Проекты законов (текст) |bills1

 

Проект

Внесен Советом Министров
Республики Беларусь

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О саморегулируемых организациях

Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики

Настоящий Закон направлен на создание условий для организации регулирования отдельных сфер предпринимательской или профессиональной деятельности объединениями субъектов указанной деятельности в целях оптимизации объема государственного регулирования и повышения качества результатов этой деятельности для иных лиц.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы единоличного исполнительного органа (руководителя), членов постоянно действующего коллегиального органа управления либо интересы членов саморегулируемой организации влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение указанными лицами обязанностей, принятие ими решений или участие в принятии решений либо на совершение других действий, влекущих неблагоприятные последствия для саморегулируемой организации;

правила предпринимательской (профессиональной) деятельности – локальные правовые акты саморегулируемой организации, устанавливающие к предпринимательской или профессиональной деятельности членов данной организации требования, дополнительные к требованиям нормативных правовых актов в соответствующей сфере предпринимательской или профессиональной деятельности;

саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность некоммерческой организации по регулированию определенной предпринимательской или профессиональной деятельности членов указанной организации, являющихся субъектами указанной деятельности, в том числе в части обеспечения их имущественной ответственности при ее осуществлении;

субъекты предпринимательской деятельности – индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

субъекты профессиональной деятельности – физические лица, осуществляющие деятельность, требующую владения специальными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, а также опыта занятия такой деятельностью;

уполномоченный орган – государственный орган, в том числе Национальный банк, к компетенции которого относится реализация государственной политики в отношении предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением и утратой статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций, их членов, республиканских органов государственного управления, органов местного управления или самоуправления, иных государственных органов (организаций), связанных с реализацией саморегулирования.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области саморегулирования

Отношения в области саморегулирования основываются на Конституции Республики Беларусь и регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.

Статья 4. Виды саморегулирования

1. Саморегулирование может основываться на добровольном и обязательном членстве.

Саморегулирование, основанное на обязательном членстве, устанавливается законодательными актами.

В случае, если в соответствии с законодательными актами членство в саморегулируемой организации является обязательным, осуществление предпринимательской или профессиональной деятельности без членства в такой саморегулируемой организации не допускается.

2. Саморегулирование осуществляется путем установления саморегулируемой организацией для своих членов правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, обеспечения исполнения членами данной организации указанных правил.

Положения правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, противоречащие требованиям настоящего Закона, нормативным правовым актам в соответствующей сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, не подлежат применению.

3. Установление обязательного членства в саморегулируемых организациях как условия осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности возможно при соблюдении принципов:

недопустимости обязательного членства в саморегулируемых организациях одновременно с иными устанавливаемыми государственными органами формами допуска субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности к осуществлению соответствующего вида деятельности (лицензирование, аккредитация, аттестация или иные формы допуска);

возложения частично или полностью регулирования предпринимательской или профессиональной деятельности на саморегулируемые организации, которое ранее осуществлялось или может осуществляться государственными органами.

4. Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве, правового положения, деятельности таких организаций, порядка приема в члены и прекращения членства, порядка осуществления такими организациями оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации и применения ими мер воздействия в отношении своих членов, иным вопросам деятельности саморегулируемых организаций могут устанавливаться законодательством.

Статья 5. Принципы саморегулирования

Основными принципами саморегулирования являются:

разграничение компетенции государственных органов, осуществляющих регулирование в сферах предпринимательской или профессиональной деятельности, и соответствующих саморегулируемых организаций;

прозрачность деятельности саморегулируемых организаций с обеспечением доступности информации для заинтересованных лиц;

равенство прав и обязанностей членов саморегулируемой организации;

обеспечение имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами в случаях, установленных настоящим Законом либо уставом саморегулируемой организации.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 6. Осуществление государственного регулирования в области саморегулирования

Государственное регулирование в области саморегулирования осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, уполномоченными органами.

