Проекты законов (текст) |bills1

 

Проект

Внесен Советом Министров

Республики Беларусь

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений

Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» следующие изменения:

1. В статье 341:

часть первую после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

«заболеваний, состояний, при которых расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются (далее – заболевания, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются);»;

часть третью после слова «установлено» дополнить словами «настоящим Законом и иными».

2. Дополнить Закон статьей 342 следующего содержания:

«Статья 342. Особенности проведения медицинского освидетельствования лиц, дети которых помещены на государственное обеспечение

Основаниями для прохождения лицом, дети которого отобраны и помещены на государственное обеспечение (далее – лицо, дети которого помещены на государственное обеспечение), медицинского освидетельствования на предмет наличия либо отсутствия заболеваний, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются, являются:

письменное сообщение взыскателя расходов по содержанию детей (далее – взыскатель расходов) о необходимости явки лица, дети которого помещены на государственное обеспечение, в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования. Такое письменное сообщение направляется взыскателем расходов лицу, дети которого помещены на государственное обеспечение, в орган внутренних дел и государственную организацию здравоохранения по месту жительства этого лица;

копия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Лицо, дети которого помещены на государственное обеспечение, должно явиться в государственную организацию здравоохранения не позднее трех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или письменного сообщения взыскателя расходов и пройти медицинское освидетельствование. Государственная организация здравоохранения, в которой лицо, дети которого помещены на государственное обеспечение, проходит медицинское освидетельствование, обеспечивает его проведение в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного медицинского обследования – в течение пяти рабочих дней.

В случае, если лицо, дети которого помещены на государственное обеспечение, в установленный срок не явилось в государственную организацию здравоохранения и (или) не прошло медицинское освидетельствование, соответствующий орган внутренних дел не позднее четырех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или письменного сообщения взыскателя расходов обеспечивает явку лица, дети которого помещены на государственное обеспечение, в соответствующую государственную организацию здравоохранения.

В ходе медицинского освидетельствования лица, дети которого помещены на государственное обеспечение, определяется наличие либо отсутствие у него заболеваний, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются. Перечень заболеваний, состояний, при которых расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются, устанавливается Министерством здравоохранения.

Государственной организацией здравоохранения лицу, дети которого помещены на государственное обеспечение, прошедшему медицинское освидетельствование, в течение одного рабочего дня после проведения заседания врачебно-консультационной комиссии выдается заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются. Копия такого заключения в указанный срок направляется государственной организацией здравоохранения взыскателю расходов.».

3. В статье 46:

абзац пятый части седьмой изложить в следующей редакции:

«органов внутренних дел о явке (неявке) лица, дети которого помещены на государственное обеспечение, в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования, а также о прохождении (непрохождении) этим лицом медицинского освидетельствования;»;

в части восьмой:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Кроме случаев, указанных в части седьмой настоящей статьи, до прекращения обязанности по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, без согласия лица, дети которого находятся (ранее находились) на государственном обеспечении, или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, государственная организация здравоохранения в течение одного рабочего дня с момента получения соответствующего запроса предоставляет засвидетельствованную копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются, по запросу в письменной форме и (или) в виде электронного документа, оформленного в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи:»;

абзац второй исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«детских интернатных учреждений, государственных учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, – в случаях, когда дети находятся (ранее находились) на государственном обеспечении в данных учреждениях либо детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях и их родители являются лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;»;

дополнить часть абзацем следующего содержания:

«органа принудительного исполнения.».

Статья 2. Внести в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. следующие изменения:

1. В части первой статьи 6 слова «комиссиями по делам несовершеннолетних» заменить словами «комиссиями по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – комиссия по делам несовершеннолетних)».

2. В статье 13:

абзац восьмой части третьей после слов «и детьми,» дополнить словами «размер алиментов на детей, способы и порядок их уплаты в соответствии со статьями 1035 и 1036 настоящего Кодекса,»;

часть десятую дополнить предложением следующего содержания: «Судом может быть установлен факт ничтожности Брачного договора.».

3. Часть вторую статьи 18 после слова «рождением» дополнить словом «общего».

4. Дополнить Кодекс статьей 191 следующего содержания:

«Статья 191. Документ, подтверждающий отсутствие препятствий к заключению брака за пределами Республики Беларусь

Для граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за ее пределами, в случаях обращения за регистрацией заключения брака в компетентные органы иностранных государств документом, подтверждающим отсутствие препятствий к заключению брака, является заявление гражданина об отсутствии препятствий к заключению брака, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

В таком заявлении должно быть указано, что заявитель на момент его подачи в браке не состоит и никогда не состоял в браке либо что он ранее состоял в браке, который прекращен (с указанием основания и даты прекращения), и в настоящий момент в браке не состоит. Также в заявлении указывается об отсутствии препятствий к заключению брака, установленных статьей 19 настоящего Кодекса. Для подтверждения прекращения предыдущего брака заявителем в компетентные органы иностранного государства могут представляться документы, подтверждающие факт прекращения брачных отношений: свидетельство о расторжении брака; решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу; свидетельство о смерти супруга.».

5. Часть четвертую статьи 24 изложить в следующей редакции:

«В случае, когда одному из супругов передаются предметы, стоимость которых превышает причитающуюся ему долю, другому супругу Соглашением о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, может быть предусмотрена выплата денежной компенсации либо соответствующая денежная компенсация может быть присуждена при разделе имущества судом.».

6. Статью 39 после слова «либо» дополнить словами «Соглашения о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей (далее – Соглашение об уплате алиментов), а также».

7. В части второй статьи 42 слова «регистрации брака» заменить словами «хранения записи акта о заключении брака».

8. В статье 46:

в части пятой слова «регистрации заключения» заменить словами «хранения записи акта о заключении»;

дополнить статью частью следующего содержания:

«Поступившее в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, решение суда о признании брака недействительным является основанием для аннулирования записи акта о заключении брака в порядке, установленном частью второй статьи 227 настоящего Кодекса.».

