Проекты законов (текст) |bills1
|
Проект Внесен Советом Министров Республики Беларусь |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Об изменении законов по вопросам социального обслуживания
Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики
Статья 1. В пункте 27 части первой статьи 12, пункте 19 части первой статьи 13 и подпункте 1.21 пункта 1 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1594-XII «О ветеранах» слова «стационарные учреждения социального обслуживания» заменить словами «учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание».
Статья 2. Внести в Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» следующие изменения:
1. Статью 31 изложить в следующей редакции:
«Статья 31. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе» и другими законодательными актами.».
2. В части второй статьи 51:
пункт «д» после слов «I группы» и «а также» дополнить соответственно словами «(до 1 июля 2024 г.)» и «ухода в период до 1 июля 2024 г.»;
дополнить часть пунктом «о» следующего содержания:
«о) получения вознаграждения гражданами, оказывавшими социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг, заключенных с территориальными центрами социального обслуживания населения, в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода.».
3. В статье 80:
в части третьей слова «по почте» и «почтовом» заменить соответственно словами «посредством почтовой связи» и «календарном»;
в части четвертой слово «почтовом» заменить словом «календарном».
4. В части четвертой статьи 83:
первое предложение изложить в следующей редакции:
«Выплата пенсий производится через банки.»;
после первого предложения дополнить часть предложением следующего содержания: «Гражданам, достигшим возраста 70 лет и проживающим в городе Минске, городах областного подчинения или населенных пунктах, являющихся административными центрами районов, гражданам, достигшим возраста 65 лет и проживающим в иных населенных пунктах, инвалидам I и II группы по их выбору пенсии выплачиваются через объекты почтовой связи, банки, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий.».
5. В статье 84:
в части первой слова «государственных стационарных учреждениях социального обслуживания» заменить словами «государственных учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание»;
в части четвертой слова «государственной стационарной организации социального обслуживания» заменить словами «государственного учреждения социального обслуживания, осуществляющего стационарное социальное обслуживание,».
6. В части третьей статьи 85 и части первой статьи 87 слова «организации почтовой связи» заменить соответственно словами «объекты почтовой связи» и «объекте почтовой связи».
Статья 3. Внести в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» следующие изменения:
1. В частях первой и второй статьи 49 слова «по почте» заменить словами «посредством почтовой связи».
2. В частях третьей и четвертой статьи 51 слова «организации почтовой связи» и «организацию почтовой связи» заменить словами «объекты почтовой связи».
3. В статье 54:
в части первой слова «государственных стационарных учреждениях социального обслуживания» заменить словами «государственных учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание»;
в части четвертой слова «государственной стационарной организации социального обслуживания» заменить словами «государственного учреждения социального обслуживания, осуществляющего стационарное социальное обслуживание,».
Статья 4. Внести в Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» следующие изменения:
1. В статье 7:
абзац второй части первой после слов «объектов интеллектуальной собственности» дополнить словами «, кроме указанных в абзаце девятом части второй настоящей статьи»;
часть вторую дополнить абзацем следующего содержания:
«гражданам, оказывающим социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг, заключенных с территориальными центрами социального обслуживания населения, в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода (далее – граждане, осуществляющие уход).».
2. Часть вторую статьи 8 после слова «случаем» дополнить словами «; граждане, осуществляющие уход».
Статья 5. Абзац седьмой части первой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3599-XII «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы» изложить в следующей редакции:
«внеочередное оказание социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания.».
Статья 6. В подпункте 1 пункта 1 статьи 1047 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. слова «домах-интернатах для престарелых и инвалидов» и «домов-интернатов для престарелых и инвалидов» заменить соответственно словами «социальных пансионатах» и «социальных пансионатов».
Статья 7. Внести в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. следующие изменения:
1. В части первой статьи 93 слова «домах-интернатах для детей-инвалидов» заменить словами «детских социальных пансионатах».
2. В абзаце восьмом части первой статьи 167 и части второй статьи 169 слова «дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей инвалидов» заменить словами «социальные пансионаты, в том числе детские,».
Статья 8. Часть третью статьи 12 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» изложить в следующей редакции:
«Государственными минимальными социальными стандартами в области социального обслуживания являются:
нормативы бюджетного планирования расходов на социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания;
перечень социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания, за исключением социальных услуг, оказываемых по решению местных исполнительных и распорядительных органов;
нормы и нормативы обеспеченности граждан социальными услугами, оказываемыми государственными учреждениями социального обслуживания;
нормативы численности работников и материально-технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания.».
Статья 9. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании» изложить в новой редакции:
«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О социальном обслуживании
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
вид социальных услуг – совокупность (группа) однородных социальных услуг, объединенных по целевому и функциональным признакам;
государственное учреждение социального обслуживания –учреждение, созданное по решению местного исполнительного и распорядительного органа, республиканского органа государственного управления, основным видом деятельности которого является оказание социальных услуг;
государственный социальный заказ – механизм привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и (или) реализации социальных проектов;
объект социального обслуживания – специально оборудованное капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части), изолированное помещение, предназначенные для оказания социальных услуг;
получатель социальных услуг – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства, проживающие (пребывающие) в Республике Беларусь, которым предоставляются социальные услуги (далее, если не указано иное, – гражданин);
поставщик социальных услуг – организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, оказывающие социальные услуги;
социальная услуга – действие по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней, не связанное с оказанием материальной помощи;
социальное обслуживание – деятельность по организации и оказанию социальных услуг;
социальный проект – целенаправленная, ограниченная определенным временным периодом деятельность, включающая комплекс организационно-технических мероприятий по предупреждению трудной жизненной ситуации либо по решению социальных проблем и удовлетворению потребностей определенной группы граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно;
уход – совокупность действий по оказанию систематической помощи в осуществлении потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия, безопасных условий проживания гражданина, осуществляемых в рамках социального обслуживания, а также неформальных, в том числе дружеских, соседских отношений;
физическое лицо, оказывающее социальные услуги, – гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, оказывающий социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг (далее – гражданско-правовые договоры), заключенных с территориальными центрами социального обслуживания населения, в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода;
форма социального обслуживания – организационные условия оказания социальных услуг.
