ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 мая 2006 г. № 637

Об утверждении Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 122 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 40, 5/24639) <C20700122>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438) <C20701747>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2009 г. № 874 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 5/30078) <C20900874>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1095 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 5/32249) <C21001095>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264) <C21101049>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) <C21200659>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 356 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295) <C21300356>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2014 г. № 100 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.02.2014, 5/38404) <C21400100>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2017 г. № 246 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.04.2017, 5/43540) <C21700246>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2020 г. № 368 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2020, 5/48158) <C22000368>

 

На основании статьи 146, части второй статьи 149 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

20.05.2006 № 637

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок:

1.1. установления и осуществления опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, являющимися:

детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, родители (единственный родитель) которых временно отсутствуют по уважительной причине, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, не достигшими возраста восемнадцати лет, которые не приобрели дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и прибыли в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей (далее – несопровождаемые иностранцы), которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь, новорожденными детьми несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке;

несопровождаемыми иностранцами, ходатайствующими о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (далее – несопровождаемые иностранцы, ходатайствующие о защите);

несопровождаемыми иностранцами, которым предоставлена временная защита в Республике Беларусь;

1.2. учета и контроля за условиями жизни и воспитания несовершеннолетних детей в семьях опекунов (попечителей);

1.3. отстранения и освобождения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей.

2. Опека (попечительство) устанавливается для воспитания, защиты личных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

3. В целях настоящего Положения применяются следующие термины и их определения:

кандидаты в опекуны (попечители) – лица, ходатайствующие о назначении их опекунами (попечителями) несовершеннолетних детей;

подопечные – несовершеннолетние дети, над которыми установлена опека (попечительство).

4. Опека (попечительство) устанавливается по решению органа опеки и попечительства (местного исполнительного и распорядительного органа) по месту жительства (нахождения) несовершеннолетних детей, подлежащих опеке (попечительству), или по месту жительства кандидата в опекуны (попечители), если это отвечает интересам подопечного.

ГЛАВА 2
ПОРЯДОК РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

5. Кандидаты в опекуны (попечители) могут получить информацию о процедуре установления опеки (попечительства) над детьми, перечне и формах документов, необходимых для установления опеки (попечительства), в структурном подразделении городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющем государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управление (отдел) образования), по месту своего жительства либо по месту жительства (нахождения) детей.

6. Кандидаты в опекуны (попечители) подают в службу «одно окно» документы, предусмотренные пунктом 4.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – перечень).

В случае установления опеки (попечительства) при временном отсутствии родителей (единственного родителя) по уважительным причинам в письменном согласии родителей (единственного родителя) должны быть указаны такие причины, период, на который должен быть назначен опекун (попечитель), а также обязательство родителей (единственного родителя) содержать ребенка на время его нахождения в семье опекуна (попечителя). К согласию родителей (единственного родителя) на установление опеки (попечительства) в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие причину и период отсутствия родителей (единственного родителя).

В случае поступления информации о рождении новорожденного ребенка у несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, управление (отдел) образования получает согласие законных представителей его матери на установление над ним опеки. При наличии в семье законных представителей матери такого ребенка условий, необходимых для его воспитания и содержания, управление (отдел) образования разъясняет законным представителям матери новорожденного ребенка порядок подготовки документов для установления опеки над этим ребенком, а в случае их отказа от воспитания новорожденного ребенка решает вопрос о предоставлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей.

7. Управление (отдел) образования в течение 5 дней со дня подачи заявления кандидатом в опекуны (попечители) со всеми необходимыми документами запрашивает из соответствующих органов и организаций следующие сведения и документы:

о том, имеют ли кандидаты в опекуны (попечители) судимость за умышленные преступления или осуждались ли за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека – из соответствующего управления внутренних дел облисполкома или главного управления внутренних дел Минского горисполкома;

о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным – из суда по месту жительства кандидата в опекуны (попечители);

о том, признавались ли дети кандидата в опекуны (попечители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в опекуны (попечители) от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей – при необходимости из местного исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в опекуны (попечители);

справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в опекуны (попечители);

справку о размере заработной платы (денежного довольствия) кандидата в опекуны (попечители) либо копию декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий установлению опеки (попечительства) год;

копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в опекуны (попечители) на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;

о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в опекуны (попечители).