9. Статью 51 дополнить частью следующего содержания:

«Разница в возрасте между отцом и ребенком, в отношении которого устанавливается отцовство на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, поданного в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, должна быть не менее пятнадцати лет.».

10. В статье 56:

в части четвертой слова «регистрации рождения» заменить словами «хранения записи акта о рождении»;

дополнить статью частью следующего содержания:

«Поступившее в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, решение суда об установлении материнства является основанием для производства соответствующей отметки в записи акта о рождении ребенка. О производстве в записи акта о рождении ребенка отметки о наличии решения суда об установлении материнства в семидневный срок со дня поступления такого решения направляется сообщение в соответствующий суд.».

11. В статье 57:

в части шестой слова «регистрации рождения» заменить словами «хранения записи акта о рождении»;

дополнить статью частью следующего содержания:

«Поступившее в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, решение суда об установлении отцовства является основанием для производства соответствующей отметки в записи акта о рождении ребенка. О производстве в записи акта о рождении ребенка отметки о наличии решения суда об установлении отцовства в семидневный срок со дня поступления такого решения направляется сообщение в соответствующий суд.».

12. Абзац второй части третьей статьи 67 после слова «помощи» дополнить словами «, обязательного общего среднего образования».

13. Статью 70 дополнить частью следующего содержания:

«Изменение фамилии в соответствии с частью пятой статьи 21 настоящего Кодекса обоими родителями либо родителем, фамилия которого присвоена ребенку, влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет.».

14. В статье 761:

в части первой слова «Соглашением о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей (далее – Соглашение об уплате алиментов)» заменить словами «Соглашением об уплате алиментов»;

часть вторую после слов «на детей,» дополнить словами «способы и порядок их уплаты в соответствии со статьями 1035 и 1036 настоящего Кодекса,»;

после части третьей дополнить статью частями следующего содержания:

«Соглашение о детях может быть изменено или расторгнуто по обоюдному согласию родителей во время действия Соглашения о детях в форме и порядке, предусмотренных для заключения такого Соглашения.

По требованию одного из родителей Соглашение о детях может быть изменено или расторгнуто по решению суда по основаниям и в порядке, предусмотренным главой 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Соглашение о детях может быть признано судом недействительным (установлен факт ничтожности).»;

часть четвертую исключить.

15. В статье 80:

из абзаца шестого части первой слова «районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе» исключить;

в части пятой слова «регистрации рождения» заменить словами «хранения записи акта о рождении».

16. В части первой статьи 81:

слова «несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе» заменить словом «несовершеннолетних»;

слово «пятой» заменить словом «шестой»;

после слов «управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе» дополнить часть словами «(далее – орган управления образованием)».

17. Статью 851 изложить в следующей редакции:

«Статья 851. Отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних

В случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее, если не указано иное, – решение об отобрании ребенка).

При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органа опеки и попечительства. Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.

Копия решения об отобрании ребенка вручается комиссией по делам несовершеннолетних родителям (единственному родителю), у которых ребенок отобран, а также не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения данного решения, направляется:

в орган внутренних дел по месту жительства* родителей (единственного родителя), в отношении которых принято решение об отобрании ребенка;

в организации по месту работы родителей (единственного родителя), в отношении которых принято решение об отобрании ребенка, а в случаях, когда такие родители (единственный родитель) не работают или когда ребенку назначена пенсия, – в структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;

соответствующему прокурору;

в государственную организацию здравоохранения по месту жительства родителей (единственного родителя);

в орган управления образованием.

В случае выявления нарушений законодательства при вынесении решения об отобрании ребенка прокурор в трехдневный срок после получения такого решения вносит акт прокурорского надзора о его отмене.

Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения ребенка. В состав комиссии включаются представители органа управления образованием, структурного подразделения местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения (при необходимости), представители органа внутренних дел, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана в шестимесячный срок принять соответствующее решение:

о возвращении ребенка родителям (единственному родителю), одному из родителей, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей (единственного родителя), одного из родителей, у которых отобраны дети, и (или) структурного подразделения местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;

об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя), одного из родителей родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в дом ребенка, социально-педагогическое учреждение, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальную школу-интернат, специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение, детский социальный пансионат или иное учреждение, обеспечивающее условия для проживания и содержания детей (далее – детские интернатные учреждения), учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, детский дом семейного типа, опекунскую семью, приемную семью в порядке, установленном законодательством.

В случае принятия решения об отобрании ребенка родители (единственный родитель) имеют право на общение с ребенком в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, и обязаны принимать участие в его воспитании в соответствии с планом защиты прав и законных интересов ребенка.

Копия решения комиссии по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям (единственному родителю), одному из родителей в случае, указанном в абзаце втором части шестой настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем вынесения данного решения, направляется соответствующему прокурору.

Решение комиссии по делам несовершеннолетних, принятое в соответствии с настоящей статьей, может быть обжаловано в создавший ее районный, городской исполнительный комитет, администрацию района в городе в течение десяти рабочих дней со дня его принятия, а затем в суд.

Обжалование решения комиссии по делам несовершеннолетних не приостанавливает его исполнения.

______________________________

* Для целей настоящего Кодекса под местом жительства иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, понимается место временного пребывания, временно проживающих в Республике Беларусь – место временного проживания.».

18. Дополнить Кодекс статьями 852 и 853 следующего содержания:

«Статья 852. Последствия отобрания ребенка без лишения родительских прав

При отобрании ребенка у родителей без лишения родительских прав родители со дня вступления в законную силу решения суда, дня принятия органом опеки и попечительства либо комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка:

утрачивают права по управлению делами и распоряжению имуществом отобранных у них детей, а также на получение государственных пособий семьям, воспитывающим детей, причитающихся детям пенсий, алиментов и других текущих поступлений, связанных с содержанием отобранных у них детей;

лишаются в соответствии с законодательством права пользования льготами и преимуществами, основанием предоставления которых является факт рождения и (или) воспитания отобранных у них детей.