Для целей настоящего Закона термин «работник» используется в значении, определенном абзацем тринадцатым части первой статьи 1 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Закона.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области социального обслуживания
Отношения в области социального обслуживания регулируются законодательством о социальном обслуживании, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.
Законодательство о социальном обслуживании основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, регулирующих вопросы социального обслуживания.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Международное сотрудничество в области социального обслуживания
Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области социального обслуживания в соответствии с законодательством.
Основными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь в области социального обслуживания являются:
взаимодействие с иными государствами в рамках заключаемых международных договоров Республики Беларусь;
участие в реализации международных проектов, международных конференциях и других мероприятиях;
взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями информацией о технологиях и инновациях;
реализация проектов международной технической помощи;
привлечение иностранных инвестиций для реализации проектов по повышению качества социального обслуживания.
Статья 4. Основные принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание основывается на принципах:
адресности оказания социальных услуг;
гуманности и уважительного отношения к гражданам, соблюдения их прав и недопущения дискриминации;
доступности социального обслуживания для граждан независимо от их места жительства (пребывания) в Республике Беларусь;
приоритетности сохранения пребывания граждан в привычной благоприятной домашней среде, в том числе путем организации долговременного ухода;
добровольности получения социальных услуг;
конфиденциальности информации, ставшей известной в связи с социальным обслуживанием;
общей профилактической направленности проводимых мероприятий в области социального обслуживания;
приоритетности развития стационарозамещающих форм социального обслуживания;
социального равенства и социальной справедливости при реализации прав граждан в области социального обслуживания.
Статья 5. Цели социального обслуживания
Целями социального обслуживания являются:
прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций и (или) адаптации к ним;
активизация собственных усилий граждан, создание условий для самостоятельного преодоления трудных жизненных ситуаций.
Статья 6. Участие негосударственных некоммерческих организаций в решении вопросов в области социального обслуживания
Негосударственные некоммерческие организации в соответствии со своим предметом деятельности, определенным уставом, в области социального обслуживания принимают участие:
в реализации единой государственной политики;
в оказании социальных услуг, в том числе в рамках государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;
в совершенствовании законодательства и практической деятельности по оказанию социальных услуг;
в научно-исследовательской деятельности;
в развитии международного сотрудничества и других вопросах.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Статья 7. Основные направления государственного регулирования в области социального обслуживания
Основными направлениями государственного регулирования в области социального обслуживания являются:
определение и проведение единой государственной политики;
разработка и реализация государственных программ, концепций;
создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг, реализации социальных проектов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, оказывающих социальные услуги;
обеспечение выполнения требований законодательства о социальном обслуживании;
организация межведомственного взаимодействия;
развитие международного сотрудничества.
Статья 8. Осуществление государственного регулирования и управления в области социального обслуживания
Государственное регулирование и управление в области социального обслуживания осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству Республики Беларусь, и иные государственные органы в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области социального обслуживания в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.
Совет Министров Республики Беларусь в области социального обслуживания:
обеспечивает проведение единой государственной политики;
утверждает государственные программы, концепции, обеспечивает их реализацию;
определяет порядок формирования государственного социального заказа в области социального обслуживания;
определяет условия и порядок предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на выполнение государственного социального заказа на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;
определяет порядок проведения конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;
устанавливает типовые формы договоров на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;
утверждает положения об оказании социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье, ежедневного ухода, а также на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов;
определяет порядок и условия оказания государственной поддержки физических лиц, оказывающих социальные услуги, включая порядок, условия и размер выплаты вознаграждения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь.
Министерство труда и социальной защиты в области социального обслуживания:
проводит единую государственную политику;
разрабатывает и реализует государственные программы, концепции;
координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, осуществляет взаимодействие с иными государственными органами и другими организациями;
разрабатывает и утверждает положения, устанавливающие порядок организации деятельности государственных учреждений социального обслуживания, нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также по согласованию с Министерством здравоохранения медицинским оборудованием в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;
устанавливает порядок и условия оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, а также типовые формы гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания;
устанавливает нормы расхода моющих, отбеливающих и аппретирующих средств для обработки мягкого инвентаря, средств индивидуальной защиты и санитарно-гигиенической одежды в прачечных, моющих и дезинфицирующих средств для уборки помещений и средств личной гигиены в государственных учреждениях социального обслуживания;
устанавливает требования к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;
устанавливает виды социальных услуг, порядок и условия их оказания подчиненными государственными организациями, оказывающими социальные услуги, категории лиц, которым оказываются социальные услуги в этих организациях, а также типовую форму гражданско-правового договора безвозмездного оказания социальных услуг такими организациями;
устанавливает порядок определения индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании;
проводит мероприятия, в том числе конкурсы, направленные на обобщение и распространение передового опыта в области социального обслуживания, повышение качества социальных услуг, и утверждает положения о порядке их организации и проведения;
организует повышение квалификации, стажировку и переподготовку руководящих работников, специалистов, рабочих, служащих государственных учреждений социального обслуживания;
организует и координирует проведение научных исследований;
устанавливает порядок проведения оценки качества социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания;
определяет порядок ведения делопроизводства по заявлениям граждан об оказании социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания;
осуществляет международное сотрудничество;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства.
Иные государственные органы реализуют государственную политику и управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции.
