи об ответственности за умышленные уничтожение либо повреждение имущества, а также название ст. 219 УК и абзац первый ч. 1 указанной статьи об ответственности за уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности дополнены указанием на такой признак преступления, как чужое имущество, поскольку повреждение или уничтожение своего имущества не посягает на отношения собственности и не причиняет вред его собственнику. Такой подход законодательно ограничил круг преступных деяний и сэкономил карательный потенциал уголовного закона.
7. Для обеспечения защиты здоровья населения, безопасности оказания медицинских услуг, а также обеспечения граждан качественными медицинскими изделиями и лекарственными средствами была установлена уголовная ответственность за незаконный оборот медицинских изделий и лекарственных средств, а также фальсификацию документов их качества – ст. 338-1 «Подделка документов качества, маркировки, упаковки лекарственных средств и (или) медицинских изделий, вспомогательных веществ, частей, материалов, аксессуаров».
Кроме того, в УК была включена ст. 338-2 «Производство, ввоз в Республику Беларусь, хранение или сбыт фальсифицированных, некачественных, незарегистрированных лекарственных средств и (или) медицинских изделий», в соответствии с которой уголовной ответственности подлежат производство, ввоз и (или) хранение с целью сбыта, либо сбыт фальсифицированных и (или) некачественных лекарственных средств и медицинских изделий, либо незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, за исключением случаев, установленных актами законодательства, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Республики Беларусь биологически активных добавок к пище, содержащих в своем составе вещества и (или) другие субстанции, запрещенные к использованию при их производстве, при отсутствии признаков более тяжкого преступления. Повышенная ответственность предусматривается за совершение тех же действий повторно, либо группой лиц по предварительному сговору. Особо квалифицирующими обстоятельствами выступают совершение преступления организованной группой, или причинение по неосторожности тяжкого телесного повреждения или смерть человека.
В Уголовно-процессуальном кодексе (далее – УПК) продолжено последовательное внедрение элементов восстановительного правосудия посредством закрепления в ст. 30-1 УПК процедуры примирения обвиняемого с потерпевшим, в том числе путем заключения медиативного соглашения. Таким образом созданы дополнительные условия и стимулы для защиты прав потерпевших при одновременном сокращении общего количества привлечений к уголовной ответственности.
1. Для эффективного выполнения своих функций прокурор наделен дополнительным полномочием по вынесению представлений в адрес руководителей органов уголовного преследования об устранении нарушений законодательства. Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры областей и г. Минска наделены правом передавать заявления, сообщения о преступлении и материалы проверки по ним от одного органа уголовного преследования другому. Эти же должностные лица в ч. 4 ст. 173-2 УПК уполномочены отменять решение начальника следственного подразделения и возвращать ему материалы проверки, направленные им в органы дознания.
2. Изменению подвергся центральный институт уголовно-процессуального права – институт доказывания. В ч. 2 ст. 88 УПК вместо протоколов оперативно-розыскных мероприятий к источникам доказательств отнесены материалы оперативно-розыскной деятельности. Такая терминологическая перестройка существенно расширила юридические основания по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам.
3. В ч. 2-1 ст. 139 УПК детализирован порядок обжалования действий и решений следователя и прокурора.
Так, по общему правилу (ч. 1 ст. 139 УПК) жалобы на действия и решения органа дознания, лица, производящего дознание, и следователя направляются прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования, жалобы на действия и решения следователя могут подаваться также начальнику следственного подразделения. Из чего следует, что у лица, обращающегося с жалобой на действия следователя, есть право выбора субъекта рассмотрения жалобы, которым может быть прокурор либо начальник следственного подразделения. Жалобы на действия и решения прокурора подаются вышестоящему прокурору, на действия и решения начальника следственного подразделения – вышестоящему начальнику следственного подразделения.
Суд также может являться субъектом рассмотрения отдельных жалоб на действия и решения, принятые органами уголовного преследования на досудебном производстве, что принято именовать функцией судебного контроля. Так, решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования, об отказе в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, о прекращении производства по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы лицом либо прокурору, либо в суд по месту расследования уголовного дела, либо рассмотрения заявления или сообщения о преступлении. При этом в случае, если решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования были приняты следователем, то их допустимо обжаловать и соответствующему начальнику следственного подразделения. Кроме указанных выше решений, в суде могут быть обжалованы только решения о задержании; о домашнем аресте; о заключении под стражу; о принудительном помещении в судебно-психиатрический экспертный стационар для производства экспертизы; о продлении срока содержания под стражей, домашним арестом, а также постановления Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, о применении мер пресечения или производстве процессуальных действий, указанных в ч. 5 ст. 35 и ч. 6 ст. 38 УПК (заключение под стражу, домашний арест, запрет определенных действий, залог, обыск, осмотр жилища или иного законного владения, наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, и др.). Другие решения органов уголовного преследования по смыслу гл. 16 УПК в суд обжалованы быть не могут.