Причитающиеся ребенку пенсии, алименты и другие текущие поступления, связанные с его содержанием, перечисляются на текущий (расчетный) банковский счет ребенка, открываемый опекуном, попечителем, лицом, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя), в порядке, определенном законодательством. Распоряжение этими средствами в интересах ребенка осуществляет его опекун (попечитель), лицо, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя).

Статья 853. Государственные органы и организации, обеспечивающие меры по государственной защите детей

Обеспечение контроля за выполнением мер по государственной защите детей в неблагополучных семьях осуществляется областными и Минским городским исполнительными комитетами на соответствующей территории, а также республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией:

Министерством образования – по вопросам признания детей находящимися в социально опасном положении, их учета, а также координации деятельности органов управления образованием и учреждений образования системы данного Министерства по взысканию расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

Министерством юстиции – по вопросам контроля за работой судебных исполнителей по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

Министерством труда и социальной защиты – по вопросам организации трудоустройства лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, по судебным постановлениям о трудоустройстве, взыскания детскими социальными пансионатами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

Министерством внутренних дел – по вопросам обеспечения явки лиц, дети которых отобраны и помещены на государственное обеспечение, в государственные организации здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования, профилактического учета лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, обеспечения явки в органы по труду, занятости и социальной защите, к нанимателю для трудоустройства, розыска таких лиц, возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, лицами, находящимися в местах исполнения наказания или в лечебно-трудовых профилакториях;

Министерством жилищно-коммунального хозяйства – по вопросу предоставления временно свободных жилых помещений (части жилых помещений в виде изолированных жилых комнат), принадлежащих на праве собственности лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, по договорам найма;

Министерством здравоохранения – по вопросам организации прохождения медицинского освидетельствования лицами, дети которых отобраны и помещены на государственное обеспечение, координации деятельности управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов, Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета и организаций здравоохранения по взысканию расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

государственными органами, в подчинении которых находятся государственные учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, – по вопросу взыскания расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в этих учреждениях.

Координация действий структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по государственной защите детей осуществляется координационными советами, созданными указанными органами, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Порядок признания детей нуждающимися в государственной защите, порядок предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям, форма решения об отобрании ребенка и требования к его содержанию, а также порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Правительством Республики Беларусь.

Порядок взаимодействия государственных органов, обеспечивающих меры по государственной защите детей, определяется Министерством образования совместно с Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и Министерством юстиции.».

19. Статью 91 после части седьмой дополнить частью следующего содержания:

«При взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в исковом производстве, а также в рамках исполнительного производства о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка допускается заключение мирового или медиативного соглашения. Такое соглашение может предусматривать полное или частичное исполнение обязанности по уплате алиментов (в том числе на будущее время) путем передачи в собственность ребенка принадлежащего должнику имущества (доли в праве собственности на него) в порядке, предусмотренном таким соглашением.».

20. Статью 93 изложить в следующей редакции:

«Статья 93. Возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении

Родители, лишенные родительских прав, родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав по решению суда, родители, у которых дети отобраны по решению комиссии по делам несовершеннолетних, родители, находящиеся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей, родители, осужденные к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, возмещают в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей (далее, если не указано иное, – расходы по содержанию детей), за весь период нахождения детей на государственном обеспечении, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в законную силу приговора, иного судебного постановления, в отношении родителей (единственного родителя), указанных в части первой настоящей статьи (далее, если не указано иное, – обязанные лица), если иное не установлено настоящим Кодексом.

Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями (единственным родителем):

признанными недееспособными;

имеющими заболевания, состояния, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются, согласно перечню, устанавливаемому Министерством здравоохранения, подтвержденные заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей прекращается в случае:

полного погашения расходов по содержанию детей, если иное не установлено настоящим Кодексом;

смерти единственного (последнего) родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим;

признания недееспособным родителя, являющегося обязанным лицом, – в отношении этого родителя;

наличия у родителя заболевания, состояния, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются, – в отношении этого родителя;

освобождения судом должника – гражданина, являющегося обязанным лицом, от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, когда этому гражданину возвращены дети в случае, предусмотренном абзацем третьим части второй статьи 932 настоящего Кодекса;

усыновления ребенка обязанного лица.

За несовершеннолетних родителей (единственного родителя), за исключением эмансипированных или вступивших в брак, расходы по содержанию детей возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей до достижения несовершеннолетними родителями совершеннолетия либо до момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме. При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов по содержанию детей родителями, усыновителями возмещение указанных расходов начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение осуществляется несовершеннолетними родителями (единственным родителем) после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Родители, указанные в части первой настоящей статьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающие, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, обязаны возмещать расходы по содержанию детей в порядке, установленном настоящей статьей и статьями 931 – 933 настоящего Кодекса, если их дети являются гражданами Республики Беларусь или лицами без гражданства.

Размер и состав расходов, затрачиваемых государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Расходы по содержанию детей, указанные в части первой настоящей статьи, возмещаются в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством, с учетом положений настоящей статьи и статей 931 – 933 настоящего Кодекса.

Работающее на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано нанимателю в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. О поданном заявлении наниматель извещает взыскателя расходов по содержанию детей в трехдневный срок со дня его подачи. Для производства удержаний из заработной платы обязанного лица взыскатель расходов по содержанию детей направляет по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего (расчетного) банковского счета по учету бюджетных средств, а также своевременно информирует о последующих изменениях названной суммы. При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.

Если размер заработной платы и приравненных к ней в соответствии с законодательством об исполнительном производстве доходов обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию детей в добровольном порядке, не позволяет ему в течение шести месяцев в полном объеме выполнять данные обязательства, обязанное лицо подлежит трудоустройству на новое место работы. В этом случае взыскатель расходов по содержанию детей обращается в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей. При вынесении судебного постановления по указанному заявлению судом одновременно решаются вопросы трудоустройства обязанного лица.