Статья 9. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области социального обслуживания
Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в области социального обслуживания:
обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты;
выполняют функции государственного заказчика государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;
создают в соответствии с законодательством государственные учреждения социального обслуживания, утверждают их структуру и штатную численность работников, осуществляют реорганизацию и ликвидацию таких организаций;
организуют работу по социальному обслуживанию и в соответствии с законодательством осуществляют оценку качества социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания;
осуществляют контроль за реализацией государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, в рамках контроля за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из местных бюджетов (далее – контроль за реализацией государственного социального заказа);
обеспечивают в случае отсутствия перевозок пассажиров транспортом общего пользования организацию подвоза работников в государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на финансирование указанных учреждений, а также иных источников в соответствии с законодательством;
вправе проводить в определяемом ими порядке мероприятия, в том числе конкурсы, направленные на выявление и распространение передового опыта социального обслуживания, повышение качества и эффективности социальных услуг, совершенствование профессионального уровня работников, оказывающих социальные услуги;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства.
Статья 10. Система социального обслуживания
Система социального обслуживания включает:
государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области социального обслуживания;
государственные учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, оказывающие социальные услуги;
негосударственные организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги;
физических лиц, оказывающих социальные услуги.
Основу социального обслуживания составляет государственная система социального обслуживания, в которую входят:
Министерство труда и социальной защиты и подчиненные ему государственные организации, оказывающие социальные услуги;
структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;
государственные учреждения социального обслуживания.
К государственным учреждениям социального обслуживания относятся:
территориальные центры социального обслуживания населения;
центры социального обслуживания семьи и детей;
центры (дома) временного пребывания лиц без определенного места жительства;
дома сопровождаемого проживания;
социальные пансионаты, в том числе детские;
центры социальной реабилитации, абилитации инвалидов.
Статья 11. Финансирование расходов в области социального обслуживания
Финансирование расходов в области социального обслуживания, кроме государственного социального заказа, производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе получаемых от платы за оказание социальных услуг, безвозмездной (спонсорской) помощи.
Финансирование государственного социального заказа производится за счет средств местных бюджетов в рамках мероприятий государственных программ в пределах средств, предусмотренных на эти цели местными бюджетами на очередной финансовый год, путем:
оплаты государственной закупки социальных услуг;
предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.
Финансирование расходов в области социального обслуживания может производиться за счет иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 12. Реестр поставщиков социальных услуг
В целях обеспечения государственного регулирования в области социального обслуживания, упорядочения учета и систематизации информации о поставщиках социальных услуг создается реестр поставщиков социальных услуг Республики Беларусь (далее – реестр).
В реестр подлежат включению организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги согласно перечню форм социального обслуживания и видов социальных услуг, устанавливаемому Советом Министров Республики Беларусь.
Порядок включения в реестр, исключения из него, формирования и ведения реестра, состав включаемых в реестр сведений определяются Советом Министров Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Оказание социальных услуг, указанных в части второй настоящей статьи, без включения в реестр не допускается.
Включение сведений в реестр, внесение изменений в него осуществляются в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе.
Создание, эксплуатация и программно-техническое сопровождение реестра осуществляются за счет средств, выделенных из республиканского бюджета на содержание Министерства труда и социальной защиты, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 13. Права получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг имеют право на:
получение полной и достоверной информации о правах и обязанностях в области социального обслуживания, формах социального обслуживания и видах социальных услуг, порядке и условиях оказания социальных услуг;
индивидуальный подход, обеспечивающий соответствие социальных услуг индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании;
выбор поставщика социальных услуг, вида социальных услуг и формы социального обслуживания, а также перечня и объема оказываемых социальных услуг;
гуманное и уважительное отношение со стороны поставщика социальных услуг;
получение социальных услуг в соответствии с условиями гражданско-правового договора;
качественное оказание социальных услуг;
отказ от получения социальных услуг;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
реализацию иных прав в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.
Статья 14. Обязанности получателей социальных услуг
Получатели социальных услуг обязаны:
предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами документы и иные сведения, необходимые для оказания социальных услуг;
представлять полную и достоверную информацию для определения индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании и условий оказания социальных услуг;
не препятствовать оказанию социальных услуг;
соблюдать установленные поставщиком социальных услуг правила внутреннего распорядка;
соблюдать условия гражданско-правового договора;
своевременно информировать поставщика социальных услуг обо всех обстоятельствах, влекущих изменение условий, порядка или прекращение оказания социальных услуг;
принимать меры по самостоятельному преодолению трудной жизненной ситуации;
исполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.
Статья 15. Конфиденциальность информации о получателях социальных услуг
Распространение информации о получателях социальных услуг, в том числе их персональных данных, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением трудовых и (или) иных обязанностей, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Предоставление информации о получателях социальных услуг, в том числе их персональных данных, третьим лицам допускается с согласия получателя социальных услуг (его законного представителя), если иное не установлено законодательными актами.
Государственные учреждения социального обслуживания вправе на безвозмездной основе для целей социального обслуживания обмениваться (запрашивать и получать) в порядке, установленном законодательными актами, с государственными органами и иными организациями информацией (сведениями, документами), в том числе распространение и (или) предоставление которой ограничено, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.
Статья 16. Транспортное обеспечение
В целях реализации принципа доступности социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания в полустационарной форме социального обслуживания, организуется транспортное обеспечение получателей социальных услуг в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 17. Права поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг имеют право:
осуществлять деятельность по оказанию социальных услуг;
запрашивать и получать информацию (сведения) для организации социального обслуживания;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в деятельности по научно-методическому обеспечению, внедрению инноваций в области социального обслуживания;
участвовать в деятельности по совершенствованию законодательства в области социального обслуживания;
осуществлять международное сотрудничество;
реализовывать иные права в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.