8. Управление (отдел) образования в течение двух недель со дня обращения кандидатов в опекуны (попечители) проводит обследование условий жизни кандидатов в опекуны (попечители), изучает их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в опекуны (попечители) (далее – акт обследования). В акте обследования указывается согласие других проживающих совместно с заявителем совершеннолетних членов семьи.

При рассмотрении заявления кандидатов в опекуны (попечители) управление (отдел) образования учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей, а также возможность обеспечить для подопечного ребенка его раздельное проживание с родителями в случаях, когда он приобрел статус детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением родителей родительских прав, отобранием ребенка без лишения родительских прав, признанием родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, подачи родителями (родителем) заявления о согласии на усыновление (удочерение) ребенка при отказе родителей (родителя) от ребенка, а также в случае предоставления ребенку статуса детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с наличием у родителя психического расстройства и (или) расстройства поведения.

9. В случае, если кандидаты в опекуны (попечители) изъявляют желание взять на воспитание ребенка из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, родители которых временно отсутствуют, новорожденных детей несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке, а также несопровождаемых иностранцев, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь, несопровождаемых иностранцев, ходатайствующих о защите (далее – дети), имеющих особенности психофизического развития либо инвалидность, в акте обследования должно быть указано о наличии у них для этого необходимых условий.

10. Для рассмотрения вопроса об установлении опеки (попечительства) над ребенком и назначении опекуна (попечителя) управление (отдел) образования осуществляет сбор (подготовку) следующих документов в отношении ребенка:

свидетельство о рождении (при наличии);

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

документы об обучении (для детей, получающих общее среднее образование);

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения (его части);

документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

удостоверение беженца (при наличии);

свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (при наличии);

свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (при наличии).

11. На основании документов и сведений, установленных в пункте 4.4 перечня и пунктах 7 и 10 настоящего Положения, управление (отдел) образования в 20-дневный срок со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами включает в акт обследования условий жизни кандидата в опекуны (попечители) заключение о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей и удовлетворения их основных жизненных потребностей, и осуществляет подготовку проекта решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя), в котором указывается дата передачи ребенка опекуну (попечителю), либо об отказе в установлении опеки (попечительства) и назначении опекуном (попечителем). Проект указанного решения направляется в орган опеки и попечительства для рассмотрения.

12. Орган опеки и попечительства принимает решение в срок, указанный в пункте 4.4 перечня, которым удовлетворяет или отклоняет просьбу кандидата в опекуны (попечители), и сообщает данное решение кандидату в опекуны (попечители). В случае отказа в просьбе кандидату в опекуны (попечители) одновременно возвращаются все представленные им документы.

13. Управление (отдел) образования по месту установления опеки (попечительства) в пятидневный срок со дня принятия решения об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя) выдает опекуну (попечителю) удостоверение опекуна (попечителя) на право представления интересов подопечного. Учет выдачи удостоверений опекунов (попечителей) на право представления интересов подопечного ведется управлениями (отделами) образования в журнале регистрации удостоверений опекунов (попечителей) на право представления интересов подопечного.

14. Лицо считается опекуном (попечителем) со дня, указанного в решении органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя).

15. Если кандидат в опекуны (попечители) ходатайствует о назначении его опекуном (попечителем) без указания конкретного ребенка (детей), управление (отдел) образования на основании документов, указанных в пункте 4.4 перечня, а также пунктах 7 и 8 настоящего Положения, в пятидневный срок ставит его на учет кандидатов в опекуны (попечители) и информирует его об этом либо доводит до его сведения обоснованный отказ и одновременно возвращает ему прилагаемые к заявлению документы.

