Проекты законов (текст) |bills1

 

Проект

Внесен Советом Министров

Республики Беларусь

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об изменении законов по вопросам занятости населения

Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

Статья 1. Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» изложить в новой редакции:

 

«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О занятости населения

Настоящий Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционного права граждан на труд.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

агентство по трудоустройству – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Республики Беларусь, оказывающие гражданам услуги по содействию в трудоустройстве и включенные в Реестр агентств по трудоустройству (далее – Реестр);

безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая работать по трудовому договору, осуществлять деятельность по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее, если не указано иное, – гражданско-правовой договор), а также иную деятельность, приносящую доход, не может применить свою рабочую силу;

безработный – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь (далее, если не указано иное, – граждане), не имеющие работы, за которую должна выплачиваться заработная плата, не получающие вознаграждение по гражданско-правовому договору, а также не осуществляющие иную деятельность, приносящую доход, которые зарегистрированы в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней;

броня для приема на работу – минимальное количество рабочих мест, установленное Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами нанимателям для трудоустройства отдельных категорий безработных и родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица);

гражданин, обратившийся по вопросам трудоустройства, –гражданин, который в соответствии с положениями настоящего Закона не может быть зарегистрирован безработным, иностранный гражданин и лицо без гражданства, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, а также иностранный гражданин и лицо без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, зарегистрированные в органе по труду, занятости и социальной защите для оказания содействия в поиске работы;

занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, вознаграждение по гражданско-правовому договору или иной доход;

квота для приема на работу инвалидов – количество рабочих мест в процентах от списочной численности работников, устанавливаемое Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами, которые наниматель обязан выделить и (или) создать для трудоустройства и занятости инвалидов;

органы государственной службы занятости населения – Министерство труда и социальной защиты, комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;

оплачиваемые временные работы – общедоступные виды работ, выполняемые по срочным трудовым договорам (за исключением контрактов) или гражданско-правовым договорам, имеющие полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной материальной поддержки безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства;

профессиональная ориентация (далее – профориентация) – составная часть системы профориентации населения, направленная на содействие профессиональному самоопределению и становлению личности, оказанию безработным и гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства, практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий с учетом личностных способностей, склонностей, а также потребностей рынка труда;

работники, находящиеся под угрозой увольнения, – работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, или работающие на условиях неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, или находящиеся в отпуске без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, или не работающие в связи с простоем не по вине работника;

свободное рабочее место (вакансия) – предусмотренная штатным расписанием должность служащего (профессия рабочего), на которую не принят работник по трудовому договору;

субсидируемое рабочее место – рабочее место для трудоустройства отдельных категорий безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, с частичной компенсацией (финансированием) нанимателям затрат на оплату труда таких лиц.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области содействия занятости населения

1. Отношения в области содействия занятости населения регулируются законодательством о занятости населения, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

2. Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения.

3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Международное сотрудничество в области содействия занятости населения

Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области содействия занятости населения с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями в порядке, установленном законодательством, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, а в части трудоустройства – на иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь.

Статья 5. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору или осуществляющие деятельность у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовому договору, за исключением граждан, занятых на оплачиваемых временных работах по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

осуществляющие уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом, а также за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;

проходящие военную службу, службу в военизированных организациях или альтернативную службу;

являющиеся учредителями (участниками, членами) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ и членов некоммерческих организаций;

являющиеся адвокатами, нотариусами.

Статья 6. Регистрация граждан в органах по труду, занятости и социальной защите, оказание им содействия в поиске работы, снятие их с учета

1. Граждане при обращении в органы по труду, занятости и социальной защите могут быть зарегистрированы безработными или гражданами, обратившимися по вопросам трудоустройства.

Регистрация граждан безработными и гражданами, обратившимися по вопросам трудоустройства, осуществляется по месту жительства либо месту пребывания органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении, если иное не установлено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. При регистрации гражданин представляет документы и (или) сведения, предусмотренные законодательными актами.

Срок нахождения на учете безработного и гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, не может превышать 12 календарных месяцев со дня их регистрации соответственно безработным или гражданином, обратившимся по вопросам трудоустройства. При этом в срок нахождения безработного на учете не засчитывается период прохождения подготовки, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или освоения содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых в дневной форме получения образования по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (далее, если не указано иное, – обучение).

2. Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении назначена пенсия по возрасту, за выслугу лет, профессиональная пенсия, а также социальная пенсия при достижении возраста 60 лет женщинами, 65 лет мужчинами;

признанные по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными;

отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;

находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях;

в отношении которых вступило в законную силу судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица;

представившие для регистрации безработным документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработной плате (вознаграждении по гражданско-правовому договору, ином доходе);

обучающиеся в дневной форме получения образования в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

являющиеся выпускниками, молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими), которым место работы предоставлено путем распределения, трудоустройства в счет брони, перераспределения, направленные, перенаправленные на работу и не отработавшие установленные законодательством об образовании сроки обязательной работы.

Гражданами, обратившимися по вопросам трудоустройства, не могут быть зарегистрированы граждане:

зарегистрированные безработными;

не достигшие 14-летнего возраста;

отбывающие наказание по приговору суда в виде ареста, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;

находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях;

признанные по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными.

3. Граждане, ранее снятые с учета безработных по основаниям, предусмотренным абзацами третьим – шестым, восьмым, десятым, одиннадцатым и тринадцатым части первой пункта 4 настоящей статьи, при обращении в орган по труду, занятости и социальной защите повторно могут быть зарегистрированы безработными по истечении 12-месячного периода с даты последнего снятия их с учета.