Поставщики социальных услуг (кроме физических лиц, оказывающих социальные услуги) вправе привлекать к оказанию социальных услуг волонтеров – физических лиц, добровольно оказывающих социальные услуги на безвозмездной основе.
Статья 18. Обязанности поставщиков социальных услуг
Поставщики социальных услуг обязаны:
предоставлять гражданам полную и достоверную информацию о правах и обязанностях в области социального обслуживания, формах социального обслуживания и видах социальных услуг, порядке и условиях оказания социальных услуг;
обеспечивать индивидуальный подход в подборе вида социальных услуг, форм социального обслуживания, а также перечня и объема оказываемых социальных услуг, соответствующий индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании;
оказывать социальные услуги согласно условиям гражданско-правового договора;
обеспечивать качество социального обслуживания согласно установленным требованиям к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;
обеспечивать права получателей социальных услуг в области социального обслуживания;
уважать честь и достоинство получателей социальных услуг, их право на самореализацию;
обеспечивать гуманное, уважительное и не допускающее дискриминационных действий отношение к получателям социальных услуг;
разъяснять получателям социальных услуг их права и обязанности в области социального обслуживания;
создавать безопасные условия оказания социальных услуг в объектах социального обслуживания в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в соответствии с требованиями пожарной безопасности, иных технических нормативных правовых актов;
исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
Статья 19. Государственная поддержка физических лиц, оказывающих социальные услуги
Физические лица, оказывающие социальные услуги, имеют право на:
получение вознаграждения за оказание социальных услуг в соответствии с частью второй настоящей статьи;
обучение основам и навыкам ухода;
получение консультационно-информационных услуг;
получение психологической помощи;
реализацию иных прав в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Право на получение вознаграждения за оказание социальных услуг имеют физические лица, оказывающие социальные услуги, включая услуги по уходу, на основании гражданско-правового договора, заключаемого с территориальным центром социального обслуживания населения, гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в таких услугах, в формах:
социального обслуживания в замещающей семье;
ежедневного ухода.
Вознаграждение за оказание социальных услуг выплачивается за счет средств местных бюджетов.
Размер вознаграждения за оказание социальных услуг, порядок и условия его выплаты, а также порядок и условия оказания социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье и ежедневного ухода определяются Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
Статья 20. Обстоятельства для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании
Социальные услуги оказываются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также в целях предупреждения трудной жизненной ситуации.
Обстоятельствами, по которым гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, являются:
наличие ограничений жизнедеятельности, не позволяющих самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, возраста или инвалидности;
наличие в составе семьи инвалида, в том числе ребенка-инвалида;
сиротство;
рождение двойни и более детей;
семейное неблагополучие, домашнее насилие;
причинение ущерба в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий, торговли людьми, противоправных действий других лиц;
отсутствие определенного места жительства;
социальная дезадаптация* за время отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, нахождения в лечебно-трудовых профилакториях, специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях, социальном пансионате, нахождения на принудительном лечении и по иным причинам;
иные обстоятельства.
______________________________
* Для целей настоящего Закона под социальной дезадаптацией понимается полная или частичная утрата гражданином способности адаптироваться к условиям, требованиям и нормам социальной и культурной среды, нарушение взаимодействия с социальной средой, выраженное в затруднении осуществления им своей социальной роли.
Оказание социальных услуг осуществляется в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в социальном обслуживании граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статья 21. Формы социального обслуживания
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
стационарное социальное обслуживание – оказание социальных услуг с обеспечением круглосуточного проживания (пребывания) в объектах социального обслуживания;
полустационарное социальное обслуживание – оказание социальных услуг в условиях пребывания в объектах социального обслуживания в течение определенного времени суток;
нестационарное социальное обслуживание – оказание социальных услуг, не требующее пребывания (проживания) в объектах социального обслуживания;
социальное обслуживание на дому – оказание социальных услуг в домашних условиях, а также в организациях здравоохранения в случае госпитализации в эти организации получателей социальных услуг, которым оказывались социальные услуги в домашних условиях;
срочное социальное обслуживание – оказание в неотложном порядке социальных услуг гражданам, попавшим в ситуацию, угрожающую их жизни и (или) здоровью;
социальное обслуживание в замещающей семье – оказание социальных услуг в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства получателя социальных услуг и физического лица, оказывающего социальные услуги и не являющегося лицом, обязанным по закону содержать этого получателя социальных услуг;
ежедневный уход – оказание социальных услуг, включая услуги по уходу, обеспечивающих жизнедеятельность получателя социальных услуг, в том числе удовлетворение нерегулируемых потребностей, нуждаемость в которых возникает один и более раз в сутки, физическим лицом, оказывающим социальные услуги, независимо от того, является ли он лицом, обязанным по закону содержать этого получателя социальных услуг;
дистанционное социальное обслуживание – оказание социальных услуг с использованием сетей электросвязи общего пользования и глобальной компьютерной сети Интернет.
