Проекты законов (текст) |bills1

 

Проект

Внесен Советом Министров

Республики Беларусь

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

Настоящий Закон направлен на определение правовых основ осуществления уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей (далее, если не определено иное, – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), а также на урегулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением такой деятельности.

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

взносы на профессиональное пенсионное страхование – обязательные платежи страхователя в бюджет фонда для формирования средств на профессиональные пенсии;

иные платежи – расходы, не принятые к зачету в счет обязательных страховых взносов; доплаты за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования; суммы обратного требования (регресса) в размере пособий и пенсий, выплаченных в связи со смертью, увечьем или иным повреждением здоровья потерпевшего, а также по случаю потери кормильца; пени и другие платежи, предусмотренные законодательством;

обязательные страховые взносы – обязательные платежи плательщика в бюджет фонда на пенсионное и (или) социальное страхование;

пенсионное страхование – обязательное страхование на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца;

работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее, если не определено иное, – граждане), работающие по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), у работодателя, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя; осужденные к лишению свободы или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях (далее – ЛТП) физические лица, которые привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в соответствии с законодательством;

работодатели – юридические лица, их представительства и филиалы, имеющие отдельный баланс; представительства иностранных организаций; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, соответствующие признакам, определенным в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – иностранные организации); индивидуальные предприниматели, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, предоставляющие работу гражданам по трудовым, гражданско-правовым договорам; физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам;

социальное страхование – обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, ежемесячного предоставления одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, потери работы, смерти застрахованного лица или члена его семьи;

физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, – индивидуальные предприниматели; нотариусы и адвокаты независимо от организационной формы осуществления нотариальной и адвокатской деятельности; творческие работники; физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющиеся нотариусами и адвокатами (далее, если не определено иное, – самозанятые лица); граждане, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза (далее – лица, участвующие в реализации проектов МТП); граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц; граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь; граждане, работающие за пределами Республики Беларусь.

2. Иные термины используются в настоящем Законе в значениях, установленных законодательством.

Статья 2. Правовое регулирование вопросов уплаты взносов и связанных с ними отношений

1. Вопросы уплаты взносов и связанных с ними отношений регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Плательщики взносов

1. Плательщиками обязательных страховых взносов являются работодатели; работающие граждане; физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы; Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленные подразделения) (далее – Белгосстрах); организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы (далее – организации, обеспечивавшие денежным довольствием), а также юридические лица за физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц.

Плательщиками обязательных страховых взносов не являются:

Белорусская республиканская коллегия адвокатов и территориальные коллегии адвокатов – за адвокатов;

адвокатские бюро – за адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в данном адвокатском бюро на условиях участия или трудового договора;

Белорусская нотариальная палата и территориальные нотариальные палаты – за нотариусов.

2. Белгосстрах является плательщиком обязательных страховых взносов:

за неработающих инвалидов вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – ежемесячная страховая выплата);

за лиц, которым производится доплата до среднего заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – доплата до среднего заработка);

за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – страховое пособие по временной нетрудоспособности).

3. Плательщиками взносов на профессиональное пенсионное страхование являются страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам.

Статья 4. Объект для начисления взносов

1. Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:

для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет фонда и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь (далее – перечень выплат), но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, – определяемый ими доход, но не менее суммы размеров минимальных заработных плат, установленных и проиндексированных в соответствии с законодательством в месяцах, за которые уплачиваются обязательные страховые взносы;

для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, – минимальная заработная плата, установленная и проиндексированная в соответствии с законодательством в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, – начисленные указанные доплата или пособие;

для организаций, обеспечивавших денежным довольствием, – денежное довольствие.

2. Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных перечнем выплат, но не выше трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

ГЛАВА 2
РАЗМЕРЫ ВЗНОСОВ

Статья 5. Размеры обязательных страховых взносов

1. Размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование составляют (в процентах от объекта для начисления обязательных страховых взносов):

для работодателей – 28 процентов;

для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции и определяется в стоимостном выражении на основании годовых, а для вновь созданных – на основании квартальных данных бухгалтерской и (или) статистической отчетности, – 24 процента;

для потребительских кооперативов (кроме потребительских обществ); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, – 5 процентов;

для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха, для организаций, обеспечивавших денежным довольствием, – 29 процентов;

для работающих граждан – 1 процент.