В случае уклонения работающих обязанных лиц от возмещения расходов по содержанию детей указанные расходы взыскиваются с таких обязанных лиц на основании исполнительной надписи нотариуса.

В случае, когда обязанное лицо не работает, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке приказного производства. Если место жительства обязанного лица неизвестно, возмещение расходов по содержанию детей осуществляется в порядке искового производства. Вопрос о розыске обязанного лица разрешается судом по собственной инициативе при подготовке дела к судебному разбирательству или по ходатайству взыскателя расходов по содержанию детей.

В порядке искового производства возмещение расходов по содержанию детей осуществляется также в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством (при рассмотрении исков о лишении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав), и в случаях, когда заявление о взыскании расходов по содержанию детей не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства либо когда отсутствуют документы, необходимые для совершения исполнительной надписи нотариуса.

Средства, перечисляемые обязанными лицами в добровольном порядке либо взысканные по судебному постановлению или исполнительной надписи нотариуса в счет возмещения расходов по содержанию детей, перечисляются на текущие (расчетные) банковские счета по учету бюджетных средств:

органов управления образованием, через которые финансируются опекунские семьи, приемные семьи, детские дома семейного типа, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные школы-интернаты, иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей, в которых находятся дети обязанных лиц;

учреждений образования, финансируемых через органы управления образованием, Министерство образования, иные республиканские органы государственного управления, в которых находятся дети обязанных лиц;

детских социальных пансионатов, в которых находятся дети обязанных лиц;

домов ребенка, в которых находятся дети обязанных лиц.».

21. Дополнить Кодекс статьями 931 – 933 следующего содержания:

«Статья 931. Взыскатели расходов по содержанию детей

Взыскателями расходов по содержанию детей являются:

органы управления образованием – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях;

детские интернатные учреждения, учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждение образования Республики Беларусь, – в случаях, когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях.

В интересах взыскателей расходов по содержанию детей с требованием о взыскании таких расходов в суд вправе обратиться прокурор, в том числе по просьбе взыскателей расходов по содержанию детей.

Взыскатели расходов по содержанию детей обращаются в суд или к нотариусу с требованием о взыскании этих расходов в течение четырнадцати рабочих дней со дня помещения ребенка на государственное обеспечение или истечения трех дней либо шести месяцев соответственно в случаях, предусмотренных частями девятой и десятой статьи 93 настоящего Кодекса.

Взыскателями расходов по содержанию детей представляются в суд следующие документы:

копия свидетельства о рождении ребенка либо иные документы, подтверждающие происхождение ребенка от обязанного лица, заверенные взыскателем расходов по содержанию детей;

копии документов о лишении родительских прав, об отобрании детей или иных документов, на основании которых ребенок помещен на государственное обеспечение, заверенные взыскателем расходов по содержанию детей;

справка о периоде нахождения ребенка на государственном обеспечении, об уплаченных обязанным лицом средствах в счет возмещения расходов по содержанию детей, об имеющейся задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию с обязанного лица ежемесячно, с указанием банковских реквизитов взыскателя расходов по содержанию детей для перечисления этих средств;

копия документа, удостоверяющего личность обязанного лица, заверенная органом управления образованием, или справка органа внутренних дел, содержащая информацию об обязанном лице, в том числе число, месяц, год рождения, идентификационный номер, место регистрации (жительства) обязанного лица (при отсутствии документа, удостоверяющего личность обязанного лица);

засвидетельствованная государственной организацией здравоохранения копия заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о наличии либо отсутствии заболеваний, состояний, при которых расходы по содержанию детей не возмещаются.

Взыскатели расходов по содержанию детей ведут учет поступающих средств, перечисляемых обязанными лицами в добровольном порядке либо взысканных по судебному постановлению или исполнительной надписи нотариуса в счет возмещения расходов по содержанию детей, и ежемесячно до 30-го числа текущего месяца перечисляют их в доход соответствующего бюджета, из которого финансируются расходы по содержанию учреждений, в которых находятся дети обязанных лиц, а также опекунских и приемных семей, детских домов семейного типа.

Взыскатели расходов по содержанию детей в семидневный срок информируют орган принудительного исполнения, на исполнении в котором находится исполнительное производство, об изменении подлежащих взысканию сумм расходов по содержанию детей и формы устройства ребенка на воспитание.

Задолженность по возмещению расходов по содержанию детей независимо от того, когда она образовалась, подлежит списанию взыскателями расходов по содержанию детей в случае:

смерти единственного (последнего) родителя, обязанного возмещать расходы по содержанию детей, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным;

освобождения от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей.

Списание задолженности по возмещению расходов по содержанию детей производится взыскателями таких расходов на основании одного из следующих документов:

постановление судебного исполнителя о прекращении исполнительного производства;

если обязанное лицо возмещало расходы добровольно – решение суда об освобождении от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, об объявлении единственного (последнего) родителя, обязанного возмещать расходы по содержанию детей, умершим, признании его безвестно отсутствующим, недееспособным, свидетельство о смерти либо справка, содержащая сведения из записи акта о смерти, либо иной документ о регистрации смерти единственного (последнего) родителя, обязанного возмещать расходы по содержанию детей.

Статья 932. Особенности взыскания расходов по содержанию детей

Расходы по содержанию детей взыскиваются с обязанных лиц солидарно.

Суд вправе на основании заявления взыскателя расходов по содержанию детей или обязанного лица:

уменьшить размер подлежащих взысканию расходов по содержанию детей при наличии у обязанного лица на содержании и воспитании несовершеннолетних детей (ребенка);

освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей, если этому лицу возвращены дети (ребенок), находившиеся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этих детей (ребенка) и (или) для других несовершеннолетних детей (ребенка), если таковые имеются на его содержании и воспитании.