Часть 2-1 ст. 139 УПК исключила возможность обращения с жалобой на действия и решения следователя к начальнику следственного подразделения после их обжалования прокурору либо в суд, а на действия и решения прокурора – вышестоящему прокурору после их обжалования в суд. Таким образом, фактически введено ограничение на подачу одной и той же жалобы в различные органы.
Кроме того, в ч. 2 ст. 142 УПК предусмотрена возможность прекращения переписки по изложенным в жалобе вопросам в случае подачи заявителем повторной жалобы, если в ней не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения жалобы по существу.
Расширен круг субъектов, наделенных правом обжаловать в вышестоящий суд постановление судьи об оставлении жалобы без удовлетворения. Теперь, согласно ч. 2 ст. 145 УПК наряду с лицом, обжаловавшим задержание, заключение под стражу, домашний арест или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста, таким правом наделен защитник указанного лица.
4. Устранены имевшие место на практике проблемы точного подсчета срока следствия при соединении уголовных дел в одном производстве. Реализована лаконичная норма о том, что общим сроком по таким делам будет наиболее длительный срок, затраченный по одному из соединенных уголовных дел. Детализирован порядок исчисления срока дополнительной проверки после отмены решения об отказе в возбуждении уголовного дела. В соответствии с ч. 5-6 ст. 173 УПК он будет исчисляться с момента поступления материалов проверки в орган уголовного преследования.
5. Статья 173 УПК дополнена новым, разрешенным до возбуждения уголовного дела видом осмотра – осмотром помещения или иного законного владения, не являющегося жилищем, что расширило арсенал процессуальных средств органов уголовного преследования и позволит им более качественно и объективно проводить доследственную проверку.
Отсутствие либо отказ материально ответственного лица от участия в следственном действии больше не будет помехой для проведения на законных основаниях осмотра помещения, где хранятся товарно-материальные ценности. В соответствии с ч. 9 ст. 204 УПК такой осмотр может быть проведен в присутствии иного лица, определенного администрацией, либо представителя местного исполнительного и распорядительного органа.
6. Широкое проникновение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности, их общедоступность привели к бурному росту преступлений с использованием компьютерных технологий. Отсутствие в УПК отдельного вида осмотра в виде осмотра компьютерной информации создавало проблемы с допустимостью использования полученных данных в процессе доказывания. Указанный недостаток устранен появлением в кодексе статьи 204-1 «Осмотр компьютерной информации».
7. Путем внесения изменений в главу 48 УПК значительно упрощен порядок возмещения вреда, причиненного действиями органа, ведущего уголовный процесс.
Кроме того, Законом № 112-3 в УК и УПК был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части, касающейся налоговых преступлений, которые выразились в следующем.
1. В целях совершенствования дифференциации уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов (ст. 243) были законодательно выделены три вида возможного причиненного ущерба как основания привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление с обязательным наличием последствий (значительный размер ущерба – в две тысячи и более раз превышающий размер базовой величины (около 22 тыс. дол. США), крупный размер – в три тысячи пятьсот и более раз (около 39 тыс. дол. США), особо крупный размер – в тридцать тысяч и более раз превышающую размер такой базовой величины (более 330 тыс. дол. США) с установлением максимального наказания до 12 лет лишения свободы, тогда как ранее было предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет за причинение ущерба в особо крупном размере).
2. В целях обеспечения защиты установленного порядка осуществления экономической деятельности, а также способствования систематизации норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере налогообложения, была установлена уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов – ст. 243-1. Установление уголовной ответственности за невыполнение действий по перечислению налогов, сборов, подлежащих исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет, будет способствовать эффективному пресечению этой категории преступлений, наносящих значительный ущерб государству от недопоступления отчислений в бюджет ФСЗН и подоходного налога.
3. Кроме того, в УК была включена ст. 243-2 «Налоговое мошенничество», на основании которой преступным признается представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо заведомо ложных сведений иным способом в целях необоснованного возврата налогов, сборов при отсутствии признаков более тяжкого преступления, повлекшее причинение ущерба в крупном размере. В качестве квалифицирующего обстоятельства предусмотрен ущерб в особо крупном размере (сумма ущерба в две тысячи и более раз превышающая размер базовой величины).
Олег Бахур,
начальник кафедры уголовного права и криминологии полковник милиции
Мария Якубель,
начальник кафедры уголовного процесса подполковник милиции
Информация предоставлена Министерством внутренних дел Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Читайте на Pravo.by и другие материалы по теме:
· Важные нововведения в уголовное законодательство. Интервью Вадима Ипатова, директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь;
· Вопросы использования новых технологий и мерах по защите информационной безопасности в уголовных кодексах. Комментарий Следственного комитета Республики Беларусь;
· Какие вопросы таможенного контроля затронули изменения уголовного законодательства? Комментарий Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;
· Внедрение института медиации в уголовное судопроизводство и изменения в УПК. Комментарий Министерства юстиции Республики Беларусь.