2. Размер обязательных страховых взносов на социальное страхование (в процентах от объекта для начисления обязательных страховых взносов) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (за исключением самозанятых лиц), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Статья 6. Размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование

Размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование составляют (в процентах от объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование):

за работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»), – 9 процентов;

за работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за работников летного и летно-испытательного состава гражданской авиации (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»); работников, осуществляющих непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»); бортоператоров и бортпроводников воздушных судов гражданской авиации (подпункт 1.6 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании») – 9 процентов;

за артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях служащих, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 9 процентов;

за спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и являющихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта (подпункт 1.14 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 9 процентов;

за артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях служащих, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за спортсменов, занимающихся профессиональным спортом (подпункт 1.14 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), за исключением предусмотренных абзацем шестым настоящей статьи, – 6 процентов;

за работников инженерно-технического состава гражданской авиации (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании») – 6 процентов;

за работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (подпункт 1.7 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за женщин, работающих трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за мужчин, работающих трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции (подпункт 1.9 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за женщин, работающих животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющих определенные виды работ, а также работающих доярками (операторами машинного доения) (подпункт 1.10 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за водителей пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским (подпункт 1.11 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подпункт 1.12 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;

за артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях служащих, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 4 процента;

за отдельные категории медицинских и педагогических работников (подпункт 1.15 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании») – 4 процента.

ГЛАВА 3
УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ВЗНОСОВ. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКА. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМКИ И ПЕНЕЙ

Статья 7. Постановка на учет

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в городских, районных, районных в городах отделах (секторах) областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – органы Фонда) по месту нахождения (жительства) в качестве плательщиков взносов со дня внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании информационных карт в порядке, установленном законодательством.

На учет в органах Фонда по месту нахождения (жительства) не позднее 10 рабочих дней, если иное не установлено законодательными актами, обязаны стать:

государственные органы, а также государственные юридические лица, положения о которых утверждены актами законодательства, – со дня вступления в силу нормативного правового акта, которым определен их правовой статус;

организационные структуры юридических лиц, наделенные в соответствии с их уставами правами юридического лица, религиозные организации – со дня получения свидетельства о государственной регистрации;

представительства иностранных организаций, иностранные организации – со дня получения разрешения на открытие представительства (осуществление деятельности, в том числе через постоянные представительства), выдаваемого уполномоченным органом, и (или) со дня постановки их на учет в налоговых органах;

нотариусы, адвокаты – со дня приема в члены Белорусской нотариальной палаты, территориальной коллегии адвокатов соответственно;

индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, предоставляющие работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, – со дня заключения указанных договоров;

физические лица, за исключением указанных в абзаце шестом настоящей части, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с работниками, – со дня регистрации договоров в местных исполнительных и распорядительных органах.

2. Работающие граждане не подлежат самостоятельной постановке на учет в органах Фонда.

3. Постановка на учет в органах Фонда в качестве плательщиков физических лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, творческих работников, самозанятых лиц, граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также лиц, участвующих в реализации проектов МТП, осуществляется со дня подачи ими заявления о постановке на учет в органы Фонда по месту жительства.

4. Постановка на учет в органах Фонда в качестве плательщиков представительств и филиалов юридических лиц, имеющих отдельный баланс, а также Белгосстраха, организаций, обеспечивавших денежным довольствием, осуществляется по месту их нахождения со дня подачи ими заявления о постановке на учет в органы Фонда.

5. Порядок постановки на учет и снятия с учета плательщиков в органах Фонда устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 8. Сроки уплаты взносов

1. Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляется привлечение к труду лиц, осужденных к лишению свободы или находящихся в ЛТП, уплачивают взносы в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта.

В случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, плательщики уплачивают взносы в бюджет фонда не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Плательщики уплачивают обязательные страховые взносы за физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также за физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц, в дни, в которые осуществляются выплаты в их пользу, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, но не позднее сроков, предусмотренных в частях первой и второй настоящего пункта. При отсутствии у плательщика работающих граждан по трудовым договорам обязательные страховые взносы уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (на основании отчетности, представленной в орган Фонда за январь – декабрь предыдущего календарного года) могут уплачивать взносы в бюджет фонда не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных платежей эта категория плательщиков начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в текущем году ежемесячно в сроки, предусмотренные в частях первой и второй настоящего пункта.

Плательщики, указанные в частях первой – четвертой настоящего пункта, уплачивают обязательные страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование за работающих (уволенных) граждан, обратившихся с заявлением о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии) к плательщику, в течение 5 рабочих дней со дня подачи указанного заявления, обратившихся в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, управление (отдел) социальной защиты местных администраций районов в городах, орган Фонда, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления органа Фонда об обращении гражданина. Указанное уведомление направляется органом Фонда в течение 2 рабочих дней со дня обращения гражданина.