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области саморегулирования

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области саморегулирования, принимает решения о введении обязательного саморегулирования и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области саморегулирования

Совет Министров Республики Беларусь, за исключением деятельности юридических лиц, регулирование и контроль за деятельностью которых осуществляется Национальным банком в соответствии с законодательными актами:

при государственном прогнозировании социально-экономического развития при необходимости организует разработку основных направлений государственной политики по развитию саморегулирования, в том числе в части уменьшения сферы государственного регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, передачи саморегулируемым организациям функций по регулированию указанной деятельности, взаимоотношений указанных организаций с республиканскими органами государственного управления;

определяет уполномоченные органы в зависимости от сферы предпринимательской или профессиональной деятельности;

в установленном порядке вносит Президенту Республики Беларусь или в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты нормативных правовых актов о введении саморегулирования, основанного на обязательном членстве, в том числе об определении соответствующего уполномоченного органа;

определяет государственный орган, ответственный за ведение реестра саморегулируемых организаций;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком определяет состав сведений, включаемых в реестр саморегулируемых организаций и реестры членов саморегулируемых организаций, порядок формирования и ведения указанных реестров, условия доступа к ним.

Статья 9. Полномочия Национального банка в области саморегулирования

Национальный банк в регулируемых им сферах:

разрабатывает проекты законодательных актов, предусматривающие введение в отношении деятельности юридических лиц, регулирование и контроль за деятельностью которых осуществляется Национальным банком в соответствии с законодательными актами, саморегулирования, основанного на обязательном членстве;

устанавливает дополнительные, помимо предусмотренных законодательными актами, требования к осуществлению деятельности саморегулируемыми организациями, члены которых осуществляют регулируемую Национальным банком деятельность;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

реализует государственную политику по вопросам саморегулирования в соответствующей сфере;

принимает решение о присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации и об утрате ею такого статуса;

определяет принципы оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации;

обобщает практику и проводит анализ деятельности соответствующих саморегулируемых организаций;

устанавливает форму годового отчета о деятельности саморегулируемой организации.

В случае установления саморегулирования, основанного на обязательном членстве, уполномоченный орган также:

имеет право вносить в саморегулируемую организацию представления о применении к членам указанной организации мер воздействия, в том числе об исключении из членов саморегулируемой организации;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и законодательным актом о введении саморегулирования, основанного на обязательном членстве.

ГЛАВА 3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 11. Саморегулируемая организация

1. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в целях саморегулирования, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства сферы производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), и (или) субъектов профессиональной деятельности определенного вида, при условии:

наличия правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации, утвержденных в порядке, установленном настоящим Законом;

объединения в составе организации в качестве ее членов не менее десяти субъектов соответствующей предпринимательской деятельности или не менее десяти субъектов соответствующей профессиональной деятельности, если законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь в отношении саморегулируемых организаций в определенной сфере деятельности не установлено иное.

Саморегулируемая организация может быть создана с меньшим количеством членов в случае, если они в совокупности занимают не менее тридцати пяти процентов товарного рынка, рынка работ и услуг, основным показателем для расчета емкости которых является объем реализации товаров (работ, услуг) в стоимостном выражении, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь.

2. Требования, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, являются обязательными для соблюдения на дату принятия уполномоченным органом решения о присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации и в течение всего срока ее деятельности в качестве саморегулируемой организации.

3. Статус саморегулируемой организации может быть присвоен некоммерческой организации, зарегистрированной в организационно-правовой форме ассоциации (союза).

Утрата некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации не исключает иную деятельность некоммерческой организации, не относящуюся к саморегулированию в соответствии с настоящим Законом.

Статья 12. Присвоение некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации

1. Для присвоения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:

заявление о присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации, подписанное руководителем некоммерческой организации, форма которого определяется Советом Министров Республики Беларусь;

список членов некоммерческой организации, подписанный руководителем некоммерческой организации;

условия членства в саморегулируемой организации;

правила предпринимательской (профессиональной) деятельности.

2. Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, рассматривает их и принимает одно из следующих решений:

о присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации;

об отказе в присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации с письменным обоснованием такого отказа.

Основанием для отказа в присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации является несоответствие представленных документов требованиям, определяемым в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

3. Решение о присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации или об отказе в присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации с письменным обоснованием такого отказа направляются заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

Решение об отказе в присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации может быть обжаловано в судебном порядке в месячный срок после его получения.

4. После устранения допущенных нарушений, послуживших основанием для принятия решения об отказе в присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации, указанная организация вправе повторно представить в уполномоченный орган документы, указанные в части первой пункта 1 настоящей статьи.

