Дополнительное образование взрослых (повышение квалификации, переподготовка)
Нормы права являются важнейшим и универсальным регулятором поведения человека в бытовой, профессиональной и иных сферах жизни. Знание, понимание и следование правовым предписаниям способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, выступает залогом формирования высокой правовой культуры человека и является фундаментом правового государства.
Сегодня доступность правовой информации в Республике Беларусь приоритетно обеспечивается совокупностью специально разработанных государственных информационно-правовых ресурсов (далее – ГИПР), информационных технологий и систем. В этой связи навыки использования современных цифровых инструментов доступа к правовой информации приобретают особую актуальность для любого человека.
Для профессионального сообщества предъявляются еще более высокие требования. В настоящее время стоит задача подготовки и переподготовки кадров, способных воспринять и обеспечить реализацию передовых идей и технологий информационного общества в конкретных видах профессиональной деятельности, в том числе в полной мере использовать потенциал цифровой трансформации правовой системы государства. Внедрение в учебные программы по повышению квалификации и переподготовке отдельных занятий или кратких курсов по вопросам правовой информатизации призвано способствовать формированию навыков о том, где и как найти правовую информацию, а также как наиболее эффективно использовать ГИПР в профессиональной (управленческой) деятельности.
Принимая во внимание небольшое количество часов, которые отводятся на курсы по повышению квалификации, НЦЗПИ предлагает реализовать следующие подходы к организации занятий:
-
для всех категорий слушателей, деятельность которых связана с управленческими функциями, реализацией государственной информационной политики, идеологической, педагогической, воспитательной работой, медицинской практикой, и иных слушателей, в профессиональной деятельности которых требуются навыки работы с информационно-правовыми ресурсами, ввести в учебные планы (курсы) занятия по использованию ГИПР в профессиональной (управленческой) деятельности в объеме 2, 4 или 6 академических часов;
-
количество часов для конкретных категорий слушателей зависит от объема и специфики выполняемых ими профессиональных (должностных) обязанностей. Это предопределяет и объем требуемых знаний о государственной системе правовой информации, навыков использования конкретных государственных информационно-правовых интернет-ресурсов, автоматизированных информационных систем и информационно-поисковых систем (далее – ИПС) «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE»;
-
занятия рекомендуется проводить в компьютерном классе (при наличии) для обучения работе с ресурсами. При отсутствии компьютерных классов необходимо обеспечить наличие мультимедийных средств для проведения презентаций во время занятий;
-
при отсутствии возможности интегрировать в программу повышения квалификации занятия в объеме 4 или 6 академических часов рекомендуется провести для слушателей дополнительно обучающий семинар по данным вопросам;
-
основным источником получения информации по рассматриваемым вопросам является подготовленное НЦЗПИ (
учебно-методическое пособие «Правовая информатизация в Республике Беларусь»), размещенное на Национальной правовом Интернет-портале Республики Беларусь (в пособии содержится необходимая информация по всем вопросам, списки дополнительной литературы по темам, контрольные вопросы и иное);
-
в рамках планирования занятий необходимо исходить из обязательного последовательного освещения трех тематических блоков:
-
общие вопросы функционирования государственной системы правовой информации;
-
государственные информационно-правовые интернет-ресурсы;
-
формирование навыков работы с ИПС «ЭТАЛОН» («ЭТАЛОН-ONLINE»);
-
вопросам работы с ИПС «ЭТАЛОН» («ЭТАЛОН-ONLINE») рекомендуется отвести не менее 50 % времени 2-часового занятия, не менее 2 академических часов в рамках 4- или 6-часовых занятий.
Примерное наполнение занятий по формированию компетенций использования ГИПР в профессиональной деятельности
Вашему вниманию далее предлагается примерное наполнение занятий по формированию компетенций использования ГИПР в профессиональной деятельности продолжительностью 2, 4 и 6 часов.
|
Основы функционирования государственной системы правовой информации Республики Беларусь (ГСПИ)
|
Государственные информационно-правовые ресурсы (ГИПР)*
|
Использование информационно-правовых систем «Эталон», «Эталон- Online» (ИПС) в профессиональной деятельности*
|
2 часа
(общее время занятия)
|
15 – 20 минут
(время на освещение вопросов тематического блока)
|
20 минут
(время на освещение вопросов тематического блока)
|
40 минут
(время на освещение вопросов тематического блока)
|
|
Обзорно раскрываются вопросы:
-
цели и задачи ГСПИ в обеспечении доступа к правовой информации и участии в создании нормативных правовых актов всех заинтересованных;
-
ГИПР (Национальный реестр правовых актов, эталонный банк данных правовой информации, Национальный правовой Интернет-портал и т.д.), обеспечивающие доступ к правовой информации;
-
роль НЦЗПИ в функционировании и развитии ГСПИ, координации деятельности государственных органов, организации системы доступа населения к правовой информации (центры доступа к правовой информации)
|
Обзорно рассматриваются ГИПР сети Интернет как основа в получении официальной, актуальной, достоверной правовой информации, в том числе адаптированной под восприятие детьми и подростками:
-
Национальный правовой Интернет-портал (источник официального опубликования правовых актов, доступ к судебных решениям и иной актуальной правовой информации);
-
Правовой форум Беларуси (ресурс для получения удаленных юридических консультаций, участия в публичных обсуждениях проектов правовых актов);
-
Детский правовой сайт (правовой ресурс для детей и подростков, родителей, психологов, педагогических работников)
|
Практическое обучение работе с (ознакомление с функционалом и информационным наполнением) ИПС:
-
знакомство с интерфейсом ИПС и настройка личного кабинета;
-
освоение видов поиска правовой информации в ИПС;
-
основные базы данных правовой информации;
-
тематические банки данных правовой информации и иное.