Граждане, в отношении которых судом приняты решения о взыскании в пользу органов по труду, занятости и социальной защите сумм выплаченных им пособий по безработице, стипендий, пособий по беременности и родам, материальной помощи, субсидий для организации предпринимательской деятельности, денежных выплат при переселении на новое место жительства и работы, а также фактических затрат органов по труду, занятости и социальной защите, связанных с организацией их обучения, повторно могут быть зарегистрированы безработными по истечении 12-месячного периода с даты последнего снятия с учета при условии полного возмещения взыскиваемых средств.

4. Снятие с учета безработного осуществляется в случаях:

трудоустройства, а также наступления иных обстоятельств, при наличии которых гражданин считается занятым в соответствии со статьей 5 настоящего Закона;

неявки без уважительных причин безработного на переговоры к двум нанимателям по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней с даты выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу;

подачи им письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;

неявки без уважительных причин безработного более двух месяцев с даты последней явки в орган по труду, занятости и социальной защите по приглашению этого органа;

получения им пособия по безработице на основании подложных, поддельных, недействительных документов или недостоверных сведений;

назначения ему в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии, а также социальной пенсии при достижении возраста 60 лет женщинами, 65 лет мужчинами;

отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

подачи им письменного заявления о снятии с учета безработных в связи с изменением места жительства (места пребывания);

досрочного прекращения с безработным, направленным на обучение органом по труду, занятости и социальной защите, образовательных отношений (отчисления) по основаниям, предусмотренным подпунктом 4.2 пункта 4, подпунктами 5.2, 5.5, 5.11, 5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

отказа от трудоустройства к нанимателю, с которым заключен договор об обучении и трудоустройстве между органом по труду, занятости и социальной защите, безработным и нанимателем (далее – трехсторонний договор);

смерти безработного;

истечения 12 календарных месяцев со дня регистрации безработным в органе по труду, занятости и социальной защите без учета периода прохождения им обучения;

осуждения по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы на определенный срок или пожизненному лишению свободы, направления в лечебно-трудовой профилакторий;

признания безработного по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособным;

вступления в законную силу судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица;

приема (зачисления) в учреждение образования, организацию, реализующую образовательные программы научно-ориентированного образования, иную организацию, к индивидуальному предпринимателю, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, на дневную форму получения образования, за исключением приема (зачисления) безработного, направленного на обучение органом по труду, занятости и социальной защите.

При наличии уважительных причин, повлекших наступление обстоятельств, указанных в абзацах третьем и пятом части первой настоящего пункта, они подтверждаются документально.

5. Снятие с учета гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, осуществляется в случаях:

трудоустройства;

подачи им письменного заявления о снятии с учета граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства;

неявки без уважительных причин гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, более двух месяцев с даты последней явки в орган по труду, занятости и социальной защите;

признания гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособным;

истечения 12 календарных месяцев со дня регистрации гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, в органе по труду, занятости и социальной защите;

осуждения по приговору суда к аресту, лишению свободы на определенный срок или пожизненному лишению свободы, направления в лечебно-трудовой профилакторий;

смерти гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства.

6. Органы по труду, занятости и социальной защите в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о снятии безработного и гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, с учета письменно либо посредством СМС-оповещений уведомляют их о снятии с учета с указанием причины.

7. Формы документов, необходимых для учета безработных и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, и порядок их заполнения устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.

8. Порядок регистрации граждан безработными или обратившимися по вопросам трудоустройства, а также порядок оказания им содействия в поиске работы и снятия их с учета определяются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 7. Подходящая работа

1. Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых временных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом его образования, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней должности служащего (профессии рабочего), транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

По истечении месяца со дня регистрации безработным в случае невозможности предоставления безработному работы по имеющейся профессии рабочего, специальности, квалификации подходящей может считаться работа, требующая изменения должности служащего (профессии рабочего), специальности, квалификации с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней должности служащего (профессии рабочего) и доступных для него средств обучения.

По истечении шести месяцев со дня регистрации безработным подходящей считается любая работа, за исключением оплачиваемых временных работ, для следующих категорий безработных:

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (12 и более месяцев);

отказавшихся от предложения органа по труду, занятости и социальной защите пройти подготовку, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

прекративших трудовой договор по соглашению сторон, желанию работника (за исключением прекращения трудового договора при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора) либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, признаваемым в соответствии с законодательными актами дискредитирующими обстоятельствами увольнения, по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и 6 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также уволенных за нарушение воинской или служебной дисциплины;

с которыми образовательные отношения досрочно прекращены по инициативе учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных подпунктами 5.2, 5.5, 5.11, 5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

2. Подбор подходящей работы безработным осуществляется исходя из сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), размещенных в Общереспубликанском банке вакансий на информационном портале государственной службы занятости.

3. Подходящей для безработных не может считаться работа, если:

она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства (места пребывания) безработного;

отказ от нее обоснован уважительными причинами личного и семейного характера;

условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда;

предлагаемая заработная плата на 30 и более процентов ниже средней заработной платы (денежного довольствия), исчисленной за два последних календарных месяца по последнему месту работы по трудовому договору, военной службы (службы в военизированной организации).

4. Безработному не может быть предложено одно и то же свободное рабочее место (вакансия) дважды.

5. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства (места пребывания) безработного определяется Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами с учетом транспортной доступности нового места работы.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 8. Основные направления государственного регулирования в области содействия занятости населения

Основными направлениями государственного регулирования в области содействия занятости населения являются:

определение и проведение единой государственной политики;

разработка и реализация государственных программ в области содействия занятости населения, концепций, направленных на повышение эффективности занятости населения, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости;

обеспечение выполнения требований законодательства о занятости населения;

развитие международного сотрудничества;

правовое регулирование в области содействия занятости населения на основе соблюдения прав граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, а также совершенствование законодательства о занятости населения;

развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения.

Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в области содействия занятости населения

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области содействия занятости населения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 10. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области содействия занятости населения

Совет Министров Республики Беларусь в области содействия занятости населения:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

обеспечивает разработку и реализацию государственных программ и утверждает их;

обеспечивает развитие международного сотрудничества;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 11. Полномочия Министерства труда и социальной защиты в области содействия занятости населения

Министерство труда и социальной защиты в области содействия занятости населения:

проводит единую государственную политику и координирует работу по реализации законодательства о занятости населения;

разрабатывает и реализует государственные программы, концепции;

координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, осуществляет взаимодействие с другими государственными органами и иными организациями;

координирует деятельность комитетов по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета и управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;

анализирует состояние и использование трудовых ресурсов, осуществляет анализ занятости населения, разрабатывает прогнозную оценку состояния рынка труда;

разрабатывает предложения по повышению мобильности трудовых ресурсов, определяет направления территориального перемещения трудовых ресурсов в Республике Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 12. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области содействия занятости населения

Местные исполнительные и распорядительные органы в области содействия занятости населения в соответствии со своей компетенцией:

участвуют в разработке и обеспечивают реализацию государственных программ, концепций на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

обеспечивают реализацию информационных мероприятий;

приостанавливают на срок до шести месяцев решение нанимателей о массовом высвобождении работников в случае затруднения их дальнейшего трудоустройства на территории соответствующей административно-территориальной единицы или принимают решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 13. Взаимодействие органов государственной службы занятости населения с другими государственными органами, иными организациями

Органы государственной службы занятости населения на безвозмездной основе:

обмениваются с государственными органами сведениями, необходимыми для выполнения задач, входящих в их компетенцию;

запрашивают и получают из информационных ресурсов (систем) персональные данные, в том числе специальные персональные данные, необходимые для учета граждан, обращающихся в органы по труду, занятости и социальной защите по вопросам оказания содействия в трудоустройстве, назначения и осуществления им выплаты пособия по безработице и иных социальных выплат безработным, предусмотренных законодательством.

Статья 14. Финансирование мероприятий в области содействия занятости населения

1. Финансирование мероприятий в области содействия занятости населения осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерству труда и социальной защиты на указанные цели.

2. Средства республиканского бюджета направляются на:

обучение граждан;

оплачиваемые временные работы;

переселение безработных и членов их семей в связи с переездом на работу в другую местность;

финансовую поддержку в виде субсидий для организации индивидуальной предпринимательской деятельности;

субсидируемые рабочие места;

информационную, профориентационную и просветительскую работу, направленную на решение вопросов занятости населения;

выплату пособия по безработице и иные социальные выплаты безработным, предусмотренные законодательством;

создание, внедрение, эксплуатацию, развитие (доработку) и сопровождение государственных информационных систем и ресурсов (систем) органов государственной службы занятости населения;

финансирование и компенсацию затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов.

ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 15. Право граждан на выбор профессии, рода занятий и работы

Граждане имеют право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. Указанное право реализуется посредством прямого обращения к нанимателю, получения бесплатного содействия органов по труду, занятости и социальной защите и помощи агентств по трудоустройству.

Статья 16. Право граждан на консультацию и получение информации в органах государственной службы занятости населения, профориентацию и обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах по труду, занятости и социальной защите в целях выбора профессии, рода занятий, трудоустройства, возможности обучения.

2. Безработные и граждане, обратившиеся по вопросам трудоустройства, имеют право на бесплатную профориентацию.

3. Безработные и граждане, обратившиеся по вопросам трудоустройства, из числа осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет (мать (мачеха), отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун), за исключением находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, имеют право на бесплатное обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Статья 17. Право на пособие по безработице

1. Безработные имеют право на пособие по безработице.

Пособие по безработице назначается органом по труду, занятости и социальной защите. Решение о назначении пособия по безработице или об отказе в его назначении принимается органом по труду, занятости и социальной защите в течение десяти рабочих дней с даты регистрации гражданина безработным.

Пособие по безработице назначается безработным, зарегистрировавшимся в органе по труду, занятости и социальной защите в течение месяца с даты увольнения, окончания срока действия или расторжения гражданско-правового договора, прекращения образовательных отношений (отчисления) в связи с получением образования, которые:

не менее пяти лет, предшествующих регистрации безработными, состояли в трудовых отношениях и уволены с последнего места работы по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части второй статьи 35, частью четвертой статьи 40, частью первой статьи 41 и пунктами 2 – 4, 7 и 8 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь, и (или) осуществляли деятельность по гражданско-правовым договорам с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

уволены с военной службы (за исключением уволенных со срочной военной службы), службы в военизированной организации по состоянию здоровья или в связи с необходимостью переезда семьи в другую местность;

уволены со срочной военной службы и альтернативной службы;

являются выпускниками учреждений образования, получившими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.

Пособие по безработице также назначается безработным из числа граждан, прекративших осуществление ухода за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и зарегистрировавшимся в органе по труду, занятости и социальной защите в течение месяца с даты прекращения такого ухода, и безработным из числа граждан в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу.

Срок, указанный в абзаце первом части третьей и части четвертой настоящего пункта, продлевается на период, в течение которого у безработного имелась уважительная причина, подтвержденная документально, препятствующая ему зарегистрироваться в органе по труду, занятости и социальной защите.