Плательщики из числа иностранных организаций уплачивают за работающих граждан взносы в бюджет фонда в дни фактического получения в банке, небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк) денежных средств на оплату труда, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

2. Уплата обязательных страховых взносов физическими лицами, самостоятельно уплачивающими обязательные страховые взносы, осуществляется в течение отчетного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Обязательные страховые взносы, поступившие в бюджет фонда после 1 марта, относятся к платежам текущего года и не могут учитываться в более раннем периоде, за исключением случаев погашения недоимки.

3. Белгосстрах уплачивает обязательные страховые взносы ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Белгосстрах также уплачивает обязательные страховые взносы в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления органа Фонда об обращении гражданина за назначением пенсии (перерасчетом назначенной пенсии, переводом с одной пенсии на другую, возобновлением выплаты ранее назначенной пенсии). Указанное уведомление направляется органом Фонда в Белгосстрах в течение 2 рабочих дней со дня обращения гражданина.

4. Организации, обеспечивавшие денежным довольствием, уплачивают обязательные страховые взносы ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, после увольнения военнослужащих срочной военной службы.

5. При совпадении определенных настоящим Законом сроков уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата данных взносов работодателями производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням.

Статья 9. Минимальная сумма обязательных страховых взносов

1. Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работающего гражданина и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, начисленной из размера минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены взносы.

При занятости работающих граждан неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, начисленной из размера минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены взносы, пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.

2. Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется:

при исчислении указанных взносов с сумм, начисленных в пользу лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, осужденных к лишению свободы или находящихся в ЛТП и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ, работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях);

при начислении указанных взносов с выплат работнику за фактически выполненную работу, при невыполнении норм выработки по вине работника.

Статья 10. Недоимка и пени

1. Не внесенная в срок сумма взносов (за исключением пени) в бюджет фонда является недоимкой.

К недоимке относится также задолженность плательщика по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты взносов в бюджет фонда и расходования средств бюджета фонда, в том числе при представлении плательщиком отчетности в органы Фонда по месту постановки на учет.

2. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты взносов в бюджет фонда, в соответствии со сроками уплаты, установленными настоящим Законом.

3. Начисление пеней на сумму недоимки плательщиков, финансируемых из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы, производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках денежных средств на выплаты своим работникам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик не мог уплатить в связи с наложением ареста на денежные средства, находящиеся на текущих (расчетных) банковских счетах (далее, если не определено иное, – счет) плательщика в банке, электронные деньги в электронных кошельках плательщика, при условии своевременной подачи плательщиком в обслуживающий его банк платежных инструкций на перечисление суммы недоимки в бюджет фонда.

4. В случае отмены решения о ликвидации (прекращении деятельности) плательщиков пени за несвоевременную уплату взносов в бюджет фонда за период нахождения в стадии ликвидации (прекращения деятельности) не начисляются.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком в установленный срок платежной инструкции на уплату платежей в бюджет фонда либо решения органа Фонда о взыскании недоимки и пеней в бюджет фонда за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках с приложением платежного требования, кроме случаев неисполнения по причинам, не зависящим от банка, банк уплачивает пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты в бюджет фонда, а также несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 11. Общий порядок уплаты взносов

1. Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование производится плательщиками единым платежом.

Обязательные страховые взносы за работающих граждан начисляют, удерживают и перечисляют их работодатели.

Представления работодателю заявления работающих граждан об уплате обязательных страховых взносов не требуется.

2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно исчисляют и уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков, за исключением случаев, предусмотренных в статье 13 настоящего Закона.

Обязательные страховые взносы не уплачиваются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами за периоды неосуществления в отчетном году предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельности с указанием таких периодов в документах индивидуального персонифицированного учета в системе государственного социального страхования (далее – документы персонифицированного учета).

В случае приостановления предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельности в соответствии с законодательными актами такие периоды подтверждаются сведениями, полученными в установленном законодательством порядке.

Периоды осуществления предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельности и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды отражаются в документах персонифицированного учета, представляемых плательщиком в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.

В случае непредставления плательщиком документов персонифицированного учета суммы обязательных страховых взносов учитываются по дате их перечисления, а для определения периода осуществления предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельности в отчетном году принимается календарный месяц, в котором уплачены указанные взносы.

При выявлении органами Фонда с использованием сведений из информационных ресурсов республиканских органов государственного управления случаев осуществления предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельности в периодах, за которые обязательные страховые взносы не уплачены, сумма таких взносов, причитающаяся к уплате, подлежит перерасчету.

3. Уплата плательщиками обязательных страховых взносов производится за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

4. Уплата взносов осуществляется отдельными платежными инструкциями.

Уплата взносов производится в белорусских рублях, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь.

Статья 12. Освобождение от уплаты обязательных страховых взносов

1. От уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу:

работающих граждан, являющихся инвалидами I или II группы, с месяца, следующего за месяцем, в котором установлена инвалидность;

участников студенческих отрядов на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

2. От уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование освобождаются организации уголовно-исполнительной системы, ЛТП и иные организации, которые в соответствии с законодательством привлекают к труду лиц, осужденных к лишению свободы или находящихся в ЛТП, в части выплат указанным лицам за выполнение оплачиваемых работ.

3. Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, а также за работников, выбравших ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования, не производится.

Статья 13. Уплата обязательных страховых взносов в добровольном порядке

1. Обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование уплачиваются в добровольном порядке:

индивидуальными предпринимателями, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности:

состоят в трудовых отношениях и отношениях, основанных на членстве (участии) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с законодательством уплачиваются обязательные страховые взносы;

являются получателями пенсий;

имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;

получают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;

нотариусами, адвокатами, которые одновременно с осуществлением нотариальной, адвокатской деятельности:

являются получателями пенсий;

имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;

лицами, участвующими в реализации проектов МТП;

гражданами, выполняющими работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц;

гражданами, работающими в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь;

творческими работниками;

самозанятыми лицами;

гражданами, работающими за пределами Республики Беларусь.

2. Обязательные страховые взносы уплачиваются в добровольном порядке со дня подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию с приложением документов, подтверждающих данное право.

3. Самозанятые лица уплачивают обязательные страховые взносы только на пенсионное страхование.

4. Указанные в настоящей статье лица самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы в белорусских рублях в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8, частями второй, третьей и пятой пункта 2 статьи 11 настоящего Закона.

Статья 14. Порядок перечисления взносов

1. Плательщики при получении (перечислении) денежных средств, электронных денег на оплату труда одновременно представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия денежных средств на счете, электронных денег в электронном кошельке либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены в полном объеме или отсутствуют.

2. Плательщики, у которых день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, а плательщики, у которых день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен до 20-го числа месяца, следующего за истекшим, исполняют требование о представлении платежных инструкций не позднее установленного дня выплаты заработной платы.

Плательщики, исполняющие обязательства иных плательщиков по выплате (перечислению) заработной платы, при истребовании (перечислении) денежных средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленных из истребуемой (перечисленной) суммы, либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.

Плательщики, расходы которых оплачиваются со счетов главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску, представляют в территориальные органы государственного казначейства (далее – территориальные органы) заявки на перечисление взносов в бюджет фонда, подготовленные по форме платежного поручения, установленной банковским законодательством.

При получении (перечислении) денежных средств на оплату труда во внеочередном порядке плательщики одновременно представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленных из получаемой (истребуемой) суммы, либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.

Без согласия органов Фонда плательщики не вправе отзывать из автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее – АИС ИДО) неисполненные платежные инструкции.

Платежные инструкции на перечисление (взыскание) взносов в бюджет фонда исполняются банками в первоочередном порядке, а в случаях, установленных законодательством, – во внеочередном порядке независимо от наличия постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, электронные деньги плательщиков и (или) решения (постановления) о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков.

В случае недостаточности денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков для исполнения платежных инструкций на перечисление взносов в бюджет фонда данные инструкции исполняются посредством АИС ИДО в порядке, установленном законодательством.

Вознаграждение (плата) за исполнение платежных инструкций на перечисление взносов в бюджет фонда, за исполнение решений органов Фонда о взыскании недоимки и пеней в бюджет фонда банками не взимается.

3. Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате взносов в бюджет фонда является день:

представления в банк в течение банковского дня на бумажном носителе и (или) в электронном виде платежных инструкций плательщика на перечисление взносов в бюджет фонда при наличии достаточной суммы денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках для исполнения данных платежных инструкций в полном объеме;

исполнения посредством АИС ИДО платежных инструкций плательщика на перечисление взносов в бюджет фонда;

внесения плательщиком наличных денежных средств в банк для перечисления причитающихся сумм взносов в бюджет фонда;

осуществления плательщиком платежа при использовании банковской платежной карточки в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты сумм взносов в бюджет фонда;

принятия расчетным и (или) платежным агентом денежных средств посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты причитающихся сумм взносов в бюджет фонда.

4. Причитающиеся к уплате взносы в бюджет фонда при недостаточности денежных средств в белорусских рублях и наличии иностранной валюты на счетах плательщиков взыскиваются (уплачиваются) с таких счетов в порядке, установленном законодательством.

5. При перечислении обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование плательщики производят уплату иных платежей в бюджет фонда.

Статья 15. Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков. Информационное взаимодействие с банками

1. В случае неуплаты либо неполной уплаты плательщиками взносов в бюджет фонда, необеспечения своевременной выплаты пособий в счет начисленных обязательных страховых взносов, непредставления заявки на получение средств для выплаты пособий при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда, несвоевременной выплаты заработной платы и непредставления документов, подтверждающих обоснованность указанной в заявке суммы средств и правильность назначения пособий, органы Фонда имеют право приостанавливать расходные операции по счетам, за исключением счетов по учету бюджетных средств, электронным кошелькам плательщиков в банках, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также право получать, в том числе в виде электронного документа, от банков информацию об остатках и (или) движении денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков.

2. Решение о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков либо об отмене приостановления операций по этим счетам, электронным кошелькам плательщиков, о направлении запроса об остатках и (или) движении денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков принимается руководителем (его заместителем) органа Фонда и направляется на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа в банк для его безусловного исполнения в порядке и сроки, установленные законодательством.

3. При наличии решения о приостановлении операций плательщика по счетам, электронным кошелькам или информации о таком решении, полученной из автоматизированной информационной системы «Взаимодействие», банки не вправе открывать плательщику иные счета, электронные кошельки, за исключением счетов по учету средств бюджета фонда.

4. Банки в течение одного рабочего дня со дня открытия (закрытия) плательщикам счетов, электронных кошельков обязаны направить сообщение в электронном виде об их открытии (закрытии) в органы Фонда.

Статья 16. Особый порядок уплаты взносов

1. В случае ликвидации (прекращения деятельности) плательщика, снятия его с учета в органах Фонда причитающаяся к уплате за текущий период сумма взносов в бюджет фонда рассчитывается на день представления в установленном законодательством порядке соответственно в регистрирующие органы заявления о ликвидации (прекращении деятельности) или в органы Фонда уведомления о снятии с учета. Уплата указанных платежей в бюджет фонда и представление установленных законодательством сведений и отчетности в органы Фонда производятся плательщиками в течение 30 рабочих дней со дня принятия решений о ликвидации (прекращении деятельности) или снятии с учета в органах Фонда.

2. В случае смерти физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы, не исполненные им обязательства по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет фонда считаются погашенными.

Статья 17. Порядок уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физических лиц в уголовном процессе

1. Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица осуществляется в соответствии с настоящим Законом на основании вступившего в законную силу постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, о восстановлении пенсионных прав, содержащего указание на суммы, подлежащие перечислению в бюджет фонда, в белорусских рублях.

Размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица, подлежащих перечислению в бюджет фонда, составляет 29 процентов от суммы утраченного заработка физического лица, восстанавливающего свои пенсионные права (далее – заявитель), за период, за который данному лицу возмещается (возмещен) утраченный заработок, определенной без учета поправочных коэффициентов и индексов потребительских цен.

2. Перечисление средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица в порядке, установленном настоящей статьей, производится после обращения заявителя в орган Фонда по месту жительства (в случае отсутствия места жительства – по месту пребывания) с заявлением о восстановлении своих пенсионных прав (далее – заявление).

Заявление подписывается заявителем или его представителем с приложением доверенности, либо нотариально удостоверенной копии доверенности, либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

К заявлению также должна быть приложена надлежащим образом заверенная органом, ведущим уголовный процесс, копия постановления (определения), указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи.

3. Заявление, поступившее в орган Фонда, подлежит возврату без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления, в случае, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

непредставление копии постановления (определения), указанного в части первой пункта 1 настоящей статьи;

несоответствие документов, указанных в части второй пункта 2 настоящей статьи, требованиям законодательства;

наличие в органе Фонда вступившего в законную силу постановления (определения), отменяющего или изменяющего постановление (определение), подлежащее исполнению;

отзыв заявителем заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Возврат заявления заявителю направляется заказным письмом с уведомлением о возврате и приложением направленных ранее документов. Заявитель имеет право повторно подавать заявление.

4. Исполнение постановления (определения) о восстановлении нарушенных пенсионных прав заявителя производится в течение трех месяцев со дня поступления соответствующих требованиям настоящей статьи заявления и прилагаемых к нему документов в орган Фонда.

5. При перечислении средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица за счет казны Республики Беларусь орган Фонда не позднее 30 календарных дней, следующих за днем подачи заявления и приложенных к нему документов, направляет ходатайство в Министерство финансов о выделении средств республиканского бюджета на финансирование расходов по перечислению средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица в бюджет фонда.

Министерство финансов в течение 7 календарных дней, следующих за днем получения указанного ходатайства, обеспечивает выделение органу Фонда средств на финансирование расходов по перечислению средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица.

6. При перечислении средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица за счет казны административно-территориальной единицы орган Фонда не позднее 30 календарных дней, следующих за днем подачи заявления и приложенных к нему документов, направляет ходатайство в соответствующий местный финансовый орган о выделении средств на финансирование расходов по перечислению средств местных бюджетов на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица в бюджет фонда.

Местный финансовый орган в течение 7 календарных дней, следующих за днем получения указанного ходатайства, обеспечивает выделение органу Фонда средств на финансирование расходов по перечислению средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица.

7. В случае если день окончания сроков, указанных в пунктах 4 – 6 настоящей статьи, приходится на нерабочий день, днем окончания такого срока считается первый следующий за ним рабочий день.

8. Документы персонифицированного учета за периоды восстановленных пенсионных прав заявителя заполняются и представляются работниками органов Фонда в порядке, установленном законодательством.

Статья 18. Взыскание недоимки и пеней в бюджет фонда

1. Взыскание недоимки и пеней производится за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках юридических лиц, их представительств и филиалов (в том числе иностранных юридических лиц), индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено законодательными актами. Взыскание производится на основании решения уполномоченного должностного лица органа Фонда в бесспорном порядке, а с физических лиц – на основании исполнительной надписи либо в судебном порядке.

Решение уполномоченного должностного лица органа Фонда выносится в виде постановления о бесспорном взыскании недоимки, пеней в бюджет фонда (далее – постановление о бесспорном взыскании) по форме, установленной правлением Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд).

Платежные требования на взыскание в бесспорном порядке недоимки, пеней исполняются посредством АИС ИДО в порядке, установленном законодательством.

Днем уплаты платежей в бюджет фонда при взыскании недоимки и пеней в соответствии с частью первой настоящего пункта признается день исполнения банком поступившего посредством АИС ИДО платежного требования, оформленного на основании постановления о бесспорном взыскании или исполнительного документа.

В случае отсутствия денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков постановление о бесспорном взыскании, если иное не установлено законодательными актами, выносится в отношении их представительств и филиалов (в том числе иностранных юридических лиц) и (или) дебиторов плательщика, за исключением финансируемых из средств республиканского и местных бюджетов на основании бюджетной сметы.

Взыскание в бюджет фонда недоимки и пеней за счет денежных средств, электронных денег дебитора плательщика производится на основании постановления о бесспорном взыскании согласно представленному плательщиком заявлению с указанием в нем наименования и учетного номера дебитора в органе Фонда, сроков исполнения обязательств перед плательщиком, суммы, причитающейся по не исполненным им обязательствам на день подачи заявления в органы Фонда. При наличии судебного спора между плательщиком и его дебитором о сумме задолженности взыскание денежных средств со счетов, электронных денег с электронных кошельков дебитора не производится. Ответственность за последствия, возникшие в связи с представлением недостоверных сведений, указанных в заявлении, несет плательщик.

Постановление о бесспорном взыскании в отношении денежных средств, находящихся на счетах, электронных денег в электронных кошельках дебиторов выносится с учетом сроков исполнения обязательств дебитора перед плательщиком и в сумме, не превышающей задолженности плательщика перед органом Фонда.

Платежное требование подлежит отзыву из АИС ИДО не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения документов, свидетельствующих об исполнении обязательства плательщика по уплате взносов в бюджет фонда.

2. При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств, электронных денег взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством.

3. Органы Фонда предъявляют обратное требование (регресс) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи со смертью, увечьем или иным повреждением здоровья потерпевшего, а также по случаю потери кормильца.

4. Фонд принимает решения о взыскании в бесспорном порядке со счетов, счетов по учету вкладов (депозитов) физических лиц сумм пенсий и пособий, назначенных в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и перечисленных в банки после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплат (смерть пенсионера, выезд на постоянное место жительства за границу, нахождение в розыске и другое).

Перечисление пенсий и пособий органами Фонда в банки после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплат (смерть пенсионера, выезд на постоянное место жительства за границу, нахождение в розыске и другое), признается счетной ошибкой.

Статья 19. Излишне поступившие суммы взносов

1. Излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщика задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.

2. Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, поступившие в бюджет фонда от плательщика, не имеющего обязательств по уплате указанных взносов, подлежат возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате.

3. Излишне взысканные по результатам проверок суммы взносов в бюджет фонда возвращаются плательщику с начислением пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату их взыскания, за период начиная со дня, следующего за днем зачисления данных средств, и до дня, предшествующего их возврату.

4. Денежные средства плательщика, поступившие в бюджет фонда в результате технической ошибки банка, подлежат возврату банку при условии возмещения им таких денежных средств плательщику.

Возврат, предусмотренный частью первой настоящего пункта, осуществляется в течение 5 рабочих дней после представления банком в орган Фонда заявления о таком возврате с приложением документов, подтверждающих возмещение банком плательщику денежных средств, списанных в результате технической ошибки.

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Статья 20. Права плательщиков

Плательщик имеет право:

присутствовать при проведении у него проверки и (или) мониторинга по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и (или) мониторинга;

указывать в акте (справке) проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами и при наличии возражений по акту (справке) проверки не позднее 15 рабочих дней со дня его (ее) подписания представить в письменном виде возражения по его (ее) содержанию;

обращаться в органы Фонда за разъяснениями по вопросам начисления, порядка уплаты и учета взносов в бюджет фонда, а также правильности расходования средств бюджета фонда;

обжаловать решения Фонда и органов Фонда по актам проверок, требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверок, действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд в соответствии с установленной подведомственностью;

реализовывать иные права, установленные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 21. Обязанности плательщиков

Плательщик обязан:

своевременно стать на учет в органе Фонда;

начислять и перечислять в полном объеме и в установленные настоящим Законом сроки взносы в бюджет фонда;

вести учет начисленных и перечисленных взносов в бюджет фонда, а также расходов, производимых за счет средств бюджета фонда;

обратиться в органы Фонда по месту постановки на учет за получением средств на выплату пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования (далее – пособия), при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда, несвоевременной выплате заработной платы;

представлять в органы Фонда установленные законодательством сведения и отчетность, обеспечивать своевременность выплаты пособий в счет начисленных обязательных страховых взносов;

представлять в органы Фонда расчеты, справки, иные материалы и сведения, в том числе о его дебиторах (при наличии задолженности плательщика по платежам в бюджет фонда), связанные с начислением и уплатой взносов в бюджет фонда;

содействовать должностным лицам Фонда и органов Фонда в проведении проверок по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании;

принять меры по устранению нарушений (недостатков), установленных в ходе проведения проверок и (или) мониторинга по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании;

представлять в органы Фонда документы, подтверждающие право на установление в отношении плательщика соответствующих размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в установленные сроки, а при отсутствии таких сроков – ежегодно;

письменно информировать в течение 5 рабочих дней, если иное не установлено законодательными актами, органы Фонда по месту постановки на учет о принятых решениях:

о ликвидации, реорганизации, внесении изменений и (или) дополнений в учредительный документ, изменении места нахождения, внесении изменений и (или) дополнений в учетные реквизиты, за исключением плательщиков, указанных в части первой пункта 1 статьи 7 настоящего Закона;

о прекращении, приостановлении деятельности нотариуса, адвоката;

об открытии в отношении плательщика конкурсного производства;

об установлении (изменении) срока выплаты заработной платы;

представлять в органы Фонда сведения о рабочих местах организации с особыми условиями труда по форме и в порядке, установленным правлением Фонда, в течение 5 рабочих дней со дня принятия локального правового акта об утверждении перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации, внесении изменений и дополнений в указанный перечень;

уплатить в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, начисленные

(доначисленные) по результатам проверок пени, а также суммы взносов в бюджет фонда и не принятые к зачету суммы расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов;

исполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом и другими актами законодательства.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Внесение изменений в некоторые законы

1. Внести в Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» следующие изменения:

статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере государственного социального страхования

Отношения в сфере государственного социального страхования регулируются законодательством о государственном социальном страховании, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Законодательство о государственном социальном страховании основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, регулирующих условия, размеры и порядок организации государственного социального страхования по каждому страховому случаю.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.»;

в части второй статьи 4 и в статье 6 слова «законами Республики Беларусь» заменить словом «законами»;

в статье 5:

из названия и части второй слово «(тарифы)» исключить;

в части первой:

слово «(тарифы)» исключить;

