Проекты законов (текст) |bills1

 

Проект

Внесен Советом Министров

Республики Беларусь

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об изменении законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

Статья 1. В подстрочном примечании к статье 84 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные».

Статья 2. В подстрочном примечании к статье 54 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные».

Статья 3. Внести в Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» следующие изменения:

1. В статье 10:

в части второй:

после слова «обрядов,» дополнить словами «ритуалов, культов, церемоний,»;

слова «жизни и» заменить словами «жизни или»;

часть третью после слова «обряды» дополнить словами «, ритуалы, культы, церемонии».

2. В статье 36:

в названии статьи и части третьей слова «учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных»;

часть первую изложить в следующей редакции:

«Направление детей в специальные воспитательные учреждения производится по судебным постановлениям или по заявлениям родителей (опекунов, попечителей) на условиях и в порядке, установленных законодательством.»;

в части второй слова «учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном» заменить словом «воспитательном».

Статья 4. Внести в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. следующие изменения:

1. В части пятой статьи 3582 слова «учебно-воспитательного или специального лечебно-воспитательного» заменить словом «воспитательного».

2. В пункте 10 части первой статьи 361 и названии параграфа 11 главы 30:

слова «учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные»;

слова «о переводе несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения,» исключить.

3. В статье 3936:

в части первой:

слова «учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное»;

после слова «жительства» дополнить часть словами «(месту пребывания)»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Заявления о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном учреждении до истечения установленного судом срока пребывания в нем или о продлении этого срока подаются руководителем специального воспитательного учреждения в суд по месту нахождения специального воспитательного учреждения.»;

в части четвертой слова «учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное».

4. В частях второй и третьей статьи 3937 слова «учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное» в соответствующем падеже.

5. В части второй статьи 3938:

слова «учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное» в соответствующем падеже;

слова «либо для перевода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения в специальное лечебно-воспитательное учреждение,» исключить.

Статья 5. В части первой статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. слова «учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных».

Статья 6. В абзаце втором пункта 1 и абзаце шестом пункта 2 части 1 статьи 75, пункте 5 части 2 и части 3 статьи 117, пункте 3 части 3 статьи 121 Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. слова «учебно-воспитательное или специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное» в соответствующем падеже.

Статья 7. В названии и части 1 статьи 441 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. слова «учебно-воспитательное или специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное» в соответствующем падеже.

Статья 8. В пункте 5 части 4 статьи 18, части 1 статьи 182, части 5 статьи 183, части 2 статьи 184, части 1 статьи 185 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь от 11 января 2000 г. слова «учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное» в соответствующем падеже.

Статья 9. В абзаце одиннадцатом части второй статьи 28 Закона Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании» слова «учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных».

Статья 10. Внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. следующие изменения:

1. В части второй подпункта 1.31 пункта 1 статьи 118, подпункте 1.8 пункта 1 статьи 277 слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующем падеже.

2. Подпункт 1.22 пункта 1 статьи 285 изложить в следующей редакции:

«1.22. комиссии по делам несовершеннолетних за рассмотрение заявлений о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;».

Статья 11. Внести в Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» следующие изменения:

1. В статье 1:

в абзаце пятом слова «направленных на восстановление здоровья несовершеннолетнего, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формирование ценностных ориентаций и культуры здорового образа жизни» заменить словами «направленных на прекращение их потребления (употребления) несовершеннолетним, восстановление здоровья несовершеннолетнего, формирование у него умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, формирование ценностных ориентаций и культуры здорового образа жизни, восстановление утраченных им социальных функций и интеграцию в общество»;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«индивидуальная профилактическая работа – деятельность, направленная на устранение причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений, своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, предотвращение случаев самовольных уходов несовершеннолетних из дома, детского интернатного учреждения, оказание социально-педагогической поддержки, психологической и иной помощи несовершеннолетнему и его родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам или попечителям;».

2. В части первой статьи 5:

абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:

«освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, в силу утраты деянием или лицом общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, добровольными возмещением причиненного ущерба (вреда), уплатой дохода, полученного преступным путем, примирением с потерпевшим, освобожденных от уголовной ответственности или наказания на основании актов амнистии, а также освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств или на основании актов помилования;»;

абзацы восемнадцатый и девятнадцатый изложить в следующей редакции:

«содержащихся в специальных воспитательных учреждениях;

вернувшихся из специальных воспитательных учреждений.».