Новое в уголовном законодательстве
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 20 февраля 2025 г.
Основные положения Закона Республики Беларусь от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» разработаны во исполнение поручения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко по итогам совещания 11 января прошлого года специально созданной межведомственной рабочей группой.
Главная цель подготовки законопроекта была определена Главой государства: сделать Уголовный кодекс более справедливым, позволяющим максимально обеспечить индивидуальный подход при назначении наказания.
3 марта текущего года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 17 февраля 2025 г. № 61-З «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» (Закон). Основу Закона составляют изменения трех кодексов: Уголовного
(УК), Уголовно-процессуального
(УПК) и Уголовно-исполнительного (УИК). Взаимосвязанные корректировки внесены в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Наиболее существенные изменения связаны, в первую очередь, с системным пересмотром санкционного обеспечения уголовного закона. Цель пересмотра – устранение дисбаланса в системе наказаний.
Одно из проявлений дисбаланса – наличие безальтернативных санкций, предусматривающих наказание исключительно в виде лишения свободы, что в ряде случаев не позволяет определить соразмерное и справедливое наказание, в полной мере учитывающее характер и степень общественной опасности деяния, а также личность лица, совершившего преступление.
В этой связи Закон дополняет альтернативными лишению свободы наказаниями санкции более 20 составов преступлений (часть 3 статьи 156, часть 2 статьи 161, часть 1 статьи 171, части 1 и 2 статьи 1711 , часть 2 статьи 173, часть 3 статьи 178, часть 1 статьи 1811, часть 1 статьи 183, часть 2 статьи 184, части 1 и 2 статьи 187 УК и ряд других).
Санкции с резкими переходами от наиболее мягких к наиболее строгим мерам ответственности дополнены промежуточными по степени строгости наказаниями. Более широкая альтернатива в выборе наказаний будет способствовать дифференциации уголовной ответственности. При этом в подавляющем большинстве санкции дополняются наказанием в виде ограничения свободы, назначение которого возможно с направлением либо без направления в исправительное учреждение открытого типа (часть 3 статьи 233, части 2 и 3 статьи 2951 УК и другие). В ряде статей санкции дополнены альтернативными лишению свободы штрафом, арестом и иными видами наказаний (статья 138, часть 2 статьи 2031
УК и другие).
Для обеспечения соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления предусматривается смягчение наказания за отдельные преступления. Например, из санкции статьи 251 УК исключены наказания в виде ареста и ограничения свободы (остаются штраф и исправительные работы). В санкции статьи 341 УК снижен срок ограничения свободы и лишения свободы (с 3 до 2 лет), что также позволило изменить категорию преступления на не представляющее большой общественной опасности.
В ряд санкций включены дополнительные наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (часть 2 статьи 149, часть 2 статьи 229 УК и другие). В санкциях отдельных статей исключено указание об обязательном назначении дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (части 3 и 4 статьи 211, часть 1 статьи 235 УК и другие).
В свою очередь, в некоторых случаях ответственность обоснованно усилена: например, в санкции части 2 статьи 3391 УК увеличен срок ограничения свободы и лишения свободы с 3 до 4 лет; из санкции части 1 статьи 435 УК исключено основное наказание в виде штрафа, поскольку объектом охраны данной нормы являются общественные отношения в сфере призыва на воинскую службу.
Всего же в целях обеспечения дифференциации ответственности и индивидуализации наказания Закон корректирует около 100 санкций.
Значительное количество новелл отражает последовательную государственную политику в направлении гуманизации уголовной ответственности.
Так, в статье 126 УПК установлено ограничение для применения меры пресечения в виде заключения под стражу, а в статьях 57 и 115 УК для назначения лишения свободы отдельным категориям граждан, совершившим не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие преступления. В частности, заключение под стражу не будет применяться к несовершеннолетним, женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов. Указанным лицам, а также инвалидам первой группы, совершившим такие преступления впервые, не будет назначаться наказание в виде лишения свободы.
Исключение составят случаи совершения названными лицами преступления экстремистской направленности, а равно преступления, сопряженного с применением (угрозой применения) насилия или повлекшего по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения.
В соответствии с новой редакцией статьи 187 УИК осужденным предоставляется право непосредственного обращения в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Ранее такое право было только у администраций исправительных учреждений, за которыми оно также сохранится.
Законом совершенствуются подходы к назначению наказания за так называемые наркопреступления.