В случае, если органам внутренних дел, органам по труду, занятости и социальной защите, нанимателю, органам управления здравоохранением, органам принудительного исполнения стало известно об обстоятельствах, указанных в части второй настоящей статьи, они незамедлительно информируют о них взыскателя расходов по содержанию детей. При поступлении указанной информации взыскатель расходов по содержанию детей вправе, а при обстоятельствах, предусмотренных абзацем третьим части второй настоящей статьи, – обязан в течение четырнадцати дней обратиться в суд, вынесший решение о взыскании расходов по содержанию детей с соответствующего обязанного лица, в суд по месту нахождения нотариального бюро, нотариальной конторы, нотариусом которого (которой) была совершена исполнительная надпись, с заявлением об уменьшении размера этих расходов либо об освобождении обязанного лица от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей.

Определение о судебном приказе выносится судом в трехдневный срок со дня поступления заявления о взыскании расходов по содержанию детей. В случае удовлетворения судом требований взыскателя этих расходов государственная пошлина взыскивается с обязанного лица в размере, определенном налоговым законодательством.

Взыскание расходов по содержанию детей обращается на заработную плату и приравненные к ней в соответствии с законодательством об исполнительном производстве доходы, а также на имущество обязанного лица.

Возмещение расходов по содержанию детей обязанными лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или находящимися в лечебно-трудовых профилакториях, производится с учетом особенностей, установленных уголовно-исполнительным законодательством и законодательством о порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них. Очередность удержаний определяется в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. Названные лица должны обеспечивать полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.

Обязанные лица, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы или прекратившие нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, возмещают расходы по содержанию детей, а также погашают задолженность по возмещению расходов по содержанию детей в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса.

Статья 933. Возникновение и прекращение запрета на отчуждение имущества обязанными лицами

Обязанным лицам запрещается отчуждать, передавать в залог (ипотеку) принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, включая недвижимое имущество, являющееся общей совместной собственностью супругов, а также доли в праве собственности на недвижимое имущество (в случае, если недвижимое имущество находится в общей долевой собственности) и транспортное средство (далее – запрет на отчуждение), осуществлять снятие с учета этих транспортных средств, за исключением случаев отчуждения жилых помещений (доли в праве собственности на жилое помещение), принадлежащих обязанным лицам, когда такое отчуждение производится в интересах (в пользу) детей обязанных лиц с письменного согласия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей либо на основании решения районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе о даче согласия на такое отчуждение в отношении совершеннолетних детей обязанных лиц.

Комиссия по делам несовершеннолетних при принятии решения о помещении ребенка на государственное обеспечение устанавливает наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества и (или) транспортного средства. Такие же меры принимают районные, городские исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах при принятии решения об отобрании ребенка без лишения родительских прав в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. Комиссия по делам несовершеннолетних, районный, городской исполнительный комитет, местная администрация района в городе при запросе в республиканской и (или) территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним сведений о принадлежащих лицу правах на объекты недвижимого имущества освобождаются от платы за выдачу данных сведений.

Для возникновения запрета на отчуждение принадлежащего обязанным лицам и подлежащего государственной регистрации недвижимого имущества, отчуждение и снятие с учета транспортных средств комиссия по делам несовершеннолетних или районный, городской исполнительный комитет, местная администрация района в городе, принявшая (принявший) решение о помещении ребенка на государственное обеспечение, в течение рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляют в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения данного имущества обязательное для исполнения предписание осуществить государственную регистрацию запрета на отчуждение определенных объектов недвижимого имущества, а также информируют главное управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и (или) Министерство сельского хозяйства и продовольствия о возникновении у родителей (единственного родителя) обязанности возмещения расходов по содержанию детей.

В случае принятия решения о возврате детей родителям (единственному родителю), одному из родителей и при условии полного погашения обязанным лицом расходов по содержанию детей либо освобождения судом должника – гражданина, являющегося обязанным лицом, от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей комиссия по делам несовершеннолетних или районный, городской исполнительный комитет, местная администрация района в городе, принявшая (принявший) решение о возврате детей родителям, в течение рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения о возврате детей родителям либо вступления в законную силу решения (определения, постановления) суда об освобождении обязанного лица от возмещения таких расходов, направляют в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения недвижимого имущества обязанного лица обязательное для исполнения предписание осуществить государственную регистрацию прекращения запрета на отчуждение определенных объектов недвижимого имущества, а также информируют главное управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и (или) Министерство сельского хозяйства и продовольствия о прекращении обязанности родителей (единственного родителя) возмещать расходы по содержанию детей.».

22. Абзац пятый части второй статьи 1036 изложить в следующей редакции:

«путем передачи имущества, включая жилые помещения, доли в праве собственности на жилые помещения, в собственность ребенка (в том числе в счет уплаты алиментов на детей на будущее время).».

23. В статье 104:

первое предложение части третьей дополнить словами «, мировым или медиативным соглашениями»;

второе предложение части четвертой изложить в следующей редакции: «Возможность уплаты алиментов на будущее время также может быть предусмотрена Брачным договором в соответствии со статьей 13 настоящего Кодекса, Соглашением о детях в соответствии со статьей 761 настоящего Кодекса, Соглашением об уплате алиментов в соответствии со статьей 1036 настоящего Кодекса, а также мировым или медиативным соглашениями в соответствии с частью восьмой статьи 91 настоящего Кодекса.».

24. В статье 116:

в части первой слова «отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, ограничения свободы, ареста» заменить словами «осуждения родителей к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы»;

из части третьей слова «районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе» исключить;

после части третьей дополнить статью частью следующего содержания:

«Суд информирует орган управления образованием по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, признании их недееспособными, направлении в лечебно-трудовой профилакторий, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее дня, следующего за днем принятия этого решения, независимо от времени вступления его в законную силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.».