3. В статье 7:

в части первой слова «со дня» заменить словами «в течение двух рабочих дней после»;

в абзаце третьем части четвертой слова «учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных»;

в части пятой:

слова «избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,» исключить;

дополнить часть словами «, неподтверждении информации (отмена постановления, приговора, решения, определения), послужившей основанием для проведения индивидуальной профилактической работы.».

4. Абзац второй части первой статьи 10 изложить в следующей редакции:

«посещают несовершеннолетних по месту жительства (месту пребывания), учебы, работы, проводят беседы с ними, их родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями, а также привлекают их к участию в профилактических мероприятиях;».

5. В части первой статьи 12:

в абзаце девятом слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные»;

абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:

«организуют оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных воспитательных учреждений, обеспечивают содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также осуществляют иные функции по оказанию социальной помощи несовершеннолетним, предусмотренные законодательством;».

6. В статье 13:

в абзаце третьем части первой слова «учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных»;

в части третьей слова «деревни (городки)» заменить словами «деревни, детские городки».

7. Статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Условия помещения несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения и условия пребывания в них воспитанников

В специальные воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет:

в отношении которых постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное воспитательное учреждение, в том числе из числа несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

по заявлениям родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

Несовершеннолетние, в отношении которых постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения его в специальное воспитательное учреждение либо принято судом решение о помещении его в специальное воспитательное учреждение, являются нуждающимся в особых условиях воспитания.

Специальные воспитательные учреждения в отношении несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством, обеспечивают комплексную реабилитацию несовершеннолетних. Порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних определяется Правительством Республики Беларусь.

В специальные воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие заболеваниями, препятствующими их содержанию, обучению и воспитанию в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний устанавливается Министерством здравоохранения.

Порядок приема несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения устанавливается Положением о специальном воспитательном учреждении, утверждаемым Министерством образования.

В период пребывания в специальном воспитательном учреждении воспитанники обязаны осваивать содержание образовательных программ, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на них законодательством, уставом и иными локальными правовыми актами учреждения образования. Воспитанники, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в период пребывания в специальном воспитательном учреждении также обязаны осваивать содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Руководители специальных воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:

организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;

организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых воспитанниками телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач, осмотра территории, жилых и других помещений специальных воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов и веществ;

применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;

организуют комплексную реабилитацию несовершеннолетних;

осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

К мерам педагогического воздействия кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:

запрещение выхода за пределы специального воспитательного учреждения;

помещение в комнату реадаптации.

Запрещение выхода за пределы специального воспитательного учреждения предполагает установление запрета на выход воспитанника за пределы специального воспитательного учреждения в составе организованной группы для посещения культурных или спортивных мероприятий.

Помещение в комнату реадаптации предполагает помещение воспитанника в отдельное жилое помещение для изоляции его от остальных воспитанников в целях обеспечения его личной безопасности либо безопасности окружающих.

Воспитанник помещается в комнату реадаптации на срок не более двух суток. В комнате реадаптации создаются условия, обеспечивающие возможность постоянного наблюдения за ним. Размеры комнаты реадаптации, освещенность, температура воздуха должны соответствовать установленным законодательством требованиям к жилым помещениям. Питание воспитанника, помещенного в комнату реадаптации, производится по общим нормам в соответствии с распорядком дня.

Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальных воспитательных учреждениях, и досмотр их вещей проводятся в целях выявления и изъятия предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию ими в указанном учреждении.

Воспитанники, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях, подвергаются личному досмотру по окончании свиданий с близкими родственниками и иными гражданами, перед входом на территорию специальных воспитательных учреждений, а также в других случаях по решению руководителей указанных учреждений.

Личный досмотр воспитанников, находящихся в специальных воспитательных учреждениях, проводится сотрудниками указанных учреждений одного с ними пола. При личном досмотре не допускается присутствие лиц противоположного пола, за исключением медицинских работников.

Досмотр вещей воспитанников, находящихся в специальных воспитательных учреждениях, проводится в их присутствии.

При проведении личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей могут применяться технические средства.

Выявленные при личном досмотре воспитанников, находящихся в специальных воспитательных учреждениях, и досмотре их вещей предметы и вещества, запрещенные к хранению и использованию ими в указанных учреждениях, изымаются, о чем составляется протокол.

Изъятые у воспитанников предметы и вещества передаются их родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам или попечителям либо хранятся и передаются воспитанникам при их выпуске из специальных воспитательных учреждений, за исключением установленных законодательством случаев.

Воспитанники, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях, получают и отправляют телеграммы, почтовые карточки, письма, бандероли, мелкие пакеты, посылки, почтовые денежные переводы, получают передачи после их досмотра в присутствии этих воспитанников.

Министерством образования:

определяются:

порядок проведения личного досмотра воспитанников, находящихся в специальных воспитательных учреждениях, и досмотра их вещей;

порядок досмотра получаемых и отправляемых воспитанниками, находящимися в специальных воспитательных учреждениях, телеграмм, почтовых карточек, писем, бандеролей, мелких пакетов, посылок, почтовых денежных переводов, получаемых ими передач;

порядок передачи изъятых у воспитанников предметов и веществ их родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам или попечителям либо хранения и передачи таких предметов и веществ воспитанникам, у которых они были изъяты;

порядок проведения осмотра территории, жилых и других помещений специальных воспитательных учреждений и находящегося в них имущества, выявления и изъятия предметов и веществ;

устанавливаются:

перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию воспитанниками, находящимися в специальных воспитательных учреждениях;

формы документов, используемых специальными воспитательными учреждениями при проведении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Порядок и условия оказания медицинской помощи воспитанникам в период пребывания в специальных воспитательных учреждениях определяются Министерством здравоохранения, Министерством образования и Министерством внутренних дел.».

8. Дополнить Закон статьями 141 и 142 следующего содержания:

«Статья 141. Условия приема несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения по судебным постановлениям

Решение о помещении несовершеннолетнего в специальные воспитательные учреждения по судебным постановлениям может быть принято, если:

в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу по причине недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

в течение года после принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу по причине недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния несовершеннолетний был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния, либо после освобождения от уголовной ответственности в силу утраты деянием или лицом общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, с передачей несовершеннолетнего под наблюдение родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей, либо после освобождения от уголовной ответственности или наказания на основании актов амнистии, либо после освобождения от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов помилования и после проведения индивидуальной профилактической работы несовершеннолетний привлечен к административной ответственности, либо освобожден от административной ответственности с применением профилактических мер воздействия за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 11.1, 11.3, 16.29, 18.14, 18.15, 19.1, 19.3, 19.5 или 19.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, либо совершил деяния, содержащие признаки указанных в настоящем абзаце административных правонарушений, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;

в течение года он три раза привлечен к административной ответственности, либо освобожден от административной ответственности с применением профилактических мер воздействия за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 11.1, 11.3, 16.29, 18.14, 18.15, 19.1, 19.3, 19.5 или 19.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, либо совершил деяния, содержащие признаки указанных в настоящем абзаце административных правонарушений, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности, либо освобожден от административной ответственности, либо совершил деяния, содержащие признаки указанных в настоящем абзаце административных правонарушений, но не достиг на день их совершения возраста, с которого наступает административная ответственность, и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

При принятии решения о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения по основаниям, указанным в абзаце четвертом части первой настоящей статьи, факты привлечения его к административной ответственности, освобождения от административной ответственности с применением профилактических мер воздействия и совершения деяний, содержащих признаки указанных административных правонарушений, при недостижении на день их совершения возраста, с которого наступает административная ответственность, учитываются в совокупности.

Основанием для приема несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения являются приговор суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение либо решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение.

Перечень представляемых при приеме несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения документов, помимо приговора или решения суда, указанных в части третьей настоящей статьи, устанавливается постановлением о специальном воспитательном учреждении, утверждаемым Министерством образования.

Срок пребывания несовершеннолетних в специальных воспитательных учреждениях устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет.

Пребывание в специальных воспитательных учреждениях воспитанника, помещенного в такое учреждение по приговору суда, может быть прекращено судом досрочно в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а воспитанника, помещенного в такое учреждение по решению суда, может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Пребывание воспитанника в специальных воспитательных учреждениях в случаях, если он совершил из указанных учреждений самовольный уход, и (или) не возвратился в указанные учреждения из отпуска, и (или) не освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, может быть продлено судом в пределах срока, указанного в части пятой настоящей статьи.

Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальных воспитательных учреждениях истек, подлежит выпуску из этих учреждений.

Воспитанник, установленный судом срок пребывания которого в специальном воспитательном учреждении истек, по собственному желанию, а несовершеннолетний воспитанник – и с согласия родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей на основании решения руководителя специального воспитательного учреждения может остаться в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления, а несовершеннолетний воспитанник – и с согласия родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей. Такой воспитанник не осваивает содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и к нему не применяются меры педагогического воздействия, предусмотренные частью восьмой статьи 14 настоящего Закона.

Руководители специальных воспитательных учреждений помимо осуществления полномочий, указанных в части седьмой статьи 14 настоящего Закона, в соответствии с законодательством:

информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства (месту пребывания) воспитанников о случаях их самовольного ухода из указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;

направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и органы внутренних дел по месту жительства (месту пребывания) воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;

подают заявления в суд о досрочном прекращении пребывания воспитанников в специальных воспитательных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока.

Статья 142. Условия приема несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения по заявлениям их родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей

Несовершеннолетние, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством, могут быть приняты в специальные воспитательные учреждения для организации комплексной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, в том числе на конфиденциальной основе, по заявлениям родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей.

Для организации комплексной реабилитации несовершеннолетнего, указанного в части первой настоящей статьи, один из его родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей обращается в специальное воспитательное учреждение с заявлением об организации комплексной реабилитации несовершеннолетнего в специальном воспитательном учреждении по форме, устанавливаемой Министерством образования. В заявлении указываются основания для комплексной реабилитации несовершеннолетнего, предложения по срокам ее проведения в специальном воспитательном учреждении. К заявлению прилагаются документ, подтверждающий факт потребления несовершеннолетним наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, справка о том, что несовершеннолетний является обучающимся, заключение государственной организации здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное воспитательное учреждение.

Прием несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение для организации комплексной реабилитации осуществляется на основании приказа руководителя специального воспитательного учреждения после получения согласия Министерства образования на зачисление несовершеннолетнего в данное учреждение.

Срок проведения в специальных воспитательных учреждениях комплексной реабилитации несовершеннолетних, принятых на основании заявления родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей, устанавливается этими учреждениями в пределах от одной четверти (полугодия) до одного календарного года по согласованию с родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями несовершеннолетних.

Заявление одного из родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей об организации комплексной реабилитации несовершеннолетнего в специальном воспитательном учреждении может быть отозвано им до завершения срока комплексной реабилитации. Такой несовершеннолетний передается его родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам или попечителям. Воспитанник, достигший совершеннолетия, вправе покинуть такое учреждения в любое время на основании его заявления.».

9. В абзаце седьмом части второй статьи 18, частях пятой, девятой и десятой статьи 20, абзаце шестом части первой статьи 23, абзаце пятом части первой статьи 24 слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующем падеже.

10. В статье 22:

в абзаце пятом части первой, абзацах втором – четвертом части второй, абзаце четвертом части седьмой, частях четырнадцатой и семнадцатой слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующем падеже;

после части третьей дополнить статью частью следующего содержания:

«Несовершеннолетние помещаются в приемник-распределитель для несовершеннолетних в течение пятнадцати рабочих дней после вступления приговора, решения или определения суда о направлении его в специальные воспитательные учреждения в законную силу, если приговором, решением или определением суда не установлен иной срок.».

11. Название главы 3 изложить в следующей редакции:

«ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СУДЕБНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯМ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УКАЗАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДО ИСТЕЧЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО СУДОМ СРОКА ПРЕБЫВАНИЯ В НИХ, ПРОДЛЕНИЕ ЭТОГО СРОКА. ПОРЯДОК НАХОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОЗРАСТЕ ДО ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ ВНЕ ЖИЛИЩА».

12. В статье 26:

в названии слова «учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные»;

в части первой:

слова «абзацах третьем – пятом части пятой статьи 14» заменить словами «абзацах третьем и четвертом части первой статьи 141»;

после слова «работы» дополнить часть словами «, принятия мер профилактического воздействия»;

слова «учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные»;

в частях второй и третьей, абзаце первом части четвертой, частях пятой и шестой, абзаце первом части седьмой слова «учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующем падеже;

в части восьмой слова «учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное» и «абзацах третьем – пятом части пятой статьи 14» заменить соответственно словами «воспитательное» и «абзацах третьем и четвертом части первой статьи 141».

13. Статьи 27 и 28 изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Порядок направления в суд заявлений о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока

Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения начальники органов внутренних дел направляют в комиссии по делам несовершеннолетних:

характеристики с мест учебы (работы) несовершеннолетних;

акты обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетних;

справки органов внутренних дел, содержащие сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетними, и принятых в связи с этим мерах воздействия;

заключения государственных организаций здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетних и возможности их помещения в специальные воспитательные учреждения.

Комиссии по делам несовершеннолетних направляют в суд заявления о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения с приложением материалов, указанных в части первой настоящей статьи.

Заявления о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения направляются комиссией по делам несовершеннолетних в суд по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетних в течение 30 дней со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце десятом части первой статьи 5 настоящего Закона, либо вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом части первой статьи 141 настоящего Закона. Комиссия по делам несовершеннолетних своим решением может продлить этот срок на 30 дней.

Заявления о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения и материалы, указанные в части первой настоящей статьи, перед их направлением в суд представляются комиссией по делам несовершеннолетних для ознакомления несовершеннолетним, их родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам или попечителям, которые имеют право давать объяснения, заявлять ходатайства, подавать жалобы, пользоваться юридической помощью. Об ознакомлении с этими заявлением и материалами, а также о получении ответов на ходатайства, жалобы и заявления комиссией по делам несовершеннолетних составляется акт, который подписывается несовершеннолетним, его родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями.

Заявление о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном учреждении до истечения установленного судом срока пребывания в нем либо заявление о продлении этого срока направляется в суд руководителем указанного учреждения с приложением характеристики несовершеннолетнего и информации об освоении им содержания образовательных программ, а также содержания программы воспитания несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.».

Статья 28. Порядок рассмотрения заявлений о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока

Заявления о помещении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока рассматриваются в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.».

14. В статье 30:

в названии статьи слова «учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные»;

в части первой:

в абзацах первом, третьем и пятом слова «учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующем падеже;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«руководители специальных воспитательных учреждений – в части создания и реализации специальных условий воспитания, доставления воспитанников в другое специальное воспитательное учреждение или возвращения воспитанников, самовольно ушедших из специальных воспитательных учреждений в эти учреждения;»;

часть вторую исключить.

Статья 12. В абзаце девятом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные».

Статья 13. В части пятой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 144-З «О переписи населения» слова «учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных».

Статья 14. В абзаце втором пункта 2 и пункте 3 статьи 35 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» слова «учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное».

Статья 15. В абзаце седьмом части второй статьи 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи» слова «лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных».

Статья 16. Внести в Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. следующие изменения:

1. В пункте 1 статьи 14, подпункте 5.1 пункта 5 статьи 28, пункте 3 статьи 30, подпункте 1.7 пункта 1 статьи 38, пункте 7 статьи 40, пункте 5 статьи 41, статье 45, пункте 4 статьи 69, подпункте 2.3 пункта 2 статьи 120, части первой пункта 3 статьи 145, пункте 4 статьи 225, части первой пункта 19 статьи 248, пункте 4 статьи 263, части первой пункта 7 и пункте 8 статьи 288, статье 291, названии главы 64, статье 293, части первой пункта 3, абзаце первом и подпункте 2.15 пункта 2, пунктах 3 и 4 статьи 294, пунктах 5, 8 и 9 статьи 295, пунктах 3 и 6 статьи 297 слова «учебно-воспитательное, специальное лечебно-воспитательное» заменить словом «воспитательное» в соответствующих падеже и числе.

2. В статье 18:

в пункте 1:

подпункт 1.11 изложить в следующей редакции:

«1.11. специальные воспитательные учреждения.»;

подпункт 1.12 исключить;

в пункте 7 слова «учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные».

3. Пункт 9 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«9. Специальные воспитательные учреждения, институты профессионального образования, институты контроля знаний создаются и реорганизуются по решению Министерства образования, а ликвидируются по решению Министерства образования, суда.».

4. В пункте 4 статьи 24, абзаце втором части второй пункта 2 статьи 39, пункте 18 статьи 57, абзаце четвертом части второй пункта 2 статьи 72 слова «учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующем падеже.

5. В статье 68:

в подпункте 2.4 пункта 2 слова «учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном» заменить словом «воспитательном»;

подпункт 7.11 пункта 7 изложить в следующей редакции:

«7.11. вступления в законную силу приговора суда с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение или решения суда о помещении несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение;».

6. Из пункта 3 статьи 167, части четвертой пункта 2 статьи 255 слова «, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищах закрытого типа» исключить.

7. Из статьи 170 подпункт 1.5 пункта 1 исключить;

8. В пункте 1 статьи 271:

подпункт 1.6 изложить в следующей редакции:

«1.6. специальные воспитательные учреждения;»;

подпункт 1.7 исключить.

9. В статье 289:

в пункте 2:

подпункт 2.3 изложить в следующей редакции:

«2.3. специальные воспитательные учреждения.»;

подпункт 2.4 исключить;

пункты 12 – 15 изложить в следующей редакции:

«12. Специальное воспитательное учреждение – учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, осуществляет комплексную реабилитацию воспитанников, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

Специальное воспитательное учреждение создается с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола, воспитанников, помещенных в это учреждение по приговору суда или решению суда, и воспитанников, помещенных на основании заявления их законных представителей, оказывает медицинскую помощь воспитанникам, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающим заболеваниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.

13. Специальные воспитательные учреждения могут быть следующих видов:

13.1. специальная школа закрытого типа;

13.2. специальное профессионально-техническое училище закрытого типа.

14. Специальная школа закрытого типа – специальное воспитательное учреждение, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, осуществляет комплексную реабилитацию воспитанников, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

Специальная школа закрытого типа создается с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет, воспитанников, помещенных в такое учреждение по приговору суда или решению суда, и воспитанников, помещенных на основании заявления их законных представителей, оказывает медицинскую помощь воспитанникам, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающим заболеваниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.

В специальной школе закрытого типа могут создаваться следующие структурные подразделения: учебно-производственная мастерская, учебно-опытное хозяйство, иные структурные подразделения.

15. Специальное профессионально-техническое училище закрытого типа – специальное воспитательное учреждение, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, осуществляет комплексную реабилитацию воспитанников, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

Специальное профессионально-техническое училище создается с соблюдением принципа раздельного содержания, обучения и воспитания лиц разного пола в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, воспитанников, помещенных в такое учреждение по приговору суда или решению суда, и воспитанников, помещенных на основании заявления их законных представителей, оказывает медицинскую помощь воспитанникам, в том числе с особенностями психофизического развития, а также страдающим заболеваниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения.

Для воспитанников в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет в специальном профессионально-техническом училище закрытого типа создаются отделения. В специальном профессионально-техническом училище закрытого типа могут создаваться также следующие структурные подразделения: учебно-производственная мастерская, учебное хозяйство, иные структурные подразделения.»;

пункты 16 – 19 исключить;

в пункте 20 слова «лечебно-воспитательные учреждения, специальные учебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующем падеже.

10. В статье 292:

в названии, пунктах 1, 3 и 4 слова «учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные» заменить словом «воспитательные» в соответствующих падеже и числе;

в пункте 5:

в части первой слова «учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Классы, учебные группы в специальных воспитательных учреждениях могут делиться на группы, подгруппы в случаях и порядке, определяемых Положением о специальных воспитательных учреждениях.».

Статья 17. В части третьей пункта 1 статьи 40 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. слова «учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных».

Статья 18. В абзаце девятом части второй статьи 11, названии и части второй статьи 19 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» слова «учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных» заменить словом «воспитательных».

Статья 19. Статья 4 настоящего Закона действует до вступления в силу Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь.

Статья 20. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 21. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 19, 20 и настоящая статья – после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент

Республики Беларусь