Так, за незаконные изготовление, приобретение, хранение наркотических средств без цели сбыта (часть 1 статьи 328 УК) можно будет применять арест. Ранее – только ограничение или лишение свободы на срок до пяти лет.
За те же действия, но совершенные с целью сбыта, или сам сбыт наркотических средств (часть 2 статьи 328 УК) без отягчающих обстоятельств вводится возможность назначить ограничение свободы на срок до пяти лет. Ранее – только лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом или без.
В санкции части 4 статьи 328 УК, предусматривающей ответственность за незаконный оборот наркотических средств в составе организованной группы, нижний предел наказания в виде лишения свободы снижен с 10 до 8 лет. При этом верхний предел лишения свободы – до 20 лет – остается без изменения.
Введены новые основания для освобождения от уголовной ответственности за преступления, направленные на уклонение от исполнения воинской обязанности (примечание к главе 36 УК). Лицо, совершившее деяния, предусмотренные статьями 434–437 УК, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило органу, ведущему уголовный процесс, о своей готовности исполнить воинскую обязанность и встало на воинский учет, прошло мероприятия по призыву на воинскую службу, явилось на сборы (занятия).
Ввиду достаточности гражданско-правовых средств защиты права собственности декриминализируются деяния, которые на сегодняшний день фактически не обладают общественной опасностью, присущей преступлению. В частности, исключается уголовная ответственность за незаконное безвозмездное отчуждение в значительном размере чужого имущества, вверенного виновному, при отсутствии корыстной цели (статья 217 УК).
Переводятся в дела частно-публичного обвинения, то есть будут возбуждаться только по заявлению потерпевшего, дела о нарушениях правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, а также правил безопасности движения или эксплуатации маломерных судов, повлекших причинение тяжкого телесного повреждения, совершенных близкими лица, пострадавшего от преступления (часть 2 статьи 316 УК, часть 2 статьи 317 УК).
К делам частно-публичного обвинения отнесено и не представляющее большой общественной опасности преступление о поставлении в опасность заражения ВИЧ (часть 1 статьи 157 УК).
С учетом снижения общественной опасности частично декриминализированы деяния, связанные с заражением венерическим заболеванием. Согласно новой редакции статьи 158 УК уголовная ответственность будет наступать только в случае заражения таким заболеванием несовершеннолетнего либо двух или более лиц.
Изменениями, внесенными в часть 1 статьи 86 УК и часть 1 статьи 88 УК, устанавливается возможность освобождения от уголовной ответственности при соблюдении определенных условий всех лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, а не только совершивших их впервые.
Расширяются гарантии соблюдения прав несовершеннолетних участников уголовного процесса. Для этого в УПК закрепляется обязательное участие педагога или психолога не только при проведении допроса, но и очной ставки, проверки показаний на месте с участием несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого (часть 1 статьи 435), а также потерпевшего и свидетеля, не достигших возраста четырнадцати лет (часть 11 статьи 222 и часть 12 статьи 225).
Закон содержит ряд положений, обусловленных необходимостью повышения уровня уголовно-правовой защиты общественных отношений в современных условиях.
Расширяется круг преступлений, за которые белорусские граждане будут нести ответственность при их совершении за пределами страны. Речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества (статьи 130–1302 УК), связанных с терроризмом (статьи 289–2905 УК), дискредитацией страны (статья 3691 УК), и ряде других.
Устанавливается уголовная ответственность за несанкционированное распространение информации о перемещении военной техники в период чрезвычайного, военного положения и контртеррористической операции (статья 3753 УК).
Закрепляется новое обстоятельство, отягчающее ответственность, – это совершение преступления в условиях военного времени или военного положения (пункт 15 части 1 статьи 64 УК).
В развитие положений обновленных Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» Закон устанавливает дополнительные меры защиты чести и достоинства Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, и членов его семьи.
В этой части УК дополнен статьей 3661 «Насилие либо угроза в отношении Президента Республики Беларусь, Президента Республики Беларусь, прекратившего исполнение своих полномочий», а также внесены соответствующие изменения в статью 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь» и статью 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь».
Законом предусмотрена реализация дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям. В частности, в статье 132 УПК регламентировано право органа уголовного преследования налагать арест на денежные средства, находящиеся на счетах или во вкладах (депозитах) в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях, электронные деньги, находящиеся в электронных кошельках, криптовалюту независимо от права собственности, если они являются предметом преступления (например, похищены с использованием средств удаленного доступа). Это позволит органу уголовного преследования оперативно возвращать такие средства потерпевшему лицу.
Для устранения причин и условий совершения преступлений с использованием сети Интернет частью 2 статьи 199 УПК Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета, Председатель Комитета государственной безопасности и Министр внутренних дел (уполномоченные ими должностные лица) наделяются правом направления организациям и индивидуальным предпринимателям специальных представлений о применении мер ограничительного характера. В числе таких мер – прекращение либо приостановление оказания услуг электросвязи, интернет-услуг, ограничение доступа к интернет-ресурсу.