Статья 22. Виды социальных услуг
Государственными учреждениями социального обслуживания, а также государственными организациями, оказывающими социальные услуги, могут оказываться следующие виды социальных услуг:
временный приют – действия по предоставлению временного места пребывания гражданам, не имеющим определенного места жительства, либо по объективным причинам утратившим возможность нахождения по месту жительства и месту пребывания, либо нахождение которых по месту жительства или месту пребывания является небезопасным, представляет угрозу жизни и (или) здоровью;
консультационно-информационные услуги – действия по информированию об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;
социально-бытовые услуги – действия по поддержанию нормальной жизнедеятельности граждан в быту;
социальный патронат – действия по сопровождению граждан, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста;
социально-посреднические услуги – действия по установлению и расширению связей между получателями социальных услуг и государственными органами (организациями), а также представление в установленном порядке интересов граждан;
социально-психологические услуги – действия, направленные на содействие гражданину в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий, сохранение психического здоровья, оптимизацию психологического развития, социальную адаптацию и реабилитацию, саморазвитие, самореализацию и повышение качества жизни гражданина;
социально-реабилитационные услуги – действия по формированию (восстановлению, развитию) социальных и трудовых навыков у граждан, направленные на достижение максимально доступного уровня их самостоятельности, развитие личностного, творческого и иного потенциала, создание условий для полноценного участия в жизни общества и повышение качества их жизни;
услуги по уходу – действия, направленные на обеспечение ухода (услуги почасового ухода за детьми (услуги няни), услуги по уходу за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки), услуги сиделки, дневного присмотра, обучение основам и навыкам ухода и другое);
услуги сопровождаемого проживания – действия по подготовке инвалидов, проживающих (пребывающих) в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, к самостоятельной и независимой жизнедеятельности за пределами таких учреждений;
услуги персонального ассистента – оказание помощи инвалидам в организации и осуществлении самостоятельной и независимой жизнедеятельности, включая содействие в освоении навыков самообслуживания, помощь в планировании и организации повседневной жизни, принятии решений по различным жизненным ситуациям, налаживании коммуникативных связей с другими людьми и иные виды помощи.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут принимать решение об оказании других социальных услуг с определением категорий граждан, имеющих право на их получение, а также самостоятельно определять дополнительные категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, указанных в части первой настоящей статьи.
Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги, могут самостоятельно определять виды оказываемых ими социальных услуг и категории граждан, имеющих право на их получение.
Статья 23. Организация долговременного ухода
Долговременный уход – это комплекс межведомственных мероприятий по оказанию гражданам, имеющим выраженные и резко выраженные ограничения жизнедеятельности, социальных, медицинских, реабилитационных (абилитационных) и иных услуг, а также по содействию в их получении.
Долговременный уход включает в себя выявление граждан, определение их нуждаемости в таком уходе, обеспечение социального сопровождения, основанные на координации действий органов и организаций различной ведомственной подчиненности, а также иных заинтересованных.
Задачами долговременного ухода являются:
формирование эффективного механизма межведомственного взаимодействия при планировании и реализации комплекса мероприятий долговременного ухода;
комплексность ухода, обеспечиваемая за счет интеграции и координации действий государственной системы социального обслуживания и государственной системы здравоохранения;
создание условий для максимально возможного продления периода пребывания граждан, нуждающихся в уходе, в привычной благоприятной домашней среде.
Субъектами межведомственного взаимодействия при планировании и реализации комплекса мероприятий долговременного ухода являются:
Министерство труда и социальной защиты, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;
государственные учреждения социального обслуживания;
Министерство здравоохранения, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления;
государственные организации здравоохранения, в том числе медико-реабилитационные экспертные комиссии;
негосударственные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, оказывающие социальные услуги;
иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.
Порядок и условия организации долговременного ухода определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 24. Порядок и условия оказания социальных услуг поставщиками социальных услуг
Оказание социальных услуг, за исключением социальных услуг, предусмотренных частью второй статьи 22 настоящего Закона, осуществляется на основании письменного, устного либо электронного заявления гражданина (его законного представителя) и гражданско-правового договора, заключаемого в письменной форме, между:
гражданином (его законным представителем) и поставщиком социальных услуг;
гражданином (его законным представителем, органом опеки и попечительства), поставщиком социальных услуг и юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, заключающим гражданско-правовой договор в интересах гражданина.
Если при оказании социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода стороной в заключаемом гражданско-правовом договоре является недееспособный гражданин, у которого отсутствует законный представитель, либо законный представитель изъявил желание выступить в качестве поставщика социальных услуг, представителем стороны в таком договоре от лица недееспособного гражданина выступает орган опеки и попечительства.
Социальные услуги в соответствии с настоящим Законом оказываются на условиях полной или частичной оплаты, а также на условиях безвозмездности.
Условия оказания социальных услуг определяются с учетом форм социального обслуживания, категории получателя социальных услуг, обстоятельств трудной жизненной ситуации.
В случаях, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты, для определения условий оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания учитываются размер среднедушевого дохода получателя социальных услуг, наличие лиц, обязанных по закону его содержать.
Размер ежемесячной стоимости оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания рассчитывается на основании тарифов на социальные услуги, установленных в соответствии с законодательством о ценообразовании.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, социальные услуги оказываются на возмездной основе, если иное не установлено законодательными актами.
Письменный отказ гражданина (его законного представителя, органа опеки и попечительства) от социальных услуг освобождает поставщиков социальных услуг от ответственности за неоказание социальных услуг.
Гражданину может быть отказано в оказании социальных услуг по следующим основаниям:
отсутствие индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании, установленной в соответствии с настоящим Законом;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг.
Перечень медицинских противопоказаний для получения социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания, а также подчиненных Министерству труда и социальной защиты государственных организациях, оказывающих социальные услуги, устанавливается Министерством труда и социальной защиты совместно с Министерством здравоохранения.
Наличие медицинских противопоказаний для оказания социальных услуг подтверждается медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.
Отказ в оказании социальных услуг распространяется на социальные услуги, в отношении которых у гражданина имеются противопоказания.
