ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 сентября 2011 г. № 251
Об утверждении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 276 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/38644 от 30.08.2022 г.) <W22238644>;
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 июня 2025 г. № 95 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/43419 от 12.06.2025 г.) <W22543419>
На основании пункта 4 статьи 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Инструкцию о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 февраля 2003 г. № 8 «Об утверждении Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 31, 8/9218);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2005 г. № 129 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 19, 8/13767);
постановление Министерства образования Республики Беларусь от 8 декабря 2006 г. № 121 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 159, 8/16687).
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Министр | С.А.Маскевич |
СОГЛАСОВАНО Министр труда М.А.Щеткина 25.08.2011 | СОГЛАСОВАНО Первый заместитель В.В.Амарин 01.09.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель И.В.Войтов 01.09.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель К.А.Сумар 19.08.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель А.Н.Косинец 19.08.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель В.А.Дворник 19.08.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель С.Б.Шапиро 19.08.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель Н.А.Ладутько 30.08.2011 |
|
|
СОГЛАСОВАНО Председатель Б.В.Батура 22.08.2011 | СОГЛАСОВАНО Председатель П.М.Рудник 19.08.2011 |
| УТВЕРЖДЕНО Постановление |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
2. Для целей настоящей Инструкции используются термины в значениях, определенных Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины и их определения:
апробация – деятельность по проверке результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования;
внедрение в практику – использование в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности в сфере образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность, социально-экономическую целесообразность.
ГЛАВА 2
УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Участниками экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования являются:
разработчики и руководители экспериментальных проектов;
разработчики и консультанты инновационных проектов;
учреждения образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования;
обучающиеся и педагогические работники, участвующие в проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
Министерство образования, организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования;
государственное учреждение образования «Академия образования», учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования», государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее, если указано иное, – государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне).
4. Разработчиками и руководителями экспериментальных проектов в сфере образования, разработчиками и консультантами инновационных проектов в сфере образования являются педагогические и научные работники учреждений образования, работники иных организаций, специалисты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
5. Экспериментальная деятельность в сфере образования проводится организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, учреждениями образования, иными организациями и республиканскими органами государственного управления.
6. Экспериментальный проект разрабатывается и направляется на предварительное рассмотрение в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление экспериментальной деятельности в сфере образования.
В случае согласия участвовать в экспериментальной деятельности учреждения образования, за исключением указанных в частях четвертой и пятой настоящего пункта, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в сфере образования в структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управления (отделы) образования), по месту их нахождения не позднее 5 апреля.
Управления (отделы) образования принимают решение об участии заявленных учреждений образования в экспериментальной деятельности в сфере образования и подают заявки в соответствующее структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.
Учреждения образования, находящиеся в подчинении структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в сфере образования в структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.
Структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждения образования, подчиненные Министерству образования и иным республиканским органам государственного управления, Администрации Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, подают заявки на участие в экспериментальной деятельности в сфере образования непосредственно в государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, не позднее 20 апреля.
7. Руководители экспериментальных проектов представляют экспериментальные проекты в государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, не позднее 20 апреля.
8. Экспериментальный проект должен содержать:
полное название экспериментального проекта;
данные о руководителе (руководителях): фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место работы и должность служащего, ученую степень и (или) ученое звание (при наличии);
перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности в сфере образования;
основную идею экспериментального проекта, определяющую его новизну;
обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта;
цель и задачи;
описание научных теорий и разработок, на основе которых создан экспериментальный проект;
описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы, иное);
описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности в сфере образования;
кадровое и материально-техническое обеспечение экспериментального проекта;
сроки осуществления экспериментальной деятельности в сфере образования;
программу реализации экспериментального проекта;
финансово-экономическое обоснование экспериментального проекта.
9. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, проводит оценку экспериментальных проектов и готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность в сфере образования, не позднее 15 июня.
10. Организацию и координацию работы по осуществлению экспериментальных проектов, утверждение руководителей экспериментальных проектов и определение сроков экспериментальной деятельности в сфере образования обеспечивают государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.
11. Продолжительность экспериментальной деятельности в сфере образования в учреждении образования составляет от 1 года до 7 лет. В случае выявления в ходе экспериментальной деятельности обстоятельств, требующих дополнительных исследований, сроки могут продлеваться государственной организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, но не более чем на 2 учебных года от запланированных сроков.
12. Экспериментальная деятельность в сфере образования завершается досрочно в случаях:
существенных отклонений от содержания экспериментального проекта;
получения отрицательных результатов эксперимента.
13. Решение о досрочном прекращении или продлении сроков экспериментальной деятельности в сфере образования, дополнительном включении или исключении учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность в сфере образования, принимается государственной организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, по согласованию с Министерством образования.
14. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, создает условия для обсуждения участниками экспериментальной деятельности в сфере образования хода реализации экспериментальных проектов.
По результатам реализации экспериментального проекта руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность в сфере образования, ежегодно и по окончании сроков реализации экспериментального проекта оформляет справку (отчет) и согласовывает ее с руководителем (руководителями) экспериментального проекта до 1 июня.
Экспериментальные проекты хранятся в государственной организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.
15. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, рекомендует апробированные в ходе экспериментальной деятельности в сфере образования результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность, для внедрения в ходе инновационной деятельности в сфере образования.
16. Государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, формируют и направляют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году экспериментальная деятельность в сфере образования, и по перечню учреждений образования, на базе которых досрочно завершена экспериментальная деятельность в сфере образования в текущем учебном году, не позднее 25 июня.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
17. Инновационный проект разрабатывается и направляется консультантом (консультантами) на предварительное рассмотрение в учреждения образования, на базе которых предполагается осуществление инновационной деятельности в сфере образования, либо в организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение образования.
В случае согласия участвовать в инновационной деятельности учреждения образования, за исключением указанных в частях четвертой и пятой настоящего пункта, подают заявки на участие в инновационной деятельности в сфере образования в управления (отделы) образования по месту их нахождения не позднее 5 апреля.
Управления (отделы) образования принимают решение об участии заявленных учреждений образования в инновационной деятельности в сфере образования и подают заявки в соответствующее структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.
Учреждения образования, находящиеся в подчинении структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, подают заявки на участие в инновационной деятельности в сфере образования в структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования, не позднее 10 апреля.
Структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждения образования, подчиненные Министерству образования и иным республиканским органам государственного управления, Администрации Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, подают заявки на участие в инновационной деятельности в сфере образования непосредственно в государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, не позднее 20 апреля.
18. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, проводит оценку инновационных проектов и готовит заключение о включении (невключении) в перечень на предстоящий учебный год учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, не позднее 15 июня.
19. Организацию и координацию работы по осуществлению инновационных проектов, утверждение консультантов инновационных проектов, определение сроков инновационной деятельности в сфере образования обеспечивают государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.
20. Инновационный проект должен содержать:
полное название инновационного проекта;
данные о консультанте (консультантах) и руководителе учреждения образования: фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место работы и должность служащего, ученую степень и (или) ученое звание (при наличии);
перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности в сфере образования;
обоснование использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности в сфере образования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность;
цель и задачи;
описание структуры внедряемой модели (технологии, методики, системы, иное);
кадровое и материально-техническое обеспечение инновационного проекта;
описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности в сфере образования;
сроки осуществления инновационной деятельности в сфере образования;
финансово-экономическое обоснование инновационного проекта;
программу реализации инновационного проекта;
план реализации инновационного проекта на учебный год.
21. Государственная организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, по согласованию с Министерством образования принимает решение об увеличении количества учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования по реализованным экспериментальным проектам, с целью массового использования и подготовки участников образовательного процесса к их освоению и использованию нововведений.
22. Продолжительность инновационной деятельности в сфере образования в учреждениях образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, составляет от 1 года до 5 лет.
23. Инновационная деятельность в сфере образования завершается досрочно в случаях:
существенных отклонений от содержания инновационного проекта;
досрочного достижения предусмотренных программой реализации инновационного проекта результатов.
24. Решение о досрочном прекращении инновационной деятельности в сфере образования, об изменении состава ее участников принимается государственной организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, по согласованию с Министерством образования.
25. Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение образования, создает условия для обсуждения участниками инновационной деятельности в сфере образования хода реализации инновационных проектов.
Руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, ежегодно и по окончании сроков реализации инновационного проекта оформляет справку (отчет) и согласовывает ее с консультантом (консультантами) инновационного проекта до 1 июня.
Руководители учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования, совместно с консультантом (консультантами) инновационного проекта обеспечивают информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности в сфере образования.
По результатам реализации успешно завершенного инновационного проекта руководитель учреждения образования, на базе которого осуществлялась инновационная деятельность в сфере образования, совместно с консультантом (консультантами) инновационного проекта до 1 декабря года окончания инновационного проекта готовят информационно-аналитические материалы, методические, дидактические и иные материалы по внедрению результатов инновационной деятельности в сфере образования в образовательный процесс.
Методические, дидактические материалы по использованию результатов инновационной деятельности в сфере образования в образовательном процессе разрабатываются при непосредственном участии консультанта (консультантов) инновационного проекта и направляются для оценки в государственную организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение образования на областном (г. Минска) уровне, государственную организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.
Инновационные проекты хранятся в государственной организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.
26. Государственные организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне, формируют и направляют предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, на базе которых будет осуществляться в предстоящем учебном году инновационная деятельность в сфере образования, и по перечню учреждений образования, на базе которых досрочно завершена инновационная деятельность в сфере образования в текущем учебном году, не позднее 25 июня.
ГЛАВА 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
27. Министерство образования ежегодно утверждает перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, на основании предложений государственных организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на республиканском уровне.
28. На основании приказа Министра образования учредители учреждений образования (при необходимости) издают приказы, в которых определяются лица, которые обеспечивают реализацию экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
29. На основании приказа Министра образования (учредителя учреждения образования) руководитель учреждения образования издает приказ, в котором определяет педагогических (научных) работников учреждения образования, непосредственно осуществляющих программу реализации экспериментального и инновационного проекта в сфере образования.
30. Внесение изменений в содержание экспериментального (инновационного) проекта участниками экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования осуществляется по согласованию с руководителем (руководителями) экспериментального проекта, консультантом (консультантами) инновационного проекта.
31. Руководитель учреждения образования, на базе которого осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, совместно с руководителем (руководителями) экспериментального и консультантом (консультантами) инновационного проектов обеспечивает реализацию экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
32. Не допускается организация экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, в ходе которой наносится моральный или физический вред здоровью обучающихся и педагогических работников.