В зависимости от вида профессиональной деятельности слушателей* предлагается обратиться к соответствующим тематическим банкам данных, размещенным в ИПС, на примере ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE».
|
4 часа
|
40 минут
|
40 минут
|
2 академических часа
|
|
Более полно раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 2-часового занятия, дополнительно раскрываются вопросы:
-
официальное опубликование правовых актов в Республике Беларусь;
-
использование цифровых технологий для обеспечения доступности правовой информации;
-
имеющиеся возможности для участия населения в разработке проектов нормативных правовых актов (банк данных «Проекты законов», публичное обсуждение проектов правовых актов и т.д.)
|
Более полно раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 2-часового занятия, в том числе:
-
навыки поиска правовой информации на Портале, в том числе в историко-ориентированных банках данных;
-
удаленное получение юридической помощи на Правовом форуме Беларуси;
-
прикладные аспекты публичного обсуждения проектов правовых актов;
-
возможности Детского правового сайта в процессе воспитания и образования подростков
|
Практическое обучение работе с ИПС, в том числе:
-
знакомство с интерфейсом ИПС и настройка личного кабинета;
-
постановка на контроль документов;
-
освоение всех видов поиска в ИПС;
-
формирование навыков получения информации из различных баз данных правовой информации;
-
работа с различными тематическими банками данных правовой информации, необходимой в деятельности специалистов, проходящих переподготовку. Предлагается поработать с соответствующими тематическими банками данных на примере ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE».
|
6 часов
|
2 академических часа
|
2 академических часа
|
2 академических часа
|
|
Более полно раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 4-часового занятия, дополнительно раскрываются вопросы:
-
основы правового регулирования правовой информатизации Республики Беларусь;
-
цифровизация нормотворческой деятельности (функционирование автоматизированной информационной системы (АИС) формирования Национального реестра правовых актов, а также перспективная разработка АИС, охватывающая все стадии нормотворческого процесса)
|
Более полно и глубоко раскрываются вопросы, изложение которых предлагается в рамках 4-часового занятия. Делается упор на прикладное значение ресурсов для соответствующих целевых групп слушателей.
|
Подходы к организации занятия соответствуют изложенным в рамках 4-часового занятия
|
* При изучении вопросов функционирования ГИПР, ИПС предлагается учитывать особенности профессиональных интересов конкретных слушателей (педагоги, психологи, управляющие работники и др.) и соответственно делать больший упор на отдельные ресурсы ГИПР и тематические банки данных ИПС, например:
- педагогическим и иным работникам системы образования будут полезны знания по использованию потенциала Детского правового сайта, а также навыки работы с тематическими банками данных «Образование», «В помощь идеологическому работнику», «Права несовершеннолетних» и другими;
- работникам государственных органов, руководящим работникам различных уровней будут полезны банки данных «Административные процедуры», «Государственные органы Республики Беларусь (должностные лица) и иные государственные организации», «Нормотворчество», «Технические нормативные правовые акты», «Труд и профсоюзное движение»;
- бухгалтерам и экономистам будут полезны банки данных «В помощь бухгалтеру и экономисту», «Закупки», «Евразийская экономическая интеграция».
Литература для использования при подготовке к проведению занятия или самоподготовке
Вопросы развития ГСПИ в Республике Беларусь, а также системное представление о ее информационных ресурсах, средствах систематизации правовой информации рассмотрены в учебно-методическом пособии «Правовая информатизация в Республике Беларусь», целью которого является формирование информационно-правовой компетентности широкого круга специалистов и обучающихся, включая знания о способах и механизмах получения полной, достоверной и актуальной правовой информации в республике, навыки информационно-правовой деятельности:
При изучении вопросов устройства и функционирования ГСПИ и ГИПР предлагается обратиться к следующим источникам:
-
Браусов, А. М.
Генезис и современное состояние правовой информатизации в Республике Беларусь / А. М. Браусов // Право.by. – 2014. – № 4. – С. 113–121.
-
Коваленко, Е. И.