Дифференцируется ответственность за незаконный оборот платежных инструментов (статья 222 УК и статья 12.35 КоАП). К примеру, за распространение чужих (находящихся в незаконном владении) реквизитов банковских платежных карточек сохраняется уголовная ответственность. Такие же действия в отношении собственных (находящихся в законном владении) реквизитов банковских платежных карточек будут влечь административную ответственность.
Ряд нововведений направлен на повышение профилактической составляющей уголовного закона.
Так, с учетом практики применения законодательства в части 1 статьи 81 УК корректируется перечень лиц, подпадающих под профилактическое наблюдение. К таким лицам теперь отнесены осужденные за тяжкое или особо тяжкое преступление, два или более раза за любые умышленные преступления, за умышленное преступление к наказанию в виде лишения свободы, осужденные в порядке, предусмотренном статьями 77–79 или 117 УК, а также лица, условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания и освобожденные от наказания условно на основании акта помилования или амнистии.
Для лиц, находящихся под профилактическим наблюдением, вводится судебный порядок установления новых дополнительных обязанностей, например, поступить на работу или учебу, пройти принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании (часть 3 статьи 81 УК).
Одновременно предусматривается административная ответственность находящихся под профилактическим наблюдением лиц за неисполнение вышеназванных обязанностей (часть 2 статьи 25.11 КоАП).
В статье 95 УК получила дополнительную регламентацию так называемая условная амнистия. По новому правилу, освобождая осужденного на основании акта амнистии от наказания условно, суд может возложить на него выполнение в течение неотбытой части наказания ряда обязанностей, например, поступить на работу или учебу или заниматься иной деятельностью, при осуществлении которой лицо считается занятым в соответствии с законодательством о занятости населения. В случае противоправного поведения освобожденного лица, несоблюдения им возложенных при освобождении от наказания обязанностей суд вправе отменить условное освобождение.
Изменениями, внесенными в пункт 6 части 5 статьи 55 УК, вводится возможность назначать ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа лицам, к которым применены принудительные меры лечения в связи с хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. Данный подход позволит привлекать таких лиц к труду в процессе отбывания названного вида наказания.
Вышеуказанным Законом подверглись корректировке и иные нормы уголовного и административного законодательства. Его текст доступен для ознакомления на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Гайдучёнок В.А.,
заместитель директора Национального центра законодательства
и правовой информации Республики Беларусь
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах
«ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»

МВД о корректировке законодательства по вопросам приема экзаменов на право управления транспортом
Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25 июня 2024 г. № 214 скорректировано постановление ведомства от 22 февраля 2011 г. № 67 «О порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора)». В Министерстве прокомментировали основные изменения.
Постановлением № 214 изложена в новой редакции Инструкция о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора), утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22 февраля 2011 г. № 67 (Инструкция).
Инструкция претерпела переработку в части выстраивания логического построения, обеспечивающего последовательность, взаимосвязь и согласованность положений. Исключено излишнее дублирование нормативных правовых предписаний по одному и тому же вопросу. Пересмотрен подход к комплексному регулированию общественных отношений путем устранения возможных пробелов в правовом регулировании. Инструкция изложена более ясным, простым и доступным языком, также исключена возможность двоякого толкования используемых терминов.
В части концептуальных изменений новая редакция Инструкции закрепляет требование об использовании автоматизированной информационной системы «Государственная автомобильная инспекция» (ГАИ) для сдачи теоретического экзамена (пункт 13) и упраздняет применение билетов на бумажных носителях. Это обусловлено развитием цифровизации, совершенствованием технологического процесса и повсеместной доступностью информационных технологий.
В целях создания более удобных условий, упорядочивания и регулирования очереди граждан, желающих повторно сдать практический квалификационный экзамен на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора), Инструкция предусматривает введение предварительной записи (пункт 8) в межрайонных экзаменационных подразделений ГАИ главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, межрайонных регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций).
Исходя из складывающейся дорожной ситуации в современных реалиях, прогнозов повышения безопасности дорожного движения, а также в целях повышения уровня практической подготовленности водителей к участию в дорожном движении в Инструкции были уточнены технические параметры транспортных средств используемых для приема практического квалификационного экзамена (пункт 17).
В частности, изменения затронули следующие категории:
-
«А» (потребуется мотоцикл с рабочим объемом двигателя не менее 220 кубических сантиметров);
-
«С» (грузовой учебный автомобиль с технической допустимой массой более 8 тон);
-
«Э» (учебный автобус, в котором не менее 23 мест для сидения пассажиров);
-
«СЕ» (учебный автомобиль категории «С» с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 2 тонны, имеющий не менее двух осей с расстоянием между ними более 2 метров либо длину более 5 метров);
-
«ЭЕ» (учебный автобус категории «Э» с прицепом категории «СЕ» или учебный автобус категории «Э» длиной не менее 15 метров).