Пособие по безработице не назначается безработным, которым назначена пенсия по инвалидности.

2. За безработным, направленным органом по труду, занятости и социальной защите на обучение в рамках трехстороннего договора, сохраняется право на пособие по безработице.

В случае, если период обучения превышает установленный пунктами 1 и 2 статьи 18 настоящего Закона период выплаты пособия по безработице, выплата пособия по безработице продлевается на срок обучения.

3. Пособие по безработице выплачивается путем перечисления денежных средств на базовый счет, открытый его получателем в банке, не реже одного раза в месяц при условии явки безработного в установленном настоящим Законом порядке в органы по труду, занятости и социальной защите. Суммы пособия по безработице, не востребованные гражданином в период регистрации безработным, выплачиваются единовременно за прошлое время, но не более чем за три года до дня обращения за получением пособия по безработице.

4. Размер пособия по безработице устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Статья 18. Периоды выплаты пособия по безработице

1. Выплата пособия по безработице осуществляется безработным в течение 13 календарных недель с даты их регистрации, за исключением безработных, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Безработным, зарегистрированным в органе по труду, занятости и социальной защите по месту жительства на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда, и безработным за пять лет до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста выплата пособия по безработице осуществляется в течение 26 календарных недель с даты их регистрации.

3. Выплата пособия по безработице не осуществляется в период:

выплаты пособия по беременности и родам;

прохождения безработным аттестации при освоении содержания образовательных программ в вечерней, заочной, дистанционной формах получения образования и в форме соискательства в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

прохождения безработным военных, специальных или учебных сборов, исполнения государственных или общественных обязанностей;

направления на освоение содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) органом по труду, занятости и социальной защите в рамках двустороннего договора, заключенного между органом по труду, занятости и социальной защите и безработным.

4. Периоды, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Статья 19. Приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице

1. Выплата пособия по безработице приостанавливается на месяц в случаях:

неявки безработного без уважительных причин в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение) – с даты приглашения в орган по труду, занятости и социальной защите;

неявки безработного без уважительных причин на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней с даты выдачи ему органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу;

невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых временных работах в порядке, определяемом законодательством;

отсутствия на учебных занятиях без уважительных причин более 25 процентов учебного времени в месяце обучения;

отказа безработного от предложения подходящей работы (обучения);

если безработный самостоятельно не занимался поиском работы и не информировал об этом орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию.

При наличии уважительных причин, повлекших наступление обстоятельств, указанных в абзацах втором – пятом части первой настоящего пункта, они подтверждаются документально.

2. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

3. Орган по труду, занятости и социальной защите письменно либо посредством СМС-оповещений уведомляет безработного в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении ему выплаты пособия по безработице с указанием причин.

4. Выплата пособия по безработице прекращается в случае истечения периода его получения либо снятия безработного с учета.

Статья 20. Право на обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной службы занятости населения и их должностных лиц

Граждане и организации, считающие, что решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения и их должностных лиц ущемляют их права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать эти решения, действия (бездействие) в вышестоящие государственные органы (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 21. Обязанности граждан в области содействия занятости населения

1. Безработные обязаны:

самостоятельно заниматься поиском работы и информировать о результатах орган по труду, занятости и социальной защите по его требованию;

являться в орган по труду, занятости и социальной защите по его приглашению для получения направления на работу (обучение);

явиться на переговоры с нанимателем по вопросу о трудоустройстве в течение двух рабочих дней со дня выдачи органом по труду, занятости и социальной защите направления на работу, в том числе в электронном виде;

возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите в случае отказа нанимателя в трудоустройстве выданное направление на работу с указанием причины отказа, заверенное подписью уполномоченного должностного лица нанимателя, за исключением направлений на работу, полученных в электронном виде;

информировать в течение двух рабочих дней орган по труду, занятости и социальной защите об изменении места жительства (места пребывания), самостоятельном трудоустройстве, заключении гражданско-правового договора, наступлении иных обстоятельств, влекущих снятие с учета безработных, прекращение или приостановление выплаты пособия по безработице.

Безработные обязаны возместить незаконно полученное пособие по безработице. Обращение взыскания на пособие по безработице осуществляется в порядке, установленном законодательством.

2. Безработные и иные категории граждан, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на обучение, несут обязанности, предусмотренные законодательством об образовании.

3. Безработные и иные категории граждан, направленные органами по труду, занятости и социальной защите на обучение, возмещают фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите, связанные с организацией их обучения, в случаях:

досрочного прекращения образовательных отношений (отчисления) по основаниям, предусмотренным подпунктом 4.2 пункта 4, подпунктами 5.2, 5.5, 5.11, 5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

несдачи экзамена в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел в течение трех месяцев после освоения содержания образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;

отказа от трудоустройства к нанимателю, с которым заключен трехсторонний договор;

неотработки у нанимателя, с которым заключен трехсторонний договор, установленного срока обязательной работы, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым – четвертым пункта 4 настоящей статьи.

4. Граждане, указанные в пункте 3 настоящей статьи, освобождаются от возмещения фактических затрат органов по труду, занятости и социальной защите, связанных с организацией их обучения, в случае, если они не отработали установленный срок обязательной работы у нанимателя, с которым заключен трехсторонний договор, по причине:

перевода с их согласия к другому нанимателю или перехода на выборную должность служащего (пункт 4 части второй статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь);

нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора, поступления на военную службу по контракту (часть первая статьи 41 Трудового кодекса Республики Беларусь);

увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 3 и 5 статьи 42, пунктах 1 – 3, 6 и 7 статьи 44 и пунктом 12 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 22. Государственная политика и гарантии государства в области содействия занятости населения

1. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюз) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника;

реализацию права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

создание условий для полной занятости населения;

ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

предоставление дополнительных гарантий занятости безработным, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

участие профсоюзов, иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства), государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения;

создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность агентств по трудоустройству.