5. При принятии уполномоченным органом решения о присвоении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения:

вносит посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы в реестр саморегулируемых организаций соответствующую запись;

информирует некоммерческую организацию о включении сведений о ней в реестр саморегулируемых организаций.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты включения сведений о ней в реестр саморегулируемых организаций.

6. Информация о присвоении (утрате) некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации включается в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статья 13. Членство в саморегулируемых организациях

1. Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, вступает в состав членов саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией, если иное не установлено законодательными актами для саморегулируемых организаций с обязательным членством.

Саморегулируемая организация не вправе отказать субъекту, осуществляющему определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, во вступлении в состав ее членов, если он соответствует условиям членства в саморегулируемой организации. Решение об отказе в приеме в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в суд в течение одного месяца с даты принятия соответствующего решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

2. Субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности такого вида.

3. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких соответствующих саморегулируемых организаций.

4. Членство субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации прекращается (утрачивается):

по решению субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности на основании заявления о добровольном выходе из саморегулируемой организации, поданного на имя председателя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, – с даты поступления такого заявления в саморегулируемую организацию;

в случае ликвидации субъекта предпринимательской деятельности, являющегося юридическим лицом, или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем – со дня принятия регистрирующим органом решения о внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в случае признания недееспособным, безвестно отсутствующим, объявления умершим, смерти физического лица, являющегося субъектом профессиональной деятельности, – с даты, указанной в документе, подтверждающем соответствующий факт;

по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации об исключении субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и уставом саморегулируемой организации, – с даты истечения срока на обжалование такого решения, если более поздний срок не указан в таком решении;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 14. Основные функции саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

определяет порядок вступления субъектов, осуществляющих определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, в саморегулируемую организацию, а также условия членства в саморегулируемой организации, если иное не установлено законодательными актами для саморегулируемых организаций с обязательным членством;

устанавливает правила предпринимательской (профессиональной) деятельности своих членов;

ведет реестр членов саморегулируемой организации;

осуществляет оценку соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации;

применяет предусмотренные настоящим Законом, иными законодательными актами, а также внутренними документами меры воздействия в отношении членов саморегулируемых организаций;

представляет интересы членов саморегулируемой организации в их взаимоотношениях с республиканскими органами государственного управления, органами местного управления или самоуправления, иными государственными органами (организациями);

организует профессиональное обучение членов саморегулируемой организации;

публикует информацию о деятельности своих членов в порядке, определяемом саморегулируемой организацией в соответствии с настоящим Законом;

рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, условий членства в саморегулируемой организации;

в случаях, предусмотренных законодательством или уставом, несет имущественную ответственность по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.

2. Саморегулируемая организация наряду с установленными в пункте 1 настоящей статьи основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные законодательными актами и уставом саморегулируемой организации функции.

Статья 15. Права саморегулируемой организации

1. Саморегулируемая организация имеет право:

образовывать в соответствии с законодательством третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между членами саморегулируемой организации и потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

оспаривать в установленном законодательством порядке, в том числе в судах, любые акты, решения и (или) действия (бездействие) государственных органов, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации либо создающие угрозу такого нарушения;

вносить на рассмотрение республиканских органов государственного управления и органов местного управления или самоуправления, иных государственных органов предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в отношении предмета саморегулирования;

запрашивать в республиканских органах государственного управления и органах местного управления или самоуправления, иных государственных органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее функций, в установленном законодательными актами порядке.

Саморегулируемая организация также имеет иные права, предусмотренные законодательством.

2. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Законодательными актами, уставом саморегулируемой организации или внутренними документами может быть предусмотрено возложение на саморегулируемую организацию, ее единоличный исполнительный орган, членов ее постоянно действующего коллегиального органа управления, членов саморегулируемой организации ограничений, направленных на устранение обстоятельств, влекущих за собой возникновение указанного конфликта.