16. Учет кандидатов в опекуны (попечители) ведется управлением (отделом) образования в журнале, форма которого утверждается этим управлением (отделом) образования.

17. Управлением (отделом) образования проводится работа по подбору ребенка, после чего кандидату в опекуны (попечители) выдается направление на знакомство с соответствующим ребенком.

По письменному заявлению кандидата в опекуны (попечители) орган опеки и попечительства выдает ему заключение о наличии у него условий, необходимых для воспитания ребенка. На основании этого заключения кандидат в опекуны (попечители) может заключить с руководителем детского интернатного учреждения договор патронатного воспитания детей, которые предложены ему для устройства на воспитание в опекунскую семью.

18. При подборе ребенка из детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, государственных учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, администрация этих учреждений знакомит кандидата в опекуны (попечители) с личным делом ребенка и медицинской справкой о состоянии его здоровья.

Руководитель учреждения несет ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

19. После знакомства с ребенком (детьми) кандидат в опекуны (попечители) обращается в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки (попечительства) над данным ребенком (детьми) и назначении его опекуном (попечителем), которое рассматривается в порядке и сроки, установленные пунктом 4.4 перечня, и пунктами 7–13 настоящего Положения.

ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ ОПЕКУНАМ (ПОПЕЧИТЕЛЯМ)

20. Дети передаются лицам, назначенным их опекунами (попечителями), на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя).

21. Ребенок передается опекуну (попечителю) из детского интернатного учреждения, организации здравоохранения, государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в сезонном комплекте одежды.

Одновременно с передачей ребенка руководителем учреждения (организации), указанного в части первой настоящего пункта, либо управлением (отделом) образования по месту жительства (нахождения) ребенка опекуну (попечителю) передаются следующие документы:

свидетельство о рождении (при наличии);

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;

документы об обучении (для детей, получающих общее среднее образование);

документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания для назначения опеки (попечительства) (копии свидетельства о смерти родителей (родителя), справка органа внутренних дел о розыске родителей (родителя), копии приговора или решения суда о лишении родителей (родителя) родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании родителей (родителя) недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, об объявлении родителей (родителя) умершими, о назначении родителям (родителю) наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы и другие документы, подтверждающие невозможность воспитания родителями детей);

сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения об опекунах над имуществом;

документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части), либо о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

удостоверение беженца (при наличии);

свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (при наличии);

свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь (при наличии);

иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

При установлении опеки (попечительства) над ребенком-инвалидом или ребенком, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими) и которому назначена пенсия, опекуну (попечителю) одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу о выплате пенсии в структурное подразделение районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, по месту получения пенсии.

Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то опекунам (попечителям) передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку степени утраты здоровья и т.п.), и разъясняется порядок обращения в структурное подразделение районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, по месту жительства опекуна (попечителя) по вопросу о назначении пенсии.

Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно опекунам (попечителям) по акту. Акт передачи документов подопечного его опекуну (попечителю) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у опекуна (попечителя), а второй – в личном деле подопечного.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

22. Подопечный имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам.

Опекун (попечитель) ребенка по просьбе родителей ребенка, других родственников организует их общение с подопечным.

Опекун (попечитель) может обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об ограничении общения подопечного ребенка (детей) с родителями, другими родственниками в случаях, когда такое общение не соответствует его (их) интересам. В заявлении опекун (попечитель) указывает, с кем из родственников, по каким причинам общение противоречит интересам подопечного.

Управление (отдел) образования выясняет желание ребенка, достигшего возраста десяти лет, и готовит проект решения органа опеки и попечительства о порядке общения подопечного ребенка с родителями и другими родственниками с указанием времени, места и иных условий общения либо об ограничении такого общения.

23. Опекуны (попечители) не имеют права препятствовать усыновлению подопечных другими лицами.