2. Гражданам гарантируются:

право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей;

охрана труда, в том числе здоровые и безопасные условия труда, правовая защита от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;

бесплатное содействие в подборе работы и трудоустройстве.

3. Безработным в соответствии с настоящим Законом гарантируются:

бесплатная профориентация, поддержка, обучение с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися призванием, способностями, навыками и особенностями состояния здоровья;

пособие по безработице;

компенсация затрат в связи с направлением органом по труду, занятости и социальной защите на обучение в другую местность;

содействие в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом на работу в другую местность в порядке и на условиях, определяемых Министерством труда и социальной защиты;

бесплатный предварительный (при поступлении на работу) обязательный медицинский осмотр, а также бесплатный медицинский осмотр при направлении органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых;

возможность участия в оплачиваемых временных работах;

содействие в организации индивидуальной предпринимательской деятельности с предоставлением субсидии в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;

содействие в приобретении опыта практической работы.

Статья 23. Государственная служба занятости населения

1. Государственная служба занятости населения создана для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий.

2. Основными задачами государственной службы занятости населения являются:

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о сложившейся ситуации на рынке труда;

разработка и реализация государственных программ в области содействия занятости населения;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;

организация профориентации, обучения;

регистрация граждан безработными и выплата пособия по безработице;

регистрация граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства;

ведение учета свободных рабочих мест (вакансий), учета сведений о подборе граждан для осуществления деятельности по гражданско-правовому договору, а также сведений о рабочих местах, планируемых к созданию и замещению;

повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

содействие безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности;

организация работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом на работу в другую местность;

содействие в организации оплачиваемых временных работ;

содействие безработным в приобретении опыта практической работы;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

3. Порядок деятельности государственной службы занятости населения определяется Советом Министров Республики Беларусь.

4. Органы государственной службы занятости населения в области содействия занятости населения координируют свою деятельность в пределах компетенции с деятельностью профсоюзов и нанимателей.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами государственной службы занятости населения бесплатно.

Статья 24. Информационный портал государственной службы занятости

1. Информационный портал государственной службы занятости является государственной информационной системой и создан в целях предоставления государственной службой занятости услуг населению и нанимателям в электронном виде посредством глобальной компьютерной сети Интернет.

2. Владельцем информационного портала государственной службы занятости является Министерство труда и социальной защиты.

3. На информационном портале государственной службы занятости размещен Общереспубликанский банк вакансий, содержащий сведения о наличии свободных рабочих мест (вакансий), а также допускается размещение иной информации, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

4. Размещение сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), не опубликованных в Общереспубликанском банке вакансий, на информационном портале государственной службы занятости, иных информационных ресурсах запрещается. Размещение сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) на иных информационных ресурсах возможно только при условии ссылки на Общереспубликанский банк вакансий на информационном портале государственной службы занятости.

5. Порядок функционирования информационного портала государственной службы занятости определяется Министерством труда и социальной защиты.

Статья 25. Деятельность агентств по трудоустройству

1. Трудоустройство на территории Республики Беларусь граждан может осуществляться при содействии агентств по трудоустройству.

2. Министерством труда и социальной защиты в целях учета агентств по трудоустройству осуществляется ведение Реестра. Оказание гражданам услуг по содействию в трудоустройстве без включения в Реестр не допускается.

3. Перечень услуг по содействию в трудоустройстве, оказываемых агентствами по трудоустройству, порядок формирования и ведения Реестра определяются Советом Министров Республики Беларусь.

4. Агентства по трудоустройству ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным, представляют в Министерство труда и социальной защиты информацию об оказываемых услугах. В случае непредставления в установленный срок такой информации агентства по трудоустройству исключаются из Реестра по решению Министерства труда и социальной защиты с 1 февраля текущего года и могут быть повторно включены в Реестр не ранее 1 января года, следующего за годом исключения из Реестра.

Статья 26. Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения отдельным категориям безработных

1. Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения обеспечиваются органами по труду, занятости и социальной защите следующим категориям безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда:

детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;

инвалидам;

лицам, освобожденным от наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа и лишения свободы на определенный срок;

лицам, прекратившим нахождение в лечебно-трудовых профилакториях;

лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией и прошедшим медицинскую реабилитацию, в отношении которых разработаны индивидуальные программы социальной реабилитации по форме, установленной Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты, Министерством внутренних дел;

лицам в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу;

лицам за пять лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

ветеранам боевых действий на территории других государств, указанным в пунктах 1 – 3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах»;

лицам, уволенным с военной службы (за исключением уволенных со срочной военной службы), службы в военизированной организации по состоянию здоровья, в связи с необходимостью переезда семьи в другую местность;

лицам, уволенным со срочной военной службы и альтернативной службы;

лицам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.

2. Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения безработным, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обеспечиваются путем разработки и реализации государственных программ в области содействия занятости населения, создания и сохранения рабочих мест для инвалидов, в том числе специализированных, предоставления первого рабочего места, установления брони для приема на работу, а также установления квоты для приема на работу инвалидов и реализации других мер в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства.

3. Порядок и условия предоставления первого рабочего места определяются Советом Министров Республики Беларусь.