Статья 16. Обязанности саморегулируемой организации

Саморегулируемая организация обязана:

согласовывать с уполномоченным органом изменения, вносимые в правила предпринимательской (профессиональной) деятельности и условия членства в саморегулируемой организации;

рассматривать жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, условий членства в саморегулируемой организации;

принимать меры в пределах своих полномочий по недопущению нарушения прав и законных интересов потребителей товаров (работ, услуг), производимых (реализуемых) членами саморегулируемой организации;

информировать членов о формировании и расходовании средств саморегулируемой организации;

предоставлять годовой отчет о своей деятельности в уполномоченный орган по форме, им установленной;

соблюдать законодательство, устав саморегулируемой организации, правила предпринимательской (профессиональной) деятельности и иные внутренние документы.

Статья 17. Утрата статуса саморегулируемой организации

1. Основаниями для утраты статуса саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве, являются:

заявление некоммерческой организации о прекращении ее деятельности как саморегулируемой организации, представленное в уполномоченный орган вместе с соответствующим решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

исключение некоммерческой организации, являющейся саморегулируемой организацией, из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

решение уполномоченного органа о лишении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации в случае нарушения требований настоящего Закона два раза и более в течение двенадцати месяцев подряд, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер. Уполномоченный орган уведомляет некоммерческую организацию о лишении ее статуса саморегулируемой организации в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Указанное решение может быть обжаловано некоммерческой организацией после получения уведомления в месячный срок в судебном порядке.

Основания для утраты статуса саморегулируемой организации, членство в которой является обязательным, устанавливаются законодательными актами.

2. Утрата статуса саморегулируемой организации по иным основаниям, кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.

3. Уполномоченный орган исключает некоммерческую организацию из реестра саморегулируемых организаций в течение трех рабочих дней со дня:

поступления заявления о прекращении ее деятельности как саморегулируемой организации;

получения сведений о ее исключении из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

истечения месячного срока для обжалования в судебном порядке решения о лишении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации при отсутствии сведений о таком обжаловании;

вступления в силу судебного постановления об отказе в удовлетворении требования о признании недействительным решения уполномоченного органа о лишении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации.

4. Некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации:

в случае, указанном в абзаце третьем пункта 3 настоящей статьи, – со дня ее исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в случаях, предусмотренных абзацами вторым, четвертым и пятым пункта 3 настоящей статьи, – со дня исключения сведений о ней из реестра саморегулируемых организаций.

Статья 18. Правила предпринимательской (профессиональной) деятельности

1. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает правила предпринимательской (профессиональной) деятельности, которые должны соответствовать настоящему Закону, иным законодательным актам, регулирующим соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, а также принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам.

2. Правила предпринимательской (профессиональной) деятельности не могут содержать положения, направленные на создание условий для ограничения конкуренции и (или) нарушения запретов, установленных антимонопольным законодательством, в саморегулируемой организации, возникновения конфликта интересов, причиняющих ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, а также действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.

Статья 19. Внутренние документы

1. Внутренними документами являются следующие локальные правовые акты:

правила предпринимательской (профессиональной) деятельности;

условия членства в саморегулируемой организации;

о порядке осуществления оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации;

о мерах воздействия в отношении членов саморегулируемой организации;

о раскрытии информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов;

об обеспечении имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если обязанность ее обеспечения предусмотрена настоящим Законом либо уставом саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация вправе принять иные внутренние документы, помимо предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Внутренние документы не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства.

Статья 20. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к ее информации

1. Саморегулируемая организация для обеспечения доступа к ее информации в соответствии с требованиями настоящего Закона обязана создать и вести информационный ресурс, размещенный в национальном сегменте сети Интернет (далее – информационный ресурс). На информационном ресурсе размещаются сведения:

о членах саморегулируемой организации, а также о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации;

о правилах предпринимательской (профессиональной) деятельности и иные внутренние документы;

об условиях членства в саморегулируемой организации;

об условиях, способах и порядке обеспечения имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;

о структуре и компетенции органов управления саморегулируемой организации;

о решениях, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;

о результатах проведенной саморегулируемой организацией оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации, случаях привлечения членов саморегулируемой организации к ответственности за нарушение требований законодательства в части осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации (при наличии такой информации);

о годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности саморегулируемой организации;

о вступивших в законную силу судебных постановлениях по делам с участием саморегулируемых организаций;

иные предусмотренные законодательными актами и уставом саморегулируемой организации сведения.

2. Сведения, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, размещаются саморегулируемой организацией на информационном ресурсе в течение пяти рабочих дней со дня наступления события, которое они отражают, если иной срок не установлен законодательными актами.