25. Часть шестую статьи 122 после слов «вынесения решения» дополнить словами «и по месту хранения записи акта о рождении усыновленного ребенка».

26. В части второй статьи 123, частях первой, второй, четвертой и пятой статьи 233 слова «проживающий на территории Республики Беларусь» заменить словами «проживающий в Республике Беларусь» в соответствующих падеже и числе.

27. Часть третью статьи 136 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи».

28. Абзац второй части второй статьи 143 изложить в следующей редакции:

«в отношении несовершеннолетних – на органы управления образованием либо уполномоченные ими учреждения образования, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – на комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения ребенка;».

29. В части второй статьи 171 слова «управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе» заменить словами «орган управления образованием».

30. В частях второй и четвертой статьи 175 слова «управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе» заменить словами «органа управления образованием».

31. Статью 193 изложить в следующей редакции:

«Статья 193. Регистрация актов гражданского состояния

Акты гражданского состояния – действия или события, характеризующие правовое положение граждан, влекущие возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей.

Рождение, заключение брака, усыновление, установление материнства и (или) отцовства, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть, а также расторжение браков в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 г., подлежат обязательной регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.

Регистрация акта гражданского состояния – совершение записи акта гражданского состояния в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством об административных процедурах.

Регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях защиты личных неимущественных и имущественных прав граждан, а также в государственных и общественных интересах, в том числе для сбора полной, достоверной и своевременной информации о гражданском состоянии.».

32. Часть вторую статьи 202 изложить в следующей редакции:

«Повторные свидетельства выдаются лицам, на которых составлена запись акта гражданского состояния, по их заявлениям. Повторные свидетельства о рождении ребенка в отношении детей, не достигших совершеннолетия, выдаются их родителям, опекунам, попечителям, в том числе руководителям детских интернатных учреждений, учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, в которых находятся дети, а также органам опеки и попечительства и органам внутренних дел. Повторные свидетельства об установлении отцовства (материнства) выдаются органам опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена соответствующая запись акта, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия.».

33. В части первой статьи 214 слова «регистрации рождения» заменить словами «хранения записи акта о рождении ребенка».

34. Дополнить Кодекс статьей 2211 следующего содержания:

«Статья 2211. Аннулирование записи акта о смерти

На основании решения суда об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту хранения записи акта о смерти аннулирует запись акта о смерти в порядке, установленном частью второй статьи 227 настоящего Кодекса.».

35. Статью 226 после части третьей дополнить частями следующего содержания:

«При изменении фамилии супругами (супругом) в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 21 настоящего Кодекса, соответствующие изменения вносятся в запись акта о заключении брака.

При изменении в соответствии с частью девятой статьи 70 настоящего Кодекса фамилии ребенка, не достигнувшего шестнадцати лет, изменяются фамилии родителей (родителя) и ребенка в записи акта о его рождении.».

36. Статью 227 дополнить частью следующего содержания:

«Орган, регистрирующий акты гражданского состояния, в семидневный срок со дня поступления решения суда, являющегося основанием для аннулирования записи акта гражданского состояния, аннулирует соответствующую запись акта гражданского состояния и направляет сообщение об этом в суд, вынесший решение.».

37. В статье 235:

в части первой слова «проживающими на территории Республики Беларусь, а также над несовершеннолетними иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими (находящимися) на территории Республики Беларусь» заменить словами «проживающими в Республике Беларусь, а также над несовершеннолетними иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими в Республике Беларусь»;

в части второй слова «проживающих на территории Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства над несовершеннолетними иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими (находящимися) на территории Республики Беларусь» заменить словами «проживающих в Республике Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства над несовершеннолетними иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими в Республике Беларусь»;

в части третьей слова «проживающих на территории Республики Беларусь» и «проживающими на территории Республики Беларусь» заменить соответственно словами «проживающих в Республике Беларусь» и «проживающими в Республике Беларусь».

38. Дополнить Кодекс статьей 2381 следующего содержания:

«Статья 2381. Сведения об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь

В случаях, когда регистрация актов гражданского состояния произведена компетентным органом иностранного государства с соблюдением законодательства соответствующего государства в отношении граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, либо их несовершеннолетних детей, сведения об этих актах гражданского состояния представляются гражданами в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства указанных лиц в течение шести месяцев с момента регистрации акта гражданского состояния. Порядок предоставления гражданами, учета и обработки указанных сведений органами, регистрирующими акты гражданского состояния, определяется Правительством Республики Беларусь.».

Статья 3. Внести в Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. следующие изменения:

1. Из пункта 1 части первой статьи 16 слова «, а также с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленными органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке» исключить.

2. Часть первую статьи 155 дополнить словами «, если иное не установлено законодательными актами».

Статья 4. Внести в Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следующие изменения:

1. Статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Отношения, связанные с обеспечением гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются законодательством о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и международными договорами Республики Беларусь.

Законодательство о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», настоящего Закона и других актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.».

2. Подпункт 2.4 пункта 2 статьи 5 после слов «ограничения свободы» дополнить словами «с направлением в исправительное учреждение открытого типа».

Статья 5. Внести в Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» следующие изменения:

1. В статье 11:

часть пятую изложить в следующей редакции:

«Государство обеспечивает трудоустройство направленных по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее, если не определено иное, – обязанные лица), путем установления брони для приема их на работу. Обязанным лицам, трудоустраиваемым по судебному постановлению о трудоустройстве, работа может предоставляться без учета их образования, профессии, специальности.»;

часть шестую исключить.

2. Дополнить Закон статьями 182 и 183 следующего содержания:

«Статья 182. Содействие занятости обязанных лиц

Государство содействует обеспечению занятости обязанных лиц.

Лица, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – расходы по содержанию детей), неработающие, а также работающие, но не в полном объеме в течение шести месяцев возмещающие в добровольном порядке по их заявлению указанные расходы, подлежат трудоустройству в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию своих детей.