4. Порядок установления брони для приема на работу безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

5. Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения организации, признанной банкротом, в отношении которой открыто ликвидационное производство, обязаны принимать меры по созданию новых рабочих мест, а также по трудоустройству работников таких организаций.

6. Органы по труду, занятости и социальной защите обеспечивают трудоустройство обязанных лиц, направленных по судебному постановлению о трудоустройстве обязанного лица в органы по труду, занятости и социальной защите, путем установления брони для приема их на работу в порядке и на условиях, определенных для безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

7. Безработные из числа граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, имеющие стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, дающий право на пенсию по возрасту на общих основаниях в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице имеют право на пенсию по возрасту со снижением не более чем на один год общеустановленного пенсионного возраста.

Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии, указанной в части первой настоящего пункта, в период до достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Статья 27. Квоты для приема на работу инвалидов и их выполнение

1. Для обеспечения трудоустройства и занятости инвалидов нанимателям устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов.

Квоты для приема на работу инвалидов не устанавливаются организациям, являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, некоммерческим организациям, бюджетным организациям и иным организациям, получающим субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

2. Порядок установления нанимателям квот для приема на работу инвалидов и их выполнения определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 28. Профориентация и обучение граждан по направлению органов по труду, занятости и социальной защите

1. Профориентация безработных, граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите в целях оказания практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом способностей, склонностей, профессиональных интересов личности и потребностей рынка труда. Порядок осуществления профориентации определяется Министерством труда и социальной защиты.

2. Обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите осуществляется по образовательным программам дополнительного образования взрослых в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите осуществляется в рамках трехстороннего договора, за исключением освоения содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов). Освоение содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) осуществляется в рамках двустороннего договора.

3. Безработные направляются органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в случае, если:

невозможно подобрать подходящую работу по причине отсутствия у безработного необходимой подготовки по должности служащего (профессии рабочего), специальности, квалификации;

необходимо изменить должность служащего (профессию рабочего), специальность, квалификацию в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

безработным утрачена способность к выполнению работы по приобретенным ранее должности служащего (профессии рабочего), специальности, квалификации или возникли медицинские противопоказания к ее выполнению.

4. Граждане, обратившиеся по вопросам трудоустройства, из числа осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет (мать (мачеха), отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун), за исключением находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, могут быть направлены органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в порядке и на условиях, определенных для безработных.

5. В период прохождения обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите оказание содействия в поиске подходящей работы безработным приостанавливается.

6. Безработному не может быть предложена дважды подготовка, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации по одной и той же должности служащего (профессии рабочего), специальности или освоение содержания образовательной программы обучающихся курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) по одной и той же образовательной программе.

7. Порядок организации обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите и возмещения фактических затрат органов по труду, занятости и социальной защите, связанных с организацией обучения, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

8. Нанимателями полностью возмещаются органам по труду, занятости и социальной защите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников (пункт 1 части первой статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), за исключением лиц, работавших по профессиям рабочего, тарифицируемых по 1 – 2 разрядам и не требующих профессиональной подготовки, а также работников, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более пяти лет, не проходивших по последнему месту работы в течение пяти лет, предшествующих увольнению, переподготовку или повышение квалификации.

Порядок и условия возмещения нанимателями органам по труду, занятости и социальной защите затрат на переподготовку или повышение квалификации лиц, указанных в части первой настоящего пункта, определяются Министерством труда и социальной защиты.

9. Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых:

работников, уволенных с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, сокращением численности или штата работников (пункт 1 части первой статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь);

работников, впервые нашедших работу;

обязанных лиц;

работников, имевших до приема на работу перерыв в работе более 12 месяцев;

работников, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более пяти лет.

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать учреждениям уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовым профилакториям затраты на профессиональную подготовку или переподготовку лиц, привлекаемых к труду в период их пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы и нахождения в лечебно-трудовых профилакториях.

Порядок и условия компенсации органами по труду, занятости и социальной защите затрат, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, определяются Министерством труда и социальной защиты.

Статья 29. Трудоустройство на субсидируемые рабочие места

1. Органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство отдельных категорий безработных на субсидируемые рабочие места в рамках мероприятий по:

приобретению опыта практической работы;

адаптации инвалидов к трудовой деятельности;

трудоустройству безработных из числа лиц, освобожденных из исправительных или воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений и следственных изоляторов, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы на определенный срок, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

2. Граждане, обратившиеся по вопросам трудоустройства, трудоустраиваются органами по труду, занятости и социальной защите на субсидируемые рабочие места в рамках организации временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время.

Статья 30. Содействие безработным в приобретении опыта практической работы

1. Содействие в приобретении опыта практической работы осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите путем трудоустройства безработных на субсидируемые рабочие места в соответствии с полученной должностью служащего (профессией рабочего), специальностью, квалификацией с заключением срочных трудовых договоров (за исключением контрактов) в соответствии с законодательством о труде, из числа:

выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование;

лиц, прошедших подготовку, профессиональную подготовку или переподготовку в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

лиц, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

лиц, не работавших 12 и более месяцев в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом, а также прохождением срочной военной службы, альтернативной службы.

2. Порядок компенсации затрат нанимателям и условия трудоустройства безработных для приобретения опыта практической работы определяются Министерством труда и социальной защиты.

Статья 31. Организация оплачиваемых временных работ

1. Оплачиваемые временные работы организуются Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами при участии органов по труду, занятости и социальной защите.