Статья 21. Реестр саморегулируемых организаций. Реестры членов саморегулируемых организаций

1. Реестр саморегулируемых организаций представляет собой информационный ресурс, содержащий систематизированную информацию о саморегулируемых организациях.

Сведения, содержащиеся в реестре саморегулируемых организаций, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению в глобальной компьютерной сети Интернет.

Внесение уполномоченным органом записей в реестр саморегулируемых организаций осуществляется посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Использование уполномоченным органом общегосударственной автоматизированной информационной системы в целях реализации настоящего Закона является безвозмездным.

2. Реестры членов саморегулируемых организаций представляют собой информационные ресурсы саморегулируемых организаций, содержащие систематизированную информацию о членах саморегулируемых организаций, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемых организациях. Указанные реестры подлежат формированию саморегулируемой организацией в течение пяти рабочих дней с даты приобретения ею статуса саморегулируемой организации.

Сведения, содержащиеся в реестрах членов саморегулируемых организаций, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению в глобальной компьютерной сети Интернет.

Статья 22. Взаимодействие саморегулируемой организации с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями

1. Саморегулируемая организация обязана направлять в уполномоченный орган:

для согласования изменения, вносимые в правила предпринимательской (профессиональной) деятельности и условия членства в саморегулируемой организации;

информацию о сведениях, включаемых в реестр саморегулируемых организаций о саморегулируемой организации, определяемую Советом Министров Республики Беларусь;

сведения о запланированных саморегулируемой организацией оценках соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации и результатах проведенных оценок.

2. Уполномоченный орган не вправе требовать изменения или отмены решений, принятых органами управления саморегулируемой организации в соответствии с их компетенцией, а также требовать принятия указанными органами решений в отношении члена или членов саморегулируемой организации либо саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором части второй статьи 10 настоящего Закона.

3. Уполномоченный орган обязан содействовать саморегулируемым организациям в осуществлении их функций, связанных с саморегулированием, в том числе путем предоставления информации, необходимой для разработки и утверждения правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Статья 23. Обеспечение имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами

1. Саморегулируемая организация несет имущественную ответственность по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, возникшим в результате причинения ими вреда потребителям и иным лицам.

Саморегулируемая организация обязана в течение 45 рабочих дней с даты получения соответствующего требования о возмещении вреда, причиненного ее членами потребителям и иным лицам, осуществить перечисление (выплату) денежных средств в соответствии с предъявленным требованием или направить лицу, обратившемуся с требованием о перечислении (выплате) денежных средств, мотивированный отказ.

Решение о возмещении вреда, причиненного членами саморегулируемой организации потребителям и иным лицам, принимается общим собранием членов саморегулируемой организации, если уставом саморегулируемой организации принятие такого решения не отнесено к компетенции иного органа управления саморегулируемой организации.

2. Возмещение вреда, причиненного членами саморегулируемой организации потребителям и иным лицам, не осуществляется, если выполняется одно из следующих условий:

субъект предпринимательской или профессиональной деятельности не являлся членом саморегулируемой организации на момент совершения действий (бездействия), которые повлекли причинение такого вреда;

не предъявлен исполнительный документ или решение третейского суда, содержащие требование о возмещении такого вреда.

3. В целях обеспечения имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, возникшим в результате причинения ими вреда потребителям и иным лицам, саморегулируемая организация вправе, если это предусмотрено уставом саморегулируемой организации, а в случаях, предусмотренных законодательством, обязана сформировать компенсационный фонд.

4. Советом Министров Республики Беларусь могут быть определены минимальный и максимальный размеры компенсационного фонда, если иное не установлено законодательными актами.

В случае уменьшения компенсационного фонда ниже установленного минимального размера компенсационный фонд подлежит увеличению до его минимального размера в течение 60 дней со дня его уменьшения за счет денежных средств, определенных в части первой пункта 5 настоящей статьи. Порядок увеличения компенсационного фонда определяется внутренними документами.

В случае превышения максимального размера компенсационного фонда денежные средства, поступающие в компенсационный фонд сверх установленного размера, не позднее следующего рабочего дня подлежат направлению на текущий (расчетный) банковский счет саморегулируемой организации.