Гражданско-правовой договор подлежит расторжению, в том числе в одностороннем порядке, с одновременным прекращением оказания социальных услуг в случаях:
возникновения у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний для получения социальных услуг;
отсутствия нуждаемости получателя социальных услуг в социальном обслуживании;
подачи получателем социальных услуг (его законным представителем, органом опеки и попечительства) письменного заявления об отказе в получении социальных услуг. В случае отказа от социальных услуг получателю социальных услуг (его законному представителю, органу опеки и попечительства) разъясняются возможные последствия принятого им решения;
неоднократного (более двух раз в течение месяца) нахождения получателя социальных услуг в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
нарушения получателем социальных услуг общепринятых норм и правил поведения, унижения им чести, достоинства и деловой репутации поставщика социальных услуг, не являющихся следствием имеющегося у него заболевания;
наличия у получателя социальных услуг психического расстройства (заболевания), требующего оказания психиатрической помощи в стационарных условиях;
препятствия оказанию социальных услуг получателем социальных услуг (его законным представителем);
невнесения либо несвоевременного внесения в полном объеме платы за оказываемые социальные услуги;
окончания срока действия гражданско-правового договора;
смерти получателя социальных услуг.
В отношении социальных услуг, указанных в части второй статьи 22 настоящего Закона, местные исполнительные и распорядительные органы вправе устанавливать иной порядок и условия их оказания.
Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги, вправе устанавливать иной порядок и условия оказания социальных услуг.
ГЛАВА 6
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Статья 25. Государственный социальный заказ
Целью государственного социального заказа является удовлетворение потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах, повышение доступности и качества социальных услуг.
Задачами государственного социального заказа являются:
оперативное решение наиболее значимых социальных проблем;
развитие инновационных технологий социального обслуживания;
расширение видов оказываемых социальных услуг и увеличение числа организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги;
привлечение дополнительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов в систему социального обслуживания.
Основными принципами государственного социального заказа являются:
открытость и прозрачность процедуры размещения государственного социального заказа;
конкурсный отбор исполнителя государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;
единство требований, объективность оценки и равный доступ к информации о размещении государственного социального заказа.
Формирование государственного социального заказа производится местными исполнительными и распорядительными органами на основе мероприятий государственных программ.
Статья 26. Государственный социальный заказ, финансируемый путем оплаты государственных закупок социальных услуг
Государственный социальный заказ, финансируемый путем оплаты государственных закупок социальных услуг, реализуется в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг).
Статья 27. Государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов
Государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, реализуется на условиях и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статья 28. Государственный заказчик государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов
Государственным заказчиком государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов (далее – государственный заказчик), выступают местные исполнительные и распорядительные органы.
Государственный заказчик:
формирует государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, и организует процедуру его размещения;
заключает договоры на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, и выделяет финансовые средства его исполнителям;
оказывает исполнителям государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, информационную и консультационную помощь, а также может оказывать методическую, организационно-техническую и иные виды помощи;
осуществляет контроль за реализацией государственного социального заказа, принимает и оценивает результаты его выполнения.
Статья 29. Исполнитель государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов
Исполнителем государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов (далее – исполнитель государственного социального заказа), выступают негосударственные некоммерческие организации.
Исполнитель государственного социального заказа определяется государственным заказчиком на конкурсной основе.
Исполнителем государственного социального заказа не могут выступать негосударственные некоммерческие организации:
на имущество которых наложен арест;
находящиеся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридических лиц, к которым присоединяются другие юридические лица) или признанные в установленном порядке банкротами;
деятельность которых приостановлена;
представившие недостоверную информацию об организации;
представители которых включены в состав конкурсной комиссии, создаваемой государственным заказчиком для оценки предложений (заявок, проектов), представляемых для участия в конкурсе на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;
являющиеся политическими партиями.
Исполнитель государственного социального заказа обязан использовать выделенные ему финансовые средства исключительно по целевому назначению.
Статья 30. Конкурс на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов
Выбор из числа негосударственных некоммерческих организаций исполнителя государственного социального заказа проводится государственным заказчиком на конкурсной основе.
К участию в конкурсе на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов (далее – конкурс), допускаются негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, с учетом требований, предусмотренных частью третьей статьи 29 настоящего Закона.
Выигравшей конкурс признается негосударственная некоммерческая организация, конкурсное предложение которой по заключению конкурсной комиссии содержит лучшие условия по сравнению с конкурсными предложениями других негосударственных некоммерческих организаций.
В случае, если конкурсное предложение подано только одним участником либо для участия в конкурсе допущен только один участник (далее – единственный участник конкурса), конкурсная комиссия рассматривает конкурсное предложение этого участника и дает заключение о соответствии либо несоответствии этого конкурсного предложения условиям конкурса. При соответствии конкурсного предложения единственного участника конкурса условиям конкурса с ним заключается договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, на предложенных им условиях.
Конкурс признается несостоявшимся, если:
для участия в конкурсе не было подано ни одного конкурсного предложения либо ни один из участников не был допущен к участию в конкурсе;
конкурсные предложения ни одного из участников конкурса не соответствуют условиям конкурса.
Повторный конкурс может быть проведен в случаях:
признания конкурса несостоявшимся по основаниям, указанным в части пятой настоящей статьи;
отказа единственного участника конкурса от заключения договора на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.
Порядок проведения конкурса определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 31. Договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов
Государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, реализуется на основании договора на выполнение такого заказа.
Согласно договору на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, исполнитель государственного социального заказа обязуется по заданию государственного заказчика оказать социальные услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, либо реализовать социальный проект, а государственный заказчик обязуется осуществить финансирование такого заказа.
Договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, может заключаться на срок до пяти лет в пределах срока реализации государственных программ.
Типовые формы договоров на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 32. Контроль за реализацией государственного социального заказа
Контроль за реализацией государственного социального заказа осуществляется государственным заказчиком в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.
Статья 33. Порядок разрешения споров
Споры между государственным заказчиком и исполнителем государственного социального заказа при заключении, выполнении, изменении или расторжении договоров на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, а также о возмещении имущественного либо иного вреда разрешаются в судебном порядке.