Определены основания для отказа лицу в приеме квалификационного экзамена (пункт 9):
-
отсутствует заключение медицинской комиссии о годности к управлению механическим транспортным средством заявленной категорией;
-
не достигнут возраст, установленный статьей 25 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-3 «О дорожном движении»;
-
не представлен документ, подтверждающий обучение по единой программе подготовки водителей на территории Республики Беларусь в случае, когда прохождение обучения обязательно;
-
представлены документы с истекшим сроком действия, за исключением водительского удостоверения;
-
наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова, неоговоренные исправления, а также отсутствие в них предусмотренных сведений, подписей, печатей;
-
наличие сведений о лишении права управления, за исключением предоставления права управления транспортными средствами после окончания срока такого лишения;
-
наличие сведений о временном ограничении права на управление транспортными средствами.
Уменьшено время для выполнения элемента автодрома с 3 до 2 минут (пункт 25). Исключено ограничение минимальной продолжительности проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения. Длительность его обусловлена исключительно выполнением обязательных элементов (пункт 27), таких как:
-
проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков; выполнение двух левых поворотов на перекрестке;
-
проезд по дороге, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении (при их наличии);
-
проезд перекрестка по дороге, пересекаемой главной дорогой;
-
перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы движения в одном направлении;
-
проезд пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств;
-
движение в транспортном потоке с соблюдением безопасной дистанции и интервалов;
-
выполнение двух разворотов (одного на перекрестке, одного вне пределов перекрестка);
-
остановка транспортного средства для целей посадки (высадки) пассажиров;
-
умение правильно оценивать дорожную обстановку.
При проверке навыков управления мотоциклом сдающим предоставлена возможность допустить одну ошибку на одном из элементов (пункт 31), при этом экзамен будет продолжаться с исходной позиции выполнения элемента, на котором такая ошибка допущена.
Информация предоставлена Министерством внутренних дел Республики Беларусь для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

МВД – о ходе реализации Указа о биометрических документах
Прошел год со вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах», направленного на совершенствование порядка документирования населения страны, осуществления административных процедур и оказания услуг населению в условиях формирования электронного правительства и цифровой экономики. О ходе реализации Указа, преимуществах биометрических документов, новых услугах, доступных для их владельцев, Pravo.by
рассказал начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун.

– Алексей Юрьевич, с 1 сентября 2021 г. в Республике Беларусь начали выдавать биометрические документы. Сколько таких документов выдано за прошедший год?
– За год, прошедший со дня начала выдачи биометрических документов, более 1,5 % населения Республики Беларусь (более 155 тыс. человек) получило биометрические документы, удостоверяющие личность (это идентификационная карта гражданина Республики Беларусь (ID-карта), биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина и биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства).
– Какие преимущества дают биометрические документы?
– Прежде всего, это дополнительная защита владельца и более широкий сектор возможности удостоверения идентичности личности, в том числе и автоматизированный.
Например, в случае существенного изменения внешнего вида владельца с момента получения документа, его всегда можно идентифицировать по отпечаткам пальцев.
Для владельцев биометрических паспортов в ряде стран существенно упрощается перемещение через границу, для них предусмотрены специальные «ворота» – гейты, где пропуск производится автоматизированно.
Вся информация на биометрических документах защищена при помощи криптографической защиты от неправомерного доступа.
Стоит отметить, что дополнительными мерами защиты информации от несанкционированного доступа, содержащейся в биометрических документах, осуществляются посредством Pin-кодов, которые владельцы получают вместе с биометрическим документом, удостоверяющим личность. Согласие на просмотр информации, содержащейся на электронном носителе биометрического документа, удостоверяющего личность, дается его владельцем с использованием 6-значного Pin-кода, а 7-значный используется для электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Смену этих Pin-кодов и разблокировку можно осуществлять в личном кабинете пользователя.
Одним из наиболее востребованных преимуществ является удаленный доступ к госуслугам. В Национальном центре электронных услуг (НЦЭУ) создана единая инфраструктура электронного правительства, предлагающая широкий спектр технологических возможностей для автоматизированного электронного взаимодействия госорганов и населения. Электронные услуги возможно получить на едином портале электронных услуг. На сайтах Министерства связи и информатизации и НЦЭУ размещена более подробная информация, которая постоянно обновляется.
– Какие видятся перспективы для широкого применения биометрических документов?
В целях дальнейшего развития процессов с использованием биометрических документов, удостоверяющих личность, государство реализует соответствующий комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на совершенствование собственных информационных ресурсов для оказания услуг государственными органами, организациями владельцам таких документов.