Вопросы трудоустройства обязанных лиц решаются судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, о взыскании расходов по содержанию детей, а при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении этих судебных постановлений – в определении, выносимом в целях обеспечения исполнения исполнительных документов судом по месту их исполнения (далее, если не указано иное, – судебное постановление о трудоустройстве). Судебное постановление о трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.

Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица является основанием для увольнения его с работы.

Судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, – по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению.

Орган по труду, занятости и социальной защите в течение трех рабочих дней определяет одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. Подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.

В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (в случае обнаружения этих лиц) в указанные органы и организации.

Ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей, возлагается на областные, Минский городской исполнительные комитеты.

Статья 183. Трудоустройство обязанных лиц

Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется на основании направления органа по труду, занятости и социальной защите в день явки обязанного лица в организацию для трудоустройства.

При приеме на работу обязанного лица характеристика с предыдущих мест работы не запрашивается.

Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, а также отказ обязанных лиц от выполнения ими работы.

Контроль за явкой обязанных лиц на работу осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел.

Организации, в которых работают обязанные лица, обязаны:

ежедневно информировать органы внутренних дел о неявке обязанных лиц на работу;

ежемесячно представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины обязанными лицами, в том числе повлекших уменьшение их заработной платы (табели использования рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, применения к обязанному лицу мер дисциплинарного взыскания).

Обязанные лица, в том числе трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также на основной трудовой отпуск продолжительностью, установленной статьей 155 Трудового кодекса Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи. Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению о трудоустройстве, не предоставляются.

Обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению о трудоустройстве, продолжительность трудового отпуска, в том числе за первый рабочий год, устанавливается семь календарных дней в случае, если на дату его предоставления у обязанного лица имеется не снятое (не погашенное) в установленном порядке дисциплинарное взыскание.

До полного возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, трудовой договор с обязанным лицом может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным:

пунктом 1 (кроме сокращения численности или штата работников), пунктами 2 и 3, абзацем пятым пункта 7 статьи 42, пунктами 1, 2, 5, 6 и 8 статьи 44 и пунктами 2 и 4 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь;

пунктом 3 части второй статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь, в случае достижения обязанным лицом общеустановленного пенсионного возраста и наличия права на пенсию;

пунктом 4 части второй статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь, в случае перевода обязанного лица к другому нанимателю по согласованию с органами по труду, занятости и социальной защите. При этом оплата труда по новому месту работы не должна быть ниже оплаты труда по прежней работе;

абзацем вторым пункта 7 статьи 42, в случае нахождения обязанного лица в розыске более шести месяцев;

пунктом 7 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь, в том числе в связи с депортацией, высылкой обязанного лица за пределы Республики Беларусь, выездом для постоянного проживания на территорию иностранного государства.

При увольнении обязанного лица по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем пятым пункта 7 статьи 42, пунктами 2 и 7 статьи 44, пунктом 2 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель в день его увольнения направляет об этом информацию:

в орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел (если обязанное лицо работало на основании судебного постановления о трудоустройстве) для обеспечения трудоустройства обязанного лица на новое место работы;

взыскателю расходов по содержанию детей (если обязанное лицо на день увольнения добровольно возмещало такие расходы) для обращения в суд с заявлением о взыскании с обязанного лица расходов по содержанию детей и его трудоустройстве.

Для обеспечения трудоустройства обязанного лица после увольнения с военной службы, альтернативной службы командир воинской части по месту прохождения военной службы либо орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения организации, в которой обязанное лицо проходит альтернативную службу, обязаны:

за три месяца до окончания срока военной службы, альтернативной службы проинформировать об этом взыскателя расходов по содержанию детей или судебного исполнителя в зависимости от того, кем был направлен исполнительный документ, орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного проживания обязанного лица;

в день увольнения обязанного лица направить исполнительный документ взыскателю расходов по содержанию детей или в орган принудительного исполнения в зависимости от того, кем был направлен исполнительный документ.

Обязанные лица, уволенные с военной службы, альтернативной службы и подлежащие трудоустройству, обязаны явиться в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, прохождения альтернативной службы, в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. Трудоустройство этих лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве.

При отсутствии судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица, уволенного с военной службы, альтернативной службы, взыскатель расходов по содержанию детей или судебный исполнитель в зависимости от того, у кого находится исполнительный документ, направляют в суд соответственно заявление о трудоустройстве обязанного лица или представление о трудоустройстве обязанного лица.

Суд в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления взыскателя расходов по содержанию детей или представления судебного исполнителя выносит определение о трудоустройстве обязанного лица, уволенного с военной службы, альтернативной службы.

При прекращении нахождения обязанного лица в лечебно-трудовом профилактории или освобождении его из учреждений уголовно-исполнительной системы либо из-под стражи в случае необходимости его трудоустройства администрация лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел обязана:

за три месяца до истечения срока пребывания (освобождения) обязанного лица (за исключением освобождения из-под стражи) информировать об этом взыскателя расходов по содержанию детей или судебного исполнителя в зависимости от того, кем был направлен исполнительный документ, орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите;

в течение трех дней со дня прекращения нахождения (освобождения) обязанного лица направить исполнительный документ взыскателю расходов по содержанию детей или судебному исполнителю в зависимости от того, кем был направлен исполнительный документ.

Обязанные лица, прекратившие нахождение в лечебно-трудовых профилакториях или освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы либо из-под стражи и подлежащие трудоустройству, обязаны явиться в течение одного рабочего дня со дня прекращения нахождения или освобождения из учреждений Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. Трудоустройство этих лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве.

При отсутствии судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица, прекратившего нахождение в лечебно-трудовом профилактории или освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной системы либо из-под стражи, взыскатель расходов по содержанию детей или судебный исполнитель в зависимости от того, у кого находится исполнительный документ, направляют в суд соответственно заявление о трудоустройстве обязанного лица или представление о трудоустройстве обязанного лица.