Опекуны (попечители) обязаны организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК УЧЕТА ПОДОПЕЧНЫХ ДЕТЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВИЯМИ ИХ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ

24. Учет подопечных осуществляют управления (отделы) образования по месту жительства подопечного.

25. Подопечные подлежат учету в управлении (отделе) образования со дня установления опеки (попечительства) до достижения ими совершеннолетия или до принятия решения органа опеки и попечительства об освобождении, отстранении опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей.

Учет подопечных ведется в журнале по форме, утверждаемой Министерством образования.

Сведения о подопечных, достигших совершеннолетия, передаются управлениями (отделами) образования в территориальные центры социального обслуживания населения.

26. На подопечного управление (отдел) образования по месту установления опеки (попечительства) формирует личное дело.

В личное дело подопечного управление (отдел) образования включает копии документов и сведений, указанных в пунктах 6, 7, 10 настоящего Положения, копию решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним и назначении опекуна (попечителя), акты обследования условий жизни и воспитания подопечного.

27. При перемене места проживания опекун (попечитель) обязан обратиться в управление (отдел) образования по месту установления опеки (попечительства) с заявлением о передаче личного дела подопечного в управление (отдел) образования по новому месту проживания опекуна (попечителя), указав в заявлении дату выбытия по новому месту проживания, и предъявить паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства либо свидетельство (справку) о регистрации по месту пребывания.

Управление (отдел) образования вносит сведения о новом месте проживания опекуна (попечителя) и подопечного в личное дело каждого ребенка, находящегося под опекой (попечительством) заявителя, в пятидневный срок обеспечивает передачу личного дела подопечного в управление (отдел) образования по его новому месту проживания с указанием в сопроводительном письме сведений о новом месте проживания опекуна (попечителя) и подопечного ребенка и прекращает ежемесячные денежные выплаты на его содержание.

28. Управление (отдел) образования по новому месту проживания подопечного принимает его на учет, готовит решение органа опеки и попечительства о возобновлении ежемесячных денежных выплат на его содержание, вносит его на рассмотрение органа опеки и попечительства и в двухнедельный срок со дня прибытия ребенка информирует об этом управление (отдел) образования по его прежнему месту проживания.

29. Контроль за условиями жизни и воспитания подопечных в семьях опекунов (попечителей) осуществляется управлениями (отделами) образования по их месту проживания либо уполномоченными ими учреждениями образования.

Контрольные обследования условий жизни и воспитания подопечных проводятся в течение всего срока опеки (попечительства) не реже двух раз в год.

По результатам каждого обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания подопечного, в котором дается оценка положения ребенка в семье опекуна (попечителя) и исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей. При поступлении информации о ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей управление (отдел) образования проводит оценку безопасности нахождения ребенка в семье опекуна (попечителя) на момент посещения семьи, оценку риска неудовлетворения его основных жизненных потребностей при дальнейшем пребывании ребенка в семье опекуна (попечителя). При необходимости отстранения либо освобождения опекуна (попечителя) от возложенных на него обязанностей соответствующие предложения направляются для рассмотрения в орган опеки и попечительства.

30. Личные дела подопечных детей, а также иные имеющиеся материалы об установлении опеки (попечительства) хранятся до совершеннолетия ребенка в управлении (отделе) образования, осуществлявшем ежемесячные денежные выплаты на его содержание на момент достижения совершеннолетия. По достижении ребенком совершеннолетия его личное дело передается в установленном порядке в архивное учреждение.

ГЛАВА 6
ОСВОБОЖДЕНИЕ, ОТСТРАНЕНИЕ ОПЕКУНОВ (ПОПЕЧИТЕЛЕЙ) ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

31. Решение об отстранении или освобождении опекуна (попечителя) от выполнения им своих обязанностей в случаях, установленных в статьях 167 и 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, принимается органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного по представлению управления (отдела) образования.

—————————————————————————

В соответствии с пунктом 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 часть вторая пункта 31 настоящего постановления вступает в силу с 9 августа 2012 г.

__________________________________________________

Принятие решения об освобождении опекуна (попечителя) осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4.11 перечня.

Опекун может быть отстранен от возложенных на него обязанностей в случае совершения подопечным попытки суицида, а также если он не обеспечивает раздельное проживание подопечного с его родителями (родителем), иными лицами, лишенными родительских прав, лицами, у которых дети отобраны без лишения родительских прав, лицами, больными хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, лицами, имеющими судимость за умышленные преступления, а также лицами, осуждавшимися за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека, лицами, признанными судом недееспособными, ограниченно дееспособными.

32. Исключен.

33. Исключен.

34. В случае освобождения или отстранения опекунов (попечителей) от выполнения ими своих обязанностей по опеке (попечительству) над несовершеннолетними детьми они передают управлению (отделу) образования по акту удостоверение опекуна (попечителя) и все хранящиеся у них документы подопечных, указанные в пункте 21 настоящего Положения, и отчитываются о порядке управления имуществом подопечного.

35. Опека (попечительство) над подопечными прекращается:

при достижении подопечным возраста 18 лет;

при вступлении подопечного в брак, если ему в установленном порядке снижен брачный возраст;

при объявлении подопечного полностью дееспособным (эмансипация).

Решение органа опеки и попечительства о прекращении попечительства в этих случаях не требуется.

При прекращении опеки (попечительства) попечитель передает управлению (отделу) образования по акту удостоверение опекуна (попечителя), а лицу, над которым осуществлял попечительство, – все хранящиеся у него документы, указанные в пункте 21 настоящего Положения, и отчитывается об управлении его имуществом в присутствии представителя органа опеки и попечительства.

ГЛАВА 7
ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД НЕСОПРОВОЖДАЕМЫМИ ИНОСТРАНЦАМИ, ХОДАТАЙСТВУЮЩИМИ О ЗАЩИТЕ ЛИБО КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЕНА ВРЕМЕННАЯ ЗАЩИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

36. Орган опеки и попечительства после получения из подразделения по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов акта об обнаружении брошенного ребенка незамедлительно направляет несопровождаемого иностранца, изъявившего желание ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, в государственную организацию здравоохранения для проведения бесплатного обязательного медицинского освидетельствования, оказания медицинской помощи (по показаниям) и получения протокола обязательного медицинского освидетельствования, в котором указываются сведения о состоянии здоровья и возможности его пребывания в детском коллективе.

Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения акта об обнаружении брошенного ребенка обращается в подразделение по гражданству и миграции, составившее данный акт, от имени несопровождаемого иностранца, изъявившего желание ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, с соответствующим ходатайством и принимает иные меры по защите его прав и законных интересов.

37. Руководитель государственной организации здравоохранения информирует орган опеки и попечительства об окончании проведения бесплатного обязательного медицинского освидетельствования и оказании медицинской помощи (по показаниям) несопровождаемому иностранцу, ходатайствующему о защите.

Протокол обязательного медицинского освидетельствования выдается представителю органа опеки и попечительства в течение одного рабочего дня после окончания проведения бесплатного обязательного медицинского освидетельствования, оказания бесплатной скорой медицинской помощи несопровождаемому иностранцу, ходатайствующему о защите.

38. Орган опеки и попечительства помещает несопровождаемого иностранца, ходатайствующего о защите, в детское интернатное учреждение до принятия решения о его дальнейшем устройстве. Опекунами (попечителями) несопровождаемых иностранцев, ходатайствующих о защите, находящихся в детском интернатном учреждении, являются руководители указанных учреждений.

381. Несопровождаемый иностранец, достигший возраста шестнадцати лет, изъявивший желание ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, с согласия органа опеки и попечительства может помещаться подразделением по гражданству и миграции в пункт временного поселения либо место временного поселения.

39. Исключен.

40. Орган опеки и попечительства по месту временного поселения несопровождаемых иностранцев, которым предоставлена временная защита в Республике Беларусь, в случае необходимости может помещать их в детское интернатное учреждение.