Вносятся изменения в законодательство, дающие право гражданам принимать участие в совершении административных процедур с помощью ЭЦП.
В настоящее время МВД совместно с НЦЭУ реализованы 4 основные услуги, оказываемые МВД владельцам биометрических документов, на безвозмездной основе (передача сведений, отсутствующих на ID-карте, о месте жительства и месте пребывания, о семейном положении при их наличии, о валидности документа).
Также НЦЭУ добавлена новая услуга – получение атрибутного сертификата для владельцев биометрических документов, удостоверяющих личность.
Это значит, что должностные лица и индивидуальные предприниматели смогут использовать ID-карту или биометрический вид на жительство для подписания официальных документов.
– Ранее отмечалось, что появилась возможность иметь два биометрических паспорта одновременно. Это нововведение пользуется популярностью?
– В настоящее время два биометрических паспорта имеет чуть более семи тысяч граждан Республики Беларусь.
Это связано прежде всего с тем, что начало выдачи биометрических документов совпало с пиком мировой эпидемии, вызванной коронавирусом (COVID-19). Существенно снизилось количество граждан Республики Беларусь, выезжающих за границу.
Однако граждане, получившие два биометрических паспорта, оценили возможность перемещения по миру без привязки к визовым центрам и необходимости дожидаться оформления визы в стране подачи документов.
– Возникают ли сложности и очереди при получении биометрических документов?
– В подразделениях по гражданству и миграции работа организована в плановом режиме – очередей за получением биометрических документов нет.
Стоит отметить, что процедура получения биометрических документов максимально модернизирована – заявление заполняется автоматически, гражданину необходимо только сверить данные, указанные в нем, и проставить свою подпись.
Отпала необходимость в предоставлении фотографии, фотографирование происходит на месте.
Еще один бонус – для замены ID-карты можно обратиться в любое удобное для гражданина подразделение по гражданству и миграции, независимо от места регистрации. По месту регистрации обязательно оформляется только первая ID-карта.
Это же касается и биометрического паспорта (при наличии ID-карты) – за его получением гражданин сможет обратиться в подразделение по гражданству и миграции в удобном для него населенном пункте.
Кроме того, сроки изготовления биометрических документов существенно сократились. В общем порядке оформление займет 15 рабочих дней, 10 и 5 рабочих дней – в ускоренном и срочном.
По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – Министерство внутренних дел Республики Беларусь)

Изменение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки
Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 25 апреля 2022 г.
Условия нестабильного экономического оборота, введения ограничений на свободу передвижения товаров, работ, услуг, санкционное давление, изменение традиционных логистических потоков оказывают значительное влияние на осуществление государственных закупок. Изменение валютных курсов и отсутствие ряда товарных позиций на рынке либо перебои в поставках напрямую воздействуют на ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.
Системное толкование законодательства о государственных закупках позволяет сделать вывод о том, что ориентировочную стоимость предмета государственной закупки заказчик должен определять каждый раз перед проведением конкретной процедуры государственной закупки. Данный вывод строится на соотношении понятий «предмет государственной закупки» и «ориентировочная стоимость предмета государственной закупки». Так, предмет государственной закупки составляют товары, работы, услуги, которые определены заказчиком для приобретения в рамках конкретной процедуры государственной закупки. Соответственно, для каждой процедуры государственной закупки заказчик определяет свой предмет. В свою очередь, ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется как предполагаемая общая сумма выплат со стороны заказчика в пользу поставщика, подрядчика исполнителя.
Необходимость определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки имеет место в том числе, когда мы проводим повторную процедуру государственной закупки или процедуру закупки из одного источника по пункту 7 приложения к Закону о государственных закупках. Соответственно, при этом возможно изменение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки по сравнению с предыдущей процедурой как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Обращаем внимание, что правила проведения повторных процедур государственных закупок и правила перехода к процедуре закупки из одного источника, закрепленные в пункте 2 статьи 27 Закона о государственных закупках, не содержат каких-либо запретов на возможность изменения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки при переходе к последующим процедурам, включая к одному источнику. Вместе с тем полагаем невозможным проведения повторной процедуры или процедуры закупки из одного источника без определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, даже если заказчик, например, убежденно уверен, что она не изменилась ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения.
Способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, закрепленные в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 (далее – постановление МАРТ № 35), не содержат своего рода методики расчета ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, иных методов ее определения. Поскольку согласно части 2 подп. 1.2 пункта 1 постановления МАРТ № 35 приоритетным является способ изучения конъюнктуры рынка, то прямого ответа на вопрос, как следует определить ориентировочную стоимость в ситуации, когда мы имеем «диапазон» цен. Например, информация, содержащаяся в реестре договоров государственных закупок в ГИАС, либо информация о ценах на товары (работы, услуги), полученные по запросу у потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), существенно разнится. Постановление МАРТ № 35 или иной нормативный правовой акт не закрепляет, как в такой ситуации определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки.