5. Компенсационный фонд формируется за счет:

обязательных взносов членов саморегулируемой организации;

процентов, уплачиваемых банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете;

денежных средств, находящихся на текущем (расчетном) банковском счете саморегулируемой организации, в случае, предусмотренном в части второй пункта 4 настоящей статьи.

Формирование компенсационного фонда за счет денежных средств, не перечисленных в части первой настоящего пункта, не допускается.

6. Денежные средства компенсационного фонда имеют строго целевое назначение и направляются:

на возмещение вреда, причиненного членами саморегулируемой организации;

в случаях, определенных в части третьей пункта 7 настоящей статьи, для возврата членам саморегулируемой организации;

на текущий (расчетный) банковский счет саморегулируемой организации в случае, предусмотренном в части третьей пункта 4 настоящей статьи.

Использование компенсационного фонда на цели, не предусмотренные в части первой настоящего пункта, не допускается.

7. Возврат денежных средств из компенсационного фонда членам саморегулируемой организации осуществляется путем перечисления указанных денежных средств на текущие (расчетные) банковские счета данных членов саморегулируемой организации.

В случае отсутствия у члена саморегулируемой организации текущего (расчетного) банковского счета денежные средства из компенсационного фонда могут быть выданы члену саморегулируемой организации наличными или перечислены ему в безналичном порядке на иной указанный им счет.

Возврат денежных средств из компенсационного фонда членам саморегулируемой организации осуществляется в следующих случаях:

утрата саморегулируемой организацией статуса саморегулируемой организации;

прекращение членом саморегулируемой организации членства в саморегулируемой организации.

Размер денежных средств, подлежащих возврату члену саморегулируемой организации, определяется пропорционально размерам денежных средств, внесенных данным членом в компенсационный фонд, и с учетом денежных средств, выплаченных саморегулируемой организацией в счет возмещения вреда, причиненного данным членом.

Ограничения размера и сроки выплаты из компенсационного фонда могут быть определены Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

8. Денежные средства компенсационного фонда учитываются на специальном счете, открываемом саморегулируемой организацией в банке.

Саморегулируемая организация вправе для формирования компенсационного фонда открыть только один специальный счет.

9. Специальный счет открывается независимо от наличия в банках решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам саморегулируемой организации, постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, принятых (вынесенных) уполномоченными в соответствии с законодательными актами органами (должностными лицами).

Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания в бесспорном порядке денежных средств со счетов, на денежные средства, размещенные на специальном счете, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по специальному счету не осуществляется.

Требования, указанные в части второй настоящего пункта, не распространяются на случаи:

когда предусмотренный исполнительным и (или) иным документом, являющимся основанием для списания денежных средств в бесспорном порядке, вид взыскания соответствует целевому назначению специального счета;

предусмотренные законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.

Ответственность за неправомерность обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных счетах, наложения ареста на находящиеся на них денежные средства, приостановления операций по специальным счетам возлагается на руководителей (должностных лиц) органов, уполномоченных законодательными актами на принятие решений, указанных в части второй настоящего пункта.

10. Денежные средства, зачисленные на специальный счет в результате технической ошибки, подлежат возврату в порядке, установленном банковским законодательством.

11. В случае принятия решения об утрате статуса саморегулируемой организации специальный счет подлежит закрытию по заявлению саморегулируемой организации до момента исключения ее из реестра саморегулируемых организаций. Остаток неиспользованных денежных средств, находящихся на специальном счете на момент закрытия, подлежит распределению между членами саморегулируемой организации с учетом требований части четвертой пункта 7 настоящей статьи.

12. Руководитель саморегулируемой организации несет персональную ответственность за нарушение установленного порядка формирования компенсационного фонда и его расходования, а также за нарушения установленных настоящей статьей требований об открытии и закрытии специального счета.

13. Законодательством и (или) уставом саморегулируемой организации могут быть определены иные формы обеспечения имущественной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов перед потребителями произведенных (реализованных) ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе в форме личного страхования, страхования ответственности.

Статья 24. Источники формирования имущества саморегулируемой организации

1. Источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются:

взносы (вступительные, членские, целевые);

доходы, полученные от размещения денежных средств во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь;

другие, не запрещенные законодательными актами, источники.