Актуальные вопросы развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь в эпоху цифровой трансформации / Е. И. Коваленко // Информационные технологии и право : Правовая информатизация – 2018 : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17 мая 2018 г. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь ; под общ. ред. Е. И. Коваленко. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2018. – С. 176–185.
-
Коваленко, Е. И.
Государственная система правовой информатизации Республики Беларусь в условиях цифровой трансформации общества / Е. И. Коваленко // Информационное право. – 2018. – № 3. – С. 8–13.
-
Коваленко, Е. И.
Доступ к информации: правовые гарантии в условиях информационного общества / Е. И. Коваленко // Информационное право. – 2019. – № 3. – С. 4–8.
-
Коваленко, Е. И.
Развитие государственной системы правовой информации – актуальное направление правовой политики суверенной Беларуси / Е. И. Коваленко // Право.by. – 2015. – № 6. – С. 5–11.
-
Перепелица, Е. В.
Институт публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов в условиях становления электронной демократии / Е. В. Перепелица // Право.by. – 2018. – № 3. – С. 20–25.
-
Радиванович, Н. Н.
О некоторых подходах при организации поиска в информационно-правовых системах / Н. Н. Радиванович // Информационные технологии и право : Правовая информатизация – 2018 : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17 мая 2018 г. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь ; под общ. ред. Е. И. Коваленко. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2018. – С. 246–251.
-
Радиванович, Н. Н.
О технологии формирования и ведения банков данных локальных правовых актов / Н. Н. Радиванович // Актуальные вопросы развития правовой информатизации в условиях формирования информационного общества : сб. науч. ст. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь ; под общ. ред. Е. И. Коваленко. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2017. – С. 428–432.
-
Сазончик, О. В.
Технология официального опубликования в Республике Беларусь: история и перспективы / О. В. Сазончик // Актуальные вопросы развития правовой информатизации в условиях формирования информационного общества : сб. науч. ст. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь ; под общ. ред. Е. И. Коваленко. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2017. – С. 33–43.
-
Спивак, О. И.
Особенности реализации поиска по одной строке в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН» / О. И. Спивак, М. К. Скоробогатая // Информационные технологии и право : Правовая информатизация – 2018 : сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17 мая 2018 г. / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь ; под общ. ред. Е. И. Коваленко. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2018. – С. 286–290.
-
Шаршун, В. А.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь как фактор развития правовой системы / В. А. Шаршун // Право.by. – 2019. – № 3. – С. 97–105.
-
Шаршун, В. А.
Сводная редакция (контрольное состояние) текста нормативного правового акта в информационно-поисковых системах: природа и правовой статус / В. А. Шаршун // Право.by. – 2016. – № 4. – С. 92–98.
-
Шаршун, В.А. ПЦПИ 2.0: информационно-правовой сервис в библиотечной среде // Право.by. – 2021. – № 1. – С. 106–110.
-
Шаршун, В.А. Цифровизация нормотворческой деятельности: понятие и содержание // Право.by. – 2020. – № 3. – С. 95–101.
-
Чупракова, И. А.
Об актуальных направлениях развития правовой информатизации Республики Беларусь по формированию правовой культуры студенческой молодежи на современном этапе / И. А. Чупракова // Право.by. – 2019. – № 3. – С. 124–127.
-
Чупракова, И. А.
Значение правовой информатизации для социально-экономического развития Республики Беларусь / И. А. Чупракова // Право.by. – 2014. – № 6. – С. 91–97.
-
Чупракова, И. А. Правовые и организационно-функциональные основы развития центров доступа к правовой информации Республики Беларусь на современном этапе / И. А. Чупракова // Право.by. – 2018. – № 3. – С. 102–105.
Примерный перечень вопросов для контроля и самоконтроля
-
Государственная система правовой информации Республики Беларусь: понятие и структура, ресурсы, основные процессы.
-
Роль Национального центра правовой информации Республики Беларусь в координации правовой информатизации в Республике Беларусь.
-
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – общегосударственная система учета и регистрации правовых актов национального законодательства.
-
Официальное опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов.
-
Понятие и информационное наполнение эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь.
-
Банки данных правовой информации (понятие, виды, информационное наполнение, особенности применения в профессиональной деятельности).
-
Информационно-поисковые системы «Эталон» («ЭТАЛОН-ONLINE») как специализированные государственные ресурсы, обеспечивающие эффективную работу с эталонной и иными видами правовой информации.
-
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь как основной государственный информационный ресурс глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации.
-
Правовой форум Беларуси – основная Интернет-площадка по проведению публичных обсуждений проектов нормативных правовых актов, а также сайт, обеспечивающий получение удаленной правовой помощи.
-
Детский правовой сайт – специализированный ресурс в области правового просвещения детей и подростков в Республике Беларусь.
Тематические банки данных, размещенные в ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE»