Проекты законов (текст) |bills1

 

Проект

Внесен Советом Министров

Республики Беларусь

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О народном ополчении

Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

Настоящий Закон определяет основы реализации гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – граждане), права на добровольное участие в обеспечении военного положения в Республике Беларусь.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются следующие термины и их определения:

народное ополчение – вооруженные формирования, создаваемые из числа граждан, изъявивших желание принять участие в обеспечении военного положения на территории административно-территориальной (территориальной) единицы;

отряд народного ополчения – вооруженное формирование, создаваемое органами местного управления областного и базового территориальных уровней (далее – местные исполнительные и распорядительные органы), местными советами обороны на основе ресурсных возможностей соответствующих административно-территориальных (территориальных) единиц, структура и численность которого обеспечивают реализацию задач народного ополчения;

доброволец народного ополчения (далее – доброволец) – гражданин, изъявивший желание выполнять задачи по обеспечению военного положения на территории административно-территориальной (территориальной) единицы, на которой он постоянно или преимущественно проживает, отобранный в качестве кандидата в добровольцы и зачисленный в народное ополчение в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, связанные с добровольным участием граждан в обеспечении военного положения на территории административно-территориальных (территориальных) единиц.

Статья 3. Правовые основы деятельности народного ополчения

Деятельность народного ополчения основывается на Конституции Республики Беларусь, настоящем Законе и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность народного ополчения.

Статья 4. Основные принципы участия граждан в деятельности народного ополчения

Участие граждан в деятельности народного ополчения основывается на принципах добровольности, законности, гуманизма и гласных форм действий.

Статья 5. Задачи народного ополчения

Основной задачей народного ополчения является оказание содействия территориальным органам внутренних дел в исполнении ими полномочий при обеспечении военного положения, защите собственности от преступных и иных противоправных посягательств.

Местными советами обороны народное ополчение может привлекаться для решения иных задач по обеспечению военного положения.

Статья 6. Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения

Финансовое и материальное обеспечение народного ополчения осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также добровольных пожертвований юридических и физических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством.

ГЛАВА 2
ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА, ЧИСЛЕННОСТЬ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ДИСЛОКАЦИЯ ОТРЯДОВ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ

Статья 7. Формирование, структура и численность отрядов народного ополчения

Формирование народного ополчения осуществляется на основании указа Президента Республики Беларусь.

Отряды народного ополчения формируются на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, местных советов обороны.

Количество отрядов народного ополчения, их структура и численность определяются решениями местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны с учетом наличия добровольцев и решаемых задач. 

С отменой военного положения или на основании указа Президента Республики Беларусь отряды народного ополчения расформировываются.

В каждом отряде народного ополчения назначаются командир отряда и его заместитель (заместители) из числа добровольцев. Их кандидатуры согласовываются с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности.

Порядок формирования (расформирования) народного ополчения, мероприятия по подготовке к формированию народного ополчения, проводимые в мирное время местными исполнительными и распорядительными органами, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 8. Комплектование отрядов народного ополчения

Отряды народного ополчения комплектуются добровольцами, способными по своим личным качествам, состоянию здоровья выполнять задачи, предусмотренные настоящим Законом.

Зачисление гражданина добровольцем в народное ополчение не является основанием для освобождения от призыва на военную службу по мобилизации и прекращения трудовых отношений.

По решению местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны наниматель обязан освобождать работника от работы для участия в деятельности народного ополчения. При освобождении от работы за работником сохраняется место работы, должность служащего (профессия рабочего), средний заработок по месту работы.

Порядок комплектования и ведения учета добровольцев, зачисления их в народное ополчение и выхода из него определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 9. Ограничения при зачислении в народное ополчение

В народное ополчение не могут быть зачислены граждане:

отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы;

в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

в отношении которых принято решение об интернировании;

признанные в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;

имеющие заболевания или физические недостатки, при наличии которых противопоказано владение оружием.

Отказ (решение об отказе) местного исполнительного и распорядительного органа, местного совета обороны в зачислении гражданина в народное ополчение обжалованию не подлежит.

Статья 10. Дислокация отрядов народного ополчения

Отряды народного ополчения дислоцируются в границах административно-территориальной (территориальной) единицы, в которой были сформированы.

Добровольцы народного ополчения размещаются по месту жительства.

Статья 11. Порядок выполнения задач народного ополчения

Отряды народного ополчения выполняют задачи в границах административно-территориальной (территориальной) единицы, в которой были сформированы. Допускается совместное выполнение задач отрядами народного ополчения соседних административно-территориальных (территориальных) единиц.

Места, районы, объекты выполнения задач отрядами народного ополчения определяются местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами обороны.

Статья 12. Руководство народным ополчением

Общее руководство народным ополчением, сформированным в пределах границ административно-территориальной (территориальной) единицы, осуществляет местный совет обороны.

Непосредственное руководство отрядами народного ополчения, сформированными в пределах границ административно-территориальной (территориальной) единицы, при решении задачи, предусмотренной частью первой статьи 5 настоящего Закона, осуществляется территориальным органом внутренних дел.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ОБОРОНЫ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ

Статья 13. Полномочия Президента Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь в сфере деятельности народного ополчения:

принимает решение о формировании (расформировании) народного ополчения;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 14. Полномочия Совета Безопасности Республики Беларусь

Совет Безопасности Республики Беларусь в сфере деятельности народного ополчения:

вносит на рассмотрение Президенту Республики Беларусь предложения по формированию (расформированию) народного ополчения;

координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и реализации принятых решений о формировании (расформировании) народного ополчения;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 15. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности народного ополчения:

организует работу государственных органов и организаций при выполнении задач народного ополчения;

определяет:

порядок формирования (расформирования) народного ополчения, комплектования добровольцами, ведения их учета, зачисления в народное ополчение и выхода из него;

мероприятия по подготовке к формированию народного ополчения, проводимые в мирное время местными исполнительными и распорядительными органами;

порядок организации, обеспечения и осуществления подготовки добровольцев к выполнению задач народного ополчения;

порядок материального обеспечения функционирования народного ополчения;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 16. Полномочия Министерства обороны

Министерство обороны в сфере деятельности народного ополчения:

обеспечивает отряды народного ополчения оружием и боеприпасами к нему по номенклатурам Вооруженных Сил Республики Беларусь, определяет порядок их выдачи и учета;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 17. Полномочия Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь

Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь в сфере деятельности народного ополчения:

координирует деятельность государственных органов и государственных организаций, органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и военизированных организаций при выполнении задач народного ополчения;

определяет потребности народного ополчения в оружии и боеприпасах к нему;

готовит проекты указов Президента Республики Беларусь о формировании (расформировании) народного ополчения;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 18. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов, местных советов обороны

Местные исполнительные и распорядительные органы, местные советы обороны в сфере деятельности народного ополчения:

отбирают граждан, изъявивших желание стать добровольцами;

определяют структуру и численность отрядов народного ополчения, порядок выполнения задач народного ополчения;

отбирают из числа добровольцев кандидатов в качестве командиров отрядов народного ополчения и их заместителей, согласовывают их кандидатуры с руководителями территориальных органов внутренних дел и государственной безопасности;

осуществляют формирование и подготовку отрядов народного ополчения в пределах границ административно-территориальных (территориальных) единиц и общее руководство ими в системе территориальной обороны;

организуют и обеспечивают выполнение задач народного ополчения, подготовку территории и объектов;

определяют объекты инфраструктуры и коммуникации, подлежащие охране и обороне силами отрядов народного ополчения, порядок их дооборудования и охраны;

определяют объемы материальных ресурсов для обеспечения функционирования народного ополчения;

обеспечивают потребности народного ополчения в материальных средствах и других ресурсах, выделяют для нужд народного ополчения земельные участки (здания, постройки, помещения);

устанавливают для отрядов народного ополчения отличительные знаки;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 19. Полномочия территориальных органов внутренних дел

Территориальные органы внутренних дел в сфере деятельности народного ополчения:

оказывают содействие в пределах своих полномочий местным исполнительным и распорядительным органам, местным советам обороны в формировании отрядов народного ополчения;

согласовывают кандидатов в качестве командиров отрядов народного ополчения и их заместителей, отобранных из числа добровольцев;

участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;

определяют задачи отрядам народного ополчения и координируют в пределах своих полномочий деятельность этих отрядов при их участии в выполнении мероприятий по обеспечению военного положения;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 20. Полномочия органов государственной безопасности

Органы государственной безопасности в сфере деятельности народного ополчения:

согласовывают кандидатов в качестве командиров отрядов народного ополчения и их заместителей, отобранных из числа добровольцев;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 21. Полномочия местных органов военного управления

Местные органы военного управления в сфере деятельности народного ополчения:

осуществляют подготовку предложений местным исполнительным и распорядительным органам, местным советам обороны для принятия решений в сфере деятельности народного ополчения, в том числе по комплектованию отрядов народного ополчения из числа военнообязанных;

организуют совместно с местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами обороны отбор граждан, изъявивших желание стать добровольцами, согласовывают их кандидатуры и ведут их учет;

участвуют в подготовке отрядов народного ополчения;

осуществляют контроль за ведением учета добровольцев;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

ГЛАВА 4
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДОБРОВОЛЬЦА

Статья 22. Права добровольца

Доброволец при выполнении задач народного ополчения имеет право:

применять физическую силу, применять и использовать оружие на условиях и в пределах, установленных законодательными актами для военнослужащих (сотрудников (работников) военизированных организаций), привлеченных к обеспечению военного положения;

производить задержание лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, для передачи (доставления) в органы, уполномоченные осуществлять уголовное преследование или вести административный процесс, в соответствии с их компетенцией;

требовать от граждан соблюдения общественного порядка, ограничений и запретов, введенных для обеспечения военного положения, прекращения правонарушений либо действий, препятствующих выполнению им задач;

оказывать содействие территориальным органам внутренних дел при:

ограничении движения транспортных средств, осуществлении досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, задержании транспортных средств;

осуществлении пропуска транспортных средств и товаров на охраняемые ими объекты, территории в соответствии с установленным порядком пропуска;

осуществлении проверки документов, удостоверяющих или подтверждающих личность граждан, пропусков, личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей и документов, а также их изъятия, если таковые могут являться орудием или непосредственным объектом правонарушения, с последующей передачей этих предметов сотрудникам правоохранительных органов;

осмотре жилых помещений и иных законных владений граждан, помещений и иных объектов организаций, в том числе при преследовании подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений;

использовании транспортных средств юридических и физических лиц для доставления в организации здравоохранения лиц, пострадавших от применения оружия, в результате чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи.

Добровольцам при выполнении задач народного ополчения могут быть предоставлены иные права, помимо указанных в части первой настоящей статьи, в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 23. Обязанности добровольца

Доброволец при выполнении задач народного ополчения обязан:

соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон и акты законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

извещать нанимателя о вступлении в народное ополчение;

выполнять поручения командира отряда народного ополчения и уполномоченных должностных лиц, связанных с выполнением задач народного ополчения;

обеспечивать защиту территории, объекта и населения от противоправных посягательств;

участвовать в сборе и передаче информации органам военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь и территориальным органам внутренних дел о действиях войск противника, выявлении лиц, содействующих силам противника;

знать, хранить и содержать в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боеприпасы к нему, беречь вверенное ему иное имущество;

оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим в результате правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, представляющем угрозу для жизни и здоровья человека;

оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

участвовать в выполнении работ оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и работе организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени;

исполнять иные обязанности, установленные другими законодательными актами.

Статья 24. Ответственность добровольца

За нарушение законодательства о народном ополчении добровольцы несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 25. Обжалование действий (бездействия) добровольца

Гражданин, считающий, что действия (бездействие) добровольца повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Статья 26. Социальная защита добровольца

Государство гарантирует добровольцу социальную защиту.

Добровольцу в связи с исполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Законом (в том числе при нахождении в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного), предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

 

Президент

Республики Беларусь