2. Порядок, сроки внесения и размер взносов, определенных в пункте 1 настоящей статьи, определяется общим собранием членов саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 25. Оценка соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации

1. Оценка соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации осуществляется ее специализированным органом, на который возложена функция такой оценки.

2. В случае выявления в ходе оценки нарушений требований правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации материалы оценки передаются в специализированный орган саморегулируемой организации, на который возложена функция рассмотрения дел о применении в отношении члена саморегулируемой организации, у которого выявлены такие нарушения, мер воздействия.

3. Если иное не установлено законодательством, саморегулируемая организация, а также ее работники и уполномоченные должностные лица, принимающие участие в проведении оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения.

4. Член саморегулируемой организации не должен препятствовать осуществлению саморегулируемой организации оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации и обязан предоставлять всю имеющуюся необходимую для такой оценки информацию (документы), в том числе в электронном виде, с соблюдением требований законодательства о защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

5. Порядок проведения оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации устанавливается внутренними документами с соблюдением актов законодательства.

Статья 26. Порядок применения саморегулируемой организацией мер воздействия в отношении членов саморегулируемой организации

1. Органами саморегулируемой организации в отношении членов саморегулируемой организации могут быть применены следующие меры воздействия:

вынесение члену саморегулируемой организации письменного предупреждения о недопустимости нарушений требований настоящего Закона, правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и (или) условий членства в саморегулируемой организации;

приостановление членства субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации на срок до устранения выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации;

исключение субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности из членов саморегулируемой организации;

иные меры в случае, если они, предусмотрены законодательными актами и (или) внутренними документами.

2. Специализированный орган саморегулируемой организации, на который возложена функция рассмотрения дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер воздействия, вправе принять следующие решения:

о вынесении члену саморегулируемой организации письменного предупреждения о недопустимости нарушений требований настоящего Закона, правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и (или) условий членства в саморегулируемой организации;

о направлении постоянно действующему коллегиальному органу управления саморегулируемой организации рекомендации о приостановлении членства субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

о направлении постоянно действующему коллегиальному органу управления саморегулируемой организации рекомендации об исключении субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности из членов саморегулируемой организации;

о применении иных мер воздействия в случае, если они предусмотрены законодательными актами и (или) внутренними документами и принятие решений об их применении законодательными актами, уставом саморегулируемой организации или внутренними документами не отнесено к компетенции иных органов управления саморегулируемой организации.

3. Направленные специализированным органом саморегулируемой организации, на который возложена функция рассмотрения дел о применении в отношении члена саморегулируемой организации мер воздействия, рекомендации, указанные в абзацах третьем и четвертом части первой пункта 2 настоящей статьи, подлежат рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

4. Основаниями для принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления решений о приостановлении членства субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации являются:

неоднократное в течение двух месяцев нарушение членом саморегулируемой организации требований настоящего Закона, правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и (или) условий членства в саморегулируемой организации;

иные основания, предусмотренные внутренними документами.

В случаях, когда членом саморегулируемой организации в установленный в решении постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации срок устранено нарушение, повлекшее за собой приостановление членства в саморегулируемой организации, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение о восстановлении члена в саморегулируемой организации до окончания срока приостановления его членства в саморегулируемой организации.

В случаях, когда членом саморегулируемой организации в установленный в решении постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации срок не устранено нарушение, повлекшее за собой приостановление членства в саморегулируемой организации, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об исключении этого члена из членов саморегулируемой организации.

5. Основаниями для принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решений об исключении субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности из членов саморегулируемой организации являются:

выявление факта представления для приема в члены саморегулируемой организации недостоверных сведений и (или) подложных документов;

применение более двух раз в течение одного года в отношении члена саморегулируемой организации мер воздействия за нарушение им требований настоящего Закона, правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и (или) условий членства в саморегулируемой организации;

неустранение в срок, установленный в решении постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, нарушения, повлекшего за собой приостановление членства в саморегулируемой организации;

иные основания, установленные законодательными актами.

6. Решение о применении меры воздействия, предусмотренной в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, принимается большинством голосов членов специализированного органа саморегулируемой организации, на который возложена функция рассмотрения дел о применении в отношении члена саморегулируемой организации мер воздействия, и вступает в силу со дня его принятия указанным органом.