Не будет являться нарушением законодательства о государственных закупках определение в качестве ориентировочной стоимости предмета государственной закупки минимальной цены на товар (работы, услуги), полученной в результате изучения конъюнктуры рынка, либо, например, средней арифметической данных цен. В любом случае заказчику необходимо взвешенно подходить к определению ориентировочной цены предмета государственной закупки с учетом всех нюансов конкретной процедуры закупки и руководствуясь принципом эффективного расходования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.
Следует помнить, что именно ориентировочная стоимость предмета государственной закупки является начальной ценой электронного аукциона, соответственно, заказчик не должен искусственно занижать ориентировочную стоимость с целью, например, создания ситуации, чтобы электронный аукцион не состоялся по причине отсутствия предложений, поскольку на заниженную ориентировочную стоимость предмета государственной закупки «не придет» ни один участник.
В любом случае полагаем целесообразным также обращать внимание на сезонное колебание цен, например, на плодоовощную продукцию.
Заказчику также необходимо иметь в виду, что результаты изучения конъюнктуры рынка должны быть размещены в дело по процедурам государственных закупок согласно части второй пункта 1 ст. 28 Закона о государственных закупках.
Необходимо также помнить, что при проведении процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка согласно правилам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 30 (далее – постановление МАРТ № 30), в целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, заказчику необходимо различать определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в соответствии с постановлением МАРТ № 35 и изучение конъюнктуры рынка в процедуре закупки из одного источника в соответствии с постановлением МАРТ № 30. Несмотря на внешнее сходство, данные варианты изучения конъюнктуры рынка имеют существенные отличия и различное правовое значение и проводятся в соответствии с разными правовыми механизмами.
Законодательство о государственных закупках также не содержит запрета для потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) подавать свое предложение с ценой выше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки в открытом и закрытом конкурсах, а также в запросе ценовых предложений и в процедуре закупки из одного источника.
Бакиновская О.А.,
кандидат юридических наук, доцент
С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»
Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

О новациях Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
18 мая 2022 г. Главой государства подписан Закон Республики Беларусь № 169-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Закон разработан в рамках приведения законодательства в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Правовым актом предусмотрен ряд изменений.
Так, категория лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, дополнилась новой. Это несовершеннолетние, в отношении которых за совершение административных правонарушений применены профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) мер воспитательного воздействия.
Необходимость внесения такого дополнения обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9.2 КоАП в случае, если санкция статьи предусматривает административное взыскание в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствует доход, к нему применяются только меры воспитательного воздействия.
В результате несовершеннолетние, совершившие одно и то же правонарушение, находятся в неравном положении в зависимости от наличия либо отсутствия дохода. В предыдущей редакции Закона в отношении первой категории проводилась индивидуальная профилактическая работа, а в отношении второй такая мера не была предусмотрена. Устранение данного пробела поставило всех правонарушителей в равные условия.
Законом определена возможность помещения в специальные закрытые учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения несовершеннолетних, совершивших определенные административные правонарушения, к которым не менее 4 раз в течение года применялись профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) меры воспитательного воздействия.
В данном случае речь идет о таких правонарушениях, как: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, мелкое хулиганство, распитие алкоголя, потребление наркотиков либо психотропов, занятие проституцией; заведомо ложное сообщение и ряд других.
Следует отметить, что учреждения образования будут проводить индивидуальную профилактическую работу не со всей категорией подростков, совершивших административные правонарушения, либо деяния, содержащие признаки административных правонарушений, а лишь с теми, кто совершил правонарушения, представляющие наибольшую общественную опасность.
Таких административных правонарушений выделено 23.
Аналогичные подходы применены в перечне административных правонарушений, совершение которых является основанием для проведения с детьми индивидуальной профилактической работы инспекциями по делам несовершеннолетних.
В частности, из данного перечня исключены правонарушения с низкой степенью общественной вредности либо за совершение которых несовершеннолетние к административной ответственности вообще не привлекаются. Например, разведение костров в запрещенных местах, нарушение правил пользования метрополитеном, курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах и другие.
То есть милиция будет осуществлять контроль за несовершеннолетними правонарушителями, совершившими деяния, представляющую реальную опасность для граждан и общества. К ним отнесены умышленное причинение телесного повреждения, управление транспортным средством в состоянии опьянения, неповиновение законному распоряжению должностного лица, нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий и другие.
Изложенная корректировка позволит сотрудникам органов внутренних дел сконцентрировать основные усилия на работе с несовершеннолетними, имеющими устойчивое противоправное поведение.
Информация предоставлена Министерством внутренних дел для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».