ГЛАВА 7
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о социальном обслуживании
Лица, виновные в нарушении законодательства о социальном обслуживании, несут ответственность, установленную законодательными актами.
Статья 35. Порядок обжалования действий (бездействия) поставщиков социальных услуг
Действия (бездействие) организаций, оказывающих социальные услуги, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящую организацию), а в случае несогласия с принятым вышестоящим органом (вышестоящей организацией) решением – в суд.
Действия (бездействие) организаций, оказывающих социальные услуги, не имеющих вышестоящего органа (вышестоящей организации), а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, оказывающих социальные услуги, могут быть обжалованы в суд.
Споры по гражданско-правовым договорам разрешаются в судебном порядке.».
Статья 10. Внести в Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З «О погребении и похоронном деле» следующие изменения:
1. В статье 1:
после абзаца первого дополнить статью абзацем следующего содержания:
«близкие родственники – родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка или внуки;»;
абзац девятый изложить в следующей редакции:
«лицо, взявшее на себя организацию погребения, – физическое лицо, взявшее на себя организацию погребения, либо государственное учреждение социального обслуживания, осуществляющее стационарное социальное обслуживание, взявшее на себя организацию погребения в отношении умерших в этом учреждении, при отсутствии иных лиц, взявших на себя организацию погребения (далее – стационарное учреждение, взявшее на себя организацию погребения), либо индивидуальные предприниматели, юридические лица, взявшие на себя организацию погребения и оплату услуг по погребению;»;
дополнить статью абзацем следующего содержания:
«физическое лицо, взявшее на себя организацию погребения, –физическое лицо, указанное в волеизъявлении умершего в качестве лица, которому доверено осуществление погребения, либо законный представитель умершего, либо супруг (супруга) умершего или один из его близких родственников, иные физические лица, взявшие на себя организацию погребения, за исключением работников учреждения социального обслуживания, осуществляющего стационарное социальное обслуживание, не являющихся законным представителем, супругом (супругой), близким родственником умерших в этих учреждениях, а также не указанных в волеизъявлении умерших в этих учреждениях в качестве лица, которому доверено осуществление погребения.».
2. Часть пятую статьи 25 изложить в новой редакции:
«Захоронение в закрытых местах погребения запрещается, за исключением захоронения на свободных местах в пределах выделенных участков для захоронения, а также подзахоронения в существующую могилу гроба (савана) с телом (останками) умершего, урн с прахом (пеплом) с ранее умершими супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками.».
3. Статью 29 после части четвертой дополнить частями следующего содержания:
«Стационарному учреждению, взявшему на себя организацию погребения, государство гарантирует оказание гарантированных услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.
Стационарное учреждение, взявшее на себя организацию погребения, обеспечивает оформление документов, необходимых для погребения.».
4. В статье 30:
в части второй слова «и обратившемуся» заменить словами «либо стационарному учреждению, взявшему на себя организацию погребения, и обратившимся»;
в части четвертой:
в абзаце третьем:
после слов «простого деревянного,» дополнить абзац словами «или металлического,»;
после слова «далее» дополнить абзац словами «, если не установлено иное,»;
дополнить часть абзацем следующего содержания:
«изготовление и (или) приобретение комплекта для гроба (покрывала, наволочки, подушки), погребальной одежды и обуви – для стационарного учреждения, взявшего на себя организацию погребения.»;
после части четвертой дополнить статью частями следующего содержания:
«Стационарному учреждению, взявшему на себя организацию погребения, в пределах размера пособия на погребение осуществляются изготовление и доставка гроба деревянного с отделкой обивочными тканевыми материалами, креста металлического с табличкой, на которой указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), даты рождения и смерти умершего (если они известны), оказание иных гарантированных услуг по погребению, предусмотренных абзацами пятым и шестым части четвертой настоящей статьи, а также по его заявлению оказание услуг или приобретение услуг по изготовлению и (или) приобретению комплекта для гроба (покрывала, наволочки, подушки), погребальной одежды и обуви.
Услуги, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, оказываются стационарному учреждению, взявшему на себя организацию погребения, на безвозмездной основе с последующим возмещением специализированной организации, иному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю расходов на погребение в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.»;
в части пятой:
абзац первый после слов «организацию погребения,» дополнить словами слова «либо стационарного учреждения, взявшего на себя организацию погребения,»;
абзац пятый дополнить словами «, либо по месту государственной регистрации стационарного учреждения, взявшего на себя организацию погребения».
5. В статье 33:
часть первую изложить в следующей редакции:
«Возмещение расходов на погребение специализированной организации, иному юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю производится за счет средств, предусмотренных частью второй статьи 31 настоящего Закона. Возмещение расходов на погребение производится не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем представления документа о фактическом выполнении работ, копии письменного заявления о предоставлении на безвозмездной основе гарантированных услуг по погребению, поданного физическим лицом, взявшим на себя организацию погребения, либо стационарным учреждением, взявшим на себя организацию погребения (копия письменного заявления не требуется в случаях погребения умерших, личность которых не установлена, и умерших при отсутствии лиц, взявших на себя организацию погребения), и справки о смерти.»;
после части первой дополнить статью частью следующего содержания:
«В случае запроса документов (сведений) в целях уточнения данных, необходимых для возмещения расходов на погребение, возмещение производится в месячный срок со дня поступления последнего из указанных документов (сведений).».
6. В статье 35:
часть первую после слов «организацию погребения,» дополнить словами «или стационарного учреждения, взявшего на себя организацию погребения,»;
абзац пятый части второй дополнить словами «, либо по месту государственной регистрации стационарного учреждения, взявшего на себя организацию погребения».
Статья 11. Подпункт 2.6 пункта 2 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после слов «(родителя) в» дополнить словом «государственные».
Статья 12. В пункте 56 приложения к Закону Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» слова «бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания» заменить словами «социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания,».
Статья 13. Внести в Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. следующие изменения:
1. В подпункте 1.12 пункта 1 статьи 36:
слова «жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов» заменить словами «домах сопровождаемого проживания»;
слова «домах-интернатах для престарелых и инвалидов» заменить словами «иных специальных жилых помещениях государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание».
2. В абзаце третьем подпункта 1.12 пункта 1 статьи 105 слова «домах-интернатах для престарелых и инвалидов» заменить словами «специальных жилых помещениях государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, за исключением домов сопровождаемого проживания».
3. В абзаце третьем части второй пункта 3 статьи 116 слова «жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов» заменить словами «домах сопровождаемого проживания».
4. Абзац второй пункта 1 статьи 117 изложить в следующей редакции:
«в государственных учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, в том числе домах сопровождаемого проживания;».
5. В статье 118:
в пункте 1:
после слова «исключением» дополнить пункт словом «специальных»;
после слов «помещений в» дополнить пункт словом «государственных»;
слова «(домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов)» исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Специальные жилые помещения в государственных учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, предоставляются структурными подразделениями по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, для проживания граждан, которым оказываются социальные услуги.»;
в части первой пункта 9 слова «домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» заменить словами «государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание (кроме домов сопровождаемого проживания)».
6. В статье 132:
в названии статьи слова «домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» заменить словами «специальных жилых помещениях государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание»;
слова «дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» заменить словами «государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание,».
7. Название главы 24 после слов «проживающих в» дополнить словом «государственных».
8. В статье 133:
название статьи после слов «проживающим в» дополнить словом «государственных»;
в пункте 1, части второй пункта 2 слова «психоневрологических домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» заменить словами «специальных жилых помещениях государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание».
Статья 14. Внести в Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» следующие изменения:
1. Пункт 3 статьи 12 после слова «собственности» дополнить словами «(за исключением гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг, заключенных с территориальными центрами социального обслуживания населения, в форме социального обслуживания ежедневный уход)».
2. Подпункт 3.4 пункта 3 статьи 13 и подпункт 4.3 пункта 4 статьи 18 дополнить словами «(за исключением гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг, заключенных с территориальными центрами социального обслуживания населения, в форме социального обслуживания ежедневный уход)».
3. В подпункте 1.4 пункта 1 статьи 15 слова «осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством» заменить словами «оказывает ему социальные услуги на основании гражданско-правового договора оказания социальных услуг, заключенного с территориальным центром социального обслуживания населения, в форме социального обслуживания ежедневный уход».
4. В статье 16:
в пункте 2:
из подпункта 2.7 слова «инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста,» исключить;
дополнить пункт подпунктом 2.8 следующего содержания:
«2.8. оказывают социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг, заключенных с территориальными центрами социального обслуживания населения, в форме социального обслуживания ежедневный уход.»;
в пункте 3 цифры «2.7» заменить цифрами «2.8»;
в пункте 5 слова «подпунктах 2.6 и 2.7» заменить словами «подпунктах 2.6 – 2.8».
5. Абзац третий части первой пункта 9 статьи 21 изложить в следующей редакции:
«в органах по труду, занятости и социальной защите – в соответствии с графиками выплаты через банки (получателям государственных пособий, являющимся инвалидами I или II группы, – по их выбору через банки и (или) объекты почтовой связи, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий и пособий).».
6. В подпункте 3.6 пункта 3 статьи 22:
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
«день установления инвалидности лицам, указанным в подпункте 1.4 пункта 1 статьи 15 настоящего Закона, или день начала деятельности, указанной в подпункте 2.8 пункта 2 статьи 16 настоящего Закона;»;
в абзаце девятом слова «подпунктах 2.1 – 2.7» заменить словами «подпунктах 2.1 – 2.8».
Статья 15. Внести в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» следующие изменения:
1. Пункт 2 статьи 12 дополнить словами «; территориальные центры социального обслуживания населения за граждан, оказывающих социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода.».
2. В статье 13:
пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«гражданами, оказывающими социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода (в части пенсионного страхования).»;
в пункте 2:
дополнить пункт словами «, за исключением граждан, оказывающих социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода»;
дополнить пункт частью следующего содержания:
«Для граждан, оказывающих социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода, обязательные страховые взносы уплачиваются в добровольном порядке со дня заключения такого гражданско-правового договора, в котором указано желание участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию.»;
в пункте 3:
после слова «лица» дополнить пункт словами «, за исключением граждан, оказывающих социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода,»;
дополнить пункт частью следующего содержания:
«За граждан, оказывающих социальные услуги на основании гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг в формах социального обслуживания в замещающей семье или ежедневного ухода, обязательные страховые взносы уплачиваются в порядке, установленном частью третьей пункта 1 статьи 8, частями второй и третьей пункта 1 статьи 11 настоящего Закона.».
Статья 16. Поставщики социальных услуг, оказывающие социальные услуги на дату вступления в силу статьи 12 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» в редакции настоящего Закона, вправе осуществлять такую деятельность без включения в реестр поставщиков социальных услуг Республики Беларусь до 31 декабря 2024 г.
Заявления, поступившие от граждан по вопросам оказания социальных услуг до вступления в силу настоящего Закона, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Закона.
Статья 17. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок обеспечить:
приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
принятие иных мер по реализации положений настоящего Закона.
Статья 18. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
абзац первый, пункты 1, 3 и 6 статьи 2, абзац первый, пункты 1 и 2 статьи 3, статья 17 и настоящая статья – после официального опубликования настоящего Закона;
статья 12 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» в редакции настоящего Закона, часть первая статьи 16 – с 1 сентября 2024 г.;
иные положения – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь |
|