Решения о применении мер воздействия, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 настоящей статьи, принимаются не менее чем двумя третями голосов членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и вступают в силу со дня, указанного в решении, который не может быть установлен ранее чем по истечении 20 рабочих дней со дня принятия такого решения.

ГЛАВА 4
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 27. Органы управления саморегулируемой организации

1. Органами управления саморегулируемой организации являются общее собрание членов, постоянно действующий коллегиальный орган управления, единоличный исполнительный орган, специализированные органы саморегулируемой организации.

2. Законодательными актами, а также уставом может предусматриваться создание иных, не предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, органов управления саморегулируемой организации.

Статья 28. Общее собрание членов саморегулируемой организации

1. Общее собрание членов саморегулируемой организации созывается с периодичностью и в порядке, которые установлены уставом саморегулируемой организации, но не реже одного раза в год, если иное не предусмотрено законодательными актами.

2. Если иное не установлено законодательными актами, в части обеспечения саморегулирования к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации относятся следующие вопросы:

утверждение внутренних документов, внесение в них изменений;

определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

рассмотрение жалоб на необоснованность решений, принятых постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;

рассмотрение иных вопросов в соответствии с законодательными актами и уставом саморегулируемой организации.

3. В случае осуществления общим собранием членов саморегулируемой организации функций ее постоянно действующего коллегиального органа управления общие собрания членов саморегулируемой организации проводятся не реже одного раза в три месяца.

Статья 29. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации

1. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации избирается из числа физических лиц – членов саморегулируемой организации и (или) представителей юридических лиц – членов саморегулируемой организации.

2. Количественный состав постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, порядок и условия его формирования и деятельности, принятия этим органом решений устанавливаются уставом саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

3. Если иное не установлено законодательными актами, в части саморегулирования к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относятся:

утверждение перечня лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей для их выбора участниками споров, рассматриваемых по их заявлениям в третейском суде, образованном саморегулируемой организацией;

принятие решения о принятии в члены саморегулируемой организации, приостановлении членства или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным настоящим Законом или уставом саморегулируемой организации;

создание специализированных органов саморегулируемой организации;

иные предусмотренные настоящим Законом и уставом саморегулируемой организации вопросы.

Статья 30. Единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации

К компетенции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации относятся вопросы деятельности саморегулируемой организации, не относящиеся к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации и ее постоянно действующего коллегиального органа управления. Единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации в пределах своей компетенции без доверенности действует от имени саморегулируемой организации.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Статья 31. Специализированные органы саморегулируемой организации

1. Специализированными органами саморегулируемой организации являются:

орган, на который возложена функция осуществления оценки соблюдения членами саморегулируемой организации правил предпринимательской (профессиональной) деятельности и условий членства в саморегулируемой организации;

орган, на который возложена функция рассмотрения дел о применении в отношении члена саморегулируемой организации мер воздействия;

органы, созданные для решения иных вопросов.

2. Специализированные органы саморегулируемой организации действуют на основании соответствующих положений, утвержденных постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

Статья 32. Обжалование действий (бездействия) саморегулируемой организации, решений ее органов управления

Члены саморегулируемой организации в случае нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации и (или) решениями ее органов управления вправе обжаловать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Внесение изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь

Внести в статью 121 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. следующие изменения:

название статьи после слов «юридических лиц и (или)» дополнить словами «граждан, в том числе»;

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Коммерческие, некоммерческие организации и (или) граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) может создаваться в целях осуществления саморегулирования (то есть являться саморегулируемой организацией, основанной на членстве юридических лиц и (или) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, исходя из единства сферы производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо осуществляемого вида деятельности).

2. Ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством вправе создавать коммерческие и некоммерческие организации и (или) участвовать в них.»;

дополнить статью пунктом 5 следующего содержания:

«5. Особенности правового положения, деятельности, реорганизации и ликвидации ассоциаций (союзов), создаваемых в целях саморегулирования, определяются законодательными актами о саморегулируемых организациях.».

Статья 34. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить создание реестра саморегулируемых организаций и проведение организационно-технических мероприятий по интеграции реестра саморегулируемых организаций с общегосударственной автоматизированной информационной системой;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1–33 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент
Республики Беларусь