Суд в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления взыскателя расходов по содержанию детей или представления судебного исполнителя выносит определение о трудоустройстве обязанного лица, прекратившего нахождение в лечебно-трудовом профилактории или освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной системы либо из-под стражи.

Положение о трудоустройстве обязанных лиц утверждается Советом Министров Республики Беларусь.».

Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 73 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. следующие изменения:

часть первую дополнить предложением следующего содержания: «Отчуждение жилых помещений (доли в праве общей собственности на жилые помещения), принадлежащих на праве собственности лицам, обязанным возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), допускается с письменного согласия органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей обязанных лиц либо на основании решения районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе о даче согласия на такое отчуждение в отношении совершеннолетних детей обязанных лиц.»;

части третью и четвертую изложить в следующей редакции:

«Государственная регистрация и удостоверение сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения, бывшие члены его семьи, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, либо жилого помещения, закрепленного за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются при наличии письменного согласия органа опеки и попечительства на их отчуждение. Государственная регистрация и удостоверение сделок по отчуждению жилых помещений (доли в праве общей собственности на жилые помещения), принадлежащих на праве собственности обязанным лицам, допускаются при наличии письменного согласия органа опеки и попечительства на их отчуждение (в отношении несовершеннолетних детей обязанных лиц), решения районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах (в отношении совершеннолетних детей обязанных лиц).

Государственная регистрация запрета на отчуждение жилых помещений, указанных в части первой настоящего пункта, осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения этих жилых помещений на основании решений комиссий по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, решений районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах. Для наложения запрета на отчуждение указанных жилых помещений комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, районный, городской исполнительный комитет, местная администрация района в городе в течение рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, направляют в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения жилого помещения обязательное для исполнения предписание осуществить государственную регистрацию запрета на его отчуждение.».

Статья 7. Внести в Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» следующие изменения:

1. Часть вторую статьи 28 дополнить абзацем следующего содержания:

«привлеченного к административной ответственности за уклонение от трудоустройства по судебному постановлению либо от работы.».

2. Абзац второй части первой статьи 29 после слова «четвертом» дополнить словами «и шестом».

3. Статью 30 изложить в следующей редакции:

«Статья 30. Прекращение осуществления профилактического учета

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзацах втором и третьем части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается в случае:

истечения одного года со дня выявления последнего факта домашнего насилия;

прекращения в отношении гражданина дела об административном правонарушении, послужившего основанием для осуществления профилактического учета;

принятия решения о прекращении проверки по заявлению или сообщению о преступлении, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, послуживших основанием для осуществления профилактического учета;

вступления в законную силу приговора суда об осуждении гражданина к наказаниям, указанным в пунктах 1, 3 – 10 части 1 статьи 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо иным мерам уголовной ответственности в соответствии со статьями 77 – 79 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце четвертом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается в случае:

погашения или снятия судимости;

вступления в законную силу приговора суда об осуждении гражданина к наказаниям, указанным в пунктах 1, 3 – 10 части 1 статьи 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо иным мерам уголовной ответственности в соответствии со статьями 77 – 79 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце пятом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается в случае отказа лиц от совершения деяний, послуживших основанием для осуществления профилактического учета, а также вследствие устранения угрозы национальной безопасности, причинения вреда государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце шестом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается в случае:

истечения одного года со дня привлечения к административной ответственности за последний факт уклонения от трудоустройства по судебному постановлению либо работы;

прекращения в отношении гражданина дела об административном правонарушении, послужившего основанием для осуществления профилактического учета;

вступления в законную силу решения (определения, постановления) суда об освобождении лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, от возмещения таких расходов;

прибытия гражданина в учреждение уголовно-исполнительной системы для отбывания наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы или смертной казни;

достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста и наличия права на пенсию.

Осуществление профилактического учета прекращается до наступления сроков, указанных в частях первой, второй и четвертой настоящей статьи, в случае:

призыва гражданина на военную службу;

высылки или депортации гражданина из Республики Беларусь;

смерти гражданина.

Гражданин, в отношении которого принято решение о прекращении осуществления профилактического учета, письменно уведомляется об этом должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений в течение трех дней после принятия этого решения, за исключением случаев, указанных в абзаце пятом части первой, абзаце третьем части второй, части пятой настоящей статьи.».

Статья 8. Внести в Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» следующие изменения:

1. В части второй статьи 39 слова «должности работника» заменить словами «занимаемой должности служащего (профессии рабочего)».

2. Статью 52 после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:

«признания недееспособным должника – гражданина, являющегося обязанным лицом;».

3. Абзац двенадцатый части первой статьи 53 изложить в следующей редакции:

«должник – гражданин, являющийся обязанным лицом, имеет заболевания, состояния, при которых расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются, подтвержденные заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения;».

4. В абзаце десятом части первой статьи 86 слово «должность» заменить словами «занимаемая должность служащего (профессия рабочего)».

5. В части четвертой статьи 91 слова «специальные разрешения (лицензии)» заменить словом «лицензию».

6. В части тринадцатой статьи 94 слова «осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь» заменить словами «а также списание соответствующей задолженности перед бюджетом осуществляются по решению Президента Республики Беларусь».

7. Часть пятую статьи 112 дополнить словами «, за исключением случаев, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье».

Статья 9. Признать утратившими силу:

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 г. № 6 «О внесении изменений в декреты Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 и от 24 ноября 2006 г. № 18 и признании утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15»;

подпункт 1.3 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 2 «О внесении дополнений и изменений в некоторые Декреты Президента Республики Беларусь».

Статья 10. Совету Министров Республики Беларусь:

в шестимесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры по его реализации;

обеспечивать координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по реализации положений настоящего Закона.

Статья 11. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1 – 9 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент

Республики Беларусь