2. Безработные и граждане, обратившиеся по вопросам трудоустройства, при выполнении оплачиваемых временных работ не могут привлекаться к деятельности, требующей специальной профессиональной подготовки, а также деятельности, связанной с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

3. Финансирование оплачиваемых временных работ производится за счет средств нанимателей, в интересах которых организуются эти работы, и средств республиканского бюджета.

4. Перечень организаций, в которых организуются оплачиваемые временные работы за счет средств республиканского бюджета, определяется Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами.

5. При приеме граждан на оплачиваемые временные работы характеристика с предыдущего места работы не требуется.

С гражданами в период их нахождения в отпуске без сохранения заработной платы либо с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, направленными (по их желанию) органами по труду, занятости и социальной защите на оплачиваемые временные работы в организации, указанные в пункте 4 настоящей статьи, заключается гражданско-правовой договор.

6. Порядок финансирования и условия осуществления оплачиваемых временных работ, в том числе порядок установления месячной нормы участия безработных в указанных работах, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 5
УЧАСТИЕ НАНИМАТЕЛЕЙ, ПРОФСОЮЗОВ И ИНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РАБОТНИКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 32. Основные права нанимателей в области содействия занятости населения

Наниматели имеют право:

принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;

получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения и их должностных лиц в вышестоящие государственные органы (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательными актами;

предоставлять сведения путем размещения на информационном портале государственной службы занятости о подборе граждан для осуществления деятельности по гражданско-правовому договору либо информацию о рабочих местах, планируемых к созданию и замещению. Форма таких сведений, порядок ее предоставления и заполнения устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.

Статья 33. Обязанности нанимателей в области содействия занятости населения

1. Наниматели обязаны:

участвовать в проведении государственной политики в области содействия занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений;

оказывать помощь в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд;

обеспечивать профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством;

выполнять установленную броню для приема на работу безработных и обязанных лиц;

выполнять квоту для приема на работу инвалидов;

не позднее чем за три месяца письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя и профсоюз о возможных массовых высвобождениях работников по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты. Критерии массового высвобождения работников определяются Министерством труда и социальной защиты;

не менее чем за два месяца до высвобождения работников по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), возраста, места жительства высвобождаемых работников, их уровня образования, квалификации, занимаемой ими должности служащего (профессии рабочего) и размера их средней заработной платы по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;

принимать на работу безработных, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, и обязанных лиц, направленных органами по труду, занятости и социальной защите;

принимать на работу выпускников, которым место работы предоставлено путем распределения, трудоустройства в счет брони, перераспределения, а также направленных, перенаправленных на работу;

принимать на работу инвалидов, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;

создавать рабочие места (в том числе специализированные) для трудоустройства безработных, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона, и обязанных лиц. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается решениями Минского городского исполнительного комитета, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами;

создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания на данном производстве либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий), за исключением указанных в части второй настоящего пункта, в течение пяти дней с даты их образования с указанием условий и размера оплаты труда путем размещения данных сведений на информационном портале государственной службы занятости. Данные сведения предоставляются в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь. Наниматели со списочной численностью работников не более пяти человек включительно вправе предоставлять сведения в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободного рабочего места (вакансии) в письменном виде;

информировать органы по труду, занятости и социальной защите о заполнении либо об исключении из штатного расписания свободных рабочих мест (вакансий), о наличии которых в соответствии с абзацем четырнадцатым части первой настоящего пункта были уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите, в день их заполнения путем размещения сведений, подписанных электронной цифровой подписью, соответствующей требованиям, указанным в абзаце четырнадцатом части первой настоящего пункта, на информационном портале государственной службы занятости. Наниматели со списочной численностью работников не более пяти человек включительно вправе предоставлять данные сведения в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения свободного рабочего места (вакансии) в письменном виде;

предоставлять оплачиваемые временные работы безработным и гражданам, обратившимся по вопросам трудоустройства, в соответствии с перечнями оплачиваемых временных работ, установленными Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами;

осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве обязанных лиц органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, органы принудительного исполнения, исполняющие судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;

предоставлять в органы по труду, занятости и социальной защите информацию в письменной форме, содержащую сведения о создании и (или) выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов;

возместить фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите, связанные с организацией обучения безработных и иных граждан, в случаях:

необоснованного отказа в приеме на работу по полученной должности служащего (профессии рабочего), специальности, присвоенной квалификации при заключении трехстороннего договора;

незаконного увольнения их в период установленного срока обязательной работы.

Наниматель вправе не уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий), если работа по этой вакантной должности служащего (профессии рабочего) выполняется работником дополнительно наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), или сверх продолжительности рабочего времени по основной работе в соответствии с законодательством.

2. Порядок предоставления нанимателями информации о выделении и (или) создании рабочих мест для трудоустройства и занятости инвалидов в счет установленной квоты для приема инвалидов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

3. Формы сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством труда и социальной защиты.

Нанимателям запрещается в сведениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях) указывать дискриминационные условия (пол, расу, национальное и социальное происхождение, религиозные или политические убеждения, имущественное положение, возраст, недостатки физического или психического характера, не препятствующие исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции работника).

4. При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в течение двух рабочих дней с даты трудоустройства гражданина информирует об этом орган по труду, занятости и социальной защите (с указанием даты его приема на работу) посредством информационного портала государственной службы занятости. Наниматели со списочной численностью работников не более пяти человек включительно вправе в пятидневный срок возвратить в орган по труду, занятости и социальной защите направление на работу с указанием даты приема гражданина на работу.

5. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении на работу делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверяет ее личной подписью и возвращает направление гражданину. Ответ по направлению на работу, выданному в электронном виде, направляется нанимателем в орган по труду, занятости и социальной защите посредством информационного портала государственной службы занятости в течение двух рабочих дней.

6. Ликвидация рабочих мест, созданных по решению Минского городского исполнительного комитета, городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов для безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с этими органами.

Статья 34. Участие профсоюзов и иных представительных органов работников в области содействия занятости населения

1. Профсоюзы, иные представительные органы работников, уполномоченные в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, вправе в установленном законодательством порядке принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

2. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией организаций, полной или частичной приостановкой производства по инициативе нанимателя, собственника имущества организации или уполномоченного им органа, может осуществляться лишь при условии предварительного (не позднее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по вопросу о соблюдении прав работников.

3. Предложения профсоюзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством.».

Статья 2. Внесение изменений в законы

1. Внести в Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. следующие изменения:

пункт 1 части первой статьи 16 после слова «брони,» дополнить словами «квоты приема на работу инвалидов,»;

в пункте 7 части третьей статьи 17 и в части второй статьи 38 слово «общественные» заменить словом «временные».

2. В части 1 статьи 192 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь от 11 января 2000 г. слова «трудовому и» заменить словами «трудоустройству в соответствии с законодательством о занятости населения, а также».

3. Абзац шестой подпункта 1.10 пункта 1 статьи 45 и абзац седьмой подпункта 1.10 пункта 1 статьи 47 Бюджетного кодекса Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. исключить.

4. Внести в статью 1 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» следующие изменения:

часть первую после слова «пособия» дополнить словами «(за исключением пособия по безработице)»;

часть третью после слова «пособий» дополнить словами «(за исключением пособия по безработице»)».

5. В части второй статьи 83 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» слова «Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» заменить словами «законодательством о занятости населения».

6. Абзац восьмой статьи 9, абзац шестой статьи 10 и часть вторую статьи 11 Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» исключить.

7. Из абзаца второго части второй статьи 31 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З «О погребении и похоронном деле» слова «, а также безработного, зарегистрированного в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите районного (городского) исполнительного комитета» исключить.

8. Абзацы пятый и седьмой пункта 13 Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, утвержденных Законом Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З, после слова «области» дополнить словом «содействия».

9. Статью 13 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнить словами «о занятости населения».

10. Внести в статью 16 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики» следующие изменения:

часть третью дополнить словами «, законодательством о занятости населения»;

из части пятой слова «, а также осуществляется профессиональная подготовка безработной молодежи по востребованным на рынке труда профессиям» исключить;

часть шестую изложить в следующей редакции:

«Для приобщения молодежи к общественно полезному труду и получения ею трудовых навыков организуется временная трудовая занятость молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. С гражданами, направленными на работу в рамках временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время заключаются срочные трудовые договоры (за исключением контрактов) в порядке, установленном законодательством. При приеме на работу таких граждан характеристика с предыдущего места работы не требуется. Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время определяется Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.».

11. Внести в абзац второй статьи 43 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» следующие изменения:

слово «общественные» заменить словом «временные»;

слово «сфере» заменить словом «области».

12. Внести в статью 14 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З «Об оказании психиатрической помощи» следующие изменения:

абзац седьмой части первой изложить в следующей редакции:

«содействие занятости в соответствии с законодательством о занятости населения (содействие занятости инвалидов, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), осуществляется также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалидов);»;

абзац четвертый части второй дополнить словами «, в соответствии с законодательством о занятости населения».

13. Подпункт 1.6 пункта 1 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 350-З «О противодействии торговле людьми» дополнить словами «в соответствии с законодательством о занятости населения».

14. В пункте 4 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» слово «стипендии» заменить словами «пособия по безработице».

15. Внести в статью 19 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» следующие изменения:

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Наниматели, предоставляющие рабочие места для трудоустройства безработных из числа граждан, освобожденных из исправительных или воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений и следственных изоляторов, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы на определенный срок, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, имеют право на частичную компенсацию затрат по оплате труда таких лиц за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по содействию занятости населения.»;

в части пятой слова «граждан, освобожденных из исправительных учреждений» заменить словами «безработных из числа граждан, освобожденных из исправительных или воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений и следственных изоляторов, выполняющих функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы на определенный срок, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию».

16. Внести в Закон Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе» следующие изменения:

пункт 3 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«3. С Председателем Всебелорусского народного собрания и его заместителями, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, Председателем Центральной избирательной комиссии, председателями местных Советов депутатов, а также с судьями контракт не заключается.»;

в пункте 1 статьи 64:

в подпункте 1.2 слова «со статьей 24 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» заменить словами «с законодательством о занятости населения»;

в подпункте 1.3 слова «с выплатой за весь период обучения стипендии в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» заменить словами «в соответствии с законодательством о занятости населения».

Статья 3. Переходные положения

За безработными, которым назначено пособие по безработице до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется право на его получение в соответствии с законодательством о занятости населения, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона, в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

За гражданами, которым назначена выплата стипендии до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется право на ее получение в соответствии с законодательством о занятости населения, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.

Статья 4. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1 – 26 и 28 – 34 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (в редакции настоящего Закона), абзацы первый и третий пункта 1 и пункты 2 – 15 статьи 2 настоящего Закона – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

статья 27 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (в редакции настоящего Закона) и абзац второй пункта 1 статьи 2 настоящего Закона – с 1 января 2025 г.;

абзацы второй и третий пункта 16 статьи 2 настоящего Закона – со дня формирования Всебелорусского народного собрания;

иные положения настоящего Закона – после его официального опубликования.

 

Президент

Республики Беларусь