слова «законами Республики Беларусь» заменить словом «законами»;

в статье 7:

в части первой:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«осужденные к лишению свободы или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях физические лица, которые привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в соответствии с законодательством;»;

абзац пятый после слова «инвалиды» дополнить словами «вследствие трудового увечья или профессионального заболевания»;

дополнить часть абзацем следующего содержания:

«военнослужащие, проходящие срочную военную службу.»;

в части второй:

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

«физическим лицам, осуществляющим деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющимся нотариусами и адвокатами;

гражданам, работающим в Республике Беларусь, участвующим в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза;»;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«индивидуальным предпринимателям, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых отношениях и отношениях, основанных на членстве (участии) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с законодательством уплачиваются обязательные страховые взносы, являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, получают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования, участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза, а также нотариусам, адвокатам, которые одновременно с осуществлением нотариальной, адвокатской деятельности являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.»;

часть вторую статьи 8 изложить в следующей редакции:

«Физические лица, осужденные к лишению свободы или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях, которые привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в соответствии с законодательством, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющиеся нотариусами и адвокатами, неработающие инвалиды вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, не достигшие общеустановленного пенсионного возраста, получающие ежемесячную страховую выплату, и лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, имеют право на выплаты по государственному социальному страхованию, за исключением видов выплат, предусмотренных абзацами третьим – восьмым статьи 10 настоящего Закона.»;

в статье 9:

из абзаца второго слова «болезнь и» исключить;

дополнить статью абзацем следующего содержания:

«предоставление одного ежемесячного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет.»;

в статье 10:

из абзаца пятого слова «болезни и» исключить;

дополнить статью абзацем следующего содержания:

«выплатами, связанными с предоставлением ежемесячно одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет.».

2. Внести в Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» следующие изменения:

в пункте 1 статьи 1:

подпункт 1.4 изложить в следующей редакции:

«страхователь – работодатель из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, соответствующих признакам, определенным в Налоговом кодексе Республики Беларусь, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование;»;

подпункт 1.6 после слова «страхователя» дополнить словами «в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;

статью 7 исключить;

в статье 15:

в пункте 2 слово «отделом» заменить словами «отделом (сектором)»;

в пункте 4 слово «отдел» заменить словами «отдел (сектор)»;

в подпункте 1.4 пункта 1 статьи 18 слово «отдела» заменить словами «отдела (сектора)».

3. Внести в Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» следующие изменения:

статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере государственных пособий

Отношения в сфере государственных пособий регулируются законодательством о государственных пособиях, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Законодательство о государственных пособиях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.»;

в статье 4:

в пункте 2 слова «на которых не распространяется государственное социальное страхование» заменить словами «не указанным в пункте 1 настоящей статьи»;

из пункта 3 слова «Республики Беларусь» исключить;

из подпунктов 2.2 и 2.6 пункта 2 статьи 7, подпункта 1.4 пункта 1 и пункта 5 статьи 9, подпункта 3.5 пункта 3 статьи 13, подпункта 2.2 пункта 2 статьи 16, подпункта 4.2 пункта 4 статьи 18, пункта 4 статьи 19 слова «Республики Беларусь» исключить;

пункт 4 статьи 23 после слова «здоровья»,» дополнить словами «а также решениями, указанными в части первой пункта 21 статьи 26 настоящего Закона,»;

статью 26 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. В случае пропуска по уважительным причинам сроков обращения за назначением государственных пособий, предусмотренных статьями 12, 14, 15 и 18 настоящего Закона, они могут быть восстановлены решениями:

областных (Минского городского) управлений Фонда социальной защиты населения – при назначении государственных пособий по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в клинической ординатуре;

комитетов по труду, занятости и социальной защите областных (Минского городского) исполнительных комитетов – при назначении государственных пособий в органах по труду, занятости и социальной защите, государственном учреждении «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

В случае восстановления пропущенных сроков государственные пособия назначаются и выплачиваются не более чем за три года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право в соответствии с настоящим Законом.».

Статья 23. Признание утратившими силу законов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;

Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 24-З «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь»;

Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 231-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь»;

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 277-З «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь»;

Закон Республики Беларусь от 6 января 2000 г. № 354-З «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь»;

Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 232-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь»;

статью 3 Закона Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 110-З «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам осуществления физическими лицами ремесленной деятельности»;

статью 6 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 155-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения»;

статью 3 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 6-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения»;

пункт 4 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»;

статью 2 Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 186-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь»;

статью 4 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Статья 24. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 24 и 25 – после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент

Республики Беларусь